Универсальные шины для машин

Универсальные летние шины для бездорожья и асфальта: характеристики, свойства протектора + список популярных моделей

Интересным и вполне неожиданным для многих является тот факт, что для использования внедорожного автомобиля, купленного в салоне, по прямому назначению ему, прежде всего, необходимо сменить резину.

Практически все серьезные полноприводные внедорожники, реализуемые официальными дилерами, обуты в шины, которые годятся большой частью для летнего передвижения по асфальту. Иногда для привлечения клиента продавец может предложить какие-то особые шины, но чаще всего это будет дополнительный зимний комплект, который вам предложат к новогодней распродаже.

Оно и понятно — после нового года автомобиль уже «постареет» на один год. Во все другое время вам будет предложена машина на универсальных колесах. И универсальность эта заключается в том, что работают они примерно одинаково на любом покрытии. При покупке бюджетного варианта, колеса будут еще, как правило, и меньшего радиуса, что ухудшает не только их качества, но и внешний вид автомобиля.

О чем это мы

Классификация летних шин для внедорожников включает в себя следующие виды резины:

В рамках публикации рассмотрим универсальные летние шины A/T.

Покрышки A/T привлекают своей универсальностью, небольшой ценой и информацией от производителей о том, что данная шина предназначена для автомобилей, которые проводят на асфальте 80% пути. Вот только под оставшимися 20% не подразумевается какое-либо серьезное бездорожье.

В продаже можно увидеть шины с маркировкой «extreme AT», но всего лишь маркетинговый ход, ни для какого экстрима эти шины не предназначены. Точно так же не стоит думать, что летние A/T покрышки с обозначением «M+S» не подразумевают использование их зимой. Все-таки – щадящая европейская зима и суровая российская подразумевают абсолютно разные температуры и дорожные условия.

Резиносмесь, из которой изготавливают универсальные шины из бюджетной и даже средней ценовых категорий, серьезно твердеет при отрицательных температурах, свойственных суровому российскому климату, что делает «никаким» сцепление с дорогой. И тут уже не поможет ни полный привод, ни «умная» электроника.

Поведение A/T шин на дорогах

Шины этого класса при движении по твердому покрытию имеют примерно одинаковые характеристики, что бы не заявлял производитель. В целом их поведение можно охарактеризовать как «хорошее», если конечно не заниматься экстремальным вождением, подразумевающим скоростную и сверхскоростную езду по асфальтированному шоссе. Хорошие модели дают уверенность водителю до скорости 130-150 км/ч. Хотя быстрее по нашим трассам ездить и нельзя.

Выделим некоторые особенности, которые отличают A/T шины от «шоссейных»:

  • увеличенный тормозной путь;
  • повышенная жесткость резины;
  • большая склонность к аквапланированию;
  • шины класса A/T более шумные;
  • из-за повышенного сопротивления качению, расход топлива с такой резиной увеличивается.

Да, если вы передвигаетесь преимущественно в городе, или вообще — часто стоите в пробках, то вышеуказанных особенностей вы и не заметите.

Поведение A/T-шин в условиях бездорожья

  • На серьезном российском бездорожье эти шины беспомощны. Стоит различать понятие «бездорожья», которые подразумевают производители Ауди Q7 и УАЗ Патриот (что кстати поставить на Патрика писали здесь ). Ухудшение сцепных качеств происходит это из-за быстрого забивания протектора грязью, чему способствует близкое расположение друг к другу элементов рисунка протектора. Шина становится гладкой и скользкой, и не может уже цепляться за грунт.
  • При движении по камням и сыпучему грунту эти шины уже демонстрируют неплохую проходимость. Сухие частицы не забивают так колесо, как липкая грязь.
  • При движении по зыбкому грунту автомобилю на такой резине также не хватает сцепления. Протектор опять-таки быстро загрязняется, становится скользким, и не может уже эффективно толкать автомобиль.

Снижение давления в универсальных шинах буквально на одну атмосферу серьезно поднимает их внедорожные качества, но ненадолго. Но, не стоит забывать, что на полуспущенных покрышках сильно возрастает риск разбортировки колеса.

Читайте также:  Устройство двигателя шкода октавия 1 6 bse

Небольшой обзор A/T-шин

Пожалуй, самым типичным представителем подобной резины можно считать шины BF Goodrich AT, которые весьма популярны у отечественных владельцев внедорожников. Протектор этой покрышки выглядит весьма агрессивно по сравнению с дорожными шинами и обладает достаточно глубоким рисунком. В плечевой зоне есть даже нечто напоминающее грунтозацепы. Но, так как покрышка универсальная, то расстояние между элементами протектора — небольшое, а значит, самоочищение будет не особо эффективным. Массовая любовь отечественных автомобилистов к этим шинам — следствие доступной цены, повышенной износостойкости, широкой линейки размеров и стильному дизайну.

