Угон на тест-драйве: преступление раскрыто
В Москве в последнее время несколько автосалонов пострадали от грабителей, бравших машины на тест-драйв и скрывавшихся в неизвестном направлении. Последнее такое преступление произошло на прошлой неделе, и его удалось раскрыть по горячим следам.
Молодой человек, явившийся 10 августа в дилерский центр, не вызвал у сотрудников никаких подозрений. Он приходил туда раньше и интересовался покупкой Volkswagen Touareg. На этот раз он попросил машину на тест-драйв. Во время поездки его сопровождала сотрудница автосалона. «Проехав немного по ул. Беломорская, злоумышленник сказал, что на водительском месте ему очень нравится, и решил попробовать себя в качестве пассажира. Для этого попросил менеджера пересесть за руль. В тот момент, когда девушка вышла из машины, он нажал педаль газа и скрылся на внедорожнике», – сообщает пресс-служба ГУ МВД России по г. Москве.
Сотрудникам полиции удалось задержать злоумышленника спустя несколько дней, когда он садился за руль угнанной машины. Преступником оказался 23-летний житель Москвы Алексей Назаров, ранее судимый за мошенничество. Прежде он работал в подобном автосалоне и там промышлял другими преступлениями: он взял предоплату за автомобили с нескольких клиентов и впоследствии скрылся, за что и был привлечен к уголовной ответственности.
Сейчас следователи проверяют его на причастность к другим угонам из дилерских центров. Не так давно при аналогичных обстоятельствах пропал еще один Touareg.
«Под ковриком нашли 1 евро». Как угоняют автомобили
О схемах угона, методах преступников и бюджетных способах защиты машин от Андрея Кондрашова, основателя одноименной авторской системы безопасности автомобиля.
О схемах угона, методах преступников и бюджетных способах защиты машин от Андрея Кондрашова, основателя одноименной авторской системы безопасности автомобиля.
Что делать человеку, если его автомобиль угоняют или уже угнали?
Ни в коем случае нельзя подходить к угонщику. Практика показывает, что преступники прекрасно физически подготовлены. Возможно, совершаемый угон – просто имитация и ловушка. Были случаи, когда злоумышленники «долбили» по машине, выманивали человека из дома и, пока он отключал сигнализацию, забирали у него с антресоли пару миллионов.
В любых подобных ситуациях не стоит бежать к автомобилю, нужно звонить в полицию и ждать. Время реагирования правоохранительных органов в среднем 15 минут, следовательно, нужно, чтобы машина была способна сопротивляться угону минимум четверть часа.
Если вы заметили, что автомобиль уже угнали, то все плохо. Звоните в полицию, сообщайте о случившемся, они включат план «Перехват». Но, увы, количество найденных автомобилей из раннего угона составляет 6% – это очень маленькая цифра.
Можно попытаться найти машину, пройдясь по соседним дворам.
Это одно из самых толковых решений. Собирайте всех знакомых и постарайтесь полностью «прошерстить» район. После угона преступники не всегда рискуют выезжать на дороги из-за системы «Поток» и других различных патрулей. Порой им и вовсе не нужно куда-то везти машину: они могут передать ее заказчику возле соседнего дома. Задача злоумышленника просто отдать машину заказчику.
Был случай, когда автомобиль вручную откатили в соседний двор.
Угнанная машина будет точно не на своих номерах – преступники сразу их меняют. По ВИНу тоже определить не удастся – его стараются закрыть. Искать нужно по приметам.
Есть процентное соотношение попыток угонов и угонов?
Нет такой статистики. Часть владельце не сообщает о попытках угона, часть – у которых была попытка угона – понятия об этом не имеют. Некоторые продолжают ездить со свёрнутой «личинкой» и не знают об этом.
Прослеживается эволюция средств угона?
Конечно. Раньше был больше развит, так называемый, прикладной способ угона: работали механическими средствами и использовали тактику замены блоков.
В последнее время стали применять электронные устройства, которые перехватывают штатный брелок и «записывают» ключи.
Определённое оборудование предназначено для определённой операции, есть свои алгоритмы в зависимости от машины, марки, модели, это не просто «включил – нашёл».
Например, чтобы проникнуть в машину, нужно сломать замок. Обычно это делается свертом – коленой болванкой. Есть декодер, который позволяет безаварийно открыть замки KIA. Если просто хотят украсть вещи, используют код-грабер.
Откуда вы узнаете о новых способах? Общаетесь с органами?
Да, некоторое оборудование проходит у нас экспертизу. В основном производители устройств для угонов находятся в странах Восточной Европы. Большинство из них русские.
В России, особенно в последние четыре года, жестко контролируется оборот таких устройств, они попадают под ст. 138. П.1 УК РФ «Специальные технические средства для получения информации». Нужно иметь особую лицензию ФСБ, с которой ты всё равно не сможешь ничего продавать. В Европе эта деятельность фактически не контролируется, достаточно получить минимальную лицензию. Русские уезжают за границу, производят оборудование привозят сюда тайными путями.
