Трудоемкость ремонта строительных машин

МДС 12-8.2007 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ,
МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ
(ЦНИИОМТП)

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

МДС 12-8.2007

Рекомендации содержат положения о системе технического обслуживания и ремонта строительных машин, указания по планированию, организации и учету этих работ, а также типовые нормы периодичности, продолжительности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта.

При работе с Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств ( МДС 81-3.99) рекомендуется использовать в качестве исходных данных типовые нормы трудоемкости технического обслуживания и ремонта настоящих Рекомендаций.

Рекомендации предназначены для организаций, эксплуатирующих строительные машины и выполняющих их техническое обслуживание и ремонт, а также для проектных организаций, занимающихся вопросами планирования и организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.

Рекомендации способствуют выполнению основных требований ГОСТ 25646-95 «Эксплуатация строительных машин. Общие требования».

Рекомендации МДС 12-8.2007 являются переизданием МДС 12-8.2000 с изменениями и дополнениями.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН

6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МАШИН, ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПРИ ТО-1, ТО-2 и ТО-3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА МАШИНЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ТИПОВЫЕ НОРМЫ периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта строительных машин

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ распространяется на основные строительные машины, применяемые при строительстве (реконструкции, ремонте) жилых, общественных и производственных зданий.

2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

ГОСТ Р ИСО 9001-2001* Система менеджмента качества. Требования.

ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.

ГОСТ 2.601-95*. ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 2.602-95*. ЕСКД. Ремонтные документы.

ГОСТ 15150-69* Машины, приборы и другие технические издания. Исполнения для различных климатических районов.

ГОСТ 25044-81. Техническая диагностика. Основные положения.

МДС 12-13.2003 Годовые режимы работы строительных машин.

МДС 32-21.2004. Сдача в ремонт и выдача из ремонта строительных машин

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Для обеспечения высокого уровня качества эксплуатации строительных машин строительные организации разрабатывают и внедряют согласно требованиям ГОСТ 25646-95 и с учетом рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9001-2001* систему управления качеством эксплуатации строительных машин (УКЭСМ).

Основой эксплуатации строительных машин (далее — машин) является их техническое обслуживание и ремонт.

3.2. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняют на основе диагностирования их технического состояния. Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонт машин разрабатывают и осуществляют с учетом эксплуатационной (по ГОСТ 2.601-95*) и ремонтной (по ГОСТ 2.602-95*) документации заводов-изготовителей, а также требований к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации, установленных государственными нормативно-техническими документами.

3.3. Согласно ГОСТ 25646-95 проводят следующие виды технического обслуживания:

а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО) в начале или после использования машины, выполняемое в течение смены;

б) техническое обслуживание (ТО), выполняемое через плановые периоды наработки;

в) сезонное обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в летний или зимний периоды.

Некоторым видам технического обслуживания (ТО) конкретных машин может присваиваться в зависимости от периодичности выполнения и состава работ порядковый номер: ТО-1 , ТО-2, ТО-3. В состав работ технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технических обслуживании, включая ежесменное.

3.4. В соответствии с ГОСТ 25646-95 выполняют ремонты двух типов: текущий (Т) и капитальный (К).

Текущий ремонт обеспечивает ресурс машины до очередного ремонта.

Капитальный ремонт обеспечивает полный или близкий к полному ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые.

Читайте также:  Инжекторный двигатель белым дымом

3.5. Техническое диагностирование входит в состав технического обслуживания (ТО) и ремонта и обеспечивает их проведение по фактическому техническому состоянию машин.

При техническом диагностировании с помощью приборов измеряют диагностические параметры машины, составных частей, сборочных единиц и деталей.

В результате технического диагностирования прогнозируют техническое состояние машины и ее остаточный ресурс, принимают решение о ее дальнейшей эксплуатации или определяют потребность в техническом обслуживании и ремонте.

3.6. Настоящие Рекомендации содержат сводные данные о видах технического обслуживания и ремонта, периодичности их проведения для каждого вида и типа основных машин.

Типовые нормы трудоемкости и продолжительности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту разработаны на основе указаний по составу работ, содержащихся в эксплуатационной и ремонтной документации, а также фактических затрат труда и времени на эти работы в строительных организациях и на ремонтных предприятиях.

3.7. Периодичность технического обслуживания и ремонта устанавливается в часах наработки машин.

Наработку машин определяют по показаниям приборов-счетчиков. Наработку машин, не имеющих счетчиков, определяют по данным учета сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования.

