Зачем нужна диагностика автомобиля?
Диагностика автомобиля – это комплексная проверка функционала автомобиля без его разбора: поиск неисправностей, причин их возникновения, установка безотказного, продолжительного срока службы. При ее помощи по температуре, шуму, вибрациям и другим показателям можно определить корректность работы автомобиля и его составляющих.
Типы диагностики
- Ручная. Водитель проводит диагностику во время движения или его имитации. Во время проверки определяются параметры, которые впоследствии сравнивают со стандартными.
- Компьютерная . О существляется по показателям, получаемым в ходе следующих процессов:
- При поиске дефектов трансмиссии и двигателя применяется метод определения выделения тепла в результате процесса сгорания;
- При диагностике трансмиссионных узлов применяется метод оценки интенсивности падения объекта при создании избыточной плотности и давления;
- Для определении износа вкладышей шатуна или подшипников применяется метод оценки отработанных материалов, то есть учет геометрических показателей (зазор, люфт, легкий ход).
Этапы диагностики автомобиля
- определение показателя, который оценивает техническое состояние автомобиля, системы или агрегата;
- сопоставление полученного показателя со стандартом;
- вывод по состоянию автомобиля;
- расчет срока службы до состояния полного износа.
После визуального осмотра, диагностика автомобиля должна проводиться с помощью специализированных приборов, например Bosch KTS-540? и профессиональных программ. Каждая программа подстроена под разные системы или марки машин. На рынке их огромное количество и каждый специалист по диагностике придерживается определенного выбора.
Вывод: для контролирования состояния Вашего автомобиля, необходимо проводить периодические проверки, для обнаружения причин неполадок и их предотвращения. Уверенность в отличном состоянии автомобиля – залог Вашей безопасности на дороге. Обладая базовыми знаниями, можно обеспечить безопасную езду себе и пассажирам.
Общие принципы диагностики автомобильных двигателей
Слово «диагностика» пришло в автодело из медицины. В нем два корня: «диа» дословно переводится как «насквозь», а «гнозис» — «взгляд, видение». Получается, диагностика — это значит увидеть насквозь, и понять: что — идет как надо, а что — требует вмешательства. Врачи шутят, что лучший диагност — это патологоанатом. Говоря о двигателях, можно с уверенностью сказать, что «видеть насквозь» все узлы автомобиля — дело для человека невозможное. Мастера своего дела опираются на опыт, интуицию, однако конкретная проблема может спрятаться в неожиданном месте. Поэтому качество диагностики двигателя в равных долях зависят от опыта мастера и от совершенства используемого диагностического оборудования.
Современный автомобиль — сложный организм и неудивительно, что время от времени у него появляются болезни какой-нибудь системы. Особенно неприятны всяческие капризы двигателя, превращающие машину в неодушевленный предмет. Вероятность таких бед увеличивается с возрастом и стажем мотора, однако и новый от этого не застрахован.
Причин возникновения неисправностей двигателя — от неблагоприятных дорожных условий или ошибок водителя до скрытых заводских дефектов. Поэтому естественно, что в подобных случаях сами собой возникают два традиционных вопроса: «кто виноват» и «что делать». Первый важен хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок, а ответ на второй очевиден: надо организовывать ремонт.
Но что именно ремонтировать — зачастую определить довольно трудно. На поиск дефекта нередко уходит больше времени, чем на его устранение. В связи с этим квалификация специалистов и техническое оснащение поиска должны быть самыми лучшими.
Практика показывает, что чем сложнее агрегат или система, тем важнее именно эта стадия. Ошибка при установлении причины неисправности ведет к дополнительным затратам труда и денег, включая стоимость неоправданно использованных запчастей (часто она в несколько раз выше реально необходимой). Таким образом, непосредственно ремонт в общепринятом смысле, то есть работа, связанная со снятием и заменой каких-либо деталей или узлов, — это только заключительная часть всего дела. Предварительную же часть, когда без снятия и разборки узлов выясняют, что же конкретно предстоит сделать, обычно называют процессом диагностирования или просто диагностикой.
На практике диагностика нужна не только для поиска неисправности (хотя эта причина преобладающая). В ходе планового технического обслуживания автомобиля полезно делать профилактическую диагностику, чтобы выявить скрытые неисправности, не проявляющие себя до поры до времени. Диагностику иногда проводят и с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигателя.
Диагностика двигателя вышла на первый план постепенно и относительно недавно. Это произошло из-за непрерывного совершенствования и усложнения конструкции самого двигателя и всех его систем. В прошлом моторный агрегат был относительно незатейливым: зажигание контактное, питание карбюраторное, да и механика двигателя без особых тонкостей. Все это не требовало особо сложной и дорогостоящей аппаратуры для поиска неисправностей — вполне хватало компрессометра и стробоскопа, к которым позже прибавились газоанализатор для топливовоздушной смеси и стетоскоп для прослушивания шумов двигателя.
