Участок для ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей

Оборудуем топливный участок ремонта дизельной аппаратуры

Оборудуем топливный участок ремонта дизельной аппаратуры

Часть 1. Общие требования к стендам для тестирования топливных насосов высокого давления (ТНВД)

Дизельные двигатели занимают очень большую часть современного рынка автотранспортных средств. На легковом транспорте их доля в Европе достигает 60%, на коммерческом транспорте, сельскохозяйственной технике и судах до 100%. Высокий крутящий момент, экономичность и малая токсичность выбросов в атмосферу ставит их впереди своих бензиновых собратьев. Отсутствие такой нагруженной и малонадежной системы, как система зажигания также является определенным плюсом. К недостаткам следует отнести высокую сложность топливной аппаратуры и, как следствие, более высокую их стоимость. Но основной недостаток современных дизельных автомобилей заключается не в их цене. Более 60% отказов современных дизельных систем с электронным управлением приходиться именно на систему управления. А для поиска дефектов в этих системах требуются достаточно глубокие знания основ электроники и построения современных блоков управления. Для специалистов по ремонту топливной аппаратуры это представляет определенную сложность. Вторая проблема заключается в достаточно высокой стоимости оборудования для тестирования элементов. Какие функции оно должно выполнять, как не купить лишнее — но и не пропустить необходимое? Данный цикл статей поможет в организации участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры. И расскажет, с какими проблемами мы столкнулись при организации топливного участка по ремонту дизельной аппаратуры на техцентре ИнжКар.

При составлении бизнес плана (расчет прибыли) за основу было взято правило фирмы BOSCH — если цена ремонта более 60% — узел выгоднее заменить новым. Были просмотрены заказ-наряды на ремонт дизельных автомобилей с дефектами топливной аппаратуры за определенный период и примерно оценена прибыльность ее ремонта. Так же была оценена примерная стоимость оборудования, необходимого для проведения этих ремонтных работ.

ВЫВОД: организация топливного участка по ремонту аппаратуры только «своих» автомобилей нерентабельна (имеет очень большой срок окупаемости). Необходимо строить работу участка в расчете на заказы «со стороны».

Следующая проблема — подбор оборудования. Стоимость его достаточно высока, и для ремонта каждого вида топливной аппаратуры требуется свой набор.

ВЫВОД: для правильной комплектации топливного участка необходимо определиться, ремонтом каких систем он будет заниматься.

Лидером по производству дизельной аппаратуры, представленной в Европе, следует признать фирму BOSCH. Является ее главным разработчиком. В 1922 году взялся за доработку изобретения Рудольфа Дизеля и первым в 1927 году выпустил серийный ТНВД.

При комплектации оборудования для топливного участка мы будем ориентироваться на разработки именно этой фирмы, и применять ее классификацию и обозначения. Поскольку технология ремонта и оборудование для тестирования механической топливной аппаратуры общеизвестна, рассматривать будем системы с электронным управлением. Всего были разработаны следующие системы:

1. Рядные ТНВД типа РЕ (управление насосом высокого давления электронное, форсунки механические)

2. Распределительные ТНВД типа VEEDC (VP 36/37), VEMV (VP30) – аксиальное движение плунжера и VR (VP44) – радиальное движение плунжера

Управление насосом высокого давления электронное, форсунки механические.

3. Насос — форсунки UIS (электронно-управляемые форсунки)

4. Индивидуальные ТНВД UPS (управление секциями электронное, форсунки механические)

5. Common Rail CR (электронно-управляемые форсунки)

Как эталон стенда для тестирования ТНВД рассмотрим стенд фирмы BOSCH EPS 815.

Силовая часть стенда состоит из станины, электромотора, коробки передач («гитары»), шпинделя и устройства подогрева тестовой жидкости. Измерительная часть стенда состоит из мерных колб, имитаторов форсунок и устройства для определения начала подачи (моментоскопа). Обязательным требованиям к стендам для тестирования рядных и распределительных ТНВД является наличие градусной шкалы на шпинделе или возможность проворота шпинделя на определенный угол в автоматическом режиме. Так же очень важным элементом любого стенда является комплект креплений для разных типов насосов. Несоосность шпинделя и вала насоса при тестировании может привести к разрушению как и тестируемого узла, так и оборудования. В рассматриваемом нами стенде EPS815 комплект креплений в базовую комплектацию не входит, приобретается отдельно за дополнительную плату. Наличие встроенного компьютера с заложенными в него тест-планами позволяет проводить замеры как и ручном, так и в автоматическом режиме. Этот стенд ориентирован на тестирование топливной аппаратуры фирмы BOSCH, но при доукомплектовании формирователями импульсов и тест-планами, позволяет работать с насосами фирм DENSO и ZEXCEL.

