Тест драйв соболь грязь

Тест-драйв полноприводного Соболя 4х4: «Буханка» отдыхает

Восемь суток на тракторе по снежной степи…

Красота никогда не давалась легко.

Легкой жизни действительно не обещал никто. Но когда выяснилось, что нам предстоит пройти всю трассу «Великой Степи/Шелкового пути – 2015» по маршруту Assistance на стандартном, пусть и полноприводном, Соболе, то сами собой стали появляться мысли о ящиках с промасленными запчастями, семисуточном запасе воды и сигнальных ракетах, дающих хоть какой-то шанс на спасение. Однако все вышло по-другому.

Нас утро встречает прохладой

Элиста – место старта гонки и столица Калмыкии. Звучит гордо, но самолеты из Москвы туда летают редко. Поэтому нам пришлось лететь в Волгоград, а уж оттуда добираться до Элисты на Соболях 4Х4.

Формально салон полугрузового Соболя 4Х4 рассчитан на семь человек (трое спереди и четверо в ряд сзади), включая водителя. Однако куст рычагов, выросших из пола, делает бессмысленным сдвоенное переднее пассажирское сиденье. Среднему пассажиру просто некуда девать ноги.

На заднем же ряду действительно можно разместить четверых взрослых, и они порадуются огромному запасу пространства, но посетуют на отсутствие хоть каких-нибудь удобств. Кроме четырех отдельных сидений, сдвижной форточки по левому борту и плафона освещения там нет ничего. Впоследствии опытным путем определили, что при наличии двух спальников и одного коврика сзади можно вполне комфортно переночевать двоим пассажирам. Одному на сиденьях, а второму на полу.

Сзади, через распашные двери, – доступ в огромный багажник, позволяющий увезти все, что угодно. У нас в машине поместилось все экспедиционное оборудование плюс запас колес «на непредвиденный случай» для всех четырех автомобилей.

Пассажирская версия тоже рассчитана на семь человек: двое спереди и пятеро сзади.

Водительское место привычно всем, кто хоть раз сидел за рулем Газели или Соболя. Руль с регулировкой угла наклона и довольно широкий диапазон регулировки кресла позволяют подобрать более или менее приемлемую посадку.

Промахи в эргономике тоже привычные. Нет площадки для отдыха левой ноги, вместо подлокотника приходится использовать открытое окно, изображая положительного героя из 60-х годов прошлого века. К сожалению, на 30-40 градусной жаре окно приходится постоянно держать открытым просто потому, что кондиционер оказался бесполезной опцией – его эффективность оставляет желать всего, чего угодно. В любом режиме и на любой скорости вентилятора в салон идет слегка прохладный воздух. Так что на грузопассажирских версиях кондиционер мы выключили в первый же день и дальше ездили с открытыми окнами.

Пассажирская версия с опциональной дополнительной сплит-системой (основные агрегаты которой размещаются на крыше) вызывает в жару гораздо больше положительных эмоций, в ней действительно прохладно. Ну и одним из самых ярких впечатлений стали гнезда розеток и прикуривателя. «ГАЗовские прикуриватели – самые большие в мире!», – в них не удерживается ни один адаптер.

Город принял

Справедливости ради стоит заметить, что в городе полноприводному Соболю, как и большинству других профессиональных внедорожников, тесно. Формально Соболь – легковой автомобиль, и на нем без проблем можно проехать даже в центр Москвы (полная масса 3005 кг, грузоподъемность 540 кг), и длина на уровне седанов бизнес-класса (4810 мм) даже позволяет надеяться на парковку в ряду легковушек. Но вот ширина вместе с зеркалами – уже 2380 мм, как у среднетоннажного грузовика.

Двигатель Cummins ISF объемом 2,8 л и мощностью 120 л.с. уверенно тянет с 1200 об/мин, но резвостью не отличается (разгон до 100 км/ч около полуминуты). Зато хорошо переваривает отечественную солярку.

Зависимая рессорная подвеска в сочетании с неразрезными мостами и червячным редуктором рулевого управления не располагают к вождению в стиле «Формулы-1»: больших претензий к управляемости нет, но бросать руль, особенно на высоких скоростях, не стоит.

Тормоза можно признать достаточными для такой тяжелой машины, но, памятуя о высоком центре тяжести и не самой лучшей управляемости, тормозить приходится заранее. Так что о существовании АБС, из-за отсутствия которой так долго не могли сделать пассажирскую версию полноприводного Соболя, я вспомнил только когда пришлось действительно резко тормозить, уходя от столкновения с очередным «гонщиком» на заниженной тонированной десятке.

