Ценовая политика устанавливается индивидуально после первичного обращения и зависит от сложности, вопросов, разрешаемых при исследовании, а также от количества специалистов, необходимых для привлечения к производству экспертных исследований.
Мы предоставляем скидки на проведение экспертиз и исследований следующей категории граждан:
Инвалидам, пенсионерам, ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям России, студентам, действующим военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, многодетным матерям и иным слоям населения по усмотрению руководства Центра.
Постоянным клиентам центр предоставляет систему скидок, а также специальные программы на проведение экспертиз и исследований.
Подробную информацию о стоимости проведения экспертиз и исследований и возможности предоставлении скидок Вы можете уточнить у наших специалистов.
1
+7 (916) 146-22-01
2
+7 (499) 390-97-03
3
info@sumedx.ru
4
08.00-22.00
5
Россия, Москва, 119435, ул, Россолимо, д. 17.
Руководитель отдела судебно-медицинской экспертизы Пиголкин Юрий Иванович. Профессор член-корреспондент РАН
Автомобильная травма и ее виды. Механизм образования и особенности повреждений при основных видах автомобильной травмы.
Автомобильная травма – это повреждения, причиняемые пешеходу, водителю или пассажиру в связи с движением автотранспортных средств. Смертность от автотравмы, по статистическим данным наиболее технически развитых стран, стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
Особенности автомобильной травмы определяются многообразием способов ее причинения и сложностью механизмов образования повреждений.
Характер повреждений зависит от механизма воздействия силы, величины, угла и места приложения, а также от площади травматизации тела. Все указанные параметры в каждом случае определяются конструкцией автомашины, ее маркой, скоростью движения и позой пострадавшего в момент происшествия.
Способы причинения автомобильной травмы положены в основу ее классификации. Различают следующие виды автомобильной травмы.
Механизм образования и особенности повреждений при основных видах автомобильной травмы.
Травма причиняемая частями движущегося автомобиля:
– от столкновения автомобиля с пешеходом (наезд);
– от переезда колесом автомобиля;
– от сдавления тела между автомобилем и другими предметами.
Травма внутри автомобиля:
– травма в салоне в результате столкновения автомобилей между собой или автомобиля с какой-либо преградой;
– травма в салоне в результате опрокидывания или падения автомобиля с высоты.
Травма при выпадении из автомобиля (кузова, салона, кабины). Сложность механизмов возникновения автомобильной травмы связана с тем, что каждый ее вид включает разные фазы, следующие друг за другом, со своими механизмами повреждений. Количество фаз, а следовательно, и степень выраженности повреждений от каждого механизма может варьировать.
Общая схема последовательности фаз такая.
Например, при наезде наблюдается соприкосновение частей автомобиля с телом человека (1 фаза), падение (набрасывание) тела на автомобиль (2 фаза), отбрасывание тела и падение его на грунт (3 фаза), скольжение тела по грунту (4 фаза). При переезде человека колесом – соприкосновение тела с колесом (1 фаза), волочение и перекатывание тела (2 фаза), наезд колеса на лежащее тело (3 фаза), переезд тела колесом (4 фаза) и волочение тела по грунту (5 фаза). При выпадении человека из движущегося автомобиля может иметь место соприкосновение тела с частями автомобиля (1 фаза), падение на дорогу (2 фаза), скольжение по дорожному покрытию (3 фаза). При сдавлении – соприкосновение частей автомобиля с телом (1 фаза) и прижатие тела (грудины и др.) к преграде (2 фаза). Травма в кузове или в салоне (кабине) в результате столкновения автомобилей или автомобиля с какой-либо преградой может характеризоваться фазами: соприкосновение тела с арматурой и средствами управления (1 фаза), а также прижатие тела деформированными частями и деталями салона (кабины) или кузова (2 фаза). При опрокидывании или падении автомобиля с высоты последовательность причинения повреждений крайне вариабельна.
