Убери машину с проезжей части

ГИБДД не будет штрафовать водителей, не убравших машины после легких ДТП

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

ГИБДД не готова штрафовать водителей, перекрывающих проезжую часть из-за легких аварий. Об этом M24.ru рассказал замглавы Госавтоинспекции РФ Владимир Кузин. По его словам, в правилах дорожного движения не указаны сроки, в которые автомобилисты должны зафиксировать повреждения и убрать машины с дороги. Поэтому инспекторы не планируют штрафовать водителей, оставивших авто на дороге в ожидании гаишников, но рекомендуют звонить в ГИБДД за советом.

Напомним, что с 1 июля вступает в силу ПДД, обязывающие водителей не создавать «затруднение проезда», если в ДТП пострадали только машины. Нарушение этого правила попадает под статью 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с ДТП»). Штраф — 1 тысяча рублей. Но, как пояснил Владимир Кузин, точное время, в течение которого водитель должен убрать транспортное средство с дороги, не установлено, поэтому штрафовать за то, что пострадавший в ДТП не освободил проезжую часть, не будут.

«В силу определенных ситуаций соблюсти какие-то сроки невозможно. У одного руки трясутся, у другого фотоаппарат затерялся. Условия могут быть разными. Надо реально оценить обстановку и принимать решение», — отметил Владимир Кузин.

По его словам, поправки в ПДД, которые вступают в силу 1 июля, призваны, наоборот, облегчить жизнь водителям. Теперь у них появится возможность, зафиксировав обстоятельства ДТП, уехать с места аварии, а не ждать сотрудника ГИБДД. «Если им что-то в оформлении непонятно, можно позвонить в ГИБДД по телефону», — сказал Кузин.

Собеседник M24.ru добавил, что суть нововведения не в карательных мерах, а в том, что пропагандировать среди водителей новые правила. «Наша задача — убедить граждан, что не нужно стоять и ждать», — заключил Владимир Кузин.

Что изменится для водителей с 1 июля

Согласно поправкам в ПДД, вступающим в силу 1 июля, если в результате ДТП «вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие». При этом предварительно нужно зафиксировать «в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств».

Если между водителями нет разногласий, они вообще могут не вызывать полицию, а оформить европротокол. Если же договориться участники аварии не могут, они обязаны записать фамилии и адреса очевидцев. После этого нужно обратиться в полицию, и уже сотрудники ГИБДД будут решать, могут ли водители покинуть место аварии, зафиксировав «положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств». Если гаишник дал «добро», то авария оформляется либо на посту, либо в отделении.

Сегодня в правилах четко прописано, что водитель, попавший в аварию, не должен оставлять место происшествия. Напротив, он обязан «не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию». Исключение — европротокол, но он пока не очень распространен, в том числе потому, что водители боятся покинуть место ДТП до приезда гаишников.

Европротокол оформляется следующим образом: водители могут оставить место происшествия, предварительно зафиксировав последствия аварии, и:

  • оформить ДТП на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции;
  • оформить документы без сотрудников инспекции, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования (для подробной инструкции нужно позвонить в свою страховую компанию)
  • не оформлять документы о ДТП, если повреждены только ТС, и участники аварии не имеют претензий друг к другу

При оформлении ОСАГО страховая компания выдает владельцу машины бланки для заполнения в случае ДТП. Это и есть европротокол. При его заполнении водитель получает право на страховую выплату в результате ДТП.

Читайте также:  Дым после заглушения двигателя

Использовать Европротокол можно, если в аварии участвуют два ТС, гражданская ответственность водителей застрахована ОСАГО, вред причинен только машинам и обстоятельства происшествия не вызывают разногласий участников ДТП.

