- Тест драйв Lada Granta – «Выживание»
- О Lada Granta
- Лада Гранта
- Откуда ноги растут
- Адаптация и хитрости
- Не повозка
- Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
- Ravon R4 (седан 4-дв.)
- Chevrolet Cobalt (седан 4-дв.)
- JAC J5 (седан 4-дв.)
- В индустриальных джунглях
- Продолжение следует
- Тест-драйв Лады Гранта с автоматом от издания АвтоВзгляд
Тест драйв Lada Granta –
«Выживание»
О Lada Granta
Лада Гранта
Lada Granta с «автоматом»?! Версия для спецслужб, оснащенная в качестве стандартного оборудования парой АК-47? Нет. Это первый в истории российского автопрома серийный автомобиль с автоматической коробкой передач.
Для полноты картины, пожалуй, нужно начать с исходных данных, которые мне удалось собрать на момент знакомства с «автоматической» Грантой. Каждому первому автомобилисту в нашей стране известны все отличительные «особенности», присущие нашему автопрому. Мне в свое время тоже удалось поездить на широком спектре отечественных автомобилей и в том числе на продукции АвтоВАЗа. Но на Granta с «механикой» я не ездил, хоть и ознакомился со статьями коллег-журналистов. Информация читателям, скажем прямо, преподносится весьма разнообразная и местами противоречивая. Кто-то описывает типичные для ВАЗовских автомобилей проблемы: не лучшую надежность и качество сборки, нечеткий механизм переключения передач, недостаточную стойкость к коррозии. Но можно встретить и фразы, что Granta – это чуть ли не «технологический прорыв»!
Признаюсь, имея за плечами инженерное образование (если быть точным, по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»), особых иллюзий по поводу «высоких технологий» я не питал. Окончательно мои сомнения развеяли сами представители АвтоВАЗа, поведавшие в беседе о новом четырехступенчатом «автомате», что они прекрасно понимают: «Коробка не самая передовая». Но при этом меня заверили, что была проведена масштабная работа по адаптации АКПП под модель Granta. Получилось в итоге адаптации следующее…
Откуда ноги растут
В 2010-ом году на АвтоВАЗе наконец-то по-настоящему окончательно и бесповоротно приняли решение: «АКПП быть!» И тут же стали искать партнеров, способных помочь с реализацией проекта.
Говорят, выбор есть всегда. Но в случае тольяттинского завода выбор изначально был предельно очевиден – JATCO. За японскую компанию, поставляющую свою продукцию на конвейер Nissan, «замолвили слово». Кто? Правильно, руководители альянса Renault-Nissan!
Ответ на вопрос, какую модель трансмиссии выбрать, в нашем случае тоже был предельно простой — самую дешевую (хотя сами японцы рекомендовали вариатор). Сопоставив два только что обозначенных факта, в итоге мы получаем автоматическую коробку передач JATCO JF414E.
Конструкция данной АКПП уходит своими «корнями» в далекий 1989-й год и, по сути, является модифицированной версией «автомата», устанавливавшегося двадцать лет назад на Nissan Sunny. Новая трансмиссия стала более компактной и легкой (вес снижен на 15%), более отзывчивой на нажатие педали газа, и, главное, еще более надежной. Японцы рассчитывают, что JF414E будет новым бестселлером на рынке недорогих автоматических трансмиссий (ее «предшественница» разошлась по миру тиражом более 11 миллионов экземпляров). За счет применения сверхплоского гидротрансформатора, удалось снизить общую длину коробки на 11%, тем самым увеличив возможности ее адаптации к различным двигателям. В результате еще и внутренние механические потери снизились на 32% (по сравнению со «старой» трансмиссией JATCO FF4AT). Кстати, «автомат» JF414E выпускается с 2010-ого года на заводе в японском городе Фудзи и поставляется в Китай на предприятие Dongfeng, занимающееся сборкой местной версии Nissan March. По словам представителей JATCO, за прошедшие два года вышла из строя всего одна единственная трансмиссия. Но мы-то знаем, что два года – срок совсем небольшой. С другой стороны, в то, что ресурс такого простого «автомата» приравнивается к ресурсу самой Granta, поверить не сложно. Да и японцы славятся своим качеством изготовления.