3.8. Типовые нормы трудоемкости включают средние суммарные затраты труда в человеко-часах на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием машины.

3.9. Продолжительность технического обслуживания и ремонта — это затраты времени на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием машины и измеряемые в часах.

3.10. Типовые нормы трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний и текущих ремонтов машин определены на основе обработки статистических данных с учетом условий проведения работ на эксплуатационных базах, в организациях, эксплуатирующих смешанные парки с количеством машин 100 — 250 в центральной природно-климатической зоне России.

Типовые нормы трудоемкости и продолжительности капитальных ремонтов определены на основе обработки статистических данных и применительны к ремонтным предприятиям, ремонтирующим до 100 машин одной модели в год.

При условиях работ и программах технического обслуживания и ремонта, отличных от приведенных, нормы подлежат корректировке применительно к местным условиям строительной организации.

При количестве машин менее 100 и более 250 вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие и понижающие нормы до 1,1 раза.

При эксплуатации машин в северных и южных климатических районах по ГОСТ 15150-69* вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие и понижающие нормы до 1,2 раза.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

4.1. Строительные организации разрабатывают годовой план и месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта машин по ГОСТ 25646-95 .

Годовой план технического обслуживания и ремонта является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах, в производственных площадях ремонтных мастерских и профилакториев, в технологическом оборудовании, в передвижных средствах.

4.2. Количество технических обслуживании и ремонтов в планируемом году К определяется по формуле

, (1)

где НФ — фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации, ч;

Нп — планируемая наработка на расчетный год, ч;

Т — периодичность выполнения соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, ч;

КП — количество всех видов предшествующих технических обслуживании и ремонтов (при расчете капитального ремонта Кп равно нулю).

Планируемую наработку определяют по методическим указаниям МДС 12-13.2003.

Расчеты производят в следующей последовательности: капитальный ремонт, текущий ремонт, технические обслуживания (ТО-3, ТО-2, ТО-1).

4.3. Порядковый номер месяца, в котором должен производиться капитальный ремонт Км, определяют по формуле

. (2)

Если при расчете Км > 12, капитальный ремонт машины в этом году не планируется.

4.4. Месячным планом-графиком устанавливают дату технического обслуживания или ремонта и продолжительность простоя машины. Порядковый рабочий день месяца Д, в который начинается проведение технического обслуживания или ремонта машин, определяют по формуле

, (3)

где n — число рабочих дней в планируемом месяце;

НПМ — планируемая наработка на расчетный месяц, ч.

Если Д > n , соответствующий вид технического обслуживания или ремонта в этом месяце не проводят.

Для определения даты к Д добавляют число выходных дней, приходящихся на вычисленное число рабочих дней.

Примечание — Результаты расчетов по формулам (1) — (3) округляют до целых чисел в меньшую сторону.

Читайте также:  Замена опор двигателя ниссан микра

4.5. При составлении месячных планов-графиков планируют равномерную загрузку дней в месяце. Для этого допускается корректировка периодичности в сторону увеличения или уменьшения.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА МАШИН

5.1. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняются строительной организацией на эксплуатационной базе или на местах использования машин с помощью передвижных средств.

5.2. Техническое обслуживание и ремонт организуют по системе УК ЭСМ, основой которой являются стандарты предприятия, устанавливающие порядок и организацию выполнения функций: планирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, технологической подготовки производства, материально-технического снабжения, метрологического обеспечения, подготовки и обучения кадров, информационного обеспечения, стимулирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, правового обеспечения.

5.3. Ежесменные технические обслуживания машин проводят машинисты.

Технические обслуживания (ТО), (СО) и текущие ремонты машин проводят специализированными бригадами (звеньями).

Техническое диагностирование машин организуют в соответствии с положениями ГОСТ 25044-81. Для выполнения работ по техническому диагностированию, как правило, комплектуют специальные звенья.

5.4. Слесарные и прочие работы по техническому обслуживанию и ремонту выполняют во взаимосвязи с диагностическими работами.

Диагностические работы выполняют, как правило, на специализированных участках диагностики, реже — на участках, совмещенных с другими работами по техническому обслуживанию.

Работы выполняют по следующей маршрутной технологии: уборочно-моечные работы, диагностические работы для определения технического состояния машины, далее — необходимые работы по техническому обслуживанию и ремонту, установленные в результате диагностики, затем — диагностические работы для оценки качества выполненного технического обслуживания и ремонта и определения ресурса машины.

