Учет машины с тест драйва

Машины после тест-драйва – выгодная покупка или потеря денег?

Вопросом о том, как купить авто с тест драйва, интересуется каждый, кто хочет сэкономить свои деньги. Такой вариант позволяет приобрести машину с хорошей скидкой. При этом характеристики и качества не будут значительно отличаться от новых ТС той же модели. Учитывая наличие преимуществ и недостатков, следует выяснить, стоит ли покупать машину с тест драйва у дилера.

Общие сведения

Официальные автосалоны известных марок используют различные способы для рекламы продаваемых машин. Тест драйв – это один из методов зарекомендовать себя в глазах потенциального покупателя. Это тестовая поездка на конкретном ТС, которую предоставляют клиентам, чтобы он смог оценить характеристики и ходовые качества.

Какие машины используются

Представители салона стремятся создать как можно более приятное впечатление у потенциального покупателя. Поэтому для проведения тест драйва используются автомобили с максимальной или приближенной к выбранному клиентом ТС комплектацией.

Транспортное средство используется в таком режиме до 6 месяцев. Любой желающий имеет право вместе с сотрудником салона попробовать проехаться на этой машине. Тестовая езда осуществляется по заранее подготовленному безопасному маршруту и длится короткий отрезок времени, которого достаточно для оценки качеств авто. Затем ТС реставрируют и выставляют на продажу, как подержанное.

Преимущества и недостатки

Граждане, которые хотят купить авто после тест драйва у официального дилера, объясняют это желание множеством плюсов такой сделки. И действительно, представленный вариант имеет ряд достоинств, благодаря которым можно приобрести машину на очень выгодных условиях.

К главным преимуществам относят следующие:

  • Возможность получения крупной скидки (цена снижается из-за того, что автомобиль с пробегом);
  • Максимальная комплектация ТС (например, противоугонная сигнализация, наборы сезонных шин, дополнительных дисков);
  • Отсутствие юридических проблем (машины, бывшие в ДТП или в угоне, не используют на тест-драйвах)
  • Наличие гарантии (если машина использовалась в тестовом режиме не дольше 6 месяцев, на нее распространяются гарантийные обязательства производителя);
  • Возможно наличие действующей страховки, оформленной перед началом пробной эксплуатации.

Совет! Еще одно важное преимущество, которое нужно учитывать, решая, стоит ли покупать машину с тест драйва, связано с тем, что такой вариант исключает вероятность мошенничества.

Представителям салона официального дилера крайне невыгодно продавать низкокачественные ТС или осуществлять какие-либо незаконные махинации. Поэтому клиент может быть уверенным в том, что сделка не приведет к негативным последствиям.

К недостаткам покупки ТС с тест драйва можно отнести следующие:

  • Эксплуатация в пробном режиме все же отражается на техническом состоянии ТС, особенно если учитывать неаккуратную манеру езды некоторых водителей.
  • В соответствии с юридическими нормами, покупатель будет числиться как второй хозяин ТС.
  • Во время пробной эксплуатации представители салона могли заливать недорогие жидкости и масла, использовать некачественное топливо.
  • Из-за регулярного вождения салон автомобиля может быть немного изношенным.
  • Могут стираться тормозные колодки.
  • Не исключается вероятность незначительных малозаметных повреждений (сколов на стеклах, трещин, царапин на краске).

В целом, прежде чем купить машину после тест драйва, следует взвесить все плюсы и минусы. В противном случае сделка может обернуться затруднениями для клиента.

Как сделать правильный выбор

Приняв решение купить машину с тест драйва в Москве либо другом городе РФ, необходимо соблюсти несколько простых правил. Тогда потенциальный риск значительно уменьшается и покупатель может быть уверенным в том, что приобретает качественное транспортное средство.

Не рекомендуется брать автомобиль, если он находился в эксплуатации дольше 6 месяцев. Некоторые салоны проводят тест драйвы по 1-2 года, после чего ТС продают на распродаже. Такое транспортное средство можно купить очень дешево, но с большой вероятностью оно будет иметь повреждения и дефекты.