Кстати, в трансмиссии нужно будет всего лишь раз в 60 тысяч километров менять масло, если случится поломка – «автомат» вам тут же заменят по гарантии. Этот факт не особо важен, когда автомобиль новый. Но для будущих владельцев подержанных Granta такая особенность сервисной политики АвтоВАЗа может выйти боком, то есть банальным отсутствием запчастей для «автомата» (а замена КПП – удовольствие не из дешевых, да и в качестве удовольствия практикуется только тюнерами).
Адаптация и хитрости
На весь проект адаптации автоматической коробки передач к продукции АвтоВАЗа потратили около 17 миллионов евро — относительно немного. Но, можно было и меньше. К примеру, по контракту с JATCO Волжский Автомобильный Завод обязался пригласить в качестве консультантов для перенастройки АКПП под характеристики Гранты представителей австрийской инжиниринговой компании AVL. А австрийцы, благодаря своей всемирной известности, за свои услуги просят совсем не скромные суммы. Можно было найти специалистов и в России, но контракт, контракт…
Кстати, от первоначального варианта настроек, предложенных иностранцами, на АвтоВАЗе отказались – автомобиль с ними был очень медлительным и «задумчивым». В итоге в качестве отправной точки взяли ходовые оценки Nissan Note и настраивали «автомат» с оглядкой на поведение японского хэтчбека.
Надо сказать, тольяттинские конструкторы пошли на небольшую хитрость, состыковав АКПП JATCO не с «восьмиклапанным» двигателем, устанавливающимся в обычные Гранты, а с «шестнадцатиклапанным» ВАЗ-21126. Таким образом, за счет небольшого увеличения мощности (на 11 л.с.) и крутящего момента (на 5 Нм) удалось сохранить динамические характеристики автомобиля на уровне Granta с «механикой».
Не повозка
Внешность, как известно, – дело вкуса. На мой взгляд, Granta – вполне приветливый автомобиль с современными очертаниями кузова. Конечно, в условиях ограниченного бюджета нечто претендующее на приз Concours d’Elegance создать было просто невозможно. Поэтому задняя часть автомобиля напоминает Logan, а на дверях, доставшихся целиком и полностью от Kalina (впридачу к крыше и полу) есть «лишние» подштамповки под молдинги.
По словам инженеров, с первоначальными настройками «автомата» Granta по ощущениям напоминала «самодвижущуюся повозку». Но опробовав новинку как в городских условиях, так и на гоночном треке, смело могу сказать: «Granta–автомобиль, а не повозка».
В повседневных условиях ее водитель не почувствует себя ущемленным и неполноценным. Динамики полностью хватает для уверенного передвижения, включающего обгоны, перестроения и резкие маневры (когда, например, нужно быстро выехать с второстепенной дороги и влиться в общий транспортный поток). При этом, чтобы чувствовать уверенность в автомобиле, совсем не нужно постоянно нажимать педаль газа до упора. Совсем наоборот! Оптимальный режим движения – разгоны при наполовину или на три четверти открытом дросселе, ведь на максимальной нагрузке шины «Кама» очень часто не справляются с крутящим моментом, что удалось установить буквально на первом «боевом» круге на картодроме в Техническом музее города Тольятти.
Быстрая езда – явно не конек Гранты. «Автомат» излишне усердствует и часто после торможений «сбрасывает» сразу пару передач, из-за чего колеса постоянно буксуют при последующем выходе из поворота. Если же пытаться ехать плавнее, не допуская пробуксовки, темп движения падает.
