- Что такое фаркоп в автомобиле и какие виды бывают
- Что такое фаркоп
- Основные виды
- Несъемный
- Съемный
- Фланцевый
- Классификация по шаровому соединению
- Тип «А»
- Тип «В»
- Тип «С»
- Тип «E»
- Тип «F»
- Тип «G»
- Тип «H»
- Тип «V»
- Тип «N»
- Фаркоп американского типа
- Правовое регулирование в России
- Регистрация ТСУ
- Если автомобиль не рассчитан на использование ТСУ
- Штраф за нелегальную установку
- Сцепное устройство для легкового прицепа от А до V
- Что представляет собой тягово-сцепное устройство
- Виды фаркопов
- Как установить фаркоп
- Производители тягово сцепных устройств
Что такое фаркоп в автомобиле и какие виды бывают
Автомобиль можно использовать не только для комфортного перемещения из одной точки в другую, но и для транспортировки различных грузов. Бывают ситуации, когда владельцам недостаточно объема багажного отделения или нужно перевести габаритный груз. Выходом в этом случае становится прицеп, для крепления которого используется фаркоп. В рамных внедорожниках и грузовых автомобилях фаркоп зачастую входит в стандартную комплектацию. Для легковых автомобилей эта опция устанавливается отдельно.
Что такое фаркоп
Фаркоп – это специальное тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое используется для сцепки и буксировки прицепов.
Фаркоп на автомобиле
ТСУ принято делить на две категории:
- американского типа;
- европейского типа.
У нас наиболее распространен последний вариант. По своей конструкции европейский фаркоп состоит из двух основных элементов: поперечины и шарового узла (крюка). Поперечина монтируется к кузову или к раме через специальное крепление. Шаровый узел крепится или зафиксирован на балке.
Основные виды
Главным образом, фаркопы классифицируются по типу крепления. Различают три основных вида:
- несъемные или сварные;
- съемные;
- фланцевые.
Несъемный
Такой тип ТСУ считается устаревшим вариантом, так как нет возможности для его быстрого демонтажа. Крюк с шаром крепится к балке с помощью сварного шва. Данный вариант хоть и надежный, но неудобный. Во многих странах не разрешается ездить с фаркопом без прицепа.
Съемный
Его можно снимать при необходимости и быстро устанавливать обратно. Современные внедорожники и пикапы комплектуются подобными ТСУ уже с завода.
Фланцевый
Фланцевые фаркопы также можно отнести к категории съемных, но они отличаются типом крепления крюка. Он устанавливается при помощи болтового (торцового) и горизонтального соединения. Крепление отличается высокой надежностью, прочностью и большой грузоподъемностью. Подходит для перевозки грузов до 3,5 тонны.
Классификация по шаровому соединению
Существует несколько вариантов шарового соединения, которые классифицируются буквенными обозначениями. Разберем каждый вариант по отдельности.
Тип «А»
Относится к условно-съемной конструкции. Крюк крепится двумя болтами. Снимается с помощью гаечных ключей. Наиболее распространенная конструкция из-за своей надежности и простоты эксплуатации. Выдерживает нагрузку до 150 кг, транспортируемый вес – 1,5 тонны.
Тип «В»
Это конструкция горизонтального соединения. Относится к съемным и полуавтоматическим. Фиксируется с помощью центральной гайки.
Тип «С»
Быстросъемный фаркоп, может крепиться как вертикально, так и горизонтально с помощью пальца поперечной фиксации типа эксцентрик. Простая и надежная конструкция.
Тип «E»
Американский тип фаркопа с квадратом. Шар съемный, крепится на гайке.
Тип «F»
Данный тип часто применяется на внедорожниках. Используется условно-съемный кованый шар, который крепится двумя болтами М16. Существует возможность установить в нескольких положениях, что позволяет менять высоту.
Тип «G»
Условно-съемная конструкция, кованный шар. Отличается фланцевым креплением при помощи четырех болтов М12. Есть варианты с регулируемой высотой с креплением на шести болтах. Часто используется на внедорожниках.
Тип «H»
Относится к несъемным, шар приварен к крепежной балке. Простая и надежная конструкция, которая используется в основном на автомобилях отечественного производства.
Тип «V»
По конструкции схож с типами «F» и «G», но отличается отсутствием возможности регулировки по высоте.
Тип «N»
Универсальное фланцевое соединение с четырьмя отверстиями. Есть три модификации, которые отличаются межцентровым расстоянием и крепежными отверстиями.
Виды фаркопов
Также в последнее время появились фаркопы с шарами типа BMA. Они очень быстро и легко демонтируются. Также появились ТСУ, которые можно прятать в бампер или под раму. Чаще всего они устанавливаются на американские автомобили.
Фаркоп американского типа
Этот тип ТСУ выделяется в отдельную категорию, так как имеет отличную от остальных конструкцию. Она состоит из четырех элементов:
- Прочная металлическая балка или рама крепится на кузов или под задним бампером.
- К раме крепится «квадрат» или «приемник». Это специальное крепежное отверстие, которое может иметь различное сечение, форму и размер под квадрат или прямоугольник. Размеры прямоугольника – 50,8х15,9 мм, квадрата – каждая сторона 31,8 мм, 50,8 мм или 63,5 мм.
