Тест драйвы заз 968

ЗАЗ-968А Запорожец: ретротест «ушастого»

ЗАЗ-968А — по сути, глубокая модернизация первого «ушастого» Запорожца ЗАЗ-966.

Внешне его легко отличить от предшественника по иному оформлению передка, другим поворотникам и габаритным огням. Но сохранились главные фамильные черты — «уши»-воздухозаборники и стильные круглые фонари. Правда, воздухозаборники у 968-го начинаются в районе задней оси, в то время как у 966-го они были длиннее и начинались на одной линии с задней аркой. С передка исчезла декоративная решетка типа «китовый ус», которая уступила место декоративному хромированному элементу.

Кто бы что ни говорил, а с точки зрения дизайна Запорожец вышел очень симпатичным и гармоничным. Многие считают, что его внешний вид был целиком и полностью «слизан» с NSU Prinz 1961 года. Однако это не так — первые ходовые прототипы нашего «ушастого» появились одновременно с NSU — в том же 1961 году. А вот в том, что создатели обоих автомобилей вдохновились американским Chevrolet Corvair, сомнений нет.

Салон Запорожца довольно аскетичный. В комбинации минимум приборов — спидометр да указатель уровня топлива. Стрелка последнего при движении мечется, как хвост любвеобильной собаки, и понять истинный уровень бензина сложно.

Салон не только простой, но и тесный. Пробираться на задний диван через откидное кресло и узкую дверь нелегко. Да и сидеть там не очень удобно.

Водителю напоминает о себе специфическая компоновка. Передние арки сильно выдаются в салон, из-за чего педальный узел заметно смещен вправо относительно рулевой колонки. Рычаг воздушной заслонки находится между передними сиденьями, а управление печкой — справа от рулевой колонки. Зато рычаг коробки передач расположен прямо под рукой.

Заднемоторная компоновка привела к тому, что багажник находится спереди. Причем об этом говорится даже в родной инструкции по эксплуатации. Так что у Запорожца есть «багажник передка и капот задка». Багажный отсек совсем невелик. И без того небольшой объем съедают запасное колесо, аккумулятор и бензиновая печка.

Еще одной задачей для неподготовленного человека может стать заправка на АЗС. Ведь снаружи горловину топливного бака не найти — она спряталась под капотом. А рукоятка открытия капот расположена на центральной стойке.

Горячее сердце

Двигатель МеМЗ-968 воздушного охлаждения объемом 1,2 литра развивает 41 л.с. при 4200 об/мин. Он очень прост и ремонтопригоден, а уж легкий настолько, что для его демонтажа достаточно двух человек.

В системе питания применялся карбюратор К-126 и инерционный воздушный фильтр, который не требовал сменных фильтрующих элементов. К сожалению, мелитопольский «воздушник» не отличался особой надежностью. Эти двигатели редко выхаживали 100 тысяч км — чаще вдвое меньше. Двигатель страдал от перегрева, как и бензонасос, который в некоторых ситуациях мог просто перестать качать топливо. Зато в чем точно не откажешь этому мотору, так это в экономичности. Расход топлива держался в районе 6 л/100 км при 80 км/ч. Парадокс, но следующая итерация Запорожца — 968М, получившая в народе прозвище «мыльница», расходовала куда больше — порядка 10 л на сотню при тех же 80 км/ч.

Говорить о какой-то динамике не приходится. В теории Запорожец достигает 100 км/ч за 32 секунды. А максимальная скорость составляет 118 км/ч. Но на практике к 80 км/ч какой-либо разгон уже прекращается. Да и быстрее ехать на 968-м нет никакого желания.

Cорок сороков: тест-драйв ЗАЗ-968М

Он не был ни горбатым, как 965-й, ни ушастым, как 966-й с 968-м. Поэтому его называли «эмкой» или «мыльницей» – за гладкие бока и индекс М при цифровом обозначении. ЗАЗ-968М появился в продаже в 1980-м году, и это была уже третья модернизация модели в данном кузове – после превращения 966-го в 968-й (1971 г.) и 968-го в модель 968А (1974 г.).

С одной стороны, это было самое заметное внешнее преображение модели, а с другой, это оказался тот нечастый для советского автопрома случай, когда рестайлинг не только убрал с кузова устаревшие элементы, но и оставил образ машины гармоничным и целостным. Об этом можно спорить, но многие ценители все же считают, что Запорожец-Эмка получился в целом даже интереснее исходника 968-го. Кроме внешности, последний из Запорожцев получил некоторые технические обновления и пару улучшений в плане комфорта – хотя ни то, ни другое не было принципиальным.

Ну, привет!

