Адмирал песчаных карьеров
В нем воплощены едва ли не все представления китайцев о том, каким должен быть самый передовой пикап. Кое-что понравится не только жителям Поднебесной.
Пи-и-и. В чем дело, черт возьми? Ведь не успел еще и метра проехать. Неужели уже что-то сломал? Ан нет, это в обычной машине, бывает, так пронзительно воют изношенные ремни. Китайский пикап – автомобиль какой угодно, но только не обычный. Отставить волноваться! Так сверхдоходчиво работает визуально-звуковой парктроник. Визуально, потому как в совершенно фантастическом для грузовика салонном зеркале отображается еще и расстояние до заднего бампера.
Поберегись! Баржа разворачивается. Длина-то – ого-го, под пять метров. И грузовая платформа за кабиной почти в два квадратных метра. Помимо четырех пассажиров машина увезет еще полтонны груза. Но я довольно легко – усилитель руля и парктроник вовсю стараются – привыкаю лавировать в многоэтажном гараже. Вот и улица. Теперь осмотрим-ка мы этого красавца повнимательнее.
Называется он, как гласит табличка под капотом, “Хэбэй Чжон-Син”. Да, верную транскрипцию его имени даже продавцы-то не каждый раз произнести решаются. Впрочем, специально для русских, а еще жителей Италии, Южной Америки и Африки его создатели и более благозвучное имя предусмотрели – “Адмирал”.
Внешность машины под стать высокому чину. Выразительный благородный окрас – золотистый металлик, мускулистые расширители арок, модная прозрачная оптика, дуги по периметру кузова, встроенные в хромированные зеркала повторители поворотов, весьма импозантные диски колес. Бравый вояка выглядит гораздо представительнее и дороже “Тойоты-Хай-Лакс”, с которой китайцы его клонировали. Жаль, при ближайшем рассмотрении те же расширители крепятся к кузову не слишком аккуратно.
Но какая же роскошь внутри! Светлая велюровая отделка, очень удачно замаскированный под дерево пластик, ярко-синяя подсветка приборов и кнопок, обшитые кожей (родной город “Адмирала” Баодин в провинции Хэбэй – как раз один из центров китайской кожевенной промышленности) руль и рычаг КП. А как живо и симпатично выглядит стереосистема с весело подмигивающими столбиками шкалы эквалайзера. И это потрясающее зеркало. Вот только почему правый противосолнечный козырек отходит от потолка? Очечник то и дело открывается сам собой на кочках. И главное, вентилятор уже на четвертой скорости чешет, а стекла почему-то все сильнее запотевают.
Ах, вот оно что! Оказывается, если в “Адмирале” включена кнопка внутрисалонной вентиляции, значит, воздух поступает. снаружи! В обычной машине все наоборот. Запомнили? Так или иначе, стекла вновь обретают прозрачность, а я – возможность безопасно путешествовать.
Азарта в “Адмирале”, оказывается, гораздо больше, чем ожидаешь от грузовика. 3,5–4 тысячи на тахометре, и автомобиль уже первый в потоке легковушек. Бензиновая 103-сильная “четверка” везет с полутора тысяч почти столь же тяговито, как иной турбодизель. На 70–80 км/ч можно ехать вполне беззаботно. Довольно легкий руль, высокая посадка, хорошая обзорность.
Правда, вскоре обнаруживается, что на шинах экзотической марки “Браво-Радиал-Максксис-751” “Адмирал” весьма ощутимо скользит. Выезжать веером из поворота на большой машине – то еще удовольствие. Вот и повод проверить работу полного привода. Останавливаюсь, рычаг раздатки чуть назад, в положение 4Н, поехали. Теперь даже на обледенелой дороге куда больше уверенности. И добравшись до лесопарка, я смело поехал по довольно глубокой колее.
Чего, в самом деле, опасаться? Внизу надежная стальная защита, до которой внушительные 22 см. Бамперы подвешены высоко. Есть понижающая, спереди довольно прочная торсионная подвеска на двойных рычагах, а сзади и вовсе не убиваемая неразрезная балка на рессорах. С таким запасом и куда более серьезное бездорожье штурмовать можно.
