Трансмиссионное масло для редукторов подвесных лодочных моторов

Смазочные материалы для лодочного мотора

Масла и смазочные материалы – предмет непрестанных споров и обсуждений не только среди автомобилистов. Свою лепту вносят любители маломерного водного транспорта. Масло в редуктор лодочного мотора лучше залить обычное автомобильное трансмиссионное, или которое больше рекламируют? Какую разновидность применять для приготовления бензиновой смеси? Все это активно обсуждается владельцами лодочных моторов.

В то время, когда на реках и озерах гудели исключительно отечественные «Ветерки», «Нептуны» и «Вихри» вопрос решался достаточно просто. Масла в редукторы лодочных моторов заливались из наличия: нигрол либо ТАД-17. Развести в бензине можно было автол марок АС-10 либо АСЗп-10.

Современные лодочные моторы более требовательны к применяемым смазочным материалам. Появление четырехтактных разновидностей и вовсе расширило ассортимент используемых маломерным флотом жидких и консистентных смазок.

Редуктор подвесного лодочного мотора и его смазка

Для того чтобы разобраться в маркетинговых многоходовках производителей и одновременно сохранить от преждевременного износа редуктор мотора, сэкономить на приобретении смазок, необходимо понять специфику работы конусных и гипоидных зубчатых передач, какое масло для них необходимо. Именно такими передачами представлены практически все конструкционные построения редукторов подвесных лодочных моторов.

Конусная передача

Обычная скрещивающаяся конусная передача выполняется с прямыми либо косыми зубьями эвольвентного профиля. Оси ведущего и ведомого (первичного и вторичного) валов в такой передаче не имеют и не должны иметь смещения.

Достоинство такого построения зубчатой передачи – простота регулировки зацепления, не сложная технология изготовления зубчатых колес. Конусные передачи значительно дешевле гипоидных в технологическом отношении.

Качество и компонентный состав трансмиссионных масел для лодочных моторов с конусной передачей в редукторе не играют такой принципиальной роли, как в случае с гипоидным редуктором.

Недостатки тоже есть:

  • высокий уровень шума при работе из-за повышенных зазоров в зацеплении и специфики контактного пятна;
  • невысокий ресурс на наработку до ремонта или замены.

Гипоидная передача

Гипоидные передачи, при внешнем сходстве с конусными, имеют два принципиальных отличия, которые заключаются в криволинейности формы зубьев и обязательном наличии гипоидного смещения первичного вала относительно вторичного. Величина смещения математически интерполируется в зависимости от параметров образующей зуба – гиперболоиды.

Такая схема построения формы зубьев в зацеплении предопределяет основные преимущества гипоидной передачи:

  • передача крутящего момента в гипоидном зацеплении происходит более мягко и плавно, чем в косозубой, а тем более в прямозубой паре;
  • гипоидная передача генерирует гораздо меньше шума и имеет нагрузочную способность много большую, чем конусная прямо либо косозубая пара.

Главные недостатки гипоидной пары – сложность и, соответственно, высокая стоимость ее изготовления, сложная регулировка зацепления, доступная только человеку с хорошими навыками и специальным инструментальным обеспечением.

Передача весьма чувствительна к качеству изготовления всех компонентов: шестерен, валов, подшипниковых узлов. Дефекты регулировки нередко приводят к заклиниванию, особенно при реверсировании вращения.

Плотность прилегания зубьев в гипоидной паре выше, чем в конусной передаче. Этим объясняются повышенные требования к составу масла в редуктор лодочного мотора с таким типом редуктора. Лить в редуктор гипоидного построения следует масло, в состав которого включены присадки, препятствующие износу и задирам в трущихся поверхностях зубьев. Заливать смазку нужно до строго определенного уровня.

По рекомендациям лидеров лодочно-моторного производства вязкость трансмиссионного масла для редуктора лодочного мотора, которая обеспечивает его надежную эксплуатацию, должна находиться в соответствии с классом SAE 80W-90 и классам GL-4 либо, что еще лучше GL-5 по стандарту API.

