- Новая Toyota RAV4: «За рулем» проверил ее за пределами асфальта
- Двое на одного
- Всё ровно
- Без шума и пыли
- XX век наступает
- Измененный дизайн добавил привлекательности Существенная доплата за бренд оттолкнет новых покупателей
- Интересные факты
- Номинант Гран-при «За рулем» 2020
- Официальная страница Гран-при «За рулем» 2020 доступна по этой ссылке.
- Альпинист и горнолыжник. Тест-драйв Toyota RAV4
Новая Toyota RAV4: «За рулем» проверил ее за пределами асфальта
Километра через три, после неожиданного брода, нескольких затяжных скользких подъемов и неприятно углубившейся колеи, до нашего экипажа дошло, что дальнейшее движение по подсказкам электронного Сусанина оставит нас как минимум без ужина, а в худшем случае — без сна и чистой одежды.
Подвела нас не только слепая вера в навигатор, но и внедорожные способности «рафика».
Другой кроссовер дал бы нам понять гораздо раньше, что нужно разворачиваться, Toyota же уверенно ползла вперед и, кажется, была в сговоре с навигатором.
Длина / ширина / высота / база
4600 / 1855 / 1690 / 2690 мм
Объем
багажника (VDA)
Снаряженная / полная масса
бензиновый, Р4, 16 клапанов, 1987 см³; 110 кВт/149 л.с. при 6600 об/мин; 206 Н·м при 4400–4900 об/мин
бензиновый, Р4,
16 клапанов, 2487 см³; 147 кВт/199 л.с. при 6600 об/мин; 243 Н·м при 4000–5000 об/мин
Время разгона 0–100 км/ч
Топливо / запас топлива
полный привод; СVT
полный привод; А8
Двое на одного
На удорожание и усложнение конструкции инженеры пошли ради индивидуального распределения момента на задних колесах. На асфальте муфты обеспечивают управление вектором тяги: внешнее колесо крутится активнее внутреннего — и машина охотнее прописывает вираж. Вне твердого покрытия с помощью отдельных муфт имитируется стопроцентная блокировка заднего межколесного дифференциала!
А вот на грунтовке преимущества сложной трансмиссии при недостатке сцепления чувствуются очень хорошо. Гребет! Самым наглядным испытанием стало диагональное вывешивание. Прошлый RAV4 в такой ситуации беспомощно вращает вывешенными колесами, а новый, чуть похрустев электронными мозгами, легко расправляется с ловушкой. К продвинутой трансмиссии прилагается еще и система адаптации к дорожному покрытию, дополнительно повышающая шансы на успех вне асфальта.
Всё ровно
Моторов у «рафика» на российском рынке теперь два. Дизель уволили без сожаления: спрос низкий. Бензиновые агрегаты — из нового семейства Dynamic Force. Это атмосферники. Степень сжатия 13 роднит их с маздовским двигателем Skyactiv, у которого она еще выше — 14. И основные параметры близки: с двух литров сняли 149 л.с., с двух с половиной — 199 сил.
Двухлитровый мотор раскрывает себя сразу. Везет для своих сил честно, но уныло. На равнинных трассах его хватит, для города тоже, а вот короткие отрезки пунктирной разметки на серпантинах накладывают на обгоны табу.
С ним в тандеме трудится вариатор оригинальной конструкции. В него добавили шестерёнчатую первую передачу, работающую на малых скоростях. Она снимает с ремня неприятные для него нагрузки при резвых стартах на асфальте и движении внатяг по бездорожью.
Разницы с классическим CVT не чувствуется. Польза должна проявиться в увеличении ресурса. В целом же вариатор работает без нареканий. Особенно понравились десять виртуальных ступеней.
От 200‑сильного агрегата 2.5 я ждал большего. Mazda CX‑5 с таким едет очень бодро, как и Tiguan с Кадьяком, оснащенные 180‑сильным TSI. А в случае с RAV4 я не верю в паспортные 8,5 секунды до сотни. Мотор голосит на разгоне, раскручивается ровно, но абсолютно безэмоционально. Да, это Toyota.