Читайте также:  Стук двигателя при холодном запуске фольксваген поло седан

При установке Cam Box (приобретается дополнительно за отдельную плату) позволяет тестировать насос — форсунки (системы UIS) и индивидуальные ТНВД (система UPS).

Поскольку активный ход насос — форсунок и индивидуальных ТНВД у разных производителей отличается, фирмой BOSCH были выпущены Cam Box с 6-ю вариантами валов. Цена очень высока, перенастройка стенда с тестирования рядных и распределительных ТНВД на тестирование насос — форсунок занимает около 4-х часов. Используется только дилерскими центрами. Фирмой HARTRIDGE (Англия) освоен выпуск Cam Box с 2-мя валами. Стоимость более демократична, доступна топливным участкам не только высшей, но и средней категории. Но при современном развитии систем бортовой самодиагностики и появлении альтернативных способов диагностики, актуальность использования данных устройств постепенно падает.

Стенд EPS815 также позволяет (при наличии соответствующих формирователей импульсов) тестировать насосы высокого давления систем Common Rail, но в практическом использовании данная функция практически не применяется. Для тестирования этих насосов высокого давления фирмой DELPHI выпущены специальные наборы, полностью закрывающие потребности любого автосервиса.

На примере EPS815 мы рассмотрели общие требования к стендам для тестирования рядных, распределительных и индивидуальных ТНВД, насос – форсунок и ТНВД Common Rail/

Вывод: Указанные выше общие требования относятся к стендам любых производителей. Различия заключаются только в формирователях импульсов управления, и наличию тест — планов в их программном обеспечении.

Требования к отличительным особенностям стендов для каждого типа топливной аппаратуры будут рассмотрены в последующих частях данной статьи.

Рязанов Федор

Преподаватель Школы Диагностов Инжекторкар

Написать комментарий

Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Организация участка ремонта дизельных двигателей

Участок ремонта дизельных двигателей

В данной статье мы и рассмотрим, что необходимо для оснащения дизельного топливного участка в полном объеме и какие требования в целом предъявляются к оборудованию и помещению. Перед тем как браться за оснащение участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры, первое что необходимо рассмотреть это требования которые предъявляются к помещению в котором будут проходить ремонтные работы, что является не маловажным в последующей работе.

Требования к помещению для организации участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры:

    Участок должен располагаться в изолированном, отапливаемом и хорошо освещенном помещении площадью не менее 30 м².

К огда все предусмотрено в помещении, можно переходить к выбору оборудования с учетом того, какая специфика предполагается, т.е. в каком объеме будут проводиться ремонтные работы и чему больше будет уделяться внимание, т.к. некоторые автосервисы и ремонтные предприятия могут браться за диагностику и ремонт как двигателя, так и топливной аппаратуры, а некоторые только за ремонт топливной аппаратуры. Мы постараемся рассмотреть спектр необходимого оборудования в полном объеме.

Сегодня рынок автосервисного оборудования предлагает достаточно широкий спектр приборов, инструментов и приспособлений как импортного, так и отечественного производства. Соответственно и стоимость данного оборудования абсолютно различна, мы рассмотрим спектр оборудования, которое предлагает отечественный производитель, выпускающий свою продукцию под зарегистрированной торговой маркой «Доктор Дизель» и предлагающий максимально возможный спектр необходимого оборудования для оснащения участка по ремонту топливной аппаратуры.

Спектр выбираемого оборудования должен обеспечить: диагностику неисправностей двигателя и топливной аппаратуры, проведение регулировочных и ремонтных работ. Начнем разбираться последовательно.