Bridgestone Dueler A/T 694. По заверению производителя характеристики этой модели по сравнению с предшествующей 693 существенно выросли. Трехмерные блоки протектора улучшили управляемость. Канавки увеличенной длины позволяют шине не терять свои сцепные свойства по мере ее износа.

Toyo Open Country A/T. Производитель заявляет об устойчивости и предсказуемости этой резины на всех типах дорожного покрытия. Достигается это путем использования изменяемой глубины протектора, множеству разношироких канавок, и блоков, имеющих самую различную форму. Протекторный рисунок не очень агрессивен, на шине присутствуют боковые грунтозацепы. Применение широких межблочных канавок, расположенных под различными углами, способствует быстрому самоочищению, неплохому сцеплению и проходимости.

Cooper Discoverer S/T. Являются по-настоящему универсальными шинами, которые остаются стабильными и предсказуемыми при движении на разных типах покрытия и в процессе торможения. Правда, различные тесты показали, что эти шины сильно теряют управляемость на скорости более 60 км/ч, но и повреждений на них после тестирования было меньше по сравнению с другими.

Cooper Discoverer ATR. Эта резина хорошо ведет себя на гравии и песке, кроме того она очень тихая. Но вот на бездорожье, где нужно передвигаться с малой скоростью эти шины оказались далеко не самыми лучшими.

Mickey Thompson Baja ATZ Radial Plus. Шины слегка показывают не самое лучшее сцепление на гравийной дороге. Также они не самым лучшим образом проходят повороты на скорости.

Procomp All Terrain. Хорошая резина по всем показателям, но далеко не дешевая и малораспространенная.

Dunlop Grandtrek AT3. Большинство отзывов об этой резине в интернете — положительные.

Goodyear Wrangler AT/SA. Отзывов немного, практически все они — положительные.

Goodyear Wrangler AT/R. Широкие канавки, хорошо отводящие жидкую грязь, остроугольные блоки, обеспечивающие уверенное сцепление на различном покрытии, множество ламелей, снижающих шум на твердой дороге и дающих хорошую управляемость.

Hankook RF10 Dynapro ATm. Только положительные отзывы, достойный конкурент популярному BF Goodrich AT. Изнашиваются чуть быстрее, но демонстрируют лучшую проходимость по грязи.

Yokohama Geolandar A/T-S (G012). Большая линейка размеров, множество положительных отзывов. Жесткие протекторные блоки, выполненные в виде ступенек, отличные показатели маневренности на твердой дороге и самоочистки в грязи. Закругленные элементы рисунка протектора снижают уровень шума и не дают шине изнашиваться неравномерно. Покрышка имеет хорошую защиту бортов.

Pirelli Scorpion ATR. Производитель заявляет о комфортной езде в городе и на трассе, и одновременно о хороших внедорожных качествах шины. Покрышка имеет усиленный каркас и боковые грунтозацепы. Итальянские инженеры уверяют, что шина обладает стабильными сцепными качествами во время всего срока эксплуатации.

Nexen Radial А/Т (SV). Покрышка с сильно извилистыми, но не очень широкими межблочными канавками. На вид — классическая универсальная резина для внедорожника. Имеются небольшие боковые грунтозацепы, способные улучшить работу в немягком грунте. Множество ламелей способствует снижению уровня шума увеличению управляемости на асфальтированном покрытии. Но, упор производитель все-таки делает на небольшое бездорожье, нежели на твердое покрытие.

Nexen Radial А/Т (RV). А вот эта резина больше рассчитана на твердую дорогу, хотя, судя по рисунку протектора, шине нипочем и некоторое бездорожье (не сильно выраженное). Явных боковых грунтозацепов на резине нет, что не способствует легкому передвижению в колее. Хорошо подойдет для городских водителей, выезжающих по выходным на дачу.

Nexen Radial A/T (NEO). Шина с широкими извилистыми канавками, что способствует хорошей курсовой устойчивости на мягком грунте и качественной самоочистке протектора. Блоки протектора расположены плотными лентами вдоль покрышки. Сделано это для повышения сцепления колеса с твердым покрытием дороги. Есть на этой резине и грунтозацепы, способные справиться с мокрой глиной и грязью. Хороший вариант, если требуется регулярно передвигаться по неухоженной грунтовке к загородному дому летом. Не предназначена для быстрого передвижения по мокрому асфальту.

