Учет сезонных шин снятых с автомобиля

Особенности учета автомобильных шин

Если компания часто использует в своей деятельности ТС, то при покупке авто нужно учитывать не только машину, но и шины к ней. Учет ведется относительно каждой операции: прибытие, выбытие, переустановка и прочее. Записи в коммерческих и бюджетных учреждениях будут разными.

Вопрос: Как отражается в учете автотранспортной организации продажа изношенных шин, снятых с автомобилей и не подлежащих дальнейшей эксплуатации и восстановлению?
Изношенные шины проданы шиномонтажному заводу как сырье для переработки по прейскурантным ценам: за 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.). Плата за них поступила в месяце продажи. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ

Первичная документация

Учет производится на основании межотраслевой формы первички по МПЗ, утвержденной Постановлением Госкомстата №71а от 30 октября 1997 года. Это приходный ордер, составляемый по форме №М-4, специальная карта, составляемая по форме №М-8. Фирма может разрабатывать собственные формы. Однако они должны соответствовать положениям статьи 9 Закона о бухучете №402. Если фирма разработала свои формы, это должно быть отражено в учетной политике.

Вопрос: Как отразить в учете приобретение и установку комплекта новых шин на автомобиль взамен изношенных шин?
По причине износа шин автомобиля (объекта основных средств (ОС)) организация приобрела для установки на автомобиль комплект новых шин стоимостью 24 000 руб., в том числе НДС 4 000 руб. Установка шин произведена в автосервисе, стоимость услуг которого составила 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.).
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления, резерв на ремонт ОС не создается.
Посмотреть ответ

Потребуется карточка учета. В ней прописывается состояние шины: основные характеристики, дефекты, описание повреждений. Если элементы уже были в эксплуатации, нужно указать имеющийся пробег. Нужно также прописать заводской номер, дату замены, дату демонтажа.

При утилизации комплектующих необходимо оформить карточку учета и акт на списание. Последняя бумага оформляется на основании решения комиссии. В акте нужно указать дефект, который не подлежит ремонту. К примеру, это может быть разрыв.

Вопрос: Как отразить в учете стоимость шин, снятых с автомобиля в связи с заменой на новые? Снятые шины пригодны к эксплуатации. Спустя три месяца принято решение об их продаже сторонней организации…
Затраты на снятие шин, осуществленное собственной автомастерской, составили 2 000 руб. Рыночная стоимость шин (цена приобретения аналогичных шин) по акту об их замене равна 8 000 руб. Шины проданы сторонней организации по цене 9 600 руб. (в том числе НДС 1 600 руб.).
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Наиболее существенные значения для учета:

  • Число шин.
  • Их модель и марка.
  • Стоимость.

Учет элементов разного типа (летние, зимние) осуществляется раздельно. Рекомендуется раздельно учитывать также новые и б/у шины.

Используемые проводки

ВАЖНО! Положение об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступно по ссылке

Приобретение шин, их направление в эксплуатацию и другие операции должны фиксироваться при помощи проводок. Используются эти записи:

  • ДТ60 КТ51. Перевод средств за купленные шины.
  • ДТ10 КТ60. Возникший долг по приобретенным элементам.
  • ДТ19 КТ60.НДС со стоимости продукции.
  • ДТ68 КТ19. НДС к вычету.
  • ДТ10 КТ10. Элементы введены в эксплуатацию.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Списание шин.

Стоимость элементов, взятых для замены изношенных шин, фиксируется на счете 10. На этом же счете нужно фиксировать уже используемые и резервные шины. Для раздельного учета нужно сформировать дополнительные счета к субсчету «Запаска».

Фиксация износа и других операций

Замена изношенных элементов может считаться составляющей ремонта. Списание выполняется на производственные издержки и расходы на ремонт ОС. Ремонтные траты нужно фиксировать по дебету учета расходов на производство, по кредиту учета затрат. Изношенные элементы ремонтируются и восстанавливаются. Учитываются они на субсчете «Запчасти, подлежащие восстановлению».

