Фильтра
В данной статье мы поговорим про используемые в автомобиле фильтры. Вы узнаете про фильтры все, что должен знать каждый водитель и даже больше.
Вначале предлагается к вниманию таблица с производителями фильтров и описание. Эта таблица относится ко всем фильтрам — воздушным, салонным, масляным и топливным.
Оригинальное качество (конвейерные поставщики, качество оригинала) высокая цена | Mann (Германия, производит каждый 5 фильтр в мире, в 2011 году произвели 467 миллионов фильтров) Mahle-Knecht (Производитель деталей для двигателя и фильтров, считается одним из лучших, наравне с Маном) Fram (производитель фильтров в США) |
Отличное качество (Отличное качество, дешевле оригинала) | Ufi (Италия) Filtron (Польша) Febi (Германия) Kolbenshmidt (Германия) Bosch(Германия) |
Sakura (Япония) PMC (Корея) Blue Print (Британия, встречается довольно редко) Hans Pries (Китай) Fortech (Корея) Kitto (Япония) Nipparts (Упаковщик) Japanparts (Упаковщик) NAC (Корея) (Преимущество — низкая цена) | Pilenga Невский Фильтр Zekkert DP Group SCT Big Filter и другие |
В современном автомобиле устанавливаются следующие фильтра:
4. Топливный (может отсутствовать)
5. Прочие (например фильтр картерных газов или фильтр бензонасоса)
Рисунок-Набор фильтров для ТО
1. Воздушный фильтр Форд
Поступающий в цилиндры воздух должен быть отфильтрован от пыли. Если этого не сделать, то цилиндро-поршневая группа будет изнашивается во много раз быстрее.
Воздушный фильтр должен обладать высокими показателями фильтрации (что увеличивает ресурс двигателя), но при этом не должно возникать излишнее сопротивление воздуху(что уменьшает расход топлива и увеличивает мощность).
Задача воздушного фильтра как можно сильнее увеличить фильтрацию и уменьшить сопротивление потоку воздуха.
Воздушные фильтра изготавливают из специальной фильтровальной пористой бумаги, складывают гармошкой. Пыль вплоть до 1 микрона оседает на переплетающихся между собой бумажных волокнах. Столь высокая степень фильтрации необходима для защиты цилиндро поршневой группы от мелкой пыли. При использовании дешевых фильтров пыль попадет в двигатель и износ напыления зеркала цилиндра будет происходит быстрее, именно поэтому некоторые двигатели начинают «кушать» масло уже на 80-100 тысяч километров пробега.
Так же в Форде использован датчик массового расхода топлива, который содержит тончайшую проволоку из благородного металла. При её загрязнении датчик подает неправильные показания о количестве воздуха на мозги, что приводит к повышению расхода топлива на 3-7 %. Качественная фильтровальная бумага пропитывается на заводе специальным составом, который отталкивает воду. Бумажный фильтр вставляется в рамку, которая имеет надежные уплотнения пластизолем.
Распространенный миф о том, что воздушный фильтр можно продуть компрессором и поставить на место- является кощунством над конструкцией. Вся пыль в фильтре находится внутри волокон, а снаружи её количество минимально. Это только разрушит волокна бумаги и фильтр будет ещё хуже фильтровать. Плохие фильтра разумеется никто не проверяет в лабораториях, он имеет самую дешевую фильтровальную бумагу, ненадежные уплотнения, и вообще может иметь различия по размеру, что ведет к пропусканию пыли, неправильному сопротивлению воздуху и повышенному расходу топлива (увеличится на 1-7%) что сведет на нет всю экономию при покупке.
Кстати, одно из самых распространенных убеждений покупателей — «Я буду лучше менять почаще дешевые воздушные фильтра и они буду работать как надо «. Это неправильно, фильтр как был плохим, так и остается, и будет пропускать много загрязнений в двигатель.
Рисунок — «круглый» фильтр ФФ 2-3
Рисунок «квадратный» фильтр ФФ2
Но сэкономить можно, в таблице показаны неоригинальные производители фильтров, продукция которых полностью отвечает задумке инженеров Форд.
Теперь, поняв что воздушный фильтр это не просто кусок бумаги, Вы понимаете почему необходимо устанавливать хорошие надежные фильтра, а также соблюдать регламент замены и менять каждые 15.000 километров или даже чаще, если Вы проводите много времени в пыльных дорогах.
