Типы колес для грузовых автомобилей

Типы грузовых шин и их классификация

Грузовые шины являются неотъемлемой частью современного грузового транспорта. Широкое многообразие коммерческого грузового транспорта и различные условия его эксплуатации требуют шин, способных обеспечить эффективные характеристики и высокий уровень безопасности. Ведь правильно подобранные шины позволяют в значительной мере повысить технические параметры автомобиля. Помимо прочего, хорошие грузовые шины способны сократить расход топлива и обеспечить долгий срок службы элементам подвески автомобиля. А правильно подобранные под условия эксплуатации грузовые покрышки способны прослужить в несколько раз дольше.

Первое, с чем необходимо определиться, это тип грузового транспортного средства. Тут все достаточно просто, это может быть прицеп, автобус, тягач, спецтехника или что-то другое. Помимо принадлежности к типу транспорта, грузовая резина различается по типу установки на ось. Помимо шин для спецтехники принято различать грузовые шины, устанавливаемые на рулевую ось машины, грузовые шины, предназначенные для ведущей оси, и универсальные шины, подходящие для установки на любую ось автомобиля.

Грузовые шины для рулевой оси имеют особую конструкцию, позволяющую им обеспечивать оперативные реакции на движения руля.

Грузовые шины для ведущей оси обеспечивают эффективные тяговые и сцепные характеристики автомобиля с дорожным покрытием.

Универсальные грузовые шины могут быть установлены как на ведущей, так и на рулевой оси автомобиля.

Место, где располагается колесо, на которое будет одета новая покрышка, имеет большое значение, поэтому производители используют общепринятое сокращение, которым маркированы все грузовые шины: рулевые колеса символ F, колеса ведущей оси D, шины для прицепов T, остальные Z.

Несмотря на неоспоримые преимущества грузовых шин для передней (рулевой) оси и задней (ведущей) многие предпочитают устанавливать на свои автомобили универсальные шины. В основном это делается из экономических соображений. Шины попросту меняют местами или установленные на рулевой оси покрышки по истечении определенного пробега переставляются на задние оси, а передние ставят на их место.

Помимо принадлежности к оси грузовые шины принято классифицировать по типу эксплуатации. Профессионалы могут определить принадлежность шины к тем или иным условиям эксплуатации по рисунку протектора. Принято различать шоссейные, региональные, зимние, городские, строительные и внедорожные шины. Зимние шины для грузовиков отмечают символом N, для городских дорог и пригорода E, автомагистральные покрышки имеют букву A, а шины для лесной местности Y.

Некоторые производители используют собственную, упрощенную систему маркировки грузовых шин для удобства их выбора при покупке. По такому пути, например, пошла компания Michelin, разместившая на боковинах своих покрышек специальный информационный блок, в котором указана область ее применения. Грузовые шины Michelin подразделяются на: шоссейные (X Line), покрышки для строительной техники (X Works), многофункциональные шины (X Multi), шины для автобусов (X Coach), покрышки для городского использования (X Incity) и карьерные шины для спецтехники (X Force).

Читайте также:  Устройство автомобиля форд фиеста

Какие бывают грузовые шины

Шины – это та часть грузовика, которая непосредственно контактирует с дорожным покрытием. Именно от них зависит безопасность движения. Покрышки обеспечивают такие важные показатели, как разгон, сцепление с дорогой, эффективность торможения и устойчивость на дороге. Если шины выбрать неправильно, то эти показатели ухудшаются.

Что такое грузовые шины, какие виды встречаются

Любая шина – это элемент колеса. Грузовые покрышки, по сути, являются внешней оболочкой и устанавливаются на диск. Их основная задача – это обеспечение хороших сцепных свойств с дорогой. Любая грузовая шина имеет протектор, стальной пояс и кожух, внутренний слой, боковые части, а также укрепленный кольцевой стержень.

Существуют различные виды покрышек. Их применение зависит от особенностей грузовика. Если у грузового автомобиля 2 оси, то устанавливаются диагональные и радиальные шины. Они могут быть как камерными, так и бескамерными. На одной оси шины должны быть одинаковыми.

Подходят грузовые шины для легковых авто?

Шины для легковых и грузовых автомобилей имеют общее строение, но все равно сильно отличаются. У них разный протектор, толщина материала, размеры и другие важные факторы. Несмотря на это, грузовые покрышки применимы для «легковушек». Легковые шины же использовать для грузовиков нельзя.