Читайте также:  Filtero ftm 09 sam комплект мотор фильтров samsung

Hankook Dynapro AT-A (RF09). Практически симметричная шина, имеющая классический рисунок протектора. Одна сторона протектора хорошо работает по грязи, а другая несет на себе классический дорожный рисунок.

Шины и диски –
«Универсальные шины для внедорожников»

Леонид ПАЩЕНКО, ведущий раздела “Шиномонтаж”:

Всесезонные шины для истинных внедорожников. как и сами эти автомобили, целиком и полностью состоят из компромиссов. Невозможно построить машину, способную с легкостью преодолеть грязевой участок, а потом столь же непринужденно закладывать виражи на скоростном шоссе. Также и в шинах практически не удается совместить высокую устойчивость на асфальте, проходимость на песке и надежное сцепление на льду. Так не проще ли производителям ограничиться выпуском узкоспециализированных покрышек, а автомобилистам менять резину два раза в год в соответствии с сезоном? Скажем прямо – проще, удобней и безопасней.. если не съезжать с твердой дороги. Но в глубоком снегу, на рыхлом грунте или каменистой почве – совсем другие условия движения да и скорость гораздо ниже. Там крупные грунтозацепы значительно эффективнее, чем множество крохотных ламелей и хитронаправленных канавок. Состав резины подобран так, что не превращается на холоде в “пластик”, но и не стирается на асфальте подобно ластику. А в городе эти шины вполне безопасны, если не перебарщивать со скоростью, дер-жать дистанцию и быть аккуратнее в поворотах. Кто-то называет это компромиссом. А кто-то – особенностью или даже несомненным достоинством. Вот они-то и покупают универсальные внедорожные “всесезонки”, формируя устойчивый спрос на них.

“All-Terrain T/A”

ОДНА из самых известных и покупаемых внедорожных покрышек. Эта модель действительно универсальна, она одинаково хорошо ведет себя на снегу, песке, гравии и в грязи, но довольно уверенно вы будете чувствовать себя и на асфальте.

Рисунок протектора образует специфический переплетающийся узор, по которому покрышка внешне выделяется среди прочих внедорожных моделей. Мощные грунтозацепы в плечевой зоне обеспечивают хорошее сцепление на рыхлой поверхности. Глубокие зигзагообразные канавки способствуют быстрому самоочищению шины и препятствуют застреванию камней. Большое количество ламелей и эластичная резиновая смесь дают хорошее сцепление на зимней дороге. Покрышка очень прочна – в ее конструкции использован двойной стальной брекер и три слоя корда из полимерных материалов.

“Bridgestone”

“Dueler A/T 694”

УНИВЕРСАЛЬНАЯ покрышка от известного японского производителя, знающего толк во внедорожной езде. Она неплохо ведет себя как на асфальте, так и пересеченной местности. Вполне комфортна эта шина и на зимней дороге, хотя сам производитель с известной долей осторожности позиционирует ее как “летнюю”.

Особое внимание разработчики уделили защите от аквапланирования. Для этого была задействована фирменная технология с говорящим названием “Кожа акулы”. Суть ее в том, что особая форма канавок протектора максимально снижает сопротивление потока воды, тем самым повышая скорость его отвода из пятна контакта. По мере износа резины увеличивается длина канавок, что позволяет дольше сохранять сцепные характеристики. Эта технология получила название “Flare Sipes” (буквально, “раскрывающиеся ламели”).

“Goodyear”

РИСУНОК протектора этой покрышки как бы выложен из небольших разнонаправленных треугольников, что придает ей характерный узнаваемый вид. Такой дизайн, с одной стороны, образует множество сцепных граней, а с другой – большое количество зигзагообразных каналов, которые вместе с широкой центральной канавкой эффективно борются с аквапланированием. Кроме того, подобное расположение блоков позволяет снизить уровень шума. Крупные шашки в плечевой зоне обеспечивают хорошее сцепление на рыхлом грунте. Широкие канавки между ними быстро самоочищаются от грязи.

В целом, покрышка уверенно ведет себя как на асфальте, так и среднем бездорожье. Резиновая смесь не теряет сцепных характеристик в холодное время года, а большое количество ламелей делает эту шину пригодной к использованию в зимних условиях.

“Michelin”

“Michelin A/T XTT”

НЕСМОТРЯ на то что сама компания настойчиво рекомендует использовать зимой только соответствующую сезону резину, можно утверждать, что эта покрышка не спасует в глубоком снегу, равно как и на большинстве других внедорожных покрытий. Этому способствуют крупные блоки протектора сложной формы с глубокими поперечными ламелями. Центральное ребро, выложенное из зубчатых парных шашек, разделенных такими же ломаными канавками, обеспечивает достойную управляемость и курсовую устойчивость, равно как и хорошие сцепные и тормозные свойства. Плечевые блоки, также сделанные парными, выступают вбок на разную длину. Это повышает сцепление шины с рыхлым грунтом, грязью и глубоким снегом. Протектор покрышки способен быстро самоочищаться.

