Урок по технологии устройство бытовых машин

Урок технологии по теме «Устройство бытовой швейной машины. Работа на бытовой швейной машине». 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель: знакомство учащихся с историей и устройством бытовой швейной машины, создание условия для формирования навыков работы на ней.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с устройством бытовой швейной машины, правилами организации рабочего места швеи, правилами техники безопасности при работе.
  • Способствовать формированию у учащихся навыков работы на бытовой швейной машине
  • Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности в работе, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам.

Оборудование и материалы:

  • учебник «Технология 5» (вариант для девочек) под ред. В. Д. Симоненко,
  • бытовые швейные машины,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • мультимедийная презентация к уроку, разработанная учителем (учащимися),
  • карточки-задания,
  • инструкционные карты.

Этапы работы

Содержание этапа 1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цели и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

– создать положительный эмоциональный настрой;
– помочь принять правильную рабочую позу;
– напомнить о важности санитарно-гигиенических требований к работе и аккуратности.

Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока: словесные, объяснительно-иллюстративные – Добрый день! Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Я, ты, он, она
Вместе дружная семья
Улыбнись соседу слева!
Улыбнись соседу справа!
За работу нам пора!

– Вспомним о важности правильной осанки при работе. Учебные принадлежности, швейное оборудование помогут нам освоить наш новый материал. 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: продемонстрировать полученные знания и умения по теме «Виды ручных швов».

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить знания, обучающихся по теме «Виды ручных швов»; – выявить затруднения, возникшие при изучении темы

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: устный опрос, практическая работа учащихся

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: похвала

Методы оценивания ответов учащихся в ходе опроса: тестирование Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим ваши знания и умения, которые вы приобрели при изучении темы «Виды ручных швов».

– 2 человека (по желанию) будут работать по карточкам, выполняя маленькое практическое задание

– Остальным предлагаю ответить на вопросы теста (Тест из пяти вопросов. К каждому вопросу по три варианта ответа, из которых нужно выбрать правильный. Неправильные ответы «автоматически исчезают» при выборе нужного. Каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл) (Презентация, слайд 1)

– Молодцы, вы хорошо справились с поставленной задачей! 3. Изучение нового учебного материала

А) Формулировка цели и задач урока

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об инструментах и материалах для ручного шитья
Цель, которую хочет достичь учитель:
– мотивирование учащихся на изучение нового материала;
– способствовать развитию познавательных способностей учащихся.

Методы: активизации познавательной деятельности (На данном этапе тему урока учитель формулирует вместе с учащимися)

– Скажите, какими инструментами мы пользовались, выполняя ручные швы? (Иглами, ножницами, булавками).
– Сколько времени занимает украшение салфетки ручными швами? А если сшить платье, используя только ручные швы, сколько понадобится времени? (Много)
– Выходит, чтобы шить одежду требуется какое – то приспособление, которое поможет быстро и качественно выполнять швейные работы? Загадка поможет ответить на этот вопрос:

Наша тетушка игла,
Строчку по полю вела,
Строчка в строчку,
Строчка в строчку
Будет платье вашей дочке. (Швейная машина)

– Так какая же у нас будет тема урока? (Швейная машина. Ее устройство, правила работы на ней, правила техники безопасности при работе). Б) Изложение нового материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
знать основные этапы в изобретении швейной машины;
– знать устройство бытовой швейной машины и правила безопасной работы на ней.
Цель, которую ставит перед собой учитель:
– ознакомить с историей создания швейной машины и их современной классификацией;
– ознакомить учащихся с устройством швейной машины;
– способствовать запоминанию видов швейных машин, основных деталей;
– способствовать развитию первоначальных навыков работы на швейной машине;
– создать условия для формирования умения работать в паре;
– Развивать внимание, умение, анализировать, оценивать себя и товарища.
– содействовать воспитанию аккуратности в работе, внимательности, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам.

