- Тест-драйв голосового помощника «Алиса» от «Яндекса»
- Синтез и распознавание речи
- Интеграция со службами «Яндекса»
- Взаимодействие со сторонними программами
- «Алиса» на компьютере
- Умная колонка с Алисой: тест-драйв «Яндекс.Станции Мини»
- Комплект и дизайн
- Конструкция и характеристики
- Как подключить колонку
- Возможности «Алисы»
- Выводы
- «СамоGOнщики». Алиса Селезнева и Вадим Воронов проводят автомобильные тест-драйвы!
Тест-драйв голосового помощника «Алиса» от «Яндекса»
Лайфхакер пообщался с новым голосовым ассистентом и спешит поделиться впечатлениями от беседы.
Виртуальные голосовые помощники призваны упростить наше взаимодействие с устройствами и сервисами. Вместо того чтобы блуждать по графическому интерфейсу в поисках нужного пункта меню, вы можете просто скомандовать естественным языком «Включи музыку» или «Подскажи прогноз погоды». Идеальный помощник должен правильно понять команду и выполнить её.
Технологии, которые лежат в основе таких ассистентов, пока далеки от совершенства, но уже способны впечатлять. Вы могли наблюдать их в действии, если пользовались помощниками Google Assistant, Cortana или Siri. Теперь давайте посмотрим, чем нас может порадовать «Алиса», которая недавно поселилась в приложении «Яндекс».
Синтез и распознавание речи
В отличие от других разработчиков голосовых ассистентов, «Яндекс» фокусируется на российском рынке. Поэтому логично ждать от «Алисы» лучшей поддержки русского языка.
Хотя в голосе помощника можно без труда расслышать искусственные нотки, он звучит на порядок естественнее своего ближайшего конкурента — русскоязычной версии Siri. Для озвучивания «Алисы» привлекли актрису Татьяну Шитову. К слову, именно её голосом говорила операционная система в фильме «Она».
В плане распознавания русской речи у помощника «Яндекса» пока тоже нет равных, ошибки встречаются относительно редко. Кроме того, ассистент не просто распознаёт фразы, но и учится правильно интерпретировать их. Поэтому вы можете использовать разные формулировки и задавать последующие вопросы в контексте предыдущих — скорее всего, сервис вас поймёт:
Но промахи в интерпретации запросов пока встречаются у всех голосовых ассистентов, и «Алиса» здесь не исключение:
Интеграция со службами «Яндекса»
Другая важная особенность «Алисы», на которой делают акцент создатели, это удобная интеграция с остальными сервисами «Яндекса».
К примеру, попросите ассистента включить песню, и она заиграет в «Яндекс.Музыке». Запросите перевод фразы на другой язык — помощник откроет «Яндекс.Переводчик»:
«Алиса» также умеет отображать прогноз погоды и строить маршруты благодаря метеосервису и картам «Яндекса». А если вам понадобится найти что-либо в Сети, поможет «Яндекс.Поиск».
Взаимодействие со сторонними программами
Что касается интеграции со сторонними приложениями и службами на мобильных устройствах, то тут у «Алисы» не всё так хорошо.
Ассистент можно установить на Android и iOS, но пока «Алиса» слабо использует возможности этих платформ. Так, с её помощью вы даже не сможете быстро завести будильник, добавить напоминание или заметку. А вот Siri легко справится с этими задачами.
Хотя «Алиса» умеет открывать по запросу установленные на устройстве программы, эта функция срабатывает не всегда. Например, ассистент без проблем запускает «ВКонтакте» и Telegram, но если попросить его открыть Viber, то вместо приложения помощник направит вас на сайт этого мессенджера. На команду «открыть калькулятор» ассистент реагирует странно.
Кроме того, чтобы обратиться к «Алисе», нужно сначала войти в приложение «Яндекс» и нажать на кнопку помощника (или воспользоваться ярлыком для быстрого доступа, если у вас Android). Это не очень удобно, ведь одна из главных задач голосового ассистента — позволить вам управлять устройством без рук. Та же Siri за счёт глубокой интеграции с iOS может принимать команды, даже когда экран заблокирован.
«Алиса» на компьютере
Ассистент «Яндекса» также доступен для компьютеров под управлением Windows в виде отдельной программы. После её установки на панели задач появляется поисковая строка и кнопка для голосового взаимодействия с помощником.
Помимо функций, представленных в мобильной версии, «Алиса» для Windows умеет искать файлы на жёстком диске, запускать настольные программы, выключать компьютер или переводить его в спящий режим.
Умная колонка с Алисой: тест-драйв «Яндекс.Станции Мини»
Количество моделей умных колонок стремительно растет. Недавно рынок взволновала очередная новинка — «Яндекс.Станция Мини» — компактное устройство с фирменным голосовым помощником. Мы провели тест-драйв гаджета и выяснили — легко ли подключить колонку, нужно ли покупать подписку, и насколько хорошо «Алиса» понимает команды.
