Тест драйв танков второй мировой войны

Танк Т-34: мы испытали военную легенду (фото, видео)

Грохот 500-сильного дизельного V12, лязг гусениц, клубы пыли – вид несущейся на скорости тридцатитонной махины заставляет трепетать… Сегодня, в день Победы, о выдающемся танке Второй мировой войны и танкистах расскажет Юрий Гладчук.

— Так почему он считается лучшим? Танков Т-34 просто много произвели, вот врага числом и задавили, поэтому он лучший. — размышляет по пути к ИКК «Линия Сталина» наш фотокорреспондент.

Нет, Паша, не в этом дело. Лучшим его признали за сбалансированность трех самых главных характеристик танка: маневренности, защищенности и огневой силы. Не забудь про простоту и ремонтопригодность Т-34: организовать производство можно было на любом машиностроительном заводе, отремонтировать в полевых условиях — по силам даже 18-летнему мальчишке. На начальном этапе войны были вопросы к надежности трансмиссии и радиосвязи, но из года в год шла работа над ошибками — Т-34 модернизировался на протяжении всей войны.

На ИКК «Линия Сталина» мы приехали, чтобы испытать знаменитый Т-34. И заодно попробовать, вжившись в эпоху, понять: каково было быть советским танкистом времен Великой Отечественной войны? Но чтобы хоть немного проехать на легендарном танке, его для начала нужно завести. Думаете, это так просто? Впрочем, лучше посмотреть наш видеосюжет.

В ночь перед «тест-драйвом» я не мог заснуть, читая воспоминания танкистов и руководство по эксплуатации Т-34. Ведь танками, как и автомобилями, увлекаюсь еще с детства. Возможность близкого знакомства с легендарной техникой воодушевляла, к тому же по первоначальному плану Т-34 мы должны были полноценно протестировать. Но когда настала моя очередь сесть за рычаги, в танке что-то сломалось и стало понятно: мечта детства сбылась лишь наполовину!

Но в любом случае впечатлений хватит надолго. Т-34 — это невероятная мощь! Когда он проезжает мимо, под ногами дрожит земля, гусеницы и мотор вместе издают ужасающе громкий рокот. А что если на тебя по полю несется целая рота таких штуковин, да еще и стреляет? Страшно.

Как им управлять? С одной стороны просто – органы управления здесь почти такие же, как в автомобиле, только вместо руля здесь рычаги. С другой — усилия на органах управления немаленькие, наш механик-водитель не сразу смог включить первую передачу. И это еще «поздняя» пятиступенчатая коробка! На прежней, четырехступенчатой, передачи переключались деревянным молотком. В пекле боя вести Т-34 было архисложно.

Экипаж машины боевой

Но главное орудие победы не техника, а люди, которые управляли ей. Жизнь экипажа зависела от мастерства четырех его членов: командира (и одновременно наводчика), заряжающего, механика водителя и стрелка-радиста. В модернизированном Т-34-85 появился пятый член команды – наводчик.

Любителям онлайн-игры World of Tanks такое и не снилось. Для многих танкистов бой заканчивался смертью или ранениями. Танк – желанная мишень для пехоты, артиллерии и авиации. Дорогу ему закрывают мины и заграждения. От неожиданного снаряда, мины или выстрела из фаустпатрона не были застрахованы самые лучшие и везучие танковые асы.

«Гибли танкисты страшно. Если танк подбивали, а подбивали их часто, то это была заведомая смерть: одному-двум, может и удавалось спастись» Н. Н. Пешкова

Выйдя из боя, экипаж прежде всего должен был обслужить машину: заправить ее горючим и боеприпасами, проверить механизмы, почистить, и, если надо, вырыть для нее капонир и замаскировать. В работе принимали участия все члены экипажа.

Представляете? После боя! Ночью! Без сил! Заправлять и обслуживать танк! Рыть капонир или траншею! Это очень тяжелая, опасная и изнурительная работа.

«В предместье Каменец-Подольского стояла зенитная батарея. Она сожгла два наших танка, экипажи которых полностью сгорели. Около одного танка лежали четыре сгоревших трупа. От взрослого человека остается человечек размером с ребенка. Головка маленькая, а лицо такого красновато-синевато-коричневого цвета». Н.Я Железнов.

