- МДС 12-8.2007 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин
- СОДЕРЖАНИЕ
- 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
- 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
- 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
- 6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МАШИН, ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПРИ ТО-1, ТО-2 и ТО-3
- Расчет количества и трудоемкости работ по ремонту дорожно-строительных машин и автомобилей
МДС 12-8.2007 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ,
МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ
(ЦНИИОМТП)
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
МДС 12-8.2007
Рекомендации содержат положения о системе технического обслуживания и ремонта строительных машин, указания по планированию, организации и учету этих работ, а также типовые нормы периодичности, продолжительности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта.
При работе с Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств ( МДС 81-3.99) рекомендуется использовать в качестве исходных данных типовые нормы трудоемкости технического обслуживания и ремонта настоящих Рекомендаций.
Рекомендации предназначены для организаций, эксплуатирующих строительные машины и выполняющих их техническое обслуживание и ремонт, а также для проектных организаций, занимающихся вопросами планирования и организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.
Рекомендации способствуют выполнению основных требований ГОСТ 25646-95 «Эксплуатация строительных машин. Общие требования».
Рекомендации МДС 12-8.2007 являются переизданием МДС 12-8.2000 с изменениями и дополнениями.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МАШИН, ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПРИ ТО-1, ТО-2 и ТО-3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА МАШИНЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ТИПОВЫЕ НОРМЫ периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта строительных машин
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ распространяется на основные строительные машины, применяемые при строительстве (реконструкции, ремонте) жилых, общественных и производственных зданий.
2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
ГОСТ Р ИСО 9001-2001* Система менеджмента качества. Требования.
ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
ГОСТ 2.601-95*. ЕСКД. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 2.602-95*. ЕСКД. Ремонтные документы.
ГОСТ 15150-69* Машины, приборы и другие технические издания. Исполнения для различных климатических районов.
ГОСТ 25044-81. Техническая диагностика. Основные положения.
МДС 12-13.2003 Годовые режимы работы строительных машин.
МДС 32-21.2004. Сдача в ремонт и выдача из ремонта строительных машин
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Для обеспечения высокого уровня качества эксплуатации строительных машин строительные организации разрабатывают и внедряют согласно требованиям ГОСТ 25646-95 и с учетом рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9001-2001* систему управления качеством эксплуатации строительных машин (УКЭСМ).
Основой эксплуатации строительных машин (далее — машин) является их техническое обслуживание и ремонт.
3.2. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняют на основе диагностирования их технического состояния. Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонт машин разрабатывают и осуществляют с учетом эксплуатационной (по ГОСТ 2.601-95*) и ремонтной (по ГОСТ 2.602-95*) документации заводов-изготовителей, а также требований к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации, установленных государственными нормативно-техническими документами.
3.3. Согласно ГОСТ 25646-95 проводят следующие виды технического обслуживания:
а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО) в начале или после использования машины, выполняемое в течение смены;
б) техническое обслуживание (ТО), выполняемое через плановые периоды наработки;
в) сезонное обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в летний или зимний периоды.
Некоторым видам технического обслуживания (ТО) конкретных машин может присваиваться в зависимости от периодичности выполнения и состава работ порядковый номер: ТО-1 , ТО-2, ТО-3. В состав работ технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технических обслуживании, включая ежесменное.
3.4. В соответствии с ГОСТ 25646-95 выполняют ремонты двух типов: текущий (Т) и капитальный (К).
Текущий ремонт обеспечивает ресурс машины до очередного ремонта.
Капитальный ремонт обеспечивает полный или близкий к полному ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые.
3.5. Техническое диагностирование входит в состав технического обслуживания (ТО) и ремонта и обеспечивает их проведение по фактическому техническому состоянию машин.
При техническом диагностировании с помощью приборов измеряют диагностические параметры машины, составных частей, сборочных единиц и деталей.
В результате технического диагностирования прогнозируют техническое состояние машины и ее остаточный ресурс, принимают решение о ее дальнейшей эксплуатации или определяют потребность в техническом обслуживании и ремонте.
3.6. Настоящие Рекомендации содержат сводные данные о видах технического обслуживания и ремонта, периодичности их проведения для каждого вида и типа основных машин.
Типовые нормы трудоемкости и продолжительности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту разработаны на основе указаний по составу работ, содержащихся в эксплуатационной и ремонтной документации, а также фактических затрат труда и времени на эти работы в строительных организациях и на ремонтных предприятиях.
3.7. Периодичность технического обслуживания и ремонта устанавливается в часах наработки машин.