Разные по характеру повреждения, возникающие при автомобильной травме, значительно усложняют ее судебно-медицинскую экспертизу. Выделяют следующие механизмы образования повреждений:
– повреждения от удара (на месте приложения силы);
– повреждения от сотрясения и смещения;
– повреждения от сдавления;
– повреждения от скольжения или волочения;
– повреждения от перерастяжения или отрыва.
Указанные механизмы, по-разному сочетаясь между собой, дают множество комбинаций повреждений. И все же при судебно-медицинской экспертизе, особенно трупов, различают повреждения и следы:
– специфические для автомобильной травмы;
– характерные для автомобильной травмы;
– нехарактерные для автомобильной травмы;
– симулирующие другие виды травмы.
Специфические следы и повреждения – это отпечатки частей автомашины в виде следов и повреждений, отображающих конструктивные особенности характерных деталей, т.е. имеющих своеобразную форму и рисунок. Специфичность их определяется тем, что они не наблюдаются при травмах иного происхождения. Эти следы и повреждения позволяют идентифицировать тип, а иногда марку автомашины. К ним относятся:
– отпечатки протектора или колеса;
– отпечатки радиатора и его облицовки (молдинга);
– отпечатки фар, их ободков, подфарников, некоторых болтов крепления.
Протекторы шин оставляют на коже повреждения и следы. Первые представлены позитивными или негативными по механизму происхождения ссадинами и кровоподтеками. Вторые чаще отмечаются на одежде пострадавшего, иногда в виде объемного рисунка за счет вдавления одежды между выступающими частями протектора. При этом форма и размер деталей следа приближенно соответствуют их истинным размерам и форме.
Следы-повреждения от удара радиатором в настоящее время встречаются редко, т.к. радиаторы имеют облицовку в виде декоративных решеток, полос с молдингами и эмблемами. Следы-повреждения, представляющие собой ссадины и кровоподтеки, образуются на коже именно от этих деталей.
Повреждения от фар, подфарников и их ободков обнаруживаются чаще на бедрах в виде кровоподтеков, отображающих форму ударяющей части.
И все-таки наибольшее количество следов (отпечатков и наложений) обнаруживается на одежде пострадавших, которую осматривают с особой тщательностью, описывают и фотографируют обнаруженные следы, а саму одежду сохраняют для лабораторного исследования (с целью выявления металлов, краски, смазочных масел и других веществ).
Характерные повреждения, т.е. возникающие часто, имеющие выраженные особенности свойственные автомобильной травме или характеризующие механизмы видов автомобильной травмы.
Эти повреждения обнаруживаются как при наружном осмотре, так и при внутреннем исследовании трупа. Причиняются они от удара бампером, от перерастяжения мягких тканей или от волочения тела.
Обычно возникающие на нижних конечностях повреждения от удара бампером характеризуются своеобразной травмой мягких тканей и костей, поэтому могут быть названы бампер-повреждениями. На кожных покровах это линейные или дугообразные ссадины, кровоподтеки или рвано-ушибленные раны, располагающиеся, как правило, поперечно к длинной оси конечности. Размер повреждений во многом зависит от области удара и особенностей конструкции бампера. В месте повреждения мягких тканей возникают своеобразные переломы костей голени или бедра (бампер-переломы) с трещинами или отломками клиновидной (ромбовидной) формы, образующиеся на стороне приложения силы. В мягких тканях вокруг перелома постоянно обнаруживаются размозженные и разорванные мышцы, кровоизлияния.
Локализация бампер-повреждений зависит от высоты расположения бампера и от позы пострадавшего в момент столкновения с автомобилем.
В результате смещения и перерастяжения мягких тканей между костными выступами и местом сдавления тела колесом образуются разрывы и параллельные надрывы кожи на отдалении от места воздействия силы (подвздошные области, у краев реберных дуг; у угла нижней челюсти или над ключицей). Они имеют вид множественных поверхностных параллельных трещин без осаднения краев. При более глубоких разрывах с отслоением кожи от подлежащих тканей раны также линейной формы без осаднения и встречаются в области костных выступов тазового кольца, промежности, ягодиц. Раны голени, бедра и верхних конечностей при переезде колесом обусловлены непосредственным сдавлением и перерастяжением кожи, имеют чаще поперечное расположение к направлению движения колеса; края со значительным осаднением.