Замена сезонных шин входит в содержание ОС. Сопутствующие траты считаются расходами по основной деятельности. При замене стоимость относится на уменьшение расходов по текущей деятельности.

Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Стоимость сезонных деталей (после их износа) в расходах по главному направлению деятельности.
  • ДТ10 КТ91/1. Изношенные шины, которые подлежат восстановлению.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Замена элементов и их отправка на склад. Стоимость запчастей относится на уменьшение трат по текущей деятельности.
  • ДТ10 КТ10. Сборка зимних шин, вводимых в использование.
  • ДТ10 (субсчет «Запчасти») КТ10. Снятие зимних элементов.

Бухгалтеру нужно обязательно создать субсчета. Нужны они для раздельного учета.

Учет шин в бюджетном учреждении

Бухучет в бюджетных учреждениях ведется на основании ФЗ №129 от 21 ноября 1996 года, Инструкции, утвержденной приказом Минфина №157н.

Приобретенные запчасти нужно поместить на счет 10506. В пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса указано, что при поступлении элементов нужно использовать эту запись: ДТ0.105.26.340 КТ0.302.34.730. Оприходование шин. Первичкой являются сопроводительные документы от поставщика.

При направлении шин в эксплуатацию нужно оформить ведомость по форме 0504210 или требование-накладную по форме 0315006. Соответствующее требование оговорено в пункте 25 Инструкции №162н.

Рассмотрим дополнительные записи:

  • ДТ0.401.20.272 КТ0.105.26.440. Списание с балансового учета запчастей, которые были установлены в ходе замены изношенных запчастей.
  • ДТ0.105.36.340 КТ0.105.36.340. Введение в эксплуатацию запчастей.

Соответствующие положения содержатся в пунктах 37 и 35 Инструкции №174н.

Карточка учета шин

Предприятия обязательно должны осуществлять учет расходных материалов, нужных для эксплуатации авто. Одно из направлений учета – контроль над движением шин. Карточка учета фиксирует поступление, эксплуатацию и выбытие запчастей. В ней нужно отразить сведения о каждой единице элементов. Прописывается, за каким ТС закреплена часть. Осуществляется ежемесячный контроль над эксплуатацией. Для этого проставляются отметки о пробеге авто. Эти отметки позволяют отслеживать техническое состояние элементов. Исходя из этого устанавливается, можно ли эксплуатировать запчасти дальше.

Карточка заполняется назначенным лицом. Вся информация заносится на базе решений экспертной комиссии. Состав последней устанавливает руководитель предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Обязательно ли заводить карточку? Да, это обязательное требование для всех предприятий. Карточки могут не заводить только те, кто перевозят грузы или пассажиров для личных нужд.

Налоговый учет

При приобретении ТС стоимость используемых и запасных шин включается в начальную стоимость авто на основании статьи 257 НК РФ. В качестве отдельных элементов шины не указываются. Отдельно приобретенные запчасти не включаются в состав купленного авто. Они не входят в его стоимость. Рассмотрим статьи, которые регламентируют учет:

  • Статья 254 (расходы плательщика на хознужды).
  • Статья 260 (реставрация ОС).
  • Статья 264 (содержание служебных ТС).

Отдельно приобретенные шины могут учитываться в качестве материальных затрат на содержание ОС. В этом случае учет осуществляется по себестоимости элементов. Ремонтные траты принадлежат к прочим расходам. Траты будут признаваться на дату сборки шин на ТС. Элементы, снятые с авто, не будут относиться к возвратным отходам.

Норма пробега

Нормы по списанию запчастей не утверждены законами. Пробег устанавливается предписаниями транспортного Министерства, установленными в Письме №03-01/10-2830ш от 24 августа 2012 года. В этом акте указано, что фирмы могут самостоятельно устанавливать нормы. Они разрабатываются на основании этих сведений:

  • Данные о шинах от заводского производителя.
  • Метод установления пробега норм РД 3112199-1085-02.
  • Опыт самого предприятия по эксплуатации ТС.

