Угарный газ автомобиля это

Угарный газ автомобиля это

Процесс отравления окисью углерода исстари в народе называли угоранием, отсюда и произошло бытовое название этого газа – угарный. Угарный газ, или окись углерода (СО), – продукт неполного сгорания различных видов топлива, не имеющий ни цвета, ни запаха, обладающий выраженным отравляющим действием.

В последнее время в связи с увеличением количества автомашин личного пользования ежегодно в холодное время года все чаще констатируются отравления водителей в закрытых гаражах или помещениях с плохой вентиляцией, где находятся автомобили с включенными двигателями, либо людей, которые пытаются погреться в салоне, находясь в ожидании. Засыпают и больше не просыпаются.

Выхлопные газы автомобилей содержат в среднем 6,3% СО. В кабинах автомашин концентрация СО может достигать 0,05 мг на 1 л воздуха и более. Для сравнения, на улицах городов в зависимости от загруженности их транспортом – от 0,004 до 0,21 мг/л, а вблизи автомашин – 1,5-7,1 мг/л. Опасность отравления СО в гаражах велика, если не соблюдать меры предосторожности (вентиляции). Так, мотор мощностью 20 л может выделить до 28 л СО в минуту, создав через 5 мин смертельную концентрацию газа в воздухе.

Как действует угарный газ на организм человека?

Окись углерода связывается с гемоглобином эритроцитов в 200 раз легче, чем с кислородом, поэтому вступает в конкуренцию за связывание (присоединяется к гемоглобину вместо кислорода), образуя карбоксигемоглобин (HbCO) вместо оксигемоглобина (HbO2), за счет чего нарушает передачу кислорода клеткам организма. Резкое уменьшение количества оксигемоглобина ведет к ухудшению снабжения кислородом тканей и развитию кислородной недостаточности (гипоксии). Угарный газ также включается в окислительные реакции, нарушая биохимическое равновесие в тканях.

Степень отравления напрямую связана с двумя основными показателями: концентрацией СО в атмосферном воздухе и длительностью вдыхания СО.

При токсическом действии окиси углерода больше всего страдает нервная система, как наиболее чувствительная к гипоксии. Характерным последствием интоксикации является амнезия (потеря памяти). Помимо нарушения памяти поражаются и органы дыхания.

Симптомы. Отравление угарным газом

Выделяют три степени тяжести отравления СО: легкая, средняя и тяжелая.

При содержании 0,08 % СО во вдыхаемом воздухе человек чувствует головную боль и удушье.

Симптомы легкого отравления:

головная боль, стук в висках, головокружение;

боли в груди, тахикардия (учащенное сердцебиение);

зрительные и слуховые галлюцинации (человек видит и слышит несуществующие предметы, звуки).

При повышении концентрации СО до 0,32 % возникает паралич и потеря сознания (смерть наступает через 30 минут).

Симптомы отравления средней тяжести:

двигательный паралич при сохраненном сознании.

При концентрации выше 1,2 % сознание теряется после 2-3 вдохов, человек умирает менее чем через 3 минуты.

Симптомы отравления тяжелой степени:

непроизвольное отхождение мочи и кала;

расширение зрачков с ослабленной реакцией на свет;

резкий цианоз (посинение) слизистых оболочек и кожи лица.

При тяжелой степени отравления смерть обычно наступает на месте происшествия в результате остановки дыхания и остановки сердечной деятельности.

Первая помощь при отравлении угарным газом:

вынести или вывести пострадавшего на свежий воздух;

уложить на спину, снять стесняющие дыхание предметы одежды;

растереть энергичными движениями тело пострадавшего;

вызвать рвоту, если пострадавший не потерял сознания;

напоить горячим крепким чаем или кофе, полезно также щелочное питье (1 столовая ложка питьевой соды на 1 литр воды);

при потере сознания поднести вату, смоченную нашатырным спиртом, но на расстоянии не ближе 1 см от кончика носа, чтобы избежать спазма дыхательных путей;

при отсутствии дыхания у пострадавшего, необходимо начать проведение искусственного дыхания способом «изо рта в рот» либо «изо рта в нос», а при отсутствии пульса – и наружный массаж сердца. Продолжайте сердечно-легочную реанимацию до прибытия скорой медицинской помощи или до прихода пострадавшего в сознание.

Лучше не допустить

Есть несколько простых правил, которые помогут не допустить отравления угарным газом и его тяжелых последствий.

