Обзор компактных кроссоверов
Небольшие кроссоверы сегодня популярны: фактически это самый быстрорастущий на российском рынке класс автомобилей. Неудивительно, что у большинства производителей есть такие модели в ассортименте – мы собрали в одном обзоре все популярные варианты на разный вкус и кошелек.
Компактные городские кроссоверы сочетают в себе сразу несколько важных качеств. Во-первых, они доступны для большинства. Во-вторых, скромные размеры делают их удобными в тесном городе. В-третьих, с большим дорожным просветом легко забраться на бордюр, если это необходимо, да и поездка по грунтовке пройдет гораздо спокойнее.
Выбирая маленькие внедорожники, нужно определиться, достаточно ли вам будет переднего привода или нужен полный? Как правило, для преимущественно городской эксплуатации можно остановиться на более доступных моноприводных версиях, загородные вылазки могут потребовать четырех ведущих. Причем полный привод с этом классе машин весьма условный. Вторая пара колес подключается электронно муфтой, а не «через железо». Так какой кроссовер выбрать?
Renault Duster
Это именно та модель, с которой надо бы начать: пожалуй, это самый популярный компактный кроссовер в России по многим рейтингам, причем уже не первый год. Секрет прост: низкая стоимость базовой комплектации Authentique, выбор моторов и трансмиссий, достаточный для всего клиренс и недюжинные внедорожные способности.
Комплектация Authentique спартанская и подойдет тем, кто равнодушно относится к собственному комфорту: в ней нет регулировки руля по высоте и центрального замка. Тем, кто хочет ездить в более хороших условиях, советуем рассмотреть как минимум Expression: такую версию можно купить как с 1,6-литровым бензиновым двигателем, так и с 2,0-литровым, а также 1,5-литровым дизелем. К сожалению, АКП предлагают только с мотором 2,0 л – остальные силовые агрегаты идут в паре с «механикой». Некоторые опции предлагают докупить в пакетах: например, систему курсовой устойчивости, мультимедиа. Тем, кто покупает Renault Duster не только для асфальта, советуем заказать пакет «Protection», в который входят металлическая защита редуктора и бензобака, металлическая защитная сетка радиатора, накладки на пороги и передние двери.
Renault Kaptur
Еще один компактный кроссовер от Renault, более комфортабельный и современный, по сравнению с Duster. Варианта двигателя всего два: есть агрегат объемом 1,6 л (114 л. с.) и мотор 2,0 л (143 л. с.). Любой мотор можно приобрести с МКП, но если вас интересуют модификации с двумя педалями, учтите, что версию 1,6 л оснащают вариатором и передним приводом, а 2,0 – четырехступенчатым «автоматом» и четырьмя ведущими.
Самая доступная комплектация у Renault Kaptur – Life. В ней уже есть кондиционер, подогрев передних сидений, светодиодные ходовые огни. Чуть старше – комплектация Drive, в которую включены круиз-контроль, система дистанционного запуска двигателя, боковые подушки безопасности, электропривод складывания зеркал. В списке оснащения богатых версий полностью светодиодная оптика, ветровое стекло с обогревом, мультимедийная система с навигацией.
Peugeot 2008
Еще один симпатичный автомобиль французского происхождения. Главное, что вас может в нем смутить – бензиновый двигатель объемом 1,2 л. Ну разве это серьезно, предлагать для компактного кроссовера такой малолитражный агрегат? Вполне! Ведь он развивает 110 л. с. и ничем не уступает в динамике атмосферным 1,5-литровым двигателям. Работает в паре с традиционным гидромеханическим автоматом.
Комплектаций у Peugeot 2008 немного – всего две. И это еще одна особенность, которую многие спешат отнести к недостаткам. На самом деле к любой из комплектаций можно отдельно докупить опции. Хотите дополнительные подушки безопасности или камеру заднего вида с парктроником? Пожалуйста! Можете получить их с базовой версией Active.
Покупать топовую комплектацию Allure советуем в случае, если хочется действительно обладать хорошо «упакованным» кроссовером. В Allure уже входит большое количество опций, которые с базовой версией предлагают только за доплату, поэтому чисто экономически такая покупка будет оправданной.
