Тюнинг бокс или чип тюнинг
- +7 (343) 345-999-3
- +7 (861) 243-56-20
- +7 (918) 304-30-03
- +7 (960) 100-40-60
Подробное техническое описание работы тюнинг-боксов.
Всё чаще при упоминании фразы чип-тюнинг (рис.1) автолюбители стали представлять некий чип (коробочку), которая улучшает характеристики двигателя.
рис.1 Прошивка устаревших блоков управления
За консультацией мы обратились к ведущему инженеру УрО РАН, автосудье с 40-летним стажем, Тукмачеву А.А.
В последнее время появилось большое количество фирм, имеющих схожее название, но с неизменным ключевым словом «чип», «chip», либо «бокс», «box», предлагающих различные варианты тюнинг-боксов. Остановимся подробнее на их продукции и особенностях работы.
Все фирмы работают по одному принципу:
1. Мы высылаем Вам коробочку, настроенную под Ваш автомобиль, с учетом состояния катализатора и мотора.
2. Вы подключаете коробочку к автомобилю и наслаждаетесь мощностью.
Вне зависимости от марки и модели, обещанная мощность увеличивается на 20%, а то и на 30%.
Остановимся подробнее на типах тюнинг-боксов. Условно, их можно разделить на две категории:
Контроллеры, подключаемые к управляющим датчикам ( Common Rail , MAF/MAP-sensor)
Контроллеры, подключаемые к OBD-II разъему диагностики.
рис. 2. Внешний вид типичного тюнинг-бокса
К первой категории относятся устройства ( рис.2), искажающие сигналы оригинальных датчиков двигателя, таких как датчик высокого давления в системе Common Rail, датчик давления наддува MAP-sensor — они устанавливаются в разрыв цепи датчиков . Вариант подключения такого датчика представлен на рис.3.
рис.3. Подключение тюнинг-бокса.
Тюнинг-бокс считывает выходящий сигнал с датчика давления топлива и занижает его значение в соответствии с заложенной в него программой (рис.4) и отправляет исправленный сигнал на блок управления двигателем.
рис.4. Искажение рабочего давления Common Rail.
Далее блок управления сравнивает «искаженный» сигнал с датчика с номинальным значением, заложенным в ЭБУ, и, как результат, увеличивает давление в системе Common Rail . Точная подстройка искажения доступна благодаря наличию переменного резистора (крутилки).
Таким образом, удается добиться увеличения давления впрыска, и, как результат, увеличения мощности двигателя. Однако, допуски по давлению топлива составляют порядка 15%, и добиться большего увеличения абсолютной мощности не представляется возможным. К тому же, чтобы дополнительные 15% топлива сгорели, необходим дополнительный воздух, который двигатель не может получить, т. к. карты наддува и циклового наполнения остались прежними. Кроме того, в прошивке ЭБУ установлен ограничитель, не позволяющий двигателю развить мощность большую, чем та, которая прописана в программе. Это называется «лимитер» (рис.5 ).
рис.5. Стандартная моментная модель.
ИТОГ
Тюнинг-боксы первого типа дают прибавку порядка 15%, улучшая мощностные характеристики двигателя за счет обагащения топливо-воздушной смеси. Однако, они не способны увеличить максимальную мощность мотора из-за наличия в родном ЭБУ автомобиля заводских ограничителей (лимитеров). Кроме того, ресурс топливного насоса выскоого давления (ТНВД) и форсунок снижается из-за более высокого рабочего давления.
Обратимся ко второму типу тюнинг боксов — OBD-II бокс. Они подключаются к штатному диагностическому разъему OBD-II, через CAN-линии, либо K — линии, используемые в автомобиле для связи блоков управления между собой (рис.6).
рис.6. Подключение тюнинг-бокса к разъему OBD-II.
Как видно из схемы подключения, взятой с одного из сайтов дистрибьюторов устройств, блок подключается параллельно шине CAN автомобиля, задействуя контакты питания и Can-H и Can-L.
Как же работает этот блок?
Из наших предыдущих статей можно заметить, что работы по прошивке блока управления действительно производятся через CAN — шину, однако блок находится в режиме программирования, и работает в штатном режиме лишь после после отключения программатора от разъема OBD-II ( картинка 7).
рис.7. Прошивка ЭБУ при помощи программаторов Alientech.
