Технологический расчет участка диагностики двигателя внутреннего сгорания
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Кафедра машиноведения
Курсовой проект по дисциплине «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автосервиса»
На тему: «Проект СТО с участком диагностики ДВС»
Чебоксары 2013
В связи большими темпами роста количества автомобилей для их обслуживания требуется все большее число станций технического обслуживания. Соответственно увеличивается и число конкурентов. Чтобы поток клиентов не уменьшался и СТО могла достойно конкурировать на рынке автосервисных услуг, особое внимание следует уделить, качеству обслуживания и квалификации персонала.
Рассмотрим СТО с точки зрения потребителя его услуг, т.е. автовладельцев. Большинство автовладельцев не имеют соответствующего образования и необходимого оборудования для того чтобы произвести ремонт своими силами. Они вынуждены обращаться на СТО. Большинство людей работает пять дней в неделю, ездят на работу на автомобиле и при возникновении незначительной неисправности, не требующей срочного ремонта, на СТО они приезжают только перед выходными чтобы сдать автомобиль на ремонт; и в воскресенье хотели бы забрать автомобиль из сервиса чтобы поехать на работу. Из всего этого следует что наибольшую прибыль сделает СТО, которая будет работать без выходных, семь дней в неделю, двенадцать часов в сутки. Эти цифры и будут начальными данными для проектирования СТО.
Состав: Генеральный план, производственный корпус, участок диагностики, ПЗ
Участок диагностирования автомобилей
Диагностирование автомобиля производится:
по заявкам автовладельцев как самостоятельный вид услуг;
при приемке на СТОА(при необходимости);
при выполнении технических воздействий;
перед выдачей автомобиля владельцу для проверки качества проведенного ТО и ТР.
Наибольшее число заявок автовладельцев приходится на диагностические работы, связанные с проверкой и регулировкой углов установки управляемых колес, динамической балансировкой колес, проверкой систем электрооборудования и питания двигателя. Это объясняется тем, что работы указанных узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуатацию автомобиля, обусловленные износом шин и топливной экономичностью.
Диагностика автомобилей, проводимая с использованием внешних и встроенных средств контроля, позволяет определять техническое состояние агрегатов, механизмов и систем автомобиля без их разборки, прогнозировать сроки службы узлов, фактически управлять их техническим состоянием, назначая соответствующие предупредительные работы и выполняя их в процессе ТО и ТР. Это снижает время простоя автомобиля в ремонте, обеспечивает значительную экономию средств на его обслуживание и ремонт. Выполнение только действительно необходимых операций по ремонту и регулированию сокращает расход запасных частей и топливосмазочных материалов. Так, своевременное обнаружение и устранение значительных неисправностей в системах питания или зажигания двигателя, агрегатов трансмиссии или ходовой части улучшают на 5-10 % топливно-экономические показатели, увеличивают мощность двигателя, в 2-3 раза улучшают экологические показатели, повышают безопасность эксплуатации автомобиля. Диагностика узлов и систем автомобиля применяется практически при всех видах ТО и ТР.
В последнее время диагностика нашла применение при досборке автомобилей в процессе предпродажного обслуживания, сертификации сервисных работ, техосмотре. Все чаще автовладельцы стали пользоваться услугами СТОА по диагностике систем автомобиля для оценки стоимости при приобретении и продаже подержанных автомобилей и агрегатов. Конструктивное усложнение автомобилей обусловило необходимость диагностики при их контроле при технологическом регулировании (настройке), а также при автоматизации различных технологических процессов.
