- Тема 2.1. Принцип действия и устройство электрических машин постоянного тока
- Почему за двигателями постоянного тока закрепилась репутация ненадежных машин?
- Машины постоянного тока – все, что нужно знать об этих устройствах
- Особенности двигателей постоянного тока
- Как устроены машины, работающие на постоянном токе
- Классификация машин постоянного тока
- Принцип работы на примере двигателя постоянного тока
- Рабочие моменты
- Пуск и режим реверса
- Потери мощности и КПД
- Рабочие характеристики
- Регулировка скорости вращения двигателя
Тема 2.1. Принцип действия и устройство электрических машин постоянного тока
Тема 2. Электромагнитные устройства и электрические машины
1. Поназначению электрические машины постоянного тока делятся на:
-c: нет правильного ответа;
+d: оба варианта ответов верны.
+a: вырабатывают электроэнергию, поступающую в энергосистему;
-b: создают механический вращающий момент на валу, который используется для привода различных механизмов и транспортных средств.
-a: вырабатывают электроэнергию, поступающую в энергосистему;
+b: создают механический вращающий момент на валу, который используется для привода различных механизмов и транспортных средств.
4. Электрические машины…
-a: не обратимы, то есть одна и та же машина не может работать как генератор, и как двигатель;
+b: обратимы, то есть одна и та же машина может работать и как генератор, и как двигатель.
5. Генераторы постоянного тока, как правило, приводятся в действие….
-a: асинхронными двигателями переменного тока;
-b: синхронными двигателями переменного тока;
-c: нет правильного ответа;
+d: оба варианта ответов верны.
6. Подвижную (вращающуюся) часть генератора называют…
7. Неподвижную часть генератора называют…
8. Часть машины, в которой индуцируется ЭДС, принято называть…
9. Часть машины, в которой создаётся магнитное поле возбуждения, принято называть…
10. В машине постоянного тока статор служит…
11. В машине постоянного тока ротор служит…
12. Статор машины постоянного тока называют также…
13. Станину изготовляют…
+a: из магнитостойкого материала;
-b: из не магнитостойкого материала.
14. Для уменьшения вихревых токов и связанных с ними тепловых потерь сердечник якоря набирают…
+a: из тонких листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаковым покрытием;
-b: из медных пластин, разделённых миканитовыми прокладками.
15. Коллектор набирают
-a: из тонких листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаковым покрытием;
+b: из медных пластин, разделённых миканитовыми прокладками.
16. В качестве основы для изготовления щёток используют…
17. Главным преимуществом двигателей постоянного тока является…
-b: простота конструкции;
-c: очень высокая надёжность;
+d: широкие пределы регулирования скорости и большой пусковой момент.
18. Основной магнитный поток машин постоянного тока регулируется изменением…
+a: тока возбуждения;
-b: сопротивления в цепи якоря;
19. У машины постоянного тока наименее надёжной частью является…
-d: щёточно- коллекторный узел.
20. Двигатель с параллельным возбуждением представлен схемой…
-a:
+b:
-c:
-d:
21. Двигателю с параллельным возбуждением принадлежит механическая характеристика …
-a:
+b:
-c:
-d:
22. Двигателю с последовательным возбуждением принадлежит механическая характеристика …
+a:
-b:
-c:
-d:
23. Двигателю со смешанным возбуждением принадлежит механическая характеристика …
-a:
-b:
-c:
+d:
24. На рисунке изображён ротор…
-a: синхронной неявнополюсной машины;
+b: двигателя постоянного тока;
-c: асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором;
-d: синхронной явно полюсной машины.
25.Обмотка возбуждения, расположенная на роторе синхронной машины, подключается к источнику…
-a: прямоугольных импульсов;
-b: однофазного синусоидального тока;
-c: трёхфазного напряжения;
+d: постоянного тока.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Почему за двигателями постоянного тока закрепилась репутация ненадежных машин?
Если не вдаваться в подробности слишком глубоко, то представление об электродвигателях постоянного тока у большинства пользователей примерно следующее: это сложные и «капризные» машины, нуждающиеся в постоянном обслуживании и систематическом ремонте.