На засыпанном снегом асфальте, не выключая полного привода, пробую ехать быстрее. Лучше бы не пытался. Уже на 60 км/ч в салоне стало шумно, как в потрепанном УАЗе с сильно гудящей раздаткой.
Жаль. Столь импозантный внешне, хороший “проходимец”, да еще и в богатейшем оснащении по совершенно бросовой цене в $19 000 – этот сухопутный “Адмирал” мог бы покорить не одного поклонника пикапов. Ведь конкуренты, “Мазда-В2500” и “Мицубиси-L200”, даже в базе на $2,5–3 тысячи дороже. А в аналогичном оснащении разница за $6000 зашкалит. Думается, “китайцу” прощали бы самобытность и неизвестность марки. Но, по крайней мере, тот вседорожник, что мне достался, страдает из-за плохого качества сборки. Я с такими огрехами мириться не готов. Вот и пластиковая наклейка “Адмирал” на двери уже отлетать начала.
Мы решили: самый выгодный пикап нашего рынка, бич которого – пока далекое от идеала качество сборки.
Опыт эксплуатации ТЯНЬЕ-АДМИРАЛ. ЛИЧНОЕ ДЕЛО «АДМИРАЛА»
Первый — повседневная эксплуатация в городе и по маршруту Москва-Дмитров-Москва для обеспечения полигонных испытаний. Второй — пробег Москва-Владивосток в качестве автомобиля сопровождения гонки «Экспедиция-2006».
Изготовитель: «ХЭЙБЕЙ ЦЗЯНСИН ОТОМОБАЙЛ КОМПАНИ», КНР
Год выпуска: 2005
В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с августа 2005
Пробег на момент отчета: 30 тыс. км
Предыдущие публикации в журнале: 2006, № 1
Лебедка на таком автомобиле — соблазн: чтобы все, как у «взрослых». Если в ней нет серьезной необходимости, лучше не вешать перед передней осью лишние полцентнера. Передняя подвеска стала более податливой, амортизаторы едва справляются со своей задачей. На больших скоростях машина раскачивается и хуже держит дорогу. Мы решились на дооснащение в преддверии зимнего пробега на Дальний Восток. А «боевое крещение» оборудование получило в зимнем первенстве заводской марки (ЗР, 2006, № 4), где «Адмирал» успешно выступил в роли спасателя.
Свет фар у пикапа не выдающийся. В повседневных условиях неплох, но в долгой дальней дороге стоит подстраховаться. Небольшие противотуманки «Хелла», встроенные в бампер, оказались на удивление хорошим дополнением.
Дальневосточный пробег (ЗР, 2006, № 5) стал суровым испытанием. Плановое ТО на 22 000 км в Новосибирске проводили особенно тщательно — приличные дороги скоро кончатся. Но подкачали только свечи — их пришлось заменить на половине положенного срока. Плюс положенные масла и фильтры.
На пути от Читы до Хабаровска при морозе за 30°С почувствовали: «Адмирал» создан все-таки для теплого климата. Производительность отопителя невысока. Водителю не очень холодно: к нему поступает чуть подогретый воздух. А вот переднему пассажиру достается изрядная порция забортного холода — через щели воздуховода до печки. Кроме того, забарахлил блок управления.
Резиновые изделия тоже не любят сибирских морозов. Ночью внезапно отказался подключаться передний мост. Утром выяснили: вакуумные шланги растрескались и оборвались.
После Хабаровска, где ехать можно побыстрее, стало понятно: амортизаторы едва живы. И все же до Владивостока «Адмирал» доехал без серьезных поломок. А в Москву вернулся поездом, как раз к ТО-5. Кроме плановых работ, поменяли шланги включения муфт передних колес и блок управления климатом. Амортизаторы, к досаде, пришлось ждать недели две.
В целом, «Адмирал» оказался довольно крепким автомобилем, способным на длительные и тяжелые путешествия. Однако к настоящей русской зиме он подготовлен слабо.