В стандартах РД 3112199-1085-02 указано, что разработанная норма не должна быть меньше 25% от среднего значения пробега. Рассмотрим приблизительные значения:

  • Для легковых ТС (российский производитель): 40-45 тысяч км.
  • Для грузовых ТС (российский производитель): до 100 тысяч км.
  • Для легковых ТС (иностранный производитель): 50-55 тысяч км.
  • Для грузовых ТС (иностранный производитель): до 180 тысяч км.

Несмотря на то, что компания получает свободу в разработке норм, она должна учитывать некоторые рекомендации. В частности, установленные нормы должны быть экономически оправданными, обоснованными.

ВАЖНО! На основании норм производится списание.

К СВЕДЕНИЮ!
Траты на утилизацию отходов входят в расходы по текущей деятельности. Они будут облагаться налогами.

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

#1 11.12.2009 15:47:00

Автомобильные шины

Подскажите пож-та как определить стоимость автомобильной шины для дальнейшего списания, если мы купили их вместе с автомобилем.

#2 11.12.2009 17:05:25

Re: Автомобильные шины

«Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2009, N 9

ОБ УЧЕТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Одним из основных элементов ходовой части автомобиля являются пневматические шины, которые обеспечивают смягчение возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибрации, передачу тяговых и тормозных сил, сцепление колес автомобиля с дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения, динамичность и плавность хода, проходимость в различных условиях дорог, а также влияют на расход топлива автомобилем и шумообразование.
Автомобильные шины различаются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля. На основании руководства по эксплуатации для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа или полуприцепа выбирается свой тип пневматических автомобильных шин: по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора.
Комплект пневматических шин для камерных шин легковых автомобилей состоит из покрышки и камеры с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком, а для камерных шин грузовых автомобилей — из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты.
Для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей в комплект шин входит лишь покрышка.
В отличие от других запасных частей, шины имеют свою специфику: их замена производится не только в связи с износом, но и в связи с изменениями природно-климатических условий, поскольку с наступлением зимнего сезона в целях безопасности дорожного движения даже новые летние шины могут быть заменены на зимние. Весной летние шины возвращаются на автомобиль, а летние — на склад.
Некоторые организации предпочитают экономить на резине и приобретают так называемые всесезонные шины, которые пригодны для эксплуатации и зимой, и летом.

Читайте также:  Чип тюнинг для пежо 307

Бухгалтерский учет автомобильных шин

Транспортные средства являются основными средствами, которые принимаются к учету как отдельные инвентарные объекты со всеми устройствами, принадлежностями и комплектующими, необходимыми для их эксплуатации (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (с изм. и доп. от 27.11.2006)). При покупке автомобиля шины включаются в его комплектацию, т.е. являются той частью транспортного средства, которая необходима для его нормальной работы. Отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции.
Несмотря на то что срок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования транспортного средства, учитывать шины как самостоятельный инвентарный объект основных средств нельзя.
По своей сути автомобильные шины являются комплектующими изделиями, а не средством труда. Данные комплектующие изделия не относятся к основным средствам и упомянуты в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (с изм. и доп. от 14.04.1998). Именно поэтому автомобильные шины, которые поступили вместе с автомобилем (на колесах и в качестве «запаски»), учитываются вместе с автомобилем как один инвентарный объект. В первоначальную стоимость транспортного средства включаются стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов (п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (с изм. и доп. от 27.11.2006)).
Аналогичное положение представлено и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. В Инструкции к счету 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части», сказано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Приобретение автомобильных шин