Поскольку часть диагностического оборудования находится на посту приемки, участок диагностики следует оснащать приборами и оборудованием для углубленной диагностики – передвижными средствами диагностики (рис. 2.4) для тестирования, промывки и ультразвуковой очистки форсунок; для обслуживания кондиционеров с тестером утечек и мотор-тестеры, которые позволяют:
|
создавать и хранить базу данных о клиенте;
проводить проверку первичного и вторичного напряжения аккумулятора, генератора, анализ отработавших газов, электронных форсунок;
определять производительность цилиндров, относительную компрессию и баланс мощности, угол опережения зажигания. Участки диагностики должны быть оснащены переносными средствами диагностирования – сканерами, стробоскопами, приборами компрессии, приборами контроля давления масла, давления в топливной системе, приборами контроля вакуумных, пневматических, механических устройств, датчика-ми, тестерами и т. д.
Технологии организации участков диагностики различны для универсального сервиса, производящего обслуживание и ремонт автомобилей независимо от его модели и года выпуска, и специализированного, предназначенного для обслуживания узкого перечня автомобилей. Так, участок диагностики предприятия универсального сервиса необходимо оснащать универсальными приборами и установками, способными произвести диагностику любого автомобиля. Однако такие приборы дороги, поэтому следует выбирать те модели, которые не устареют до момента их самоокупаемости. Это не всегда достижимо, так как цены на диагностические работы не могут быть установлены на высоком уровне (более того, очень многие СТОА практикуют проведение бесплатной диагностики). Поэтому нужно снижать затраты времени и увеличивать число обслуживаемых автомобилей. Целесообразно первоначально установить недорогой комплексный пост универсальных приборов, который в любом варианте позволяет решить до 80 % всех проблем, связанных с диагностикой. Точно определив конкретный тип автомобилей, ремонт которых будет производиться, можно приобрести специальное оборудование для диагностики систем управления.
Пост регулировки углов установки колес.Среди услуг, оказываемых СТОА, диагностика и регулировка углов установки колес (УУК) занимает особое место. С одной стороны, любой автовладелец рано или поздно обращается на СТОАза помощью со стандартными для этого случая словами: «автомобиль ведет в сторону» или «жует резину». С другой стороны, современное оборудование для участка регулировки УУК(рис. 2.5) решает и гораздо более сложные задачи: обеспечение безопасности, свя-занной с поведением автомобиля на дороге, оценка состояния несущих частей кузова, от которого зависит состояние подвески, и оценка самой подвески (наличие люфтов).
Скомплектованный участок регулировки УУКна современном предприятии автосервиса должен обладать такими свойствами, как:
универсальность: оборудование следует подбирать так, чтобы СТОА могла обслужить любой автомобиль независимо от марки, года выпуска, массы, типа и размера установленных колес и т. д.;
|
наличие справочной информация (базы данных) по эталонным параметрам на различные модели автомобилей;
предоставление различных видов услуг помимо стандартных измерений и регулировок схождения и развала передних колес и углов наклона осей поворота (продольного и поперечного): стенды регулировки УУК используются для диагностики смещения осей, измерения расстояния между центрами колес и смещения колес задней оси. Это особенно важно при диагностике автомобиля перед продажей или после деформации;
быстрая окупаемость: цены на данный вид работ фактически не зависят от стоимости (типа) оборудования. Для определения срока окупаемости следует четко знать пропускную способность поста;
квалификация персонада: разнообразие марок и модификаций автомобилей требует от специалиста участка УУК знаний устройства различных типов подвесок, порядка проведения операций. Так как большинство стендов сконструировано на базе компьютеров, то необходимо умение работать с компьютером и оргтехникой.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Участок диагностики автомобилей
1 Центральный диагностический модуль
2 Газоанализатор, дымомер
3 Тестер аккумуляторных батарей
4 Установка для проверки и чистки инжекторных форсунок
5 Установка для обслуживания кондиционеров с тестером утечек
6 Устройство для вытяжки отработавших газов
7 Набор инструментов электрика
9 Тестер давления топлива
10 Компрессометр и пневмовакуумметр
Диагностические средства могут быть в виде стационарных и передвижных стендов и комплектов переносных приборов.