Методы: рассказ, метод иллюстрации и демонстрации (в сопровождении слайдов презентации), показ приемов безопасной работы, практическая работа учащихся 1. История создания швейной машины (сообщения учащихся)

Швейная машина – основной инструмент для работы с тканью (Слайд 3).
С давних времен шить приходилось не только одежду. В средние века люди стали всё чаще выходить в море, создавались целые флотилии торговых и военных кораблей (Слайд 4). Все они ходили под парусами. Шитье парусов было куда сложнее, чем шитьё платьев: требовалось очень прочно скрепить между собой большие куски толстой материи.
Любая техническая разработка в те времена была строжайшим секретом, оберегаемым от всех. Особенно тщательно охранялся секрет машины, ускоряющей процесс шитья.
15 в. Леонардо Да Винчи предложил первый проект машины для пошива одежды. Но из – за строжайшего секрета, ее чертежи так и не дошли до нас (Слайд 5).
В 1755 году немец Карл Вейзенталь сделал первый шаг к её изобретению. Он получил патент на иглу, которую можно было использовать в швейном механизме. Игла имела два острых конца, а ушко, куда продевалась нитка, располагалось посередине (Слайд 6).
В 1845 году американец Элиас Хоу представил на суд публики своё изобретение – швейную машинку, способную делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту (Слайд 7).
В 1851 г. Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин челночного стежка, у которой игла закрепляется в вертикальном положении и используется верхняя и нижняя нить (Слайд 8).

Швейная машина в России (Слайд 9)

В 1900г. В подмосковном городе Подольске фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин и деталей, доставляемых из-за границ.
В 1917г. была создана отечественная швейная промышленность.

Читайте также:  Двигатель ваз 2110 карбюраторный схема

2. Классификация современных швейных машин (Слайд 10)

– электромеханические;
– компьютеризированные;
– швейно-вышивальные.

Виды приводов швейных машин:

Швейные машины в школьной мастерской

3. Устройство бытовой швейной машины (Слайд 11).

Швейные машины бывают промышленные и бытовые.
Бытовые швейные машины разнообразны по своей конструкции, техническим возможностям и внешнему виду.
Но их устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего.
Бытовые предназначены для стачивания тканей, выполнения декоративных строчек, для вышивания и штопки

Объяснение с одновременной демонстрацией устройства швейной машины

(Эффект анимации на слайде позволяет одновременно видеть номер детали на рисунке швейной машины и читать название детали.)

– Соотнесите название деталей на слайде и на швейной машине кабинета технологии.

Знакомство с правилами безопасной работы на швейной машине 5. Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
различать устройства ручного и электрического приводов машины;
– знать названия деталей швейной машины;
– уметь демонстрировать правила безопасной работы на швейной машине.
Цель, которую ставит перед собой учитель:
– способствовать закреплению изученного материала и демонстрации на практике приемов безопасной работы.
Методы: рассказ, метод иллюстрации и демонстрации (в сопровождении слайдов презентации), показ приемов безопасной работы, практическая работа учащихся Практическая работа учащихся (учебник стр. 31)

Задание 1. Подойдите к швейной машинке с ножным приводом, с электрическим приводом и найдите на них детали, указанные на слайде 11.
Задание 2. Напишите в рабочей тетради название основных деталей швейной машины.
Задание 3. Подойди к швейной машинке и продемонстрируй отдельные правила.
Задание 4. Продемонстрируй правила безопасной работы друг другу в паре. 4. Практическая работа учащихся

Цель для учащихся (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока):
– освоить приемы работы на швейной машине;
– уметь выполнять безниточные строчки на бумаге.
Цели, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:
– создать условия для формирования у учащихся навыков работы на швейной машине и выполнения безниточных строчек;
– способствовать формированию навыков безопасной работы на швейной машине.
Методы: практическая работа, работа в парах Работа в парах
1. Сядьте правильно за швейную машинку.
2. Покажите приемы холостого и рабочего хода.
3. Запустите и остановите швейную машинку.
4. Выполните безниточные строчки на бумаге.

– Оцените работу товарищей сигналами.
– Оцените свою работу.
– Совпали ли мнения? 5. Рефлексия

Цель для учащихся (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока): осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Методы: беседа – Какую цель и задачи мы ставили в начале урока?
– Удалось ли их решить?
– Что нужно сделать еще?
– Появилось ли у вас желание работать на швейной машине?
– Хотите шить красивые вещи?
– Это и будет целью следующих уроков технологии, в результате которых мы научимся шить фартук.
– Как вы оцениваете свою работу?
– А работу класса в целом? 6. Задание на дом

Цель самостоятельной работы учащихся:
– закрепить знания об устройстве швейной машины;
– закрепить навыки выполнения безниточных строчек

Урок технологии в 5 классе по теме:Бытовая швейная машина
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Урок технологии в 5-м классе по теме «Бытовая швейная машина».