Внимание! Приобретать ТС следует только у официального дилера. В обычных салонах и у перекупщиков брать машину после пробной эксплуатации небезопасно.

Диагностика машины

Решив купить автомобиль с тест драйва, необходимо обратиться напрямую в салон. Многие эксперты советуют приходить не в один магазин, а посетить несколько с аналогичными предложениями. Выбрав транспортное средство, следует осуществить тщательную проверку.

Рекомендуется запросить у представителя салона учетную книгу или технический паспорт. Там вносятся сведения обо всех ремонтных работах, проведенных с конкретным автомобилем. Очевидно, что ничего лишнего, свидетельствующего о поломках, там не должно быть.

К проверке советуют привлечь квалифицированного специалиста. Он с большей вероятностью найдет неполадки, если таковые имеются.

Визуальный осмотр

Принимая решение о покупке, следует тщательно проверить корпус транспортного средства. Процедура позволяет заметить внешние дефекты невооруженным глазом. При помощи специального устройства, которое просят у сотрудника салона, можно определить, не проводилась ли перекраска ТС.

При проверке следует учитывать наличие царапин, сколов и трещин. Присутствие деформированных либо разбитых деталей указывает на то, что автомобиль участвовал в столкновении.

Перед покупкой следует проверить такие элементы машины:

  • Двери и замки;
  • Движение боковых стекол;
  • Качество ремней безопасности;
  • Работу обогрева салона и системы кондиционирования;
  • Открыть капот и багажное отделение;
  • Проверить осветительные приборы;
  • Оценить тормозную систему;
  • Воспользоваться бортовым компьютером, средствами спутниковой локации.

Важно знать! Прежде чем купить автомобили с тест драйва, необходимо комплексная и тщательная проверка транспортного средства. Это исключает вероятность приобретения машины с неполадками.

Стоимость машины после тестовой эксплуатации

Цены на автомобили, которые ранее выставлялись в рекламных целях, существенно отличаются от новых машин аналогичной марки и модели. Салон стремится продать ТС как подержанное, поэтому реализует его со значительной скидкой. В некоторых случаях она может достигать 70% от первоначальной стоимости, но это скорее исключение.

В среднем, цена на авто после тест драйва уменьшается на 30-40%. При условии, что у машины нет поломок или каких-либо дефектов, такая покупка очень выгодна. При этом клиент сможет получить ТС с хорошей комплектацией и официальной гарантией производителя.

Вопрос о том, как сэкономить деньги во время покупки автомобиля, актуален практически для всех. Один из способов снизить расходы на приобретение машины – выбор ТС после тест драйва. Такие транспортные средства продают с хорошей скидкой и незначительным пробегом. Перед покупкой достаточно удостовериться в отсутствии неполадок и внешних дефектов.

Учет автомобиля для тест-драйва

«Бухгалтер-профессионал автосалона», 2010, N 10

Тем потенциальным покупателям, которым сложно сделать выбор только на основании технических характеристик и внешнего вида автомобиля, автосалоны предлагают опробовать автомобиль в деле. То есть потенциальному покупателю предлагают самостоятельно сесть за руль автомобиля выбранной марки и вместе с представителем автосалона совершить небольшую поездку по городу.

В этом случае потенциальный покупатель сможет оценить потребительские, ходовые и эксплуатационные качества автомобиля.

Читайте также:  Mini cooper f56 чип тюнинг

Такие поездки автодилер организует в рамках проведения программы «Тест-драйв» (test drive — это поездка в целях проверки автомобиля).

Реализация этой программы позволяет автосалонам продвигать на рынке различные марки автомобилей и увеличивать объемы продаж автодилерам.

Для пробных поездок потенциальных покупателей у автосалона есть специальные автомобили. О том, как учитывать эти автомобили в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, мы и расскажем в нашей статье.

Условия дилерского договора

Как правило, производители автомобилей включают в условия дилерского договора положение о том, что дилер обязан в течение определенного времени использовать один из приобретенных автомобилей в качестве демонстрационного образца (для тест-драйва) для предоставления покупателям возможности поездки по городу в присутствии представителя компании. Период использования автомобиля в таком качестве устанавливается в дилерском договоре.