Сложнее всего было зимой: Т-34, по воспоминаниям танкистов, становился самым настоящим морозильником. Бойцам приходилось носить на себе много одежды, чтобы хоть как-то сохранять тепло. А под одеждой спутники всех военных действий и катастроф – вши. Никаких элементов комфорта в советском танке не было: только голый, холодный металл. Сложно приходилось механику-водителю, который грудью принимал леденящий воздух – люк часто приходилось открывать на ладонь для более лучшего обзора. Как ночевали? Зимой обычно рыли траншею и загоняли на нее танк. Сверху стелили брезент, края которого прибивали. Под танк вешали печку и топили. Многие танкисты отмечают, что за всю войну ни разу и не спали в нормальном помещении.

Вопросы техники

Уверенность в людей вселяли особенности конструкции, разительно выделявшей Т-34 из других боевых машин того времени. Если в мире электромобилей революционным сегодня считают Tesla, то тогда, в начале 40-х, в мире танков революцией был Т-34!

Серийный выпуск новых гусеничных машин начался в июле 1940 года, и к началу Великой Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 таких танков. Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки того времени. Высокая мощность дизельного двигателя B-2 (до 500 л.с. при 1800 об/мин), рациональные углы наклона крепкой брони, серьезное по тем временам вооружение, приземистый силуэт (благодаря шасси Кристи), большой запас хода, малое удельное давление на грунт – вот главнейшие достоинства машины. Добавим к этому простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

«У танкистов была такая поговорка: «Броня – фигня, но танки наши быстры». В скорости у нас было преимущество. У немцев танки были бензиновые, но скорость у них не очень большая была». А. К. Родькин

Проблемы с надежностью поначалу были. Заключались они в малонадежной и сложной в управлении четырехступенчатой коробке передач. Были вопросы и к неэффективному воздушному фильтру, засорявшему двигатель. Все это делало 500-километровый марш смертельным для мотора и трансмиссии. Но впоследствии эти проблемы были устранены.

В 1943 году на вооружении немецкой армии появились танки «Тигр» и «Пантера» с мощной броней. Поэтому остро встал вопрос об усилении вооружения Т-34. За короткий срок конструкторы создали для машины новую башню с увеличенной толщиной брони специально под 85-мм пушку. Ее бронебойный снаряд с расстояний 500 и 1000 м пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню. Подкалиберный — с расстояния в полкилометра поражал 138-мм броню. Эта усовершенствованная машина под обозначением Т-34 -85 была принята на вооружение 23 января 1944. И буквально той же зимой она стала поступать в действующие части. Подвижность нового танка, несмотря на некоторое увеличение массы, не снизилась.

Танк, созданный в конструкторском бюро М. И. Кошкина, оказался самым универсальным, участвовал во всех танковых сражениях Великой Отечественной войны, демонстрируя свои великолепные качества. Принимал участие в военных действиях он и в послевоенное время. Т-34 — самый массовый средний танк Второй мировой войны.

Читайте также:  Тест драйв hyundai туссан

Заметки на полях

Главной проблемой средств связи танков Т-34 в начальный период войны было их малое количество (не все танки оснащались рацией) и посредственное качество радиостанций 71-ТК-3. Переговорное устройство было, но, по словам танкистов, работало из рук вон плохо. Связь осуществлялась ногами и руками: к примеру, на плечах механика-водителя стояли сапоги командира танка — он давил на левое или на правое плечо, таким образом указывая водителю направление движение. Постепенно средства внутренней и внешней связи модернизировалось, проблемы были решены.

Курсовым пулеметом пользовались нечасто, в основном в ближнем бою. Его прицелом было сложно пользоваться, когда танк находился в движении. С появлением фаустпатронов у противника роль стрелка курсового пулеметчика резко возросла. К слову, качество оптического оборудования советских танков уступало качеству оборудования немецкой бронетехники.

Баллистические характеристики 76-мм орудия Ф-34 до конца 1942 года позволяли успешно бороться с немецкой бронетехникой. Однако появление в 1943 году танков «Тигр» и «Пантера», а также существенное усиление лобового бронирования танков Pz.III, Pz.IV и штурмовых орудий StuG III в значительной мере снизило эффективность орудия. Это привело к появлению на Т-34 более мощной 85-мм пушки.