К восьмиступенчатому автомату, который ассистирует двигателю, нет ни единой претензии: в передачах не путается, на нажатие газа откликается в момент. Только расход топлива смутил. Я не слишком-то «зажигал», но, по данным маршрутного компьютера, не уложился в трассовом режиме в 11 л/100 км.
Без шума и пыли
В случае с RAV4 словам представителей марки о радикальном улучшении «шумки» верю. Разве что на моторный щит стоит положить еще немного шумоизоляции.
Подвеска стала мягче и комфортнее. На хорошем асфальте работает отлично. Сложности возникают с острыми краями выбоин и швов: появляются шумы и неприятная жесткость. Но не пробои! Крены — в рамках приличий, а рулевое с электроусилителем на рейке обеспечивает хорошую обратную связь.
XX век наступает
Интерьер поддерживает брутальные дизайнерские ходы по кузову. Удачно вписались в него нарочито большие «крутилки» климат-контроля и квадратный мультимедийный дисплей. Его многие посоветуют оторвать, но я с модой на отдельно торчащие «телевизоры» свыкся.
Мне не по нраву сенсорное управление всем и вся: в машине это неудобно. Но в RAV4 по бокам от экрана красуются клавиши от японского калькулятора из восьмидесятых. Чуть младше — кнопки обогрева сидений. Хорошо, хоть электронные часы больше не ставят.
Среднестатистический покупатель Тойоты немолод, и скверной мультимедийной системой его не отпугнешь. Но ведь архитектуру TNGA, свежий дизайн и всё прочее задумали с целью омолодить аудиторию: с новым RAV4 маркетологи рассчитывают на 64% новых клиентов, прежде Тойотами не владевших. Как с такими дисплеями этого добиться?
Конечно, есть и удачные решения. Например, прорезиненные внутренние ручки дверей, рукоятки управления микроклиматом и «музыкой». Обилие розеток соответствует времени: в салоне и багажнике их семь — две 12‑вольтовые и пять USB-разъемов. Плюс беспроводная зарядка смартфона.
Сзади просторно троим взрослым. Багажник подрос в объеме до 580 литров «под шторку» и обзавелся двухсторонним полом. При необходимости перевезти что-то грязное его можно перевернуть — вместо цивильного ворсового покрытия полýчите легко моющееся резиновое.
Обогревы передних сидений, руля и форсунок стеклоомывателя есть уже в «базе». У машины в стандартной комплектации ветровое стекло обогревается только в зоне покоя дворников. Непонятна такая копеечная экономия, ведь остальные три уровня оснащения подразумевают обогрев по всей площади.
Есть и другие несуразности. Например, у сиденья водителя десять электрорегулировок и функция памяти, а пассажиру не предлагают даже настройку по высоте. Панорамную крышу и поворотные фары внедрять тоже не стали, хотя цена вроде бы обязывает их иметь. И регулирующийся вручную кондиционер в начальной комплектации выглядит неуместной экономией.
Подведу итоги. Toyota RAV4 интересно выглядит, приятно едет и способна удивить на бездорожье. Но при сопоставлении количества опций и цены новая машина обескураживает. За 1,76 млн рублей предлагают кроссовер на «ручке», без климат-контроля и парктроника. Вариант с полным приводом потянет как минимум на 2,09 млн, а за экземпляр в топовом оснащении извольте выложить 2,66 млн рублей. И ведь это машины российской сборки!
Из локализованных конкурентов дешевле все. Из топ‑25 по продажам RAV4, конечно, не вылетит: покупателей, повторяющих мантру «Это же Toyota!», ценой не отпугнуть.
Однако догнать ушедшие вперед кроссоверы Kia Sportage и Volkswagen Tiguan будет сложно. А это для амбициозной Тойоты — главная рыночная задача.
Измененный дизайн добавил привлекательности | Существенная доплата за бренд оттолкнет новых покупателей |
Интересные факты
- Toyota RAV4 — родоначальник класса современных кроссоверов. В уходящем году у нее юбилей: 25 лет.
- В цену включены три бесплатных ТО, но вряд ли этим удастся завлечь расчетливых покупателей.
- RAV4 несколько лет лидировал в российском сегменте продаж средних кроссоверов. Даже еще не будучи локализованным в России! Но вот уже два года он идет третьим.