Автомобили, используемые в качестве демонстрационных образцов, автосалон должен зарегистрировать в органах ГИБДД и получить свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационный знак. Кроме того, автомобили для тест-драйва должны быть оформлены в едином стиле.

По истечении срока действия дилерского договора данные автомобили снимаются с учета в ГИБДД и реализуются покупателям.

Основное средство или товар?

В отношении автомобилей для тест-драйва у бухгалтеров всегда возникает один тот же вопрос: как учитывать эти объекты — как товары или в качестве основных средств?

Ответ на этот вопрос повлияет не только на величину показателей бухгалтерской отчетности, но и на сумму налога на имущество.

Напомним, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Следовательно, если организация будет учитывать автомобиль для тест-драйва в составе товаров, то ей не придется платить налог на имущество с его стоимости.

Официальная позиция. По мнению официальных органов, автомобили, которые организация использует в качестве демонстрационных образцов, необходимо учитывать в бухгалтерском учете в составе товаров. Такая позиция выражена, в частности, в Письме Минфина России от 7 ноября 2008 г. N 03-05-05-01/65.

Давайте разберемся, насколько правомерна такая позиция.

При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива какого-либо вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия, установленные п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.

Условие первое. Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (пп. «а» п. 4 ПБУ 6/01).

Условие второе. Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (пп. «г» п. 4 ПБУ 6/01).

Автомобили для тест-драйва помогают автодилерам продвигать свои товары на рынке. В результате увеличивается объем продаж. Доходы автосалона растут. Следовательно, они необходимы в торговой деятельности автосалона и приносят организации экономические выгоды. Значит, оба условия, необходимые для признания автомобилей, используемых в качестве демонстрационных образцов, выполняются.

Условие третье. Объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (пп. «б» п. 4 ПБУ 6/01).

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету (п. 20 ПБУ 6/01). Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

Обратите внимание! Несмотря на то что автомобили предназначены для использования в течение длительного времени и они не утрачивают свои потребительские свойства через 12 месяцев, условиями дилерского договора устанавливается ограничение по использованию автомобиля в качестве демонстрационного образца.

Как правило, по условиям договора автосалон обязан продать автомобиль для тест-драйва по истечении 6 — 12 месяцев его использования в качестве демонстрационного образца. Следовательно, срок полезного использования этого объекта не превышает 12 месяцев. А значит, третье условие, необходимое для признания такого автомобиля в качестве основного средства, не выполняется.

Четвертое условие. Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта (пп. «в» п. 4 ПБУ 6/01).

По условиям дилерского договора дилер обязан продать автомобиль, который использовался в качестве демонстрационного образца, по истечении срока, установленного договором. Это значит, что, принимая к учету автомобиль для тест-драйва, организация планирует его продажу. Следовательно, четвертое условие, необходимое для признания такого автомобиля в качестве основного средства, не выполняется.

Арбитражная практика. На сегодняшний день существует только один судебный прецедент, связанный с автомобилями для тест-драйва — Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. N Ф04-8171/2008(18850-А70-40), Ф04-8171/2008(18852-А70-40).

Закрытое акционерное общество «АвтоМакс» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции ФНС России N 2 по г. Тюмени (далее — инспекция) о признании недействительным решения от 28 января 2008 г. N 18-19/1.

Согласно этому решению общество было привлечено к налоговой ответственности в части доначисления налога на имущество в размере 101 848,6 руб., пени в сумме 15 733,4 руб. и штрафа согласно п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 20 369,78 руб.

Основанием принятия решения инспекции в части доначисления налога на имущество (пеней, штрафа) явился вывод налогового органа о неправомерном отражении обществом в бухгалтерском учете демонстрационных и тестовых автомобилей в качестве товара при наличии условий для принятия их к учету в качестве объектов основных средств.

Арбитражный суд тщательно проанализировал документы, представленные обществом, в том числе дилерский договор о реализации автомобилей от 1 июля 2005 г., заключенный между обществом и ЗАО «Корнет-2000». И пришел к следующим выводам.

Общество является собственником демонстрационных автомобилей. В проверяемом периоде оно реализовало автомобили конечным покупателям. При этом временной период между их приобретением и реализацией конечному покупателю составлял менее 12 месяцев.