Комплект и дизайн
«Яндекс.Станция Мини» предоставлена на тест-драйв электронным дискаунтером «Ситилинк». Колонка поставляется в небольшой картонной коробке с изображениями устройства и краткими техническими характеристиками. Внутри адаптер питания на 7,5 Вт, кабель для зарядки, документация и набор стикеров.
Сверху расположен световой индикатор, его цвет показывает состояние станции и чем именно сейчас занята «Алиса». При активации загорается фиолетовый цвет, когда колонка «переваривает» команду, световое кольцо начинает вращаться. Красный цвет подскажет, что пропал интернет. При настройке Wi-Fi или Bluetooth индикатор загорается голубым светом.
Конструкция и характеристики
Станция имеет встроенный TOF-датчик, отвечающий за распознавание жестов, он встроен сверху. С его помощью можно регулировать громкость движением ладони: вверх — громче, вниз — тише. Датчик работает корректно, однако иногда требуется повторить жест, чтобы устройство уменьшило или увеличило громкость.
«Яндекс.Станция Мини» имеет сразу четыре микрофона и единственный динамик мощностью 3 Вт. Выдающегося звучания ждать от компактной колонки бессмысленно — не позволяет формат. Запас громкости приличный, хватит для озвучивания средних размеров комнаты, но качество вряд ли устроит меломана.
Встроенного аккумулятора нет, хотя большинство компактных колонок имеют автономное питание. Станция от «Яндекса» должна быть постоянно подключена в розетку и просто взять ее в руки и перенести в другую комнату не получится. При этом колонка может воспроизводить музыку с других устройств по Bluetooth.
Как подключить колонку
Процедура простая, удалось справиться с ней буквально за пару минут. Для начала включаем колонку в розетку и скачиваем приложение «Яндекс» в Google Play или App Store на свой смартфон. Управление устройством доступно только на устройствах с Android 5.0 и выше или iOS 10.0 и выше.
После этого нужно открыть приложение и войти в личный аккаунт на «Яндексе». Если аккаунта нет, следует зарегистрироваться. Далее в меню приложения нужно выбрать пункт «Устройства» и нажать «Управление устройствами». Станет доступна кнопка «Добавить устройство». Нажимаем, выбираем «Умные колонки» и далее «Станцию Мини».
Если дома есть несколько сетей, на смартфоне нужно выбрать именно тот Wi-Fi, к которому планируется подключить «Яндекс.Станцию Мини». Сеть должна быть частотой 2,4 ГГц, более современные с частотой 5 ГГц не поддерживаются. Стоит учитывать, что без интернета умная колонка откажется работать, «Алиса» в такой ситуации совершенно беспомощна.
Всем покупателям новой колонки предоставляется три месяца бесплатной подписки на сервис «Яндекс.Плюс», она активируется при подключении. Затем цена подписки составит 169 рублей в месяц. Сразу стоит уточнить, что возможности станции без подписки сильно ограничены, поэтому использовать ее без «Яндекс.Плюс» почти нет смысла.
Возможности «Алисы»
Ключевое преимущество «Яндекс.Станция Мини» — прекрасный «слух». Колонка отлично реагирует на команды, даже если воспроизводит музыку на максимальной громкости. Недаром внутри сразу четыре микрофона. Тестирование показало, что «Алиса» адекватно и достаточно быстро выполняет приказы пользователя.
Встроенная в колонку помощница умеет запоминать голос «хозяина» — для этого нужно попросить ее, а затем повторить за «Алисой» несколько фраз. После этого «Алиса» начнет называть пользователя по имени и пользоваться индивидуальными музыкальными рекомендациями на основе личного профиля. Увы, «хозяин» может быть только один.
Есть встроенный режим простенького синтезатора, который управляется жестами. Звуками можно управлять рукой, играя на колонке, как на музыкальном инструменте.
Недавно «Алиса» научилась заказывать такси — она построит маршрут, назовет цену и длительность поездки, найдет машину и озвучит детали заказа.
Кроме этого, «Станция Мини» способна управлять инфраструктурой умного дома — например, умной лампочкой, умной розеткой и умным пультом от «Яндекса» или устройствами от партнеров — в списке совместимых устройств комплекты от компаний «Ростелеком», Xiaomi, Samsung и других, при этом он постоянно расширяется.
Выводы
«Яндекс.Станция Мини» — демократичная версия «старшей сестры», стоимость которой превышает 10 тысяч рублей. «Младшее» устройство на февраль 2020 года на официальном сайте стоит 4490 рублей. При этом возможности двух колонок не особенно отличаются — фактически, полноразмерная версия может похвастать лишь более качественным звуком.