Масла для приготовления бензиновой смеси

Двухтактный принцип работы для лодочного мотора даже в условиях активной интервенции четырехтактных ДВС остается наиболее используемым, особенно если это мотор малой и средней мощности. Горючее для эксплуатации таких силовых установок нужно разбавлять маслом. Масло для двухтактных двигателей по обыкновению рекомендуется производителем.

Читайте также:  Тест драйв форд ф 150 раптор 2019 года

Понятно, что применение паспортных марок масел для двухтактных лодочных моторов – наиболее оптимальный вариант для их эффективной эксплуатации. Но нередко возникают ситуации, когда для разбавления бензина вынужденно применяются смазки другого производителя, а то и вовсе другого состава.

Единого мнения на то, какое лучше применять при разбавлении бензина масло для двухтактных лодочных моторов, несмотря на сотни и тысячи исписанных страниц, до сих пор нет. Большинство пользователей утверждают, что современные лодочные моторы, такие как Ямаха, Сузуки или Тохатсу, категорически не способны работать, если для разбавления бензина залить отечественные продукты. Масло Лукойл не воспринимается ими вообще как достойный смазочный материал.

Существует и другая категория владельцев, для которых лодка является основным транспортным средством и, соответственно, расходы на ГСМ – значительная статья в бюджете. Они длительное время используют моторное масло Лукойл 2Т и приводят массу доказательств, что нет принципиальных отличий ни в состоянии внутренних полостей ДВС, ни в расходе бензина, ни в моторесурсе.

Главное, по их мнению, – соблюдать требуемое соотношение масла и топлива: должна выдерживаться предусмотренная паспортом мотора пропорция. Отечественные масла современных модификаций имеют неоспоримое конкурентное преимущество в части цены за литр подготовленного бензина.

Трансмиссионное масло для лодочных моторов – как правильно выбрать

Хозяева моторных судов нередко обсуждают вопросы: “Какое моторное масло лучше купить?”; “Какое масло обеспечит надёжную смазку и охладит двигатель?” Чтобы ответить на эти вопросы, остановимся более подробно на составе и видах смазки. Рассмотрим функции трансмиссионных масел.

Требования к трансмиссионному маслу

Редуктор лодочного двигателя функционирует в непростых обстоятельствах. Мотор лодки всё время пребывает в жидкости. Это осложняется скоростью течения и плотностью воды (пресная или солёная).

К смазке лодочных двигателей предъявляют особые требования:

1. Обеспечение защиты зубчатых частей редуктора в положении высокой влажности;
2. Обладание отличными антикоррозионными свойствами;
3. Наличие определённой степени вязкости для функционирования в крайне тяжёлых условиях.

Качественное трансмиссионное масло в составе имеет совокупность присадок (добавок), не допускающих износа шестерён при функционировании в сверхсложных обстоятельствах.

Виды трансмиссионных масел

По структуре выделяют трансмиссионные продукты трёх видов:

1. Минеральные. Для их производства перегоняют и очищают от масляных частиц нефть. Затем в неё добавляют присадки и получают масляную жидкость для лодочных двигателей.
Минеральной смазкой пользуются чаще. Она недорогая, т. к. производство не составляет труда. Подходит отечественным двигателям. При минусовых температурах масло густеет. Потребление топлива возрастает.
2. Синтетические. Основа – нефть или природный газ. Получают синтезируя углеводородные соединения. Добавляют компоненты для улучшения состава. Смазка не застывает на морозе. Ей характерна постоянная вязкость. Способствует экономии топлива. Сохраняется дольше минеральной.
3. Полусинтетические. Для их производства берут минеральную и синтетическую основы в отношении 30% к 70%. Отличаются невысокой ценой и отличным качеством.

Состав трансмиссионных масел

Трансмиссионное масло состоит из основополагающей части (базового масла) и набора добавок, оказывающих влияние на эксплутационные характеристики. Исходя из технических особенностей лодочного двигателя подбирают нужные модификаторы.