В рассматриваемом случае конечной целью приобретения спорных автомобилей обществом являлась их перепродажа. Следовательно, отсутствует одно из необходимых условий для отнесения приобретаемого имущества к категории основных средств в целях исчисления налога на имущество.

В результате арбитражный суд решил, что автомобили для тест-драйва не относятся к категории основных средств в целях исчисления налога на имущество. Решение налоговой инспекции о доначислении налога на имущество, пеней и штрафа было отменено.

Бухгалтерский учет

Активы, предназначенные для продажи, должны учитываться в составе товаров (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н). Товары являются частью материально-производственных запасов автосалона.

Читайте также:  Двигатели однофазные схема с одной обмоткой

Поэтому автомобили, временно используемые в качестве демонстрационного образца, необходимо учитывать в составе товаров.

В бухгалтерском учете поступление товаров отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н).

Учет автомобилей, включенных в состав товаров в автосалонах, осуществляется по фактической себестоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение без учета НДС.

НДС, предъявленный поставщиком автомобиля, автосалон принимает к вычету при принятии автомобиля для тест-драйва к учету на основании счета-фактуры поставщика (пп. 2 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

К фактическим затратам на приобретение автомобилей для тест-драйва могут быть отнесены:

  • суммы, которые уплачены поставщику в соответствии с дилерским договором;
  • таможенные пошлины;
  • акцизы, включенные в стоимость автомобиля;
  • затраты по доставке автомобиля в автосалон;
  • затраты по дооборудованию автомобиля, которые необходимы для его использования в качестве демонстрационного образца;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

Для обособленного учета таких автомобилей к счету 41 автосалон может открыть дополнительный субсчет «Товары, используемые в качестве демонстрационных образцов». На этом субсчете будет отражена покупная стоимость автомобиля до окончания его использования.

Государственная регистрация автомобиля

Собственники транспортных средств обязаны их зарегистрировать в органах ГИБДД в течение пяти суток после приобретения. Порядок регистрации установлен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

В то же время организации, которые осуществляют торговлю транспортными средствами, не должны регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи (п. 2 и абз. 1, 3 п. 3 Постановления N 938).

Автомобиль для тест-драйва организация учитывает в составе товаров. При этом она использует его для участия в дорожном движении во время пробных поездок покупателей. В дорожном движении могут участвовать только те автомобили, которые зарегистрированы в установленном порядке (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, автосалону необходимо поставить на учет в органах ГИБДД автомобиль, используемый в качестве демонстрационного образца. Кроме того, автосалону следует оформить страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности в отношении такого автомобиля. Поскольку государственная регистрация автомобиля производится только в том случае, если владелец транспортного средства исполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Учет расходов на уплату госпошлины и страховки

За государственную регистрацию транспортных средств владелец уплачивает государственную пошлину. Размер госпошлины установлен пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • за выдачу государственных регистрационных номеров — 1500 руб.;
  • за выдачу паспорта транспортного средства — 500 руб.;
  • за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства — 300 руб.

Расходы на уплату государственной пошлины не включаются в состав фактических расходов на приобретение автомобиля для тест-драйва, а относятся на расходы по обычным видам деятельности отчетного периода.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов рекламные торговые организации отражают расходы по обычным видам деятельности на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 отражаются суммы уплаченных пошлин в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Поскольку договор страхования заключен на период использования автомобиля в качестве демонстрационного образца, страховая премия учитывается в составе расходов будущих периодов, а затем ежемесячно включается в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, п. 19 ПБУ 10/99).

Для учета страховой премии, перечисленной страховой компании, используется счет 97 «Расходы будущих периодов».

Пример 1. Автосалон «Меридиан» приобрел автомобиль, который по условиям дилерского договора будет использоваться в течение 11 месяцев для предоставления потенциальным покупателям возможности поездки по городу в присутствии торгового представителя (тест-драйв), а затем будет продан.

Покупная стоимость приобретенного автомобиля составляет 708 000 руб., в том числе НДС 108 000 руб. Для передвижения по городу организация ставит автомобиль на учет в ГИБДД. За государственную регистрацию автомобиля организация уплатила государственные пошлины в размере 1800 руб.