Наработку машин определяют по показаниям приборов-счетчиков. Наработку машин, не имеющих счетчиков, определяют по данным учета сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования.
3.8. Типовые нормы трудоемкости включают средние суммарные затраты труда в человеко-часах на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием машины.
3.9. Продолжительность технического обслуживания и ремонта — это затраты времени на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием машины и измеряемые в часах.
3.10. Типовые нормы трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний и текущих ремонтов машин определены на основе обработки статистических данных с учетом условий проведения работ на эксплуатационных базах, в организациях, эксплуатирующих смешанные парки с количеством машин 100 — 250 в центральной природно-климатической зоне России.
Типовые нормы трудоемкости и продолжительности капитальных ремонтов определены на основе обработки статистических данных и применительны к ремонтным предприятиям, ремонтирующим до 100 машин одной модели в год.
При условиях работ и программах технического обслуживания и ремонта, отличных от приведенных, нормы подлежат корректировке применительно к местным условиям строительной организации.
При количестве машин менее 100 и более 250 вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие и понижающие нормы до 1,1 раза.
При эксплуатации машин в северных и южных климатических районах по ГОСТ 15150-69* вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие и понижающие нормы до 1,2 раза.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
4.1. Строительные организации разрабатывают годовой план и месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта машин по ГОСТ 25646-95 .
Годовой план технического обслуживания и ремонта является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах, в производственных площадях ремонтных мастерских и профилакториев, в технологическом оборудовании, в передвижных средствах.
4.2. Количество технических обслуживании и ремонтов в планируемом году К определяется по формуле
, (1)
где НФ — фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации, ч;
Нп — планируемая наработка на расчетный год, ч;
Т — периодичность выполнения соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, ч;
КП — количество всех видов предшествующих технических обслуживании и ремонтов (при расчете капитального ремонта Кп равно нулю).
Планируемую наработку определяют по методическим указаниям МДС 12-13.2003.
Расчеты производят в следующей последовательности: капитальный ремонт, текущий ремонт, технические обслуживания (ТО-3, ТО-2, ТО-1).
4.3. Порядковый номер месяца, в котором должен производиться капитальный ремонт Км, определяют по формуле
. (2)
Если при расчете Км > 12, капитальный ремонт машины в этом году не планируется.
4.4. Месячным планом-графиком устанавливают дату технического обслуживания или ремонта и продолжительность простоя машины. Порядковый рабочий день месяца Д, в который начинается проведение технического обслуживания или ремонта машин, определяют по формуле
, (3)
где n — число рабочих дней в планируемом месяце;
НПМ — планируемая наработка на расчетный месяц, ч.
Если Д > n , соответствующий вид технического обслуживания или ремонта в этом месяце не проводят.
Для определения даты к Д добавляют число выходных дней, приходящихся на вычисленное число рабочих дней.
Примечание — Результаты расчетов по формулам (1) — (3) округляют до целых чисел в меньшую сторону.
4.5. При составлении месячных планов-графиков планируют равномерную загрузку дней в месяце. Для этого допускается корректировка периодичности в сторону увеличения или уменьшения.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА МАШИН
5.1. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняются строительной организацией на эксплуатационной базе или на местах использования машин с помощью передвижных средств.
5.2. Техническое обслуживание и ремонт организуют по системе УК ЭСМ, основой которой являются стандарты предприятия, устанавливающие порядок и организацию выполнения функций: планирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, технологической подготовки производства, материально-технического снабжения, метрологического обеспечения, подготовки и обучения кадров, информационного обеспечения, стимулирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, правового обеспечения.
5.3. Ежесменные технические обслуживания машин проводят машинисты.
Технические обслуживания (ТО), (СО) и текущие ремонты машин проводят специализированными бригадами (звеньями).
Техническое диагностирование машин организуют в соответствии с положениями ГОСТ 25044-81. Для выполнения работ по техническому диагностированию, как правило, комплектуют специальные звенья.
5.4. Слесарные и прочие работы по техническому обслуживанию и ремонту выполняют во взаимосвязи с диагностическими работами.
Диагностические работы выполняют, как правило, на специализированных участках диагностики, реже — на участках, совмещенных с другими работами по техническому обслуживанию.
Работы выполняют по следующей маршрутной технологии: уборочно-моечные работы, диагностические работы для определения технического состояния машины, далее — необходимые работы по техническому обслуживанию и ремонту, установленные в результате диагностики, затем — диагностические работы для оценки качества выполненного технического обслуживания и ремонта и определения ресурса машины.
Диагностические параметры машин, измеряемые и оцениваемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3, приведены в приложении 1.