Лицевая сторона бланка-извещения заполняется совместно двумя участниками аварии. Каждый водитель получает по экземпляру заполненного европротокола. Есть несколько правил заполнения бланка:

  • писать нужно шариковой ручкой;
  • нельзя делать помарки или исправления;
  • писать нужно разборчивым почерком или печатными буквами

К этим бумагам нужно приложить «электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля». Фото- и видеосъемку нужно провести в течение часа после аварии. Как ранее сообщали в Минтрансе, фотографировать можно на любой смартфон, планшет или камеру. Главное, чтобы четко была видна дата и координаты съемки. Если есть свидетели, записать их ФИО и контактные данные. Свой экземпляр заполненного извещения нужно отвезти в страховую компанию в течение пяти дней после ДТП.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков пояснил, что самое главное в поправках в ПДД: водители теперь официально имеют право съехать на обочину в ожидании ГИБДД или вообще уехать с места аварии, оформив европротокол. И это не будет считаться «оставлением места ДТП» (сейчас за такое нарушение водителю грозит лишение прав или административный арест).

«С 1 июля можно убрать машину с дороги, не боясь, что обвинят в оставлении места ДТП», — подчеркнул Вячеслав Лысаков. По его словам, это позволит стимулировать водителей не затруднять движение из-за легких ДТП. Депутат также отметил, что на сегодняшний день европротоколом пользуются немногие. «Из ста человек, которые могли бы Европротоколом воспользоваться, пять-шесть человек это делает. Из-за небольших повреждений ждут часами инспектора ГАИ, перегораживая улицу», — рассказал депутат.

По его словам, штрафовать водителей, перекрывших из-за ДТП дорогу, нет смысла: «Если инспектор подъехал, он оформит ДТП и водитель сможет освободить проезжую часть. Если же пострадавшие воспользуются европротоколом, то и штрафовать будет просто некому, потому что сотрудник ГИБДД в таком случае на место происшествия не приедет».

Нечастое использование водителями европротокола подтвердил и президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. «Согласно предварительным данным за первый квартал 2015 года, доля европротокола в общем числе заявлений составила 9,1%. То есть им пользуются, но не так часто, как хотелось бы,» — рассказал эксперт. Хотя, по словам Игоря Юргенса, позитивная динамика все же есть.

«В первом квартале 2015 года страховщики урегулировали убытки в рамках европротокола в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года» — пояснил Игорь Юргенс.

По его мнению, штрафы за перекрытие дороги могли бы поспособствовать распространению европротокола. Как рассказал собеседник М24.ru, во многих странах Европы ГИБДД принципиально не выезжает на мелкие ДТП, поэтому почти половина аварий оформляется самими водителями, без участия инспекторов.

Напомним, со 2 августа 2014 года увеличились лимиты выплат при оформлении ДТП по европротоколу с 25 до 50 тысяч рублей. Повышение касается только тех ДТП, оба участника которых приобрели полис ОСАГО уже после 2 августа 2014 года. Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до этой даты, то лимит выплаты — всего 25 тысяч рублей.

Кроме того, 1 октября 2014 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие до 400 тысяч рублей лимит выплат при оформлении мелких ДТП в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Повышенные лимиты также доступны только тем автомобилистам, которые купили полисы после вступления в силу закона.

Бывший глава ГИБДД сенатор Владимир Федоров отметил, что водители сами не хотят долго стоять на дороге после ДТП, поэтому разъехаться побыстрее в их интересах. Поэтому использование европротокола будет расти, особенно после введения новых поправок в правила дорожного движения.

Читайте также:  Как зарядным устройством испортить аккумулятор автомобиля

Владимир Федоров уверен, что водителям предоставят для фиксации последствий аварии столько времени, сколько им необходимо. По словам сенатора, тех, кто быстро не убрал машину с проезжей части, штрафовать не стоит. «Я не думаю, что с 1 июля начнут всем подряд раздавать штрафы. Сколько времени водителю потребуется, столько он и будет занимать проезжую часть. Время в законе не оговорено. Не думаю, что водители будут стоять по пять часов».

Что делать если во дворе стоит брошенная машина?