Кроме того, была уплачена страховая премия за 11 месяцев по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в сумме 5500 руб.

Расходы организации по регистрации автомобиля в органах ГИБДД и страхование автогражданской ответственности организации не связаны с процессом приобретения автомобиля. Поэтому эти расходы не включаются в стоимость приобретенного автомобиля.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Дебет 41, субсчет «Товары, используемые в качестве демонстрационных образцов», Кредит 60

  • 600 000 руб. (708 000 руб. — 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость автомобиля для тест-драйва;

Дебет 19 Кредит 60

  • 108 000 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

  • 108 000 руб. — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 60 Кредит 51

  • 708 000 руб. — погашена задолженность перед поставщиком за приобретенный автомобиль;

Дебет 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», Кредит 51

  • 5500 руб. — перечислена страховая премия по договору обязательного страхования гражданской ответственности;

Дебет 97 Кредит 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

  • 5500 руб. — сумма страховой премии отражена в составе расходов будущих периодов;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по госпошлине», Кредит 60

  • 1800 руб. — уплачена госпошлина за выдачу государственных регистрационных номеров и выдачу свидетельства о регистрации автомобиля для тест-драйва;

Дебет 44 Кредит 68, субсчет «Расчеты по госпошлине»

  • 1800 руб. — суммы госпошлины включены в состав расходов на продажу.

Налоговый учет

В налоговом учете демонстрационные автомобили, используемые по программе «Тест-драйв», могут быть отнесены к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ. В этом случае стоимость автомобиля списывается в соответствии с порядком, установленным ст. 259 НК РФ.

Напомним, что амортизируемым признается имущество, которое отвечает условиям, перечисленным в п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ:

  • имущество находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода;
  • стоимость имущества погашается путем начисления амортизации;
  • первоначальная стоимость имущества превышает 20 000 руб.;
  • срок полезного использования имущества составляет более 12 месяцев.

Автомобили, используемые в качестве демонстрационного образца, автосалон приобретает в собственность, использует для увеличения продаж и получения доходов. Первоначальная стоимость автомобилей, как правило, превышает 20 000 руб. А после включения в состав амортизируемого имущества его стоимость будет погашаться путем начисления амортизации.

Таким образом, три условия из четырех, приведенных в п. 1 ст. 256 НК РФ, выполняются. О четвертом условии мы поговорим поподробнее.

Читайте также:  Технический пункт ремонта автомобилей

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 (далее — Классификация).

Согласно Классификации легковые автомобили относятся:

  • к третьей амортизационной группе (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет) — автомобили легковые (код по ОКОФ 15 3410010);
  • к четвертой амортизационной группе (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет) — автомобили легковые малого класса для инвалидов (код по ОКОФ 15 3410114);
  • к пятой амортизационной группе (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет) — автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (коды по ОКОФ 15 3410130 — 15 3410141).

Срок полезного использования автомобиля для тест-драйва в целях налогообложения определяется на основании Классификации и он не зависит от положений дилерского договора. При определении срока полезного использования такого автомобиля в налоговом учете не учитывается срок, в течение которого автомобиль будет использоваться в качестве демонстрационного образца.

Следовательно, срок полезного использования такого автомобиля превышает 12 месяцев, а значит, выполняется четвертое условие, необходимое для включения этого объекта в состав амортизируемого имущества.

Таким образом, в налоговом учете автомобили, используемые в качестве демонстрационных образцов, автосалон должен включить в состав амортизируемого имущества. Такой же позиции придерживается и главное финансовое ведомство (Письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. N 07-05-06/105).

В целях налогового учета первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, без учета НДС (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Государственная пошлина, уплаченная в связи с регистрацией автомобиля для тест-драйва в органах ГИБДД, в первоначальную стоимость автомобиля не включается, а относится к прочим расходам (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов на основании ст. 263 Налогового кодекса Российской Федерации. Но списываются они не единовременно, а признаются равномерно в течение срока действия договора страхования (п. 6 ст. 272 НК РФ). То есть в том же порядке, что и в налоговом учете.