Рассмотрим образцы диагностического оборудования: первоначальный этап это проведения диагностики состояния цилиндропоршневой группы двигателя, для этого применяют, во-первых, дизельный компрессометр, это не сложный прибор, но без него диагностика дизеля не возможна, завод предлагает два типа приборов моделей ДД-4200, ДД-4210 (индикаторы пневмоплотности цилиндров). Индикатор предназначен для сервисного обслуживания ДВС и поиска неисправностей. Он позволяет контролировать работоспособность отдельных цилиндров ДВС путем регистрации максимального давления сжатия (компрессии) в режиме стартерного пуска. Модели различаются только наличием фальш-форсунок для измерения компрессии в различных типах автомобилей. ДД-4200 предназначен для дизелей отечественного производства, ДД-4210 предназначен для дизелей импортного производства и имеет в наличии 14 различных фальш-форсунок с помощью которых можно охватить практически весь спектр импортных дизелей. Во-вторых, необходимо применять Анализатор герметичности цилиндров (АГЦ-2), моделей ДД-4100, ДД-4120 . В основе работы АГЦ-2 лежит вакуумный метод оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы. При диагностики двигателя при помощи АГЦ-2 производится замер следующих параметров:

Р1 – значение полного вакуума в цилиндре
Р2 – значение остаточного вакуума в цилиндре

З амеры параметров Р1, Р2 проводятся прибором через форсуночные отверстия в процессе вращения двигателя стартером ( 3-4 сек.). По величине значения полного вакуума в цилиндре Р1 оценивается степень износа гильзы цилиндра, а та же плотность закрытия клапанов. По величине значения остаточного вакуума Р2 оценивается состояние износа поршневых, выявляется закоксовка поршневых колец, поломка колец или перегородок в кольцевой канавке поршня. Данные модели предназначены соответственно для отечественных и импортных дизелей.

Для проверки соответствия регулировок двигателя и опять же для оценки состояния двигателя применяются дымомеры. Прибор контролирует дымность дизельного двигателя в единицах коэффициента поглощения (м) и коэффициента ослабления. Завод предлагает портативные дымомеры 01МП, 01МП.01, без выхода на печатающее устройство и с выходом соответственно. Данные модификации дымомеров зарекомендовали себя неплохо в работе, а по критерию «цена-качество» лидируют среди своих аналогов.

Для определения частоты вращения дизельного двигателя и параметров впрыска топлива используется множество приборов от дизельного стробоскопа до стационарных дизель-тестеров. Специализированные мотортестеры наиболее удобные и мощные диагностические приборы. На нашем рынке их модификаций представлено достаточно мало и ценовая категория очень различна. Если взять за соотношение критерий «цена -качество» то приоритет можно отдать мотортестеру М2-2. Этот прибор позволяет определить частоту вращения двигателя и угол опережения впрыска, а так же контролировать еще 9 параметров двигателя, включая мощностные.

Теперь перейдем к оборудованию, которое позволяет проводить диагностику топливной аппаратуры. Как упоминалось в предыдущих статьях для диагностики и регулировки дизельных форсунок, необходимо применять специальный прибор. Завод предлагает прибор ДД-2110, который позволяет диагностику практически всех типов дизельных форсунок. И проводить измерения: давление начала впрыска и качество распыления топлива, герметичность запорного конуса (по появлению капли топлива на носике распылителя), гидроплотность по запорному конусу и направляющей цилиндрической части. Так же для экспресс оценки без снятия форсунок с двигателя можно использовать механотестер топливной аппаратуры МТА-2, который позволяет провести оценку не только форсунок, но и оценить состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов ТНВД без снятия с двигателя.

Так же не плох в работе прибор для оценки технического состояния плунжерных пар ДД-2115 (ПО-9691), снятых с ТНВД или приобретенных для замены, т.к. в последнее время на рынке появилось достаточно большое количество восстановленных плунжерных пар и определенный процент брака использование данного прибора позволит избежать установку некачественной запчасти.

Одним из основных приборов на участке по ремонту топливной аппаратуры должен быть стенд для испытания и регулировки ТНВД, это самый дорогостоящий инструмент в мастерской и к нему предъявляются жесткие требования. На сегодняшний момент существуют различные модификации и производители данного типа оборудования. От цены в 7 000 у.е. до 150 000 у.е., выбор данного типа оборудования зависит только от целей и задач топливного участка. Самый идеальный вариант на сегодняшний момент это выбор по критерию «цена-качество» и срок окупаемости. Лучше приобретать универсальный стенд, который позволяет работать с различными типами ТНВД, как отечественного, так и импортного производства, т.к. предъявляются различные требования к техническим возможностям стенда при испытании различных типов ТНВД. Стенды завода отличаются своей универсальностью и по критерию «цена-качество» являются лучшим экземпляром. Завод производит несколько модификаций стендов под торговой маркой «Доктор Дизель» ДД-10-01, ДД-10-04, ДД-10-05, ДД 10-06 выбор того или иного типа зависит только от потребителя. С помощью стендов можно провести следующие операции: величина и равномерность подачи топлива секциями (производительность насосных секций), частота вращения вала ТНВД в момент начала действия регулятора; частота вращения вала ТНВД в момент прекращения подачи топлива, давление открытия нагнетательных клапанов, угол начала нагнетания и конца подачи топлива по повороту вала ТНВД и чередование подачи секциями ТНВД, угол действительного начала и конца впрыскивания топлива (при диагностировании), характеристика автоматической муфты опережения впрыска, поддержание заданной температуры.