Тем не менее, двигатель переменного тока представляется простым и практически безотказным устройством, благодаря чему он и приобрел такую популярность в быту и промышленности.
Конечно, эти представления очень субъективны, но для их возникновения, конечно были свои причины. И причины эти кроются в конструктивных различиях между двигателями постоянного и переменного тока.
Если мы говорим о двигателе переменного тока, не уточняя его конструкцию, то, скорее всего, мы имеем в виду асинхронный, с короткозамкнутым ротором. Синхронные, коллекторные машины переменного тока, асинхронные с фазным ротором.
Все они имеют свои особенности, но сфера их применения узка и специфична, и по своей массовости они очень сильно уступают «асинхроннику» с короткозамкнутым ротором, являющемуся, к слову, первой электрической машиной, изобретенной человеком.
А если речь идет о рядовом двигателе постоянного тока, то чаще всего подразумевается коллекторный со щеточной траверсой. Схема его возбуждения может быть различной, но это оказывает влияние лишь на электромеханическую характеристику, а не на эксплуатационные показатели. В любом случае коллекторные двигатели наиболее распространены в приводах постоянного тока.
Итак, сравнивая машины переменного и постоянного тока, мы в большинстве случаев сравниваем асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором и электрическую машину с коллекторно-щеточным аппаратом.
И почему же «асинхронник» в этой ситуации смог заработать себе такую безупречную репутацию надежной машины? Все дело в разности направлений силовых векторов магнитных полей статора и ротора (для коллекторного двигателя – якоря). В асинхронном двигателе поле статора – вращающееся.
Направление его векторов циклически изменяется в каждой точке за счет сдвига между фазами. Этого уже достаточно, чтобы это поле могло увлечь за собой ротор и привести его во вращение, взаимодействуя с наведенным в нем электрическим током.
Таким образом, получается, что конструкция асинхронного двигателя чрезвычайно проста: в пазах статора укладывается его трехфазная обмотка, подключаемая к сети с переменным напряжением, а ротор содержит какое-то количество замкнутых проводящих контуров для создания и поддержания тока.
Есть, конечно, определенные тонкости, к примеру, токи Фуко, из-за которых сердечник статора асинхронного электромотора должен выполняться из шихтованной стали, но это уже не существенно. И неспроста уже упоминавшийся первый асинхронный двигатель переменного тока являл собой всего лишь стальной шарик, вращающийся в переменном электромагнитном поле.
В отличие от статора асинхронного двигателя, обмотка возбуждения коллекторной электрической машины постоянного тока не может создать вращающего поля. Поле, создаваемое этой обмоткой, «стоит на месте».
На месте стояло бы и поле, создаваемое током якоря, и тогда якорь повернулся бы лишь на небольшой угол до состояния равновесия между полями возбуждения и собственным магнитным полем. Но этого не происходит, потому что во время этого небольшого поворота смещается пара щеток на коллекторе якоря и его ток меняет направление, заставляя якорь вращаться дальше.
Говоря по-другому, ток якоря насильственно делается переменным. И для этого необходимо сложное устройство – коллекторно-щеточный аппарат, который и является причиной «капризности» коллекторных двигателей.
Его щетки быстро изнашиваются, их надо менять, коллекторные пластины постепенно стачиваются, ограничивая ресурс двигателя. К тому же коллекторно-щеточный аппарат боится влаги, инея. Его щетки могут «зависнуть», потерять контакт с коллектором.
Все эти проблемы несколько «подпортили» репутацию коллекторных двигателей, а вслед за этим – и репутацию машин постоянного тока в сравнении с электродвигателями тока переменного.
Машины постоянного тока – все, что нужно знать об этих устройствах
Несмотря на то, что переменный ток активно применяется человеком в быту и на различных производствах, машины постоянного тока, несмотря на некоторую ограниченность, до сих пор активно применяются в различных сферах деятельности человека. Суть работы данных агрегатов одна – преобразование механической энергии в электрическую, и наоборот.
