Травмы при ремонте машин

Техника безопасности при ремонте автомобилей

Перед началом работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, рабочий должен переодеть рабочую форму одежды. Причем обшлага рукавов должны быть застёгнуты, на голову одет головной убор. На наги одеты ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или деталей. Одежда хранится в специальном шкафу. Входить в этой одежде в общественные места и жилые помещения запрещается.
Перед началом работы под автомобилем, установленном на посту технического обслуживания, на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости.
При любых работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей-самосвалов с поднятым кузовом необходимо ставить упоры, предохраняющие кузов от самовольного опускания. Работать не выполнив этого требования категорически запрещается.
Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курит и не зажигать и не пользоваться открытым огня.
Шиномонтажные работы необходимо выполнять только в установленных местах, строго соблюдать правила техники безопасности. Накачивать смонтированную шину воздухом обязательно в ограждении, предохраняющем от ушиба при срыве замочного кольца.
Тормозную систему проверять на специально отведённой площадке.
При работе с бензином и охлаждающей жидкостью необходимо
помнить, что бензин – это огнеопасное вещество. Особую осторожность нужно соблюдать с тарой, так как при соприкосновении с открытым огнём, имеющиеся в таре пары бензина воспламеняются и вызывают взрыв. Содержащийся тетраэтил свинец в бензине является сильным ядом. В случае попадания этилированного бензина на кожу необходимо это место промыть вначале керосином, а затем тёплой водой с мылом.
Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче – смазочные материалы необходимо сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками после чего его удаляют.
Рабочее место слесаря по ремонту автомобилей должно быть достаточно освещено. Но освещение должно быть расположено таким образом, чтобы не ослеплял рабочего.
Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Запрещается использовать молотки с трещинами на рукоятках, зубила со сколами и т.д.
Во время разборки и сборки узлов, агрегатов следует применять специальные ключи и съёмники. Трудно отворачиваемые гайки нужно сначала смочить керосином а затем отвернуть ключом.
Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Обтирочные материалы следует убирать в специально отведённый металлический ящик, с плотно закрывающейся крышкой, а по окончанию работы выносить в отведённые места для мусора.
Помещения должно иметь вентиляцию общую вентиляцию.

В помещениях для стоянки, ремонта и технического обслуживания
автомобилей должны быть установлены огнетушители согласно установленных норм. В помещении должны оборудоваться пожарными щитами на котором находится ведро, багор, топор. Кроме того, должны быть предусмотрены ящики с сухим песком, у каждого ящика должна находиться лопата. При возникновении пожара необходимо сообщить об этом по телефону 101 и приступить к тушению пожара.

Читайте также:  Материал используемый для шумоизоляции автомобиля

Некоторые вопросы безопасности при ремонте собственного автомобиля

Транспортные средства могут представлять повышенную опасность не только во время эксплуатации, но и при ремонте. Требования безопасности предъявляют к каждому автомобилисту без условия наличия у него навыков устранения неисправностей машины. Конечно, устройство современного автомобиля довольно сложное. Соответственно, повышено требование к знаниям «ездока».

В нем есть узлы и детали, которые предъявляют особые требования к квалификации специалиста при обращении с собой. При этом большинство составных частей могут быть отремонтированы или заменены собственными силами.

К сожалению, зачастую во время этих мероприятий люди по незнанию или в результате собственной беспечности нарушают элементарные требования защиты своего здоровья. Это приводит к его нарушениям разной степени тяжести.

  • Травмы: царапины, ушибы, переломы, вывихи и другие повреждения.
  • Ожоги химические, открытым пламенем или горячими предметами.
  • Отравления путем вдыхания паров отравляющих веществ или заглатыванием их в жидком состоянии.
  • Поражение электрическим током.

Все эти состояния могут вызывать чувство легкого недомогания, тяжелые страдания, а порой приводить к смерти человека. Поэтому необходимо знать и соблюдать меры предосторожности во время ремонта автомобиля.

Помещение

Если починка автомобиля проводится в замкнутом пространстве, то необходима его достаточная вентиляция. Иногда нужен запуск двигателя. В результате выделяется угарный газ. Он должен выводиться наружу принудительным способом вентилирования. Все место должно быть чистым. Без луж воды, бензина или смазочных веществ.