Рваные раны линейной формы причиняются некоторыми частями автомобиля – болтами, крюками, кузовом, дверными ручками, боковым зеркалом, подножкой и др.
От удара частями автомашины под углом, при падении тела на твердый грунт со значительным ускорением, образуются характерные лоскутные раны (на голове – скальпирование).
При скольжении тела по дорожному покрытию (после отбрасывания) и в тех случаях, когда тело протаскивается по грунту транспортным средством образуются сходные повреждения, названные следами волочения (скольжения), в виде полос осаднений и кровоподтеков с наличием на них множественных параллельных царапин, иногда прерывающихся.
При исследовании головы, шеи и туловища можно также обнаружить повреждения характерные для автомобильной травмы. К ним относятся:
– деформация (уплощение) головы с многооскольчатыми переломами костей черепа и выдавливанием мозга наружу;
– разрывы сочленения первого шейного позвонка с черепом и связок шейных позвонков (механизм «хлыста» или «подбородочного крючка»);
– компрессионные переломы тел шейных позвонков.
Характерную морфологию имеют также повреждения грудной клетки при полном поперечном переезде. В основном это переломы ребер, отличительной особенностью которых является наличие тройных переломов («сплошные» линии переломов в одних и тех же точках) на стороне наезда колесом. Кроме того наблюдаются переломы поперечных и остистых отростков позвонков в верхнем и среднем участках грудного отдела позвоночника.
Обширные повреждения костей грудной клетки сочетаются с разрывами легких и сердца (вплоть до их полного отрыва), пищевода, трахеи и диафрагмы.
Нехарактерные повреждения аналогичны тем, которые наблюдаются при тупой травме любого происхождения и по своим свойствам указывают либо на удар тупым предметом, либо на падение тела на твердую поверхность.
Некоторые повреждения хотя и не дают основания для установления автомобильной травмы, однако в комплексе с другими данными имеют важное значение для выяснений обстоятельств ее причинения. Также бывают повреждения, симулирующие другие виды травм, т.е. редкие проявления автомобильной травмы напоминающие происхождение их от воздействия режущего, рубящего, колющего орудия или огнестрельного оружия.
Для установления вида автомобильной травмы необходимо знать особенности механизма причинения травмы в каждой фазе, оценить повреждения, характерные для столкновения автомобиля с пешеходом, для переезда, сдавления, выпадения или травмы в салоне, разграничив их с нехарактерными и симулирующими. Выявляя на теле и одежде специфические и характерные проявления автомобильной травмы, судебно-медицинский эксперт должен выяснить их локализацию, взаиморасположение и определить механизм образования.
Полученные данные сопоставляются с повреждениями на автомобиле, которые указаны в протоколе дорожно-транспортного происшествия. Заключение эксперта о виде автомобильной травмы и о характере повреждений обосновывается результатами осмотра места происшествия, лабораторных исследований и изучения всех материалов дела.
В тех случаях, когда эксперт выявляет специфические признаки автомобильной травмы, в дополнение к основным вопросам он может указать:
1) конкретный вид автомобильной травмы;
2) механизм повреждений (фазы и последовательность возникновения) при данном виде травмы;
3) какими частями автомобиля причинены повреждения;
4) направления внешнего воздействия (удара, переезда, придавливания);
5) положение тела потерпевшего в момент травмы по отношению к транспорту.