Такой набор был достаточен до тех пор, пока повсеместное ужесточение норм токсичности выхлопа не заставило отказаться от карбюраторов. Системы топливоподачи и зажигания стали электронными, появился электронный блок управления (бортовой компьютер) с информационной базой в виде датчиков расхода, давления и температуры воздуха, детонации, положения коленчатого и распредели тельного валов, а также угла открытия дроссельной заслонки. Дальнейшие шаги в борьбе за экологию выглядели еще серьезнее: применение 3-компонентных нейтрализаторов выхлопных газов, введение так называемого лямбда-регулирования (обратная связь по количеству кислорода в выхлопных газах), управление системой ре циркуляции выхлопных газов, инжектирование в систему выхлопа вторичного воздуха, улавливание паров топлива. Разумеется, все это было достигнуто значительным усложнением электронных систем управления.
Одновременно с этим существенно усложнилось устройство двигателей. Широкое распространение получи ли многоклапанные двухвальные головки блока цилиндров, впускные и выпускные системы сложной конфигурации. Не редкость регулирование фаз газораспределения, все чаще применяются схемы V6 или V8 там, где раньше устанавливались двигатели с меньшим числом цилиндров. Более того, мотор оброс множеством агрегатов:
Кроме привычного генератора приводятся во вращение от коленчатого вала насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера, воздушный компрессор системы снижения токсичности выхлопных газов. Все это существенно затрудняет доступ ко многим узлам и деталям, а также увеличивает время ремонтных операций.
Поиск неисправностей в электронных системах управления двигателем резко усложнился и потребовал приборов, сопоставимых по уровню сложности с проверяемыми. Такую диагностику можно назвать электронной: она позволяет анализировать электронные системы управления при помощи электронного же диагностического оборудования. Но это не отменяет и не заменяет диагностику механической части двигателя, для которой в арсенале остались традиционные средства.
Типичная картина — хозяин автомобиля после посещения «фирменной» станции пребывает в недоумении. «Сделали компьютерную диагностику, сказали, что все в порядке, а двигатель как стучал, так и стучит!». Это характерный пример заблуждений многих водителей и даже работников автосервиса: дескать, электронная диагностика может все. В действительности же дело обстоит не так.
Подключение электронных приборов (в частности, сканеров) к диагностическому разъему современнейшего автомобиля и считывание данных из памяти бортового компьютера не позволяют обнаружить не только неисправности механики, но и многое из того, что относится к электронике. Простейший компрессометр большинством таких «электронных диагностов» уже забыт, а он помогает вполне надежно распознать многие беды поршневой группы и газораспределительного механизма. Альтернативы этому прибору еще нет и выбрасывать его на свалку истории рано.
Что же касается электронной аппаратуры управления двигателем, то при ограниченности диагностических средств (что типично для мелких мастерских) трудно рассчитывать на успех в поиске неисправностей. В подобных случаях можно пользоваться универсальными приборами, например, осциллографом (хотя, если честно, и это большая редкость), но затраты времена существенно возрастут.
Вывод прост: диагностируя двигатель, необходимо рассматривать его в комплексе, как совокупность механической и электронной систем. Характерно, что при этом решающими могут стать показания и самых простых приборов.
Известны многие попытки вывести некую универсальную формулу диагностики, применив которую можно быстро и без больших трудов найти причину неисправности. Практика не подтверждает жизненность подобных теорий: найти какие-либо абсолютные рекомендации по жесткой схеме не удается. В реальных условиях на первый план все-таки выходит опыт специалиста, а какая-то система или алгоритм действий могут существовать только в общих чертах.
При одном и том же внешнем проявлении (симптоме неисправности причины, ее вызывающие, могут быть совершенно различными, более того, даже связанными с разными системами. Вот простейший пример. Плохая работе одного цилиндра возможна как из-за нарушения подачи топлива или искрообразования (система управления), так и из-за негерметичности клапанов двигателя (механическая часть). Поэтому задача предварительного этапа поиска — определить, к какой системе относится неисправность. Естественно, тут идут в ход обе приборные группы — для механической части (компрессометр, вакуумметр, тестер утечек) и для систем управления (газоанализатор, сканер, мотор-тестер). В условиях большой загрузки ремонтного предприятия особенно эффективны современные мотортестеры, так как они совмещают в себе функции компрессометра, осциллографа, анализатора систем зажигания, вакуумметра и газоанализатора.