Различия между данными бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтеры привыкли к тому, что объекты учитываются в бухгалтерском и налоговом учете одинаково: либо относятся к основным средствам, либо включаются в состав материально-производственных запасов.

По автомобилям для тест-драйва мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда в бухгалтерском учете актив включается в состав товаров, а в налоговом — в состав амортизируемого имущества. Причина различного порядка учета состоит в том, что условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01 и п. 1 ст. 257 НК РФ, различаются.

В частности, в НК РФ не установлено условие о том, что организация не предполагает дальнейшую перепродажу объекта.

Кроме того, различается и порядок определения срока полезного использования. В бухгалтерском учете срок полезного использования может устанавливаться исходя из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

В результате различного порядка учета в налоговом учете по автомобилю для тест-драйва начисляется амортизация, а в бухгалтерском учете он не амортизируется. При начислении амортизации в бухгалтерском учете ежемесячно возникает налогооблагаемая временная разница, на основании которой автосалону придется формировать отложенное налоговое обязательство (п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н).

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. В налоговом учете автомобиль, приобретенный автосалоном «Меридиан», был включен в состав амортизируемого имущества. Первоначальная стоимость автомобиля в целях налогообложения составляет 600 000 руб.

Срок полезного использования по нему был установлен в 60 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом. Сумма ежемесячной амортизации составляет 10 000 руб. (600 000 руб. : 60 мес.).

Ежемесячно в бухгалтерском учете автосалон делает такие записи:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 77

  • 2000 руб. (10 000 руб. x 20%) — сформировано отложенное налоговое обязательство.

Расходы на уплату госпошлины в налоговом учете были включены в состав прочих расходов единовременно. Расходы на уплату страховой премии в налоговом учете списываются равномерно в течение срока действия договора — 11 месяцев (335 календарных дней). Сумма ежемесячных расходов в налоговом учете определяется пропорционально количеству календарных дней в месяце:

5500 руб. : 335 дн. x 30 дн. = 492,54 руб.;

5500 руб. : 335 дн. x 31 дн. = 508,96 руб.

В бухгалтерском учете отражаются те же суммы:

Дебет 44 Кредит 97

  • 492,54 руб. — списана часть расходов на обязательное страхование гражданской ответственности.

Продажа автомобиля для тест-драйва

При продаже автомобиля, используемого в качестве демонстрационного образца, в бухгалтерском учете списывается в расходы его покупная стоимость, а в налоговом учете — остаточная стоимость. Поскольку величина расходов в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, у автосалона появляется постоянная разница, на основании которой необходимо сформировать постоянное налоговое обязательство (п. 4 ПБУ 18/02).

Кроме того, сумма сформированного в бухгалтерском учете отложенного налогового актива подлежит списанию на счет 99 «Прибыли и убытки» (п. 17 ПБУ 18/02).

Пример 3. Используем условия примеров 1 и 2.

По истечении 11 месяцев автосалон продал автомобиль, который учитывался в качестве демонстрационного образца, за 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб.

Операции по реализации были отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 590 000 руб. — отражена выручка от реализации автомобиля для тест-драйва;

Дебет 90-2 Кредит 41, субсчет «Товары, используемые в качестве демонстрационных образцов»

  • 600 000 руб. — списана покупная стоимость автомобиля;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 90 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 99 Кредит 90-9

  • 100 000 руб. — отражен убыток от реализации автомобиля;

Дебет 77 Кредит 99

  • 22 000 руб. (2000 руб. x 11 мес.) — списано отложенное налоговое обязательство, сформированное в бухгалтерском учете по выбывающему активу.

В налоговом учете остаточная стоимость автомобиля для тест-драйва на момент реализации составила 490 000 руб. (600 000 руб. — 10 000 руб. x 11 мес.). Прибыль от реализации автомобиля составила 10 000 руб. На основании постоянной разницы в размере 110 000 руб. (100 000 руб. + 10 000 руб.) сформирован постоянный налоговый актив;

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

  • 22 000 руб. (110 000 руб. x 20%) — отражено ПНО.
Оцените статью