При починке автомобиля в гараже необходимо:

держать дверь гаража открытой;

периодически выключать двигатель;

проветривать помещение, чаще выходить на свежий воздух;

ни в коем случае не оставаться на ночь в гараже;

не спать в автомобиле с работающим двигателем;

отрегулировать двигатель так, чтобы угарного газа в выхлопных газах было минимальное количество;

не заниматься починкой автомобиля в алкогольном опьянении.

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев отравления происходят по вине самих пострадавших. Пребывание в закрытом гараже, где находится автомобиль с работающим двигателем, или длительный отдых (сон) в салоне авто с включенным обогревателем и мотором, даже если машина находится на открытом воздухе, могут закончиться очень плачевно. Особенно важно соблюдение мер предосторожности по профилактике отравлений угарным газом в зимнее время года.

Убийца-невидимка: как люди угорают в машине

Каждую зиму мы читаем страшные новости о том, как люди погибают в машине, отравившись угарным газом. Почему так случается и как не отравиться самому?

Угарный газ – это окись углерода СО, один из продуктов сгорания углеводородного топлива, в том числе бензина и дизтоплива. СО может убить человека за несколько минут, и страшно то, что газ не имеет ни цвета, ни запаха – потерпевший до последнего момента не понимает, что происходит. Между тем, наличие в воздухе лишь 0,1% окиси углерода через час приводит к гибели человека. В каких случаях опасность грозит автомобилисту?

Читайте также:  Основные узлы машины постоянного тока ответ

Тихая смерть

Головная боль, головокружение, тошнота, слабость – это признаки отравления угарным газом. На беду, они “созвучны” с симптомами обычной усталости или недомогания из-за простуды, поэтому большинство потерпевших вплоть до потери сознания не понимали, что погибают. И даже если помощь подоспела вроде бы как вовремя, и отравившийся жив, просто вынести его на чистый воздух бывает мало – требуется немедленное оказание медицинской помощи.

Даже в тоннеле можно надышаться угарным газом – к счастью, лишь до головной боли, а не до более серьезных последствий.

Дело в том, что газ СО нарушает состав крови, причем так, что она теряет способность переносить кислород по организму. Наступает кислородное голодание мозга, после которого недалеко и до летального исхода.
Газ СО, повторимся, безцветный и ничем не пахнет, он не ощущается человеком. Поскольку СО легче воздуха, он начинает заполнять помещения и салон автомобиля сверху, то есть приоткрытые дверные стекла снижают его концентрацию в автомобиле.

К слову, угарный газ СО часто путают с углекислым СО2, и эта ошибка бывает роковой. Углекислый СО2 не токсичен для человека, к тому же он тяжелее воздуха и накапливается в помещениях снизу.

При неисправных уплотнениях багажника в некоторых режимах движения газы из выхлопной трубы могут попадать в салон.

Откуда СО в автомобиле

Источник угарного газа в машине – выхлопная система. Вынесенная назад выхлопная труба должна отводить все газы на безопасное расстояние от автомобиля, но при некотором стечении обстоятельств они попадают в салон:

  • Негерметичная выхлопная система. Даже во время движения выхлопные газы могут попадать в салон: через щели дверных уплотнителей, отверстия в перегородке между моторным отсеком и салоном, через заборник системы отопления-вентиляции.
  • Работа двигателя, даже кратковременная, в замкнутом пространстве – гараже, боксе, под навесом в углу двора.
  • Задувание ветром при работе двигателя на стоянке. Если автомобиль расположен кормой или бортом к ветру, выхлопные газы может задувать в салон через воздухозаборник отопителя или неплотные резинки дверей.
  • Подсос выхлопа в салон при перевозке объемного багажа с открытой крышкой или дверью багажника. Парадокс, но в такой ситуации отравиться можно именно при открытом с одной стороны салоне – за счет аэродинамики.
  • Попадание в салон чужих выхлопных газов от рядом стоящего автомобиля, например, во время ночевки на придорожной парковке.
  • У современных автомобилей содержание СО в выхлопе меньше, а у старых моделей, особенно с карбюраторной системой питания, процент СО выше. Увеличивает его содержание в выхлопных газах неправильная регулировка двигателя, когда топливная смесь в цилиндрах двигателя чрезмерно обогащена.

Если приходится часто заводить машину в гараже, стоит оборудовать помещение системой для отвода выхлопных газов.

Как не отравиться

Чтобы не надышаться угарным газом, нужно помнить несколько простых правил.