Вообще, Соболь не любит резких движений и проповедует философский взгляд на окружающую действительность. Но есть одна черта, за которую прощаешь очень и очень многое. Это высота посадки. В глухих пробках взгляд скользит поверх крыш не только легковушек, но и полноразмерных внедорожников типа Шевроле Тахо, рождая чувство превосходства. Видя мертвое зарево красных «стопарей» до горизонта, как-то спокойнее относишься к суете под колесами.

Трасса Волгоград-Элиста узкая, прямая и очень однообразная. Недаром то и дело засыпающие водители убираются в кювет. Здесь можно валить на круиз-контроле… Ну как валить… Конструктивная максимальная скорость – 116 км/ч, так что серьезных штрафов можно не опасаться. Плюс условная звукоизоляция, когда приходится повышать голос уже при 80 км/ч, чтобы собеседник тебя услышал. Преодолев 330 км, на закате въезжаем в Элисту.

Есть особое удовольствие в том, чтобы подъехать к ночному клубу и припарковаться на тротуаре, распугивая звуком дизеля нетрезвых топ-моделей, выходящих из длиннющего лимузина. В тот вечер перед ночным клубом тарахтящему Соболю досталось куда больше внимания, чем высокооплачиваемым гейшам.

Читайте также:  Тест драйв kawasaki zzr 400

С «Лейкой» и блокнотом…

Жизнь журналиста на гонке «Великая Степь/Шелковый Путь – 2015» – тот еще экспириенс… Первое, что немного смущает, так это будильник, который приходится ставить на половину шестого утра. Утром вас ожидает проверка уровня зарядки фото- и видеокамер, душ, стремительный завтрак, получение сухого пайка, и все что вы в силах сделать, так это выбрать последовательность этих операций.

Выезд в половине седьмого, и задерживать людей не стоит – всем надо работать.

Потом вы едете несколько часов до «точки съемки», если умеете спать в машине – вам сильно повезло: это единственное время и место для отдыха.

Мне «не повезло» куда больше остальных – я оказался бессменным водителем на все 1500 км пробега по бездорожью по двум причинам. Во-первых, я не пью; во-вторых, молодое поколение журналистов, в подавляющем большинстве своем, очень смутно представляет себе, что такое езда на тяжелом внедорожнике по реальному бездорожью, а уж тем более по песку.

Приезжая на «точку», вы вместе со всеми прибывшими судорожно пытаетесь понять, а где же собственно проедут машины, чтобы выбрать место для съемки. Обычно на это место претендует пара десятков журналистов, плюс работники полиции, скорой помощи и некоторое количество зрителей…

Между тем, температура растет в буквальном смысле, и к моменту появления лидеров вы понимаете, что голову все-таки надо изредка поливать водой. Иначе миражи начинают несколько надоедать, тем более, что на фото они не запечатлеваются.

И вот – то, ради чего вы здесь: нарастающий утробный рев гоночного мотора, и из-за бархана выныривает машина, обдавая всех тоннами песка. Вообще, песка в пустыне довольно много. И пока вы пытаетесь сделать шедевральный снимок, песок проникает повсюду и оседает на лице, на теле, в волосах, но это не главное – главное, что он пытается вывести из строя фото- и видеоаппаратуру, без которой ваше присутствие здесь просто бессмысленно.

Машины появляются нерегулярно, и иногда приходится ждать часами. Потом снова рев двигателя – и у вас пятнадцать-двадцать секунд, чтобы сделать шедевр. И снова ожидание.

Вот пелетон прошел, и, собираясь в лагерь, вы понимаете, что обгорели.

По приезду – душ, ужин, отбор фотографий, интервью, написание текста, комары, зарядка аккумуляторов. И будильник, заведенный на половину шестого…

Нам нет преград

Как только кончается асфальт, раскрываются все таланты нижегородского внедорожника… Да-да, я не оговорился: Соболь 4Х4 – это именно внедорожник, и по своим геометрическим данным он не сильно уступает ульяновским «Буханкам», а по комфорту и вместимости превосходит их. Недаром большинство интересующихся – а таких было немало – планировало покупку полноприводного Соболя как альтернативу УАЗу.

Зависимые неразрезные мосты на рессорах и подключаемый полный привод плюс двухступенчатая раздатка и блокировка заднего дифференциала Eaton.

Такой внедорожный потенциал внушает уважение. Если вы думаете, что служебный маршрут Assistance «Великой Степи/Шелкового пути – 2015» намного проще боевой трассы, то «вы неправильно думаете». Здесь есть все то же самое, что и на трассе гонки, да и расстояния больше.

Естественно, на асфальт приходится какая-то часть маршрута, но куда больше здесь песков, пыльных степных грунтовок с неожиданными промоинами и солончака. Пожалуй, не было только бродов. И самым большим сюрпризом оказалось то, что Соболь 4Х4 все это преодолел, не поперхнувшись! За это можно простить многое. Особенно когда видишь, как во время песчаной бури в нескольких метрах от нашей машины коллеги-журналисты умудрились «намертво» засадить подготовленный внедорожник. Или когда приходится вытаскивать «боевую» машину… И все это на привычном стоковом Соболе, обутом в шоссейную резину Michelin Latitude Cross!

Соболь 4Х4 по бездорожью ездить умеет. Чтобы добраться до места съемки, нам приходилось временами выезжать на трассу гонки. Так вот, по разбитому проселку «Газик» позволяет уверенно валить 80-90 км/ч! А на слежавшемся песке, если не тормозить, в большинстве случаев достаточно заднего привода.

Особенности национальной рыбалки, или Как мы чуть не утопили полноприводный «Соболь»

З вышыні арлінага палёту

Галінкаю здаецца Прыпяць мне.

Здаецца, што на Прыпяці не лодкі —

Пупышкі набухаюць па вясне.

І пупышкі лопнуць,

Кастрамі ўспыхне роўны глянц ракі.

І будзе юшка выкіпаць на лотаць,

І песню завядуць палешукі.

Уладзімір Дзюба

На небесах только и говорят, что о Припяти. Мы же решили не просто говорить, а поехать к берегам «моря Геродотова» на настоящую рыбалку. Взяли настоящего внедорожного «проходимца», одного не менее настоящего рыбака, чтобы не с пустыми руками возвращаться, попрощались с семьями и нырнули в неизвестность. Что из этого получилось — в нашем полесском репортаже.

Транспортный отдел

«Хлопцы, последние дни дождило, дорогу до домика размыло, поэтому километра полтора придется пешком», — Михаил, хозяин агроусадьбы, где и должен был разместиться наш лагерь, с ходу задал ход наших мыслей.

Так как автомобили нас интересуют все-таки больше, чем сама рыбалка, мы посчитали делом чести доехать до места назначения на 4 колесах, а не тянуть весь скарб на двух ногах. А еще машина должна была вместить 6 членов экипажа, взять на борт запас провианта на двое суток, лодку с мотором и быть готовой к тому, что выбираться на большую землю после рыбалки придется в разгар объявленного оранжевого уровня опасности. «Паркетником», пусть и полноприводным, явно не обойтись.

Читайте также:  Полный прайс ремонта автомобилей

Полноприводный рамный бус? Две «Нивы»? «Буханка». Все эти варианты мы рассматривали, но у представителя Горьковского автозавода в Беларуси в тестовом парке как раз оказалась полноприводная версия «Соболя» в 6-местном исполнении. Надо брать!

Трасса — боль

Чтобы добраться до Припяти, нужно преодолеть немалый участок по обычной загородной дороге. Прыгаю за руль «Соболя» еще в Минске и вывожу его на слуцкую трассу.

Первое впечатление — здравствуй, мой родной УПК! Именно в стенах учебно-производственного комбината я впервые близко познакомился с образцами советского и российского автопрома, именно там я сел за руль ГАЗ-52, на котором дорогу приходилось ловить примерно так же, как сейчас на «Соболе». Вы жалуетесь на ватный руль на своей Granta? Да что вы знаете о ватности!

Под капотом 107 л.с. бензинового двигателя, которые достаточно бодро разгоняют машину вплоть до 90 км/ч. Пробую и 100 км/ч, но в салоне становится намного шумнее, а расход топлива по «бортовому» устремляется за психологическую отметку 15 л на «сотню». Да, у нас далеко не идеальный кузов (а еще сзади тент, работающий как парашют), полный салон людей и килограммов 300 поклажи, но подобные цифры в трассовом режиме человека неподготовленного могут испугать. Эх, сюда бы газ или сразу дизель.

За плечами 200 км асфальтовых дорог и полная ясность, что «Соболю» здесь не место. Высокий кузов, рессорная подвеска, не самый мощный мотор дают о себе знать. В поисках смысла машины не замечаем, как на горизонте появляется предвестник того самого оранжевого уровня опасности. Еще через 5 минут огромные тучи начинают низвергать на нас тонны воды, приходится сбрасывать скорость вплоть до 50 км/ч. Отмечаем, что «дворники» вполне сносно справляются с потоками дождя, хотя на вид хлипковаты, высокая посадка позволяет видеть гораздо дальше, нежели при езде на «легковушке».

По дороге заезжаем в Микашевичи, чтобы забрать 6-го члена нашего экипажа. И здесь, на периферии, вдалеке от больших денег столицы «Соболь» находится в полной гармонии с собой. Скорость жизни ниже, продукции ГАЗа вокруг больше.

Следующая точка на пути к реке — Ольшаны. Вот уже пролетают мимо огромные теплицы, туда-сюда снуют далекие от гламура и пафоса белорусские бизнесмены, а я так и представляю «Соболь» в качестве «рабочей лошадки» огуречного края. Да, это земля «спринтеров» и «ивеко-дэйли», но эти бусы хороши в дальней дороге. А как вывозить урожай с полей после хорошего дождя? Мне кажется, дилеру ГАЗа пора придумывать спецусловия по «Соболю» именно для полешуков.

Приключения, мы вас так ждали!

Долго ли, коротко ли, но мы прибываем к первому серьезному внедорожному испытанию. Перед нами метровый брод, на месте которого еще позавчера была просто большая яма. Прошли ногами — дно твердое, все должно пройти в штатном режиме.

Так оно, собственно говоря, и происходит. Пускаем перед собой небольшую волну, но до воздухозаборника все равно еще далеко, и легко выскакиваем наверх.

«Ну все, самое сложное прошли», — обескураживает нас хозяин усадьбы.

Мы-то уже психологически подготовились к приключениям, а тут…

«Слушайте, мы застряли», — водитель, сменивший меня у штурвала «Соболя», вселил во всех новую надежду.

Как выяснилось, часть новых ГАЗов с конвейера оснащается покрышками Michelin Latitude Cross. Наша машина была «обута» именно в такие. И если в городе на асфальте они радуют тихой работой, то в грязи моментально «замыливаются», протектор плохо самоочищается. Новый водитель это не учел, поэтому при проезде очередной неглубокой «грязевой» ванны не перешел на пониженную. Выбрались из салона, немного подтолкнули — и в небольшую раскачку «Соболь» снова выбрался наверх.

Но самое интересное началось с элементарной ошибки. Вместо того чтобы проехать грязь по колее, каждый метр нащупывая возможности шин, но оставляя шанс выбраться назад, водитель решил проскочить ходом «по верхам». Ну и свалился в колею там, откуда пути назад нет. А если начнет еще и вправо стягивать, то риск притопить продукцию Горьковского автозавода становится более чем реальным.

Напомню, что в «Соболе» установлена раздаточная коробка part-time, а еще в активе есть блокировка заднего дифференциала, которая включается кнопкой на панели. Заглушил машину — «дифф» разблокировался. Каюсь, мы об этом не сразу вспомнили.

Вечереет, до усадьбы не меньше километра, значит, копаем, буксуем, толкаем… В сущности, если бы шины имели более грязевой характер, мы даже из машины не вышли.

Вооружившись новым знанием, подгоняемые полчищами комарья и слепней, оставшийся кусок дороги мы проделали куда быстрее, тщательно просчитывая каждую траекторию. И именно после таких грязевых «покатушек» стало понятно, что именно здесь для «Соболя» земля обетованная. Именно здесь ты не обращаешь внимания на расхлябанное рулевое, тебе плевать на шумоизоляцию и максимальную скорость. Удивительно, но при таком боевом режиме средний расход, если верить бортовому компьютеру, вырос всего на литр-полтора.

Уже на подъезде к базе, после всех внедорожных приключений, растянувшихся на добрых 3 часа, кто-то в экипаже произносит фразу, которая звучит не то как шутка, не то как предостережение: «Будет интересно, если здесь пойдут дожди, пока мы будем рыбу ловить…»

Читайте также:  Курсовая работа по специальности ремонт автомобилей

Но думать об этом нет ни времени, ни сил. Выгружаемся, быстро осматриваем место ночевки и идем спать. Уже через несколько часов нас ждет Припять.

На небесах только и говорят, что о Припяти

Припять утром — само умиротворение. Активных рыбаков, которые на лодках снуют туда-сюда в поисках хищной рыбы, еще не так много. Можно спокойно насладиться красотой момента и поснимать.

Но и мы не выдерживаем, забрасываем снасти в «казанку» и под чутким руководством знатока здешних мест Сергея начинаем прочесывать рыбные места. Час троллим — ничего. Еще час переезжаем с одного перспективного места на другое и облавливаем его с трех спиннингов. Результат — три окушка.

«Ну хоть на ушицу будет, — произносит с явной досадой Сергей и тут же предлагает вариант последующих действий: — Давайте еще попробуем на большой воде потроллить».

