- Типы протектора грузовых шин
- Какие факторы определяют рисунки протекторов грузовых шин
- Как влияет на рисунок тип дороги и формат эксплуатации грузового авто
- Как влияет на рисунок место шины на оси грузового автомобиля
- Протектор грузовых шин: виды и классификация
- Виды рисунка протектора грузовых шин
- Виды протектора грузовых шин в зависимости от устанавливаемой оси
- Виды протектора в зависимости от условий эксплуатации
- Срок службы грузовых шин
Типы протектора грузовых шин
Многотонная эксплуатационная нагрузка, шестизначный среднегодовой пробег, работа в режиме 24/7, запредельные перегрузки при торможении, использование в 40-градусную жару и при сильном морозе — вот только краткий перечень вызовов, с которыми сталкивается протектор грузовых шин. Что помогает ему справиться с этими вызовами? Правильный ответ на этот вопрос поможет вам сэкономить на замене автомобильной резины, предупреждая преждевременное истирание протектора. Поэтому вам стоит потратить 10 минут вашего времени и дочитать эту статью до конца.
Какие факторы определяют рисунки протекторов грузовых шин
От чего зависит рисунок грузовой автошины? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, а точнее — на плоскости дорожного покрытия. Ведь именно от него, а точнее — от его качества, зависит вся конструкция автошины. Именно под дорогу подбирают глубину протектора, размер и расположение блоков, отвечающих за коэффициент сцепления с грунтом.
Кроме того, большое влияние на рисунок имеет формат эксплуатации автошины. Одни модели будут бороздить бездорожье, преодолевая песчаные насыпи и грязевые ямы. Другие типы шин выпускаются только для твердого дорожного покрытия. Поэтому рисунок на поверхности первого варианта будет отличаться от второго чуть более чем полностью.
К дополнительным факторам, влияющим на внешний вид накатки можно отнести и расположение на оси, а также сезонность шины. Первый параметр влияет на все характеристики, ведь шина с первой (рулевой) оси отличается от модели для ведущих колес даже размером. А отличия зимних и летних вариантов настолько очевидны, что их невозможно спутать ни при каких обстоятельствах.
Как видите, факторов, влияющих на параметры рисунка протектора достаточно много. Поэтому далее по тексту мы рассмотрим примеры изменения рисунка под их влиянием.
Как влияет на рисунок тип дороги и формат эксплуатации грузового авто
В каталогах любого производителя можно найти следующие виды грузовых шин:
Такие модели подходят для коммерческих грузовиков, обслуживающих междугородние перевозки. Дорожные типы протекторов на грузовых шинах заметны сразу — их выделяют по неглубоким и узким канавкам. Ведь от этого типа шин требуется тихая работа, эффективное торможение и стабильная курсовая устойчивость. Но все эти преимущества работаю только на асфальте. На дорожных автошинах не рекомендуют даже съезжать на обочину. Они увязнут даже в относительном бездорожье, с которым справится даже «облысевшая» резина для легковушки. А плохие дороги убьют неглубокий протектор таких шин в два раза быстрее назначенного производителем срока.
Такие виды шин ставят на курсирующие между отдаленными регионами фуры. Ключевой характеристикой для такого транспорта является скорость доставки. Кроме того, для них важна управляемость и короткий тормозной путь. Поэтому в накатке прослеживается явное присутствие круговой канавки, а протекторные блоки сведены к минимуму — у некоторых моделей зона у борта может быть абсолютно гладкой. На магистральных моделях можно ездить только по шоссе. На бездорожье у них нет ни единого шанса.
Внедорожная конструкция грузовых автошин заметна сразу. Ведь у нее самый агрессивный внешний вид, задаваемый массивными грунтозацепами у борта и самой глубокой накаткой протектора. Такая конструкция рисунка необходима для увеличения коэффициента сцепления с грунтом и каменной насыпью. К тому же глубокая накатка предотвращает забивание протектора грязью. Внедорожные шины ставят на военную и специальную технику. После установки таких колес она может ездить и по бездорожью, и по асфальту. Только в последнем случае расход топлива увеличивается в полтора раза. Поэтому установка внедорожного протектора «для красоты» или «на всякий случай» — это не самое лучшее решение.
Если вы хотите ездить и по асфальту, и по грунтовке — вам нужна шина регионального применения. Центральная часть протектора такой автошины скопирована с дорожных моделей, а боковая — с внедорожного варианта. Поэтому региональная грузовая автошина подходит и строительной спецтехнике, и малотоннажным автомобилям курьерских служб. Она не буксует на обочине и не увеличивает расход бензина в городе.