Есть ли возможность сейчас вскрыть какой-то автомобиль? Из Youtube-канала Максима Шелкова знаю, что вы вскрыли BMW 7 за несколько секунд.
Вы бы меня заранее об этом предупредили, я бы показал. Хотя Audi вашу можно вскрыть (смеется).
Самая угоняемая машина?
В премиум сегменте – Discovery 4 Land Rover, Land Cruiser 200 и Infinity QX, в бюджетном – LADA и KIA Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus.
Что такое быстрые угоны?
Угоны с использованием человеческого фактора. Например, когда у владельца автомобиля крадут ключ. Быстрые угоны также могут быть совершены при помощи электронного оборудования, например, ретранслятора: передают сигнал от ключа к машине, а дальше дело десяти секунд.
Угонщика в принципе могут задержать только два фактора – время и экономическая целесообразность.
Если он видит что, для того чтобы проникнуть в машину, ему придется много ломать, он откажется от этой затеи. На угнанном автомобиле преступник не ездит, а передает заказчику. Чем лучше состояние автомобиля, тем больше денег.
Какие способы угона существуют?
Преступники стараются действовать привычными для них методами. Например, если злоумышленники занимаются KIA, они не будут следить за владельцем автомобиля или пытаться вытащить у него ключ. Эти машины легко угоняются с места парковки.
Новых неординарных способов нет. Ретранслятор появился только года 4 назад и сейчас является наиболее быстрым и совершенным способом. Самые экзотические методы – отвлечь человека и украсть ключ – редко используются.
Всегда нужно смотреть на структуру угона. Цепочка очень большая: основной организатор, исполнители, несколько групп людей, которые «перебивают» машину, занимаются документами, продают автомобили в салоны. Чаще всего они даже не знают друг друга.
Угон начинается с поиска машины, например, организатор дает задание украсть черную Toyota Camry, и исполнители берут эти автомобили в работу.
Бывают угоны не под заказчика, а под документы. Человек может прийти в салон, заказать машину и через две недели ему привезут BMW Х6 немецкого производства. Был даже случай, когда у владельца под ковриком нашли 1 евро.
Бывает, что в угоне участвует сотрудник из дилерского центра?
Да. Обычно это человек, работающий на маленькой должности. Однажды водитель оставил машину у дилера для каких-то процедур, а в этот момент произошла запись ключей и магнита маяка, чтобы затем автомобиль можно было выследить.
Был прецедент, когда человек менял масло, и в это же время готовился угон.
Можно ли как-то предугадать угон автомобиля?
Нет, это абсолютно невозможно.
Как объяснить тот случай, когда у Лисовской (известный автоблогер – прим.редакции) не сработал брелок? Случайность?
Скорее всего, она просто попала в помеху, и ее автомобиль даже не хотели угонять. Вполне возможно, что «пасли» другую машину.
Есть элементарные правила, которых стоит придерживаться. Если машина защищена каким-то охранным оборудованием, то все комплекты лучше носить отдельно. Не нужно ставить сигнализацию с непонятным происхождением, которая легко подвергается электронному взлому. Перед тем как установить сигнализацию у дилера, прочтите о ее устойчивости ко взлому.
Есть бюджетный способ защитить автомобиль? Раньше многие делали специальную аэрографию.
Аэрография значительно снижает риски, но, тем не менее, из статистики я знаю о трех угонах таких автомобилей. Сейчас все рисунки легко снимаются пленками, себестоимость которых довольно низкая, около 30 000 рублей.
Если нужна какая-то конкретная машина, ее заберут и вместе с аэрографией.
К тому же аэрография добавляет проблем и самому владельцу – такие автомобили трудно продавать. Из минимальных способов есть один наиболее эффективный. Он добавляет проблем владельцу в вопросах эксплуатации, но является действенным в плане защиты.
Нужно парковаться водительской дверью к ограждению.
Угонщик проникает в машину со стороны водительской двери, ему нужно работать с диагностическим объемом и разбираться с блоком сигнализации. Злоумышленнику будет трудно работать с такой машиной, и вероятность угона значительно снизится.
Текст: Наташа Лыбина и Даниил Павлюченко
Эти машины угоняют чаще всего. Проверьте, нет ли в списке вашей!
Наряду с данными ГИБДД публикуют свою статистику страховщики. Она дает неполную картину, ведь компании опираются только на имеющийся у них портфель договоров. А он формируется предвзято: по каско законодательство не прописывает никаких ограничений, поэтому под защиту могут не попадать целые бренды, которые фирме не интересны с точки зрения прибыльности. И хотя в пятерках лидеров по угонам присутствуют многие из «корейцев», их компанию чаще всего разбавляют Ленд и Рейндж Роверы, а также неизменная «любовь» россиян — Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado вкупе с Lexus LX.