Травма водителя и пассажиров автомобиля от столкновений движущихся автомобилей
По частоте этот вид травмы занимает второе место после травмы человека от столкновений с движущимся автотранспортом До последнего времени данный вид травмы именовали травмой внутри кабины автомобиля , что не является точной формулировкой и не отражает случившегося, так как такую травму можно получить при столкновении движущихся автомобилей, столкновении автомобиля с неподвижными предметами и при опрокидывании автомобиля Каждый из перечисленных видов травмы имеет свои морфологические особенности, своеобразие взаиморасположения и уровня повреждений, позволяющие проводить дифференциальную диагностику
Наиболее полно травма внутри кабины автомобиля изучена А.А. Солохиным (1968). Столкновение автомобилей, сопровождающееся травмированием человека, может происходить передними поверхностями (фронтальное), центральным и нецентральным, прямым и косым (встречное), передней поверхностью одного автомобиля с боковой поверхностью другого с причинением удара в переднюю, среднюю и заднюю часть (перекрестно-боковое), передней поверхностью одного автомобиля с задней поверхностью другого (заднее) В этом виде происшествий могут участвовать автомобили как одноименных, так и разноименных марок и моделей, имеющих различную компоновку кабины, салона, деталей управления, что существенно влияет на характер и локализацию повреждений.
Фронтальное столкновение
В этом варианте травмы в зависимости от направления движения и угла удара различают следующие подварианты.
Центральное прямое столкновение автомобилей .
Иногда его называют лобовым Место первичного удара автомобилей находится вблизи сагиттальных осей Такое столкновение наблюдается, когда водители не уступают дороги друг другу.
На дороге следов торможения, как правило, не бывает Иногда выявляется след торможения одного автомобиля и изредка — обоих В месте столкновения — осыпь краски, грязи, осколков стекол осветительных приборов и лобового стекла Автомобили с одинаковой массой и скоростью остаются стоять на месте происшествия Если же масса и скорость одного из них превышают перечисленные характеристики другого, то автомобиль с большей массой и скоростью отбрасывает на некоторое расстояние другой по направлению своего движения, волочит или разворачивает его в направлении своего движения, если водитель манипулирует рулевым колесом.
Передние поверхности автомобилей вогнуты, краска в месте удара отсутствует, фары, подфарники и лобовое стекло разрушены, рулевое колесо иногда согнуто, на панели управления или приборном щитке имеются вдавления.
Пострадавший чаще находится на своем месте Иногда он может быть сдавлен деталями автомобиля или выброшен из автомобиля Обычно из автомобиля выбрасываются нефиксированные пассажиры переднего сиденья.
Травма водителя автомобиля . Механизм травмы водителя слагается из удара о руль автомобиля руками, стопами о педали управления, наклона головы и туловища вперед, поступательного движения вперед, удара областью коленного сустава о панель управления, приподнимания из кресла и поступательного перемещения по дуге вперед и вверх, сопровождающегося ударом бедер о руль, волосистой частью головы пострадавших высокого роста о крышу (рис 210 а), а пострадавшие низкого роста ударяются лицом о лобовое стекло (рис 210 6), отбрасывания назад с ударом о спинку или подушку сиденья в момент усаживания в кресло Движения участников во время перемещения происходят вокруг горизонтальных осей, проходящих через перечисленные ниже суставы. В каждую фазу травмы происходят определенные изменения и возникают повреждения, позволяющие де тализировать место нахождения участника, что имеет главенствующее значение для следственной и судебной практики.
В первую фазу от удара о руль и педали управления образуются повреждения как в месте контакта, так и на удалении. Если водитель крепко удерживает руль выпрямленными руками, то возникают разрывы первых межпальцевых промежутков, переломы и вывихи костей пястья, вколоченные переломы в лучезапястных и локтевых суставах, перелом локтевого отростка, задний вывих предплечья, которые А.А. Матышев (1985) считает характерными для травмы водителя. Кроме того, в таком функциональном положении конечностей наблюдаются разрывные переломы клювовидного отростка лопатки, переломы ключиц, вызванные изгибом, разрывы груди-но-ключичных сочленений. Наличие таких повреждений свидетельствует о готовности водителя уменьшить тяжесть травмы.
Удар согнутыми в суставах руками образует переломы костей предплечий, возникающие вследствие деформации изгиба. Тяжесть повреждений головы и туловища будет большей, чем в случаях, когда водитель удерживал руль выпрямленными руками.