Люк аварийного выхода (десантный люк) позволял экипажу покинуть танк скрытно от противника.

Смена скоростей в четырехступенчатой коробке передач требовала большой физической силы, с надежностью тоже были вопросы. Доходило до того, что водители для переключений пользовались деревянным молотком или помощью стрелка-радиста. После появления пятиступенчатой коробки (как на данном экземпляре Т-34) проблемы исчезли.

Помимо традиционного электростартера в Т-34 есть два 10-литровых баллона со сжатым воздухом. Система воздушного запуска позволяла заводить двигатель в случае выхода из строя электростартера или разряда аккумуляторов.

Основное достоинство командирской башенки – возможность кругового обзора. Но появилась она только в 1943 году.

Поворотный механизм башни имел ручной и электрический приводы, подъемный механизм пушки – секторного типа с ручным приводом. Но электрическим приводом пользовались нечасто: в горячке боя о нем забывали, к тому же был риск «перекрутить» башню, что в дальнейшем требовало ручной корректировки.

Водители в бою ездили с приоткрытыми на ладонь люками — пользоваться смотровым прибором было неудобно из-за плохого качества оргстекла триплекса.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение составляло 24 и 12 В. Источники: генератор мощностью 1 кВт, четыре аккумуляторные батареи емкостью 128 А-ч каждая. Потребители: электростартер, электромотор поворотного механизма башни, электромотор вентилятора, контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал, имформер радиостанции и лампы ТПУ.

Опытные танкисты в бою редко пользовались механизмом защелкивания люков, предпочитая фиксировать их в закрытом положении …обычным брючным ремнем. Ведь обгоревшими руками защелку не отодвинешь – «закрытие» ремнем позволяло открыть люк в экстренной ситуации головой. Ездили и с открытыми люками. Чаще всего гибли стрелки-радисты – отдельного выхода у них не было.

Под вентиляционным люком располагался электрический вытяжной вентилятор, призванный удалять пороховые газы из боевого отделения. Но во время интенсивного боя помогал он слабо. Бывало, что заряжающий, угорев, падал в обморок. Проблема решилась только после войны, когда в конструкцию орудий было введено устройство, откачивавшее газы из ствола орудия после выстрела, до открытия затвора автоматикой.

Для подготовки материала использовались воспоминания ветеранов-танкистов, запечатленные А. Драбкиным в книге «Я дрался на Т-34».

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Павла СЛЕПУХИНА и Антона ШЕЛКОВИЧА
Видео Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

Редакция благодарит руководство ИКК «Линия Сталина» за помощь в организации съемок.

Юрий Пашолок. Испытано в СССР. Лёгкий танк M24 — тест-драйв на излете ленд-лиза

Со второй половины 1943 года концепция отправки новой американской и английской бронетанковой техники по программе Ленд-лиза в СССР несколько изменилась. Вместо немедленного начала крупномасштабных поставок союзники стали присылать по нескольку образцов новых машин «на пробу». В случае, если танк или самоходная установка соответствовали требованиям советской стороны, следовали уже полноценные поставки.

Первым образцом бронетехники, прибывшим «на пробу», стал Light Tank M5A1. К тому моменту производство легких танков в СССР уже сворачивалось, и американская новинка в войска так и не попала. Тем не менее, в СССР все-таки прибыл еще один легкий танк заокеанского производства. Речь идет о Light Tank M24, лучшем американском легком танке периода Второй мировой войны.

Без особой спешки

Во многом появление Light Tank M24 стало результатом попытки американских военных усилить огневую мощь легкого танка. То, что 37-мм пушка явно не соответствует современным реалиям, было понятно еще в 1942 году. Испытания по установке 75-мм орудия M3 в башню самоходной установки HMC M8 показали, что платформа легкого танка вполне подходит для стрельбы из пушки подобного калибра. Другое дело, что башня Light Tank M5 и M5A1 для такой пушки была явно маловата.

Именно по этой причине в марте 1943 года Комитет по вооружениям составил тактико-технические требования на новую машину – Light Tank T24. На нее решили установить 75-мм орудие T13E1, авиационную версию пушки M3, которая ставилась на бомбардировщики B-25G/H и имела гораздо меньшую массу. Смежником по разработке танка выступила фирма Cadillac.

