- Итальянский джентльмен Fiat Scudo: тест-драйв
- Внешность
- Салон
- Техника
- Цены и конкуренты
- Тест фургона Fiat Scudo: не сбиться с курса
- 08 FIAT SCUDO_zr 02_15
- ЛИШНЕЕ ДОЛОЙ
- GQ7Q6326
- КАТИМ БОЧКУ
- 09 FIAT SCUDO_zr 02_15
- ОКАЯННЫЙ
- GQ7Q5479
- 02 FIAT SCUDO_zr 02_15
- Тест-драйв Fiat Scudo: денежка к денежке
- Внешность
- Салон и сиденья
- Ходовая часть
- На ходу
Итальянский джентльмен Fiat Scudo: тест-драйв
Без малого 20 лет назад эта коммерческая модель вышла на рынок и практически незаметно помогает нам иметь тот образ жизни, к которому мы привыкли. Нельзя отрицать, что минивэн Fiat Scudo не так популярен, как отечественные аналоги. Тем не менее, этот автомобиль во многом интереснее своих «близнецов» Citroën Jumpy и Peugeot Expert. К примеру, слово «Скудо» — это название итальянской денежной единицы, а вовсе не производное от чего-то иного.
Первые Fiat Scudo совместно с конструктивными аналогами с 1995 серийно выпускали на совместном предприятии Sevel Nord во Франции. Минивен в линейке Fiat сразу разместился на центральном месте – он больше Doblo и меньше Ducato. Тем не менее, с каждым новым поколением компактный автобус еще подрастал. И через некоторое время габариты не позволили использовать его в качестве городского такси, несколько снизив популярность. Все же за Fiat Scudo закрепилась репутация одного из самых комфортабельных и безопасных автомобилей в классе. И вот, этим летом нам предоставили возможность протестировать очередное поколение этого любимого европейцами коммерческого автомобиля.
Внешность
Внешность Fiat Scudo относительно образца 2007 года (второго поколения) изменилась не сильно. Стремительный, элегантный и солидный. Облику среднего брата придали черты старшего Ducato – угловатость, мощный передний бампер. Площадь остекления достигла 5,8 м2. Размеры кузова варьируются в зависимости от комплектации: в минимальной – укороченный, в максимальной – удлинен. Вместимость составляет до 7 м3, соответственно, и грузоподъемность вырастает с 782 до 797 кг. Ширина позволяет легковому автомобилю затаиться сзади, так что, сдавая нужно быть особенно внимательным.
Попасть внутрь можно двумя способами. Через боковые сдвижные двери по обоим бортам, а также через заднюю дверь, выполненную по той же схеме, что у обычного хэтчбека. Отметим, что в зависимости от комплектации количество дверей также варьируется, а задняя крышка может превращаться в обычные створки.
Салон
Основным достоинством Fiat Scudo каждый, кто познакомился с этим микроавтобусом, бесспорно признает его интерьер. Здесь все трансформируется и приводится в максимально комфортное положение. Ограничений по возможностям практически нет, вплоть до демонтажа всех кресел, коих, в зависимости от комплектации, до девяти.
В кабине водителя, также в зависимости от версии, может быть одно или два пассажирских кресла. Место водителя устроено на высшем коммерческом уровне. Традиционное обилие полочек и ниш дополняет огромный отсек для хранения всякой всячины прямо над головой шофера. Здесь все под рукой, ни к чему не нужно тянуться. Левый локоть сам собой удобно устраивается на подоконнике (именно так хочется назвать это огромное пространство).
Техника
Двигатель для всех комплектаций Fiat Scudo только один – 4-цилиндровый дизель объемом 2.0 и производительностью 120 л.с. Он потребляет 7,2-7,4 литра на 100 км пути в смешанном цикле. Оборудован системой Common Rail MultiJet третьего поколения, турбонагнетателем с изменяемой геометрией и промежуточным охладителем надувочного воздуха. Коробка – 6-ступенчатая и только механическая, поскольку имеющийся в активе европейцев «робот» оказался не востребован на российском рынке (всего пара проданных минивенов). «Механика» потребовала привыкания: между передачами малый промежуток и рука водителя так и норовит включить вместо «третьей» сразу «пятую».