Если не брать в расчет дооборудование автомобиля, на которое затрачено около половины общей суммы, то километр пробега за 30 тысяч стоил 4,2 руб., из них 2,6 руб. на бензин (62,1%). Соотношение очень неплохое, но эксплуатация полноприводного пикапа дешевой не бывает. «Адмирал» — не исключение.
Тест Tyanye Admiral, GW Deer 3, UAZ Patriot, Tianma Fengling. Рожденный ползать летает плохо
Пусть не дотягивают до «корейцев», пусть не выстроен сервис, пусть от непроизносимых названий завязывается узлом язык — недостатки оправдывает невысокая цена.
Лучше других освоена китайцами ниша рамных моно- и полноприводников, среди которых наиболее доступны пикапы. На российском рынке представлены уже три модели: «Тянье-Адмирал», «Грейт Уолл-Дир G3» и новичок «Тянма-Фенлинь» — названия двух последних моделей переводятся, соответственно, как «Олень» и «Летящая Лошадь». Самые популярные модификации с пятиместной кабиной и полноприводной трансмиссией рассматривают как альтернативу существенно более дорогим вседорожникам с обычным пятидверным кузовом. А коли так, единственным реальным конкурентом для них может стать… отечественный «УАЗ Патриот» — в переводе не нуждается, но ассоциативную память будит. Итак, имеем — $16–18 тыс., нужен — большой вседорожник.
ЙОГА С КАМАСУТРОЙ
Так, внимательно, еще одна попытка! Правую ногу поднять повыше, чуть согнуть в колене и максимально вывернуть, чтобы ступня расположилась почти горизонтально. Теперь приподняться на левом носочке, сместить вправо таз и правую ногу, одновременно согнувшись в спине и прижав подбородок к груди… Вы думаете, это упражнение из йоги? Нет, просто я пытаюсь сесть за руль «Адмирала»!
Только не надо обвинять в мазохизме — на моем месте так выглядел бы любой среднегабаритный мужик. Есть, конечно, коллега из тех, про кого говорят «сорок килограмм в мокрой фуфайке» — тот вспархивает в кабину, словно воробей на штакетник. Зато другой, под два метра и полтора центнера, пять минут пыхтел, пока втиснулся — там и застрял, ни ногой шевельнуть, ни руль повернуть.
Почему так тесно? А вы посмотрите на гигантский дорожный просвет в центре базы, учтите трансмиссию, которая где-то там помещается, прибавьте 120 мм высоты лонжеронов, да резиновые подушки, на которых крепится кузов, да всякие обивки-коврики. В результате пол салона оказывается на высоте 680 мм от асфальта — лишь на 70 мм ниже обычного письменного стола! При этом внутренняя высота салона всего 1125 мм, аморфное кресло с плоской жесткой спинкой стоит низко, так же как и руль. Посадка получается будто в тесном спортивном автомобиле — с вытянутыми ногами.
При нижнем положении руля более-менее удобно сидеть, но неловко крутить — оно для езды по прямой. В верхнем баранку можно поворачивать, но сам сидишь согнувшись, а ступица закрывает приборы — так сойдет для города.
Дополняют картину скользкий дешевый пластик, ужасного вида «деревянная» панель, кривые стыки, неровные щели, неудобно расположенные ручки дверей и клавиши стеклоподъемников. Отдельная морока — управление стеклоочистителями, прерывистый режим которых включается обособленной кнопкой. Впрочем, снаружи именно эта машина выглядит симпатичнее других благодаря массивному пластиковому обвесу.
Почти столь же неудобна посадка в «Дир» — при той же высоте пола еще более низкие кресла оставляют седоку немногим больше пространства. А вот вполне современный салон производит приятное впечатление, органы управления удобнее, коротенький рычаг коробки отличается четкими ходами. Еще бы поставить более привычные клавиши электростекол вместо мелких двуплечих рычажков да центральный бокс сделать повместительнее — стало бы и вовсе хорошо.