В качестве силовой установки были взяты уже опробованные на Light Tank M5A1 двигатели Cadillac Series 42. Это, в том числе, унифицировало новую машину с танками более раннего выпуска. Не менее логичным решением стало использование наработок по самоходной установке Gun Motor Carriage T70, по которой работало другое подразделение General Motors – Buick. Особенно это касалось ходовой части с торсионной подвеской.

Американский легкий танк М24. Кубинка, НИБТ Полигон, апрель 1945 года

Первый опытный образец Light Tank T24 поступил на Абердинский полигон 15 октября 1943 года. Комичность ситуации заключалась в том, что советские специалисты познакомились с опытным образцом раньше американских испытателей. В конце лета 1943 года группа советских специалистов посетила полигон компании General Motors в Мильфорде, штат Мичиган. Так получилось, что ими заинтересовался американский майор Берг. Причины оказались прозаичными: офицер отвечал за разработку ходовой части GMC T70, а от советских специалистов он хотел получить побольше информации о торсионных подвесках советских танков. По факту же куда больше информации получила советская сторона. Хотя детально осмотреть GMC T70 не удалось, тем не менее, в ходе неожиданного визита в Детройт советским специалистам удалось увидеть массу экспериментальной техники. Среди нее оказался и «легкий танк Т-24».

Поскольку этот танк удалось увидеть лишь издали, данные по нему оказались неточными. Согласно ответу инженера Сорвина, датированному 1944 годом, танк посчитали разработанным на базе «самоходной пушки Т-70». Калибр орудия оценили в 37–57 мм, толщину брони – в 38 мм (как на других американских легких танках).

Машина заметно отличалась от предшественников как формой корпуса, так и ходовой частью

Достоверная информация по новому американскому легкому танку стала поступать значительно позже – летом 1944 года. Уже в августе была получена подробная информация не только о самом танке, но и о темпах его производства. Знали наши специалисты и точную дату стандартизации танка под обозначением Light Tank M24 – 25 июля 1944 года. 22 августа в Главное бронетанковое управлении Красной Армии (ГБТУ КА) ушел подробный доклад о новом танке, включавший техническое описание на 17 страницах.

Читайте также:  Мотор масло motul 8100 eco nergy 5w30 5л

Кроме того, советских специалистов пригласили в Танково-автомобильный центр в Детройте (Tank-automotive Center, ныне Tank-automotive and Armaments Command, или TACOM). С 11 по 15 сентября гвардии майор Б. Афонин и инженер-капитан Г. Боголюбов получили возможность изучать трансмиссии американских танков. Среди прочего объектами изучения были и коробки передач Hydra-Matic 250-T, применявшиеся на Light Tank M5. Также советских специалистов познакомили с коробкой передач Hydra-Matic 255-T, которая ставилась на Light Tank M24. Важным отличием этих коробок было то, что 255-T не имела планетарной передачи заднего хода, поскольку с этой целью использовался шестеренчатый передаточный редуктор.

Выводы по коробкам передач для легких танков оказались не в пользу их использования в отечественных танках. Связано это было как со сложностью производства, так и с тем, что само их появление выглядело скорее вынужденной мерой. Явным плюсом советские специалисты посчитали то, что такие коробки передач хорошо работали в руках слабо подкованных в техническом плане водителей.

Еще одним существенным отличием была трехместная башня. Впервые трехместную башню американские инженеры сделали для легкого (среднего) танка M7

Афонин, составлявший доклад по легкому танку М24, высоко оценил его характеристики. Согласно его выводам, М24 был наиболее мощно вооруженным легким танком на тот момент. Высокой оценки удостоилось общее компоновочное решение машины, позволившее создать довольно компактную машину с высокой маневренностью. Вместе с тем, бронезащита явно выглядела слабой. Еще одним существенным недостатком стала требовательность агрегатов танка к высококвалифицированному обслуживающему персоналу.

В заключении Афонин предложил закупить опытные образцы нового американского танка. С приобретением, впрочем, торопиться не стали. Дело в том, что к тому моменту в самом СССР легкие танки не производились уже год. Возобновления поставок легких танков по программе ленд-лиза даже не планировалось, поэтому закупку М24 перевели на отдаленную перспективу.