Угонный рейтинг: топ-20
Тройка наиболее привлекающих преступников иномарок за год не изменилась. Hyundai Solaris пока первый, хотя его популярность стала меньше на 7,5%. Идущий вторым Kia Rio, напротив, прибавил аж 19%. В абсолютных показателях они почти сравнялись: 1171 и 1161 машина соответственно. Учитывая, что не первый год Rio продается лучше Соляриса, в 2020‑м он, вероятно, станет лидером. К огорчению владельцев. Третья — вечно популярная Toyota Camry, которую стали угонять на 12% больше. Четвертым стал ВАЗ‑2107 (777 машин и рост на 2%), пятым — ВАЗ‑2106 (587 машин и снижение на 12%).
Заметно меньше стал интересовать преступников Ford Focus — на 22%, произошло снижение количества угонов с 463 до 362 машин. Он даже пропустил вперед ВАЗ‑2114, который стал уезжать от владельцев на 1% чаще (410 машин против 404 год назад). Рубеж в 300 угонов за год преодолели также «десятка» (360 машин, -2,5%), «девятка» (330, —15%) и Toyota RAV4 (345, +9%).
Тройка наиболее привлекающих преступников иномарок за год не изменилась. Hyundai Solaris пока первый, хотя его популярность стала падать.
Топ‑10 угонного рейтинга наглядно показывает, что Лады и Тойоты — вечные ценности для российских преступников. Впрочем, Toyota, зная о проблеме, активно работает над ее устранением. Последняя новинка — точечная противоугонная маркировка деталей Тойот и Лексусов.
А вот «корейцы» и Ford Focus двигаются в прямой зависимости от своих рыночных успехов. Этому есть подтверждения и на примере других моделей. Так, кражи кроссоверов Hyundai Creta увеличились на 142%, седанов Kia Optima — на 126%, а хэтча Kia Soul — на 263%. Правда, абсолютные результаты последнего невелики: угнано всего 58 машин.
Минус на плюс
У некогда лидировавших в рейтинге автомобилей Мазда снижается популярность «трешки» (-20%), «шестерки» (-25%) и даже паркетника СХ‑5 (-31%). Тем, кто прежде боялся покупать эти модели, стоит пересмотреть свои взгляды.
В премиальном сегменте должны волноваться владельцы Рейндж Роверов. Их всегда угоняли достаточно много, однако за 2019‑й кроссовер Evoque прибавил 118%, а Sport — 59%. Но, как и в случае с Соулом, их результаты не превышают 50–60 автомобилей в год.
В процентном выражении рекордную динамику показывает седан Jaguar XE (с учетом того, что их в России продали всего 1385 штук) — с одной угнанной машины в 2018 году до десяти в 2019‑м.
Почему угоняют
Некоторые связывают число угонов с ситуацией на рынке. Определенная логика есть: за последние годы продажи просели почти вдвое, свежих машин на улицах стало меньше. Однако уезжают от законных владельцев автомобили всех возрастов. Да и продается у нас ежегодно более 1,5 млн автомобилей. Значит, потенциальной «добычи» сколько угодно.
Снижение доходов населения — веская причина взяться за «удочки» и другие инструменты для незаконного промысла. Ведь вместе с машинами дорожают и запчасти. Соответственно, растет спрос на бэушные детали. А когда не хватает «доноров», угонщики быстро реагируют на возникший дефицит.
Рецепт спокойного сна прежний: выбирайте непопулярную среди угонщиков модель. Либо оформляйте полис каско и ставьте эффективную противоугонную защиту.
Где угоняют
Почти половина всех прошлогодних угонов зарегистрирована в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На столичный регион пришлось 23,9%, на Питер и его окрестности — 21,7%. Немудрено: тут самый большой и самый богатый автопарк.
Что интересно: сравнительно невелики показатели Самарской области (1,9%) и Приморского края (1,7%). Обилие Лад и «правильных рулей» больше не привлекает преступный элемент? При этом Приморье замыкает топ‑10 регионов по доле угонов. В остальных она еще меньше.
Для Москвы как самого криминогенного по автомобильным кражам региона есть любопытная раскладка по округам. Наибольшие шансы лишиться машины у жителей юго-востока и юга столицы. На них приходится 13,6% и 12,2% угонов в мегаполисе соответственно. Ненамного отстал от них Восточный округ с 11,4%. Парк в них не самый богатый в столице, зато по стоимости жилья районы из числа самых доступных в пределах МКАД. На последний фактор, среди прочего, влияет и криминогенная ситуация.
Много воруют на юго-западе (11,9%) и западе (10,7%) Москвы. Тут ситуация обратная: районы престижные, что отражается на автопарке. А вот в ЦАО, где тоже хватает премиума, происходит всего 3,6% преступлений. Обилие камер и отдаленность от границ мегаполиса осложняет жизнь угонщикам.
Прогноз «За рулем»
Премиальные автомобили будут угоняться в том же количестве, как сейчас. А вот представители В‑класса и все «корейцы» становятся заметно популярнее среди угонщиков. Хотя есть и приятные исключения. Например, давно ставшая массовой Лада Веста привлекла всего 51 угонщика. Странно, правда?
- Самые популярные народные противоугонки прошлого — тут.
- Отличные предложения от интернет-магазина: сменный подпятник для коврика и складное настенное крепление для хранения любого инвентаря.