Kia Soul
Строго говоря, Soul – не совсем кроссовер. Клиренс у него всего 153 см (почти такой же, как у Renault Logan), а полного привода нет ни в одной из версий. Тем не менее, мы решили включить его в наш обзор. Согласитесь, выглядит он как кроссовер и для города отлично подходит. Базовая версия обойдется примерно в 1 млн. руб. Правда, это будет самая простая комплектация Classic с атмосферным мотором 1,6 л и МКП. Есть еще несколько вариантов силовых агрегатов: тот же 1,6 с непосредственным впрыском (132 л. с.), 2,0-литровый (150 л. с.) и турбированная версия того же 1,6-литрового двигателя, способная выдать аж 204 «лошади»! Такую «зажигалку» предлагают с 7-ступенчатой роботизированной трансмиссией, остальные комплектации оснащают 6-диапазонным автоматом.
Если вариант Classic – довольно спартанский, уже в Comfort есть все самые важные опции: например, климат-контроль, мультимедиа-система (с навигацией в старших комплектациях), камера заднего вида… Интересной «фишкой» Kia Soul специалисты ГК «Фаворит Моторс» называют варианты окраски кузова: кроме 11 стандартных есть и 4 двухцветных (например, красный с черной крышей).
Hyundai Creta
Еще один хит в сегменте компактных кроссоверов — Hyundai Creta. Его козыри – привлекательный внешний вид, высокое качество сборки, хорошее оснащение и при этом доступная цена. Автомобиль предлагают с двумя вариантами двигателей: 1,6 и 2,0 л, причем каждый комбинируется как с передним, так и с полным приводом. А вот МКП есть только у «младшего» — двухлитровый агрегат идет в паре с современным шестиступенчатым автоматом.
Радует, что на этот раз корейцы не стали создавать дешевых, но «пустых» комплектаций. Здесь стандартное оборудование включает в себя все основные опции для комфортного вождения. Например, есть две подушки безопасности, дневные ходовые огни, ABS и система стабилизации, электропривод и обогрев наружных зеркал. Правда, нет кондиционера – он предусмотрен только во второй по порядку комплектации Actiive. В ней же – подогрев передних сидений, органайзер под полом багажника… В самой богатой версии Travel можно найти уже 6 подушек безопасности, парктроник, панель приборов Supervision с экраном 3,5″.
Довольно демократичны по цене опциональные комплекты – например, Winter (подогрев задних сидений и рулевого колеса), Light (фары проекционного типа, «противотуманки» и светодиодные дневные световые огни).
Ford EcoSport
На дороге таких автомобилей немного, но это и здорово: не будете своих «близнецов» на каждом перекрестке. Если вам не принципиален полный привод, Ford EcoSport однозначно достоин вашего внимания. Дело в том, что из семи различных модификаций этого компактного городского кроссовера только одна имеет четыре ведущих колеса: это версия с мощным мотором 2,0 л (140 л.с.) и механической коробкой передач. Остальные шесть – это вариации с 1,6-литровым двигателем мощностью 122 л. с. и МКП или роботизированной трансмиссией.
К чести производителя, надо отметить, что комплектации автомобиля достаточно богатые. Даже в базовой версии у кроссовера есть полноценный «джентльменский набор» для комфортной езды: кондиционер, электропривод на стекла всех дверей, подогреваемые зеркала (тоже с электроприводом), неплохая аудиосистема с управлением на руле, система курсовой устойчивости… Не хватает разве что подогрева кресел и штатной сигнализации – она есть уже в следующей комплектации Trend Plus. В более богатой Titanium можно рассчитывать уже на парктроники, круиз-контроль, боковые шторки и даже коленную подушку для водителя. И еще одна интересная «фишка»: мультимедиасистема SYNK с голосовым управлением на русском языке!
Автомобиль неплохо подготовлен к российской эксплуатации. Клиренс увеличен до 200 мм, улучшена шумоизоляция, а эксплуатировать 1,6-литровый двигатель можно на бюджетном 92-м бензине.
Citroёn C3 AirCross
Если вам нужен не просто компактный кроссовер, а настоящий автомобиль для души, обратите внимание на Citroen. Мы не постесняемся назвать его самым стильным и эпатажным кроссовером в нашей подборке. Вы только представьте: C3 AirCross можно заказать в одном из 90 (!) различных цветовых вариаций кузова! И это отнюдь не тот случай, когда за красивой оберткой спрятана заурядная начинка. Французская натура заметна и по оформлению салона: дизайнеры поработали здесь на славу.
Помимо чисто эстетического удовольствия, Citroёn C3 AirCross может предложить и большой выбор самых инновационных опций. Например, сдвижную панорамную крышу – такой нет больше ни у кого в сегменте. Или роскошный набор из 12 электронных ассистентов водителя, включая системы распознавания дорожных знаков, автоматического экстренного торможения и полуавтоматический «парковщик».