Автомобильные шины, приобретенные отдельно от транспортного средства, включаются в состав материально-производственных запасов и учитываются на субсчете 10-5 «Запасные части» (Инструкция по применению Плана счетов).
Так как автомобильные шины могут находиться не только на складе, но и передаваться сторонней организации для ремонта и восстановления, к субсчету 10-5 открываются регистры аналитического учета:
«Автомобильные шины на складе»;
«Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении».
В процессе эксплуатации транспортного средства организация может:
ежесезонно менять зимнюю резину на летнюю и наоборот;
производить замену полностью изношенных автомобильных шин на аналогичную новую резину.
Именно поэтому на субсчете «Автомобильные шины на складе» раздельно учитываются:
новые шины, находящиеся на складе;
автошины, снятые со списанных автомобилей и прицепов, но годные к дальнейшему использованию без ремонта;
отремонтированная и подлежащая восстановлению автомобильная резина.
Учет автомобильных шин осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Напомним, что с 1 января 2008 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н, который внес в ПБУ 5/01 существенные изменения. В частности, был исключен п. 4, в котором говорилось о том, что ПБУ 5/01 не применяется к активам, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. В результате исчезло последнее противоречие в нормативных актах по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок учета автомобильных шин, которые используются организацией свыше одного года.
Автомобильные шины, приобретенные у поставщика, отражаются в бухгалтерском учете по фактической стоимости (п. 5 ПБУ 5/01), которая складывается из продажной стоимости, расходов по доставке и других затрат, связанных с их покупкой.

Сезонная замена автомобильных шин

Нельзя рассматривать замену летней резины на зимнюю (и наоборот) как частичную ликвидацию основного средства с последующим дооборудованием основного средства.
Заметим, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету не представлено четкого определения понятий «частичная ликвидация» и «дооборудование». Именно поэтому мы будем опираться на те положения, которые представлены в ПБУ 6/01 в отношении частичной ликвидации.
При частичной ликвидации происходит частичное выбытие основного средства без замены выбывшей части на аналогичную (п. 29 ПБУ 6/01). Иными словами, при частичной ликвидации демонтируется часть объекта без дальнейшего восстановления. Первоначальная стоимость основного средства при частичной ликвидации изменяется (п. 14 ПБУ 6/01). Так как часть объекта выбывает, первоначальная стоимость основного средства должна быть уменьшена на стоимость выбывшей части.
Определение «дооборудование» представлено в налоговом законодательстве, в котором сказано, что к дооборудованию объекта основных средств относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Как известно, при сезонной замене шин автомобиль не приобретает новых качеств, его технологическое или служебное назначение не меняется. Следовательно, установку сезонной резины нельзя рассматривать как дооборудование автомобиля.
Таким образом, сезонную замену шин нельзя рассматривать как совокупность двух процессов — частичной ликвидации и дооборудования.
Передача в эксплуатацию сезонного комплекта шин не может рассматриваться как ремонт автомобиля. Как известно, под ремонтом понимается комплекс работ, проводимых с целью восстановления работоспособности основного средства, потерянной в результате отказа, повреждения, износа или выработки ресурса. При замене зимней резины на летнюю целью производимых работ является не замена изношенных комплектующих частей на новые, а адаптация транспортного средства к местным климатическим условиям.
В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку они по сравнению с летними снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля. Именно поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Установка сезонных шин

Поскольку шины в бухгалтерском учете отражаются на счете 10, их передача в эксплуатацию близка по экономическому смыслу к передаче материалов в производство.
При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (с изм. и доп. от 26.03.2007)).
При этом все условия для признания расхода, установленные п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (с изм. и доп. от 27.11.2006), выполнены:
расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть достоверно определена;
в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.
При передаче в использование автомобильные шины оцениваются, как правило, по себестоимости каждой единицы (п. 16 ПБУ 5/01) — пример 1.

Пример 1. ООО «Свежий ветер» зимой 2008 — 2009 гг. приобрело легковой автомобиль с зимним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях.
В октябре этого же года был приобретен комплект летней резины (4 шт.) за 7080 руб., в том числе НДС — 1080 руб., и установлен на автомобиль.
В бухгалтерском учете ООО «Свежий ветер» были сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет 10-5 Кредит 60
6000 руб. — на склад оприходован комплект летней резины;
Дебет 19 Кредит 60
1080 руб. — отражена сумма «входного» НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19
1080 руб. — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;
Дебет 26 Кредит 10-5
6000 руб. — шины установлены на легковом автомобиле.