Маркировка покрышек для грузовиков

Любые грузовые шины имеют маркировку. Буквы Z, D, T, F означают, на какой оси покрышки должны быть установлены, а именно:

1. Z – управляемые и прочие;

3. T – для прицепов;

4. F – управляемые.

Шины также отличаются по применяемости. Буква A означает, что они для трассы, E – для города, N – для снежного покрытия, Y — для передвижения во время строительных работ. Встречаются и другие типы.

Выше описаны наиболее часто используемые символы при маркировке. Однако встречаются и другие, их много. К примеру, буква R иногда обозначает, что протектор у покрышек радиального типа. Также иногда в маркировке используются символы, означающие размеры шин и другую информацию.

Надпись Energy означает, что шины способствуют экономии расхода топлива, а Max Pressure – максимально допустимое давление. Встречаются и другие обозначения.

Вес грузовых шин

Практически все грузовые шины весят по-разному. Этот показатель зависит, прежде всего, от размеров, типа модели и производителя. Примерные цифры назвать сложно, так как покрышки одного диаметра могут весить по-разному из-за особенностей строения. Бывает, что вес одной шины достигает до 80 кг. Более точные цифры представлены в таблице ниже.

Давление в покрышках

Оптимальное давление важно соблюдать в любых шинах, особенно в грузовых. От давления зависит ресурс самих покрышек, комфорт при езде и другие важные факторы. Оно всегда должно быть оптимальным. Слабое или высокое давление одинаково опасно, так как автомобиль будет управляться не так, как должен.

Для всех шин оптимальное давление разное и обычно производитель его указывает. Оно делится на 2 типа – первый нужен при приемлемой загрузке грузовика, а второй – при максимальной.

Ресурс покрышек

Ресурс грузовых шин, прежде всего, зависит от качества изготовления и типа эксплуатации. Если соблюдать все рекомендации производителя, то покрышки могут эксплуатировать до 150 тысяч километров пробега. Этого хватит на несколько лет, в зависимости от периодичности езды на грузовике.

Читайте также:  Тест драйв ниссан альмера классик автомат

Обычно ресурс уменьшается из-за резких торможений и стартов, ускорений, высокой скорости с грузом, неправильном давлении в шинах, отсутствие балансировки когда это надо и другие причины.

Выбор грузовых шин

Выбрать покрышки для легкового автомобиля просто. Однако выбор шин для грузовиков усложняется, так как первая попавшаяся модель не подойдет. Нужно учитывать все параметры, условия эксплуатации и прочее. Основные факторы, которые нельзя упускать:

1. Качество дорожного покрытия, которое будет преобладать при эксплуатации. Если грузовик будет ездить по дорогам плохого качества, то лучше всего выбрать шины с регулируемым давлением, тогда их ресурса хватит на максимальный срок. Для хорошего асфальтированного покрытия подходят пневматические покрышки;

2. Для чего грузовик будет использоваться. Маркировка на шинах позволит выбрать оптимальный вариант. Также важно учитывать параметры грузового автомобиля;

3. Манера вождения;

4. Погодные условия, которые преобладают при эксплуатации;

5. Протектор. Его рисунок важен, так как от него напрямую зависит сцепление с дорогой. При этом нужно учитывать местность эксплуатации;

6. Профиль шин. Он может быть разным, но от него зависит управляемость, устойчивость на дороге, грузоподъемность и проходимые свойства грузовика;

7. Ось, для которой выбираются шины. Если установить покрышки, предназначенные для другой оси, то их эффективность будет плохая, а также уменьшится ресурс;

8. Качество изготовления. От этого напрямую зависит срок службы шин.

Основная информация о грузовых шинах было описана выше. Изучив ее, можно выбрать хорошие грузовые покрышки.

Виды и типы грузовых шин

Колеса грузовых автомобилей испытывают значительные нагрузки, поэтому износостойкости и прочности шин уделяется особое внимание. Качественные, правильно подобранные шины обеспечивают высокий уровень безопасности участникам дорожного движения, помогают сократить расход топлива, продлить рабочий период элементам подвески. Колесная резина грузовых автомобилей классифицируется по четырем основным признакам: типу протектора, дорожным условиям, конструкции, оси, для которой она предназначена.

Виды шин по рисунку протектора

Рисунок протектора определяется, в основном, эксплуатационными условиями. По типу рисунка протектора условно различают следующие шины: дорожные, магистральные, внедорожные, региональные, карьерные.