Из других минусов, выявленных за время нескольких кругов на гоночной трассе, стоит отметить, прежде всего, сильные крены. Во время поворота автомобиль буквально припадает на переднее внешнее колесо, заставляя его подвеску сжаться до упора. Но в геометрии подвески, в особенности между ходами сжатия и отбоя, нет баланса. Поэтому зачастую заднее внутреннее к повороту колесо теряет контакт с поверхностью дороги и беспомощно повисает в воздухе. Конструкторы говорят, что применили более жесткие передние пружины, аналогичные таковым от автомобиля Kalina Sport. Но, на мой взгляд, можно было еще чуть-чуть увеличить общую жесткость подвески и поразмыслить над настройками сжатия и отбоя.
Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин
Ravon R4
(седан 4-дв.)
Chevrolet Cobalt
(седан 4-дв.)
JAC J5
(седан 4-дв.)
Ладно, оставим автоспорт гоночной версии Granta Cup и отправимся тестировать Гранту с «автоматом» в ее родной стихии – городской суете.
В индустриальных джунглях
Как уже было сказано, динамического потенциала 98-сильной Granta с «автоматом» достаточно, чтобы не чувствовать себя обделенным. Самое интересное, что прогресс невооруженным глазом заметен не только в области ходовых характеристик автомобиля, но и в области удобства и комфорта, что намного важнее для бюджетного автомобиля.
Это уже совсем не «классика» с ее «дубовым» интерьером, и даже не «самара» с вечно пыльным дребезжащим салоном. Цивилизованное транспортное средство! Конечно, изысканным дизайном интерьер похвастаться не сможет, но свободного пространства хоть отбавляй и эргономика продуманная. Кнопки большие – промахнуться невозможно. Трехспицевый руль, специально разработанный для Гранты, удобно лежит в руках, правда, от упора до упора делает 3,3 оборота — довольно много (хотя раньше на Lada руль делал еще больше оборотов). Приходится дольше вертеть руль во время парковки.
А вот отличная обзорность, наоборот, процесс парковки, да и перестроений в потоке, намного упрощает – у Granta большие зеркала и внушительная площадь остекления. Остается пожалеть только об отсутствии парковочных датчиков, ведь с ними все было бы еще проще. Передний свес настолько короткий, что случаются моменты, когда трудно поверить, что автомобиль способен протиснуться в настолько ограниченное пространство. Выбираешься из Гранты, чтобы посмотреть, хватает ли места для выезда, и очень удивляешься огромному запасу расстояния до препятствия. Вывод – нужно привыкать к габаритам.
В салоне автомобиля прохладно (заслуга производительного кондиционера) и вполне уютно. Сиденья мягкие и явно не рассчитаны на активную «рулежку» — боковой поддержки маловато, и совсем не хватает поддержки бедренной. Зато места – хоть отбавляй, при моем росте 182 см, позади меня усаживался человек ростом 193 см и не доставал коленями до спинки. А еще наконец-то на АвтоВАЗе сделали удобные ремни безопасности для задних пассажиров!
Продолжение следует
Конечно, по нескольким пунктам у меня до сих пор остались претензии к АвтоВАЗу. Например – реальный расход топлива отличается от заявленного на целых два литра (в среднем Granta потребляет 10 литров на 100 км, против 7,85 л, указанных в технических характеристиках). В ответ на мою претензию, заводские испытатели начали оправдывать автомобиль тем, что он, мол, еще не прошел обкатку, при этом на одометре было около 2,5 тысяч километров (на самом деле разница в расходах проистекает из стандартных для большинства автопроизводителей хитростей с тестовыми методиками). Дальше – больше. По словам моих собеседников, «настоящая» обкатка заканчивается на отметке 10 тысяч км. Надеюсь, это была обычная оговорка, произнесенная в попытке защитить свое детище. В противном же случае на заводе применяются передовые технологии девятнадцатого века. Кстати, Гранту нужно заправлять 95-ым бензином.