Впрочем, двигатель достаточно вынослив и тяговит, чтобы Fiat Scudo резво двигался и при таких ошибках. Максимальная скорость – 160 км/ч. При 120 км/ч, до которых мы разгонялись во время тест-драйва, минивен абсолютно предсказуем и комфортен. Этот автомобиль явно рассчитан на передвижение по трассам на достаточно большие расстояния. экономичность машины, которая по паспорту в смешанном цикле расходует 7,4 литра на 100 км пути (в версии Combi — 7,2 литра). Для автомобиля полной массой 2791 кг — очень неплохой результат.
Такие ощущения появляются в том числе, благодаря независимой передней подвеске Макферсон с поперечными рычагами, винтовыми пружинами, телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади – торсионная балка, рессоры, амортизаторы. Это добавляет немного жесткости, но не сказывается на комфорте.
Цены и конкуренты
Итальянцев всегда скептически встречали на отечественном рынке. Даже легендарная «копейка» вызывала сомнения. Ну а в сегодняшних реалиях суммы, в которые Fiat оценивает свои детища, и вовсе могут показаться заоблачными. Казалось бы, почему за представителя далеко не передовой европейской автомобильной семьи просят почти столько же, сколько за Mercedes Vito или Volkswagen Transporter в аналогичных комплектациях? Да потому, что Scudo оказывается более практичен. Тут максимально выгодный двигатель, не менее шикарный салон и удобная погрузка за относительно небольшие деньги. Немцы же предлагают то же самое в основном в «максималке», да к тому же кучу дополнительных гаджетов в придачу, за которые приходится платить.
В дополнение к Fiat Scudo идет система Top Assistance. Это программа помощи на дорогах, в рамках которой автомобили находящиеся в 250 км зоне от официальных дилеров абсолютно бесплатно обслуживают и выручают. Скажем, при проколе колеса, вызываете специалистов по выданному вам номеру и те приезжают, чтобы спасти вас. Аналогов такой системы, насколько нам удалось выяснить, нет пока ни у одной другой компании.
FIAT Scudo Combi, короткая колесная база, стандартная крыша
Тест фургона Fiat Scudo: не сбиться с курса
08 FIAT SCUDO_zr 02_15
ЛИШНЕЕ ДОЛОЙ
Fiat Scudo появился на российском рынке прошлым летом. Тогда был представлен микроавтобус в максимальной комплектации Panorama Executive (ЗР, 2014, № 9). Неохваченной оказалась грузовая модификация.
Фургон Scudo предлагают грузоподъемностью 925 или 1125 кг, с колесной базой в двух вариантах, с высокой или низкой крышей. Мы взяли на тест фургон с короткой базой и меньшей грузоподъемностью: такой может ездить по центру Москвы без пропусков. Передняя часть практически такая же, как у пассажирской версии: не самый современный на вид салон (нынешнее поколение Scudo продается в Европе с 2007 года), тот же ряд передних сидений с выбором между тремя тесными или двумя просторными. Не хватает только салонного зеркала, отсутствие которого компенсируется двухсекционными боковыми, с электроприводом и обогревом. Из других удобств — опционные кондиционер, круиз-контроль и противотуманные фары. Сзади вместо сидений — объемный грузовой отсек, отделенный от салона металлической перегородкой. Левую боковую дверь заменила сплошная панель, подъемную заднюю — распашные створки, открывающиеся на угол до 180 градусов. Погрузочная высота небольшая, проем высокий и широкий, а вот сбоку даже при максимально сдвинутой дверце он узковат.
Несколько некстати приходятся скругленные углы порога: если мыть кузов внутри из шланга, вода скапливается спереди, у перегородки.
GQ7Q6326
КАТИМ БОЧКУ
Признаться честно, на разгоне грузовой Scudo меня поначалу удивил: он ощутимо быстрее и без того резвой пассажирской версии. Двигатель — тот же единственный доступный двухлитровый дизель MultiJet, зато снаряженная масса грузового фургона меньше примерно на 200 кг.
Мотор начинает тянуть чуть выше чем с 1000 оборотов, поэтому, чтобы разогнаться, переключаться на пониженную передачу чаще всего не требуется. Да и расход топлива получается небольшой — чуть выше 7 литров в смешанном цикле. Пожалуй, главный недостаток двигателя проявился лишь на скользком покрытии: он чересчур долго реагирует на нажатие педали газа; дозировать тягу, чтобы не сорвать колеса в пробуксовку, довольно сложно.