С помощью стендов измеряют, например, тягово-экономические показатели автомобилей, определяют техническое состояние цилиндропоршневых групп, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, топливной аппаратуры, трансмиссии, колесных и стояночных тормозов, рулевого управления, гидравлических систем, передней подвески автомобиля и др.
На стенде КИ-8877 диагностируют турбокомпрессоры двигателей ЯМЗ-238НБ, а на универсальном стенде КИ-968 — агрегаты электрооборудования. Стенд диагностический тормозной КИ-8944 предназначен для одновременной проверки тормозов автомобиля с нагрузкой на ось до 1,5 тс.
Измеряемые параметры и их значения: тормозная сила на колесе (0—500 кгс), усилие на тормозной педали (0—70 кгс), время срабатывания тормозного привода (0—9,99 с).
Стенд диагностический тормозной КИ-8964 предназначен для одновременной проверки тормозов автомобиля с нагрузкой на ось до 5 тс.
Измеряемые параметры и их значения: тормозная сила на колесе (160—1600 кгс), усилие на тормозной педали (7—70 кгс), время срабатывания тормозного привода (0— 9,99 с).
Стенд КИ-13944 для диагностирования гидравлических коробок передач определяет состояние их гидравлической системы, а устройство КИ-13605 проверяет предохранительные муфты путем измерения крутящего момента при их срабатывании.
Применяют следующие приборы: осциллографы с датчиками для снятия индикаторных диаграмм; анализаторы вибраций для определения частот, виброскоростей и виброускорений; расходомеры жидкостей и газов; спектрометры для определения металла в масле; инфракрасные бесконтактные датчики для измерения температуры деталей; торсиометры для измерения моментов на выходных валах механизмов и др.
Мотор-тестор КИ-5524 предназначен для комплексного диагностирования карбюраторных двигателей. С его помощью измеряют следующие параметры (в скобках приведены их значения): частоту вращения коленчатого вала (0—1000 и 0—5000 мин -1 ), напряжение (0—20 В), сопротивление (0—100Ом и 0—1000кОм) и силу тока (0—100 и 0—1000А) в сети электрооборудования, угол замкнутого состояния контактов прерывателя (0—90°), давление (0—0,005 МПа) и расход топлива (100—1000см 3 /мин).
Переносное устройство КИ-13671 служит для измерения расхода газов, прорывающихся в картер, при диагностировании цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания. Пределы измерения 0—500 л/мин, цена деления шкалы 3,3 л/мин. Масса устройства 0,38 кг.
Расход топлива измеряют с помощью устройства КИ-12371 в комплекте с электронными средствами при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Пределы измерений 5—25 и 12—63 л/ч. Основная приведенная погрешность 2,5 %. Расходомер топлива КИ-8955 содержит имитатор нагрузки КИ-5653. С помощью устройства КИ-13943 проверяют топливные фильтры.
Оснащать современный сервис надо по современному. Задачи современной диагностики значительно шире, чем поиск неисправностей в электронных цепях. Безопасность автомобиля зависит от исправности его систем.
В первую очередь необходимо понять, что развитие и комплектация участка диагностики и решение вопросов его программного обеспечения напрямую зависят от типа сервиса: универсальный – тот, что обслуживает «все, что ездит», независимо от модели автомобиля и года его выпуска, и специализированный — предназначенный для обслуживания узкого перечня автомобилей.
Участок диагностики универсального сервиса необходимо оснащать универсальными приборами и установками, способными «справиться» с любым автомобилем. Однако в ряде случаев такие приборы недешевы, поэтому следует стремиться остановить свой выбор на тех моделях оборудования, которые не устареют до момента их самоокупаемости.
Такая схема позволяет предприятию проводить полную «дефектовку» и диагностику любых машин (независимо от марки и года выпуска), при этом, за счет предложения клиенту новых услуг, общий объем прибыли станции увеличивается.