Дорожные

Такие шины предназначены для поездок по асфальтированным ровным дорогам. Канавки неглубокие и узкие. Это тихая и комфортная резина, обеспечивающая (при перевозках грузов по асфальту) рациональный расход топлива, устойчивость, хорошую скорость и эффективное торможение. Такие шины хорошо подходят для магистральной техники, используемой для междугородных и международных перевозок, но полностью теряют преимущества в условиях бездорожья. На плохих дорогах дорожные шины быстро изнашиваются и обеспечивают слабую проходимость.

Магистральные

Обеспечивают хорошую устойчивость, управляемость техники, рациональный расход топлива. Отличаются высоким индексом слойности. Используются в основном для установки на тяжелонагружаемые самосвалы и фуры.

Внедорожные

Отличаются развитыми грунтозацепами, ширина которых должна соответствовать выемкам в протекторе. Только в этом случае грунтозацепы будут эффективно защищать резину от забивания грязью и обеспечивать движение тяжелой машины по бездорожью, песку, снегу. Можно ли эксплуатировать внедорожную резину по асфальту? Можно. Однако в этом случае расход топлива возрастет в 1,15-1,4 раза, а ограничения по скорости составят 70 км/час (ехать быстрее небезопасно). Уровень шума высокий, комфорт езды низкий. Такие шины в основном устанавливаются на спецтехнику и военную технику.

Читайте также:  Тест драйв стиллавин соляриса

Региональные (универсальные)

Такая резина состоит из центральной части с дорожным рисунком и грунтозацепов, расположенных по краям. Она устанавливается на грузовые автомобили, предназначенные для поездок по асфальту и небольшому бездорожью. Региональные модели обычно используются для большинства строительной техники.

Карьерные

Такая резина, рисунок которой («елочка») схож с рисунком протекторов сельскохозяйственной техники, предназначена для установки на карьерные самосвалы и другую спецтехнику. Для карьерного протектора характерны крупные выступы и наличие грунтозацепов. Карьерные шины эффективны для использования в самых сложных дорожных условиях.

Классификация шин по расположению на оси

В зависимости от оси, для которой предназначена резина, шины разделяют на несколько классов:

  • Для передней оси. Резина передних колес испытывает высокие нагрузки при резких разгонах и торможениях. Протекторы имеют продольные канавки, способные эффективно отводить воду. Летняя резина поперечных выемок практически не имеет. На зимних и внедорожных шинах поперечные канавки выражены четко.
  • Для задней оси. Поперечные канавки ярко выражены. Они могут отсутствовать только на шинах, предназначенных для езды по асфальтовой дороге.
  • Для прицепа. Такие изделия не особо ответственны, а их задача заключается в обеспечении минимального сопротивления. Поперечный рисунок на них отсутствует или мало выражен.
  • Универсальные грузовые шины. Могут использоваться и на передней, и на задней оси. Чаще всего новые изделия ставят на передние колеса, а после какого-то периода эксплуатации переставляют на задние. Рулевые шины для прицепной и полуприцепной техники использовать запрещено во избежание аварийных ситуаций.

Разновидности шин по конструкции

По конструктивному исполнению грузовые шины разделяют на диагональные и радиальные.

Диагональные

Каркас таких изделий состоит из прорезиненных прокладок корда, края которых обвиваются вокруг кольцевых стержней. Для легковых автомобилей такая конструкция считается устаревшей, но для грузовой техники эти шины еще применяются, благодаря относительно невысокой стоимости, ремонтопригодности, стойкости к разрезам и проколам, смягчению нагрузок при поездках по плохим дорогам. Их большим недостатком является сжатие протектора при высоких нагрузках.

Диагональные шины разделяют на камерные и бескамерные. Первые появились давно. Они являются менее функциональными из-за малой устойчивости к проколам. Визуально бескамерные изделия мало отличаются от камерных. Если такая модель прокалывается тонким предметом, то внутренний резиновый слой толщиной 2-3 мм предотвращает быстрое вытекание воздуха. Другие преимущества: меньшая масса, ремонтопригодность (небольшое отверстие можно легко заделать герметизирующим материалом), слабый нагрев в пути, медленный износ. Минусом является сложность ремонта значительных повреждений.

Радиальные

Нити корда в такой резине пролегают от одного борта к другому, не пересекаясь. Радиальные покрышки превосходят диагональные по прочности, теплопроводности, устойчивости к трещинообразованию, величине нагрузок. Эти изделия обеспечивают хорошее сцепление с дорожным полотном, что приводит к повышению безопасности, благодаря хорошей управляемости и устойчивости ТС. Недостатки: усложненная конструкция, а следовательно, более высокая цена, по сравнению с диагональными покрышками, уязвимость к повреждениям в условиях плохих дорог.

Оцените статью