Профи
Согласно нынешней маркетинговой концепции Mercedes-Benz, автомобиль V-Class – это элитарная легковая модель, в то время как соплатформенный Vito – фургон в более демократичном исполнении. Однако и в семействе Vito есть внутренняя иерархия. Так, если нашпиговать пассажирскую модификацию дорогими опциями, то по оснащению и отделке она вплотную приблизится к V-Class, а стоить будет куда меньше. И наоборот, Vito может иметь скромное оснащение и, соответственно, играть на одном ценовом поле с «одноклассниками» массового сегмента.
Мы выбрали на тест пассажирский вариант Vito Tourer 119 BlueTEC 4х4 в топовой комплектации Select с тяговитым 2,1-литровым 190-сильным дизелем, полноприводной трансмиссией и «автоматом» 7G-Tronic Plus. Особенностью машины является то, что утилитарные решения здесь хитрым образом сочетаются с элементами роскоши.
Гибкая конструкция
Снаружи принять героя теста за представителя более престижного V-Class проще простого: наш Vito имеет бамперы и ручки дверей в цвет кузова, светодиодную оптику, тонированные стекла среднего и заднего рядов, автоматически сдвигаемые боковые двери и броские 20-спицевые литые диски. Утилитарную суть выдают разве что подъемная задняя дверь без электропривода, рейлинги на крыше, а также планки решетки радиатора и корпуса внешних зеркал из черного пластика. Правда, и они выглядят стильно – гладкие, аккуратные.
Альтернатива задней подъемной двери – распашные створки
Отделка водительской зоны, конечно, не столь изысканна, как в V-Class – меньше декора и пластик погрубее. Однако по сравнению с предшественником сделан огромный шаг вперед: пластиковые элементы и обивка кресел выглядят симпатичнее и дороже. Опционный кожаный мультифункциональный руль с подрулевыми «лепестками» переключения передач и большим диапазоном регулировок – явный признак статусности. Экран мультимедийной системы на 5,8 дюйма, как и «приборка», отлично читается. За доплату «мультимедийка» может быть дополнена функцией навигации. Достойны комплимента также эффективный двухзонный климат-контроль Thermotronic и опционный автономный подогреватель, позволяющий оперативно прогреть немалых размеров салон в холодную погоду.
Наконец, нужно сказать о необычной компоновке тестового автомобиля. В теории в пассажирском Vito может быть до девяти сидений. Однако к нам машина прибыла в пятиместном исполнении – пара сидений на первом ряду (он бывает и трехместным) и неразрезной диван сзади. Центральный ряд удален, вместо него в напольных направляющих закреплен раскладной столик (опция). Но еще больший интерес вызвал пакет опций «Спальное место». С ним стандартная шторка багажного отсека заменяется на мягкую, широкую и толстую полку, почти как в железнодорожных купе и спальных кабинах грузовиков. Если сложить задний диван (за считанные секунды), полка состыкуется с ним и вы получите полноценную двуспальную кровать, защищенную от любопытных глаз тонировкой.
Салон отличают прекрасная эргономика и высокая функциональность
В таком исполнении Vito подначивает к тому, чтобы взять семью или друзей и отправиться, скажем, на рыбалку или экскурсию в какой-нибудь живописный городок.
Микроавтобус с подобным оснащением обладает качествами лимузина, бизнес-фургона и кемпера: запас перед ногами пассажиров – колоссальный, за большим столиком можно работать или перекусывать, а на двуспальной кровати с комфортом ночевать.
Клуб путешественников
Начинаю движение и сразу же нахожу повод для комплимента. Предшественник, помнится, неплохо справлялся с дорожными неровностями разного калибра, однако ты отдавал себе отчет, что управляешь утилитарным коммерческим автомобилем – с тугим и «длинным» рулем, жестковатой подвеской и не идеальной шумоизоляцией. При смене поколений уровень ездового комфорта удалось поднять на объективно более высокий уровень. Во-первых, машина с переработанной подвеской буквально стелется над дорогой – движется легко, плавно и тихо, почти как легковушка. Шумо- и виброизоляция заметно улучшены. Если снаружи отчетливо слышен рокот дизельного мотора, то в салоне он отзывается далеким, едва различимым эхом. Электромеханическое рулевое управление делает баранку очень легкой в парковочных режимах, при этом руль тяжелеет с набором скорости. Фургон управляется точно и предсказуемо, в том числе за счет независимой подвески на обеих осях. А что с парусностью, характерной для машин с таким типом кузова? Теперь с нею борется система противодействия боковому ветру, задействующая особый алгоритм работы системы стабилизации.
