Урал 4320 тест драйвы

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

Что-то давно у нас не было суровой мужской техники на тесте. Чтобы вот посмотрел на машину, и она поразила своей брутальностью. Ну не в воинскую же часть за танком или БТР ехать? Благо, отечественные производители, работающие со времён СССР, в те годы выпускали продукцию двойного назначения.

Один из таких — автомобильный завод «Урал», где в 1977 году разработали вездеходное шасси с индексом 4320. И на его базе выпустили свыше 60 модификаций. С одной из них мы сегодня и знакомимся.

Итак, перед нами «Урал», полный индекс которого звучит так: 432030-02. Первые цифры до дефиса — индекс удлинённого на 360 мм по сравнению с базовым шасси, а 02 обозначает 220-сильный двигатель. В муниципальном «Красноярском пассажирском автотранспортном предприятии №7» этот тягач находится с 1992 года и вот уже 28 лет исправно выполняет функцию техпомощи. Несмотря на солидный возраст, машина в отличном техническом состоянии. Здесь за ней ухаживают.

«Это же военная техника, её отремонтировать можно в чистом поле. Не надо ни ямы, ни подъёмников. Все запчасти в продаже есть», — улыбается водитель Владимир Ичинский, отвечая на наш вопрос о секрете долголетия рабочей лошадки.

17-тонный силач серьёзно поражает своим видом. Внедорожная резина 20 диаметра, клиренс в 400 мм и общая высота в 2,7 метра. Рядом с грузовиком невольно вспоминаешь строчку «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой» из песенки Вилли Токарева.

На уровне головы — огромная решётка радиатора. Суровый капот, похожий на аллигатора, возвышается где-то сверху. Чтобы открыть его крышку (а она поднимается на 90°), нужны свободные руки — иначе наверх не залезешь. Прямо как в ЗИЛ-131.

Первое, что открывается взору в моторном отсеке — «сердце» машины. К слову, перед нами один из последних экземпляров, выпущенных до пожара на заводе двигателей «КамАЗ» в 1993 году. Поэтому тут громко урчит знакомый многим механикам V-образный 740-й мотор. Для справки: после прекращения поставок ДВС из Набережных Челнов конструкторам Уральского автозавода пришлось экстренно перестраивать кабину под ЯМЗ-236, поэтому по сей день модель выпускают с более длинным капотом.

Тем не менее, камазовский двигатель здесь уже меняли, на заводской табличке указана дата выпуска: сентябрь 2004 года. Как запороли родной первый 740-й, история умалчивает, Владимир Ичинский за рулём этого «Урала» всего 4 года. Здесь особо ломаться-то нечему. Ни тебе турбины, ни тебе электронного впрыска. Обычный механический ТНВД. Лей масло, меняй фильтры, но что-то когда-то пошло не так.

Первые впечатления

Ну да ладно, продолжаем осмотр. В левой части подкапотного пространства установлен горн звукового сигнала. Если такой сзади раздастся, поневоле перестроишься в другой ряд. Даже если и некуда. Ещё одна внушительная по размеру деталь — вентилятор охлаждения. Его металлические широкие лопасти приклёпаны к более узким несущим. Так что дует, будь здоров. Проектировали же для армии, а там насиловать мотор могут в самых неожиданных условиях.

Читайте также:  Добавка для промывки двигателя перед заменой масла

Мощные мосты и многолистовые рессоры всем видом говорят: «не трусь, прорвёмся». К слову, этот грузовик может легко преодолевать брод до 1,5 м.

За кабиной в правой части разместили держатель запасного колеса,
а слева — небольшой сейф, где хранятся инструменты. Всё же техпомощь, как никак, а не просто тягач. Хотя в кузове лежит запас массивных «штанг» для жёсткой сцепки.

Справа под ступенькой, ведущей в кабину, ещё один отсек. Там спрятали аккумуляторы. Ни воры не доберутся, ни грязью клеммы не забрызгает.

Направляемся с водителем в кабину. Тут всё аскетично — солдату негоже расслабляться. Привыкли к креслу
на пневмоподушке? Забудьте. Для пассажиров предусмотрен двухместный диван, он же — инструментальный ящик, если снять «сидушку».

Панель приборов чем-то напоминает камазовскую, от модели 4310 образца середины 1980-х. Тогда Минобороны выставило требование об унификации военных автомобилей многоцелевого назначения «КАМАЗ» и «Урал». Конструкторам пришлось выполнять. Кстати, руль тут тоже от «КАМАЗа».

Перед глазами водителя информация со спидометра, тахометра, амперметра, с датчиков уровня давления воздуха в тормозной системе, о количестве топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, давлении масла. А ещё на панели находится манометр. Да-да, автомобиль оборудован системой регулировки давления в шинах. Не выходя из кабины, можно спустить давление в шинах или поднять в зависимости от местности.

Рядом с длинным шестом для переключения передач расположен ещё один рычаг — поменьше. Он служит для включения повышенной/пониженной передачи.