В потоке советских городов этот Запорожец смотрелся вполне солидно благодаря классическим пропорциям трехобъемного кузова и соответствующим габаритам, ведь он всего на 28 см короче тольяттинской копейки. Несомненно, это был плюс в глазах потребителя: чем больше – тем лучше. Ведь принципиального влечения к компактности советские автолюбители не испытывали – пробок тогда не было, улицы запаркованными машинами не запруживали, да и все гаражи были стандартными – 5х3 или 6х4 м.

А вот дверей только две – маловато будет! В глазах потребителя, хоть он и был на редкость неизбалован, – это один из главных недостатков всех ЗАЗов советского периода. Это сегодня мы знаем массу замечательных двух- и трехдверок – горячих хэтчбеков, элитных купе и дешевых тудоров, а тогда… Мало дверей – значит ущербный, да и все тут. Достаточно вспомнить, что даже Таврию и «восьмерку» долго клеймили прозвищем Запорожец именно за эту особенность кузова.

Читайте также:  Масляный фильтр для двигателя kohler

Дверь достаточно массивная, открывается грубовато и выглядит с торца, с ее отогнутой филенкой, как люк бронепоезда. Тут, конечно, Запорожцу минус. Зато сиденья от Жигулей – это, безусловно, плюс, хотя это достоинство именно модели 968М. На ней же появилась блокировка откидывания кресла вперед при захлопнутой двери. Сидеть впереди просто здорово, поскольку ноги можно вытягивать безо всяких ограничений. Места больше, чем в ВАЗах и Москвичах тех лет.

Еще одно замечание, уж не знаю, куда его – в плюсы или в минусы: переднее правое сиденье по-прежнему легко демонтировать, что многие владельцы делают, чтобы перевозить на его месте грузы (о багажнике мы еще поговорим) и облегчить посадку пассажиров на заднее сиденье.

Проем на «галерку» – широкий, а пол низкий, хотя из-за низкого дверного проема процесс может быть и сложнее, чем у современных хэтчбеков-«трехдверок». Задний диванчик тоже подозрительно похож на ВАЗовский, и сидеть на нем по меркам класса вполне удобно – места хватает.

Насчет практичности

Багажник у всех Запорожцев, как вы знаете, спереди. Хуже то, что он тесноват – 0,197 кубометра, т.е. около 200 литров. Маловато (у Жигулей было порядка 350-380 л), и притом конфигурация невыгодная – полезный объем по форме плоско-конический, из-за наклонного пола. И это все при том, что багажник «эмки» серьезно перепланировали, из него убрали запаску, бачки гидравлики и оба штатных комплекта инструмента, то есть у предков-«ушастиков» этот отсек был еще меньше – примерно в 1,5 раза. В общем, маленький багажник – недостаток весомый, хотя и не решающий. Поскольку владельцы научились его компенсировать установкой дополнительной конструкции на крыше – раз, и уже упомянутой ликвидацией правого переднего кресла – два.

Крышка багажника тяжела, газовых подпорок или пружин-помощников нет, интересной конструкции петли вносят в процесс открывания механические призвуки. И окончательно разбивает все иллюзии об эргономике Запорожца допотопный стержень-упор, который я должен поставить, чтобы не держать массивную крышку рукой…

Заглянем сзади

А вот и настоящий капот – тот, что закрывает двигатель. Он сзади, и это даже как-то бодрит, ведь у многих куда более уважаемых автомобилей ХХ века двигатель спрятан там же. Успешно пройдя квест по поиску кнопки открывания капота, подхожу к корме и поднимаю крышку. Она тоже тяжела не по размерам, снова нужно ставить подпорку, а вот вид под ней открывается несколько иной, нежели у 966-й и 968-й моделей.

Тест-драйв ЗАЗ-968М

ЗАЗ 968 1982 года выпуска

Сегодня он самый редко встречающийся на наших дорогах автомобиль. В советское время он был не самым престижным, но самым доступным транспортным средством. У него был самый слабый и шумный мотор, но при этом он обладал самой лучшей проходимостью среди советских легковушек. Ещё он очень часто требовал ремонта, но при этом был самым дешёвым в эксплуатации. Сегодня на нашем тесте самый популярный герой автомобильных анекдотов «Запорожец» ЗАЗ-968М.

Досье

Год выпуска автомобиля, предоставленного на тест, — двигатель воздушного охлаждения объёмом 1.2 л, мощностью 40 л. с., МКПП, задний привод. Комплектация базовая: кузов, мотор, колёса, руль и педали есть, больше ничего и не надо. Есть ещё жигулёвские часы на панели, автономный бензиновый отопитель и лампа, дублирующая стоп-сигнал (чтобы водитель точно знал, что он тормозит). Пробег на день теста — 83 000 км.