Смазочные материалы призваны обеспечить максимальную охрану частей редуктора от проникновения жидкости, даже при наличии износа уплотняющих деталей. Определённые улучшающие компоненты препятствуют смешиванию масла с жидкостью (получение эмульсий) и способствуют возникновению устойчивой плёнки на глади шестерёнок.

1. Противопенные элементы – кремнийорганические субстанции, которые борются с образованием пенящихся веществ.
2. Антифрикционные (уменьшающие трение) фторсодержащие структуры. Они способны на 40% снизить трение, предотвратить появление трещинок, сколов. Благодаря им металлические изделия приобретают водоотталкивающие свойства.
3. Антиокислительные добавки. Они включают в свой состав фосфор и серу. Препятствуют окислению смазки.
4. Противозадирная и противоизносная присадка. Состоит из химических реагентов (полимеры, сульфиды), которые уплотняют масляную плёнку в месте соприкасания трущихся деталей. В местах соприкосновения шестерён образуется прочное плёнкопокрытие, в состав которого входит сульфид железа. Оно при повышении температуры обретает пластичность и мешает образованию задиров, сколов. Бережёт мотор от быстрого износа.
5. Антикоррозийные вещества. Особенно необходимы при работе моторов в солёной воде.

Классификация трансмиссионных масел

Классифицирование масла происходит по двум направлениям: SAE (общество автомобильных инженеров) – это показатель вязкости продукта и API (американский нефтяной институт) – показатель области использования смазки.

Читайте также:  Какое моторное масло лучше заливать дизельный двигатель грейд вол вингл н3

В классификации SAE два показателя. Низкотемпературный помечен знаком W. Если на этикетке есть эта буква, значит продукт применим для минусовых температур. Чем выше показатель индекса, тем гуще смазка. Второй показатель – высокотемпературный. О нём говорят, когда речь идёт о рабочей температуре в 100-150°С. Чем выше показатель, тем вязкость смазки больше.

SAE 70W (подходит для стран Севера, где рабочая температура от -55°С);
SAE 75W (зимнее, рассчитано на рабочую температуру от -40°С);
SAE 80W (зимнее, рассчитано на рабочую температуру от -26°С);
SAE 85W (зимнее, рассчитано на рабочую температуру от -12°С);
SAE 90 (летнее масло);
SAE 140, SAE 250 (летнее, для особого использования);
SAE 75W-90; SAE 75W-140; SAE 80W-90 (рассчитано на круглогодичное применение);
SAE 85W-140 (рассчитано на применение летом, можно применять круглогодично).

Классификация API характеризуется сферой применения.

GL-1. Применяют при невысоких скоростях и нагрузках, при наличии цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передач. К этой категории относятся минеральные смазки без улучшающих компонентов. Могут быть использованы антиокислительные, противоизносные и противопенные компоненты. Не применяют противозадирные добавки.
GL-2. Используют при наличии червячных передач, функционирующих при низких скоростях и нагрузках. Продукт обладает антифрикционными свойствами.
GL-3. Используют при наличии спирально-конических шестерён, функционирующих при средних скоростях и нагрузках. Лучше защищает двигатель от задиров и износа, чем GL-2.
GL-4. Используют при наличии гипоидной передачи, действующей при большой скорости и небольших крутящих периодов и малой скорости при немалых крутящих периодах; при нагрузке от ударов на зубчики шестерёнок. Присутствуют высокоэффективные противозадирные и антифрикционные вещества.
GL-5. Используют при гипоидной передаче, работающей при немалых темпах и небольших крутящих периодах, при влиянии нагрузки от ударов на зубчики шестерёнок, при немалой скорости скольжения. Используется противозадирная присадка с большим содержанием серы и фосфора.
GL-6. Применяют при гипоидной передаче, которую характеризует огромная скорость, нагрузки от ударов и большие крутящие моменты. Состоят из большего количества противозадирных элементов, чем GL-5.