  • Следить за уплотнителями кузова, особенно – за резинками крышки багажника, и особенно – в хэтчбеках и универсалах.
  • Не оставаться в гараже при работающем двигателе. При крайней необходимости – устроить систему отвода газов от выхлопной трубы по шлангу при условии абсолютной исправности системы выхлопа автомобиля.
  • При ночевке в машине желательно периодически прогревать салон и глушить мотор на время сна.
  • При длительном пребывании в машине с работающим двигателем ориентировать автомобиль выхлопной трубой по ветру, чтобы газы сразу уносились в сторону от авто.
  • Обзавестись газоанализатором, который поднимет тревогу при превышении в машине или в гараже допустимого уровня СО.

Газоанализатор, подающий тревогу при превышении безопасного уровня СО в помещении (салоне авто), стоит в принципе вполне реальных денег.

Рекомендация Авто24

Вы думаете, как люди угорают в машине – а ведь зачастую в самой безобидной ситуации. Поэтому если где-то рядом долго работает двигатель (не важно, ваш или чужой), прислушивайтесь к вашим ощущениям, при возникновении головной боли и сонливости немедленно примите меры, чтобы выяснить причину. Особенно, если на те же симптомы жалуются и ваши пассажиры. Для часто ночующих в пути лучше купить отопитель-автономку, а тем, кто работает в гараже, нужно устроить надежную вытяжную систему. И конечно, совсем несложно обеспечить надлежащее состояние всех уплотнителей кузова вашей машины.

Угарный газ — хитрый и невидимый враг автомобилиста

Развитая инфраструктура наших мегаполисов, крупных городов и населённых пунктов привела к ежедневным выбросам в окружающую атмосферу огромного количества вредных веществ, в том числе угарного газа. Вместе с табачным дымом — гремучая смесь, которая съедает здоровье человека изнутри, а большая концентрация может вызвать отравление, угарный газ в машине становится настоящим бичом водителя и его пассажиров. Воздух с большим содержанием угарного газа приводит к образованию в крови карбоксигемоглобина, что, в свою очередь, мешает ей поставлять кислород ко всем тканям и к головному мозгу. В итоге — нарушаются обменные процессы, что вызывает различные расстройства.

Смертельные дозы угарного газа могут появиться в машине в тот момент, когда водитель пытается переехать какое-либо водное препятствие, например реку. При этом автомобиль расположен бывает так, что угарный газ попадает под него. Выхода вредным газам в такой момент нет, и это становится настоящей опасностью, так как сам водитель и его пассажиры в первый момент отравления ничего не чувствуют.

Читайте также:  Как обод колесо машины

Информация об угарном газе

Причины и последствия отравления угарным газом

По статистике, ежегодно погибает несколько человек в своём автомобиле от отравления угарным газом. В тёплое время года это происходит, когда авто въезжает в воду, буксует и останавливается. Если место глубокое и внизу ил, авто не может двигаться (особенно опасны в таких случаях вездеходы УАЗ), а двигатель продолжает работать…

Далее, происходит ужасное. Пузыри выхлопных газов попадают под днище. Они содержат смертельную дозу угарного газа, который начинает просачиваться в салон автомобиля. В силу разных факторов концентрация может оказаться смертельной уже через пять минут. Угарный газ в салоне машины — это угроза жизни любого человека.

Причиной появления угарного газа в салоне чаще всего является помеха отводу выхлопных газов

Обычно это можно представить себе так: при преодолении водной глади, например озера или глубокой канавы, глушитель оказывается под водой. Водитель начинает жать педаль газа, колёса буксуют. Это вынужденная мера, так как дальше уже машина не тянет. В результате двигатель остаётся работающим. Как поступает среднестатистический водитель в таких случаях? Он сначала включает пониженную скорость и пытается рывками вперёд-назад вывести машину, потом курит сигареты одну за другой, звонит по телефону, пытаясь расспросить знакомых, что делать. В конце концов — звонок другу с просьбой приехать. Но всё это время машина работала и источала внутрь салона вредный и опасный газ. Дальше ещё хуже. Начинаются страшные головные боли, тошнит и рвёт. Водитель обескуражен — откуда это всё появилось так неожиданно? Может, нервы?

Нет, дорогие водители, это не нервы, а самое настоящее отравление угарным газом.