P.S. При подборе фильтра на Форд Фокус 2 2007 и 2008 годов по вин номеру, может возникнуть ситуация-непонятно какой стоит фильтр. Можно открыть капот и посмотреть — стоит «круглый» или «квадратный» фильтр. Так до 03.2007 года ставились только квадратные фильтра, а после стали устанавливаться только круглые
2. Масляный фильтр Форд. Качественные масляные фильтры + своевременная замена являются залогом долгой жизни мотора.
Рисунок — масляный фильтр в разрезе
Рисунок — строение масляного фильтра
Для продления ресурса двигателя необходимо периодически менять масло и масляный фильтр. Масляный насос прогоняет масло сквозь масляный фильтр до того как оно попадет на трущиеся детали двигателя. Задача масляного фильтра — отфильтровать грязь и стружку, содержащуюся в масле.
Бывают масляные фильтры корпусные (которые накручиваются) а бывают вставные — они не имеют внешнего корпуса. В основном на бензиновых двигателях используют накручивающиеся фильтры.
У масляного накручивающегося фильтра есть несколько параметров, заданных инженерами при конструировании автомобиля.
На первый взгляд масляный фильтра одинаковые, разные лишь размеры и резьба. Поэтому если фильтр нужного размера и накручивается, то его можно ставить (так делали раньше владельцы Форд Транзит — ставили фильтр от газели за 70 рублей). Но это в корне неверная мысль, допустимо использовать лишь фильтр, номер которого указан в каталоге запчастей. Причина этого кроется в сложности устройства масляного фильтра и большом количестве параметров, не видных невооруженному глазу
- Скорость потока масла. Этот параметр влияет на прочность и стойкость к деформации внутреннего фильтрующего элемента.
- Температура масла. Влияет на состав волокон.
- Площадь фильтровальной бумаги — зависит от скорости потока и необходимой степени фильтрации.
- Степень фильтрации.
- Гидродинамическое сопротивление.
- Рабочее давление перепускного и анти-дренажного клапанов.
В масляном фильтре есть два клапана. Первый клапан называется перепускным, он служит для того чтобы пропускать неочищенное масло в двигатель в случае закупорки фильтрующего бумажного элемента или если применено слишком вязкое масло, или масло потеряло свою вязкость от холода . Потому что лучше уж грязное масло чем никакое.
Второй клапан называется обратным (противодренажным). Предназначен для задержки масла в фильтре при выключенном двигателе. Он предназначен для подачи смазки при запуске двигателя, если бы его не было, то мотор работал бы первые 5 секунд вообще без смазки, так как сначала масляный насос накачивал бы масло в фильтр, что очень плохо для его ресурса. Чтобы проверить работу обратного клапана на вашем масляном фильтре — заведите холодный двигатель и посмотрите, сколько будет гореть значок «масленка» на панели приборов. Если больше 5 секунд — значит обратный клапан неисправен или его вообще нет (китайский фильтр).
Какой можно сделать вывод — необходимо использовать только качественные масляные фильтра, применимые к конкретному двигателю. Качественный фильтр имеет заводские параметры , содержит качественный фильтрующий элемент, клапана настроены на Ваш автомобиль(противодренажный клапан сделан из силикона и не дубеет на морозе), сохраняет параметры фильтрации в течение всего периода работы(15000 км).
Некачественный фильтр сделан по неточным чертежам, из некачественных материалов(доходит до того, что фильтр ржавеет и протекает) обратный клапан выполнен из резины, которая дубеет на морозе и масло не задерживается в фильтре, что приводит к повышенному износу. Поэтому не экономьте деньги на масляном фильтре и двигатель будет служить Вам долго.
3. Фильтр салона Форд
Большинство автовладельцев не до конца понимают, зачем нужен фильтр салона и как он работает, считают его излишеством. Фильтр имеет глубинный принцип фильтрации и способен задерживать частицы в 0.5 микрон, задерживая даже цветочную пыльцу.
Качественный фильтр всегда выполняется из синтетического материала со специальной антибактериальной пропиткой. Дело в том, что салонный фильтр расположен в тёплом и влажном месте, на него не попадают солнечные лучи, все это способствует развитию жизни микроорганизмов, таких как бактерии, грибки и другие представители нано мира. Попадая через воздушные каналы, эти микроорганизмы способны повлиять на людей, находящихся в салоне автомобиля, особенно если это дети или пожилые люди, и с ослабленным иммунитетом.