Без нагрузки фургон управляется и тормозит уверенно и предсказуемо, а претензии касательно плавности хода, имевшиеся к микроавтобусу, исчезли вместе с задними сиденьями. Но шума стало больше: к завываниям ветра добавился гул шипованных покрышек, который на скорости выше 80–90 км/ч через некоторое время начинает всерьез утомлять.
09 FIAT SCUDO_zr 02_15
Чтобы проверить, как Scudo поведет себя под нагрузкой, крепим в кузове внушительных размеров бочку с водой. Несмотря на лишние 750 кг, динамика почти не пострадала — спасают 300 Н·м тяги. Разве что обороты теперь лучше держать выше 1500, чтобы заработала турбина.
Изменившееся распределение веса сказалось на управляемости: центр тяжести сдвинулся вверх и назад, из-за чего крены стали больше и возросла склонность к заносу. Впрочем, даже на снегу и на льду машина старается держать курс. Она встает боком, только если ее специально спровоцировать, — и это хорошо, ведь системы стабилизации тут нет даже в качестве опции. В предельных режимах вновь проявилась заторможенная реакция на газ, а при активном рулении гидроусилитель не справляется и прикусывает руль.
ОКАЯННЫЙ
Несмотря на солидный возраст Scudo, его перспективы поначалу казались весьма неплохими. При умеренных размерах и практически легковых ходовых качествах он берет на борт около тонны, а цена машины в базовой комплектации — меньше миллиона рублей, несмотря на французскую сборку.
GQ7Q5479
Безальтернативный дизель вполне устроил бы большинство клиентов — он тяговитый и экономичный.
Производитель предлагает двухлетнюю гарантию без ограничения пробега и программу помощи Fiat TOP Assistance, а межсервисные интервалы равны 20 000 км. Короче, продажи шли в гору.
Неприятности возникли после падения курса рубля. В конце года Sсudo прибавил в цене больше сотни тысяч и догнал Ducato старого поколения. Конкуренция со старшим братом явно не пойдет на пользу: при сравнимом конструктивном возрасте тот повместительнее, более распространен и при этом имеет два десятка модификаций с различными вариантами длины, высоты крыши и грузоподъемности (включая однотонные городские машины) против четырех у Scudo.
02 FIAT SCUDO_zr 02_15
Сомневаюсь, что при подобном раскладе клиенты предпочтут Scudo. При падающем спросе на LCV запаса старых Ducato может хватить надолго, поэтому перспективы грузового Scudo видятся мне весьма туманными. Если модель при такой цене доживет на нашем рынке до обновления, которое планируется года через полторадва, это будет большой удачей.
ПЛЮС: Легковые динамика и управляемость при достойной грузоподъемности
МИНУС: Модель не первой свежести, скудный выбор вариантов
Тест-драйв Fiat Scudo: денежка к денежке
У компании Fiat есть традиция – называть фургончики названиями монет. На нашем рынке давно работает множество фургонов Doblo – дублон, Ducato – дукат, где-то в Европе – маленькие развозные Fiorino – флорин. А на наш рынок теперь выводится Fiat Scudo. На вопрос, почему именно деньги в Fiat отвечают – чтобы денежка к денежке липла. Ведь на Fiat Scudo работают профессионалы, а им важна каждая копейка. Ну вот, мы и взглянули на то, сможет ли Fiat Scudo сберечь деньги владельцев. Взглянули очень быстро – получился не полноценный тест, а краткие заметки о том, что можно было заметить километров, примерно за 400, что наездили на Fiat Scudo. Ездили мы на варианте Scudo Panorama Family – не самом богатом и не самом бедном. На это тоже надо делать поправку.
Вообще Fiat Scudo – модель не новая. Выпускать ее начали 2007 году, а в 2011 году модель прошла рестайлинг. Продаваться в Росси будет, конечно, уже растайлинговая версия. Несмотря на название взятое у итальянской монеты Scudo – разработка французская. Выполнена она концерном PSA, так что у в России не так мало собратьев нашего Scudo – Peugeot Expert и Citroen Jumpy. Машины выпускаются на одном заводе и за исключением оформления передней части совершенно идентичны. Салоны их тоже идентичны, а вот моторы немного различаются. Внешне, кстати, Fiat Scudo из троицы выглядит скромнее всех.
Внешность
Наша модификация – Scudo Panorama – поставляется только с длинной базой, то есть 3122 мм. Учитывая размеры кузовы получаем машину длиной 5135 мм. Совсем не легковушка.