Если же задачи в организации узкоспециализированного сервиса, предназначенного для ремонта определенного класса автомобилей, то рекомендуется начинать опять-таки с установки недорогого (более дешевого чем в первом случае) комплексного поста универсальных приборов, который в любом варианте позволяет решить до 80% всех проблем, связанных с диагностикой.
Оборудование для диагностики автомобилей.[10]
п/п | Наименование модель | Краткая техническая характеристика |
Мотор-тестер DD-4000. | Габариты, мм 890х700х1530 Масса 110 кг Потребляемая мощность 250 ВА | |
Универсальный сканер Ultrascan Pro | Ток: ±128 А; длина: 325 мм; ширина: 178 мм; высота: 68 мм; масса: 1780 г | |
Газоанализатор Автотест-02.03П | Электропитание 220 В; габариты, мм 360×170×350; Масса 5.5 кг | |
Дымомер ИНФРАКАР Д-1-3 ЛТК | Габаритные размеры: 355х220х220; Масса прибора: оптический блок — 6 кг;пульт управления — 0,5кг;напряжение 220В. | |
Стационарный полнокомплектный стенд контроля тормозных систем СТС-3-СП-12П с тестером увода и тестером подвески | Габариты, мм 3050х830х440. Максимальная накрузка на ось 3500 кг установленная мощность 6 кВт масса стенда 1000 кг | |
Стенд для регулировки углов установки колес КДС-5К | Напряжение 220 В; диапазон крепления колёсного зажима, дюймы 10…22; рабочая температура, °С +10…+35; масса 140 кг; грузоподъемность платформ, Кг по 1000 | |
Прибор для проверки технического состояния и регулировки внешних световых приборов ОПК | Габариты 665х590х1770 мм; высота оптической оси 250-1600 мм; масса 35 кг; угол наклона светотеневой границы 0-140 градусов; сила света внешних световых приборов 0-100000 кд;частота следования проблесков указателей поворотов 0-3 Гц | |
Установка WAECO ASC1000для обслуживания автомобильных кондиционеров | Напряжение питания, Hz 230V 50Hz; габаритные размеры, см 128х69х69; вес, кг 110; хладагент R134a; максимальное давление, бар 16; температурный режим, ° С 10…50; емкость ресивера, кг 13,5. | |
Вытяжка отработавших газов | Длина шланга, м 10; Диаметр шланга, мм 100; Масса, кг 60,3 | |
Ящик с инструментами на 76 предметов, переносной | Масса: 15,9 кг. | |
Тележка инструментальная | 737x383x810 Нагрузка на полку max, 45 Н. | |
Шкаф для одежды двухсекционный | Габариты 760×505×1821 мм; Масса 51 кг. |
Посты (линии) диагностирования размещаются на СТО таким образом, чтобы было обеспечено минимальное число перемещений автомобиля при движении с поста в любую зону СТО.
При размещении средств технического диагностирования (СТД) в производственных зонах СТО следует руководствоваться технологическими процессами ТО и ремонта автомобилей, наличием площадей, номенклатурой выбранных средств технического диагностирования, а также перспективой роста СТО.
Рекомендации по планировке специализированных постов диагностирования на типовых СТО различных мощностей приведены в Приложении 1.
Выбор СТД для оснащения технологических зон СТД осуществляется в соответствии с рекомендациями действующего в системе ВПО «Союзавтотехобслуживание» «Табеля» или другими действующими в системах документами, а также требованиями к диагностическому оборудованию ГОСТа 25478-82.
Размещение СТД на участках и постах диагностирования должно учитывать конструктивные особенности и габариты автомобилей, последовательность проведения диагностических и контрольно-регулировочных работ, требования безопасности, промсанитарии и гигиены труда.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА ОДНОМ ПОСТУ
Пост диагностики должен быть дополнительно оснащен газоанализатором, расходометром топлива, динамометром-люфтомером, глубиномером для определения глубины рисунка протектора, стетоскопом, компрессометром.