На видео — влияние угарного газа на организм:

В зимний период опасность может крыться во время неблагоприятных погодных условий (бураны, снежные вихри), и это если отравление в помещениях не рассматривать. Машину с работающим мотором буквально обносит снегом, и снижается выветривание выхлопов.

Во избежание ситуаций подобного рода следует расположить транспортное средство таким образом, чтобы выхлоп выдувало в сторону. Если же это в силу других причин невозможно, то следует надеть шланг на выхлопную трубу. Он отведёт вредный газ от салона, и, наконец, можно открыть окна.

Угарный газ — страшная штука

Сила отравления зависит от двух важных составляющих: количества газа в воздухе и дополнительной составляющей, то есть того, насколько долго водитель находился под воздействием вредного газа.

Самое страшное, что отравление происходит почти незаметно. CO не имеет ярко выраженного запаха. Его действие на организм ощущается по уже серьёзным симптомам. Это не только сильная головная боль и рвота. Результатом может стать энцефалопатия, общее ухудшение самочувствия. Человек может даже не понимать, что он делает. После прохождения этой стадии наступает сон, и в этот период возможности выжить без чьей-либо помощи практически не остаётся. После потери сознания потерпевшим смерть может наступить на протяжении получаса.

Одним словом, как и было сказано выше, угарный газ в автомобиле, его токсическое действие измеряется двумя составляющими: количеством вдыхаемого воздуха и длительностью воздействия вредного газа на человека.

Первая помощь при отравлении угарным газом

Характеризоваться может первичное состояние отравленного газом нарушением слуха, зрения и моторики. Длительное нахождение под действием газа чревато комой, при которой человек теряет сознание. Начинается почти необратимый процесс отмирания живых клеток головного мозга, нарушается сердцебиение, ощутимы явные сбои в дыхании. Возможны различного рода неврологические нарушения, гипоксия коры головного мозга. При этом люди не могут говорить, у них наблюдается паралич, не осознание себя, умственная неполноценность и тому подобное.

Стоить помнить, что люди воспринимают действие угарного газа по-разному. Более всего восприимчивы дети. Всё зависит от массы тела человека, легко ли он поддаётся карбоксигемоглобинемии, и от близости к источнику.

Тест автомобиля УАЗ на выхлоп газов глушителя в реке

В целях провести ряд необходимых тестов, которые бы дали ясные ответы, исследовательским центром по испытаниям двигателей был предпринят следующий вариант. Выбрали три наиболее популярные среди россиян и любителей езды по бездорожью марки автомобилей. Ими оказались: УАЗ 31519, УАЗ 31512 и УАЗ 469 старого образца.

Далее, в эти машины были загружены необходимые вещи, а самое главное — дорогое оборудование, и экспедиция отправилась на близлежащую реку. Это была совершенно обычная водная преграда, каких тысячи. Течение здесь небольшое, а глубина брода доходит до 40 сантиметров, не больше. Что касается ширины реки, то она была равна всего нескольким метрам. Одним словом, экстремала, да и просто «рискового» водителя, так и потянуло бы сюда. Тест было решено провести прямо на участке, где был брод.

Старый УАЗик был загнан в реку и установлен таким образом, чтобы труба его выхлопной системы, да и весь низ кузова, были под водой. Автомобиль находится против течения, и отработанные газы заносит не куда-нибудь, а прямо под автомобиль.

При длительном нахождении машины в воде может произойти отравление угарным газом

Что касается помещения салона, то здесь на пассажирском сидении были разложены все необходимые приборы, а проба воздуха на газ бралась на уровне груди человека. День обычный, солнечный и ясный. Ничего не предвещает какой-либо опасности. После снятия первых данных становится жутко. Концентрация вредного воздуха в салоне превысила показатель нормы в 15 раз! Другими словами, вместо обычных 20 мг/м³ приборы показали 300 мг/м³.

Читайте также:  Метод организации то или ремонта автомобилей

Но самым страшным оказался тот факт, что этот показатель являлся верхним порогом прибора, выше которого показать наличие газа он был не в состоянии. Получается, что реальная доза вредных веществ могла быть и того больше.

Если подумать о том, сколько раз мы сидели в таком вот УАЗе, в такой же ситуации, то просто становится не по себе. Просто нам в тот момент удалось чудом избежать отравления.