Удар стопами, находящимися на педалях управления, причиняет их отпечатки на подошвах обуви, свидетельствующие об очень большой скорости транспорта в момент удара. Резкое нажатие на педаль носком, сопровождающееся перемещением стопы вперед, вызывает разрыв ранта обуви или верхнего шва и разрыв ахиллова сухожилия. При упоре каблука в нижний конец педали образуется отрыв каблука Глубокими разрезами мягких тканей подошвенной поверхности стопы выявляются кровоподтечность, переломы костей плюсны, линейные или оскольчатые переломы таранной или пяточной костей. В случаях удара о педаль стопой выпрямленной ноги образуются разрывы обуви по швам и вколоченные переломы в области голеностопных суставов.
Удар фиксированными кистями и стопами о детали транспорта вызывает сотрясение внутренних органов, проявляющееся характерными для этого вида травматического воздействия повреждениями, а также повреждения позвоночника вследствие сгибания в шейном и верхнегрудном отделах Резкое сгибание вызывает разрывы межостных связок и иногда надрывы сосудов шеи.
Поступательное движение вперед сопровождается трением о подушку сиденья, оставляющим потертость опорной поверхности материала поясной одежды и наложения на ней краски сидений, не защищенных чехлами, в местах взаимодействия с сиденьем, ссадины на бедрах и ягодицах, а также ударом ключиц и 1 ребра о клетчатку, окружающую подключичные сосуды, вызывающим кровоподтечность, ( S . Рааг (1962) считает это характерным для травмы водителя), иногда разрывы грудино-ключичных сочленений и переломы грудины на границе рукоятки и тела. Продвижение вперед оканчивается в зависимости от роста водителя, расстояния между рулевым колесом и телом, а также конструктивных особенностей кабины или салона автомобиля, либо ударом областью коленных суставов о переднюю панель с последующим отрывом от сиденья и катапультированием, либо ударом головой и грудью о рулевое колесо. О положении ног, а следовательно, и о позе водителя можно судить по переломам тех или иных костей, образующих коленный сустав, вызванных ударом о щиток приборов или переднюю панель.
Переломы берцовых костей в верхней трети характерны для травмы водителя, манипулирующего педалями управления ногой, согнутой под тупым углом в коленном суставе. Переломы коленной чашечки причиняются ударом областью коленного сустава ноги, согнутой в коленном суставе под прямым углом и опирающейся о пол. Переломы нижней трети бедра образуются ударом ноги, согнутой в коленном суставе под острым углом во время нахождения стоп у края сиденья для уменьшения силы удара. Кроме того, у водителя возможны разрывы крестовидных связок коленного сустава.
Удар о щиток управления или переднюю панель автомобиля причиняет не только повреждения в месте приложения силы, но и на отдалении. К ним относятся переломы диафиза бедра, вызванные деформацией изгиба, тазобедренного сустава и таза, образованные вколачиванием. Повреждения тазобедренного сустава и таза определяются положением ноги. Удар приведенным бедром вызывает задневерхний вывих бедра. Удар ногой, находящейся в среднем положении между отведением и приведением, сопровождается вывихом, сочетающимся с переломом заднего края вертлужной впадины.
Удар отведенным бедром причиняет горизонтальный перелом вертлужной впадины, сочетающийся с переломом лонной и седалищной костей, а иногда и с обширными переломами тазового кольца.
Если рулевое колесо расположено близко к туловищу водителя, то поступательное движение вперед оканчивается ударом о рулевое колесо, который вызывает дуговидные кровоподтеки или ссадины, локализующиеся на передней поверхности туловища, переломы тела грудины у мечевидного Отростка, переломы хрящей 2—4 ребер, повреждения внутренних органов грудной и брюшной полостей. Удар свободно подвижной головой вызывает ушибленные раны и черепно-мозговую травму.
Во время катапультирования образуются переломы голеней от деформации изгиба на любом уровне, а также горизонтальные полосчатые кровоподтеки или ссадины на передневнутренней поверхности бедер в промежутке между средней и верхней третями в результате удара о нижний край рулевого колеса. Удар головой о крышу салона пострадавших высокого роста вызывает кольцевидные переломы основания черепа при фиксированной голове, сопровождающиеся травмой головного мозга, внедрением позвоночника в полость черепа. Пострадавшие низкого роста головой разрушают лобовое стекло, причиняя ушибленные раны, раны типа резаных и колото-резаных на голове, иногда с внедрением осколков стекла, челюстно-лицевую и черепно-мозговую травмы
В случаях столкновений на малой скорости, а также фиксации правильно подогнанными ремнями безопасности катапультирования не возникает и водитель, обычно низкого роста, ударяется о рулевое колесо передней поверхностью тела в промежутке живот — лицо.