Раздел «Элементы машиноведения»

Цель урока: формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе

Скачать:

Вложение Размер
Урок технологии в 5-м классе по теме:»Бытовая швейная машина» 30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 5-м классе по теме «Бытовая швейная машина».

Раздел «Элементы машиноведения»

Прусова Наталья Павловна , учитель технологии

Раздел: Элементы машиноведения

Тема: Бытовая швейная машина

Презентация (Слайд 1)

Практическая работа: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине

Цель: формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе

  • образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;
  • развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
  • воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, швейные машины «JAGUAR».
  • Дидактическое обеспечение: учебник «Технология» (вариант для девочек), 5 класс, под ред. Симоненко В. Д., 2012, рабочая тетрадь, карточки-задания.
  • Наглядный материал: презентация по теме урока, стенд «История швейной машины», портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе».
  • Учебно-техническая документация: образцы объекта труда (прямые, волнистые строчки, строчки с поворотом на угол), шаблоны из картона.
  • Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя», кроссворд.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины, машинные работы

Тип урока: изучение нового материала , формирование умений и навыков

Проверка готовности учащихся к занятию.

Сообщение темы и цели урока.

Презентация (Слайд 1)

Презентация (Слайд 2)

Проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала.

II. Актуализация знаний учащихся

Задание 1: Отгадайте загадки: ( Слайд 3 )

Он по комнате ползет,
И гудит, и пыль сосет
Через длинный гибкий нос.
И зовется … (пылесос)

Хоть ворчит, но без угроз,
А внутри его – мороз,
Потому-то в нем еда
Очень свежая всегда. (Холодильник)

Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало! (Утюг)

– Назовите одним словом. Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… – что это?

Ответ учеников: (Бытовые предметы – машины)

– Для чего они предназначены?

Ответ учеников: (Они помогают нам)

– Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.

Задание 2: Отгадайте еще одну загадку, которая тоже является помощником в доме:

На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка (Швейная машина)

Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения в шитье на незаправленной машине.
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.

IV. Изучение нового материала:

Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.

Швейные машины нужны не только для того, чтобы шить одежду. Есть немало хобби, которые связаны с шитьем – например, квилтинг, соединение разноцветных лоскутков в оригинальные пестрые одеяла или художественные панно. Но во всех случаях, когда необходимо соединить друг с другом несколько деталей, швейные машинки могут помочь.

Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей – и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.

Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».

Иллюстрация «Памятник портнихе» ( Слайд 4 )
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.

Знакомство с историей швейной машины

Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.

Иллюстрация «Портрет Леонардо да Винчи» ( Слайд 5 )

Немец Карл Вензенталь изобрел машину, копирующую ручной стежок.
Американец Уолтер Хант – первую машину челночного стежка.
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.

Иллюстрация «Портрет Элиаса Хоу» ( Слайд 6 )

Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» – большинство, не задумываясь, ответят – Зингер.

Иллюстрация «Портрет Зингера» ( Слайд 7 )

Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведен до современного вида и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Зингер, получая патент на свое изобретение, из множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.

Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы. Вполне возможно, что если бы изобретателям первых швейных машин показали современные швейные машинки, они бы очень удивились и не узнали в них наследниц своих изобретений.

Знакомство с современными швейными машинами

Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.

Знакомство с классификацией швейных машин

Все швейные машины различают:

  • по выполняемым операциям: специальные, универсальные;
  • по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.

Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.

На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.

Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод . Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.

Демонстрация учителем основных деталей швейной машины

Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы.
Основными рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.
Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов.

V. Самостоятельная работа учащихся. Работа с терминами:

Знакомство с бытовой швейной машиной с электрическим приводом

  1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой 1.
  2. ( Слайд 8 )
  3. Вклей в рабочую тетрадь карточку.