На таком фоне посадка в третьем пикапе выглядит идеальной — пол «Фенлиня» на 120 мм ниже, а дверной проем на 50 мм больше в высоту и в ширину. Сидишь, опустив ноги, как все нормальные люди. Впрочем, насчет нормальных я погорячился; тот, кто проектировал кресла, видно, отличался какой-то нечеловеческой антропометрией — нижняя часть спины висит в воздухе, зато в лопатки словно упирается кулак. Салон еще более архаичен, чем у «Адмирала», так же изобилует кривыми щелями и дешевым псевдодеревянным пластиком.
Задний диван у всех трех пикапов заслуживает одного названия — галерка. Забираться неудобно, причем в «Фенлинь» хуже всего — его узкая задняя дверь открывается на самый маленький угол. Тесные плоские лавки и поза кузнечика с поднятыми к плечам коленями удовлетворят лишь невысокого худого аскета или ребенка. Впрочем, своих детей ни в «Адмирал», ни в «Фенлинь» я бы не посадил — сзади там вообще нет ремней безопасности! Формально в грузовике они не обязательны…
Отечественный «УАЗ Патриот» — совсем другая песня. В его гигантский салон восходишь по двум ступенькам, не кланяясь, с чувством собственного достоинства, как в собственную квартиру. Сзади вообще впору танцевать — восторг! Посадка за рулем удобная, мягкое кресло просто королевское. Если чуть прищуриться и не всматриваться в детали, то все очень симпатично и здорово — неплохой пластик, современный дизайн.
Но стоит открыть глаза пошире — замечаешь царапающие обувь полозья кресел с парой уже вывалившихся винтов, «слепую» панель приборов… А еще страшноватые, люфтящие ручки вентиляции, ленивые стеклоподъемники, бестолковое управление вторым салонным отопителем. Передние ремни безопасности висят перед грудью и вряд ли будут эффективны при аварии.
Зуд и вибрацию рычагов в движении один из экспертов охарактеризовал как «трансмиссионный Сталинград». Кстати, у «Патриота» нет никакой индикации режимов трансмиссии — их приходится определять на ощупь, шевеля рычагом раздаточной коробки. Нет, конечно, в сравнении с «козликом»-прародителем прогресс гигантский. Но за 16 тысяч долларов покупатель вправе ожидать большей любви к себе.
Мизерная часть вседорожников изо дня в день месит грязь — абсолютное большинство проводит жизнь на каком-никаком, но асфальте, лишь изредка съезжая на лужок или проселок. Тем не менее любой владелец гордится прочной рамой, раздаточной коробкой, жестко подключаемым передним мостом, большим дорожным просветом, здоровенными колесами — всем тем, что удорожает машину и объективно ухудшает ее поведение на шоссе. Это как мускулатура культуриста — накачивать тяжело, бегать мешает, но поиграть приятно.
Полный комплект таких вездеходных мускулов есть и у нашей четверки, хотя не все группы мышц развиты одинаково. У «Патриота» два настоящих моста (спереди на пружинах, сзади на рессорах), самые большие ходы подвески и. самые размазанные реакции на асфальте. Из-за свойственного зависимым подвескам «эффекта скейтборда» любой крен высокого валкого кузова или проезд неровности вызывает поворот мостов и требует коррекции рулем. Впрочем, и на прямой «Патриот» плавает в весьма широком коридоре, требуя непрерывного подруливания.
У грузовых пикапов подвески изначально жестче и обладают хорошим запасом энергоемкости — порожняя машина прожимает их от силы на треть. Сзади здесь тоже мосты на рессорах, а вот спереди двойные поперечные рычаги с гораздо более точной кинематикой — курсовой устойчивостью длиннобазные машины напоминают утюги. В качестве упругих элементов спереди использованы торсионы, позволяющие в известных пределах регулировать клиренс. Впрочем, последний во всех случаях определяется просветом под редукторами мостов и с колесами штатной размерности составляет от 205 мм у УАЗа до 220 мм у «Адмирала». Оговорка о размерности необходима, поскольку просторные ниши позволяют экспериментировать — тестовый «Адмирал» благодаря шинам прибавил почти 10 мм, а «Дир» приподнялся и вовсе на 22 мм.