Годами стоящие на дворовой территории бесхозные машины занимают полезную площадь и мешают благоустройству. Помимо неудобств брошенные автомобили создают еще и дополнительную опасность: детские травмы, возгорания с порчей стоящего рядом транспорта и так далее. Число машин в России за 20 лет выросло в 2,5 раза и продолжает увеличиваться, поэтому проблема сохраняется.

Бросают владельцы обычно старые или серьезно поврежденные автомобили. Новые машины иногда тоже оказываются бесхозными, и с ними ситуация сложнее. Такое авто может простоять на одном месте несколько лет и сохранить презентабельный внешний вид. Заставить ответственные службы убрать машину в этом случае будет труднее. Здесь нужно опираться на нормативные акты, в которых указаны условия для признания транспорта брошенным и порядок его вывоза.

Какие машины можно признать брошенными?

Брошенным автомобиль будет считаться в том случае, если он стоит на общественной территории – на участке рядом с МКД или на проезжей части. На частной земле машина может находится в любом состоянии, это касается только ее владельца. Исключение составляют случаи, когда и к частной территории предъявляются определенные правила, касающиеся городского благоустройства.

Автомобиль признается бесхозным в нескольких случаях:

  • собственник отсутствует или он отказался от машины;
  • авто сильно повреждено в ДТП и восстановление его невозможно;
  • автомобиль разукомплектован – у него нет колес, стекол, дверей и прочих крупных кузовных деталей;
  • отсутствуют государственные номера.

Состояние машины становится второстепенным в том случае, если у нее сохраняются госномера. В такой ситуации она остается чьей-то собственностью. Право на ее перемещение есть только у самого владельца. Вывоз автомобиля кем-то посторонним будет считаться изъятием имущества, а оно проводится только по решению суда. Об этом говорит статья 35 Конституции РФ.

Если владелец машины известен или может быть найден, то самостоятельных действий с автомобилем предпринимать не следует. Это расценивается как хищение транспортного средства. У владельца появляется право возбудить уголовное дело по статье 166 УК РФ.

Куда сообщать, чтобы убрали бесхозный автохлам

Прежде чем куда-то обращаться, чтобы убрали брошенный во дворе автомобиль, нужно попытаться найти его владельца. Если он известен, то представителям управляющей организации следует попробовать поговорить с ним. Собственник вполне может согласиться с тем, что ржавую (частично разобранную, не подлежащую восстановлению) машину следует убрать. В таком случае владельцу нужно обратиться в ГИБДД и снять авто с учета.

Поиск хозяина машины организуется разными способами:

  • опрос соседей;
  • расклеивание объявлений на подъездах с просьбой к владельцу пообщаться с представителями управляющей организации;
  • размещение объявления на самом автомобиле.

Чтобы убедить хозяина машины действовать решительнее, следует напомнить ему о необходимости платить транспортный налог. Если автомобиль на учете не стоит, то и начислений не будет.

Следующее действие владельца – отправка машины на авторазбор или на свалку. При отсутствии ценных комплектующих остается только второй вариант. Чтобы у собственника не возникло лишних расходов, следует помочь ему с организацией вывоза автохлама на пункт приема металлолома. Заработать на этом вряд ли удастся, но расходы на эвакуатор окупятся.

Практика работы УК показывает, что добровольно убирать брошенные автомобили соглашаются немногие владельцы. Тратить время и средства на это люди не хотят, а наказание за захламление дворовой территории очевидным не кажется.

Читайте также:  Тест драйв хонда цивик гибрид

Если просьба убрать автохлам проигнорирована, то у управляющей организации или объединившихся жильцов есть право обратиться в суд. Попытка урегулировать проблему в досудебном порядке будет вашим преимуществом в последующем разбирательстве.

Подачу искового требования сопровождают доказательствами:

  • фотографиями;
  • видеосъемкой брошенной машины и окружающего пространства;
  • свидетельскими показаниями жителей дома.