5.5. Ремонт производится агрегатным методом. Необходимый для этого обменный фонд агрегатов создают как из новых, так и из восстановленных агрегатов.
5.6. Сдачу машин в ремонт на ремонтные предприятия и их приемку после ремонта проводят по методическим указаниям МДС 12-21-2004.
6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА МАШИН
6.1. Организации, эксплуатирующие машины, ведут учет их наработки в объеме, определяемом эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601-95.
6.2. При техническом диагностировании составляют диагностическую карту по форме приложения 2. В карте записывают результаты диагностирования, дают заключение о необходимом объеме и содержании работ по техническому обслуживанию и ремонту.
6.3. Выполненные плановые технические обслуживания и ремонты учитывают в журнале учета технического обслуживания и ремонта машин, а неплановые — в журнале учета работ по устранению неисправностей машин. Формы журналов заполняют по ГОСТ 25646-95 . Записи из журналов ежемесячно переносят в формуляры (паспорта) машин.
6.4. Порядок ведения учета и контроля технического обслуживания и ремонта машин в строительной организации устанавливается в стандартах системы УК ЭСМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МАШИН, ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПРИ ТО-1, ТО-2 и ТО-3
Расчет количества и трудоемкости работ по ремонту дорожно-строительных машин и автомобилей
Определение количества ремонтов ДСМ
Исходными данными для расчета ремонтных работ служат: количество техники, планируемые среднегодовые объёмы работ в количестве отработанных мотто-часов, наработка техники с начала эксплуатации или капитального ремонта, среднегодовой пробег автомобилей, структура ремонтной базы и перспективное направление её развития. На основе этих данных рассчитывают объёмы ремонтных работ, выявляют недостающие мощности в звеньях ремонтной базы.
Для того чтобы определить потребность предприятия в рабочей силе, оборудовании, в производственных площадях для технического обслуживания требуется знать состав парка дорожно-строительной техники. Потребность в техническом обслуживании и ремонтных мероприятиях определяется по наработке машин в количестве отработанных мотто-часов (для дорожно-строительных машин и тракторов, приведено в таблице 2.1).
Наработка дорожно-строительной техники и тракторов
Марка машины | Количество | Планируемая наработка на год | Наработка с начала эксплуатации или кр |
Тракторы | |||
К-701 | |||
К-703 | |||
ЛТЗ-55 | |||
Т-150 к | |||
МТЗ-82 | |||
Итого: | |||
Бульдозеры | |||
ДТ-75 | |||
Т-170 | |||
Итого: |
Продолжение таблицы 2.1
Автогрейдеры | |
ДЗ-180 | 2166,7 |
ДЗ-180А | 843,8 |
Итого: | 3010,5 |
Катки | |
ДУ-84 | |
Итого: | |
Экскаваторы | |
ЭО-5124 | |
ЭО-3323 | |
Итого: | |
Погрузчики | |
Л-34 | |
ТО-30 | |
Итого: |
Планируемая наработка за год и наработка с начала эксплуатации или капитального ремонта для автомобилей приведены в таблице 2.2.
Автомобили грузовые |
МАЗ-5551 |
МАЗ-5551 |
МАЗ-5551 |
ЗИЛ-130 |
ЗИЛ -131 |
ГАЗ-3307 |
ГАЗ-33023 |
Урал-375 |
Итого: |
Автомобили легковые |
УАЗ-3909 |
ГАЗ-3102 |
Итого: |
Продолжение таблицы 2.2
Марка машины | Количество | Планируемая наработка на год (км пробега) | Наработка с начала эксплуатации или К.Р. (км пробега) |
Автомобили легковые | |||
УАЗ-315142 | |||
ГАЗ-3102 | |||
Итого: |
Расчет количества и трудоемкости работ по ремонту дорожно-строительных машин и автомобилей
Для дорожно-строительной техники определяется общее количество капитальных и текущих ремонтов. Для автомобилей планируются только капитальные ремонты. Текущие ремонты автомобилей проводят по заявкам и обычно одновременно с очередным ТО-2, поэтому число текущих ремонтов не определяют.
Количество капитальных ремонтов по каждому виду техники определяется по формуле:
(2.1)
где — наработка с начала эксплуатации или капитального ремонта;
— планируемая годовая наработка трактора, автомобиля;
Проведем расчет количества капитальных ремонтов на примере автогрейдера ДЗ-180А:
Трудоемкость капитальных ремонтов машин рассчитывается по формуле:
(2.2)
где — трудоемкость 1-го капитального ремонта данной марки, чел-ч.