- С 2002 года в России продано 376 тысяч «рафиков». Четверть из них — отечественной сборки.
- Оба мотора выдают заявленные производителем характеристики на бензине АИ‑92.
Номинант Гран-при «За рулем» 2020
Toyota RAV4 — одна из новинок. А вот лучшая она или нет в своем классе, решать вам. Нам важно ваше мнение!
Голосование уже началось. Среди проголосовавших читателей мы разыграем три автомобиля Лада Веста.
Официальная страница Гран-при «За рулем» 2020 доступна по этой ссылке.
- Генеральный партнер Гран-при «За рулем» — компания Cordiant.
- О победителях Гран-при «За рулем» 2019 можно узнать здесь.
- О том, кому достались разыгранные в этом году автомобили, читайте здесь.
- 10 главных автоновинок зимы 2019–2020 мы собрали тут.
Альпинист и горнолыжник. Тест-драйв Toyota RAV4
Серпантину не было конца, а дорога становилась все хуже. Навигатор упорно уводил нас в горы, пока от тряски не оторвался от лобового стекла и не улетел куда-то вниз. За ним сорвался с двухстороннего скотча GPS-трекер с тревожной кнопкой. Камни на дороге начали скрести по защите картера. Вроде бы в Toyota говорили о том, что все больше покупателей RAV4 выбирают передний привод, а нам почему-то проложили зверский внедорожный маршрут. Но когда следы легковых шин на снегу сменились более крупными следами внедорожников, стало ясно, что мы едем куда-то не туда.
Потом, когда мы с трудом развернулись на узком пятачке и не без труда спустились по скользкой обрывистой дороге, выяснилось, что этого серпантина, огибающего Былымское озеро, нет на большинстве карт, и обрывается он где-то в горах. А то, что мы проехали по нему так далеко – это заслуга обновленного RAV4, который очень многие считают городским автомобилем и не воспринимают его серьезно вне дорог.
Toyota RAV4 все еще продается лучше конкурентов: доля кроссовера в сегменте по результатам 10 месяцев даже выросла до 13%, тогда как в более благополучные годы она не поднималась выше 10%. Однако не все так безоблачно. RAV4 – это первый шаг в тойотовское внедорожное семейство, и в компании признают, что работать с потенциальной аудиторией не просто.
Если более возрастные владельцы Land Cruiser 200 в основном готовы приобретать ту же самую модель снова и вполне довольны консервативной внешностью, то среди молодежи (возраст покупателей RAV4 колеблется между 25 и 35 годами) лояльность к бренду Toyota ниже — для нее это лишь одна из множества марок. К тому же основные конкуренты либо серьезно обновили, либо выпустили новые поколения своих кроссоверов: Hyundai Tucson, Nissan X-Trail Mitsubishi Outlander, Mazda CX-5. Для молодых нужно придумывать что-то особенное, поэтому плановое обновление RAV4 превратилось в серьезную работу над ошибками.
Тойотовский дизайн с каждым годом становится все сложнее и причудливее. Достаточно взглянуть на самые футуристичные модели марки: водородомобиль Mirai и новый Prius. В том же ключе обновлен и RAV4. Решетка между фарами превратилась в тонкую полоску, сами фары с тонким светодиодным узором уменьшились в размере. Нижняя часть бампера, наоборот, стала тяжеловесной и ступенчатой. Выражение нового «лица» получилось самодовольным и торжествующим, его будут страшно ругать или страшно хвалить, во всяком случае вряд ли останутся равнодушные. А поклонникам «Звездных войн» наверняка понравится автомобиль в белом цвете.
Скупой дизайн хорош для смартфонов, но не для автопрома. Обновленному RAV4 добавили рельефных деталей, накладки внизу дверей стали массивнее, защита колесных арок сильнее выступает за габариты машины. Владельцам не нравилась плоская и скучная дверь багажника — теперь на ней есть выпуклая планка в цвет кузова. Неокрашенный задний бампер был практичным решением, но в глазах многих делал RAV4 похожим на коммерческий фургон, что никак не вязалось с ценой и статусом автомобиля. У обновленной машины его верхняя часть полностью окрашена.