Поэтому в качественных фильтрах используют не обычную бумагу, а синтетическое волокно с антибактериальной пропиткой, которая не допускает размножение различных форм жизни в фильтре. Существуют угольные и обычные фильтра. Угольные фильтры так называют из-за наличия в них напыления угольной пыли. У хороших угольных фильтров кокосовая пыль, которая в несколько раз лучше фильтрует воздух, у дешевых фильтров обычная древесная. Угольный фильтр, подобно противогазу, поглощает в себя токсичные вещества, но в один ужасный момент происходит так называемая десорбация — выброс вредных веществ в салон автомобиля. Это происходит из-за того, что уголь больше не может вместить вредные вещества и происходит химическая реакция. Поэтому если Вы используете угольный фильтр, помните о необходимости его своевременной замены. Бумажный фильтр фильтрует несколько хуже, но не имеет такого недостатка.
Как вывод, можно сказать — подходите к замене салонного фильтра с такой же ответственностью, как и к замене воздушного и масляного фильтров. Используйте только качественные фильтра.
ПС: Один из явных признаков что пора менять салонник — чрезмерное запотевание стекол в автомобиле.
Рисунок — старый салонный фильтр
4. Топливные фильтра Форд
Топливные фильтра устанавливаются не на все автомобили Форд. В некоторых моделях они заменяются встроенными фильтрами-сеточками бензонасоса, которые не нуждаются в замене. Поэтому если на Вашем Фокусе 2 или Мондео 4 нет топливного фильтра — не переживайте.
Рисунок — топливный фильтр Форд оригинальный
Но если у Вас имеется топливный фильтр, то его желательно периодически менять, в среднем топливные фильтра меняют при каждой второй замене масла, каждые 30.000 километров. Не соблюдение регламента замены может негативно повлиять на состояние других деталей двигателя — например на бензонасос, свечи зажигания, топливные форсунки.
При замене покупке топливного фильтра следует руководствоваться таблицей брендов, расположенной в самом верху данной статьи.
5. Прочие фильтра Форд
В некоторых автомобилях Форд могут устанавливаться фильтр АКПП, картерных газов и бензонасоса.
Фильтр АКПП, если он установлен, меняется при замене масла в коробке передач.
Рисунок — фильтр АКПП
Фильтр вентиляции картерных газов обычно устанавливается в корпусе воздушного фильтра снизу. Выглядит как кусок поролона, но на самом деле это специальный материал, который не разрушается от контакта с маслом, способен работать даже в промасленном состоянии, имеет специальную пропитку. Стоит недорого — в районе 150 рублей на Форд Фокусе 2 ( 1694449 ) или Мондео 4. На автомобилях Форд Фокус 1 данный фильтр идет в комплекте с воздушным в поставке Mann (c2774/3KIT).
Рисунок — фильтр картерных газов ФФ2-3 на схеме 6а631.
Фильтр бензонасоса находится прямо в бензонасосе, чтобы его поменять необходимо вынуть из бака сам насос, цена фильтра около 200-400 рублей.
Меняйте фильтра вовремя и ставьте только хорошие фильтра, дабы избежать непредвиденных расходов и ухудшения эксплуатационных свойств, и Ваш автомобиль будет максимально долго сохранять свои заводские параметры и не потребует ремонта. Сэкономить можно, устанавливая неоригинальные качественные фильтра, подробнее о брендах читайте в таблице в начале данной статьи!
Тест воздушных фильтров для Ford Focus
В сегодняшнем тесте речь пойдет о копеечном расходнике, неправильный выбор которого гарантированно приведет к ускоренному износу, а в критическом случае — к капитальному ремонту двигателя. Это воздушный фильтр. На тест собраны девять образцов, цены на которые различаются в два раза, а разброс стран производства — от Китая до России. Смотрим, какие компоненты как себя проявят, а какие лучше и вовсе исключить из списка потенциальных покупок.
Задача фильтра — не только очистка воздуха от пыли, он должен еще и пропускать воздух при его постепенном загрязнении, не создавая при этом большого сопротивления (от этого падает мощность двигателя).
Купить воздушный фильтр сейчас не составляет труда. Тот, кто сам неоднократно покупал фильтры для своего автомобиля, мог столкнуться с мнением некоторых не слишком компетентных продавцов: «Да они все одинаковые, бери любой». Действительно, фильтры для одной и той же модели (в нашем случае были закуплены фильтры для популярного автомобиля Ford Focus второго поколения, оригинальный номер 1354952) внешне почти не отличаются. Но это только внешне, а вот то, из чего и как они сделаны, может отличаться разительно. И, увы, на глаз и на ощупь отличить качественный продукт получится вряд ли. Итак, в нашем распоряжении оказались следующие образцы.