Когда неисправная система найдена, то с помощью тех же средств выявляют неисправную «подсистему». В механической части двигателя это может быть поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм или, например, распределительный механизм. Кстати, на этом этапе очень полезен такой нехитрый прибор, как стетоскоп для прослушивания шумов двигателя. В системе управления неисправность следует искать в «подсистемах» топливодозирования, зажигания, управления холостым ходом или снижения токсичности выхлопа. Диагностические средства используются те же, что и на предварительной стадии диагностирования.
Конкретную причину неисправности определяют на заключительной стадии — при локализации неисправного компонента, детали или узла. Для механической части двигателя здесь может быть дополнительно использован эндоскоп, а для систем управления — мультиметр и имитаторы сигналов систем управления. Нередко приходится применять и осциллограф, поскольку диагноз исправности многих датчиков можно поставить только анализом формы их выходного сигнала.
Результаты диагностики — это правильно определенные неисправные компоненты (узлы, блоки, детали и т. д. ). Стоит отметить, что при диагностировании системы управления причина обязательно должна быть найдена точно, со 100-процентной уверенностью. Ошибка ведет к необоснованной замене исправного компонента, то есть к прямому убытку во всех отношениях.
В механической части двигателя, как правило, не удается обозначить дефект совершенно точно без демонтажа и разборки двигателя. Поэтому опытные специалисты-механики устанавливают причину различных шумов и стуков с определенной вероятностью, которая тем выше, чем больше опыт специалиста. Здесь легче ошибиться, приняв, например, стук шатунного подшипника за стук поршня. Подобные ошибки далеко не всегда приводят к дополнительным затратам: на современных автомобилях, в отличие от моделей прошлых лет, большинство механических дефектов требует снятия двигателя и его разборки, по крайней мере, частичной.
Практика также показывает, что наличие самого современного и дорогостоящего оборудования не является гарантией проведения грамотной и квалифицированной диагностики. Обязательное слагаемое успеха — техническая информация об устройстве конкретных систем обследуемых моделей автомобилей (схемы соединений, расположение компонентов, расшифровка кодов неисправностей, особенности конструкции двигателя и т. д. ). Хотя, конечно же, квалификация и опыт не только могут заменить целые тома литературы и сэкономить десятки часов, но и вообще оказаться решающими при установлении истинной картины.
Диагностика автомобиля
Первое о чем задумывается водитель при поломке автомобиля, это диагностика машины. Расскажем о вариантах диагностики, нюансах и процессе, так же, сколько обойдется такая процедура.
Содержание статьи:
- Самостоятельная
- Компьютерная
- Стоимость
- Видео
Каждый раз, когда на панели приборов вашего автомобиля появляется непонятная ошибка, или машина начинает выдавать странные звуки и давать сбои в работе на уме появляется мысль, что пора делать диагностику автомобиля.
Диагностика автомобиля — это как плановый так и не плановый осмотр машины, её тестирование и анализ различных электронных систем и приводных механизмов, после определённого пробега, позволяющая определить техническое состояние автомобиля без надобности ее разбирать, в определённый момент времени.
Это позволяет быстро и эффективно определить неисправность, какие детали требуют замены и причину появления таких проблем.
Самостоятельная диагностика автомобиля
По главным критериям диагностику автомобиля можно поделить на два основных вида, это самостоятельная, то есть без каких либо вспомогательных приборов или электроники.
Чаще всего при поломке или появлении ошибке на панели приборов используется самостоятельная диагностика. Лучше всего если вы хорошо понимаете в механике и строении вашего автомобиля.
Владелец автомобиля может провести диагностику, как во время работы машины, так и на предназначенном для этого стенде. Особое внимание при такой диагностике обращают в первую очередь на посторонние шумы, вибрацию, оттенки газов выхлопных, состояние фильтров, электропроводки, видимых частей, агрегатов. Подобный вид проверки машины применяется как при общем анализе автомобиля, так и при оценке его отдельных узлов.
Второй способ самостоятельной диагностики – это по параметрам, которые сопутствуют во время работы. Зачастую это дает более точную картину. Выделение тепла — позволяет определить количество тепла, которое выходит в процессе сгорания или трения, зачастую применяется для проверки двигателя, трансмиссии или подшипников в разных узлах.
Так же время от времени смотрят на герметичность объектов. Такая диагностика зачастую для двигателя, трансмиссии, пневмоприводных агрегатов, там, где постороннее атмосферное давление будет только пагубным. Часто еще сюда относят забитый фильтр воздухоочистителя или подобные фильтра, которые так же будут влиять на герметичность и не дадут работать двигателю.
В третий вид самостоятельной диагностики автомобиля входит самый распространенный метод, фундаментом которого является мониторинг геометрических форм и параметров, таких как люфт рулевого колеса, свободный ход, стуки и шумы в кривошипно-шатунном механизме двигателя, изменение форм подвижным механизмов. Не стоит быть профессионалом, чтоб при визуальном осмотре понять, где поломка.