Двухдверный седан с заднемоторной компоновкой, покатым лобовым стеклом, заострённой «мордочкой», большими круглыми фарами, хромированными бамперами и жабрами воздухозаборников в задних крыльях — чем не спорткупе, да и индекс на шильдике подходящий — 968М. Сегодня внешность «Запорожца» вызывает лишь добрую улыбку, а в своё время автомобиль выглядел вполне достойно. Множество прозвищ (обидных и не очень) «Запорожец» получил из-за не совсем обычного расположения мотора — двигатель и КПП, а соответственно и капот у него находятся сзади, а багажник — спереди.

А вы знаете, почему у «Запорожца» багажник спереди?

Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать.

Багажник по размерам больше напоминает объёмный бардачок, багажа в нём поместится не очень много, ведь там уже «лежит» рулевая колонка с редуктором, бензиновая печка, аккумулятор, обязательный набор инструментов и запасной бензонасос.

Салон «Запорожца» действительно маленький, особенно на заднем сиденье — туда даже забраться непросто (передние кресла полностью откидываются вперед), не говоря уже о том, что комфортно устроиться на нём практически невозможно (спинки передних кресел зажимают ноги). А вот про посадку за рулём с коленями возле ушей — враньё. Сидеть не очень удобно из-за низко расположенного кресла и почти вертикального руля, и чтобы достать до педалей, ноги приходится вытягивать или сдвигать кресло максимально вперёд. Арки передних колёс сильно выступают в салон, поэтому левая нога водителя в постоянной боевой готовности — на педали сцепления, да и при посадке-высадке арки мешают.

Какой автомобиль самый бесшумный?

Запорожец». Когда в него садишься, уши коленями закрываешь.

За рулём «Запорожца» можно ощутить только два чувства. Либо испытать полнейший шок из-за отсутствия даже упоминания об эргономике: передняя панель просто пластмассовая накладка на выштамповке кузова с козырьком щитка приборов, допотопными выдвижными переключателями, крышкой бардачка, пепельницей и часами. Зато тонкий карболитовый руль с двумя спицами, круглой «пипкой» и жигулёвским «вертолётом» никогда не перекроет приборов, собственно и перекрывать-то нечего — малюсенький квадратный спидометр, датчик уровня топлива и датчик температуры (самый главный прибор в «Запорожце»). Либо вспомнить молодость: тот восторг и прилив адреналина, когда лет эдак в пятнадцать дедушка впервые позволил тебе самостоятельно проехать по просёлку и порулить настоящей машиной! Тогда было всё равно, какой руль и сиденье, главное, поплавнее отпускать сцепление и «воткнуть» скорость хотя бы со второй попытки.

Читайте также:  Чип тюнинг уаз 469

Какой автомобиль самый быстрый?

Запорожец». Если с горки да при попутном ветре — ещё ни один «мерс» не уходил.

Слава богу, ни один «Мерседес» нам по пути не попался. А разгоняется «Запорожец» вполне бодро — изо всех сорока лошадиных сил, оповещая округу звонким выхлопом глушителя. Моторчик, конечно, слабенький даже по меркам прошлого века, но очень тяговитый. Главное, не заглушить его при переключениях (у меня он почему-то категорически отказывался заводиться) и найти нужную передачу.

На первой и второй мы с «Запорожцем» ещё как-то находили общий язык, а вот третью я так и не включил, приходилось добавлять газу на второй и перескакивать сразу на четвёртую. Из-за конструктивных особенностей (длинная кулиса КПП и много сочленений) рычаг коробки перемещается сразу во всех направлениях, а плавность переключений приходит с опытом. Подвеска у «Запорожца» на удивление мягкая, все неровности дороги, начиная от стыков асфальта и заканчивая булыжниками на гравийке, остаются незамеченными, и если бы не грохот в салоне, то езду можно было бы назвать вполне комфортной.

Управляемость и манёвренность «Запорожца» получше, чем у большинства современных машин, руль (причём без какого-либо усилителя) лёгкий и очень информативный, а разворачивается машина, как танк, на месте, правда, с пробуксовкой.

Тормоза «Запорожца» не отвечают современным требованиям, поэтому разгоняться больше 60 км/ч запрещается категорически. Ни ABS, ни даже усилителя тормозов здесь нет, а тормозные механизмы барабанные.

Наш тест закончился, как и следовало ожидать, заглохшим мотором. Что мы только не делали: и бензин качали, и бензонасос остужали, и ремни проверяли, даже стёкла с фарами пытались протереть — заводиться «Запорожец» отказался напрочь. Правда, после получасового отдыха «дедушка» ЗАЗ всё же подчинился хозяину — прокашлялся, прочихался и завёлся.