Прогрессивность конструкции в легкой весовой категории

Вопрос закупки легких танков M24 был поднят в начале 1945 года. К тому моменту эти машины уже активно применялись в Западной Европе и не представляли собой большого секрета. Даже пяти машин (в таком количестве были приобретены Light Tank M5A1) советской закупочной комиссии показалось много. В результате количество заказанных танков сократилось до двух.

11 марта 1945 года в сторону Мурманска отправился конвой JW 65, состоявший из 26 транспортов. Из этого числа 20 марта один транспорт, SS Horace Bushnell, был серьезно поврежден подводной лодкой U-995, а второй, Thomas Donaldson, был потоплен подводной лодкой U-968. Произошло это неподалеку от Мурманска. На следующий день конвой прибыл в Мурманск, в числе прибывших грузов оказались и те самые два легких танка M24. 25 марта они были погружены на железнодорожную платформу и отправились в Кубинку.

Характерной деталью нового американского танка был большой люк для демонтажа коробки передач в верхнем лобовом листе

На НИБТ Полигон танки прибыли ближе к 10 апреля. Из них машина с регистрационным номером U.S.A. 30120376 была выделена для прохождения обширной программы испытаний. Помимо них, с 15 по 20 апреля проходило тщательное изучение нового американского танка. В целом мнение полигонных испытателей оказалось схожим с заключением, составленным гвардии майором Афониным в августе 1944 года. Согласно вердикту, М24 представлял собой сплав наиболее удачных идей, взятых от боевых машин, к которым фирма General Motors имела прямое отношение – легкого танка М5А1 и самоходной установки M18 (Т70).

Благодаря серьезной перекомпоновке моторного отделения его удалось сделать ниже

Изучение машины, как и в случае с GMC T70, значительно упрощалось в связи с наличием в комплекте с танком технической литературы. С литературой, кстати говоря, связана серьезная ошибка, допущенная в ходе оценки танка. Согласно руководству, мощность двигателя Cadillac Series 44T24 составляла 110 лошадиных сил. Это правда, но с маленькой оговоркой – речь здесь шла про номинальную мощность. Максимальная же мощность составляла 148 лошадиных сил. То есть реальная максимальная мощность спарки моторов составляла 296 лошадиных сил. Здесь была повторена точно та же ошибка, что и в случае с Light Tank M5A1, оснащавшимся аналогичными моторами.

Хорошо видна установка зенитного пулемета Browning M2HB

В отличие от M5A1, на М24 соединение двух моторов в один агрегат происходило при помощи демультипликатора в моторном отделении. Это сократило число карданных валов до одного. Кроме того, при необходимости можно было быстро отключить один из моторов. Еще одной особенностью стало появление педали нейтрали, а управление машиной стало сдвоенным. Впервые такое решение было использовано американскими инженерами на среднем танке T20. Таким образом, теперь помощник механика-водителя стал именоваться таковым вполне заслуженно.

Продольный разрез танка. Хорошо видно, что принципиальная схема машины в целом повторяет схемы предшественников, но с массой переделок

Конструкция дифференциала не отличалось от того, который устанавливался на GMC T70. При этом соединение его с бортовыми передачами было выполнено при помощи карданных сочленений. Это упростило установку дифференциала и ее монтаж. Осуществлялся он, кстати, через через массивный люк в верхнем лобовом листе.

Схема трансмиссии легкого танка M24

С точки зрения ходовой части новый американский легкий танк оказался очень близок к GMC T70, что и не удивительно. Впрочем, хватало и заметных изменений. Для начала, вместо горизонтальных амортизаторов двухстороннего действия, которые применялись на GMC T70, на легком танке M24 были установлены под наклоном телескопические амортизаторы. Еще одной особенностью, на которую обратил внимание еще Афонин (и зарисовал ее), стала конструкция крепления ленивца. Его связали с балансиром крайнего заднего опорного катка. Таким образом было обеспечено постоянное натяжение гусеничных лент.

Что касается траков, то в целом они оказались очень похожими на те, что применялись на самоходной установке. Но при этом изменился размер проушин и устройство стопора пальцев. Последнее было признано неудачным, поскольку в ходе эксплуатации втулочные канавки и выступы втулок сминались, в результате чего демонтаж траков становился затруднительным.