Удар грудью или животом ниже пупка оставляет отпечатки конструкции рулевого колеса, уплощение туловища в переднезаднем направлении, кровоподтечность мягких тканей передней поверхности туловища, переломы грудины и ребер по боковым анатомическим линиям. Внутренние органы повреждаются ударно-сотрясающим воздействием. Среди повреждений типичными для травмы водителей являются разрывы сердца и циркулярные разрывы аорты.
Если водитель, предвидя столкновение, закрывал лицо руками, то на тыльной поверхности кистей располагаются раны, нанесенные осколками стекол.
В фазе отбрасывания вследствие переразгибания травмируется позвоночник, в фазе удара о спинку кресла — мягкие ткани спины, в фазе скольжения по спинке сиденья — ссадины. Лица высокого роста, проконтактировав с крышей салона, сразу усаживаются на сиденье, причиняя себе травму мышц ягодиц.
Деформирующаяся кабина автотранспорта сдавливает тело человека между деталями автомобиля.
Применение ремней безопасности изменило морфологическую картину травмы. Правильное использование ремней безопасности при относительно невысоких скоростях движения (до 60 км/ч) почти полностью исключает возникновение смертельных повреждений и снижает тяжесть травмы наполовину в случаях фронтальных столкновений. Ремни безопасности препятствуют перемещению человека вверх и вперед, в связи с чем они не достигают крыши, руля, передней панели и лобового стекла У таких пострадавших тяжелая черепно-мозговая травма отсутствует, чаще выявляются челюстно-лицевая травма и травмы мягких тканей конечностей Неправильно подогнанные ремни безопасности не только не уменьшают тяжесть травмы, но и подчас утяжеляют ее. Ветви ремней безопасности соответственно их ходу у водителя и пассажира переднего сиденья причиняют полосчатые кровоподтеки, состоящие из внутрикожных точечных кровоизлияний, ссадины, кровоподтечность мягких тканей, переломы ребер, ключиц, разрывы грудино-ключичных сочленений. В случаях столкновений на большой скорости тело человека испытывает значительную перегрузку, вызванную торможением ремнем безопасности. Вследствие этого образуются разрывы аорты, сердца, отрыв сердца от сосудов.
Травма пассажира переднего сиденья автомобиля . Механогенез травмы аналогичен таковому у водителей. Однако характер, локализация и тяжесть травмы отличаются от травмы водителей отсутствием повреждений, причиненных рулем автомобиля, наличием повреждений, вызванных ударом о переднюю панель и контактом с дверцей Повреждения ударом о переднюю панель проявляются чаще горизонтальными полосчатыми ссадинами, расположенными на груди, кровоподтеками, кровоподтечностью мягких тканей, переломами ребер, травмой внутренних органов грудной полости. Удар шеей о край вещевого ящика или передней панели причиняет переломы хрящей гортани и подъязычной кости. Повреждения органов брюшной полости у пассажиров переднего сиденья возникают, главным образом, в результате сотрясения, в то время как у водителей они образуются вследствие удара. Повреждения почек чаще наблюдаются у пассажиров, что объясняется ударом о спинку сиденья
Удар о лобовое стекло вызывает множественные разнообразные повреждения, ушибленные раны и ссадины разрушающимся лобовым стеклом. Осколки стекол на волосистой части головы, лице, шее, а в случаях защиты лица руками — и на тыльной поверхности кистей, оставляют раны типа резаных и колото-резаных
Травма пассажира заднего сиденья автомобиля . Механизм травмы такой же, как и у водителей, но наряду с этим имеются различия в локализации, характере и степени (меньшей) тяжести травмы. В момент столкновения пассажир заднего сиденья с силой подбрасывается вверх, увлекается вперед, ударяясь, в зависимости от роста и расстояния между сиденьями, соответственно о крышу салона и даже о лобовое стекло или водителя, а затем отбрасывается назад и часто усаживается обратно на заднее сиденье. Такой механогенез травмы обусловливает черепно-мозговую травму Удар о лобовое стекло головой образует повреждения типа резаных и колото-резаных. В фазе отбрасывания возникают повреждения на груди вследствие контакта со спинкой переднего сиденья, иногда переломы ребер от взаимодействия со спинкой заднего сиденья, а удар о его подушку — кровоподтеки в их мягких тканях Травма внутренних органов, особенно у пострадавших высокого роста, возникает в результате сотрясения после удара головой о крышу салона.