Сиденья можно сдвигать продольно, складывать и полностью снимать
Расширенный список электронных помощников не только повысил статус Vito, но и упростил задачи водителя. Круиз-контроль, адаптивный дальний свет, системы облегчения трогания с места на подъеме, контроля степени усталости водителя, функция контроля давления в шинах, громкая связь по Bluetooth, датчики дождя и света – все эти функции не только облегчают вождение, но и делают его безопаснее.
Связка 2,1-литрового 190-сильного дизеля, полного привода и 7-диапазонного «автомата» оптимальна для решения самых разных транспортных задач. Во-первых, такой автомобиль очень динамичен в городских режимах. Большой Mercedes-Benz живо реагирует на «газ», а после кик-дауна демонстрирует ускорение, внушающее уважение соседям по потоку. Автоматическая трансмиссия 7G-Tronic Plus тоже хороша: работает плавно и оперативно. Да и подрулевые «лепестки» здесь не для проформы – очень помогают, скажем, при езде в горной местности или на сложных участках бездорожья.
На трассе тестовый Vito тоже показал себя молодцом – движение с крейсерской скоростью 130 км/ч комфортно, а на разбитом асфальте фургон не сбивается с курса и не досаждает толчками и вибрациями. Подвеска умело отфильтровывает «мелочевку», крупные неровности отрабатываются без жестких ударов.
И что еще важно – автомобиль с такой агрегатной базой вполне экономичен, расход солярки в смешанном цикле на 20% меньше, чем у предшественника. У нас по итогам городского и загородного теста он составил порядка 10 л/100 км.
Все четыре колеса
Система постоянного полного привода – отличное подспорье при движении по пересеченной местности. В раздаточной коробке тяга передается на оси межосевым дифференциалом с распределением 45:55. То есть в большинстве дорожных ситуаций такой Vito сохраняет заднеприводный характер управляемости, а в сложных условиях, например в размытой грунтовой колее, до 70% тяги может быть передано через многодисковую муфту на колеса любой из осей. При этом полноприводной трансмиссии ассистирует система стабилизации и антипробуксовочная система. Благодаря им буксующие колеса притормаживаются и тяговое усилие перераспределяется на колеса с наилучшим сцеплением буквально за доли секунды.
Разумеется, полноприводный Vito даст фору моноприводной модификации при старте на рыхлых, мокрых и скользких поверхностях. Это также оптимальный вариант, когда возникает необходимость буксировать прицепы (к примеру, катер или кемпер). Путешественники должны оценить и то, что, поскольку полноприводная система 4Matic компактна, дорожный просвет полно- и заднеприводных автомобилей совпадает. Соответственно, сравнительно небольшая высота (1910 мм) позволяет фургону заезжать на парковочные площадки, в том числе подземные.
Остается добавить, что новый Vito является к тому же самым безопасным в классе. Это единственный «малотоннажник», который уже в базовом оснащении комплектуется двумя фронтальными надувными подушками. Топовая пассажирская модификация может похвастаться и наличием оконных и боковых подушек в передней и задней части салона, а также системой предотвращения столкновений, сигналом предупреждения о движении задним ходом, системами контроля рядности и мертвых зон, камерой заднего вида и активным парковочным ассистентом. Все это станет ощутимым подспорьем для тех, кто планирует эксплуатировать микроавтобус в городе или отправиться на нем в путешествие. Полноприводный Vito в этом профи.
Автор: Василий Сергеев, обозреватель журнала «Автопанорама»
Фото: Кирилл Калапов
Представитель коммерческих малотоннажных микроавтобусов Mercedes-Benz Vito – хорошо знаком нашим автолюбителям. Сегодняшний испытуемый – представитель третьего поколения микроавтобусов Mercedes, впервые сошедший с конвей .
