Показатели эффективности их применения
На эффективность применения путевых машин в производственном процессе оказывают влияние следующие факторы: – среда в которой работает машина – это участок, характеризующий состояние пути до и после ремонта; – система организации использования, технического обслуживания и ремонта путевого машинного парка; – квалификация обслуживающего машину персонала, владеющим новыми технологиями; – климатические и метеорологические условия (путевые машины работают круглогодично под открытым небом и др.).
Способы производства путевых работ.
Путевые ремонтные работы выполняются по технологическим процессам, специально разработанные для каждого вида работ (УК, К, СР, С, П, В). Технологические процессы определяют строгий порядок выполнения отдельных операций по времени и месту, расстановки рабочих и машин, доставки материалов к месту работ, имеют целью обеспечение требуемого качества работ с наименьшими затратами труда и наиболее эффективным использованием средств механизации.
Путевые работы выполняются в «окно» в графике движения поездов продолжительностью 4-8 час. Частота предоставления «окон» через 1, 2, 3 дня. Для сокращения времени «окна» максимально возможный объем путевых работ выносится за пределы «окна» (сборка звеньев решетки и др.). Работы по ремонту путевые имеют монтажный характер. Все работы по ремонту пути распределены по периодам их выполнения на: – подготовительные (33%), – основные (31%), –отделочные (36%).
Среднегодовая эксплуатационная производительность ведущих машин
основных механизированных комплексов. Таблица 1.4
№ п/п | Наименование основных машинизированных комплексов | Средние непро-изводительные потери времени в часах | Тип ведущей машины комплекса | Среднегодовая эксплуатационная производительность ведущей |
Комплекс машин для замены рельсошпальной ре-шетки для выполнения УК, К ремонтов пути | 2,1 | УК-25-9/18 | 0,75 км/ч | |
Комплекс машин для срезки и планировании обочин земляного полотна, ремонта водоотводных сооружений ремонтов пути | 0,5 | СЗП-600 (МНК, КТМ) | 0,156 км/ч | |
Щебнеочистительные комплексы при выполнении УК, К, УС, С ремонтов пути комплексы при выполнении УК, К. УС, С ремонтов пути | 2,2 | ЩОМ-6Б | 0,083 км/ч | |
ЩОМ-6БМ (ЩОМ-700*) | 0,106 км/ч | |||
СЧ-600 | 0,090 км/ч | |||
СЧ-601 | 0,108 км/ч | |||
ЩОМ-1200* (СЧ-1200*, РМ-2002*) | 0,212 км/ч | |||
Щебнеочистительные комплексы при выполнении УК, К, УС, С ремонтов стрелочных переводов | 2,2 | РМ-80 (РМ-76) | 0,306 стр. пер/ч | |
ЩОМ-6У | 0,316 стр. пер/ч | |||
Выправочно-подбивочно-рихтовочные комплексы для выполнения ППВ пути | 0,7 | ВПР-1200 | 0,16 км/ч | |
ВПР-02М | 0,33 км/ч | |||
Дуоматик 09-32 (ПМА-1*, ВПР-04*) | 0,724 км/ч | |||
Выправочно-подбивочно-рихтовочные комплексы для выполнения ППВ стрелоч-ных переводов | 0.6 | Унимат 08-75/4S | 1,36 стр.пер/ч | |
Унимат 08-275/3 S | 0,96 стр.пер/ч | |||
ВПРС-02 | 0,290 стр.пер/ч | |||
ВПРС-03 | 0,96 стр.пер/ч |
К основным работам относятся те, которые определяют вид ремонта пути и выполняются в период «окна». Подготовительные и отделочные работы не требуют закрытие перегона для движения поездов. В виду широкой номенклатуры технологических операций разнотипные машины формируются в машинные комплексы (табл. 1.4) для выполнения путевых работ по их видам (УК, К, УС, С, П, РС, В) и технологическим операциям.
Комплекс машин – это совокупность технических средств, предназначенных для реализации данного технологического процесса и по своей номенклатуре, количественному составу и параметрам должен соответствовать условиям и целям процесса. По своему месту в комплексе машины подразделяются на ведущие и комплектующие. К ведущим машинам относятся, машины, выполняющие технологическую работу, задающую общий темп процессу. Они определяют и название комплекса (см. табл. 1.4), например: путеукладочный комплекс, щебнеочистительный комплекс, комплексы для выправки и уплотнения балластного слоя пути и стрелочных переводов и др. Учитывая разнообразие условий выполнения путевых работ и оснащенность ПЧМ, ПМС, ПЧ и путевых механизированных колонн предусмотрены (ЦПТ-53) машинные комплексы для выполнения основных технологических операций при ремонте и планово-предупредительной выправке пути. Путевые работы машинными комплексами выполняются поточным способом, обеспечивающим наибольшую производительность и эффективность использования машин.