«Алиса» постоянно умнеет, разработчики регулярно добавляют новые функции — например, сразу после выхода колонки вызов такси был недоступен, но затем появился. Кроме этого, расширяется список поддерживаемых устройств умного дома — через колонку можно управлять светом в квартире, выключать или включать другие гаджеты.
«Станция Мини» — отличная замена кухонному радиоприемнику, прекрасно подойдет для установки в детской комнате в качестве компактного медиацентра, может использоваться в качестве головного устройства умного дома или простейшего домашнего ассистента. При этом колонка не рекомендуется меломанам, которые регулярно слушают музыку.
«СамоGOнщики». Алиса Селезнева и Вадим Воронов проводят автомобильные тест-драйвы!
Известные радиоведущие Алиса Селезнева и Вадим Воронов рассказали о том, как двум людям, которые не водят автомобиль, пришла идея тест-драйвить машины.
Вадим: Самогоновареним я увлекаюсь с детства. Именно поэтому я с такой яростью откликнулся на предложение Алисы и нашего режиссера и оператора Артема Плаксина сняться в проекте, который называется «СамоGOнщики». Я даже не стал спрашивать, про что вообще передача.
Алиса: Мы ему пообещали, что подарим самогонный аппарат и с него ни копейки не возьмем! И этого было достаточно. Перед лицом такой наживы другие уговоры просто не понадобились.
Вадим: Не думал, что это будут тест-драйвы, потому что у меня нет прав, я никогда не владел машиной и вообще боюсь садиться за руль.
Алиса: Зато он сидит на пассажирском сидении и проклинает всех участников дорожного движения.
Вадим: Это потому что я очень хорошо знаю правила! Я знаю, что, когда поворачиваешь направо, надо правый поворотник включать. Нельзя перестраиваться с крайне правой полосы налево и резко поворачивать. Нельзя неожиданно тормозить. Я знаю, что такое агрессивное вождение и что такое тревожная манера езды.
Алиса: А еще ты знаешь, что такое подрулевые лепестки. И что ты там еще успел выучить?
Вадим: Я еще знаю, где бардачок. Я про машины знаю очень мало, но в этом и фишка.
Алиса: Мы посмотрели 1001 тест-драйв, прежде, чем начать снимать свой. Мы смотрели и осознали, что мы ровным счетом ничего не понимаем. Нам кажется, что люди, которые непосредственно делают эти тест-драйвы, тоже мало что понимают в автомобилях. Зато там есть самолюбование практически в каждом. Мы вдруг поняли, что это бесконечно скучно – смотреть и слушать технические характеристики.
Вадим: Конечно, нам намного интереснее, важнее и приятнее смотреть на самих себя. Поэтому мы и решили заняться этим проектом. Таким «фальшивым» тест-драйвом.
Алиса: Мы сделали дилетантский обзор для тех, кто так же,как и мы ,плохо разбирается в автомобилях.
Вадим: Идея такая : я приобрел самогонный аппарат, а сделал это для того, чтобы гнать для себя, для друзей, продавать же по закону нельзя. Но для этого нужно средство передвижения. Друзей много, и не все могут приехать. Должен быть объемный багажник, машина должна очень быстро стартовать, и резво ускоряться, чтобы уходить от погони. Нас же будут преследовать полицейские! Мы пока не очень много автомобилей «оттестдрайвили». Но каждый раз у нас есть такой ритуал – мы открываем багажник и ставим туда аппарат, смотрим, сколько баклашек туда влазит. 5-ти литровых бутылей пластиковых. Пока абсолютным лидером была цирковая машина. В багажнике он перевозил львенка и тигренка.
Алиса: А вообще, Вадим у нас чемпион по лечебному лежанию, он исповедует только этот вид активности – переворачиваться во избежание пролежней. А все остальное – это слишком активно для него.
Вадим: Именно поэтому мне понравилось ездить в автомобиле Запашного, потому что там очень много места, можно вытянуть ноги, и еще в кресло встроены массажеры.
Алиса: Ты забыл, что там еще есть холодильник! А я все жду, когда у Вадика появится желание сесть за руль. Он уже начинает что-то дергать, не понимая, что сейчас поедет и приедет куда-нибудь в стену. Поездка точно будет недолгой. Вадик, когда ты получишь права? Ты же мужчина, должно же это проснуться рано или поздно: я вожак стаи, я веду.
Вадим: Мне кажется, у мужчин желания должны просыпаться на другие вещи, а не на то, чтобы сесть за руль. Мне кажется, это во многом навязано социумом. То есть, если у тебя нет дорогой машины и ты ее не водишь, то ты как бы лузер.
Алиса: Да-да! Нищеброд!
Вадим: Алиса, а ты почему перестала водить машину?