Боксы же подключаются к диагностическому разъему и остаются там навсегда. Автомобиль развивает заявленную мощность только когда блок подключен к авто. Понятно, что ни о каком программировании штатного ЭБУ не может быть и речи.
Попробуем провести аналогию с предыдущими устройствами — они действительно искажали сигналы с датчиков, увеличивая мощность. Устройства, подключаемые к OBD-II шине не способны изменить сигналы с управляющих и измеряющих датчиков, тем самым обмануть ЭБУ. Разъем OBD-II предназначен для считывания параметров датчиков, но не для искажения. Это не представляется возможным. Опять мимо.
Рассмотрим третью возможность. Вот что говорят сами производители боксов OBD-II:
“ Принцип работы ***Chip прост – электроника блока ***Chip изменяет параметры работы двигателя в режиме реального времени. Она ускоряет операции обработки данных на несколько тысяч раз в секунду. ”.
В молодости каждый из нас занимался «разгоном» компьютера, меняя частоту работы процессора. ЭБУ автомобиля построен на процессорах с фиксированной частотой , определяемой кварц-генератором. Ни о каком ускорении операций и тем более «разгоне» не может быть и речи.
ИТОГ
Дак в чем же состоит принцип работы тюнинг-боксов? Общеизвестно, что в режиме реального времени по OBD-II доступен только сброс ошибок и параметров самоадаптации . Мы регулярно сталкиваемся с этим, заезжая на диагностику автомобиля к дилеру, либо в СТО. Действительно, после этого чувствуется, что автомобиль «поехал лучше». Это связано с тем, что помимо сброса ошибок , происходит сброс «адаптаций» — параметров самообучения блока управления — в том числе адаптаций угла зажигания, количества впрыскиваемого топлива, момента и фазы впрыска. Это под силу любому ELM-327 устройству за 20$. Возникает резонный вопрос — зачем платить 400$, если того же эффект а можно достичь в 20 раз дешевле?
Что же внутри коробочки?
В довершение статьи приведем схему и устройство типичного OBD-II тюнинг-бокса (рис.8):
рис.8. Устройство OBD-II тюнинг бокса.
Как видно, он состоит из нескольких светодиодов, пяти резисторов, одного силового диода, двух конденсаторов, кнопки и трёх «микросхем». «Микросхема» с тремя контактами есть не что иное, как стабилизатор напряжения — он преобразует 12Вольт из бортовой сети автомобиля в 5В, необходимые для питания светодиодов. Остальные 2 микросхемы — обычный драйвер питания и процессор, известный нам по адаптеру ELM327 из Китая, необходимый для сброса адаптаций. Вот таким нехитрым оказалось устройство тюнинг-бокса за 200 $ . При желании набор микросхем можно приобрести в магазине электроники меньше чем за 500 рублей.
Напоминаем Вам, чтобы не оказаться жертвой мошенников, будьте внимательны в выборе компании, предлагающей Вам услуги по увеличению мощности. Тем более, не стоит иметь дело с фирмами, высылающими «тюнинг-боксы» по почте, ведь в случае возникших проблем вы останетесь без специализированной подержки, один на один с неисправным авто и автоответчиком по номеру 8-800.
С особенностями чип-тюнинга тюнинга Вы можете ознакомиться, прочитав другие наши статьи. В последнее время появилось большое количество мошенников, предлагающих программы Motorsoft. Ознакомиться с полным списком официальных дилеров, а так же мест, где можно сделать профессиональный чип-тюнинг от Motorsoft можно здесь.
За подготовку статьи благодарим Тукмачева Анатолия Александровича, технического эксперта с многолетним стажем, старшего научного сотрудника ИФМ УрО РАН.
ЧИП-БОКС
«Коробочки», «тюнинг-боксы», «чип-боксы»- является ли это чип-тюнингом и в чем разница между перепрограммированием ЭБУ и чип-боксом.
Те, кто задается вопросом увеличения мощности двигателя, находит в интернете предложения по установке чип-боксов. Основной аргумент в пользу установки тюнинг-бокса, который озвучивают продавцы этого прибора- безопасность для авто, в «мозги» двигателя никто не вмешивается. Для многих это оказывается весомым доводом. Но давайте разберемся, насколько они действительно безопасны.
