Ттх пожарного автомобиля газ

Пожарные АЦ «Газ»

АЦ(л)-1,0-40 (ГАЗ-3308)-4ВР

АЦ(л)-1,6-40 (ГАЗ-3308)-2ВР

АЦ-2,0-40 (ГАЗ-33086)-5АВР

АЦ-3,0-40 (ГАЗ-33086)-5ВР

Не только благодаря высокой ремонтопригодности, надежности и простоте грузовые шасси на базе «ГАЗ» стали широко популярны. Низкая стоимость – еще один не менее значимый критерий. «ГАЗ» пожарный был популярен раньше, также он востребован и сейчас

Шасси «Садко» или «ГАЗ-3308»

В отличии от «ГАЗ-66», своего непосредственного предшественника, «Садко» стал более надежным внедорожником, значительно прибавив в удобстве и комфортабельности управления, которое он перенял у современного»ГАЗ-3309″. «ГАЗ-3308» – полно приводной (4х4) грузовой автомобиль, обладающий рядом отличительных конструктивно-технологических особенностей, обуславливающих повышенную проходимость.

Относят «ГАЗ-3308» к классу средне тоннажных грузовиков. На эти шасси можно без труда установить практически все единицы специализированной техники, построенной на базе «3309». Исключения составляют автоэвакуаторы, автовышки и автоцистерны для городских условий, которые не подходят по предельно-допустимой массе. Но пожарная лесопатрульная конфигурация автоцистерн АЦ(л) «ГАЗ-3308» с небольшим объемом смеси для тушения отлично сочетается с данным шасси.

Наибольшее распространение «Садко» «ГАЗ-3308» получил в трудных эксплуатационных условиях, в горной местности и на бездорожье.

«Земляк» или «ГАЗ-33086»

Своеобразным компромиссным решением между грузовиками на базе «ГАЗ-33081» (до 2 тонн груза) и «ГАЗ-3309» (до 4,5 тонн груза) является автомобиль на шасси «Земляк» «ГАЗ-33086». На данный момент это самое ходовое шасси «ГАЗ» для пожарных автомобилей (автоцистерн).

Относясь к классу средне тоннажных грузовиков, полно приводной «ГАЗ-33086» оборудован просторной двухместной кабиной и оснащается одним из двух дизельных силовых агрегатов: «ЯМЗ-534» или «ММЗ Д-245». Он применяется на любых дорожных покрытиях, более устойчив на заснеженных или обледенелых участках. Инженеры максимально унифицировали данную модель с соседями модельного ряда, что обусловило ее удобство в эксплуатации. Автоцистерна пожарная (АЦ) на шасси «ГАЗ-33086» легко вмещает трехтонную емкость для воды и остальное ПТВ. Пожарная автоцистерна «ГАЗ» недорогая, надежная, обладающие высокой проходимостью и ремонтопригодностью машина

Основные пожарные автомобили общего и целевого применения: группы и классификация

Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.

Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.

Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.

Группы

Классификация пожарных автомобилей

Группы пожарных автомобилей

Классификация

Общего применения

Основные пожарные автомобили общего применения

Основные пожарные автомобили общего применения – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.

  • АНР – автомобили насосно-рукавные:

Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

  • АПП – автомобили первой помощи:

Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

  • Пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД):

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС):
Читайте также:  Как можно промыть двигатель от старого масла

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

Целевого применения

Основные пожарные автомобили целевого применения

Основные пожарные автомобили целевого применения – это пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.

  • АА – автомобили аэродромные:

Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

  • АП – автомобили порошкового тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

  • АПТ – автомобили пенного тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

  • АКТ – автомобили комбинированного тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

  • АГТ – автомобили газового тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

  • ПНС – пожарные автонасосные станции:

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

  • АГВТ – автомобили газоводяного тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

  • ППП – пожарные пеноподьемники:

Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

По массе и проходимости

Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилей

Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ, Урал.

Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.

Расшифровка обозначения

Структура обозначения пожарного автомобиля

Расшифровка обозначения пожарного автомобиля

Например: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ

Автоцистерна пожарная с цистерной емкостью 3 м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 л/с (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ.

Примеры

АЦ-2,5-40 (ЗиЛ)

  • Объем цистерны (вода) – не менее 2500 л.
  • Объем пенобака (пенообразователь) – 150 л.
  • Производительность пожарного насоса – 40 л/сек.

АЦ-3,5-40 (ЗиЛ)

  • Объем цистерны (вода) – не менее 3500 л.
  • Объем пенобака (пенообразователь) – 210 л.
  • Производительность пожарного насоса – 40 л/сек.

АЦ-5,0-40 (КамАЗ)

  • Объем цистерны (вода) – не менее 5000 л.
  • Объем пенобака (пенообразователь) – 360 л.
  • Производительность пожарного насоса – 40 л/сек.

АЦ-15-100 (Урал)

  • Объем цистерны (вода) – не менее 15000 л.
  • Объем пенобака (пенообразователь) – 900 л.
  • Производительность пожарного насоса – 100 л/сек.

Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.

АНР-100-3000 (КамАЗ)

  • Запас напорных рукавов (шт/м): ∅ 77 мм – 250/5000; ∅ 51 мм – 175/3500.
  • Производительность пожарного насоса – 100 л/сек.
Читайте также:  Схема переднего моста автомобиля уаз

Автомобиль первой помощи (АПП) это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей.

АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.

АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)

  • Объем цистерны (вода) – не менее 500 л.
  • Объем пенобака (пенообразователь) – 50 л.
  • Производительность пожарной мотопомпы – 0,8 л/сек.

Дополнительный материал

Источники:

  1. ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения.
  2. Учебник «Пожарная техника», М.Д. Безбородько. –М.: 2004.
  3. ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей

Устройство пожарного автомобиля – это сложная система, уход за которой подразумевает периодический осмотр и устранение нарушений. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники. Важен и радиус поворота пожарной машины, от этого зависит, на сколько эффективно будет произведено тушение пожара.

Что такое ТТХ

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.

ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:

  1. Данные шасси.
  2. Допустимое количество ПО (пожарное оборудование).
  3. Оптимальные характеристики.
  4. Объем огнетушащего вещества.
  5. Места размещения ПО.

Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.

Тактико-технические характеристики пожарной техники

Характеристики пожарной машины зависят от ее назначения:

  • общая (участие в боевых действиях, подача огнетушащего средства, оказание помощи пострадавшим);
  • специальная (автолестницы, подъемники, освещение и т. п.);
  • вспомогательная (автобусы, автозаправщики и т. д.).

На заметку. Видео работы всех единиц пожарной техники можно найти в свободном доступе в интернете.

Автоцистерна

АЦ (пожарные автоцистерны) относятся к основным видам пожарной техники. Их главная задача – доставка ОТВ (огнетушащих веществ) и ПТВ (пожарно-технического вооружения) к месту возгорания. АЦ работают в качестве самостоятельных единиц боевой техники, используя активное огнеупорное вещество из внутренних цистерн, водоисточников или водопроводной сети.

Автоцистерна пожарная

Обязательные элементы АЦ:

  • цистерна для воды;
  • баки для пены;
  • насосы и трансмиссии;
  • система управления.

Вместимость баков пенообразователя – от 0,08 до 1 м3. Они изготавливаются из стали. Трубопроводная сеть из коррозионностойких материалов.

Внимание! Конструкция бака пенообразователя должна быть изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность пролива пены при движении транспорта.

АЦ Количество мест Емкость цистерн, л Объем баков, л Работа насоса, л/с Наибольшая скорость подачи, км/ч
АВД 20/200(433104) 7 3000 180 20 90
АУП-25(151)13 7 2000 215 25 60
АЦ 0,8-4/400(432732) 7 800 50 4 90
АЦ 0,8-4(5301ФБ) ПМ-541 7 800 50 40/4 65
АЦ 1,0-4/400(5301)ПМ-542Д 7 1000 90 4 90
АЦ-1,0-40/4(C41R13)27845F–«Тайга» 6 1000 60 40 90
АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (С42R33) ЗПА Спецавтотехника 7 1000 60 25 80

Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения

Автомобиль пенного тушения внешне не отличается от остальной пожарной техники своим окрасом и обозначениями, но применяет пену в качестве основного огнегасящего средства. Такая техника включает в себя:

  • баки для хранения пены;
  • насос;
  • обвязку коммуникации;
  • устройство дозирования.

Машины используются для транспортировки боевого состава и ПТВ к месту проведения операции по пожаротушению.

Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения

Все емкости хранения пенообразователя покрываются огнеупорным материалом. Сами баки изготавливают из стали, устанавливают внутри дренажную трубу. Сверху размещают люковое отверстие для контроля заполнения бака. В кабине водителя установлены сигнализационные лампочки, предупреждающие об уровне жидкости внутри бака.

Пенообразователь создается посредством подачи пены на пеногенераторы (например, ГПС-2000).

  • пеноподъемники;
  • рукава;
  • переносные пеносмесители.

Насосы выполняют следующие функции:

  • набирают воду или пенообразователь;
  • транспортируют воздушно-пенную массу к рукавам подачи пены.
Модель Емкость пенообразователя, л Количество мест для боевого состава
АВ-6(130В1) 6000 3
АВ-40(375)Ц-50 4000 7
АПТ 4,0-40(5557) 4000 3
АПТ 4,0-40(43101) 4000 3
АПТ 5,0-70(43253) 420 7
АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто 5300 6
АПТ-8,0-40(65111)063-ПВ 8000 7
АПТ-8,0-40(65115)064ПВ 8000 7
АХ-6(130) 6000 3

Пожарный автомобиль порошкового тушения

Такие машины используются для оперативной доставки ПТВ и спасательной службы в точку ЧС, а также для ликвидации воспламенения.