Для диагностики ТНВД распределительного типа дизельной системы впрыска с электронным управлением, применяется специальная приставка модели ДД-3800, которая позволяет сымитировать работу электронного блока управления автомобиля и поддерживать обратную связь с ТНВД, применяется для только для насосов типа Bosch VE, с резистивным или индуктивным датчиком.

Не стоит забывать о том, что при ремонте ТНВД необходимо иметь в наличии специальный инструмент который позволяет проводить сборку, разборку и регулировку ТНВД. Завод так же предлагает несколько типов ДД-3300 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД автомобилей КАМАЗ, ДД-3400 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа 4ТН, 6ТН, ЛСТН, УТН-5 дизелей типа ЯМЗ-238, ДД-3700 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа BOSCH VE.
Для диагностики современного дизеля с электронным управлением необходимо иметь сканер для считывания кодов неисправностей с ЭБУ. Здесь спектр предложений достаточно широк, конечно, лучше приобретать универсальный сканер, универсальность его заключается в том, что он может работать практически с любой маркой автомобиля, но здесь выбор только за потребителем и рекомендациями своих знакомых. Дать хорошую оценку работы с дизельными двигателями можно сканеру английской фирмы Lucas, сканеру Laser 2000, но его цена оставляет желать лучшего.

В заключении хочется отметить, необходимый атрибут в любом сервисе – это хорошая литература. Наиболее полными пособиями по дизелям можно отметить издания выпускаемые фирмой Autodata и руководства предлагаемые заводом: руководство по ремонту и регулировке отечественных ТНВД, руководство по ремонту и регулировке ТНВД КАМАЗ, руководство по ремонту и регулировке ТНВД BOSCH VE, Diesel Data 2002 (регулировочные данные по диз. моделям 1988-2002 гг.), системы впрыска топлива дизельных двигателей Том 3 модели 1990-93 гг, системы впрыска топлива дизельных двигателей Том 4 модели 1994-97, системы управления дизельными двигателями Том 5 1996-2000 гг.

Проделав математические расчеты, получаем сумму для оснащения участка в районе 350 000 – 400 000 руб. Остается только один вопрос, как и у всех, период окупаемости данного оборудования? Здесь все зависит в большей степени от правильного менеджмента. Никогда ни стоить думать о том, что клиент «поедет» на ремонт сам, сервис должен предложить ему эти услуги. Если речь идет об организации которая приобретает оборудование для своих собственных нужд, то здесь необходимо рассчитывать сколько средств она может сэкономить производя ремонт самостоятельно, а не делая его на стороне и сколько его техника отработает без ремонта, причем экономия на дизельном топливе при правильно отрегулированном ТНВД составляет порядка 20%. Хотя такая организация может спокойно развить коммерческий ремонт. Другое дело обстоит, когда оборудование приобретает автосервис и это инструмент, который должен приносить прибыль и достаточно быстро окупиться. При хорошей организации работ сервис может выйти на ремонт от 20 до 40 ТНВД в месяц, сумма ремонта достаточна разная, она может колебаться в среднем от 3 000 руб. до 15 000 за ТНВД, по оценкам прибыль данной деятельности составляет не менее 25%, т.к. по мимо средств, которые сервис получает за ремонт, диагностику и регулировку, можно получать прибыль и на замене запчастей.

Делая не сложные математический расчеты получаем: 25 ТНВД в месяц, в год 25 х 12 = 300 ТНВД, возьмем среднюю стоимость ремонта 7 000 руб., 300 х 7 000 = 2 100 000 руб. в год, рентабельность 25% — 525 000 руб., теперь Вы сами можете сделать выводы. Такая рентабельность применима, как и для автосервисов, так и для тех, кто приобретает оборудование для себя. Так что делайте выводы и принимайте решение.

Оцените статью