Читайте также:  Тест драйв авто киа спортейдж 2020

Заметим, что на счете 10 «Материалы» не могут числиться активы, которые находятся в эксплуатации. Исключением в данном случае являются специальный инструмент и специальные приспособления, специальное оборудование, специальная одежда. В соответствии с п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, передача специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) отражается в бухгалтерском учете:
по дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»,
и по кредиту счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».
Однако автомобильные шины не относятся ни к специальным приспособлениям, ни к специальному оборудованию, поэтому учитывать их подобным образом не следует.

Учет сезонных шин, снятых с автомобиля

Сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо оприходовать на склад.
Порядок отражения подобных операций не предусмотрен нормативными актами по бухгалтерскому учету. Сезонные шины, которые были сняты с транспортного средства и оприходованы на склад, не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам. С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой — не утратили своих потребительских свойств.
Тем не менее оприходование сезонных шин следует отражать по дебету субсчета 10-5 «Запасные части» в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20, 23, 26, 29, 44. ).
Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.
Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.
Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02). Указанные Нормы действовали до 1 января 2004 г. Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р действие Временных норм было продлено до 1 января 2007 г. Тем не менее методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа сезонных шин, снятых с транспортного средства.
Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега (п. 3.3 Временных норм).
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000 — 45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000 — 55 000 км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше:
для отечественных шин он может достигать 100 000 км;
для шин зарубежного производства — до 180 000 км.
Для того чтобы рассчитать стоимость шин, возвращенных на склад, бухгалтеру необходимо на основании путевых листов определить пробег автомобильных шин за время их фактической эксплуатации, а затем рассчитать необходимый показатель по следующей формуле:

Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины — Фактический пробег) : Норма пробега шины x Цена приобретения шины (пример 2).

Пример 2. Используем условия примера 1.
Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость каждой шины составляет 1500 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 900 руб. ((50 000 км — 20 000 км) : 50 000 км x 1500 руб.).
В бухгалтерском учете ООО «Свежий ветер» будет сделана следующая запись:
Дебет 10-5 Кредит 26
3600 руб. (900 руб. x 4 шт.) — на склад оприходован комплект зимней резины, снятой с легкового автомобиля.

Налоговый учет автомобильных шин

Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.
Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Если происходит замена изношенных шин, то расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на основании п. 1 ст. 260 НК РФ.
Расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Дело в том, что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:
остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).
Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца, поскольку автомобильные шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.
В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов. При этом под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению. Сезонные шины под данное определение не подпадают.
Следовательно, в целях налогообложения сезонные шины не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. Таким образом, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.
В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница: сумма расходов по данным бухгалтерского учета меньше, чем сумма расходов по данным налогового учета (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (с изм. и доп. от 11.02.2008)). На основании данной разницы формируется отложенное налоговое обязательство (пример 3).

Пример 3. Используем условия предыдущих примеров.
В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 77
864 руб. (3600 руб. x 24%) — сформировано отложенное налоговое обязательство.