Установка порошкового тушения находится на шасси обычной грузовой машины, состоящей из:

  • бака для порошковой смеси;
  • узла трубопровода;
  • регулирующей арматуры;
  • стволов (ручных и лафетных);
  • контрольных агрегатов.
Читайте также:  Трос остановки двигателя газ 3309

Емкости с малой вместительностью (порошка) монтируются вертикально, с большой – горизонтально. Баки наполняют активным веществом на 90%.

Модель Количество мест, чел. Масса порошка, кг Мощность двигателя, л/с
АП 500-20 3 500 95
АП 1000-40 3 1000 108,8
АП 2000-60 3 2000 170
АП 4000-60 3 4000 220

Автомобиль газодымозащитной службы

Техника этого вида выполняет следующие задачи:

  1. Доставляет в точку ЧС личный состав газодымозащитной службы, ПТВ.
  2. Освещает место возгорания прожекторами, установленными на платформе ПА.
  3. Позволяет установить пост безопасности ГДЗС.
  4. Делает возможным проведение эвакуации и спасение населения в условиях сильной задымленности и отсутствия кислорода.

Пожарные машины газодымозащитной службы используются при температуре от –40 до +40 °C.

В оснащение таких технических средств входит:

  • шасси;
  • кабина для водителя;
  • кузов;
  • осветительная мачта с прожекторами;
  • ЭСУ (электросиловая установка);
  • механизмы управления;
  • электроустройства;
  • комплекс ПТВ.

Пожарный штабной автомобиль

Осуществляет транспортировку ПТВ, пожарной команды и дополнительных устройств, позволяющих улучшить эффективность пожаротушения.

АПП-0,5-1,5 (ГАЗ-3302)-85ВР
Количество человек 5
Емкость цистерны для воды, м3 0,3
Емкость бака для пенообразователя, м3 0,03

Пожарный автомобиль связи и освещения

Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) осуществляют освещение места уничтожения огня, тем самым упрощая работу спасательного отряда, а также устанавливают связь с центральным пунктом пожарной связи.

В комплектацию такой техники входят:

  • базовое шасси;
  • стационарный генератор электронапряжения;
  • осветительные прожектора;
  • стационарные и переносные радиостанции;
  • телефонные аппараты;
  • выдвижная мачта.

Внимание! В более современные модели также устанавливают генераторы частоты, которые имеют автоматическое регулирование и изменение напряжения и величины нагрузки (например, АСО-20).

АСО-12
Шасси ГАЗ-66
Мощность стационарного генератора электронапряжения 12 кВТ
Радиус действия стационарных радиостанций 30 км
Радиус действия переносных радиостанций 2 км
Мощность прожекторов 1500 Вт

Автолестница

Пожарные автолестницы (АЛ) позволяют доставить к месту возгорания службы спасения, ПТВ и провести спасательные действия и пожаротушение на высоте.

Спасение людей при пожаре по автолестнице

Классификация видов АЛ:

  1. Телескопические (коленья соединяются телескопически).
  2. Коленчатые (коленья соединяются шарнирным способом).
  3. Коленчато-телескопические (коленья соединяются шарнирно-телескопическим способом).
Модель Шасси Количество мест Допустимая высота, м Вместимость люльки, кг Срок службы
АКП-35 (53213) ПМ-545А КамАЗ-53213 (6х4) 3 35 350 11 лет
АЛ-30 (131) ПМ-506Д ЗИЛ-131 (6х6) 3 30 нет 11 лет

Автоподъемник

Данная техника осуществляет доставку ПТВ и боевого расчета к месту возгорания, проведение эвакуации и работ по пожаротушению на высоте (от 30 м).

Применение автоподъемника допускается при температуре от –40 до +40 °C и влажности до 80%.

В конструкцию автоподъемника входит:

  • базовое шасси;
  • опорный механизм;
  • платформа;
  • поворотный механизм;
  • люлька;
  • стрела;
  • гидроустройство;
  • система управления;
  • водопенные механизмы;
  • ПТВ;
  • электроустройства.

Техобслуживание пожарных машин

Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.

Важно. На территории РФ порядок осуществления техобслуживания пожарных ТС регулирует Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».

Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:

  1. ЕТО (ежедневное ТО).
  2. Во время пожара.
  3. ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
  4. СО (сезонное ТО).

Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:

  • месяц;
  • 6 месяцев;
  • 12 месяцев;
  • по приказу руководства.

Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.

При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.

Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:

  1. Хорошая вентиляция в помещении.
  2. Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
  3. Обогрев в холодное время года.
  4. Обеспечение системы отвода газа.
  5. Подключение к выхлопному устройству ПА.

Пожарные автомобили, классификацию, типы и обозначения важно учитывать при техническом обслуживании, ведь каждая машина является уникальной. Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА.

Ассортимент используемого сотрудниками МЧС при тушении огня инвентаря огромен, стоит обратить внимание на лафетный ствол ЛС – С40У.

Оцените статью