Сегодня мы расскажем вам много интересного про эти уже давно изобретенные агрегаты, которые до сих пор практически ни в чем не изменились.
Особенности двигателей постоянного тока
У двигателей постоянного тока есть одно неоспоримое преимущество перед аналогами, работающими на переменном токе. Эти агрегаты могут плавно и точно регулировать свою скорость вращения, у них высокое быстродействие, а также они обладают большими перегрузочными и пусковыми моментами.
Сегодня их используют в основном в следующих отраслях:
- В металлорежущих станках, роботах, манипуляторах, грузоподъемных механизмах, прокатных станках (электроприводы подач и главного движения);
- В тяговых приводах мощных транспортных средств, таких как: тягачи, троллейбусы, трамваи, электровозы;
- В мощных снегоочистителях;
- В качестве исполнительных элементов автоматизированных систем управления и прочее.
Как устроены машины, работающие на постоянном токе
Электрические машины постоянного тока являются обратимыми устройствами, то есть они при определенном подключении могут использоваться либо как двигатель, либо как генератор тока.
На картинке выше показано классическое строение такой машины:
- Коллектор – металлический скользящий контакт, через который ротор коммутируется с внешними электрическими цепями;
- Щетки (обычно графитовые или медно-графитовые) – ответная часть скользящего контакта, которая постоянно трется о коллектор при вращении ротора;
- Ротор (якорь)- подвижная часть агрегата. При его вращении запускается процесс электромагнитной индукции.
- Главные полюса;
- Катушка обмотки возбуждения;
Совет! Пункты 4 и 5 являются частями статора – неподвижной электрической части машины, которая может выступать в роли мощного электромагнита (режим двигателя) или обмотки индуктирующей напряжение (генераторный режим).
- Станина – корпус агрегата;
- Боковая крышка, которая закрывает крыльчатку охлаждения и является держателем подшипников качения, на которых вращается ротор;
- Вентилятор – призван охлаждать машину во время ее работы.
Интересно знать! Никакой двигатель не может преобразовывать энергию без потерь – ее часть всегда уходит в тепло.
Помимо этого конструкция имеет центральный вал вращения, который почему-то на схеме не отмечен, и иногда лапы – петли, через которые агрегат можно закрепить к столу, например.
- Итак, основными рабочими частями машин постоянного тока являются ротор, который тут чаще называют якорем, и статор. Данную часть конструкции называют внутренней электрической. Существует также и внешняя электрическая часть, с помощью которой осуществляется управление двигателем, а также подключаются внешние электрические сети.
Остальные элементы относятся к механической части.
- Станина машины постоянного тока делается из прочного металла – обычно это конструкционная сталь.
- К внутренней части станины крепятся главные и добавочные полюса статора. Сердечники главных полюсов набираются из стальных пластин. Для добавочных полюсов они идут в основном массивные.
- Обмотка возбуждения находится на главных полюсах – их МДС формируют рабочий поток. Обмотки добавочных полюсов обеспечивают нормальную коммутацию.
- Роторный магнитопровод шихтуется из специальной электромагнитной стали.
Сам якорь имеет следующее строение:
- Якорь имеет сердечник. Который, как уже было сказано, набирается из стальных пластин толщиной 0,35-0,5 мм. Пластины изолированы друг от друга тонким слоем лака или оксидной пленки, чтобы потери от вихревых токов были минимальными.
- Снаружи сердечник имеет пазы, показанные в увеличенном виде на схеме выше. В эти пазы укладывается обмотка якоря, сделанная из специальной медной обмоточной проволоки, покрытой слоем изолирующего лака.
- Проволока может быть круглого или прямоугольного сечения.
- Обмотка внутри паза надежно крепится при помощи бандажей или клиньев из стальной проволоки.
- Лобовая обмотка, выступающая за торцы сердечника, якоря крепится только бандажами.
- Вся обмотка разбита на отдельные, изолированные друг от друга секции. Каждая из них соединяется в определенной последовательности с медными пластинами коллектора, к которым, так мы помним, за счет пружин прижимаются щетки.