При данной планировке целесообразно использование комбинированного стенда для проверки тормозных и мощностных показателей.
Стенд 5 устанавливается в том случае, если его рабочие площадки возвышаются над уровнем пола не более чем на 170 мм.
Стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес выделяется в отдельный пост.
Станок для балансировки снятых с автомобиля колес устанавливается на посту шиномонтажных и шиноремонтных работ.
Рис. 1. Размещение СТВ на СТО мощностью 10 — 15 рабочих постов:
1. Стол-верстак; 2. Шланговый отсос отработавших газов; 3. Воздухораздаточная колонка; 5. Стенд для проверки амортизаторов; 6. Роликовый узел стенда для проверки тормозов; 7. Пульт индикации стенда для проверки тормозов; 8. Мотор-тестер; 9. Прибор для проверки установки фар.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ СРЕДСТВ
ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА НЕСКОЛЬКИХ
Пост N 1 целесообразно оградить шумопоглощающими перегородками. Помимо указанного оборудования пост N 1 оснащается следующим переносным оборудованием: компрессометром, расходомером топлива, прибором для проверки утечки воздуха из цилиндров, стетоскопом и средствами диагностирования по параметрам вибрации.
Проездной стенд для проверки схождения передних колес и стенд для проверки амортизаторов устанавливаются в зоне приемки автомобилей.
Рис. 2. Размещение СТВ на СТО мощностью 25 — 50 рабочих постов:
1. Шланговый отсос отработавших газов; 2. Роликовый узел стенда для проверки тягово-экономических показателей; 3. Стол-верстак; 4. Мотор-тестер; 5. Пульт индикации стенда для проверки тягово-экономических показателей; 6. Вентилятор обдува радиатора; 7. Прибор для очистки свечей; 8. Воздухораздаточная колонка; 9. Станки балансировочные (без снятия колес) с домкратами; 10. Роликовый узел тормозного стенда; 11. Пульт индикации стенда для проверки тормозов; 12. Прибор для проверки фар; 13. Электромеханический подъемник стенда для проверки и регулировки углов установки управляемых колес.
Рис. Л5 Типовое планировочное решение участков мойки,
приемки и диагностики
Рис. Л6 Планировочная схема участков мойки и диагностики грузовиков:
1 – участок диагностики; 2 – участок поверхностной ручной мойки; 3 – участок механизированной мойки шасси; 4 – участок водоподготовки.
Рис. Л6 Планировочная схема участков ТО и диагностики
малой дорожной СТОА
Рис. Л6 Планировочная схема участков средней городской СТОА
Рис. Л6 Планировочная схема участков большой городской СТОА
Рис. Л6 Участок автоматизированной мойки городских автобусов на приемке
Рис. Л6 Схема участков большой городской СТОА до реконструкции
Рис. Л6 Схема участков большой городской СТОА после реконструкции
ТИПОВАЯ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕРКИ
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ ;* ; (КДК)
;* ; При составлении КДК номенклатура диагностических параметров и их нормативные значения выбираются для конкретных моделей автомобилей.
Марка автомобиля Заказчик Ф.И.О.
Гос. N знак Мастер Ф.И.О.
Общий пробег Дата проведения
ЗАЯВКА ЗАКАЗЧИКА О НЕИСПРАВНОСТЯХ АВТОМОБИЛЯ
N п/п | Наименование параметра | Нормативные значения и режимы изме-рений | Фактическое значение параметра | Приме- чание |
1. | Мощность (или тяговая сила ;* ; на ведущих колесах, кВт) | |||
2. | ||||
3. | ||||
и т.д. |
;* ; Параметр дан для примера.
1. Пометка в графе 5:
«р» — требуется ремонт;
«з» — требуется замена;
«Г» — требуется регулировка.
О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ АВТОМОБИЛЯ
Роспись лица, давшего заключение
;* ; Номенклатура параметров может быть дополнена.
