Тест драйв военного урала

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

Что-то давно у нас не было суровой мужской техники на тесте. Чтобы вот посмотрел на машину, и она поразила своей брутальностью. Ну не в воинскую же часть за танком или БТР ехать? Благо, отечественные производители, работающие со времён СССР, в те годы выпускали продукцию двойного назначения.

Один из таких — автомобильный завод «Урал», где в 1977 году разработали вездеходное шасси с индексом 4320. И на его базе выпустили свыше 60 модификаций. С одной из них мы сегодня и знакомимся.

Итак, перед нами «Урал», полный индекс которого звучит так: 432030-02. Первые цифры до дефиса — индекс удлинённого на 360 мм по сравнению с базовым шасси, а 02 обозначает 220-сильный двигатель. В муниципальном «Красноярском пассажирском автотранспортном предприятии №7» этот тягач находится с 1992 года и вот уже 28 лет исправно выполняет функцию техпомощи. Несмотря на солидный возраст, машина в отличном техническом состоянии. Здесь за ней ухаживают.

«Это же военная техника, её отремонтировать можно в чистом поле. Не надо ни ямы, ни подъёмников. Все запчасти в продаже есть», — улыбается водитель Владимир Ичинский, отвечая на наш вопрос о секрете долголетия рабочей лошадки.

17-тонный силач серьёзно поражает своим видом. Внедорожная резина 20 диаметра, клиренс в 400 мм и общая высота в 2,7 метра. Рядом с грузовиком невольно вспоминаешь строчку «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой» из песенки Вилли Токарева.

На уровне головы — огромная решётка радиатора. Суровый капот, похожий на аллигатора, возвышается где-то сверху. Чтобы открыть его крышку (а она поднимается на 90°), нужны свободные руки — иначе наверх не залезешь. Прямо как в ЗИЛ-131.

Первое, что открывается взору в моторном отсеке — «сердце» машины. К слову, перед нами один из последних экземпляров, выпущенных до пожара на заводе двигателей «КамАЗ» в 1993 году. Поэтому тут громко урчит знакомый многим механикам V-образный 740-й мотор. Для справки: после прекращения поставок ДВС из Набережных Челнов конструкторам Уральского автозавода пришлось экстренно перестраивать кабину под ЯМЗ-236, поэтому по сей день модель выпускают с более длинным капотом.

Тем не менее, камазовский двигатель здесь уже меняли, на заводской табличке указана дата выпуска: сентябрь 2004 года. Как запороли родной первый 740-й, история умалчивает, Владимир Ичинский за рулём этого «Урала» всего 4 года. Здесь особо ломаться-то нечему. Ни тебе турбины, ни тебе электронного впрыска. Обычный механический ТНВД. Лей масло, меняй фильтры, но что-то когда-то пошло не так.

Первые впечатления

Ну да ладно, продолжаем осмотр. В левой части подкапотного пространства установлен горн звукового сигнала. Если такой сзади раздастся, поневоле перестроишься в другой ряд. Даже если и некуда. Ещё одна внушительная по размеру деталь — вентилятор охлаждения. Его металлические широкие лопасти приклёпаны к более узким несущим. Так что дует, будь здоров. Проектировали же для армии, а там насиловать мотор могут в самых неожиданных условиях.

Мощные мосты и многолистовые рессоры всем видом говорят: «не трусь, прорвёмся». К слову, этот грузовик может легко преодолевать брод до 1,5 м.

За кабиной в правой части разместили держатель запасного колеса,
а слева — небольшой сейф, где хранятся инструменты. Всё же техпомощь, как никак, а не просто тягач. Хотя в кузове лежит запас массивных «штанг» для жёсткой сцепки.

Читайте также:  Ремонты двигателей какие бывают ремонты двигателя

Справа под ступенькой, ведущей в кабину, ещё один отсек. Там спрятали аккумуляторы. Ни воры не доберутся, ни грязью клеммы не забрызгает.

Направляемся с водителем в кабину. Тут всё аскетично — солдату негоже расслабляться. Привыкли к креслу
на пневмоподушке? Забудьте. Для пассажиров предусмотрен двухместный диван, он же — инструментальный ящик, если снять «сидушку».

Панель приборов чем-то напоминает камазовскую, от модели 4310 образца середины 1980-х. Тогда Минобороны выставило требование об унификации военных автомобилей многоцелевого назначения «КАМАЗ» и «Урал». Конструкторам пришлось выполнять. Кстати, руль тут тоже от «КАМАЗа».

Перед глазами водителя информация со спидометра, тахометра, амперметра, с датчиков уровня давления воздуха в тормозной системе, о количестве топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, давлении масла. А ещё на панели находится манометр. Да-да, автомобиль оборудован системой регулировки давления в шинах. Не выходя из кабины, можно спустить давление в шинах или поднять в зависимости от местности.

Рядом с длинным шестом для переключения передач расположен ещё один рычаг — поменьше. Он служит для включения повышенной/пониженной передачи.

Перед ними на приборной панели кнопки световой сигнализации аварийной остановки, включения освещения, отопителя и настройка воздухообдува. Рядом — закрытые предохранители и перчаточный ящик.