Интересно знать! Контакт коллектора и щеток устроен таким образом, чтобы концы одной обмотки никогда не могли коротко замкнуться.
- Вообще коллектор довольно простая, но многофункциональная деталь таких машин, предназначенная для выпрямления тока.
- Состоит он из коллекторных пластин, называемых также ламелями.
- Пластины изолированы друг от друга и элементов крепления манжетами и специальными прокладками.
- С торцов пластины стягивают нажимные фланцы.
- Коллектор должен иметь строго цилиндрическую форму, поэтому тщательно обтачивается на специальном оборудовании – таким же образом они могут восстанавливаться после коротких замыканий.
Идем дальше – на очереди щеточный аппарат:
- Состоит он из щеточной траверсы и щеткодержателей со щетками.
- Щеткодержатель имеет обойму, в которой и находится сама щетка. Под щеткой находится пружина, которая выталкивает ее наружу и тем самым прижимает к коллекторным пластинам.
- От щеток отходят сборные шины, которые соединяют их с контактами машины.
При вращении ротора, между щетками и коллектором возникает искрение. Если оно будет слишком сильным, то возможно даже образование дугового разряда, что приведет к короткому замыканию и выходу агрегата из строя. Чтобы этого не произошло, и применяются дополнительные полюса обмотки.
На корпусе машины располагаются клеммы для подключения внешних цепей, а также паспортные данные.
Классификация машин постоянного тока
Способы возбуждения машин постоянного тока и включения главных полюсов делят машины на разные типы.
Выделяют следующие варианты:
- Агрегаты с независимым возбуждением – Электрическая цепь, которую формирует обмотка возбуждения, никак не связана с силовой цепью ротора. Этот вариант практически единственный для генераторов постоянного тока.
- Машины с параллельным возбуждением – цепь якоря и обмотка возбуждения включаются параллельно.
- Варианты с последовательным возбуждением – не сложно сообразить, что обмотки соединяются последовательно – метод применяется на практике очень редко.
- Машины со смешанным возбуждением – агрегаты имеют две обмотки возбуждения, одна из которых подключена к цепи ротора последовательно, а другая – параллельно.
Принцип работы на примере двигателя постоянного тока
Давайте посмотрим, как работает двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением.
- Итак, к цепи обмотки возбуждения подается напряжение (U) – источник выдает постоянный ток.
- Напряжение вызывает движение тока (Iв), который создает постоянную силу намагничивания (IвWв), которая в свою очередь приводит в состояние возбуждения магнитный поток (Ф), являющийся основным. Его направление зависит от направления тока в обмотке.
- В это же время в якорной цепи проходит ток (Iя), создающий свое магнитное поле.
- Прижимающиеся к коллектору щетки делят обмотку якоря на параллельные ветви.
- Обмотка в якорь укладывается таким образом, чтобы ее проводники, находящиеся в состоянии активности, находились у противоположных поясов. При этом направление токов будет одинаковым, что и не удивительно.
- В этот момент начинается взаимодействие электромагнитных сил, в результате которого электромагнитный момент начинает вращать якорь.
- При вращении якоря проводники в его обмотке пересекают основной магнитный поток, в результате чего в них образуется ЭДС, согласно закону электромагнитной индукции. Направление ЭДС определяется правилом правой руки, знакомого нам еще со школьной скамьи: расположите правую руку так, чтобы в ладонь входили магнитные линии, тогда большой палец покажет, куда двигается проводник, а остальные 4 – направление ЭДС.
- Известно, что наибольшее значение ЭДС получает тогда, когда активная обмотка проходит непосредственно возле магнитных полюсов. Дальше она убывает, а потом ток меняет свое направление, при условии, что цепь размыкаться не будет.
- Если предположить, что обмотка якоря устроена таким образом, то работала бы такая машина крайне неэффективно. Именно поэтому в якорях машин постоянного тока реализован принцип смены активных секций обмотки, что происходит при вращении. В любой момент времени задействованы те секции, в которых значение ЭДС самое высокое.
- ЭДС создает свое магнитное поле, называемое поперечным, так как оно перпендикулярно основному. При взаимодействии полей результирующий поток искажается.