Принцип действия «коробочки» очень прост. Устанавливается в разрыв штатной проводки автомобиля, от датчиков отвечающих за управление работой двигателя до ЭБУ (электронный блок управления двигателем). Работа чип-бокса заключается в подаче ложных показаний с датчика давления топлива в рампе и датчика давления наддува. ЭБУ видит заниженные показания и увеличивает давление и ,соответственно, количество топлива! Машина начинает ехать лучше.
Грубо говоря, «коробочка» регулирует лишь два параметра: давление топлива и давление воздуха. И из этого складывается принцип действия: чип-бокс подает сигнал о низком уровне наддува на ЭБУ, ЭБУ подает команду турбокомпрессору, турбокомпрессор начинает дуть больше. Подает ложный сигнал о недостатке топлива, ТНВД (топливный насос высокого давления) льет больше топлива.
И здесь заключается главная опасность: ни состав топливно-воздушной смеси, ни угол опережения зажигания, ни длительность впрыска топлива в цилиндры, ни заводские лимитаторы мощности не корректируются! А значит больше мощности,чем заложено заводской программой вы не получите. А получите неприемлемый уровень образования продуктов горения топлива, которые оседают на катализаторах, сажевых фильтрах, клапанах ЕГР.
В частности, на дизельных двигателях со временем появляется сильная копоть из выхлопной трубы. При меньших настройках копоть пропадает, но и динамика авто снижается значительно.
Так же ,как следствие некорректной работы , в результате использования чип-боксов, из-за повышения температуры выхлопных газов, происходят детонации в цилиндрах, разрушение поршней, оплавление форсунок и т.д.
При чип-тюнинге происходит модернизация заводской программы ЭБУ, т.е. комплексная корректировка всех параметров. отвечающих за состав топливно-воздушной смеси, углов зажигания, наддува воздуха, количества подаваемого топлива, наполняемости цилиндров, изменяются заводские лиметеры мощности, что по итогу позволяет получить большую мощность.
Надежность работы двигателя с чип-тюнингом равна заводской.
Возможность добиться более равномерного прироста по мощности и крутящему моменту во всех диапазонах работы двигателя.
Сокращение расхода топлива при спокойной езде после чип-тюнинга.
Более корректная работа двигателя автомобиля, т.к. оптимизируется программа управления двигателем в цифровом виде.
Ресурс двигателя с чип-тюнингом всегда выше, чем с тюнинг-боксами, работающими по принципу постоянного увеличения давления в топливной рампе.
Для турбированных моторов установка чип-бокса не дает практически никакого результата, это было выявлено при сравнении самих клиентов, у которых был установлен чип-бокс. После они приезжали к нам и делали чип-тюнинг. Разница составляла до 50 лошадиных сил в зависимости от объема и типа двигателя.
Что выбрать- решать,конечно, вам! Мною приведены основные отличия профессионального чип-тюнинга от «коробочек».
Тюнинг Бокс и перепрограммирование ЭБУ: что лучше?
В последнее время стало все чаще появляться понятие чип тюнинг в автомобильном мире. Многие водители мечтают произвести модернизацию своего транспортного средства, сделать его мощным, скоростным и резвым. Но, перед тем как впадать в крайности, стоит лучше разобраться в том, что такое чип тюнинг, как он производится, какие методы есть модернизации и не скажется ли это на вашем любимом автомобиле.
Три метода чип тюнинга для вашего автомобиля
Таким образом, мы выделили два метода модернизации, которые на сегодняшний день пользуются успехом и вполне пригодны для усовершенствования двигателя.