В кабине шумоизоляции практически нет. Даже при работе двигателя
на холостом ходу разговор водителя и пассажира тихим не назовёшь. А уж если жать на педаль акселератора, то лучше молчать. А то горло заболеть может. Шутим, конечно, но урчание мотора весьма и весьма громкое.

Об эксплуатации

«Еду к автобусу. Если возможно устранить поломку на месте, ремонтируем, если нет — то цепляю на сцепку и везу сюда», — рассказывает Владимир Ичинский.

В паре с пятиступенчатой механической коробкой и блокировкой дифференциала вездеход может тащить на себе даже два автобуса хоть по гололёду, хоть по грязи. Правда, за это приходится платить большим расходом топлива — в среднем на сто километров «Урал 43203» съедает 35-40 литров.

Тут, конечно, играет роль и усилие нажатия на педаль газа. Но Владимир говорит, что страшно на нём по городу разгоняться. Во-первых, камеры везде, во-вторых, остановить эту махину не так-то просто. Даже если двигателем тормозить.

«Тащишь на себе автобус, а перед тобой легковые норовят влезть.
Не понимают, что это почти половина железнодорожного состава — резко не остановишь», — вздыхает Владимир Ичинский.

Так что, если вдруг вы увидели перед собой техпомощь, которая тащит на сцепке автобус, отнеситесь с пониманием и не совершайте опасных манёвров. Лишняя секунда погоды не сыграет, а нервов и здоровья сбережёт много.

Комфорт в движении… Честно, даже не знаем, как описать. По асфальту что водитель, что пассажиры особо не напрягаются. А вот если съехать с дороги, то тут уже надо искать, за что держаться, и изо всех сил прижимать пятую точку к сиденью. Правда, в роли техпомощи наш герой ещё не забирался в непролазные дали, поэтому особого акцентировать внимание на этом моменте не будем. К тому же, ещё раз напомним, машину разрабатывали для армии, где солдат к комфорту не приучают. Ну и для нефтяников, которым по-другому никак до места не добраться.

Собственно, пора трогаться. Выжать педаль сцепления и включить скорость может даже девушка. А вот чтобы тронуться, сцепление нужно ловить почти что при самом отжатии педали. И с переключением на вторую нужно быть аккуратнее, с непривычки ненароком можно и заднюю включить.

Читайте также:  Схема электрооборудования автомобиля ваз 21102

Зеркала заднего вида тут немного выпуклые, что увеличивает обзор. Но о габаритах машины забывать не стоит. Поэтому при подготовке
к транспортировке того же автобуса помощь при движении задним ходом во время подъезда для сцепки лишней не будет.

Однако современные автобусы не просто так зацепить и потянуть. Если пневмобаллоны не заполнены, то катиться нельзя. Поэтому позади «Урала» вывели шланг, который подключают к транспортируемому автобусу для подачи сжатого воздуха.

На кабине установлен мощный прожектор. Мало ли в какое время автобусу предприятия потребуется помощь. А если потребуется «прикурить» нуждающуюся технику, то для этого специалисты предприятия вывели отдельные провода, чтобы не открывать отсек с аккумуляторами.

Вердикт

За всё время работы за рулём этого «Урала» Владимир Ичинский
не сталкивался с особыми трудностями. Всего раз машина его немного напугала, когда вода попала в тормоза и пришлось активно использовать «ручник» и торможение двигателем.

В остальном же «Урал-432030-02» — машина неприхотливая. Топливо переваривает практически любое.

За счёт минимума электроники в конструкции внезапных отказов вряд ли стоит ожидать. Главное, следить за состоянием узлов.

Технические характеристики «Урал-432030-02»:

  • Двигатель — 8-цилиндровый КамАЗ-740.10 мощностью 220 л. с.;
  • Коробка передач — механическая 5-ступенчатая КамАЗ-141;
  • Колёсная формула — 6х6;
  • Раздаточная коробка — двухступенчатая с межосевым блокируемым дифференциалом;
  • Тормозная система — двухконтурная с пневмогидравлическим приводом;
  • Грузоподъёмность — 5,8 тонн;
  • Габариты — 7366х2500х2680 мм;
  • Шины — 14,00-20″;
  • Подвеска — зависимая рессорная;
  • Клиренс – 400 мм.

Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Военный тест-драйв: на что способны списанные «Уралы

Аукционы, на которых продают военную технику, всегда вызывают интерес. Но у многих возникает вопрос: а на что вообще способны списанные ЗИЛы, «Уралы» и КАМАЗы? Сейчас военные показали эти машины в действии. Что ж, тест-драйв получился впечатляющим! Корреспондент Onliner.by побывал в Старых Дорогах, где проводилось это мероприятие, и посмотрел на возможности списанной военной техники.

Ассортимент продаваемых машин велик: грузовые автомобили ЗИЛ, «Урал», КАМАЗ, неприхотливые КрАЗы и даже гусеничные многоцелевые легкие бронированные тягачи МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Последним, как может показаться на первый взгляд, место только на минском заводе «Вторчермет» в Гатово — настолько страшно они выглядят.