Есть и другая претензия – к комплектациям. Ну почему нельзя было включить в протестированную версию «норма +» еще и электроприводы боковых зеркал? Ведь это так неудобно – тянуться через весь салон и пытаться по памяти подобрать нужный угол обзора.
С другой стороны, Granta с «автоматом» — самый доступный автомобиль с автоматической трансмиссией на нашем рынке, и гораздо более привлекательный выбор, чем Granta с «механикой» или чем ближайший конкурент – ZAZ Chance. И самое главное, новинка АвтоВАЗа – уже настоящий автомобиль, а не пресловутое «зубило» или «классика».
Протестированная Granta вселила в меня надежду, что отечественный автопром еще не до конца потерян. Тольяттинцы по-настоящему стараются сделать хороший качественный продукт. Пусть еще не все получается, но прогресс, прогресс заметен невооруженным взглядом!
Правда, новая Granta с АКПП JATCO стоит намного дороже базовой версии «стандарт» — 373 300 рублей, а в этом ценовом диапазоне уже безраздельно властвуют подержанные иномарки. Выживет ли Granta в конкурентной борьбе? Мне кажется, в современных реалиях нашей страны, безусловно, выживет.
Тест-драйв Лады Гранта с автоматом от издания АвтоВзгляд
АвтоВАЗ порадовал от души! Впервые за свои 46 лет и за всю историю отечественного автопрома завод выводит на рынок серийный автомобиль с автоматической коробкой переключения передач — «автоматом» вооружился бюджетный седан LADA Granta.
В конце минувшей недели журналистам автомобильных СМИ предоставили возможность испытать новую версию «народной модели» в тест-драйве по самарским дорогам. Участие в тесте принял и журналист издания «АвтоВзгляд» — Михаил Ростарчук.
Напомни, что Lada Granta, заменившая в модельной линейке завода седан Kalina, а по большому счету — столь близкую кошельку небогатого и прагматичного российского автолюбителя вазовскую «классику» — начала продаваться с конца минувшего года. И сразу стала бестселлером: сейчас в очередь на нее в зависимости от региона стоят от двух до четырех месяцев.
А теперь эта массовая модель, помимо усилителя руля и кондиционера, получила и третью основную составляющую комфорта автомобиля — АКП. При этом купить авто, подобное Lada Granta в комплектации «Норма +», то есть еще и с двумя подушками безопасности, с системой ABS + BAS , дешевле ее объявленной цены в 373 300 рублей невозможно – на рынке другого такого предложения нет и вряд ли будет.
Для вазовского «народного авто» была выбрана АКП предыдущего поколения модели AY-K3 от Jatco — дочерней фирмы японского автопроизводителя Nissan, являющегося, как известно, совладельцем ОАО АвтоВАЗ. Агрегат проверенный, в своей последней версии устанавливается на Nissan Note. Эта ниссановкая АКП – классический 4- ступенчатый «автомат» с гидротрансформатором, передачи переключается за счет изменения давления масла, нагнетаемого насосом.
О его надежности глава представительства Jatco Тадаси Ясуда отозвался лаконично, но емко: скорее износится автомобиль, чем этот «автомат». Эта коробка производится в Японии на заводе Jatco в Фуджи. Срок службы и гарантии такой же, как и у Granta, замена масла чрез каждые 60 000 км.
В Lada Granta японская АКП, рассчитанная на крутящий момент в 150 Нм, агрегатируется с наиболее мощным мотором в линейке двигателей завода -16-клапанным объемом 1,6 литра мощностью 98 л.с. и максимальным крутящим моментом в 145 Нм. Кстати сказать, этот же движок с такой же автоматической трансмиссией получит и второе поколение Lada Kalina, производство которой начнется в 2013 году.
Понятно, что «сыграть свадьбу», как говорят технари, вазовской Granta c «автоматом» Jatco было делом непростым и обошлось заводу в 17 млн. евро. В автомобиле появилось 30 новых деталей и узлов, такие как радиатор с секцией для охлаждения масла АКП, новые опоры силового агрегата, более жесткие пружины передней подвески.
