Укладка коленчатого вала при сборке двигателя

Укладка коленчатого вала при сборке двигателя

Перед сборкой все масляные каналы блока цилиндров и коленчатого вала промывают на специальной установке или при помощи приспособлений горячим раствором (80…85 °С) препарата МС-8 концентрацией 10 г/л. Когда нет специальных установок и приспособлений, масляные каналы прочищают и промывают керосином при помощи ерша Yt продувают сжатым воздухом.

Сборка блока цилиндров. Сначала устанавливают на блок все недостающие шпильки и штифты. Высота их должна соответствовать техническим условиям, неперпендикулярность относительно привалочных поверхностей — не более 0,5 мм. Не разрешается устанавливать шпильки с прослабленной резьбой или с поврежденной. Перед завертыванием резьбу шпилек смазывают белилами или суриком. Запрессовывают штифты молотком с медным бойком, высоту их проверяют шаблоном или штангенглубиномером.

Затем устанавливают палец промежуточной шестерни, недостающие направляющие втулки и запрессовывают необходимые заглушки.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

После этого проверяют правильность комплектования крышек по постелям блока.

Сборка и укладка коленчатого вала. Проверяют, установлены ли сепарирующие трубки в полостях шатунных шеек; если нет, устанавливают.

Завертывают и шплинтуют заглушки. Выступание заглушек и шплинтов за плоскость щеки не допускается.

Запрессовывают установочные штифты во фланец коленчатого вала.

Нагревают в масле до температуры 110…130 °С шестерню или блок шестерен и напрессовывают на передний конец вала до упора меткой наружу.

Проверяют правильность комплектования коленчатого вала вкладышами: они должны быть подобраны в соответствии с маркировкой, нанесенной на площадке коленчатого вала, или в соответствии с ремонтным размером шеек коленчатого вала. Отвертывают гайки и снимают крышки коренных подшипников. Протирают вкладыши и гнезда подшипников, смазывают постели блока и поверхности крышек краской и устанавливают вкладыши в соответствии с порядковым номером коренного подшипника и условной маркировкой верхних и нижних вкладышей. Обычно во вкладышах, устанавливаемых в постель блока, предусмотрено отверстие для смазки, которое должно совпадать с масляным каналом в блоке, а во вкладышах, устанавливаемых в крышку, отверстий нет. Качание вкладышей в гнездах или зависание их на фиксирующих выступах не допускается.

Устанавливают упорные полукольца (если они имеются в конструкции), ставят крышки на место и затягивают их гайками с номинальным моментом затяжки, равным для двигателей СМД -14, например, 200…220 Н -м.

Подшипники затягивают в такой последовательности: 3, 1, 5, 2 и 4 опоры. Индикаторным нутромером измеряют внутренний размер вкладышей: он должен быть равен номинальному размеру установленных вкладышей. Конусность допускается не более 0,02, а овальность в плоскости разъема вкладышей — в пределах 0,02…0,03 мм. Нормальный зазор между шейкой вала и вкладышами для большинства двигателей равен 0,10…0,16 мм. Его определяют как разность между измеренным отверстием вкладышей, затянутых в блоке, и шейкой вала.

Затем снимают крышки и проверяют по краске прилегаемость вкладышей к постели блока и крышке; она должна быть не менее 85%.

После этого устанавливают вкладыши на место, протирают и обильно смазывают их маслом. Смазывают также шейки коленчатого вала, укладывают его в блок и повертывают на один-два оборота.

Читайте также:  Чем смазывать узлы автомобиля

Устанавливают по своим местам крышки и затягивают гайки с нормальным усилием.

Вал должен свободно вращаться от усилия руки за штифт фланца. Нормальный осевой зазор вала составляет 0,2…0,4 мм, допускаемый — 0,5 мм. Гайки или болты коренных подшипников шплинтуют замковыми шайбами или проволокой.

Укладка коленчатого вала

Процесс общей сборки дизелей начинают с укладки коленчатого вала . После установки и закрепления на стенде ( см. рис. 5 ) верхний картер дизеля повертывают на 180°. Затем снимают крышки коренных подшипников, осматривают и промывают в бензине вкладыши. Постели картера и крышки подшипников протирают замшевой салфеткой. Проверенные вкладыши укладывают в свои постели согласно маркировке и смазывают маслом. Порядковый номер вкладышей должен быть обращен в сторону передачи с левой стороны дизеля. Порядковый номер 8-го вкладыша обращают к носку картера. На четыре крайние силовые шпильки, чтобы избежать повреждения шеек вала, надевают предохранительные колпачки.

С помощью захвата вал снимают с подставки и тщательно протирают замшей коренные шейки. Одновременно проверяют совпадение номеров картера, вала, шестерни и установочного кольца.