Диагностические параметры машин, измеряемые и оцениваемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3, приведены в приложении 1.

5.5. Ремонт производится агрегатным методом. Необходимый для этого обменный фонд агрегатов создают как из новых, так и из восстановленных агрегатов.

5.6. Сдачу машин в ремонт на ремонтные предприятия и их приемку после ремонта проводят по методическим указаниям МДС 12-21-2004.

6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА МАШИН

6.1. Организации, эксплуатирующие машины, ведут учет их наработки в объеме, определяемом эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601-95.

6.2. При техническом диагностировании составляют диагностическую карту по форме приложения 2. В карте записывают результаты диагностирования, дают заключение о необходимом объеме и содержании работ по техническому обслуживанию и ремонту.

6.3. Выполненные плановые технические обслуживания и ремонты учитывают в журнале учета технического обслуживания и ремонта машин, а неплановые — в журнале учета работ по устранению неисправностей машин. Формы журналов заполняют по ГОСТ 25646-95 . Записи из журналов ежемесячно переносят в формуляры (паспорта) машин.

6.4. Порядок ведения учета и контроля технического обслуживания и ремонта машин в строительной организации устанавливается в стандартах системы УК ЭСМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МАШИН, ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПРИ ТО-1, ТО-2 и ТО-3

Расчет количества и трудоемкости работ по ремонту дорожно-строительных машин и автомобилей

Определение количества ремонтов ДСМ

Исходными данными для расчета ремонтных работ служат: количество техники, планируемые среднегодовые объёмы работ в количестве отработанных мотто-часов, наработка техники с начала эксплуатации или капитального ремонта, среднегодовой пробег автомобилей, структура ремонтной базы и перспективное направление её развития. На основе этих данных рассчитывают объёмы ремонтных работ, выявляют недостающие мощности в звеньях ремонтной базы.

Для того чтобы определить потребность предприятия в рабочей силе, оборудовании, в производственных площадях для технического обслуживания требуется знать состав парка дорожно-строительной техники. Потребность в техническом обслуживании и ремонтных мероприятиях определяется по наработке машин в количестве отработанных мотто-часов (для дорожно-строительных машин и тракторов, приведено в таблице 2.1).

Наработка дорожно-строительной техники и тракторов

Марка машины Количество Планируемая наработка на год Наработка с начала эксплуатации или кр
Тракторы
К-701
К-703
ЛТЗ-55
Т-150 к
МТЗ-82
Итого:
Бульдозеры
ДТ-75
Т-170
Итого:

Продолжение таблицы 2.1

Автогрейдеры
ДЗ-180 2166,7
ДЗ-180А 843,8
Итого: 3010,5
Катки
ДУ-84
Итого:
Экскаваторы
ЭО-5124
ЭО-3323
Итого:
Погрузчики
Л-34
ТО-30
Итого:

Планируемая наработка за год и наработка с начала эксплуатации или капитального ремонта для автомобилей приведены в таблице 2.2.

Автомобили грузовые
МАЗ-5551
МАЗ-5551
МАЗ-5551
ЗИЛ-130
ЗИЛ -131
ГАЗ-3307
ГАЗ-33023
Урал-375
Итого:
Автомобили легковые
УАЗ-3909
ГАЗ-3102
Итого:
Читайте также:  Предназначение шин для грузовых автомобилей

Продолжение таблицы 2.2

Марка машины Количество Планируемая наработка на год (км пробега) Наработка с начала эксплуатации или К.Р. (км пробега)
Автомобили легковые
УАЗ-315142
ГАЗ-3102
Итого:

Расчет количества и трудоемкости работ по ремонту дорожно-строительных машин и автомобилей

Для дорожно-строительной техники определяется общее количество капитальных и текущих ремонтов. Для автомобилей планируются только капитальные ремонты. Текущие ремонты автомобилей проводят по заявкам и обычно одновременно с очередным ТО-2, поэтому число текущих ремонтов не определяют.

Количество капитальных ремонтов по каждому виду техники определяется по формуле:

(2.1)

где — наработка с начала эксплуатации или капитального ремонта;

— планируемая годовая наработка трактора, автомобиля;

Проведем расчет количества капитальных ремонтов на примере автогрейдера ДЗ-180А:

Трудоемкость капитальных ремонтов машин рассчитывается по формуле:

(2.2)

где — трудоемкость 1-го капитального ремонта данной марки, чел-ч.