В случаях подсовывания ног под переднее сиденье в момент катапультирования образуются переломы обеих голеней, вызванные деформацией изги ба в местах контакта с сиденьем (рис. 211). Пострадавшие обычно не ударяются головой о крышу салона, а контактируют либо со спинками передних сидений, либо с водителем и пассажиром переднего сиденья, причиняя себе относительно не тяжелую травму головы и туловища.
Центральное косое столкновение автомобилей .
Место первичного контакта ударяемого автомобиля локализуется у сагиттальной оси, а ударяющего — вблизи одного из краев передней поверхности Такое столкновение происходит при объезде препятствий на дороге с выездом на встречную полосу движения
Следы торможения на дороге наблюдаются относительно редко, но всегда имеют место следы юза ударяемого автомобиля. На дороге лежат осыпавшаяся краска, грязь, стекла фары и подфарника обоих автомобилей, пластмасса ударяющего автомобиля, иногда осколки лобовых стекол и передней двери ударяемого автомобиля. Автомобили передними поверхностями обращены в сторону движения ударяющего автомобиля. Передняя поверхность ударяемого автомобиля вогнута, иногда следы скользящего удара, переходящие в разрыв металла и осыпавшаяся, растрескавшаяся краска. На ударяющем автомобиле изогнут передний бампер, разбиты фары, подфарник (у автомобилей с вагонной компоновкой кузова повреждено ребро, соединяющее переднюю и боковые поверхности кузова, у легковых — пластмассовые накладки). На обоих автомобилях имеются следы скольжения с наложениями краски. В кабине или салоне ударяемого автомобиля на передней панели — вдавление, расположенное правее или левее рулевой колонки, разбиты стекла вблизи передней стойки и лобовое стекло на некотором удалении от нее, что обусловлено направлением удара, наличием водителя и пассажира. Пострадавший обычно находится на своем месте.
Травма водителя . Механизм травмы состоит из косого удара, который в зависимости от угла вызывает вращение или поступательное движение вперед, сочетающееся с вращательным. При ударе слева под углом, приближающимся ч прямому, водитель ударяемого автомобиля поступательно начинает перемещаться вперед, контактируя с рулем переднебоковой поверхностью левой половины тела, а областью коленного сустава — с передней панелью. После этого туловище начинает поворачиваться вокруг вертикальной оси в направлении удара, и водитель, взаимодействуя передненаружной поверхностью левого плеча со стеклом двери, головой с лобовым стеклом и заднебоковой поверхностью правой половины спины со спинкой сиденья, получает соответствующие повреждения.
В случаях столкновений под очень острым углом фаза продвижения вперед отсутствует и водитель травмируется от трения во время вращения вокруг вертикальной оси.
Повреждений на одежде и обуви, характерных для действия тупых предметов в данном подварианте травмы, как правило, не встречается. Изредка наблюдаются повреждения разрушившимися стеклами.
Травма пассажира переднего сиденья отличается большей площадью повреждений и более значительной тяжестью, что объясняется худшей фиксацией. Травме подвержены те же области тела, что и у водителей, но только с противоположной стороны.