- Разность потоков устанавливает рабочие параметры машины.
Рабочие моменты
Давайте разберем некоторые характеристики и особенности машин постоянного тока.
Пуск и режим реверса
В момент, когда двигатель запускается, якорь имеет неподвижное положение, а значит, ЭДС в нем равна нулю. Из-за того, что сопротивление якорной обмотки очень маленькое, пусковой тока якоря намного превышает номинальный. Если представить себе такой пуск двигателя, то он однозначно бы вышел из строя.
- Чтобы такого не происходило, пусковой ток в двигателях постоянного тока с параллельным возбуждением ограничивается за счет включенного в цепь пускового реостата.
- Пуск при этом необходимо производить при номинальном значении магнитного потока, благодаря чему увеличивается пусковой момент и быстро растет ЭДС в обмотке якоря. В результате двигатель разгоняется быстрее, а время, когда проходит большой пусковой ток по обмотке сокращается.
- Когда разгон двигателя завершается, реостат выводится из цепи – делается это либо плавно, либо ступенчато.
- Для того чтобы остановить двигатель, достаточно отключить подачу питания к нему.
- Для любого электрического двигателя доступен режим вращения в обратном направлении – реверс. Для этого нужно всего лишь изменить направление тока либо в обмотке якоря, либо в обмотке статора.
Интересно знать! Одновременное изменение направления токов ни к чему не приведет, двигатель продолжит вращаться в том же направлении.
Потери мощности и КПД
Любой двигатель или генератор постоянного тока работает с потерями мощности. Их делят на два типа: основные и добавочные.
- К первым относят магнитные, электрические и механические.
- Магнитные потери, происходящие в стали обозначают ΔРс. Происходят они из-за того, что во время вращения сердечник на якоре постоянно перемагничивается, поэтому возникают потери на гистерезис и вихревые токи.
- Электрические потери (ΔРэл) происходят из-за активного сопротивления обмоток, а также сопротивления щеточного контакта, то есть данное значение представляется в виде суммы указанных потерь.
- Механические (ΔРмех) включают потери на трение подшипников, трение щеток о коллектор, трение вращающегося якоря о воздух (и такое есть) и вентиляционные потери.
- Все остальные потери называются добавочными и связаны они в основном с взаимодействием различных частей агрегата с магнитным полем.
Интересно знать! Потери мощности при работе в холостом режиме, то есть без нагрузки, крайне малы.
Для расчета каждого типа потерь применяются специальные формулы. Мы не будем так глубоко вдаваться в суть, а скажем лишь, что КПД машины постоянного тока определяется отношением отдаваемой мощности, к потребляемой. Выражают данное значение обычно в процентах.
Современные машины постоянного тока стали очень эффективными. КПД у них обычно варьируется в пределах 75-90%.
Рабочие характеристики
Рабочие характеристики представляют собой следующие зависимости:
- Скорости вращения, потребляемого тока и мощности двигателя;
- КПД от полезной мощности при условии, что напряжение питания неизменно.
- Тока обмотки возбуждения и отсутствия добавочного сопротивления в цепи якоря.
Все эти параметры позволяют говорить о свойствах двигателей в режиме эксплуатации, а также находить оптимальные и экономичные режимы их работы.
Регулировка скорости вращения двигателя
Регулировать скорость вращения машины постоянного тока можно тремя способами: изменение напряжения сети, реостатное регулирование, изменение магнитного потока. Давайте обо всем по порядку.
- Изменение напряжения осуществляется за счет устройств, которые могут, собственно, менять величину напряжения.
- Реостатное регулирование, как мы уже упоминали по ходу статьи, нуждается во введении в цепь якоря дополнительных резисторов активного типа, то есть меняющих свои характеристики при определенных условиях.
- Регулирование магнитного потока происходит за счет уменьшения тока возбуждения.
Конечно, мы назвали не все характеристики машин постоянного тока, а лишь основные, но для ознакомления с этими агрегатами этого вполне достаточно.
Видео в этой статье продемонстрирует, как работают данные устройства.