Затем коленчатый вал в сборе с шатунами укладывают на вкладыши картера, при этом проверяют зазор между выточкой картера и упорным подшипником, равный 0,16—0,60 мм.

Суммарное осевое перемещение коленчатого вала в картере должно быть 0,26—0,90 мм (осевой зазор между подшипником и буртиком вала равен 0,1—0,3 мм).

Для контроля осевого перемещения вала используют приспособление ( рис. 225, а ), представляющее собой хомут, который устанавливают на переднем конце вала. В разрезном хвостовике хомута укрепляют индикатор. Ножку прибора упирают в картер дизеля.

Соосность хвостовика коленчатого вала и картера проверяют при помощи приспособления, показанного на рис. 225, б . Корпус приспособления надевают на хвостовик вала и закрепляют отжимным болтом и фасонным рычагом. Индикатор устанавливают в отверстии корпуса приспособления и крепят болтом. При вращении вала ножка индикатора скользит по расточке в картере, и по отклонению стрелки определяют правильность установки детали.

Рис. 225. Приспособления для проверки установки вала: а — для контроля осевого перемещения; б — для проверки соосности хвостовика вала и расточки картера.

Установив крышки коренных подшипников, производят предварительную затяжку из гаек до yпopa при помощи ключа с плечом 120 мм. Дальнейшую затяжку гаек выполняют в три приема, поворачивая гайки каждый раз на 60—70°, в порядке, указанном на рис. 226. Для дизелей B2-300 гайки шпилек восьмой опоры затягивают за второй и третий приемы, поворачивая гайки каждый раз на 60—70°. Нанесенные при растачивании вкладышей риски на шпильках и гайках должны совпадать.

На дизель B2-300 устанавливают дополнительные стяжные шпильки, связывающие крышки подшипников с приливами картера. Гайки этих шпилек затягивают от положения упора в два приема, первый раз поворачивают их на 30° и второй раз на 60°.

Окончив предварительную затяжку гаек, проверяют зазор зацепления конических шестерен, шестерни коленчатого вала и соединенных с ним шестерен валов верхнего картера. Этот зазор должен быть равен 0,1—0,4 мм. Разномерность зазора между зубьями пары шестерен допускается 0,15 мм.

Рис. 226. Порядок затяжки гаек шпилек коренных подшипников

Затем в обратном порядке отвертывают гайки силовых шпилек крепления крышек и вповь затягивают их на те же углы в указанной выше последовательности. При таком порядке затяжки шпилек предупреждается деформация картера.

После затяжки подшипников проверяют плавность вращения коленчатого вала. Убедившись в плавности вращения вала, картер устанавливают в нормальное положение.

Согласно принятой схеме технологического процесса сборки после установки коленчатого вала приступают к установке поршней.

При сборке 12-цилиндрового дизеля вначале ставят поршни первого и шестого шатунов левой группы и четыре поршня шатунов правой группы. Клейма на поршне должны быть расположены в сторону передачи. Для того чтобы установить поршни, провертывают коленчатый вал и указанные шатуны левой группы приводят в верхнее положение. Поршни предварительно подогревают в электрической печи до температуры 100—120° С.

При установке деталей поршневой группы обращают внимание на маркировку «П» или «JI» (правая или левая группа).

Подобранные ранее поршневые пальцы смазывают маслом MT-16II и устанавливают в отверстия поршней и верхней головки шатуна. Далее в поршни вставляют заглушки. Они не должны выступать за цилиндрическую поверхность поршня.

После этого коленчатый вал поворачивают так, чтобы перный и шестой поршни правой группы были в верхнем положении, и устанавливают остальные шесть поршней.

Для шестицилиндровых дизелей установку поршней также начинают с первого и шестого шатунов.

Для вращения коленчатого вала применяют трещеточный ключ, при использовании такого ключа исключается повреждение шлицев вала.

Сборка коленчатого вала и установка его в блок цилиндров

Сборка и установка масляного насоса и поддона картера

Сборка и установка деталей газораспределительного механизма

Сборка и установка распределительного вала, газораспределительного механизма во втулки, запрессованные в блок цилиндров. Перед установкой в блок цилиндров распределительный вал собирается с корпусом заднего подшипника и распределительной шестерней. Перед сборкой с корпусом подшипника опорная шейка вала и втулка корпуса протираются салфеткой и смазываются чистым дизельным маслом. Шестерня после предварительного нагрева до температуры (100+-10) °С напрессовывается на шейку вала до упора. Зазор между шестерней и корпусом подшипника должен быть 0,25—0,30 мм.

Распределительный вал в сборе показан на рис. 9.