Сколько «Запорожец» не ремонтируй, починить его невозможно.

Но сколько ты не пробуй его сломать — результат тот же.

Он ездит!

Автомобили бывают разные. Большинство из нас ездит на машинах в общем-то заурядных, обычных. Но есть не поддающиеся никакому сравнению транспортные средства, и называть их автомобилями было бы немного неточно. В категорию «транспортные средства» попадают, скажем, мощный «Ураган», перевозящий на себе баллистические ракеты, а также незабвенный ЗАЗ-968М.

Размерами ЗАЗ-968М лишь немного не дотягивает до уровня нормальных автомобилей. Двухдверное спортивное купе классических форм. В задней части поражают воображение низко опущенные колёсные арки в стиле американских дредноутов, множество узких щелей на багажнике (или капоте, тут и не поймёшь!), призванных остужать жаркий пыл агрегата, скрывающегося внутри. Сам этот агрегат заслуживает отдельного упоминания. мотор, в четырёх цилиндрах которого спрятаны 1 200 «кубиков» рабочего объёма, и с них снимается 40 л. с. (это не опечатка, их действительно сорок).

Есть одна вещь, которая поражает ум и сознание любого технически грамотного человека. Это колёсные диски. Вы видели когда-нибудь, чтобы посередине колёсного диска не было ничего?

Если снаружи «Запорожец» выглядит вполне полноценно, то внутри настоящий автомобиль напоминает лишь отдалённо и только благодаря наличию кое-каких органов управления. Руль своей формой намекает на однозначное отсутствие подушки безопасности. Это компенсировано тем, что на панели приборов есть всё необходимое — пепельница, клавиша включения габаритных огней и бардачок. Жаль только, что кнопка самоуничтожения не предусмотрена даже в качестве опции. Комбинация приборов поражает своей простотой и лаконичностью: спидометр, указатель уровня топлива, указатель температуры двигателя, пара ламп — и всё! Ни навигационной системы, ни дисплея с Touch screen, ни бортового компьютера. Зато есть противосолнечные козырьки, обивка дверей, крыши и зеркало заднего вида.

Присутствуют и сиденья — целых два впереди и одно сзади. За рулём ощущение, как будто провалился и сидишь практически на полу. Из-за этого обозревать окрестности из салона плохо. Боковая поддержка сидений не надоедает по причине её полного отсутствия.

Некоторые органы управления размещал человек с явно альтернативным типом мышления — подсос, например, спрятан между передними сиденьями.

Но отбросим эти мелочи. Машина должна ездить. Этим и займёмся. Ездить на «Запорожце» можно, хотя для этого нужны упорные тренировки: педали газа и сцепления абсолютно неинформативны. Тормоза есть. Честно! Хотя поначалу в это не верится, но изучение руководства по эксплуатации убеждает в факте: тормоза, барабанные на всех колёсах и действующие по воле господа бога, присутствуют. Но не более — при попытке затормозить педаль проваливается без каких-либо намёков на замедление автомобиля.

Отдельного упоминания заслуживает коробка передач — быстрое включение нужной передачи является чистой случайностью. Рычаг коробки имеет огромные люфты во всех направлениях.

Читайте также:  Машины устройства периодического действия

Несколько слов относительно динамики: сорок «лошадок» разгоняют 968М до заветной «сотни» менее чем за минуту. Нижневальная «четвёрка» обладает очень неплохим запасом тяги. Это позволяет не пользоваться коробкой передач долгое время: включил передачу, какую сумел найти, и катайся на ней хоть целый день.

Да, говорить о ЗАЗ-968М можно бесконечно. Но бесспорно одно: по цене пары приличных кроссовок вы можете приобрести транспортное средство, которое будет вас возить.

Слово владельцу

Приобрёл это чудо техники месяц назад, чтобы научиться ездить, да и машина интересная, можно сказать, раритет. Говорят, хочешь стать механиком, купи «Запорожец». Вот заодно и ремонтировать машину научусь. Он почти семь лет простоял в гараже, но на удивление хорошо сохранился, ржавчины практически нет, «боевые шрамы» на бортах легко исправить. А вот мотором и ходовой заняться надо. Один раз уже заезжал на СТО — масло меняли и тягу рычага КПП регулировали — помогло на две недели.

В первую очередь хочу переделать тормоза и поставить нормальные шины, а там глядишь, и до мотора доберусь. Машина нравится, если бы не нравилась, не купил бы.