Имеются требования к температуре среды внутри помещения. Она должна быть комфортной. В натопленных гаражах существенно увеличивается вероятность отравления летучими ядами и быстрая потеря сознания. Холод может сильно исказить показатели некоторых измерительных приборов.

Помещение в целях безопасности работ должно быть достаточно освещено. Желательно использовать источники, близкие по характеристикам к дневному свету. При хорошем освещении видны самые мелкие детали, но глаза мастера не подвергаются ослеплению излишней яркостью. Лучше, если установлены несколько осветительных приборов с возможностью изменения направления лучей.

Обязательно наличие стеллажей, где можно удобно и аккуратно разместить инструменты и запасные детали. Обязательно наличие короба с песком и огнетушителя с функцией пенообразования. Можно дополнить противопожарный инвентарь куском чистого брезента, достаточного для укрытия тела человека.

Очень важно наличие в гараже емкости с чистой водой для промывки ран или смыва агрессивных жидкостей с кожи. Для манипуляций при первой помощи должна быть на видном месте расположена медицинская аптечка. Лучше, если это будет отдельный навесной шкафчик с постоянно обновляемым содержимым.

Средства защиты работников

Приступать к ремонту автомобиля в одежде для повседневной носки не рекомендуется. Есть определенные требования к экипировке автослесаря. Комплект должен представлять собой предметы одежды, прилегающие к телу, но дающие ему хорошую свободу действий. Это увеличит безопасность работ.

Отвисших излишков ткани, болтающихся свободно концов лямок или шнуров быть не должно. Их может легко намотать на какой-нибудь вращающийся элемент. Но и облегания добиваться не стоит. Должна сохраняться возможность быстрого скидывания с тела внезапно загоревшегося элемента костюма.

При ремонте автомобиля осуществляется контакт кожных покровов с металлом и опасными в химическом отношении жидкостями. Поэтому работать следует в специальных перчатках из плотной ткани, а в некоторых случаях из резины. Например, при изготовлении электролита, где подразумевается контакт с кислотой.

Читайте также:  Как поменять машину euro truck

Для многих видов требования безопасности предполагают защиту глаз специальными очками, органов дыхания респиратором, а барабанных перепонок берушами. Иногда для защиты тела надевают прорезиненный фартук.

Техническое обеспечение работ

Желательно иметь в помещении небольшую лебедку для демонтажа тяжелых агрегатов. Обязательно наличие набора необходимых инструментов. Хорошо, если у них рукоятки покрыты резиной. Это не дает им скользить в руке, следовательно, работать проще и легче. Их функциональные поверхности не должны быть изношены.

Электроинструмент надо использовать исправный. Для безопасности его провода необходимо располагать на подвесах так, чтобы они не касались поверхности пола. Обязателен стол с установленными на нем тисками. И несколько небольших столиков на колесиках, куда будет удобно складывать детали и инструменты.

Удобный лежак, используемый автолюбителем при ремонте автомобиля, тоже имеет смысл оборудовать небольшими колесиками. Так намного удобнее попадать под автомобиль и выбираться из-под него. Комплектация гаража другими видами оборудования зависит от частоты ремонтных работ автомобиля и профессионализма самого хозяина.

Все мелкие детали нужно разложить по жестяным банкам и хранить на стеллаже. Всегда пригодится запас ветоши в отдельном ящике. А вот то, что некоторые автовладельцы буквально начиняют свои гаражи сосудами с воспламеняющимися жидкостями, не зная меры, грозит катастрофическими последствиями.

Сгорит техника не только виновника, который не соблюдал требования пожарных служб, но и соседей. Ведь зачастую ремонт автомобиля производится в одном из боксов гаражного кооператива. Хотя это противоречит правилам.

Безопасность самого процесса

Ремонтные работы проводятся только обездвиженного транспортного средства. Для этого надо зафиксировать его ручным тормозом и включить минимальную передачу. Колеса с обеих сторон надежно подпереть чурками или специальными ограничителями движения. В пути на обочине для этого использовать камни, а под домкрат для устойчивости на почве подложить дощечки.