АВТОДЕЛА
Выигрышная комбинация. Mercedes Vito Furgon (W447)
Приобретая коммерческий транспорт премиального автопроизводителя, клиент вправе рассчитывать на уникальные преимущества, проистекающие из высокой репутации и передовых ноу-хау бренда. Фургон Mercedes-Benz Vito – наглядный пример такого положения вещей.
Этот LCV имеет сразу три версии привода, широкую линейку бензиновых и дизельных моторов (от 88 до 190 л.с.), два варианта колесной базы и три варианта длины. А вот высота фиксирована – 1910 мм (+48 мм с опционными рейлингами на крыше), благодаря чему Vito без проблем заезжает в подземные гаражи и на автомойки. В то же время автомобиль выглядит дорогим и престижным. Несмотря на свою утилитарную суть, он – полноценный представитель «семьи» Mercedes-Benz. Что, кстати, подтверждает и щедрый набор вспомогательных систем и систем безопасности. В их числе – ABS, противооткатная система, отключаемая система стабилизации, система противодействия боковому ветру, опциональные системы контроля рядности, слепых зон и предотвращения столкновений. Словом, модель предлагает даже больше, чем диктует житейская целесообразность.
Широкая душа
Кузов героя нашего теста – заднеприводного цельнометаллического фургона (ЦМФ) со средней длиной – имеет формы, работающие на аэродинамику. Коэффициент его лобового сопротивления (Сx) 0,32 – чрезвычайно низкий для автомобилей этого сегмента. Некрашеные бамперы, черные ручки дверей и корпуса зеркал, а также задняя подъемная дверь (опционно доступны распашные створки) подчеркивают рабочие навыки «немца», а многоспицевые легкосплавные колесные диски добавляют Vito изящества. Штатно предлагается правая сдвижная дверь. Ее проем широк настолько, что можно загружать европоддоны поперек. А опционная вторая сдвижная дверь (по левому борту) делает процесс погрузки/разгрузки более гибким.
Если же требуется еще больше технологичности, безопасности и мерседесовского лоска, то можно заказать, к примеру, блок-фары и задние фонари со светодиодной системой освещения. Фронтальная оптика за доплату предлагается и в адаптивном исполнении.
Салон грузового Vito – гимн рациональности. В отличие от интерьера V-Class здесь нет стилевой отсылки к легковым Mercedes-Benz. Исключение составляет разве что мультифункциональный руль, регулируемый в двух плоскостях. Приборная панель выглядит по корпоративным меркам даже несколько простовато. Зато вы получаете прекрасно читающиеся циферблаты в черно-белой гамме и крупный бортовой компьютер с индикацией времени, расхода топлива, температуры за бортом и, как в нашем случае, со значками систем слежения за степенью усталости водителя и контроля рядности. Водительское сиденье обладает на удивление мощной боковой поддержкой и в меру мягким наполнителем. Сдвоенные пассажирские кресла имеют менее выраженный профиль, но почти столь же удобны. Все три обшиты износостойкой тканью, бонус – опциональная функция многорежимного обогрева.
Такая работа
Владельцы обязательно оценят, что в Vito много вещевых ниш и ящиков, пластик интерьера качественный и панели подогнаны идеально. Из минусов же отмечу небольшой диапазон продольной регулировки водительского кресла: подать сиденье далеко назад не получается – спинка упирается в металлическую перегородку. Поэтому посадка высоких седоков может быть лишь строго вертикальной. Расстроило также отсутствие крючков для верхней одежды. Что помешало предусмотреть их на стенке перегородки между кабиной и кузовом? А еще я не обнаружил ни одного салонного зеркала, даже в солнцезащитных козырьках, они, как выяснилось, доступны только в виде опции. Можно заказать остекленные перегородку и заднюю дверь, тогда над лобовым стеклом пропишется и зеркало заднего вида.
В багажном отделении автомобиля есть где развернуться. Причем в буквальном смысле слова. Максимальная площадь загрузки составляет 4,38 кв. м. Это означает, что фургон способен вместить до трех европоддонов, которые фиксируются при помощи напольных проушин или опционных крепежных реек в полу и на боковых стенках. Максимальная длина грузов – 2,831 м, причем длинномеры загоняются буквально под сиденья кабины – для этого под межсалонной перегородкой предусмотрена глубокая ниша.