SCT
Страна производства — Германия (не подтверждено)
Стоимость — 340 рублей
На пластиковом корпусе фильтра указаны торговая марка, модель и дата производства, однако где непосредственно сделан фильтр, не указано. Изделие упаковано в фирменный пакет с графическими изображениями товаров, которые производятся под данным брендом. На упаковке, помимо подробнейших указаний по применяемости, присутствует QR-код, перейдя по которому можно оказаться в каталоге. Взаимозаменяемость указана только с брендами MANN-FILTER, Knecht и Filtron.
BIG Filter
Страна производства — Россия
Стоимость — 340 рублей
На упаковке подробно описана применяемость с указанием конкретных моделей автомобиля, также есть информация о взаимозаменяемости с моделями мировых производителей. Фильтр легко идентифицировать, так как на нем указаны производитель, модель, страна и дата производства, а также серийный номер изделия. Выполнено и требование Технического регламента Таможенного союза о нанесении несмываемой маркировки на само изделие в случае, если оно подлежит обязательной сертификации.
AMD
Страна производства — Южная Корея
Стоимость — 385 рублей
Скудная информация о модели фильтра и применяемости на русском языке содержится только на небольшой наклейке в углу коробки, на самом фильтре абсолютно никаких надписей найти не удалось.
Finwhale
Страна производства — Германия (не подтверждено)
Стоимость — 410 рублей
Единственный из фильтров, который вызвал нарекания по качеству изготовления посадочной части фильтра: на ней присутствуют наплывы и облои, которые не позволят ответной части фильтра создать хорошее уплотнение. Соответственно, часть неочищенного воздуха будет подсасываться во впускной тракт двигателя мимо фильтра. На фильтре присутствует маркировка торговой марки, модели, а также единый знак обращения на рынке ЕАЭС. По применяемости указана только марка Ford, при этом применяемость предлагают смотреть в каталоге на сайте без QR-кода. На упаковке есть лицензионная наклейка, свидетельствующая о подлинности изделия.
Green Filter
Страна производства — Германия (не подтверждено)
Стоимость — 440 рублей
Из применяемости указаны только марки автомобилей, без моделей. Взаимозаменяемость указана лишь с моделью производства Filtron, однако на упаковке есть QR-код, перейдя по которому можно подробно узнать о применяемости. Внутри картонной упаковки фильтр упакован еще и в полиэтиленовый пакет с логотипами. На корпусе фильтра, кроме торговой марки и модели, никакой другой информации найти не удалось.
Filtron
Страна производства — Польша
Стоимость — 465 рублей
На упаковке указана взаимозаменяемость с моделями фильтров мировых брендов, о применяемости к маркам и моделям автомобиля нигде не сказано. Для перехода на сайт дан QR-код. На корпусе фильтра присутствуют наименования торговой марки, модели и страны производства.
FRAM
Страна производства — Китай
Стоимость — 560 рублей
Крышка данного фильтра имеет носик, который дополнительно фиксирует фильтр в кожухе. На самом фильтре есть маркировка торговой марки и модели. Никакой информации ни о применяемости, ни о взаимозаменяемости на упаковке не указано. Отсутствует и предложение ознакомиться с каталогом для уточнения применяемости.
Bosch
Страна производства — Болгария
Стоимость — 605 рублей
Вся информация о применяемости — только на сайте по QR-коду. На упаковке есть лишь краткий перечень взаимозаменяемости с MANN-FILTER, Mahle и Purflux. На самом фильтре присутствует вся необходимая информация: марка, модель, страна производства, серийный номер изделия и единый знак обращения на рынке ЕАЭС.
MANN—FILTER
Страна производства — Германия (не подтверждено)
Стоимость — 620 рублей
На пластиковой крышке корпуса нанесена вся необходимая информация для идентификации фильтра: торговый знак, модель, страна производства. Крышка данного фильтра также имеет носик, который дополнительно фиксирует фильтр в кожухе. На упаковке указана взаимозаменяемость данной модели с другими моделями мировых производителей.
Методика проведения испытаний
Испытания проводятся согласно требованиям ISO 5011 на специальном стенде, который состоит из распылителя-дозатора для специально закупаемой по фракциям пыли из пустыни Аризона, а также специальной трубы с приборами, через которую вентилятор всасывает воздух. На трубу закрепляется штатный корпус воздушного фильтра, снятый с автомобиля, в который по очереди и устанавливаются испытуемые фильтры.