Отзывы владельцев ЗАЗ-968М

Публикуются отзывы, размещенные на интернет-форумах (отрывки). По возможности сохранен стиль авторов. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции: отзывы публикуются в порядке обсуждения.

Тонна картошки — легко!

После недолгих поисков был приобретён «Запорожец» революционного красного цвета. Порадовало то, что в нём действительно всё работало.

На задние колёса великолепно подходила жигулёвская резина (немного уменьшался клиренс, но машина шла устойчивее, тише и мягче), но что делать с передними? Широкие шины будут тереть по аркам при вывороте руля, а ставить оригинальные «дубовые» не хотелось. И случайно нашёл почти новую резину Michelin, которая ставилась на Renault-4, Citroen 2CV и Visa.

Салон рассчитан на рослых водителей: места для ног на передних сиденьях более чем достаточно. На задних не так просторно, но два человека могут усесться. Эргономика, естественно, на уровне годов: подголовников нет, сиденья как в «копейке», отделку можно охарактеризовать одним словом — убожество.

Двигатель — отдельная песня. Как по характеристикам (удельная мощность, обороты максимального крутящего момента и мощности), так и по характерному звуку мелитопольский мотор напоминает дизель рубежа 70-80-х годов прошлого века. На малых оборотах двигатель тянет неплохо, но крутить его нет никакого смысла. Зато трогаться можно хоть с третьей передачи.

Ходовая часть при нормальных шинах и исправных амортизаторах допускает раскачку, но зато сглаживает выбоины и не приносит на руль излишней вибрации. Руль очень лёгкий, как будто с усилителем, но зимой лучше возить в багажнике что-нибудь увесистое, иначе разгруженные передние колёса на скользком покрытии слишком быстро сносит.

Хочешь стать механиком — купи ЗАЗ

Около года я ездил на 968М и ни грамма не пожалел об этом. Несмотря на возраст машины, краска была родная, а следов коррозии я не нашёл даже в арках. Это следствие щадящей эксплуатации, исключающей даже упоминание о зиме.

Двигатель оказался достаточно резвым, хотя по современным меркам его 40 л. с. уже недостаточно. Однако характеристики достаточно «взрослые»: 1.2 л рабочего объёма, 4 цилиндра, редкое расположение.

На многих современных автомобилях применяют гидроусилитель руля. На «Запорожце» такая необходимость просто отпадает. Здесь с лёгкостью крутишь руль даже на месте.

Следует упомянуть также о проходимости. Она поистине легендарная. Главную роль в этом играет заднее расположение двигателя в сочетании с задним же приводом.

Где я на нём только не ездил: и на рыбалку, и за грибами, и просто на природу. Истинному джиперу остаётся лишь поставить «зубастые» шины от ЛуАЗа. Главным минусом такой компоновки двигателя является слабое охлаждение (летом в жару). Радиатора здесь нет, охлаждение воздухом.

Особый разговор о запчастях. Пожалуй, иномарки лучше обеспечены ими, чем ЗАЗ. Новых на прилавках нет. Приходилось рыться всё в тех же объявлениях и искать запчасти б/у. Однажды пришлось убедиться в сложности ремонта «Запорожца», когда потребовалось снимать двигатель для ремонта коробки передач.

Говорят, хочешь стать механиком — купи ЗАЗ. Мне, начинающему водителю, эта машина дала огромный бесценный опыт.

Самые лестные отзывы

Решил написать о своей машине ЗАЗ-968 1982 г. в. Эта машина мне досталась в наследство от деда. Уже около года я эксплуатирую её, и у меня только самые лестные отзывы.

Самый главный плюс машины — это вместимость. Четверо садятся абсолютно спокойно, пятерым уже тесно, но терпимо. Сиденье водителя регулируется вперёд-назад и по наклону спинки. Но и этих регулировок хватает вполне. Автономная печка позволяет не зависеть от неожиданно сломавшегося двигателя. Любой ремонт можно провести самостоятельно, благо машина — конструктор и с запчастями проблем нет. После восстановления («Запорожец» пылился в гараже 8 лет) началась беспощадная эксплуатация.

Машинка в течение месяца на своих железных плечах перевезла около 2 тонн кирпичей, так как появилась срочная необходимость в перекладке печи в доме. Средний расход топлива АИ-76 составил 9.5 л/100 км на грунтовых дорогах при использовании только 3 передач.

Из поломок: вылетели и передачи, застучали клапаны, перестал работать трос подсоса. Весь ремонт обошёлся в 2 бутылки водки.

Из минусов — маленький багажник. Из плюсов — высокая проходимость за счёт гладкого дна и заднего расположения двигателя.

Оцените статью