Для ДЗ-180А: ТКР = 0 · 560 =0 чел.-ч.

Текущие ремонты техники проводятся по необходимости и заранее не планируются. Через 1000 мото-часов наработки проверяется техническое состояние машин и при необходимости он направляется в ремонт. Для дорожно-строительных машин определяем количество плановых текущих ремонтов.

Количество текущих ремонтов по каждому тракторам и дорожной технике определяется по формуле:

где — наработка машины с последнего текущего ремонта.

Для ДЗ-180А:

Принимаем NТР = 1

Суммарная трудоемкость текущего ремонта машин, в чел.-ч, рассчитывается по формуле

(2.3)

где — удельная трудоемкость текущего ремонта машин -ой марки,

N – количество машин данной марки;

Формула (2.3) подходит только для определения трудоемкости текущих ремонтов у автомобилей и тракторов. Для определения трудоемкости у дорожно-строительной техники используют формулу:

Для ДЗ-180А: чел.-ч.

Рассчитаем количество капитальных ремонтов и трудоемкости для автомобилей на примере МАЗ-5551:

Трудоемкость капитальных ремонтов :

Суммарная трудоемкость текущего ремонта :

чел.-ч.

Для остального состава техники рассчитываем аналогично. Результаты сводим в таблицу 2.3.

Расчет трудоемкости капитальных и текущихремонтов ДСТ, тракторов и автомобилей

Марка машины Колличество ремонтов Трудоемкость ремонтов
капитальных текущих капитальных текущих
Тракторы
К-701
К-703
ЛТЗ-55
Т-150 к
МТЗ-82
Итого:
Бульдозеры
ДТ-75
Т-170
Итого:
Автомобили грузовые
МАЗ-5551
МАЗ-5551
МАЗ-5551
ЗИЛ-130

Продолжение таблицы 2.3

ЗИЛ -131
ГАЗ-3307
ГАЗ-33023
Урал-375
Итого:
Автомобили легковые
УАЗ-3741
ГАЗ-3102
Итого:
Автогрейдеры
ДЗ-180
ДЗ-180А
Итого:
Катки
ДУ-84
Итого:
Экскаваторы
ЭО-5124
ЭО-3323
Итого:
Погрузчики
Л-34
ТО-30
Итого:

2.3. Составление годового плана-графика проведения ремонтов ДСМ и автомобилей.

Определив программу ремонта ДСМ и автомобилей, составляется план-график проведения ремонтных работ на предприятии. План-график составляется в виде таблицы. В левой части графика записываются марки машин, подлежащих ремонту, называется вид ремонта, количество ремонтов, трудоёмкость одного ремонта и общая трудоёмкость. Подсчитывается общая трудоёмкость на ремонт ДСМ и автомобилей и работ за каждый месяц. Затем от общей трудоёмкости в процентном отношении определяется объём дополнительных работ, которое записывается в план-график ниже основных работ и распределяется по месяцам с учётом более равномерной загрузки мастерской.

На графике производится распределение количества ремонтов и их трудоёмкости по месяцам. При этом сроки капитального ремонта ДСМ и автомобилей необходимо планировать после выработки межремонтного ресурса и с учётом занятости их на производстве. Трудоёмкость текущих ремонтов ДСМ и автомобилей необходимо планировать на время подготовки машин к техосмотру, работам по укладке асфальта и в периоды работы машин, когда у них приходится устранять отказы и неисправности и выполнять ремонтные работы при проведении ТО и диагностирования.

Кроме планирования работ, связанных с выполнением ремонта машин, в РММ разрабатывается и программа дополнительных работ. К ним относятся работы по изготовлению деталей, ремонту оборудования и инструмента. Дополнительные виды работ так же распределяются по месяцам года; ремонт оборудования ремонтной мастерской, изготовление приспособлений и инструмента лучше планировать в те периоды, когда мастерская недогружена. Восстановлением и изготовлением деталей в мастерской занимаются в течении всего года, соответственно и трудоёмкость этих работ планируется на каждый месяц.

В предприятии ГПКО «Чухломское ДЭП-11» не проводят полноценного капитального ремонта. Проводят лишь отдельные виды ремонта предусмотренные требованиями на капитальный ремонт например, замена поршневой и коленвалов в двигателях. По этой причине при составлении план-графика учитываем только количество и трудоемкость лишь текущего ремонта.

Оцените статью