Рестайлинг обошелся японцам малой кровью: стальные детали они не трогали вообще, ограничившись пластиком, но изменения видны издалека. Сотрудники ДПС на посту, прежде чем остановить нашу машину, успевают как следует обсудить ее между собой. А останавливают нас часто: в Кабардино-Балкарии RAV4 – редкость, да и машины ярко-голубого или темно-красного цвета – тоже.
Отделка интерьера стала более дорогой и качественной. И заслуга тут даже не в мягких накладках на двери, качественной гладкой коже на руле и сиденьях, а в неприметной пластиковой накладке под селектором трансмиссии. До рестайлинга она была сделана «под углепластик» и выглядела так, будто ее приобрел в китайском интернет-магазине любитель тюнинга. Желтоватый, будто покрытый патиной «металл», заменили на серебристый — и мрачноватая, несколько старомодная передняя панель засияла по-новому.
Обновление затронуло и практичную сторону интерьера: на потолке разместили очечник, подстаканник на центральном тоннеле снабдили выемкой под ручку, чтобы можно было поставить в него кружку-термос, а в распоряжении задних пассажиров теперь есть 12-вольтовая розетка.
Еще одной темой для критики было недостаточное оснащение кроссовера. Обновленный RAV4 следующим после Land Cruiser 200 получил так называемый «полный зимний пакет» с подогревом всех сидений, руля, лобового стекла и форсунок омывателя. Моторы стандарта Евро-5 греют неважно, поэтому пришлось оснащать все машины дополнительным отопителем салона. А дизельная версия получила автономный подогреватель Eberspacher.
RAV4, как и Land Cruiser 200, умеет читать знаки, предупреждать о столкновении и самостоятельно регулировать скорость при движении на круиз-контроле. Список новых технологий пополнился и системой кругового обзора, которая позволяет буквально взглянуть на автомобиль со стороны: то есть строит вполне реалистичную картинку вокруг трехмерной модели кроссовера. Моей напарнице, которая водит крохотный Citroen и для которой RAV4 – «очень большой автомобиль», эта функция пришлась по душе. А я оценил круговой обзор, когда разворачивался на узком серпантине.
На крупный цветной дисплей посреди новой приборки теперь можно вывести кучу всевозможной информации. Например, индикаторы перегрузок и экономичного вождения или схему работы полного привода. Новая приборная панель с двумя крупными циферблатами предлагается для всех без исключения российских RAV4, тогда как в Европе для недорогих комплектаций оставили прежний, дорестайлинговый вариант.
В Toyota говорят, что ради хорошего оснащения многие покупатели готовы отказаться от полного привода: доля продаж моноприводных машин выросла вслед за ростом цен и сейчас составляет около трети. По этой причине автопроизводитель предлагают целых три версии RAV4 с передним приводом, а в самой дорогой из них есть и легкосплавные диски, и двухзонный климат-контроль, и 6-дюймовый цветной дисплей.
RAV4 теперь еще реже должен выезжать за город и критиковать увеличившиеся свесы кроссовера не совсем корректно. Равно как и низко расположенную выхлопную трубу версии с мотором 2,5 л – эта особенность известна еще по дорестайлинговой машине. Более того, сами японцы пересмотрели свое отношение к российским дорогам. Ранее в целях адаптации под наши условия кроссовер оснастили более жесткими пружинами и амортизаторами, а также полноразмерной запаской. Пятое колесо не хотело укладываться ровно и выпирало из скромной ниши. Пришлось накрывать его выпуклым коробом, как батареи на гибриде. Короб увеличивал погрузочную высоту и съедал 70 литров багажника, гремел и выглядел жутковато. Многие владельцы мечтали о европейской докатке и устанавливали сайлентблоки от европейских машин, чтобы смягчить ездовой характер машины. Японцы вняли критике и довольно быстро отказались от полноразмерной запаски и короба. С нынешним рестайлингом изменениям подверглась и подвеска – более мягкие пружины, перенастроенные амортизаторы. Одновременно, дабы не потерять в управляемости, увеличили жесткость кузова, добавив дополнительные усилители и точки сварки.