“Mickey Thompson”

“Baja Belted”

ИЗЛЮБЛЕННАЯ модель для внедорожного тюнинга в Америке. На первый взгляд может показаться, что причудливый рисунок протектора, отчасти напоминающий восточный орнамент, нарочно придуман для сугубо внешнего эффекта. Особенно зрелищно эти шины смотрятся на “лифтованном” “Jeep Wrangler Rubiсon”.

В действительности на этой покрышке можно смело штурмовать весьма серьезные участки бездорожья, вплоть до участия в соревнованиях на экстремальную проходимость. Ломаные продолговатые зубцы плечевой зоны, переплетающиеся треугольники на боковинах – все это не изыски маркетологов и прихоть дизайнера, а точный инженерный расчет. Такой протектор, по мнению производителя, должен обеспечивать отличное сцепление на снегу, грязи, песке, камнях и хорошие ходовые качества на асфальте. Усиленная конструкция внутреннего каркаса шины противостоит ударам и проколам.

“Pirelli”

“Scorpion ATR”

ОДНА из немногих подлинно внедорожных шин, которая обладает очень хорошей устойчивостью и управляемостью на асфальте. Несмотря на “зубастый” рисунок, уровень шума можно сравнить с легковыми моделями. Покрышка комфортно чувствует себя практически на любом покрытии – снегу, рыхлом грунте, камнях и грязи, кроме совсем уж откровенной топи. Конструкция шины очень прочна благодаря сразу двум стальным брекерам и двойному нейлоновому корду. Особое внимание разработчики уделили прочности боковин.

Рисунок протектора столь же эффектен, сколь и практичен. Центральное ребро как бы выложено из букв “Z” – фирменный стиль “Pirelli”. Но тут дело не только в эстетике. Такая форма позволяет совместить хорошую управляемость, курсовую устойчивость и тормозные свойства с высоким сцеплением на грунте. Сочетание широких канавок и разнонаправленных блоков позволяет бороться с аквапланированием и обеспечивает хорошую самоочищаемость шины от снега и грязи.

Еще оно достоинство покрышки – огромный выбор типоразмеров, такую резину можно подобрать и на крохотный “Suzuki Jimny”, и на огромный “Hummer”.

“ProComp”

“All Terrain”

ШИНЫ этой американской компании популярны не только у себя на родине, но хорошо известны и нашим джиперам. Фирма выпускает как особо “зубастые” покрышки для профессиональных спортсменов, так и универсальные модели, предназначенные для путешествий.

Покрышка “All Terrain”, пожалуй, самая “городская” в линейке “зубастых” моделей компании. Она довольно неплохо чувствует себя на асфальте. Но большое количество прямоугольных разнонаправленных блоков протектора с внушительным расстоянием между ними недвусмысленно говорит, что настоящая стихия этих шин находится за пределами твердого покрытия. Достаточно спокойно можно чувствовать на этих покрышках зимой. Они хорошо держат на снежной каше, мокрой дороге и в глубоком снегу. Состав резины достаточно мягкий и не сильно “дубеет” на морозе, что, впрочем, не приводит к ускоренному износу шины. Как заявляет сам производитель, эта покрышка способна пройти более 80.000 км.

“Yokohama”

“Geolandar A/T+II”

ГЛЯДЯ на эту покрышку, можно утверждать, что перед нами образец специфического азиатского дизайна шин – такого многообразия плавных ниспадающих линий, наряду с острыми гранями грунтозацепов еще надо поискать.

Прежде всего в глаза бросается то, что часть высоких блоков протектора имеет не гладкие вертикальные стенки, а “ступенчатые”. Эта технология, получившая название “DAN DAN”, увеличивает площадь рабочей поверхности и обеспечивает лучшее сцепление на бездорожье. Также это значительно улучшает самоочистку протектора.

В центральной зоне канавки протектора сделаны более глубокими, чтобы улучшить сцепление в грязи и на снегу. Кроме того, это автоматически увеличивает ходимость шины – чем глубже протектор, тем дольше он стирается. Составные изогнутые блоки плечевой зоны обеспечивают четкие реакции в поворотах и равномерный износ плечевой зоны. Вместе с тем острые края разновеликих плечевых шашек эффективно вгрызаются в рыхлый грунт.

Оцените статью