Перед ними на приборной панели кнопки световой сигнализации аварийной остановки, включения освещения, отопителя и настройка воздухообдува. Рядом — закрытые предохранители и перчаточный ящик.

В кабине шумоизоляции практически нет. Даже при работе двигателя
на холостом ходу разговор водителя и пассажира тихим не назовёшь. А уж если жать на педаль акселератора, то лучше молчать. А то горло заболеть может. Шутим, конечно, но урчание мотора весьма и весьма громкое.

Об эксплуатации

«Еду к автобусу. Если возможно устранить поломку на месте, ремонтируем, если нет — то цепляю на сцепку и везу сюда», — рассказывает Владимир Ичинский.

В паре с пятиступенчатой механической коробкой и блокировкой дифференциала вездеход может тащить на себе даже два автобуса хоть по гололёду, хоть по грязи. Правда, за это приходится платить большим расходом топлива — в среднем на сто километров «Урал 43203» съедает 35-40 литров.

Тут, конечно, играет роль и усилие нажатия на педаль газа. Но Владимир говорит, что страшно на нём по городу разгоняться. Во-первых, камеры везде, во-вторых, остановить эту махину не так-то просто. Даже если двигателем тормозить.

«Тащишь на себе автобус, а перед тобой легковые норовят влезть.
Не понимают, что это почти половина железнодорожного состава — резко не остановишь», — вздыхает Владимир Ичинский.

Так что, если вдруг вы увидели перед собой техпомощь, которая тащит на сцепке автобус, отнеситесь с пониманием и не совершайте опасных манёвров. Лишняя секунда погоды не сыграет, а нервов и здоровья сбережёт много.

Комфорт в движении… Честно, даже не знаем, как описать. По асфальту что водитель, что пассажиры особо не напрягаются. А вот если съехать с дороги, то тут уже надо искать, за что держаться, и изо всех сил прижимать пятую точку к сиденью. Правда, в роли техпомощи наш герой ещё не забирался в непролазные дали, поэтому особого акцентировать внимание на этом моменте не будем. К тому же, ещё раз напомним, машину разрабатывали для армии, где солдат к комфорту не приучают. Ну и для нефтяников, которым по-другому никак до места не добраться.

Читайте также:  Как настроить керхер для мытья машины

Собственно, пора трогаться. Выжать педаль сцепления и включить скорость может даже девушка. А вот чтобы тронуться, сцепление нужно ловить почти что при самом отжатии педали. И с переключением на вторую нужно быть аккуратнее, с непривычки ненароком можно и заднюю включить.

Зеркала заднего вида тут немного выпуклые, что увеличивает обзор. Но о габаритах машины забывать не стоит. Поэтому при подготовке
к транспортировке того же автобуса помощь при движении задним ходом во время подъезда для сцепки лишней не будет.

Однако современные автобусы не просто так зацепить и потянуть. Если пневмобаллоны не заполнены, то катиться нельзя. Поэтому позади «Урала» вывели шланг, который подключают к транспортируемому автобусу для подачи сжатого воздуха.

На кабине установлен мощный прожектор. Мало ли в какое время автобусу предприятия потребуется помощь. А если потребуется «прикурить» нуждающуюся технику, то для этого специалисты предприятия вывели отдельные провода, чтобы не открывать отсек с аккумуляторами.

Вердикт

За всё время работы за рулём этого «Урала» Владимир Ичинский
не сталкивался с особыми трудностями. Всего раз машина его немного напугала, когда вода попала в тормоза и пришлось активно использовать «ручник» и торможение двигателем.

В остальном же «Урал-432030-02» — машина неприхотливая. Топливо переваривает практически любое.

За счёт минимума электроники в конструкции внезапных отказов вряд ли стоит ожидать. Главное, следить за состоянием узлов.

Технические характеристики «Урал-432030-02»:

  • Двигатель — 8-цилиндровый КамАЗ-740.10 мощностью 220 л. с.;
  • Коробка передач — механическая 5-ступенчатая КамАЗ-141;
  • Колёсная формула — 6х6;
  • Раздаточная коробка — двухступенчатая с межосевым блокируемым дифференциалом;
  • Тормозная система — двухконтурная с пневмогидравлическим приводом;
  • Грузоподъёмность — 5,8 тонн;
  • Габариты — 7366х2500х2680 мм;
  • Шины — 14,00-20″;
  • Подвеска — зависимая рессорная;
  • Клиренс – 400 мм.

Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Урал 4320: технические характеристики, фото, видео тест-драйва

В 1977 году на Уральском автомобильном заводе начат выпуск модернизированного грузовика повышенной проходимости Урал 4320. Эта модель является модификацией грузовика Урал 375, которая оснащена дизельным двигателем.

Фото Урал 432002

Данный тип грузовых автомобилей разрабатывался исключительно для нужд армии, но позже получил широкое распространение и в гражданской сфере. Урал был незаменим в условиях тайги и Сибири, успешно эксплуатировался в Заполярье и в зонах пустынь.