VI. Физкультминутка: (комплекс упражнений)

VII. Закрепление знаний учащихся

Упражнение « Проверь себя»

1.Напиши названия деталей швейной машины.

2.Проверка выполнение учащимися полученного задания: ( Слайд 9 )

VIII. Подготовка к выполнению машинных работ

1. Вводный инструктаж учителя

При освоении навыков работы на любой швейной машине, чтобы не причинить вред здоровью, следует выполнять ряд правил.

Прочитайте правила безопасной работы на швейной машине (учебник, стр. 31). Назовите правила безопасного труда, которые необходимо соблюдать при выполнении машинных работ.

Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлен швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия. Рабочее место должно находиться в полном порядке, на рабочем столе не должно быть посторонних предметов.

Прочитайте санитарно-гигиенические требования при выполнении машинных работ (учебник, стр. 32). Какие санитарно-гигиенические требования необходимо знать при выполнении машинных работ?

2. Демонстрация подготовки швейной машины учителем

Чтобы подготовить машину к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий:

1) подключить машину к электропитанию;
2) включить местное освещение;
3) повернуть маховое колесо на себя и установить нитепритягиватель и игловодитель в крайнее верхнее положение;
4) поднять лапку;
5) подложить ткань, опустить иглу с помощью махового колеса, опустить прижимную лапку;
6) осторожно надавить на педаль электропривода с целью проверки скорости;
7) выполнить пробную строчку.

Какой бы ни была современная швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку и не вызвать поломку иглы.

IX. Практическая работа

Практическая работа 1: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине на лоскуте ткани

Цель: формировать первоначальные навыки подготовки швейной машины к работе

1. Подготовь швейную машину к работе.
2. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверь скорость шитья.
3. Выполни пробные машинные строчки.

Практическая работа 2: Выполнение контрольного образца на бумаге

Цель: формировать навыки выполнения ровной строчки с поворотом на угол

1. На альбомном листе с помощью линейки начерти прямую линию.
2. Волнистые и зигзагообразные линии начерти с помощью картонного шаблона.
3. Выполни машинные строчки строго по намеченным линиям.

Текущий инструктаж учителя:

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест;
  • проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены;
  • инструктирование по выполнению задания;
  • целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).

Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание (по выбору):

1. Разгадать кроссворд.
2. Подготовить рассказ об истории швейной машины, используя материалы раздаточного альбома. ( Слайд 10 )
3. По материалам альбома найти информацию о Зингере и ответить на вопрос: «Чем знаменит Зингер у нас в России?». ( Слайд 11 )

Х. Подведение итогов урока:

Прием выполненных работ.

Заключительный инструктаж-анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы.

Сообщение оценки работы каждого учащегося.

XI. Инструктаж по выполнению домашнего задания

На следующем уроке мы продолжим знакомиться со швейной машиной и выполним более сложное задание: научимся заправлять машину, выполнять строчки на заправленной машине.

Домашнее задание: ( Слайд 12 )

1.Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы .

  1. Приведение в порядок рабочих мест.

XIII. Общие замечания по уроку и его оценка:

Заключительное слово учителя:

Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.

Считаю, что цель и задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Спасибо за урок!

Спасибо за внимание. ( Слайд 13 )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опубликовано «Когда работаешь творчески. Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. — Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учител.

В методической разработке представлен план — конспект урока технологии в 5 классе раздела: элементы машиноведения, по программе В.Д. Симоненко. Тема урока: «Виды швейных машин. Организация рабоче.

Модуль: Машиноведение.Раздел: Технология изготовления швейных изделий. Цели. Образовательные: закрепить знания учащихся об устройстве швейной машины; ознакомить и научить приемам запра.

Урок технологии в 5-м классе по теме Бытовая швейная машина. Раздел Элементы машиноведения.

Технологическая карта урока по технологии на тему: «Приемы работы на швейной машине. Выполнение образцов машинных швов.».

Актуализация знаний по теме«Уход за швейной машиной. Образцы швов&raquo.

Цель урока: ознакомление с бытовыми приборами для уборки и создания микроклимата в помещении; формирование исследовательских навыков.Задачи урока: Образовательные: общее представление о.

Читайте также:  Схема аппаратура дизельного двигателя
Оцените статью