- При помощи особого фиксатора или сварки на крепежном квадрате устанавливается кронштейн.
- Уже на кронштейне монтируется крепеж под шар. Шар получается съемным, крепится гайкой, также может быть разного диаметра.
Преимущество американского варианта в том, что кронштейн позволяет без труда менять диаметр шара и регулировать высоту.
Фаркоп американского типа
Правовое регулирование в России
Многие водители интересуются, нужно ли регистрировать фаркоп в ГАИ и какое наказание ждет за нелегальную установку?
Стоит сказать, что установка ТСУ – это конструктивное изменение устройства автомобиля. Существует специальный перечень изменений в конструкции, которые не нужно согласовывать в ГИБДД. В этот список входит и фаркоп, но с некоторыми пояснениями. Конструкция автомобиля должна подразумевать установку фаркопа. То есть, автомобиль должен быть рассчитан на установку ТСУ. Подавляющее большинство авто имеет такую заводскую возможность.
Регистрация ТСУ
Чтобы избежать возможного наказания, водитель должен иметь при себе следующие документы:
- Сертификат на фаркоп. Приобретая любой фаркоп в специализированном магазине, с ним выдается сертификат соответствия. Это документ, который подтверждает стандарты качества, указанные производителем. Также документ подтверждает, что изделие прошло необходимые испытания.
- Документ от сертифицированного автоцентра. Установку ТСУ нужно проводить в специализированных автоцентрах, которые выдают соответствующий сертификат. Этот сертификат (или копия) подтверждает качество выполненных работ по установке изделия. Документ должен быть заверен печатью.
Если на приобретённом автомобиле уже установлено ТСУ, то также нужно обратиться в специализированный автоцентр, который проведет диагностику и выдаст сертификат. Стоимость услуги составляет примерно 1 500 рублей.
Если автомобиль не рассчитан на использование ТСУ
Если машина не рассчитана на установку ТСУ с завода, то есть возможность установить самостоятельно, но нужно сделать следующие шаги:
- Приобрести фаркоп с сертификатом.
- Установить изделие в автоцентре.
- Пройти экспертизу в ГИБДД на внесение изменений в конструкцию автомобиля. В свою очередь, ГИБДД направит водителя в автоцентр для экспертизы.
- Записать изменения в техталон и ПТС об изменении в конструкции авто.
Необходимо иметь в виду, что самостоятельная установка фаркопа может повлиять на заводскую гарантию на транспортное средство.
Штраф за нелегальную установку
При первом нарушении за нелегальный фаркоп инспектор может вынести предупреждение. За последующее нарушение подразумевается штраф в размере 500 рублей согласно статье 12.5 часть 1 КоАП.
Фаркоп – это действительно нужная вещь, если подразумевается использование прицепа. При покупке важно обращать внимание на качество изделия, его соответствие стандартам и автомобилю. Нужно учитывать максимальный перевозимый вес груза, который он может выдержать. Также водитель должен иметь определенные сертификаты и документа на ТСУ, чтобы избежать возможного наказания.
Сцепное устройство для легкового прицепа от А до V
Когда речь заходит о прицепах, начинающие автомобилисты уверенно обсуждают вопросы грузоподъёмности и манёвренности. Но вопросы тягово-сцепного устройства ставят в тупик только из-за определения понятия. То ли это сцепное устройство для легкового прицепа, то ли сцепная головка прицепа, а может дышло – это фаркоп?!
Выгода приобретения фирменного фаркопа для машины понятна. Что же такое ТСУ (тягово-сцепное устройство) или фаркоп – это крюк с металлическим шаром, торчащий ниже бампера, для накидывания на него сцепной головки, установленной на конце прямого или V-образного дышла прицепа. Когда возникает нужда перевозки груза, непомещающегося в салон или багажник, выбор прицепа сопровождается вопросами о фаркопе. Ведь в зависимости от крепления рассчитывается допустимая нагрузка на раму автомобиля. Конечно же, таблицы масс имеются в сертификатах и на обратной стороне капота. Но что делать, если сцепное не установлено?
Определённо:
- Искать подходящую или родную марку;
- При отсутствии изготавливать на заказ или самостоятельно.
Что представляет собой тягово-сцепное устройство
На практике в России прижились два вида ТСУ:
- «Петля-скоба». Такое устройство представляет собой скобу. А на дышле прицепа имеется петля в виде кольца, которое помещается в скобу. Фиксация происходит с помощью увесистого металлического пальца, продетого сквозь кольцо, находящееся в скобе. Трактора и их собратья оснащены таким ТСУ. На грузовых авто «ЗИЛ», «ГАЗ» возможно защёлкивание скобы без пальца. Аналогичные фаркопы – это конструкции специального назначения. Такая система предназначена для повышенной сопротивляемости и прочности в условиях малой проходимости дорог. Главным минусом являются ударные перегрузки, которые приводят к износу устройства.