Помимо разнообразных устройств фиксации багажа можно заказать светодиодный светильник во всю ширину кузова (монтируется в задней части крыши и освещает грузовой отсек ярче, чем стандартный плафон). Штатно предлагается частичная отделка боковых стенок ударопрочной фанерой. Предусмотрен и заказ фанерной обивки во всю высоту кузова, а также износостойкого деревянного пола.
Грузоподъемность фургона зависит не только от типа привода, но и от характеристик подвески. Скажем, тестовый автомобиль со стандартным шасси способен взять на борт 920 кг, но если вы закажете усиленный вариант ходовой части, то грузоподъемность возрастет до внушительных 1289 кг.
Хозяин положения
За рулем фургона чувствуешь себя, как на капитанском мостике. Кресла установлены высоко, дорога просматривается далеко вперед, передние стойки лишь минимально ограничивают обзор. Внешние зеркала по меркам сегмента не самые крупные, но вполне информативные. Тем не менее к маневрированию задним ходом нужно приноровиться. Лично мне не хватало как минимум датчиков парковки (опция), а еще лучше – тоже опциональной камеры заднего вида.
Впрочем, несмотря на свои солидные габариты и небольшую площадь остекления, фургон Vito чувствует себя в городском трафике уверенно. Диаметр разворота тестового автомобиля составляет всего 11,8 м, руль на удивление легкий, информативный и острый (примерно 2,5 оборота от упора до упора). На парковке его можно крутить буквально одним пальцем. При этом по мере набора скорости баранка предсказуемо тяжелеет, что добавляет уверенности и вызывает уважение к мерседесовской инженерной школе.
Впечатления от 2,2-литрового 163-сильного дизельного двигателя тоже позитивные. Сочная тяга на «низах» не улетучивается по мере набора скорости, поэтому маневры в черте города получаются энергичными, да и с обгонами на трассе тоже никаких проблем. Посетовать можно лишь на то, что приходится активно орудовать рычагом 6-ступенчатой «механики» – передачи «нарезаны» довольно мелко.
Но главный комплимент нужно сделать характеристикам подвески. Разработчики конкурирующих марок, как правило, настраивают ходовую часть более жестко – с прицелом на эксплуатацию основательно загруженных машин. На выходе получаем тряску и звуковой дискомфорт на разбитой дороге. Ничего подобного в случае с Vito не наблюдается. Во время теста я целенаправленно переезжал «лежачих полицейских», дорожные стыки и бугристую наледь. Ходовая часть всякий раз сглаживала неровности, несмотря на то, что кузов был пуст. При частичной загрузке грузового отсека плавность хода возросла в еще большей степени. Все в порядке и с шумоизоляцией: звук двигателя и аэродинамический гул успешно отфильтровываются, различимы разве что удары мелких камней о колесные арки и шорох шин.
Нюансы
Наконец, стоит сказать о плюсах и минусах заднеприводной компоновки Vito. В сухую погоду такой автомобиль – абсолютное благо, особенно когда приходится решать задачи, связанные с большими нагрузками или буксировкой тяжелых прицепов. Однако на скользких дорогах, снежной зимой, фургон теряет часть своих летних преимуществ. Старты становятся вялыми, а при отключении системы стабилизации моментально развивается занос. Нужно проявлять максимум внимания при выездах из нерасчищенных от снега дворов и при прохождении поворотов.
Что же касается «цены вопроса», то за автомобиль, подобный побывавшему у нас на тесте (со средней длиной, задним приводом, 2,2-литровым 163-сильным дизельным мотором и «механикой»), сегодня просят не мало денег. Для сравнения: удлиненный Volkswagen Transporter (с передним приводом, 2-литровым 140-сильным дизелем и «механикой») обойдется чуть дороже, а удлиненный Fiat Ducato (с перед-ним приводом, 2,3-литровым 130-сильным дизельным агрегатом и тоже «механикой») – почти в половину дешевле.
Выбор, как говорится, за клиентом. Отметим лишь, что Mercedes-Benz Vito c возможностью выбора из трех вариантов привода (передний, задний, полный) и широкой линейкой агрегатов является едва ли не уникальным предложением на рынке. А значит, при его покупке можно подобрать рабочий инструмент под любые нужды.