Схема установки ленивца, зарисованная советскими специалистами в 1944 году

Высокой похвалы удостоились приборы наблюдения. Для начала, у командира имелась башенка с шестью смотровыми приборами, которая обеспечивала высокую обзорность. Также в люке башенки имелся перископический прибор наблюдения. Смотровые приборы с сектором обзора 60° по горизонтали и 50° по вертикали имели наводчик, механик-водитель и его помощник.

Вполне неплохими оказались и прицелы, правда, их прицельная сетка рассчитывалась только для бронебойного снаряда M61. Отсутствие шкалы для стрельбы осколочно-фугасными снарядами было явным недочетом. Помимо прицелов для прямой наводки, в башне установили угломерный прибор, предназначенной для стрельбы с закрытых позиций.

Схема обзорности американского легкого танка M24

Достаточно высокой оценки были удостоены рабочие места экипажа. Больше всего претензий вызвало место заряжающего, у которого не было смотрового прибора, а сидение располагалось неудобно. Надо, правда, учитывать тот факт, что экипаж танка мог состоять из 4 человек, тогда функции заряжающего выполнял помощник механика-водителя. В остальном же танк получился вполне удобным, особенно с учетом его относительно небольших размеров.

Читайте также:  Инструмент необходимый для ремонта автомобиля ваз

Стоит отметить, что М24 отличался не только удобством размещения экипажа, но и небольшими усилиями на рычагах – 9–12 кг. Отмечались очень небольшие усилия на маховиках наведения орудия – всего 1,5 килограмма. Большим плюсом было и наличие гидравлического привода поворота башни. Без него полный оборот башни осуществлялся за 95 секунд, а с ним – за 15 секунд.

Предельным для M24 стал угол подъема в 30°

Ходовые испытания американского легкого танка происходили в период с 21 апреля по 24 мая 1945 года. Всего машина прошла 859 километров, из них 145 по асфальтированному шоссе. В качестве машин, которые сравнивали с М24, выступали легкий танк М5А1 и советская САУ СУ-76М. Неверная информация о реальной мощности моторов ввела испытателей в заблуждение. По ней получалось, что СУ-76М имела чуть более высокую удельную мощность – 12,38 л.с. на тонну. Удельную мощность М5А1 оценили в 15,7 л.с на тонну, а М24 – 12,2 л.с. на тонну. В реальности удельная мощность М5А1 составляла 19,5 л.с. на тонну, а у М24 – 16,08 л.с. на тонну.

Максимальная скорость М24 оказалась меньше скорости предшественника – 55 км/ч. Правда, у СУ-76М она оказалась куда ниже – 41 км/ч. Более высокую скорость американской бронетехники советские специалисты объяснили иным подбором передаточных чисел трансмиссии, упустив по упомянутой выше причине тот факт, что силовая установка М24 была мощнее мотора ГАЗ-203 в 2 с лишним раза. Весьма высокой оказалась и средняя скорость по шоссе – 30,05 км/ч, при этом средний расход топлива составил 203 литра на 100 километров, то есть в полтора раза больше, чем у М5А1 (135 литров). Движение по шоссе осуществлялось на 4-й передаче.

Танк во время спуска

Во время ходовых испытаний, проводившихся на проселочной дороге, средняя скорость танка составила лишь 17,45 км/ч. Связано это было с тем, что проселок был покрыт глубоким слоем грязи. Двигаться приходилось в основном на 3-й передаче, расход топлива при этом составил 300 литров на 100 километров. СУ-76М в тех же условиях потребляла 215 литров на 100 километров и имела среднюю скорость 16,2 км/ч. Справедливости ради следует помнить, что М24 был тяжелее советской САУ более чем в полтора раза, так что более высокий расход топлива вполне объясним. Еще одной причиной увеличения расхода топлива было названо использование демультипликатора с механическим переключением. Для сравнения, имевший боевую массу 15 тонн легкий танк М5А1 расходовал на 100 километров 197 литров, но и ехал он по сухому проселку.

Еще одним фактором, повлиявшим на расход, стали проблемы с двигателями М24. Вследствие ослабления затяжки силовых шпилек головки блока происходило постепенное прогорание прокладки левого двигателя. Кроме того, засорился фильтр топливоприемника и нарушилась регулировка тяг переключения демультипликатора. Имелись проблемы и с ходовой частью: на 396-м километре испытаний отслоился бандаж опорного катка с правой стороны. В общей сложности на ремонт различных неисправностей ушло больше недели.