Проверять ездовой характер кроссовера нам предстояло не в городских условиях, а на довольно сложном горном маршруте в Кабардино-Балкарии. Дорестайлинговый RAV4 пару лет назад показался мне жестким даже для испанских дорог и скрупулезно отмечал их мелкие дефекты. Сейчас под колесами обновленного кроссовера – далеко не идеальный асфальт, который часто сменяется глинистой или каменистой грунтовой, а ошибка навигатора добавила к маршруту непростых километров. И везде RAV4 держится молодцом, разве что при переборе скорости на особо крупных ямах и неровностях подвеска жестковато срабатывает на отбой. Расплатой за мягкость стали крены в напряженных поворотах и раскачка, из-за которой есть риск приложить автомобиль защитой днища о крупную неровность. Дизельная машина кренится больше бензиновой, но усилие на руле у нее более плотное.
Но все же такие настройки подвески кажутся предпочтительными для российских условий. Причем, как в городе, так и в провинции. Комфорта добавляет и усиленная шумоизоляция — специальными матами покрыто все днище и багажник. Кроме того, звукоизолирована задняя колесная арка и дверной проем над ней. Машина действительно стала тише, особенно дизельная версия: посвист и рычание мотора 2,2 практически не слышны, бензиновые машины работают куда громче. Но гул шипованной резины все равно слышен довольно отчетливо.
На равнине двух литров в паре с вариатором хватает для плавного, но уверенного разгона. Во всяком случае обгоны проходят без проблем. Чем выше в горы, тем сложнее дышится и человеку, и двигателю. Более мощный мотор 2,5 л, а также дизель (оба оснащены 6-ступенчатыми «автоматами») легче карабкаются вверх.
Вариатор не очень подходит для внедорожных приключений. Тем не менее, затяжной подъем специального внедорожного участка RAV4 преодолевает, хоть и не без труда. Машина едет в натяг, скорость упала до 15 км/ч, а педаль газа нажата в пол. Тем не менее, высота взята без намека на перегрев. На перегибе забуксовавшие было колеса прихватывает электроника, имитируя межколесные блокировки. Вниз по заснеженному склону едем с помощью электронного ассистента помощи при спуске (DAC) — он уверенно замедляет машину, даже если под колесами голый лед, не давая ей развернуться поперек и поддерживая безопасную скорость. Пользоваться DAC просто: замедлился до 40 км/ч и нажал крупную кнопку справа от руля. Системе можно доверять, хотя нужно учитывать, что на долгих и затяжных спусках она здорово нагревает тормоза и эффективность замедления снижается.
Полноприводная трансмиссия теперь всегда передает 10% момента на заднюю ось, а при необходимости может быстро распределить тягу поровну. На небольшой скорости муфту можно принудительно заблокировать, тогда поворачиваемость автомобиля приобретает нейтральный характер. В обычных условиях RAV4 ведет себя как переднеприводник — с перебором скорости в повороте он скользит в сносе и докручивается при резком сбросе газа.
RAV4 предельно прост в управлении и на дороге, и на бездорожье. Это важно, потому что целевая аудитория кроссовера зачастую ищет автомобиль повыше, не вдаваясь в подробности. Тем не менее, RAV4 способен на небольшие подвиги. С одной стороны, это вселяет излишнюю уверенность в возможности машины, но при этом позволяет выпутаться из сложной ситуации.
Современный преуспевающий городской житель часто меняет увлечения. Сегодня он едет на горных лыжах, завтра возомнит себя альпинистом. Да, он немного умерил свои аппетиты и вместо подорожавшей заграницы едет кататься на Эльбрус, но ему по-прежнему необходим универсальный, вместительный и проходимый автомобиль. Поэтому в Toyota уверены, что спрос на кроссоверы в России будет сохраняться и дальше.
Дорестайлинговый RAV4 стартовал с отметки 1 255 000 руб. и только с началом продаж обновленной машины подешевел до 998 000 рублей. Теперь же минимальный ценник – 1 099 000 руб., что вполне приемлемо, учитывая расширенный набор опций и то обстоятельство, что обновленный RAV4 лучше адаптирован к российским условиям. В следующем году автомобиль получит прописку в Санкт-Петербурге, и это позволит сдержать рвущиеся вверх цены.
Евгений Багдасаров
Фото: Toyota