Если планируется нахождение человека под днищем машины, то под приподнятый край подкладывают одно на другое два колеса. Лучше при подобном ремонте использовать эстакаду. Но при въезде на нее необходима посторонняя помощь, чтобы контролировать движение автомобиля по полозьям. Иногда машины падают.

Многие виды ремонта могут осуществляться без участия электрической системы машины. В этом случае аккумулятор безопаснее снять до устранения поломки. Перед планируемой заменой масла надо дать время ему остыть. Не стоит полагаться на температуру пробки. Она гораздо холоднее масла, от которого можно получить тяжелые ожоги.

Слив любой отработавшей свой срок жидкости требует предельной осторожности и внимания. Ведь помимо того, что многие из них изначально являются опасными, после срока службы они накапливают в себе много вредных веществ и становятся сущим ядом. Поэтому пролитые составы требуют немедленного удаления.

Требования при ремонте узлов автомобиля, содержащих какую-либо жидкость, гласят о том, что она перед демонтажем должна быть слита полностью. Только после этого можно снимать агрегат и нести его на стол для починки. Отработанные составы утилизируются незамедлительно по установленным правилам.

Хранению не подлежат даже на непродолжительный срок. В процессе ремонта автомобиля нельзя разбрасывать инструменты на порогах, корпусе или внутри него. Для них предназначено место на передвижном столике.

Читайте также:  Ремонт плат управления автомобиля

Все эти нехитрые требования помогут новичку и знатоку сохранить не только свое здоровье, но и безопасность окружающих.

Производственный травматизм при ремонте и обслуживании транспортных средств

По данным Департамента госинспекции труда, за прошедший 2010 год в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых четверо работников погибли.
Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что наиболее распространенными их причинами явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда (29 % от общего количества причин; по несчастным случаям со смертельным исходом этот показатель составил 50 %). Почти в 60 % случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.
Обращает на себя внимание и тот факт, что зачастую обстоятельства, приведшие к травмированию работников, имели схожий характер.
В результате производства шиномонтажных работ произошло 7 случаев производственного травматизма с тяжелыми последствиями.
Неиспользование специальных упоров, подставок (козелков) при ремонте транспортных средств привело к 6 несчастным случаям с тяжелыми последствиями (два человека погибло). Так, при проведении работ по замене уплотнительного кольца гидрораспределителя под поднятым ковшом погрузчика без установки упора на гидроцилиндр стрелы (установки стрелы погрузочного оборудования на транспортный упор) в результате снижения давления и опускания стрелы был зажат и смертельно травмирован водитель погрузчика ДЭП Лидского городского УП ЖКХ. Аналогичные обстоятельства привели к тяжелой травме работника филиала «ДЭУ №10 РУП «Минскавтодор-Центр».
Падение транспортных средств, вывешенных на случайных подставках, привело к тяжелым травмам работников СПК «Новоселки-Лучай», КСУП «Им. Володарского» Кормянского района, УП «Столбцовское объединение коммунальных служб». Использование в качестве подставки под вывешенный автомобиль только одного домкрата, без установки специальной подставки (козелка), явилось причиной гибели водителя ЧТЭУП «ТрансТат».
Следует также отметить, что зачастую работниками и должностными лицами организаций игнорируется и такое, казалось бы, всем понятное требование безопасности, как использование средств защиты глаз при работе с ударными инструментами. Вместе с тем, нарушение указанных требований безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств привело в 2010 году к травмированию 4 работников. При этом в трех из четырех случаев в ходе расследования была установлена вина нанимателя.
Приведенный анализ несчастных случаев на производстве свидетельствует о том, что нанимателями не принимается должных мер по обеспечению безусловного выполнения требований безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Допускаются случаи халатного отношения к организации и производству указанных работ как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих работников. Особенно остро, как видно из вышеизложенного, эта проблема стоит в сельском хозяйстве. В 40 процентах несчастных случаев происшедших при выполнении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств были травмированы работники сельскохозяйственных организаций.
На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма предлагается руководителям предприятий, организаций и учреждений выполнять все требования правил техники безопасности, утвержденные постановлениями Министерств и ведомств, которые касаются охраны труда.

С. Егеров,
главный специалист управления по труду,
занятости и социальной защите райисполкома

Оцените статью