Недостатки последнего — низкая поперечина рамы и незащищенный электропривод управления раздаточной коробкой. Польза сервопривода вообще показалась сомнительной, поскольку «хабы» (ступичные муфты передних колес) остались механическими. Сначала ты возишься в грязи с муфтами, ругая себя, что не сделал этого на 20 секунд и метров раньше, а потом, вернувшись за руль, элегантным движением щелкаешь переключателем раздатки! Если уж облегчать жизнь водителю, то по примеру «Адмирала». У него автоматические муфты с пневмоуправлением — при любых сомнениях подключаешь передок обычным рычагом. Многие предпочитают простую и надежную конструкцию с механическими хабами и управлением раздаткой — именно так сделано на «Фенлине» и «Патриоте».
ФИЗИКА С МАТЕМАТИКОЙ
По литровой мощности моторы нашей четверки соответствуют вазовской «классике» и второй трети прошлого века — 53 л.с./л у «Летящей Лошади» и 47 л.с./л у остальных. Да и моторы-то невелики — примерно по литру рабочего объема на тонну полной массы. С такими говорить о хорошей динамике не приходится. Моторов хватает, чтобы держаться в городском потоке, но эластичность даже порожних автомобилей посредственная и для более-менее энергичного ускорения нужно переключаться вниз.
Закономерно, что резвее других выглядит «Фенлинь» — только он сумел преодолеть с набором скорости пологий подъем 4% на V передаче. «Уазик» въехал в горку ровно, а пара других пикапов скисла, запросив «четвертую». Разумная крейсерская скорость у всей четверки около 100- 110 км/ч. Выше нее пропадает запас под педалью, становятся назойливыми аэродинамические шумы, рев мотора, зуд трансмиссии. В общем, летают низко и плохо…
Зато как ползают! Ведь ползать вездеходу не обидно, а как раз наоборот — малая скорость обусловлена большими передаточными числами трансмиссии, а значит, ломовым моментом. У «копытных» — «Дира» и «Фенлиня» диапазон передаточных чисел весьма широк (в меньшей степени у «Патриота»). Это удобно на шоссе, но на бездорожье, чтобы преодолевать сравнительно большие ступени между передачами, нужен запас мощности — более-менее им может похвастать лишь «Фенлинь». Характер «Адмирала» самый вездеходный — передачи в коробке сближены, а понижающая 2,57, против 1,92–1,95 у остальных.
Тем не менее максимальные суммарные передаточные числа трансмиссии у всех трех пикапов очень близкие — 39,5 у «Дира» и «Фенлиня» и 41,7 у «Адмирала». Это дает удельную тяговооруженность на уровне хорошего истребителя четвертого поколения — 1,31–1,36. Именно столько килограммов тяги могут развить четыре колеса на каждый килограмм снаряженной массы..
УАЗ в менее выгодном положении, максимальное передаточное число его трансмиссии лишь 33,3, а тяговооруженность из-за двухтонной массы — всего 0,97. Трижды подумаешь, прежде чем штурмовать тяжелый грунт, тем более на «зубастых» колесах увеличенного диаметра.
Кстати, за удовольствие ездить на полноприводнике придется платить не только при покупке, интервалы между обслуживаниями у них короче, чем у других машин: 10 тыс. км у «Патриота» и всего по 7 тыс. км у «китайцев». Зато моторы непривередливы и довольствуются 92-м бензином.
Как видим, экспертные оценки легли достаточно плотно: от 6,8 до 7,2. По школьной системе, на четыре с большим минусом — у каждого наряду с достоинствами куча недостатков. Вот если бы от первого взять внедорожные качества, от второго дизайн и качество сборки салона, от третьего простор, а от четвертого характер… Впрочем, такие машины и даже лучше уже давно выпускают — в Европе, Японии, США. Только стоит каждая, как вся наша четверка. Нет в мире совершенства…
— Пикап с 2-рядной 5-местной кабиной выпускает компания Hebei Zhongxing Automobile Manufacturing с 2004 года. На российском рынке с 2005-го.
— Двигатель: бензиновый 2,2 л (103 л.с.).
— Коробка передач: 5-ступенчатая механическая, трансмиссия полноприводная.