Компьютерная диагностика машины
Конечно же, прогресс в диагностике не стоит на одном месте, самым популярным и эффективным считается компьютерная диагностика машины. Из-за высокой точности диагностики и минимум затраченного времени эта технология популярная и прогрессирует. Сервисцентры и СТО закупают весь комплект востребованного оборудования для компьютерной диагностики машины.
Высококвалифицированные специалисты в срок точно и грамотно определят проблему поломки и максимально быстро, по мере её возможности устранят, тем самым обеспечат стабильную и надёжную работу всей машины. Главное помнить, что попытка экономить на ремонте, или произвести его самостоятельно могут подтолкнуть к увеличению количества поломок.
Диагностика автомобиля должна проводиться специалистами с помощью специального профессионального оборудования, которым в безусловном порядке должны быть обеспеченны сервисные центры и СТО. Это позволит быстро и качественно определить причину неисправности. Простая замена электронного блока управлений при подозрении на неисправность будет просто неэффективна.
Также компьютерную диагностику автомобиля, возможно, производить в одиночку. В принципе это является сложным, но не очень дорогостоящим делом, так как сканеры стали более доступны. На правах выбора владелец автомобиля может сам провести компьютерную диагностику, сэкономить время и не обращать внимания, на такие особенности, как чтение и сброс кодов ошибок.
Соображение компьютерной диагностики автомобиля подразумевает проведение данной процедуры с использованием персональных компьютеров (ноутбука, планшета или смартфона). Однако если работа с персональным компьютером у Вас вызывает какие-либо трудности, то для самостоятельной работы устранения неполадок Вы можете выбрать портативные автономные сканеры. Его нужно только подключить к разъему и сразу покажет всю информацию.
Имея в наличии автомобильный сканер или диагностический адаптер с программным обеспечением, для эффективной работы с электронными системами машины, даёт высокую вероятность определения неисправности автомобиля. За исключением диагностических программ, которые присутствуют с ним в комплекте, в интернете имеется огромное количество различной информации в неограниченном доступе о процессе диагностирования.
Появление сканеров для диагностики с набором программ по разным маркам машин понемногу заменяют мастера по ремонту, так как электроника и компьютера по факту почти заменили механическую диагностику. В современных автомобилях все механизмы контролируются электроникой. Поэтому компьютерная диагностика дает результат проверки не только технического состояния машины, но и показывать сведения о всех его механизмах и возможных поломках на ближайшее время.
Благодаря компьютерной диагностике можно охватить многие жизненно важные для автомобиля процессы. После снятой информации с автомобиля, система анализирует все данные, согласно правилам и протоколам завода производителя автомобиля. Компьютерная диагностика может не только помочь с информацией, а и рассказать о судьбе всего автомобиля в целом от завода, по день тестирования.
Цена на оборудование и услуги диагностики
Цена на оборудование для диагностики как не электронной, так и электронной всегда стоит денег. В зависимости от вида приспособления, и автомобиля где оно будет применяться, так на него и складывается цена.
Самыми распространенными в продаже считаются автомобильные сканеры, они бывают как для определенного автомобиля, так и для диагностики многих машин одновременно. Сканер для определенной машины обойдется от 100$, зачастую в комплекте идет сам сканер, шнур от сканера до автомобиля и диск с программами.
Цена сканера на большое количество автомобилей стартует с 500$, стоимость будет зависеть от сканера и набора переходников, чтоб подключится к автомобилю. Сканер может быть как без экрана, который нужно будет подключать к компьютеру, та и с вмонтированным экраном, на который сразу выведется вся информация. Стоимость последних обычно начинается с 900$, так как для их работы требуется только подключится к машине.
Но все же, не у каждого есть желание и возможность обзавестись подобным прибором, поэтому многие едут на СТО, где можно пройти подобную диагностику. В среднем диагностика обойдется от 10$. Поэтому можно сказать, что если не собираетесь часто делать диагностику или профессионально этим заниматься, то не стоит вкладывать в оборудование большие деньги для пары диагностик в домашних условиях.
Самые распространенные производители VAG-COM, Castrol, AutoCom. Среди них есть как универсальные, так и сканеры для определенной модели.
Можно сделать вывод о том, что диагностика – является контрольным моментом за транспортным средством, позволяющая определить его эксплуатацию, а также осведомление владельцем текущей информации о состоянии датчиков, исполнительных устройств и других комплектующих автомобиля. Что даёт максимальную возможность предугадать неисправность, и избежать дорогостоящего ремонта.
Видео о компьютерной диагностике: