Тест драйв танк тигр

Как производили немецкий танк Tiger I в годы Второй Мировой?

Наряду с Т-34-85 и «Шерманом», одним из символов той войны стал немецкий танк Pz.Kpfw VI Tiger. Эта машина не была самым массовым танком мира (не была даже самым массовым танком Панцерваффе), но весьма успешное применение на большинстве театров боевых действий до конца войны позволила «Тигру» занять своё место в истории танкостроения. Мы неоднократно писали об этой машине в разных контекстах, посему сегодня сконцентрируемся на одном аспекте – производственном процессе.

Рождение танка прорыва

До начала вторжения в СССР немецкие войска «обходились» без танков прорыва – хоть попытки их создания и были. Но после встречи с КВ-1 и Т-34 разработка новой машины стала необходимостью – в апреле 1942 года фирмы Porsche и Henschel und Sohn представили свои прототипы тяжёлых танков. Машина от Henschel оказалась менее «экзотичной», не требуя перенапряжения промышленности. Поэтому, после продолжительных испытаний, в конце октября 1942 года прототип VK 45.01 (H) приняли на вооружение под армейским обозначением Pz.Kpfw VI Tiger.

Производство машин наладили на фабрике Henschel в Касселе – завод, выпускавший параллельно локомотивы, производил «Тигры» в двух из пяти цехов. Для новой машины третье помещение завода реконструировали, добавив дополнительные железнодорожные линии. Персонал танкового «отдела» составлял 8000 человек, включая пленных рабочих (в 1943 году от этого отказались, ибо (удивительно) были случаи вредительства). Дневная смена составляла 12 часов, но позже производство ускорили, добавив 6-часовую ночную смену.

Стоит отметить, что большинство узлов танка на «Хеншель» приходили извне. Так, ванны корпуса поставляли фирмы Krupp и Dortmund-Hörder Hüttenverein (Германия), и Skoda (нынешняя Чехия). Башню производила фирма Wegmann по лицензии Krupp, а двигатель и трансмиссию поставляли с завода Maybach в Фридрихсхафене (позже моторы по лицензии делали на Auto Union – нынешней Audi). Завершало цепочку поставок электрооборудование от Bosch и основное орудие, производимое на фабрике Krupp.

Читайте также:  При подаче газа машина глохнет ваз

Из полученных компонентов сотрудники «Хеншель» создавали «Тигры» — на сборку одного образца отводилось 14 дней, разделённых на равномерные промежутки.

Ввиду того, что завод «Хеншель» выпускал локомотивы, производство танков было построено по «паровозному» алгоритму. Сборку машины разделяли на Такты (Takte), каждый из которых занимал не более шести часов. В среднем, одновременно на сборочной линии перемещалось от 18 до 22 танков. Всего сборка одной машины состояла из девяти «тактов», о которых мы поговорим ниже.

Первый такт представлял собой разгрузку необработанных корпусов – это были сваренные бронекоробы с «черновыми» отверстиями для торсионов, приводных валов и крепления курсового пулемёта. Заготовки перемещали в цех, где происходил Такт 2 – корпус выравнивали на бетонном основании, после чего шестишпиндельным сверлильным станком делались точные отверстия для элементов подвески в бортах. После этого корпус транспортировали к четырхшпиндельному станку – с его помощью делали отверстия для приводных валов и крепления ленивцев (Такт 3). На четвёртом этапе корпус перемещали под вертикальный токарный станок, который обрабатывал башенный погон – параллельно в бортах фрезеровали отверстия для корпусов главной передачи.

На этом подготовка корпуса завершалась — «полуфабрикат» направлялся в Цех №5, где происходили такты 5 и 6, во время которых рабочие двигались вокруг будущего танка, а не наоборот. В корпус устанавливали двигатель, трансмиссию и внутреннее оборудование, а снаружи происходил монтаж ходовой части.

Оцените статью