Алиса: Мне очень удобно пользоваться мужем в этом отношении. Понимаешь, я почему-то со временем растеряла какие-то основные навыки водителя. Например, разучилась парковаться. Муж все время нервничал из-за этого. Когда я уезжаю на работу(а уезжаю я каждый день в 5:30 утра), он вынужден был просыпаться, смотреть, чтобы я нормально выехала. И он не ложился спать снова, пока я не доезжала до работы. Поэтому мы решили, что будет проще, если он сам будет меня отвозить.
Вадим: Хотелось бы сказать несколько слов о муже Алисы, об Артеме! Это человек-подвиг. Он не только режиссер, автор идеи и оператор нашего шоу «СамоGOнщики». Он еще и ежедневно страдает от Алиски. Я вижу, как он мучается. Как он на последнем издыхании. Опустошен. Эмоционально и физически выдохся. Единственное, на что его хватает, это на наш проект. Он тратит всего себя, и мне страшно, потому что я знаю примеры из истории, как люди сгорали, Майкл Джексон, например.
Алиса: Можно сравнить его с кем-нибудь более брутальным? Какой Майкл Джексон
? Возвращаюсь к теме: «Когда Алиса за рулем». Я просто понимаю, что это для меня энергозатратный и эмоционально забирающий процесс. Для меня самое большое зло на дороге – это пешеходы,которые всегда вылезают в неположенном месте. Из ниоткуда, в любое время дня и ночи! Иногда я могу не сдержаться, высунуться из машины и наорать, потому что у меня сил не хватает и терпения. Когда мама переводит своих детей через 5-ти полосную дорогу в неположенном месте, это ли не кошмар? Почему она эту ответственность за жизнь свою, да еще и за жизнь своих детей, перекладывает на меня? Почему я должна решать, жить им или не жить.
Вадим: Я бы быстро решил вопрос с ними. У меня никогда не было желания права получить, я на интуитивном уровне сторонился этого процесса. Знаете, я хотел бы посвятить. как у группы Биттлз, само слово «Beetle» – «жук» пишется через 2 буквы «e». Они изменили одну букву, написали a, и совместили «жука» со словом «бит», ритм. Так и мы -«СамоGOнщики»-такая автомобильная ассоциация.
Алиса: А кто придумал?
Вадим: Алиска молодец! Как всегда. Она все придумывает и все делает, я не очень понимаю, зачем я. Я хочу раскрыть тайну, очень важную для нас. Мы очень долго думали, писать сценарий или нет. Это, на самом деле, вопрос, потому что нам сценарий не нужен.
Алиса: Хотя Артем, наш оператор и режиссер, так не считает.
Мужчина: Когда есть сценарий, с ним легче. Ты каждую секунду знаешь, что ты должен делать. Другое дело, что в такие моменты мы чувствуем себя какими-то марионетками , и у нас это не получается. Мы же не профессиональные актеры и не сможем сыграть так, что родная жена поверит, что он ей не изменял. А что он ходил в магазин на 3 недели. Поэтому мы готовимся. Выясняем что-то про автомобиль, про хозяина и так далее. Второй вариант, который мы применяем. Мы основные моменты определяем: что должно происходить во время съемки. А вообще, я не очень люблю слово импровизация, потому что это опять-таки касается людей профессиональных. В моем случае это поток сознания, гонка.
Алиса: Гонка!
Вадим: Мы на этом остановились и экспериментируем, сейчас отсняты только 4 программы. Мы находимся в начале огромного пути. Нащупываем, что и как нам делать. Пока успешно – интерес у людей есть. Да и производители автомобилей стали нами интересоваться.
Алиса: Нам было страшно осваивать эту нишу, где все уже оккупировано другими людьми, которые разбираются в автомобилях. Хорошо, что люди, которые смотрят нас, которые подписаны на наш канал, не лишены чувства юмора. Они прекрасно понимают, что мы иронизируем, в том числе над теми, кто серьезно этим делом занят.
Вадим: Да, радостно, что люди это понимают! Честно говоря, я эти тест-драйвы делаю через силу. Если бы не грандиозная идея Артема и Алиски, что мы ищем место для самогонного аппарата и баклашек, я бы не вписался.
Алиса: Мне уже надоело возить тебя постоянно. Жду не дождусь, когда же самогонный аппарат из нашей машины переедет в твою. Он клацает, брякает и звякает на каждом повороте. Очень бесит!
Вадим: А меня, знаешь ли, беспокоит судьба аппарата, как бы не разошлись швы. Мы же не знаем, насколько у него все хорошо сварено внутри. А это очень важно, потому что при производстве продукта, самогона, все должно быть изолировано. Это как космический аппарат. Представляешь, летишь ты в космос, а у тебя дырка в обшивке. Космонавты возвращаются оттуда уже неживыми. В этом смысл производства самогона.