Перед установкой распределительного вала в блок цилиндров внутренняя поверхность опорных втулок и опорные шейки распределительного вала смазываются чистым дизельным маслом. Распределительный вал устанавливается аккуратно без повреждения рабочих поверхностей втулок.

Установка деталей газораспределительного механизма, передающих усилия от распределительного вала к коромыслам. Направляющие толкателей в комплекте с толкателями устанавливаются на штифты блока цилиндров и крепятся к блоку болтами. Болты затягиваются моментом затяжки 70—90 Н*м.

Штанги перед установкой в блок цилиндров протираются, а наконечники смазываются чистым дизельным маслом. Стойка с коромыслами клапанов в сборе должна легко без ударов войти на установочные штифты и шпильки. Коромысла клапанов устанавливаются так, чтобы сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги. Регулировочные винты должны быть ввернуты в коромысло до упора.

Рис. 9. Распределительный вал в сборе:

1 — распределительный вал; 2 — корпус подшипника; 3 — распределительная шестерня; 4 — шпонка; 5 — подшипник

Затяжка гаек и крепления стойки с коромыслами в сборе производится моментом затяжки 40—60 Н*м, после чего регулируется зазор между носком коромысла и торцом клапана.

Масляный насос перед установкой на двигатель собирается с ведомой шестерней привода масляного насоса, с всасывающей трубкой и трубкой клапана системы смазки. Затяжка болтов фланцев трубок масляного насоса и болтов крепления масляного насоса производится в два приема (момент затяжки 50—60 Н*м).

После установки масляного насоса нижняя часть картера закрывается поддоном.

Установка передней крышки блока цилиндров, коллекторов и трубопроводов.

Передняя крышка блока цилиндров устанавливается на блок в сборе с гидромуфтой привода вентилятора и шкивом привода генератора. Перед этим на коленчатый вал надевается полумуфта мощности и шайба носка коленчатого вала. В полумуфту отбора мощности вводится вал привода гидромуфты. Затяжка болтов крышки производится моментом затяжки 50—60 Н*м.

Впускные и выпускные коллекторы и водяные трубы системы охлаждения перед установкой на двигатель тщательно обдуваются сжатым воздухом. Затяжка болтов их крепления производится последовательно в 2 приема (предварительная и окончательная).

Коленчатый вал перед сборкой обдувается сжатым воздухом.

Сборка коленчатого вала производится в следующей последовательности. В полости масляных каналов шеек устанавливаются втулки центробежной очистки масла. Сверху каналы запрессовываются заглушками. После этого на коленчатый вал напрессовываются шестерни и противовесы. На носок коленчатого вала устанавливаются шестерня привода масляного насоса и передний выносной противовес, на хвостовике — распределительная шестерня в сборе с маслоотражателем и задний выносной противовес. Шестерни и противовесы на коленчатый вал напрессовываются при сборке. Перед напрессовкой они нагреваются до температуры 105 °С. Напрессовка шестерни производится до упора ее в буртик вала. Собранный коленчатый вал показан на рис. 10.

Коленчатый вал перед установкой в блок цилиндров балансируется динамически относительно оси крайних коренных шеек на балансировочной машине. Перед балансировкой на каждую шейку устанавливается груз массой (8525±1) г. Центры тяжести грузов должны совпадать с осями шатунных шеек. Допустимая несбалансированность не должна превышать 80 г. Дисбаланс устраняется удалением металла сверлением в противовесах, изготовленных за одно целое с валом.

Непосредственно перед установкой коленчатого вала в блок рабочая поверхность вкладышей коренных подшипников и коренные шейки вала смазываются чистым дизельным маслом. Размеры вкладышей коренных подшипников должны соответствовать размерам шеек коленчатого вала и гнездам в блоке цилиндров. Упорные полукольца вала устанавливаются в выточку последней коренной опоры так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала. Болты крепления крышек коренных подшипников предварительно затягиваются со стороны правого, а затем со стороны левого рядов цилиндров с моментом затяжки 90— 120 Н*м, а затем окончательно — с моментом затяжки 210— 235 Н*м.

Контроль затяжки шатунных болтов осуществляется по их удлинению. Удлинение шатунных болтов после затяжки подшипников должно быть 0,25—0,27 мм.

Рис. 10. Коленчатый вал в сборе:

1 — передний торец коленчатого вала; 2 — шпонка; 3,6 — противовесы; 4 — шестерня привода масляного насоса; 5 — заглушка; 7 — распределительная шестерня; 8 — маслоотражатель; 9 — установочный штифт; 10 — шпонка

При правильной сборке подшипников коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика. Осевой зазор в упорном подшипнике должен быть 0,05—0,20 мм.

Читайте также:  Ремонт системы охлаждения автомобиля газель
Оцените статью