История создания Урал 375

У предшественника, при всех его выдающихся характеристиках, был один существенный недостаток – большой расход бензина. В отдельных тяжёлых условиях эксплуатации он доходил вплоть до семидесяти литров на сто километров. Это значительно ограничивало эксплуатацию автомобиля, особенно в дальних районах страны.

Идея создания нового экономичного дизельного агрегата на заводе вынашивалась давно, но реализовать её не получалось из-за финансовых трудностей предприятия. Тогда руководство завода, при поддержке государства, обратилось за помощью к лидеру советского двигателестроения – Ярославскому моторному заводу.

Фото Урал 4320 вид сзади

Результатом этих действий стало появление нового дизельного агрегата ЯМЗ-7Э641, который сразу же был отправлен на опытные испытания. Во время испытаний был выявлен ряд недостатков, устранение которых существенно затягивало запуск массового производства. После прохождения всех тестов и череды доработок, новый двигатель пошёл в массы, а оснащённый ним автомобиль получил индекс 4320.

Читайте также:  Устройство машины для очистки семян

Помимо ярославских двигателей, Урал оснащался дизельными агрегатами Камского завода. Двигатели КАМАЗ получили широкое распространение ввиду своих приемлемых характеристик и умеренного расхода топлива. Однако из-за пожара на заводе, возникшего в 1993 году, комплектация Уральских грузовиков Камским двигателем прекратилась.

Особенности модели

Как уже упоминалось, автомобиль был создан для нужд обороны страны. Таким образом, он должен был соответствовать определённым требованиям. Основные из них — это повышенная проходимость, возможность перевозки людей и буксировки техники, неприхотливость и хорошая ремонтопригодность. Урал 4320 отлично подходил на роль такого автомобиля. Полный привод всех колёс и короткие свесы позволяют ему преодолевать канавы глубиной до двух метров, а герметизация основных узлов дала возможность форсировать полутораметровые водные преграды. Трансмиссия снабжена межосевым дифференциалом и раздаточной коробкой.

Для повышения проходимости Урал 4320 оснащался автоматической лебёдкой, которая выдерживала нагрузку до семи тонн.

Внешний вид Урал 375

Внешне автомобиль внушает уважение. Весь его вид указывает на значительный потенциал и способность справиться с любыми дорожными условиями. В его чертах напрочь отсутствует какая-либо «хлипкость». Нет ничего лишнего — каждый узел несёт в себе функциональность и практичность.
Кабина грузовика цельнометаллическая. Модификация для холодного климата имеет дополнительное утепление кабины и двойные стёкла. Из-за использования другого двигателя, капот Урала 4320 несколько длиннее, чем у 375-ой модели. Переднее стекло — панорамного типа, состоящее из четырёх частей.

Металлический кузов оснащён съёмными дугами, на которые крепится тент. В кузове вдоль боков расположены откидные лавки. Передние крылья автомобиля имеют характерную форму, которая облегчает доступ к шасси. Колёса «обуты» в резину с грунтозацепами.

Технические характеристики Урал 375

Дизельный двигатель КамАЗ обеспечивает автомобилю приличные ходовые качества. Максимальная скорость Урала составляет 85 км/ч. Средний расход топлива составляет 35-40 литров. Полного бака, имеющего объём четыреста литров, хватает в среднем на девятьсот километров. Это особенно актуально при эксплуатации грузовика в местах, удалённых от заправочных станций. Грузоподъёмность Урала составляет 5000 килограмм при массе самого автомобиля в 8 тонн. Благодаря высоко оборотистому двигателю, Урал 4320 способен преодолевать подъёмы крутизной до 35 градусов.

Варианты модификаций Урал 375

Благодаря своим исключительным потребительским и внедорожным характеристикам, Урал обзавёлся множеством модификаций. На его базе построено более трёхсот видов специализированных версий, таких как автокран, автомобиль пожарной службы, тягач, автоцистерна и пр.

Фото трейлера Урал 4320

Схема Урал 4320

Кабина может быть в нескольких вариантах исполнения. В стандартной версии она имеет две двери и три посадочных места. Также существуют варианты кабины с четырьмя дверьми и со спальным местом.

Стоимость Урал 375

Цены на современную модификацию Урала 4320 стартуют от 1 800 000 рублей. Это стоимость шасси с кабиной и двигателем ЯМЗ-236НЕ2. Существует обновлённый вариант шасси с новой современной кабиной (выпускается с 2009 года). Новая кабина имеет обтекаемые формы и пластиковое переднее оперение. Стоимость автомобиля с такой кабиной стартует от 1 810 000 рублей за базовый вариант.

На вторичном рынке можно найти более-менее приличные варианты за 700 000–1 200 000 рублей. Стоимость зависит от технического состояния автомобиля и его модификации.

Видео тест-драйва Урал 4320

Оцените статью