Есть и короткая база – 3000 мм, но с такой базой в Россию поставляется чисто грузовой фургон. Пятиметровый монстр трудно предлагать в качестве семейного автомобиля, хотя многим бы подошел идеально.
Доступ в салон – боковые сдвижные двери и задняя дверь открывающаяся вверх. Заменить ее на распашную, кажется можно, но это будет уже дополнительная опция, за которую надо доплачивать. На грузовые варианты такие двери ставят по умолчанию, но зато они без очистителя и обогрева. Впрочем, стандартно и левой сдвижной двери нет. У нас – есть. Фары, в общем, простенькие, за противотуманки тоже придется доплачивать, но оно того стоит.
Салон и сиденья
Салон оказался неожиданно удобным. Пластик передней панели недорогой, но иного от фургона и не ждали. В нашем Scudo Panorama Family девять мест, то есть машина трехрядная, а первый ряд это кресло водителя и сдвоенное пассажирское кресло. В более богатом варианте будет только два кресла. Но побольше. Из-за сдвоенных кресел рычаг стояночного тормоза переехал к левой двери, практически под водительское кресло. Непривычно. Там же, под крышечкой и кнопка блокировки задней двери.
Второй и третий ряд – по три честных кресла. Не маленьких, а таких, на которые может без опасения сеть человек любой комплекции. Обивка кресел простенькая, но, вроде практичная. Сконструированы они очень хорошо – особенно понравились подголовники, которые можно практически спрятать в спинку кресла – чтобы дать обзор вперед пассажирам второго и третьего рядов. Для прохода на третий ряд по идее надо откинуть крайнее кресло второго ряда. По идее – потому, как совсем не очевидно, как это делается, но понять можно – много времени на это не ушло. Спинки кресел второго ряда можно сложить – хоть все, хоть по одиночке. Спинка среднего кресла второго ряда превращается в столик с местами для стаканов. Удивительно, но в столик превращается и кресло третьего ряда – непонятно зачем. Впрочем, третий ряд – это одно кресло и двухместный диванчик.
В принципе, кресла, включая водительское – чисто грузовые. Какой-то особой боковой поддержки на них нет, но они высокие, удобные и покойные – чисто прикаминные кресла в викторианском стиле. Некоторые считают, что на большие расстояния в таких креслах ехать не удобно, но мне они в самый раз. Впрочем, можно заказать водительское кресло с поясничной поддержкой и подлокотником. Если предусматриваются поездки на относительно большие расстояния, то такое кресло надо брать.
Третий ряд кресел занимает огромную долю пространства под багаж. Небольшой груз можно распихать и под третий ряд, но если он стоит на месте, то для крупного багажа не так много места. Расстояние от спинок второго ряда до задней двери – 1555. Это немало.
Распихать багаж вообще-то есть куда. В Scudo Panorama Family предусмотрен охлаждаемый бардачок, а для мелких грузов еще и ящики над ветровым стеклом. Ну и плюс лотки в дверях. Удивил огромный лоток на передней панели перед передним пассажиром – потенциальное место размещения дорожного барахла. Но практично.
Сама приборная панель, вроде стандартная. Ничего лишнего. Огромное ветровое стекло и крохотные солнцезащитные козырьки. Размещать их на выдвижных шторках, похоже не додумались. Но это прощается. Рядом с зеркалом заднего вида – маленькое зеркало для наблюдения за салоном. Для перевозки маленьких детей вещь крайне удобная.
Двухзонный климат-контроль! На фургоне двухзонный климат-контроль! Да детей можно возить, а не только начальство. Для задней части машина предусмотрен собственный вентилярор для нагона воздуха – теплого или холодного. В общем, ехать можно с камфортом..
Ходовая часть
Подвеска Fiat Scudo без изысков в любом варианте. Спереди – стойки MacPherson с поперечными рычагами, винтовыми пружинами, телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади – Торсионная балка с рессорами. Последние – примета грузового происхождения. Колеса 16-дюймовые. Иных не предусмотрено, но, в общем, хватает для комфортной езды в любом случае.
Двигатель – только дизель. Это 2,0-литровый мотор мощностью 120 л.с. и с крутящим моментом в 300 Нм. Происхождение мотора тоже французское, но топливная система – уже итальянская, что дает право Fiat называть двигатель своим и относить к семейству MultiJet. Для России все машины стандартно снабжаются подогревателем Webasto Termo Top Z. Двигатель очень неплох – в этом мы смогли убедиться во время поездки. Работает он в паре с 6-спенчатой МКПП – тоже неплохой, но не без нареканий.