Производительность машин –основная эксплуатационная характеристика машины. Производительность – это количество продукции, выраженное в физических измерителях (пог.м, м 3 , шпал и т.д.), вырабатываемое машиной в единицу времени(час, смена, сутки, месяц, год). Различают: теоретическую (конструктивно-расчетную), техническую и эксплуатационнуюпроизводительность машины.
Т е о р е т и ч е с к а япроизводительность Пк определяется в предположении непрерывной работы машины в течение одного часа при расчетных условиях выполнения работ и полной загрузке рабочего оборудования. Технологические операции, которыене выполняются машиной, исключаются. Теоретическая производительность имеет для каждой машины только одно значение и приводится в её паспорте.
Т е х н и ч е с к а я производительность Птхарактеризует максимальные возможности машины в реальных условиях. Она является наивысшей производительностью машины за один час непрерывной работы с учетом перерывов в работе: – по конструктивно-техническим; – технологическим;– и метеорологическим причинам. Производительность Пт определяется расчетом для конкретных условий и режима работы машины.
Э к с п л у а т а ц и о н н а я ПЭпроизводительность характеризует производственную норму выработки машины приеё работе в конкретных эксплуатационных условиях с учетом организационных и технических перерывов.
Основные показатели эффективности применения путевых машин:
– производительность машины – выработка в физических показателях на одну машину в час (год), (см. табл. 1.4);
– выработка механизированных комплексов путевых машин на ремонте пути за один час «окна». Наивысшая производительность достигнута в 1988 году – 323,2 пог. м/ч;
– число высвобождения контингента путейцев от применения машин взамен ручного труда;
– уровень механизации путевых работ по видам (УК, К, УС, С, П, В, Т); Уровень механизации путевых работ выражается в процентах отношением трудоемкости работ, охваченные механизацией, к общей трудоемкости работ:
(1.1)
где АР – трудоемкость процесса при ручном исполнении работ, чел.-дн.; аР – трудоемкость ручных операций после внедрения механизации, чел.-дн.
Перспективный уровень механизации путевых работ: УК, К, УС, С, П, В – 95 %; Т – 80 %.
– энерговооруженность труда на путевых работах (отношение суммарной мощности энергоустановок Ni, используемых при производстве путевых работ, к общему числу рабочих основного производства), кВт/чел.;
– норма выработки на одного человека в час, трудоемкость работ. Трудоемкость – количество труда, основного и вспомогательного персонала комплекса машин, затрачиваемого на производство единицы продукции (чел.-дн./км; руб./км и др.):
(1.2)
где ТМ-СМi – затраты труда на одну машино-смену работы i – й машины; n – число типов машин; ТР – затраты труда за смену вспомогательных рабочих, участвующих в производственном процессе; П С ЭК – сменная эксплуатационная производительность комплекса машин в единицах продукции.
Определение нормативной выработки машинизированных комплексов
Лабораторная работа № 4
При эксплуатации различных типов путевых машин для ремонтов и текущего содержания пути на их годовую выработку оказывают влияние общие для всех машин факторы:
— продолжительность сезона эксплуатации машин,
— продолжительность простоя машин по различным причинам,
— количество и продолжительность «окон»,
— срок службы машины и другие причины, изменяющие выработку конкретной машины.
В общем виде годовая выработка ведущих машин может быть определена по формуле:
где Вг – годовая расчетная выработка путевой машины, км/год (компл./год);
Пt – техническая производительность путевой машины, км/ч (стрел.пер./ч);
Ток – средняя продолжительность «окна», ч;
Тi – время на разворот работ, закрытие перегона, заключительные работы и др.,ч;
Nок – количество предоставляемых «окон» за год, шт.;
Ккл – коэффициент, учитывающий потери рабочего времени машины при неблагоприятных погодных условиях;
Ксл – коэффициент, учитывающий изменение выработки машины из-за ее старения;
Кти – коэффициент технического использования машины;
Кпр – коэффициент, учитывающий изменение выработки машины по другим причинам, индивидуальным для каждой машины.
На годовую выработку машин оказывают влияние неблагоприятные погодно-климатические условия. При температуре ниже – 5 о С и выше + 40 о С окружающего воздуха, при осадках более 20 мм/сут путевые машины не эксплуатируются.