Сначала, перед установкой, фильтр обмеряется и взвешивается, как и начальное количество пыли. Затем его устанавливают в закрепленный на стенде штатный корпус, включаются вытяжной вентилятор и распылитель. Испытание проводится до тех пор, пока воздушный фильтр не начнет создавать сопротивление 2 кПа. При проведении испытаний снимается несколько контрольных точек. Операции со взвешиванием проводятся в середине теста и после проведения испытаний — именно так высчитывается эффективность фильтра, то есть количество пыли, которое он способен задержать. По требованиям производителей новый фильтр должен иметь эффективность 97%, а эксплуатируемый — не менее 99%.
При замерах выяснилось, что начальное сопротивление и площади штор различаются у некоторых фильтров почти на треть.
Существует два способа закрепления шторы между пластиковыми основаниями — вклейка и вплавление. Только у фильтров FRAM и SCT используется клей, у всех остальных шторы вплавлены.
Результаты начальных замеров показаны в таблице 1.
Самую большую площадь шторы имеют фильтры Finwhale, Green Filter и Filtron. Логично предположить, что чем больше поверхность шторы, тем меньше должно быть сопротивление и больше пылеемкость, но при этом у развитой по площади шторы Filtron самое большое начальное сопротивление. Чуть меньше оно у SCT, который имеет наименьшую площадь шторы. Это говорит о том, что используемые материалы разнятся по проницаемости.
По результатам проведения испытаний были произведены расчеты эффективности каждого из фильтров. Результаты представлены в таблице 2.
Одним из важнейших параметров фильтра является его пылеемкость. По сути, это ресурс фильтра, так как чем больше пыли удержит фильтр до ухудшения своих параметров до неприемлемых по сопротивлению значений, тем лучше. Однако для непыльной Европы или для российского межсезонья с дождями и слякотью этот параметр не всегда важен.
SCT
Невысокая начальная и конечные эффективности объясняются дефектом посадки этого фильтра в корпусе из-за его длины. Пылеемкость тоже оставляет желать лучшего.
FRAM
Фильтр изначально не дотягивает до необходимого уровня качества очистки, однако даже при четвертом результате по пылеемкости улучшения качества очистки практически не происходит, он так и не смог дотянуть даже до 97%.
Finwhale
Хорошие начальные показатели, но требуемого качества очистки в 99% не достиг, при этом пылеемкость только на пятом месте, хотя поверхность шторы имеет наибольшие значения из всех. Качество посадочной горловины оставляет желать лучшего.
AMD
Худшие начальные показатели. Почти 20% пыли будут попадать в двигатель, а при засорении этот параметр качества очистки упал еще почти на 20%. Это говорит о том, что в шторе где-то произошел разрыв между гофрами. А если добавить сюда еще и отсутствие какой-либо информации на самом фильтре, то у покупателя должны закрасться сомнения.
MANN—FILTER
Фильтр вошел в первую пятерку нашего теста. Показатели полностью укладываются в норматив, изначальное качество очистки — под 99%, но вот пылеемкость не очень большая: разница достигает 100 граммов пыли по сравнению с другими соответствующими нормативу фильтрами. Результат объясним: очень маленькая площадь шторы, при том что фильтр — самый дорогой в обзоре.
Green Filter
Достойный результат, хорошие начальные характеристики и тот же, что и у MANN-FILTER, недостаток: среднего уровня пылеемкость, которая поглотит на 50 граммов меньше пыли при достаточно гуманной стоимости.
Bosch
Второе место по пылеемкости, третье место по качеству очистки запыленного фильтра. Но и это — результат выше 99,5%, правда, начальный показатель (около 98,3%) — наименьший из пяти лидеров. Кроме того, и просят за немецкий бренд заметно больше.
BIG Filter
Российский фильтр входит в лидеры по показателям эффективности. А по пылеемкости, хоть и немного, но превосходит всех соперников, при этом начальное сопротивление имеет наименьшее значение. Радует и цена — она одна из самых низких в тесте.
Filtron
Наивысшее качество очистки — выше 99% — даже для нового фильтра с максимально возможной пылеемкостью, однако и начальное сопротивление выше, чем у остальных испытуемых, при этом стоимость — в среднем ценовом диапазоне.
Каков итог?
Из девяти купленных и испытанных нами фильтров только пять полностью соответствуют требованиям — это MANN-FILTER, Green Filter, Filtron, Bosch и BIG Filter. При этом не смогли пройти тест не только фильтры, произведенные на Востоке, но и фильтры, страной производства которых заявлена Германия, в чем, кстати, есть большие сомнения.
Покупать фильтр лучше проверенных производителей, однако не всегда более дорогой фильтр может оказаться лучшим по качеству. При выборе фильтра также необходимо учитывать, в какой период и в какой климатической зоне будет эксплуатироваться автомобиль. От этого зависит, какой из параметров фильтра станет определяющим.