В линейке двигателей – два бензиновых агрегата мощностями 82 и 110 л. с. и 90-сильный дизель с маленьким расходом топлива. Правда, его предлагают только с механической коробкой передач, так что для города такая версия подойдет далеко не всем. Citroёn C3 AirCross существует только с передним приводом, но система Grip Control отчасти компенсирует ему отсутствие полного. Работая в одном из пяти режимов движения (Стандарт, Cнег, Грязь, Песок), Grip Control управляет приводом передних колес таким образом, чтобы обеспечить автомобилю лучшую проходимость.
Само собой, столь эффектный и инновационный автомобиль не может стоить дешево. Но даже, если вы выберите самую простую версию Live, вы уже получите такой ассортимент опций, который некоторые конкуренты не предлагают и в «топе». Например, полный комплект подушек безопасности (передние, боковые и шторки), систему курсовой устойчивости.
Chery Tiggo 2
Миниатюрный «китаец» пытается завоевать рынок по отработанной схеме: пусть он и не предлагает большого разнообразия комплектаций или инновационных опций, зато доступен по цене, а качество сборки – на уровне конкурентов. В арсенале Tiggo 2 всего один двигатель – 1,5 л, 106 л. с. В двух первых комплектациях он сочетается с пятиступенчатой механической коробкой передач, и лишь в топовой версии может предложить АКП. Привод – только передний, так что в грязь на таком лучше не лезть. Производитель настолько уверен в качестве своего автомобиля, что предоставляет на него гарантию 5 лет или 150000 км.
Volvo XC40
Венчает наш обзор по-настоящему премиальный кроссовер Volvo XC40, самый компактный представитель семейства ХС шведского производителя. Проводить его сравнение с приведенными выше моделями просто нет смысла: по качеству сборки и материалов, уровню комфорта и оснащения он превосходит модели масс-маркета в несколько раз и примерно во столько же раз их дороже. В линейке двигателей только 2,0-литровые турбированные агрегаты, как бензиновые, так и дизельные. Коробка передач – безальтернативная восьмиступенчатая АКП Geartronic.
Volvo – давно уже синоним безопасности, как пассивной, так и активной. В процессе движения водителю помогает система City Safety. Она внимательно следит за дорогой, обнаруживает опасные объекты и рассчитывает вероятность столкновения с ними. Если эта вероятность высока, электроника подает тревожный сигнал водителю. Водитель не реагирует? Значит, будут использованы возможности автоматического торможения.
В списке опций – не только всевозможные варианты отделки, электроприводы и подогревы. Например, установив фирменное приложение от Volvo, вы получаете практически полный контроль над автомобилем дистанционно. Например, можете запустить двигатель из дома, чтобы салон прогрелся к вашему приходу. Или обеспечить доступ к автомобилю своему знакомому, который попросил одолжить на время машину. Словом, с Volvo XC40 инновации ждут вас на каждом шагу.
Тест MINI Countryman/Paceman: чудной, но чудный
Я вовсе не удивился бы, если бы магнитолу в этой машине расположили на потолке, а ручник — скажем, в заднем ряду. Несомненно, в этот автомобиль можно влюбиться с первого взгляда. Конечно, к нему можно и привыкнуть. А ненавидеть — невозможно. Во‑первых, он по-щенячьи забавный. А во‑вторых, если опробовать его на ходу…
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
Нынешние изменения «Кантримена» и «Пейсмена», как теперь водится, минимальны. Бамперы и светотехнику подкорректировали ровно настолько, чтобы покупатели машин нового модельного года чувствовали приятное превосходство над покупателями предыдущих. Моторы под Евро‑4 и двигатель, форсированный со 184 до 190 л.с., мы не получим. Как и большинство дизельных модификаций. Зато покупатели, ждущие от «Мини» генов «Мини», точно не обманутся.
Надо быть очень самоуверенным человеком и смело надевать, скажем, красные кроссовки с черным костюмом, чтобы сваять такой салон. Тем более в кроссовере, от которого обычно ждут практичности. Скучный термин «эргономика» и еще более тяжеловесный «рабочее место водителя» здесь не подходят. Зато каждая деталь вызывает улыбку, даже если настроение с утра было неважным.
Вот в середине огромного «блюдца» с каемочкой в виде шкалы спидометра плавает карта навигации. Масенькие тумблеры под блоком управления климатом нащупать да и разглядеть трудно. Управление магнитолой — ребус, который разгадаешь не сразу.
Все это немного напоминает медвежьи шапки британской королевской гвардии. Не думаю, что носить их — великое удовольствие, но выглядят — глаз не оторвешь. Однако разница все же есть, и очень существенная: «носить» «Кантримен» как раз очень удобно!