Рекомендации по выбору

Ориентируясь на стандарты API моторное масло трансмиссионного вида должно соответствовать категориям GL-4 или GL-5. Продукты таких классов отличаются большим количеством улучшающих элементов.

GL-4 используют для ухода за гипоидными или конусными передачами; для элементов двигателя с незначительным смещением своей оси.

GL-5 используют для ухода за гипоидной передачей с сильным отклонением от своей оси деталей мотора.

Покупайте трансмиссионное масло ориентируясь на марку двигателя!

1. Двигатели Yamaha. Возможно только использование смазки SAE 90 GL-4. Она защитит мотор от коррозии.
2. Двигатели Tohatsu. Возможно применение различных смазочных продуктов, но они должны соответствовать нормам API GL-5.
3. Двигатели Mercury. Предпочтение отдаётся марке Quicksilver. Тип SAE 80W-90 подходит для двигателей мощностью до 75 л.с. Если мощность больше 76 л.с. применяют смазку High Performance. Она включает комплект веществ, способных воспрепятствовать появлению эмульсии.

В соответствии со стандартом NMMA (National Marine Manufactures Association – Национальная ассоциация производителей водной (морской) техники) для подвесного двухтактного мотора подойдёт продукт образца TC-W3. Масло имеет сертификат. Оно проходило тестирование. Смазки TC-W3 различаются по стоимости. Это зависит от различных улучшающих элементов, содержащихся в их составе.

В соответствии с нормами NMMA в продукт могут быть внесены вещества: растворитель, краситель. Смазка может содержать моющие или антикоррозийные компоненты.

Для двухтактного двигателя подойдут также продукты: Motul Outboard Synth 2T; LIQUI MOLY Marine Fully Synthetic 2T.

Для четырёхтактного двигателя подойдёт смазка с логотипом “NMMA Certified FC-W”. Продукт имеет вещества, предотвращающие коррозию и образование эмульсии.

Для четырёхтактного мотора подойдут также продукты: Motul Outboard Tech 4T 10W-30; Quicksilver 4-Stroke Marine 10W-30.

Компания “Motul” разрабатывает смазки, соответствующие всем потребностям изготовителей лодочных двигателей (“Suzuki”, “Yamaha”, “Tohatsu”, “Mercury”, “Honda”). При покупке изделий фирмы “Motul” можно не задумываться об их качестве. Редуктор лодочного мотора будет в отличном состоянии.

Делайте выбор в пользу более дорогого трансмиссионного масла! Оно продлит срок эксплуатации вашего мотора.

Обзор трансмиссионного масла для лодочных моторов

Ваш выбор – минеральное трансмиссионное масло

Предназначение трансмиссионного масла для лодочных моторов

Среди любителей моторных лодок самым главным обсуждаемым вопросом является покупка моторного масла, основной функцией которого является надежная смазка и охлаждение двигателя. Поскольку лодочный мотор работает в постоянном соседстве с водой, то и опасения по поводу смешивания воды и масла не беспочвенны.

Читайте также:  Тест драйв дизельной мазды сх 5

Возникает вопрос: какое масло предпочтительнее использовать для лодочных двигателей – особое трансмиссионное или простое автомобильное.

Свойства

Производителями двигателей водного транспорта рекомендованы масла определенной марки, и она тем конкретнее, чем выше цена на двигатель, поскольку в тестовых экспериментах применялось именно это масло. Изготовители трансмиссионных масел утверждают, что в составе их продукции присутствуют определенные добавки – присадки, предотвращающие эмульгирование масла при контакте с водой.

Однако, наличие таких присадок не является полной гарантией того, что это рано или поздно не случится. Количество присадок различно в каждой партии выпускаемых масел. Под влиянием температуры эти вещества быстро теряют свои свойства, изменяя качество масла.

После распада присадков масло теряет свою вязкость, но по мере накопления продуктов распада, вязкость вновь возрастает.