Травма пассажира заднего сиденья справа отличается от травмы водителя и пассажира переднего сидения справа отсутствием повреждений, вызванных контактом с рулем, передней панелью, лобовым стеклом, меньшей глубиной, большей площадью и локализацией повреждений на передней поверхности гела
Травма пассажира заднего сиденья слева зеркально отображает травму пассажира заднего сиденья справа
Нецентральное прямое столкновение автомобилей .
Данное происшествие происходит во время обгона с выездом на полосу встречного д вижения. Место первичного контакта находится между сагиттальной осью и свободным краем боковой поверхности автомобилей
На дороге имеются следы торможения одного или обоих транспортных средств, осыпь грязи, краски, осколки стекол фар, подфарников, иногда лобовых стекол, чаще в случаях столкновений транспортных средств с вагонной компоновкой кузова. Изредка наблюдается след волочения транспорта меньшей массы, двигавшегося с меньшей скоростью Автомобили обращены друг к другу передними поверхностями и стоят несколько наискось к осевой, что объясняется смещением центров масс в момент удара и возникновением вращательного момента
В месте контакта автомобилей передние поверхности вогнуты краска потрескавшаяся местами осыпавшаяся, передние бамперы или вдавлены или изогнуты, фары, подфарники и лобовые стекла разбиты, возможен разрыв передней облицовки, рулевое колесо деформировано, на передней панели вблизи концов имеются следы вдавлення. Каждый из участников находится на своем месте.
Травма водителя . Механизм травмы слагается из поступательно-вращательного движения тела вперед, вверх и в сторону удара с отбрасыванием назад и контактом со спинкой сиденья (рис. 212).
Повреждения на теле, одежде и обуви во многом напоминают таковые при центральном прямом столкновении, но смещены в сторону от вертикальной оси. Иногда встречаются характерные переломы ребер, вызванные деформацией кручения, свидетельствующие о вращении водителем рулевого колеса и попытке предотвратить столкновение
Травма пассажира переднего сиденья . Характер и локализация повреждении отличаются от таковых у водителей отсутствием повреждений причиненных взаимодействием с рулевым управлением, и расположением их на передней поверхности тела на стороне, противоположной удару. При ударе слева в момент удара о стекло двери возникают повреждения типа резаных и колото-резаных.
Травма пассажира заднего сиденья справа . Эта травма отличается от травмы пассажира переднего сиденья наличием обширных поверхностных повреждений, причиненных контактом со спинкой сиденья. В случаях ударов слева возможны и повреждения типа резаных и колото-резаных разрушающимися стеклами двери. Иногда встречаются переломы голеней от контакта с нижним краем кресла пассажира переднего сиденья и повреждения, причиненные ударом о водителя или пассажира переднего сиденья, что обусловлено местом удара вблизи сагиттальной оси автомобиля.
Таким образом, наибольший объем повреждений у пассажира переднего сиденья, меньший — у водителя, еще меньший — у пассажира заднего сиденья справа и наименьший у пассажира заднего сиденья слева от удара слева. При ударе справа минимальный объем повреждений у пассажира заднего сиденья справа, что объясняется плечом своеобразного рычага, вызывающего вращение.
Нецентральное косое столкновение автомобилей .
Место первичного контакта локализуется вдали от сагиттальной оси, чаще вблизи одного из краев транспорта.
На дороге наблюдаются следы бокового скольжения ударяемого автомобиля, осыпь краски, стекол фары, подфарника, лобового стекла, стекла двери, грязи. Автомобили передними поверхностями обращены в сторону движения ударяющего автомобиля. На ударяемом автомобиле имеются следы скользящего удара, переходящие иногда в разрыв металла. Стекла фар, подфарников, лобовые стекла и стекла двери разрушены На ударяющем автомобиле разбиты стекла фары, подфарников В месте контакта — следы трения и наложения краски ударяемого автомобиля Дверь ударяемого автомобиля может быть вдавлена.
Механизм травмы аналогичен механизму травмы в случаях центральных косых столкновений под очень острым углом. Удар слева вызывает вращение по часовой стрелке.
Характер, локализация и высота расположения повреждений на теле, одежде и обуви участников такие же, как и в случаях центральных косых столкновений под очень острым углом.