Достоинством данной конструкции является возможность оснащения прицепа тормозной системой, которая будет работать по средствам передачи механических колебаний через шар в сцепную головку и обеспечивать нивелирование скоростных перепадов на дороге: тормозит автомобиль, прицеп по инерции давит рычагом на шар, включаются тормоза.
Самодельные ТСУ стараются вписаться в конкретные особенности назначения. Иначе возможен запрет на эксплуатацию. На рынке же встречается много моделей. Все они различаются:
- По весовой классификации;
- По конструкции;
- Способу крепления;
- Особенностям крепления электрики.
Виды фаркопов
Буксировка с нестандартными значениями может привести к плохим последствиям. Поэтому классификация фаркопов начинается с весовой нагрузки. Соответствие своей группе обеспечит долгую жизнеспособность.
Выделяют 3 категории:
- Для легковых авто с допустимый массой прицепа 1,5 т;
- Для универсалов, минивэнов с аналогичным значением до 2,5 т;
- Для микроавтобусов, внедорожников до 3,5 т.
Европейская конструкция. Отличием от отечественных является размер шара, который маркируется дюймами:
- 1- 7/8 равен 47,6 мм;
- 2 равен 50, 8 мм;
- 2-5/16 – 58,7 мм.
Американская конструкция. Это немного другая история. Имеют форму четырёхугольной шахты, в которую вставляется дышловый наконечник с запором в виде крюковидной рукоятки.
Способ крепления предполагает три типа устройств:
- Несъёмный. Полностью сварная конструкция.
- Условно-съёмный. Возможен демонтаж прицепного крюка, зафиксированного на болты.
- Съёмный. Имеется защёлка, позволяющая быстро сложить крюк.
Классификация фаркопов:
- «А»—съёмный на 2-х болтах (нагрузка не более 150 кг при полной массе прицепа до 1,5 т);
- «В»— съемный на гайке;
- «С»—съемный/складной на эксцентрике;
- «BMA»— складной класса «люкс»;
- «Е»—американский стандарт (до 1,5 т);
- «Н»—несъемный;
- «FC»—легкий (до 750 кг);
- «GC»—съёмный на 4-х болтах;
- «F»—кованный съёмный на 2-х болтах. Имеет вертикальную регулировку;
- «G»—аналог «F» на 4-х болтах;
- «V»—аналог «F» нерегулируемый.
Тягово-сцепное устройство – это место встречи автомобильной электрики и прицепной. На фаркопе как правило монтируется розетка с 7, 13 или 15 контактами, а проводка прицепа предполагает аналогичную вилку. Бывает, вилка и розетка оказываются с различным вариантом контактов. Заблаговременный выбор прицепа с нужной распиновкой исключит проблему. Но если такое случилось, на помощь приходит переходник.
Производители фаркопов, предлагая свою продукцию массовому потребителю, несут ответственность за качество материала и сопротивляемость элементов в сборке, проверить которую можно лишь в заводских условиях. Требования ОСТ 37.001.299 регламентируют характеристики. Кустарные же фаркопы живут и удачно маскируются под оригинальные образцы. Хорошо, если мастеру известна формула распределения веса относительно кузова автомобиля и установки точек крепежа, но никто не гарантирует надёжность металла.
Как установить фаркоп
ТСУ крепится к раме или кузову автомобиля. Бампер обычно снимается и его роль достаётся основной балке прицепного. В отдельных вариантах приходится сверлить лонжерон и устанавливать закладные пластины. Но установка родного фаркопа – дело нехитрое. Если производитель авто предусмотрел места монтажа, отверстия и прочие элементы для установки фаркопа, а также имеется документ (как правило, это сертификат при покупке) с характеристиками оригинального устройства, то самостоятельный монтаж вполне законен и логичен. Сервис предложит определённую цену. Это окупится в том случае, если предполагается сверление дополнительных отверстий или установка не родного фаркопа, но подходящего по характеристикам. Сервис выдаст письменное заключение о соответствии нормам.
Состояние шара и самого ТСУ требует постоянной проверки на наличие:
- Раскрученных, сорванных гаек или болтов (гровер предотвратит раскручивание, но не срыв);
- Смазки шара;
- Чистоты розетки;
- Сварных швов.
Шар испытывает критические нагрузки, подвержен износу. Замерять диаметр надо каждые 1-1,5 тысяч км пробега.
Производители тягово сцепных устройств
Напоследок можно привести список известных производителей ТСУ:
- Bosal – 200 образцов для легковушек и грузовиков из Бельгии;
- Brink – лидирующая позиция из Голландии;
- VFM – российское объединение под флагом фирмы Bosal;
- Westfalia – крупная немецкая фирма. Более 800 наименований;
- Aragon – испанский лидер;
- HiddenHitch – североамериканская компания;
- AvtoS – российская компания производит прицепы и фаркопы;
- BALTEX – отечественная компания из Санкт-Петербурга.
Видеообзор фаркопов Bosal
Когда картина ясна, не стоит тратить понапрасну время и изобретать то, что уже есть в наилучшем варианте. Здравый подход к решению перевозки груза и грамотному монтажу фаркопа обязательно приведёт к успеху. А любители изобретений должны как минимум ориентироваться на обладателей золотых рук.