Приборы показывали смертельное значение концентрации угарного газа в воздухе столько времени, сколько автомобиль стоял и работал. Затем было решено проветрить салон и развернуть автомобиль по течению так, чтобы отработанные вредные газы уносило прочь. И результат не заставил себя долго ждать. Уже на четвёртой минуте ситуация нормализовалась, хотя угроза отравления газом ещё витала в воздухе: 172 мг/м³. Только после выезда из брода воздух в салоне машины пришёл в норму, а концентрация газа снизилась до минимума.

Первая медпомощь при отравлении газом

Что же делать, если человек уже отравился газом и вы оказались свидетелем ситуации? В самую первую очередь нужно его вытащить на свежий воздух. Угарный газ находится в некрепком взаимодействии с гемоглобином и быстро отсоединяется и выводится из организма под воздействием атмосферного кислорода. Человек, который не так долго находился в месте отравления газом, может вскоре прийти самостоятельно в нормальное состояние. Нужно растереть тело пострадавшего и приложить холодный компресс на грудь. Если человек в сознании, дать попить тёплого чая.

Если же воздействие газа было довольно длительным, то пострадавшему потребуется срочная специализированная помощь, но, прежде всего, стоит попытаться наладить внешнее дыхание. В медучреждении проводят искусственную вентиляцию лёгких, но если пострадавший самостоятельно дышит, то помещают в барокамеру, где он приходит в себя самостоятельно.

Следует помнить, что если делать пострадавшему искусственное дыхание, можно и самому отравиться газом. Поэтому рекомендуется вдохи проводить в рот через платок или марлю, смоченную в воде.

На видео — первая помощь при отравлении угарным газом:

Соблюдай правила!

Рассмотрим теперь, что говорят по этому поводу сами производители. В любой инструкции транспортного средства чётко и ясно предупреждают о том, что категорически запрещается отдыхать и спать в машине при работающем двигателе на холостом ходу. И это не в реке или озере, не зимой, когда автомобиль заносит снегом и выхода угарному газу не находится. Нет. Инструкция в общем запрещает это делать. Вот если автомобиль заглушён, тогда другое дело.

К этому правилу, как нам объяснили эксперты, должны внимательно отнестись все автомобилисты, но особенно это касается водителей, работающих зимой в холодных климатических зонах России. Так, по статистическим данным 1960 года прошлого столетия, только в Магаданской области был зафиксирован трагический процент смертей от угарного газа — 85%. Смертельное отравление произошло при обогреве в кабине машины, во всех смыслах технически исправной. Автомобили в это время находились не в гараже, а на улице.

Часто трагедии случаются и в гараже, где не обеспечивается должный выход угарному газу. Поэтому рекомендуется ремонтировать свою машину на улице или в специально отведённом для этого месте — на СТО, к примеру.

Сам гараж, если всё-таки автомобилист решил проводить ремонтные работы в собственно помещении, следует оборудовать по всем правилам. В первую очередь нужно установить вентиляционную трубу, которая бы выводилась наружу. Кроме того, чем выше крыша гаража, тем лучше. Вентиляционную трубу нужно будет оборудовать таким образом, чтобы при ремонте работающего автомобиля можно было её подсоединить шлангом к глушителю машины. Так обеспечивается полный выход вредных газов наружу.

Кроме того, недопустима работа двигателя в гараже не только при закрытых, но и при открытых дверях гаража или другого помещения, где находится машина. К тому же нужно уметь правильно ставить автомобиль. А делать это нужно всегда передом к стене, а не наоборот. Также запрещается прогревать двигатель внутри помещения в любое время года. Даже на улице, где эксплуатация двигателя на холостом ходу обязательна, всё равно нужно стараться как можно более сократить время работы и сделать так, чтобы встречный ветер относил угарный газ в сторону.

Видеосюжет о несчастном случае с угарным газом:

Всегда водителю нужно быть начеку и систематически проверять исправность и герметичность соединений выпускной системы и состояния выхлопной трубы. Делать это можно на слух и даже зрительно, но лучше будет использовать полное техническое обслуживание на эстакаде или подъёмнике. Если что-либо не соответствующее правилам обнаружено, сразу же следует деталь заменить или доработать. К примеру, запрещается даже кратковременная езда с прогоревшими прокладками. Особенно актуально это для владельцев автомобилей с типом кузова «универсал» и «комби».

Эта статья написана в целях не только предупредить, но и помочь российскому водителю. Будьте осторожны и бдительны. Никогда не забывайте, что автомобиль — это не только комфортное средство передвижения, но и сложный механизм, способный выпускать большое количество вредных угарных газов.

Оцените статью