Для ДЗ-180А: ТКР = 0 · 560 =0 чел.-ч.
Текущие ремонты техники проводятся по необходимости и заранее не планируются. Через 1000 мото-часов наработки проверяется техническое состояние машин и при необходимости он направляется в ремонт. Для дорожно-строительных машин определяем количество плановых текущих ремонтов.
Количество текущих ремонтов по каждому тракторам и дорожной технике определяется по формуле:
где — наработка машины с последнего текущего ремонта.
Для ДЗ-180А:
Принимаем NТР = 1
Суммарная трудоемкость текущего ремонта машин, в чел.-ч, рассчитывается по формуле
(2.3)
где — удельная трудоемкость текущего ремонта машин
-ой марки,
N – количество машин данной марки;
Формула (2.3) подходит только для определения трудоемкости текущих ремонтов у автомобилей и тракторов. Для определения трудоемкости у дорожно-строительной техники используют формулу:
Для ДЗ-180А: чел.-ч.
Рассчитаем количество капитальных ремонтов и трудоемкости для автомобилей на примере МАЗ-5551:
Трудоемкость капитальных ремонтов :
Суммарная трудоемкость текущего ремонта :
чел.-ч.
Для остального состава техники рассчитываем аналогично. Результаты сводим в таблицу 2.3.
Расчет трудоемкости капитальных и текущихремонтов ДСТ, тракторов и автомобилей
Марка машины | Колличество ремонтов | Трудоемкость ремонтов | |
капитальных | текущих | капитальных | текущих |
Тракторы | |||
К-701 | |||
К-703 | |||
ЛТЗ-55 | |||
Т-150 к | |||
МТЗ-82 | |||
Итого: | |||
Бульдозеры | |||
ДТ-75 | |||
Т-170 | |||
Итого: | |||
Автомобили грузовые | |||
МАЗ-5551 | |||
МАЗ-5551 | |||
МАЗ-5551 | |||
ЗИЛ-130 |
Продолжение таблицы 2.3
ЗИЛ -131 |
ГАЗ-3307 |
ГАЗ-33023 |
Урал-375 |
Итого: |
Автомобили легковые |
УАЗ-3741 |
ГАЗ-3102 |
Итого: |
Автогрейдеры |
ДЗ-180 |
ДЗ-180А |
Итого: |
Катки |
ДУ-84 |
Итого: |
Экскаваторы |
ЭО-5124 |
ЭО-3323 |
Итого: |
Погрузчики |
Л-34 |
ТО-30 |
Итого: |
2.3. Составление годового плана-графика проведения ремонтов ДСМ и автомобилей.
Определив программу ремонта ДСМ и автомобилей, составляется план-график проведения ремонтных работ на предприятии. План-график составляется в виде таблицы. В левой части графика записываются марки машин, подлежащих ремонту, называется вид ремонта, количество ремонтов, трудоёмкость одного ремонта и общая трудоёмкость. Подсчитывается общая трудоёмкость на ремонт ДСМ и автомобилей и работ за каждый месяц. Затем от общей трудоёмкости в процентном отношении определяется объём дополнительных работ, которое записывается в план-график ниже основных работ и распределяется по месяцам с учётом более равномерной загрузки мастерской.
На графике производится распределение количества ремонтов и их трудоёмкости по месяцам. При этом сроки капитального ремонта ДСМ и автомобилей необходимо планировать после выработки межремонтного ресурса и с учётом занятости их на производстве. Трудоёмкость текущих ремонтов ДСМ и автомобилей необходимо планировать на время подготовки машин к техосмотру, работам по укладке асфальта и в периоды работы машин, когда у них приходится устранять отказы и неисправности и выполнять ремонтные работы при проведении ТО и диагностирования.
Кроме планирования работ, связанных с выполнением ремонта машин, в РММ разрабатывается и программа дополнительных работ. К ним относятся работы по изготовлению деталей, ремонту оборудования и инструмента. Дополнительные виды работ так же распределяются по месяцам года; ремонт оборудования ремонтной мастерской, изготовление приспособлений и инструмента лучше планировать в те периоды, когда мастерская недогружена. Восстановлением и изготовлением деталей в мастерской занимаются в течении всего года, соответственно и трудоёмкость этих работ планируется на каждый месяц.
В предприятии ГПКО «Чухломское ДЭП-11» не проводят полноценного капитального ремонта. Проводят лишь отдельные виды ремонта предусмотренные требованиями на капитальный ремонт например, замена поршневой и коленвалов в двигателях. По этой причине при составлении план-графика учитываем только количество и трудоемкость лишь текущего ремонта.