В каталитический коллектор выхлопной системы добавили драгметаллов для того, чтобы и с повышением нагрузки на движок выполнялись экологические номы «Евро-4». Ну, и конечно, много времени и усилий было потрачено на то, что бы электронные системы управления двигателем и АКП заработали во взаимной гармонии и с калибровками, и с настройками, устраивавшими конструкторов Granta.
Лада Гранта с АКПП прошла ресурные, ударные и многие другие испытания как на стендах, так и по горным дорогам Алтая, при сильных морозах на трассах Сургута, по грунтовым проселкам и булыжным мостовым. Практическая проверка показала, что небольшое уменьшение клиренса автомобиля практически не сказалась на его проходимости.
Итак, что показал тест-драйв – почти 400 км по самарским дорогам разного качества. Прежде всего, отметим удобно расположенную и вполне эргономичную рукоятку переключения режимов АКП. У нее, кстати, есть свои особенности. Например, кнопка отключения овер-драйва, то есть высшей передачи. В это случае коробка не переключатся выше 3-й передачи, скажем, на подъеме-«тягунке» или если нужно совершить резкий обгон.
Или такая «фенечка», как «виртуальная пятая передача»: благодаря ей на 4-й после ускорения выше 50 км/ч движок работает в более экономичном режиме. А зимой не нужно прогревать коробку, прежде чем тронуться с места – она сама не станет работать выше 2-й передачи пока не прогреется.
Теперь поехали. И сразу приятное открытие: «автомат», как нередко бывает, не тормозит при разгоне, нет излишней и раздражающей плавности, вазовским спецам и партнерам удалось наладить работу АКП таким образом, что бы водитель получал те же ощущения, что и при МКП. Другими словами, интенсиность разгона ощутимо зависит от того, как давишь на педаль газа. За это отвечает электронная педаль газа. Не без удовольствия резво уходил с перекрестка от одноклассников Granta к вящему удивлению их водителей.
На трассе и двигатель, и АКП демонстрируют достаточную мощность, плавность и четкость смены передач для динамичной езды, не взирая на долгие подъемы. Легко совершались обгоны, в том числе и на «тягунах», скорость в 130-140 км/ч машина держала с легкостью и ощущением хорошего запаса тяги, несмотря на перепады рельефа дороги. Только не надо через чур резко вгонять педаль газа в пол, что бы все же не почувствовать небольшой толчок при переключении на 4-ю передачу. Полазали на 2-й передаче по сырому проселку с колеями – преодолевали мягко и уверенно.
Однако при общем весьма благоприятном впечатлении от работы грантовской пары «двигун-АКП», при интенсивном разгоне в диапазоне 30 – 80 км/ча в салоне шумновато, а вот ускорение после 90 км/ч происходит тихо. Вообще говоря, с «шумовыми эффектами» вазовцам придется еще потрудиться: то там, то тут вдруг возникают и непонятным образом исчезают скрипы, «стоны», вибрационные шумы. Впрочем, как признает главный конструктор проекта Сергей Мединец, в этом направлении идет доработка.
А вот главные рекомендации от Сергея Мединца будущим владельцам LADA Granta с «автоматом», явно не избалованным ездой с АККП:
— Прежде чем сесть за руль новой «ласточки», нужно очень внимательно изучить «Руководство по эксплуатации» и потребовать от дилера (он обязан это сделать!) показать и поучить, как работать с автоматической трансмиссией. Хотя у этой АКП и есть и своя система защиты «от дураков», но вряд ли стоит ее испытывать.
Продажи LADA Granta с АКП начнутся, вероятнее всего, в августе. В этом году АвтоВАЗ планирует выпустить 10 000 штук. Машину явно ждут прежде всего в городах-миллионниках, впрочем, «пробки» теперь тормозят поток и в малых городах, а «автомат», как известно, первое средство для лечения «пробочной» нервотрепки. Да и вообще удобная вещь.