На ходу
На ходу Fiat Scudo показал себя с лучшей стоорны. Причина тому очень эластичный двигатель с большим крутящим моментом – пиковые 300 Нм достигаются уже на 2 000 оборотах в минуту. Не рекордный показатель, но очень неплохо. Машина легко разгоняется. На пустой трассе машина охотно откликается на нажатие педали газа. Правда очень высоких скоростей, даже относительно высоких не любит. 130 км/ч Fiat Scudo достигает легко, правда скоростей больше 100 км/ч не очень любит – начинает шуметь. Но шум в салоне связан и с аэродинамикой и с немалым объемом самого автомобиля и с шинами и с состоянием дороги – что тут отнести на долю собственно автомобиля, сказать трудно. В любом случае на скорости больше 100 км/ч можно разговаривать спокойно или слушать тихую музыку. Максимальных паспортный 160 км/ч машина тоже достигает не особо напрягаясь. И кажется, что это не предел.
300 Нм крутящего момента ощущаются очень хорошо. Можно позволить себе полихачить, обгоняя на трассе тяжелые грузовики, особенно, когда они идут на подъем. Да и без подъема тоже можно. Но надо учитывать, что сидишь за рулем не заряженной малолитражки, а тяжелого – полной массой под три тонны автомобиля. Рулится машина очень хорошо, забываешь что едешь не в легковой машина, а в пятиметровом фургоне. Тут проблем нет.
Самое большое нарекание – на коробку передач и отчасти на сцепление. Педаль сцепления – короткоходная, то есть управляться с ней легко – проще, чем на иной легковой машине, но первое время лучше стараться фиксировать момент включения сцепления – чтобы не заглушить мотор. Вообще работа сцеплением требует некоторой аккуратности.
Коробка передач – механика на шесть ступеней. Автоматической коробки передач не предлагается. У французских вариантов она есть, но Fiat пошел по пути удешевления предложения в целом, решив, что водители – профессионалы в любом случае не откажутся от «механики». К передаточным числам претензий нет – КПП прощает все. Можно стартовать с первой передачи, можно со второй – или, кажется что со второй. Зимой, наверное, даже лучше со второй.
Сами передачи включаются не четко. Приноровится к тому, чтобы «на автомате» включать нужную передачу непросто – первое время надо отслеживать. Мне, по крайней мере, приходилось прибегать к методу «не знаешь на какой передаче едешь – включай пятую». Вообще по моей манере езды, не самой резкой, кстати, сказать, машина просила переключиться повыше довольно часто. Как бы предлагала переключиться поскорее на шестую передачу и ехать, вообще забыв о КПП. Я так и делал. Для поездок на дальние расстояния – то, что надо.
Этим, кстати, обеспечивается и повышение экономичности. По показаниям бортового компьютера, в начале пути, заправки хватало на то, чтобы проехать 2 000 км. Бак вмещает 80 литров, но был не полным. После всяческих дорожных излишеств и лихачеств, бак был полон примерно наполовину.
Паспортная экономичность Fiat Scudo – 7,4 литра на 100 км пути при смешанном цикле. Это перебор. Реальный расход топлива при достаточно аккуратной езде будет где-то в районе 8 л на 100 км, а при резкой езде с серьезными разгонами – где-то 8,3.
Кому же предлагается Fiat Scudo? Прежде всего даже в варианте, казалось бы семейном, Scudo Panorama Family больше всего подойдет организациям. Разного масштаба. И для разных целей – от трансфера из аэропорта до гостиницы до разъездов ограниченного чсла людей по городу и даже не относительно немалые расстояния. Люди будут доставлены с комфортом. Собственно, Fiat и рассчитывает именно на корпоративное применение. В этом случае за рулем будет сидеть водитель-профи, а пассажиры будут находиться в относительном комфорте. Рынок подобных машин для семейного использования есть, но он очень небольшой. На нем большую долю занимают модели посовременнее. Fiat, выводя на рынок Scudo рассчитывает победить современность относительно низкой ценой и очень хорошим сервисным предложением. Если потенциальные покупатели семейных машин клюнут на такие предложение, тогда и у Fiat Scudo есть серьезные шансы занять ощутимую долю этого рынка. А для корпоративного использования просторный микроавтобус с экономичным дизелем, очень приличными характеристиками экономичности и большим сервисным предложением выглядит почти идеально.