- Карьерные и сельскохозяйственные модели
Они отличаются от обычных грузовых автошин и размером и рисунком протектора. Вместо канавок и блоков-грунтозацепов в рисунке карьерной и сельскохозяйственной спецшины присутствуют массивные 3D-блоки. Они располагаются по поверхности расположенные «елочкой», что обеспечивает высокую проходимость в любых дорожных условиях.
Как влияет на рисунок место шины на оси грузового автомобиля
Кроме условий эксплуатации на виды рисунков на протекторах влияет и место шины на оси автомобиля. Ведь времена, когда на все колеса грузовика ставили одинаковые модели автошин давно прошли. Сейчас для грузового автомобиля покупают три разновидности шин:
- Рулевые (Steer) модели — их ставят на первую ось, связанную с гидроусилителем, колонкой и рулем.
- Ведущие (Drive) модели — их монтируют на оси, принимающие момент вращения с вала двигателя грузовика.
- Модели качения (Trailer) — их ставят на оси прицепа, которые ну участвуют в управлении и не генерируют крутящий момент.
Как видите, каждая ось выполняет свою работу, поэтому связанным с ней колесам необходимы автошины со специальным рисунком протектора. Например, для Steer моделей выбирают вариант с четко выраженными круговыми канавками и частой нарезкой блоков. Первая особенность рисунка отвечает за курсовую устойчивость, вторая — за короткий тормозной путь.
У Drive моделей совсем другой рисунок протектора. Он подчинен главной задаче колеса — генерации максимально возможной тяги. Поэтому в накатке такой автошины прослеживаются массивные блоки, увеличивающие коэффициент сцепления с дорогой. Помимо блоков здесь можно увидеть неглубокие поперечные канавки — ламели, создающие дополнительное сцепление. Поэтому у ведущего протектора всегда бывает максимально богатый и сложный «узор». Иначе он не сможет обеспечить высокую силу сцепления с дорогой.
Trailer-модели не должны цепляться за дорогу, как ведущие колеса. Им достаточно обеспечить прицепу курсовую устойчивость и минимальный уровень сцепления с дорожным полотном. Поэтому у этой модели самый простой рисунок. Ведь чем меньше ламелей и канавок на Trailer-шине, тем ниже сопротивление качению прицепа, благодаря чему удается сэкономить топливо.
Кроме Steer, Drive и Trailer моделей производители автошин могут предложить и так называемые «универсальные» модели, рисунок которых напоминает региональную шину. Только центральную часть протектора в этом случае заменяет «рулевой» рисунок, а боковая часть копируется с ведущей автошины.
Считается, что универсальный вариант уступает рулевой и ведущей автошине, но ее можно использовать в том случае, если вам нужно поменять колесо на любой оси грузовика. Универсальная автошина — это самый лучший вариант запаски. Ее можно поставить на место Steer покрышки или вместо Drive колеса. Она обеспечит приемлемую управляемость и не самый худший коэффициент сцепления с дорогой.
«Цена от» означает рекомендованную розничную цену на товар и может отличаться от цены, предлагаемой дилерами GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.
* Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ
Протектор грузовых шин: виды и классификация
В первую очередь на шины возлагается задача обеспечивать качественное сцепление с дорогой, а также улучшать общую управляемость. Грузовые шины также должны выдерживать большие нагрузки, обусловленные особенностями эксплуатации.
Виды рисунка протектора грузовых шин
Первое, что смотрят при выборе – рисунок протектора. От особенностей рисунка напрямую зависят технические характеристики авторезины. Выделяют следующие разновидности рисунка.
- Симметричный. Наиболее распространенный вид протектора на грузовых автомобилях может использоваться на большей части осей. Протектор отличается простотой. Такие шины дешевле аналогов, их проще восстанавливать. Обеспечивают достаточную устойчивость на дороге.
- Симметричный направленный. От описанного выше отличается наличием направленных канавок и блоков. Отлично справляется с бездорожьем. Чаще всего, монтируются такие шины на ведущие оси.
- Ассиметричный. Такой протектор грузовой шины встречается нечасто. Зачастую рисунок применяется для универсальных покрышек, которые могут одновременно использоваться на разных дорогах и покрытиях. Особого распределения по осям нет, могут встречаться модели для разных осей.
- Ассиметричный направленный. Данный протектор отличается рисунком, имеющим дополнительную направленность движения. Отлично держит дорогу. Используется в основном на магистральных покрышках, могут применяться в спецтехнике или на карьерном транспорте.