Испытания на преодоление косогора

Испытания по преодолению препятствий показали, что на грунте без дерна максимальным преодолеваемым углом подъема для М24 стал угол в 30°. Более крутой подъем с 1-й передачи не давала преодолеть пробуксовывающая гидромуфта. Предельным углом крена стал угол в 32°, далее танк сползал. Испытания показали, что минимальный радиус разворота танка составляет от 5 до 5,35 метров.

Крайне любопытными оказались и испытания на разгон. Сравнивались динамические характеристики М24 и GMC T70. Выяснилось, что для достижения скорости 16 км/ч легкому танку требуется 23 метра, а 32 км/ч – 80 метров. Те же самые показатели для легкой самоходной установки составляли 180 и 360 метров соответственно. И это при значительно более мощном двигателе!

Одним из выявленных дефектов стало отслоение бандажа одного из опорных катков

Испытания вооружения показали, что при стрельбе из орудия у танка наблюдается хорошая устойчивость. Это предопределило и довольно высокую кучность. Прицельная скорострельность составила 9–10 выстрелов в минуту, снижавшаяся до 7,2–7,7 выстрелов в минуту при использовании укладки под сиденьем командира. В ходе испытания при движении на скорости 11–13 км/ч меткость стрельбы без стабилизатора составила 30–40%, а на скорости 24–26 км/ч – 10–20%. При включении стабилизатора меткость вырастала до 70–80%.

Что касается конструкции 75-мм орудия M5, то в нем специалистов заинтересовало, прежде всего, устройство противооткатных механизмов. А вот характеристики бронепробития показались испытателям недостаточными. Борт тяжелого немецкого танка Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E снаряд M61 пробивал на дистанции 500 метров, а борт среднего танка Pz.Kpfw. Panther – с 1500 метров. Довольно любопытными оказались результаты испытаний на загазованность боевого отделения при стрельбе. Как выяснилось, вентилятор не способствует уменьшению загазованности, а действует скорее даже во вред в виду создаваемых завихрений воздушного потока. Самым лучшим «вентилятором» оказались работающие двигатели танка.

Недооцененный танк

Финальный вердикт по итогу испытаний американского танка отказался весьма неожиданным. Испытатели НИБТ Полигона признали Light Tank M24 не отвечающим современным требованиям. Прежде всего, это касалось мощности вооружения и толщины брони, составлявшей всего 25–38 мм. Заключение получилось, мягко говоря, весьма спорным. Оно, впрочем, легко объясняется крайне специфическим взглядом советских военных на то, каким должен быть современный легкий танк. Достаточно сказать, что еще в марте 1944 года они требовали легкий танк с лобовой броней, достигающей толщины 90 мм, а также вооружение в виде 85-мм пушки. Получившийся «легкий танк тяжелого бронирования» к лету 1945 года выглядел еще более жутко, особенно с точки зрения брони. Простая истина, что легкий танк предназначен слегка для других целей, чем средний или тяжелый, пришла в голову далеко не сразу – к концу 40-х годов.

Что же касается «не отвечающего современным требованиям» Light Tank M24, то его карьера продлилась несколько десятилетий. Танк состоял на вооружении армий более двух десятков государств и активно применялся в ряде послевоенных конфликтов.

Несмотря на столь разгромный вердикт, определенное влияние на советскую танковую программу М24, а точнее – самоходная установка на его базе, все же оказала. В конце января 1945 года в ГБТУ КА поступила информация о 40-мм зенитной самоходной установке GMC M19. Эта машина была разработана 1943–44 годах на переделанной базе легкого танка M24. Изюминкой этой ЗСУ было наличие спаренной установки 40-мм зенитных автоматов Bofors. Благодаря «спарке» повышалась плотность зенитного огня.

Как раз в начале 1944 года шли подготовительные работы к запуску в серию советской зенитной самоходной установки ЗСУ-37. В какой-то момент возникла здравая идея переделать ее по типу M19. Правда, ЗСУ-37 имела долгую и довольно несчастливую судьбу, за 1945 – 46 годы завод №40 с трудом смог выпустить 75 таких установок. Идею модернизированной по американскому подобию установки в итоге похоронили. Тем не менее, концепция GMC M19 все же серьезно повлияла на развитие отечественных ЗСУ.

Оцените статью