1. Годовая норма выработки машин для очистки щебня в составе машинизированных комплексов:
а) годовая норма выработки щебнеочистительных машин типа СЧ-601 (СЧ-600), ЩОМ-6БМ (ЩОМ-6Б) при очистке щебня в пути определяется по формуле
Вг = (Ток – Тi ) Nсез Ксез Кок Ккл Ксл Кти Ктехн Кшп Квл Кст Кбал,
где Qм – техническая производительность щебнеочистительной машины, м 3 /ч;
q – объем очищаемого балласта на 1км ремонтируемого пути, м 3 /км;
Ток – средняя продолжительность «окна», ч;
Тi = 2,2 ч – время на разворот машин, закрытие перегона и др.;
Кок – средняя частота предоставления «окон» для щебнеочистительной машины в сезон летних путевых работ (в среднем при 4 «окнах» в 6-дневную рабочую неделю Кок= 4/6 = 0,666);
Ксл – коэффициент срока службы путевых машин, учитывающий изменение годовой нормы выработки путевых машин в зависимости от срока их эксплуатации, принимается равный 1;
Ккл – коэффициент, учитывающий потери рабочего времени машин из-за неблагоприятных условий;
Кти – коэффициент технического использования машины;
Ктехн – коэффициент, учитывающий технологию производства работ,
где Lоч, Lвыр – соответственно протяженность участка пути очистки и вырезки балласта;
Кшп – коэффициент, учитывающий тип шпал в пути,
где Lжб, Lд – соответственно протяженность участков с железобетонными и деревянными шпалами;
0,95 – коэффициент, учитывающий потерю производительности машины при работе на пути с железобетонными шпалами (данные эксперимен-тальных исследований ВНИИЖТ);
Квл – коэффициент, учитывающий влажность балласта,
,
где Lcух, Lвл – соответственно протяженность участков ремонтов пути, выполняемых на сухом и влажном балласте;
Кст – коэффициент, учитывающий стесненность условий работы (пассажирские платформы и др.),
,
где – суммарная протяженность пассажирских платформ на главных путях;
0,3 – коэффициент, учитывающий снижение производительности в стесненных условиях работы (данные экспериментальных исследований ВНИИЖТ);
Кбал – коэффициент, учитывающий уплотненность (сцементированность) балласта,
Кбал = = 0,9,
где 0,2 – доля протяженности пути с наличием сцементированного балласта;
0,5 – коэффициент снижения производительности в условиях работы на сцементированном балласте.
б) годовая норма выработки щебне-очистительных машин типа РM-80 (РM-76), ЩОМ-6У при очистке щебня на стрелочных переводах определяется по формуле
,
где Вг – расчетная годовая выработка машинизированного комплекса для глубокой очистки щебня на стрелочных переводах, стр. пер./год;
Qм – техническая производительность щебнеочистительной машины (Qм = 1 стрелочный перевод в «окно» продолжительностью 6 часов), стр. пер./ «окно»;
Кок – средняя частота предоставления «окон» для щебнеочистительной машины в сезон летних путевых работ.
Пример расчета годовой выработки щебнеочистительной машины СЧ-601
Исходные данные: двухпутный участок на ДВжд, конструкция пути – бесстыковой путь на железобетонных шпалах, балласт – щебеночный (30% влажного и 20% сильно уплотненного балласта по протяженности пути).
Машина СЧ-601 работает в течение 3 лет с момента ввода ее в эксплуатацию. В среднем за ремонтный сезон пуско-наладочные работы проводятся в течение 3 дней, нахождение машины в неплановом ремонте – 5 дней.
«Окна» для работы машины СЧ-601 предоставляются 3 раза в неделю, средняя продолжительность «окна» составляет 10 часов.
Объем очищаемого щебня при глубине очистки 40 см равен q = 2960 м 3 /км.
Годовая норма выработки щебнеочистительной машины СЧ-601 определяется по формуле
Вг = (Ток – Тi ) Nсез Ксез Кок Ккл Ксл Кти Ктехн Кшп Квл Кст Кбал,
где Qм = 600 м 3 /ч, Ток = 10 ч, Тi = 2,2 ч,
Nсез = 204 дня для ДВжд, Ксез =0,714; Ко = 3/5 =0,6; Nр = 175 дней для ДВжд;
Кст =0,93; Кбал =0,9, тогда годовая норма выработки СЧ-601
Вг = (10 – 2,2)×204×0,714×0,6×0,956×1×0,95×0,85×0,93×0,9 = 89,28 км
Годовая выработка данной щебнеочистительной машины для вышеуказанных условий составляет 89 км пути в год.
Таблица 3.1 — Нормы выработки комплексов путевых машин