Рисунок протектора грузовой шины влияет на многие технические характеристики. В первую очередь речь идет о тяговых характеристиках. Оказывает влияние и на расход топлива.
Виды протектора грузовых шин в зависимости от устанавливаемой оси
Помимо этого, грузовой протектор стоит подбирать по осям. Для каждой оси грузовика требуется свой рисунок, только тогда автошина будет работать полностью наиболее эффективно. Зачастую автопроизводитель прямо указывает на требуемый рисунок.
Чтобы правильно выбрать покрышку, требуется знать, как различается рисунок с учетом особенностей работы шины на конкретной оси. Разберем все возможные моменты и нюансы.
- Рулевые покрышки. Они имеют четко выраженные круговые канавки, позволяющие наиболее эффективно управлять автомобилем. Эта особенность протектора дает возможность шине сохранять курсовую устойчивость с минимальными потерями. Часто делается нарезка на блоках, так достигается наилучшее сцепление с дорогой при торможении.
- Протектор авторезины, устанавливаемой на ведущие колеса должен обеспечивать максимально возможную тягу. Для этого используются крупные блоки, способные обеспечить оптимальное зацепление с дорогой. Часто на поверхность наносятся ламели, что также усиливает тяговые возможности автомобиля. Виды рисунка могут быть самые разные, все зависит от конкретного предназначения транспортного средства.
- Оси свободного качения. Основной задачей является минимально возможное сопротивление при качении. Такая резина устанавливается на прицепы, полуприцепы, а также на дополнительные колеса грузовиков. Визуально протектор схож с применяемым на рулевых покрышках, но использовать их для установки на управляемую ось не стоит. Основной характеристикой является экономия топлива.
- Универсальная шина. Имеет рисунок частично напоминающий рулевой и ведущие. Считается, что уступают по характеристикам узкоспециализированной авторезине. Часто используют следующим образом: новую шину ставят на рулевую ось, по мере износа перемещают на ведущую или свободно катящуюся.
- Для спецтехники применяется особый тип протектора, характеризующийся грубым рисунком. Это помогает сохранять хорошее сцепление и проходимость в любых условиях.
Виды протектора в зависимости от условий эксплуатации
Помимо перечисленного грузовой протектор может делиться по назначению. Особенности эксплуатации автомобиля накладывают серьезные ограничения на некоторые технические характеристики. Разберем основные виды такого деления.
- Магистральные. Эти шины имеют протектор схожий с рулевым. Также используются круговые канавки, протекторные блоки небольшие. Используется такая покрышка только на твердом покрытии, что снижает требования к общей проходимости. Технически подобные автошины хорошо приспособлены к высоким скоростям. Чаще всего, устанавливаются на автомобили производящие межрегиональные рейсы.
- Региональные. Обычно устанавливают на транспорт, эксплуатируемый на смешанном покрытии, на асфальте и грунтовках. Протектор более выраженный, имеется четкое разделение между рисунком на рулевых и ведущих шинах. Так как предполагается движение по грунтовым дорогам, шашки колесо имеет выраженные. Могут присутствовать в конструкции водоотводящие канавки, ламели.
- Вседорожные. Подобный тип шин относится к специализированным. Рисунок обычно имеет крупные элементы, часто именуемые грунтозацепами. Основное предназначение – обеспечивать эффективное передвижение по любым дорогам.
- Карьерные. Предназначаются для работы в карьерах, на стройках и в других сложных местах. Покрышка обязательно имеет рисунок с крупными элементами, способными эффективно противостоять любым нагрузкам. Обеспечивают сцепление в любых условиях.
Зная какой бывает грузовая шина по предназначению, подобрать оптимальный вариант гораздо проще.
Срок службы грузовых шин
Срок службы протектора напрямую зависит от типа покрышки, размера и рисунка протектора. Пробег может колебаться в пределах 80-150 тысяч километров, или же 5 лет с момента установки. При этом, обязательно следует ориентировать на износ протектора. Допустимая остаточная глубина для летних грузовых автошин – 1 мм, для зимней резины – 4 мм.
На грузовых автошинах можно восстановить протектор. Для этого производится его наварка и восстановление формы боковин. Покрышка не должна иметь физических повреждений. Рисунок восстанавливает полностью.
Не рекомендуется производить наварку более двух раз.
Протектор – важный элемент конструкции грузовой шины. Именно эта характеристика во многом решает, как будет применяться шина.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Датчики давления в шинах — какие бывают
Езда на летних шинах зимой: можно ли, особенности
Чернение шин: преимущества, особенности, этапы