Буквально 2 минуты — и есть первая нормальная поклевка. Берем щучку граммов на 500-600. Хороший знак! Еще час троллинга… Но все тщетно. Не хочет хищник идти в наши заботливые руки.

Но в наших рядах был поклонник фидерной ловли. Вот у него улов куда-более впечатляющий: и сом был, и подлещик, претендующий на звание леща, и общий вес улова приближался к максимально дозволенным 5 кг.

Прелесть Припяти еще и в том, что и не рыбакам здесь есть чем заняться. Например, многих впечатлил сухогруз, тянувший сотни тонн щебня для нового моста в районе Житковичей. Кто-то отправился собирать травы, чтобы засушить их на зиму. А нашлись и те, кто просто отсыпался, читал книги и еще раз отсыпался.

Итог по рыбной части поездки такой: рыбы в реке по-настоящему много. Когда то тут, то там из воды выпрыгивают такие «кабаны», от одного вида которых дух захватывает, ты понимаешь, что либо не умеешь ловить, либо просто не везет. Мы будем считать, что нам немного не повезло. Но даже если бы вытащили сома на 65 кг, нам было бы на чем его вывозить — в кузове «Соболя» места осталось на хорошую компанию таких сомов.

Ну а мы собираемся домой. Предсказание нашего самого пессимистически настроенного члена экипажа не сбывается, поэтому путь от агроусадьбы до асфальта не проезжаем, а проскакиваем. И еще раз отмечаем уместность «Соболя» в таких условиях. Машина достаточно легкая, в плане внедорожного арсенала уже с завода это настоящий боец, а груза может увезти как тот мул, не боится перегрузов.

И «Соболь» не зазорно покупать частнику. Он гораздо удобнее и комфортнее «буханки», на порядок дешевле любого пикапа от именитых зарубежных производителей. Подержанных пикапов в приличном состоянии с каждым днем становится все меньше, а притока свежей «бэушки» нет. Единственное, о чем волей-неволей задумаешься, — это о покупке дизельной версии или переводе машины на газ. И конечно, в обязательном порядке дополнительная коррозийная обработка.

«На Припяти были? Ох, особенная река, с особым ощущением. Да и сом там в силе. Даже полуторакилограммовые «шнурки» запросто утягивают удилища», — случайно встреченный где-то в Турове усатый мужичок, глубоко затянувшись, в двух словах выразил то, о чем мы думали все время, пока были на реке.

Хотя все удилища и остались при нас, можем лишь подтвердить: Припять и вправду особенная. И если хотите увидеть самые красивые места, прыгайте в особенный автомобиль, например, такой как «Соболь», отключайте мобильный телефон — и замедлите ход времени хотя бы на несколько дней.

Не пожалеете — проверено.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
ABW.BY
Фото автора, Александра АСТАХОВА и организаторов

Заметки на полях

«Соболь» — это прежде всего коммерческая техника, поэтому особого лоска вы здесь не увидите. Грузоподъемность полноприводных ГАЗелей и «Соболей» — от 900 до 1500 кг в зависимости от модификации. Даже в пасмурный день прозрачный верх тента позволяет свободно передвигаться по кузову.

Некоторые коллеги долго не могли найти регулировку боковых зеркал. Они не застали времена, когда это делалось в прямом смысле вручную.

Сзади вчетвером «по плечам» ехать вполне комфортно.

В таких случаях принято говорить «ничего лишнего».

Судя по отзывам реальных владельцев, машины выдерживают ощутимые перегрузы. Только вот коррозийная стойкость вызывает вопросы, поэтому дополнительная обработка не помешает.

Ценообразование

В Беларуси полноприводную линейку ГАЗа открывает 3-местный бортовой автомобиль по цене от 32.387 рублей. Цельнометаллический фургон в 3-местном исполнении обойдется практически в те же деньги ( от 32.431 руб.), а пассажирская 7-местная от 37.198 рублей. У официального дилера регулярно проходят акции по данной модели и есть шанс купить данный автомобиль цене, которая заметно ниже указанной.

На выбор предлагается три двигателя: два бензиновых одинаковой мощности 107 л.с. (УМЗ-42164 объемом 2,9 л и 2,7-литровый EVOTECH A274), а также дизельный объемом 2,8 л и мощностью 120 л.с. (CUMMINS ISF2.8S4129P). В список опций может входить тормозная система с ABS, блокируемый дифференциал, кондиционер, круиз-контроль (для дизельных версий), противотуманные фары, электропривод наружных зеркал, передние электростеклоподъемники, магнитола с кнопками управления на руле, центральный замок передних дверей.

Оцените статью