Учет расходов на ремонт и восстановление шин

В процессе эксплуатации шины изнашиваются. Если рисунок протектора шины достиг предельно допустимой отметки, то автомобильные шины снимаются с эксплуатации.
Предельным износом рисунка протектора считается такой износ, когда остаточная высота выступов рисунка протектора имеет минимально допустимую величину. Минимально допустимая остаточная высота рисунка протектора, при которой шина должна сниматься с эксплуатации, установлена в размере:
для шин легковых автомобилей — 1,6 мм;
для шин грузовых автомобилей — 1,0 мм;
для шин автобусов и троллейбусов — 2,0 мм;
для шин мотоциклов и мопедов — 0,8 мм;
для шин на прицепах и полуприцепах — такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они работают.
На шинах с индикаторами износа предельно допустимая высота рисунка протектора определяется по появлению индикаторов (выступы по дну канавок беговой дорожки, высота которых равна минимально допустимой высоте рисунка протектора).
Если рисунок протектора износился, то его можно восстановить. Восстановлению наложением нового протектора подлежат шины, имеющие предельный износ рисунка протектора и повреждения, не превышающие определенных размеров. Углублению рисунка протектора нарезкой подлежат грузовые, автобусные и троллейбусные шины, имеющие предельный износ рисунка протектора и надпись на боковине «Regroovable».
Шины, подлежащие восстановлению и дополнительной нарезке рисунка протектора, отражаются в бухгалтерском учете по цене их возможного использования, которая рассчитывается пропорционально пробегу шины.
Ремонт и восстановление автошин могут производиться как самим предприятием, так и на специализированных автосервисах. В случае самостоятельного ремонта предприятие несет расходы на закупку запчастей к автомашинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и пр.) и оплату труда рабочим, которые производят ремонт.
Если отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, то предприятие может воспользоваться услугами специализированных предприятий. В этом случае запчасти к автомашинам могут быть закуплены самостоятельно. В такой ситуации предприятие оплачивает автосервису только услуги по замене и установке запчастей или же стоимость запчастей будет учтена в стоимости ремонтных работ автосервиса.
При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы их стоимость переносится в бухгалтерском учете на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Расходы на ремонт автошин отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат — 20, 23, 25, 26, 29, 44. Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Если шины имеют разрушения, которые не подлежат местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, то они списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. В учете такие шины зачисляются на счет 10-6 «Прочие материалы». Снять шины с эксплуатации можно только по решению специальной комиссии, созданной на предприятии (пример 4).

Читайте также:  Стенд для разборки двигателей зил

Пример 4. ЗАО «Энергетик» использует в своей деятельности легковой автомобиль. В апреле 2008 г. для автомобиля были приобретены пять шин по цене 2000 руб. (без НДС) за 1 штуку и четыре из них были установлены на автомашину. Спустя год рисунок протектора шин легкового автомобиля достиг предельно допустимой отметки, поэтому по решению комиссии шины были сняты с эксплуатации и заменены на новые. Одна шина была направлена в ремонт, другая — на восстановление, третья — на дополнительную нарезку протектора, а четвертая — списана в утиль.
На склад были оприходованы четыре шины по цене возможного использования (750 руб., 450 руб., 400 руб., 100 руб. соответственно).
ООО «ХИМБЭК» оказало услуги по ремонту и восстановлению шин. Ремонт шины обошелся в 600 руб., восстановление шины — 800 руб., нарезка рисунка протектора — 700 руб. без учета НДС. После ремонта и восстановления шины вновь были установлены на легковой автомобиль. Вместе с ними была установлена одна новая шина.
В бухгалтерском учете ЗАО «Энергетик» были сделаны следующие записи.
В апреле 2008 г.:
Дебет 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе», Кредит 60
10 000 руб. (2000 руб. x 5 шт.) — новые шины оприходованы на склад;
Дебет 26 Кредит 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе»
8000 руб. (2000 руб. x 4 шт.) — шины переданы в эксплуатацию и установлены на легковой автомобиль.
В марте 2009 г.:
Дебет 10-6, Кредит 26
100 руб. — на склад передана шина, непригодная к восстановлению, и учтена по цене возможной реализации;
Дебет 10-5 субсчет «Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении», Кредит 26
1600 руб. (750 руб. + 450 руб. + 400 руб.) — на склад переданы шины, подлежащие восстановлению;
Дебет 10-7 Кредит 10-5, субсчет «Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении»
1600 руб. — автомобильные шины переданы в ремонт и на восстановление специализированной организации;
Дебет 26 Кредит 60
2100 руб. (600 руб. + 800 руб. + 700 руб.) — отражены расходы на ремонт и восстановление шин;
Дебет 19 Кредит 60
378 руб. (2100 руб. x 18%) — отражена сумма «входного» НДС по расходам на ремонт и восстановление шин;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19
378 руб. — «входной» НДС предъявлен к налоговому вычету;
Дебет 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе», Кредит 10-7
1600 руб. — на склад оприходованы отремонтированные и восстановленные шины;
Дебет 26 Кредит 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе»,
3600 руб. (1600 руб. + 2000 руб.) — шины, в том числе одна новая, вновь переданы в эксплуатацию.
В налоговом учете движение шин не отражается.

Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Именно поэтому данные затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии. При этом нормирование указанных расходов не предусмотрено.

Складской учет шин

На каждую шину заводится карточка учета работы шины, причем заводить карточку следует и на ту шину, которая поступила вместе с автомобилем, и на ту, которая установлена на автотранспортном средстве позднее. Карточка ведется до выхода шины из строя.
В карточке необходимо указать порядковый номер, дату изготовления и фирму — изготовителя шины. Кроме того, в ней отмечается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений), ежемесячно вносятся фактический пробег и остаточная высота рисунка протектора.
Когда шина снимается с эксплуатации, в карточке учета работы шины необходимо указать:
дату демонтажа;
полный пробег;
причину снятия, установленную комиссией;
остаточную высоту рисунка протектора;
куда направлена шина.
Снятые с эксплуатации шины могут направляться в ремонт, на восстановление, дополнительную нарезку рисунка протектора или сдаваться в утиль. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке, на восстановленную шину или шину с углубленным рисунком протектора заводится новая карточка.
Если шина направляется на восстановление, на углубление рисунка протектора или в утиль, то карточка учета работы шины закрывается и является актом на списание шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.

Порядок отражения в учете операций по продаже шин

Если старые автошины пригодны для дальнейшей реализации на сторону, то они приходуются на склад по цене, рассчитанной пропорционально пробегу.
Доходы от продажи шин отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 91, субсчет «Прочие доходы». Одновременно в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы» списывается их балансовая стоимость.
Для целей налогообложения выручка от реализации не полностью изношенных шин является доходом от реализации прочего имущества (п. 1 ст. 248 НК РФ). Поскольку их стоимость была полностью учтена в составе материальных расходов при передаче в эксплуатацию и не подлежит восстановлению, расходы по данной сделке в налоговом учете в виде первоначальной стоимости шин отсутствуют (пример 5).

Пример 5. Торговая организация ЗАО «Мегалайн» в связи со сменой зимних шин на летние оприходовала на склад четыре зимние шины по стоимости, пропорциональной пробегу, — по 510 руб. за 1 шт.
Руководителем организации было решено продать зимний комплект шин за 2950 руб., в том числе НДС — 450 руб.
В бухгалтерском учете ЗАО «Мегалайн» были сделаны следующие записи:
Дебет 10-5 Кредит 44
2040 руб. (510 руб. x 4 шт.) — оприходован зимний комплект шин по цене возможного использования;
Дебет 62 Кредит 91-1
2950 руб. — отражена задолженность покупателя за приобретенные шины;
Дебет 91-2 Кредит 10-5
2040 руб. — списана балансовая стоимость зимнего комплекта шин;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
450 руб. — отражена сумма НДС;
Дебет 91-9 Кредит 99
460 руб. (2950 руб. — 2040 руб. — 450 руб.) — отражена прибыль от реализации автошин;
Дебет 51 Кредит 62
2950 руб. — погашена задолженность покупателя за приобретенные шины.
В налоговом учете доход от реализации автошин составит 2500 руб. (2950 руб. — 450 руб.).

Если бывшие в эксплуатации шины не проданы, а списаны по иной причине, то бухгалтеру необходимо обратить внимание на соотношение фактического и нормативно установленного пробега шины. Если фактический пробег изношенной шины существенно меньше нормативно установленного, то бухгалтер должен выяснить причины преждевременного износа рисунка протектора и определить виновных лиц.

О.А.Курбангалеева
Аудитор
Подписано в печать
15.04.2009

Оцените статью