Трансмиссионное масло по системе API

Одной из широко известных классификаций масел по качеству является классификация Американского института нефти – API (American Petroleum Institute).

В этой системе моторное масло маркируют индексом из двух букв, первая из которых обозначает категорию.

Смазки подразделяются на две категории:

  • масло для дизельных моторов – «С» (commercial);
  • автомасла для бензиновых двигателей – «S» (servise).

Масло категории С не применимо для моторов водного транспорта. В категории S масла обозначаются буквами алфавита в хронологическом порядке A, B, S, D, E, F, G, H, J, L, M по возрастанию качества. По качеству определяется и цена. Применение масла ниже указанного качества ускорит износ двигателя.

Указателем класса является Gear Lubricant (GL), пронумерованный от 1 до 6:

  • GL-1 – минеральные масла без содержания противозадирных компонентов, с небольшим количеством ингибиторов коррозии, антиокислительных добавок, применяются для спирально-конических, червячных зубчатых и цилиндрических передач при работе в легких условиях (низкие скорости с небольшими нагрузками);
  • GL-2 – для червячных передач, работающих на малых скоростях с пониженными нагрузками, с противоизносными присадками и возможным содержанием антифрикционных компонентов;
  • GL-3 – для обычных трансмиссий со спирально-коническими шестернями, работающих при небольших нагрузках на средних скоростях, с улучшенными противозадирными, противоизносными и антиамортизационными качествами;
  • GL-4 – масла для трансмиссий с гипоидной передачей, работающих при разных степенях тяжести: на низких скоростях при больших крутящих моментах, или на высоких скоростях при малых крутящих моментах, с высокой концентрацией противозадирных компонентов;
  • GL-5 – для загруженных гипоидных передач со значительным смещением осей, при работе в суровых условиях: на больших скоростях скольжения, при высоких температурах, под влиянием значительных ударных нагрузок; с большим количеством содержания серофосфоросодержащих противозадирных добавок;
  • GL-6 – для гипоидных передач с увеличенным смещением, при работе на повышенных скоростях, ударных нагрузках и больших крутящих моментах, с еще большим содержанием противозадирных серофосфоросодержащих компонент высокого качества.

Трансмиссионное масло для подвесных лодочных моторов

Лодочные двигатели в основном работают на максимальных оборотах во влажной среде. При работе в соленой воде добавляется также риск развития коррозии. При выключенном двигателе влага конденсируется на внутренних поверхностях мотора, может объединиться с маслом и попасть внутрь двигателя.

По стандарту NMMA (National Marine Manufactures Association) для подвесных двухтактных моторов рекомендовано масло стандарта TC-W3. Для получения сертификата масло проходит испытания по определению свойств. Все масла стандарта TC-W3 имеют хорошие характеристики, но разделяются по цене по причине содержания в них разных присадок.

Для четырехтактных моторов созданы масла со знаком «NMMA Certified FC-W» с дополнительными требованиями к веществам, предотвращающим коррозию и эмульгируемость, что значительно повышает защиту рабочих поверхностей двигателя.

Можно ли не использовать трансмиссионное масло для лодочного мотора

Лодочные моторы работают на оборотах, в несколько раз превышающих число оборотов автомобиля. Также отличается среда эксплуатации. Исходя из этого, для лодочных моторов рекомендуется использование специально разработанных масел, которые прошли лабораторные исследования.

Одновременно проверяется работа уплотнителей. Использование машинных масел во время обкатки может привести к преждевременному изнашиванию деталей. Попавшая в редуктор вода при смешивании с маслом эмульгируется.

Как выбрать трансмиссионное масло для лодочного мотора

Компанией «Motul» разработаны масла, отвечающие всем требованиям производителей лодочных моторов, таких как «Suzuki», «Yamaha», «Tohatsu», «Mercury», «Honda» и т.д. При выборе продукции этой компании можно не беспокоиться за ее качество и состояние техники.

Оцените статью