ХОДОВЫЕ ЧАСТИ
Посмеялись? Ну а каков этот мэн в деле? Тут ведь не до мохнатых шапок, традиционной смеси чая с молоком и прочих островных штучек. Тут кое-что надо уметь.
То, что делает автомобиль автомобилем — руль, педали, рычаг механической коробки передач, — всё стоит именно так, как нужно. Да и работает — тоже. Мне даже немного жаль тех, кто так и не попробует стандартную для «Кантримена» шестиступенчатую коробку передач (уверен, что наши покупатели предпочтут опционный шестиступенчатый автомат). Ведь щелкать ступени такой механики — одно удовольствие! Ходы рычага короткие, фиксация четкая, почти как (извините за банальность) в спортивном автомобиле. Немного длинноват рабочий ход педали сцепления. Но это я так — чтобы хоть к чему-нибудь придраться.
А ведь часто переключаться нет нужды. Мотор в 190 сил (у нас — 184 л.с.) и трансмиссия работают слаженно — позволяя, если одолевает лень, включить шестую уже на 70 км/ч без боязни, что для нормального, пусть и не самого стремительного, ускорения не хватит тяги.
Подвеска и рулевое настроены под стать силовому агрегату. Реакции на руление четкие и острые. Несколько раз на пустой дороге имитировал объезд несуществующей канавы. Здорово! При этом на высокой скорости кроссовер не докучает излишне резкими телодвижениями на мелких неровностях, характерными для некоторых моделей с зажатым рулем.
Вот что значит грамотная настройка! Немного жестковат? Не без того, но это вполне законное приложение к вкусной управляемости.
Тут-то и забываешь об интерьерном выпендреже. Бог с ними, с плохо доступными тумблерами! Хотя переключение с помощью одного из них в режим «спорт» действительно меняет характер автомобиля: реакции на нажатие педали газа и отклики на повороты руля становятся еще острее. Забудем о каемочке спидометра вокруг карты навигации — стрелки все равно не видно. Чтобы не налетать на штрафы, лучше поглядывать на окошко под игривым тахометром: там цифровой спидометр. К тахометру претензий нет — это единственный прибор, чьи показания читаются отменно. В общем, «Мини-Кантримен» — удивительное, причудливое сочетание игривого и, быть может, излишне смелого дизайна с абсолютно взрослой, причем очень грамотной настройкой силового агрегата и шасси.
Ну а «Пейсмен» — не просто трехдверная версия (фирма, разумеется, гордо именует ее купе) «Кантримена». Подвеска — жестче, руль — тяжелее. И все это, само собой, особенно здорово подходит к версии о 218 силах (снятых все с тех же 1,6 литра!) «Джон Купер Воркс». Кроссовер с тремя дверями, свирепым мотором и пижонским салоном? Именно так — вполне логичное сочетание в стиле «Мини».
НАШЕЙ КАНТРИ МЭН
На российском рынке самая дешевая (не очень подходящий в данном случае эпитет) модификация обойдется в 1 149 000 рублей. Это «Мини-Купер Кантримен» с передним приводом и 122‑сильным мотором. В оправдание цене — куда более богатая, чем прежде, базовая комплектация. Есть система динамического контроля и климат- контроль, светодиодные огни, обогрев сидений, кожаный руль и прочие радости комфорта.
«Пейсмен» в базовом оснащении на 50 000 рублей дороже. Полноприводный «Кантримен» стоит не меньше 1 455 000 рублей.
Ну а самый пижонский вариант — мечта закостенелого индивидуалиста — «Пейсмен» в комплектации «Джон Купер Воркс» с 218‑сильным мотором станет в 1 785 000 рублей. За что такие деньги? За броский дизайн, тщательную отделку, полный привод. А в придачу — «совсем немного»: оригинальный чудной салон и чýдные ходовые качества. В общем, за гены «Мини»!
ПЛЮС Отличные ходовые качества
МИНУС Заплатив заметно больше миллиона, нужно привыкать к причудливой эргономике
ДЛЯ ДЕРЕВНИ ДЕДУШКА
Первый «Кантримен» появился еще в 1961 году. Близнецов звали «Моррис Мини-Тревеллер» и «Остин Мини-Кантримен». Ни о каком полном приводе тогда речь не шла. Просто база универсала был длиннее стандартной на 100 мм, а доступ в просторный багажник открывали распашные дверцы в задней стенке. Машины первого поколения делали до 1969 года. «Моррисов» построили 99 000 штук, а «остинов» — 108 тысяч.