Судебное предписание стимулирует владельца машины намного серьезнее реагировать на просьбы управляющей организации. Решения суда многие тоже игнорируют, поэтому ожидать каких-то шагов от собственников можно годами. В таком случае действовать следует так, будто хозяина у автомобиля нет. Наличие судебного решения позволяет выполнять с машиной необходимые действия без учета мнения ее владельца.

У некоторых жителей или представителей управляющих компаний появляется желание забрать брошенный автомобиль себе. Делать этого не следует, так как законодательство не позволяет присваивать чужие вещи, даже если он потеряны или забыты. Любой найденный на улице предмет необходимо передать в полицию, и та попытается вернуть его владельцу. Оставление вещи у себя чревато возбуждением дела о хищении. Это касается и небольших предметов (кошельки, сумки, телефоны), и кажущихся бесхозными автомобилей.

Вывоз брошенного транспорта осуществляется в соответствии с законом, для этого привлекаются различные контролирующие органы. Основная трудность – отсутствие единого нормативного документа, который оговаривал бы порядок работы с бесхозными машинами на всей территории страны. Вместо этого на уровне каждого региона определяются собственные правила. Этот документ в первую очередь и требуется отыскать. Чаще всего речь идет о постановлении регионального правительства.

Самостоятельный поиск необходимого нормативного акта с описанием порядка эвакуации брошенных машин не всегда оказывается успешным. Для решения задачи управляющей организации рекомендуется обратиться в местную администрацию с соответствующим запросом. Ключевой момент в нем – существует ли в регионе документ, которым регламентируется вопрос вывоза автохлама с придомовых территорий. При его наличии УК просит указать наименование, номер и дату публикации. При обнаружении такого документа дальнейшая работа ведется в соответствии с ним.

В Москве вывоз брошенных автомобилей описывается в постановлении столичного правительства № 569-ПП от 23.09.2014 . В документе закреплено понятие БРТС – брошенное разукомплектованное транспортное средство. Если машина признается таковой, то ее разрешается эвакуировать без учета мнения владельца.

Обратиться с жалобой на бесхозное транспортное средство можно в:

  • районную управу;
  • окружную префектуру;
  • инженерную службу (ГУИС).

Порядок эвакуации брошенного автомобиля

Опишем общую схему эвакуации брошенной машины.

1. В местную администрацию подается заявление о том, что во дворе стоит бесхозный автомобиль. При этом указывается место нахождения машины, ее государственный номер, марка и модель, цвет, прочие признаки. В заявлении отмечается также и период, на протяжении которого не производится эксплуатации транспортного средства. Полезным приложением будет фотография машины – она поможет сотрудникам быстрее отыскать объект.

2. В администрации формируется специальная комиссия. Она выезжает на место и определяет, действительно ли автомобиль брошен.

3. Хозяина машины уведомляют о необходимости убрать ее.

4. При отсутствии реакции со стороны владельца транспортное средство вывозится принудительно, и место освобождается.

Управляющая организация непосредственно участвует при выполнении только первого пункта. Ее задача – правильно составить заявление. Форма у него свободная. В заявлении должны быть имеющиеся сведения о машине и ее владельце, подробное описание нарушения, а также просьба провести проверку и вывезти автохлам.

Пример заявления

Рядом с первым подъездом дома № 10а по ул. Краснознаменская в г. Щелково стоит брошенный автомобиль (ВАЗ-2103, госномер К234УЕ77, цвет зеленый). Машина не эксплуатируется более 2 лет. Прошу обследовать указанный автомобиль и вывезти его на специализированную стоянку.

О результатах проверки прошу сообщить по телефону: (указывается номер).

Заявление подписывается ответственным представителем управляющей организации. На нем ставится дата подачи. Остается дождаться итогов проверки.

Брошенный автомобиль вывозится не ранее чем через 20 дней после подачи заявления.

Оцените статью