Сравнительная характеристика двух методов модернизации машины
Характеристика | Тюнинг Бокс | Перепрограммирование ЭБУ |
Мощность в KW (киловаттах) | Повышает мощность автомобиля до 25-30% (с учетом индивидуального кода с разной степенью жесткости). | Повышает мощность до 50%. |
Мощность в Л.С. (лошадиных силах) | Обеспечивает повышение мощности двигателя в Л.С. до 30%, что также зависит от модуля и изначальных параметров авто. | Увеличивает мощность двигателя в Л.С. даже больше, чем на 50%. |
Крутящий момент НМ (ньютон-метрах) | Повышает крутящий момент до 20-25% в разных вариантах сборки двигателя и изначальных качественных параметров. | Уменьшает время набора оборотов, повышая крутящий момент от 30 и более процентов. |
Топливо | Снижает расход топлива на 10% | Снижает расход топлива на обеспечение поездок машины до 10%. |
Что обеспечивает автомобилю? | Улучшает качество горючей смеси, обеспечивает быстрый набор скорости и безопасность обгонов. Устраняет проблему «заглушки» двигателя. При меньшем нажатии на педаль газа обеспечивает большую скорость, тем самым снижая расход топлива. Не вмешивается в заводскую программу ЭБУ, а перенастраивает подаваемую информацию к впрыску, то есть импульсы. | Полностью переписывает штатную программу ЭБУ, тем самым улучшая характеристики двигателя, делая его более мощным. Снижет топливо благодаря контролю системы впрыска. Может быть опасен для стабильной работы двигателя. |
То есть, из приведенной таблицы, можно сделать вывод, что Тюнинг Бокс и перепись программы ЭБУ действуют по одному принципу. Но, как видно, перепрошивка штатной программы ЭБУ позволит получить больший прирост мощности и повышение крутящего момента, но стоит разобраться, не проходит ли такая модернизация бесследно прежде, чем делать выводы. Для этого разберем минусы Тюнинг Бока и переписи программы ЭБУ.
Минусы Тюнинг Бокса и тюнинга ЭБУ
Минусы | Тюнинг Бокс | Перепрограммирование ЭБУ |
Износ двигателя | Тюнинг Бокс не влияет на износ двигателя, вне зависимости от количества процентного прироста. Это связано с тем, что модуль не вмешивается в программу, а только влияет на импульсы, калибруя их и подавая новую информацию в систему впрыска. | Влияет на износ двигателя, поскольку повышение слишком жесткое. Если производить улучшение двигателя на 50%, то износ – это самая первая проблема этого метода модернизации. Это происходит потому что, мотор изначально не рассчитан на эту мощь. Чтобы не снизить ресурс движка, рекомендуется производить модернизацию, не более чем на 30%. Это самый оптимальный процент, который не приведет к тому, что через несколько месяцев у вас перестанет работать двигатель. |
Гарантия на автомобиль | Не сгорает заводская гарантия на автомобиль. Вы сами в любое время можете поставить модуль и также его демонтировать. Весьма удобно при плановой проверке автомобиля, причем ни одного следа того, что на вашей машине стоял модуль не будет видно. Все импульсы, которые перенастраивались микросхемой, возвращаются к изначальным параметрам. | Если вы переписываете программу ЭБУ, то можете лишиться заводской гарантии. Чтобы этого не допустить рекомендуется обращаться в сертифицированные сервисные центры, которые напрямую связываются с компанией производителем и решают проблему. Но, стоит отметить, что выйдет это вам не в одну копеечку. |
Что происходит с заводской программой машины? | Программа ЭБУ после того, как вы поставили модуль оптимизации, остается на прежнем уровне. Модуль не вмешивается в программу, что очень важно. | Полностью переписывается заводская программа, заменяясь на усовершенствованную, которая обеспечивает раскрытие потенциала двигателя. Чтобы вернуться к изначальной программе, необходимо снова обращаться в сервисный центр. Стоит отметить, что зачастую происходит так, что программа может быть залита на ЭБУ неправильно, таким образом, приводя к ухудшению работы двигателя. |
Из данной таблицы видно, что у модуля оптимизации, то есть Тюнинг Бокса — нет минусов, в отличие от метода модернизации, путем перепрограммирования ЭБУ.
Делаем правильные выводы
Если вы хотите сделать автомобиль мощным, обеспечить себе скорость на трассах и устранить проблему «заглушки» мотора, то лучше прибегать к модулю оптимизации, который называется Тюнинг Бокс. Это самый идеальный вариант, который не скажется на износе двигателя, не лишит вас гарантии на автомобиль, но при этом сделает транспортное средство быстрым и практичным. Тюнинг Бокс можно поставить на любую марку и модель автомобиля, на любой тип двигателя. Стоит отметить, что компания Тюнинг Бок предлагает для одного авто несколько видов модулей, с разными кодами, которые влияют на процентное повышение. Ознакомиться с Тюнинг Боксом вы можете на нашем сайте, перейдя по этой ссылке.