Наименование параметра | Единица измерения |
Время разгона автомобиля с места до скорости 100 км/ч | с |
Выбег автомобиля | м, с |
Мощность (или тяговая сила на ведущих колесах) | кВт (л.с.) |
Двигатель и электрооборудование | |
Давление в конце такта сжатия в цилиндрах дви- гателя | МПа (кгс/кв. см) |
Относительная величина утечки сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры | % |
Падение частоты вращения коленчатого вала дви- гателя при отключении отдельных цилиндров | % |
Разность между величинами давления в отдельных цилиндрах | МПа (кгс/кв. см) |
Разряжение во впускном трубопроводе | МПа (кгс/кв. см) |
Минимально устойчивая частота вращения коленча- того вала | -1 мин. |
Давление масла в главной масляной магистрали | МПа (кгс/кв. см) |
Содержание CO, CH ;* ; и O2 | % |
Асинхронизм искрообразования | рад. (град.) |
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя | рад. (град.) |
Начальный угол опережения зажигания | рад. (град.) |
Угол опережения зажигания, создаваемый центро- бежным регулятором (при отключении вакуумного) | |
— при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала | рад. (град.) |
— при средних значениях частоты вращения колен- чатого вала | рад. (град.) |
Пробивное напряжение на свечах зажигания | кВ |
Падение напряжения на контактах прерывателя | В |
Максимальное вторичное напряжение катушки зажи- гания | кВ |
Напряжение, ограничиваемое реле-регулятором | В |
Прогиб ремня вентилятора при усилии 10 кгс | мм |
Свободный ход педали сцепления | мм |
Тормоза | |
Величина тормозных сил на колесах (макс. торм. сила) передней оси и задней оси | кН (кгс) |
Время срабатывания тормозов | с |
Общая максимальная сила на колесах | кН (кгс) |
Коэффициент осевой неравномерности | — |
Рабочий ход педали тормоза | мм |
Свободный ход педали тормоза | мм |
Общая удельная тормозная сила | — |
Эффективность стояночного тормоза (ручного) | кН (кгс) |
Фары | |
Направление максимальной силы света фар | рад. (град.) |
Суммарная сила света, измеренная в направлении оси отсчета | кд |
Сила света светосигнальных огней (фонарей) габаритных | кд |
— сигналов торможения | кд |
— указателей поворота | кд |
Частота следования проблесков указателей пово- ротов | Число проблесков в минуту |
Время от момента включения указателей поворота до появления первого проблеска | с |
Рулевое управление, ходовая часть | |
Люфт рулевого колеса | рад. (град.) |
Суммарный люфт в рулевом управлении | рад. (град.) |
Увод колес на 1 км пробега | м |
Схождение колес | рад. (град.) |
Угол развала колес | рад. (град.) |
Угол продольного наклона оси поворота колес | рад. (град.) |
Соотношение углов поворота управляемых колес | рад. (град.) |
Параллельность осей передних и задних колес | рад. (град.) |
Амплитуда колебаний амортизаторов колес | мм |
Угловой зазор в карданной передаче | рад. (град.) |
* ; При наличии соответствующих приборов.
ТАБЛИЦА ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ОСНОВНЫХ
В числителе приведены тормозные усилия при частичной загрузке автомобиля, а в знаменателе — при полной загрузке.
Фары типов Р и СР должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую часть светотеневой границы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости дорожного полотна на угол не менее 0,05 (0 град. — 53 град.).
В числителе приведены доли CO при минимально устойчивой частоте вращения КВД на холостом ходу, в знаменателе — при 0,6 значения номинальной частоты вращения КВД на холостом ходу.
| | следующая лекция ==> | |
Участок приемки автомобилей | | | МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (ПРОВЕРКА ИНСТРУМЕНТА И ПРИБОРОВ). |
Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 13106 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