Облезлая краска, пятна ржавчины на корпусе, а все милитаризированные части (люки, башни, бойницы для стрелкового оружия) заварены швами. Но, несмотря на это, тягач пользуется спросом в России. Только во время последнего аукциона, о котором мы писали ранее, было продано девять таких гусеничных машин. Покупают их в основном охотники, рыбаки и любители активного отдыха. Правда, для передвижения по дорогам общего пользования требуется специальное разрешение ГАИ.

Обладая высокой проходимостью, даже в труднодоступной тайге довольно экономичный тягач сможет развить скорость до 60 км/ч. Согласитесь, для бронированной гусеничной машины, выпущенной во второй половине прошлого века, это довольно неплохой показатель.

Конечно, сразу после покупки тягач МТ-ЛБ не обязательно загонять в грязь. Военные машины не один год стояли под открытым небом и требуют выполнения определенного рода работ. Как нам рассказали офицеры базы в Старых Дорогах, начать необходимо с замены всех резинотехнических изделий, которые ввиду возраста утратили свои свойства. В остальном проблем с этими машинами нет, они довольно надежные и относительно недорогие в эксплуатации.

Читайте также:  Бензин масло мотора вихрь 30

Специально для наших читателей военные продемонстрировали мощь МТ-ЛБ, «помесив» им грязь в ближайшем лесу недалеко от части. Тягач легко справился с преодолением небольшого брода.

Затем машина на максимальном ходу преодолела участок лесной дороги. Показалось, что обдуваемый воздухом мокрый и грязный тягач вмиг стал сухим, а ветки кустов и деревьев смели с его корпуса всю грязь.

Следом за МТ-ЛБ по этому же рву проехала колесная техника. Автомобиль КАМАЗ, который был выделен частью для проведения испытаний, реально продается и будет выставлен на ближайшем аукционе. Внешний вид техники соответствует возрасту и стоимости — матовая кабина, бывшая когда-то блестящей, имеет ржавые «жуки» на корпусе. Однако если не обращать внимания на этот момент (для хозяина с руками покрасить не проблема), то машина находится в неплохом состоянии. Резина на железных дисках послужит еще не один год, а все остальные нюансы вполне устранимы.

Офицеры части уверены, что этот КАМАЗ точно купят на аукционе. Для информации, подобные машины на недавних аукционах продавались по начальной цене в 55 млн белорусских рублей. Окончательная стоимость, как правило, выше начальной на 20—25%.

После того как КАМАЗ скрылся в гуще леса, на опушку выехал военный «Урал». Бортовой грузовик буксировал еще три (!) ГАЗ-66. Со стороны казалось, будто мальчик тянет на веревочке игрушечные машинки.

В какой-то момент металлический трос сильно натянулся. Показалось, что кто-то из водителей ведомых автомобилей нажал на тормоза. Действительно, военные смоделировали ситуацию, будто на одном из грузовиков после нажатия педали тормоза заклинило тормозные колодки.

Выбрасывая грязь из-под массивных колес, «Урал» с ревом начал уверенно «закапываться». Еще пару минут, и вряд ли машина смогла бы сама выехать на «сушу». Теперь, когда колеса до ободов в грязи, единственный способ выбраться из нее и вытянуть колонну — воспользоваться лебедкой.
Растягивая ее на расстояние около десяти метров, водитель зацепил первую машину. Включив рабочие тормоза, «Урал» стал с равномерным ревом натягивать трос лебедки. Словно вагоны поезда, автомобили тронулись. Через пару минут военные грузовики были освобождены из плена грязи…

Чуть в стороне на окраине леса была развернута механическая ремонтная мастерская автомобильной техники. Рядом с ней в полевых условиях проводили ремонт двигателя, выполняли сварочные работы. Мастерская даже не требует электричества — она полностью автономная. Похожие мастерские в настоящее время находятся на реализации через уполномоченную организацию РУП «Белспецконтракт» и стоят от 50 млн белорусских рублей.

Далее журналистам продемонстрировали работу авторазливочной станции АРС-14. Бензиновый ЗИЛ-131 с установленными бочкой (2,7 тонны) и насосом сейчас вполне может быть переквалифицирован в пожарную машину. Использование АРСов в качестве «пожарок» — явление нередкое, о чем говорит окраска некоторых автомобилей на территории части: процентов 10 находящихся на стоянке машин окрашены в красный цвет.

Кроме того, АРС-14 используют для доставки воды и других жидких веществ. Нефтяники приобретают станции для перевозки жидкого топлива, дорожники — для мойки дорог. Наш корреспондент нашел еще одно применение этому образцу военной техники. Подключив к разливочным шлангам специальный пистолет, внешне схожий с заправочными, можно отлично помыть автомобиль. Давление воды позволило сбить даже комаров и мух с капота и номерного знака машины! Отечественный ответ Karcher!

Актуальную информацию о наличии техники и имущества, проведении аукционов всегда можно получить на сайте РУП «Белспецконтракт» или позвонив по телефонам в Минске: (8 017) 278-06-97, 224-66-27, 224-20-01.

Оцените статью