Тест-драйв Тайга550 SWT
Новый таежный роман
Российский производитель снегоходов начал работать по зарубежным стандартам.
Серийное производство снегохода «Тайга» стартовало в 1999 году. Целое десятилетие он выпускался без каких-либо серьезных изменений. Можно было бы еще лет двадцать ничего не менять, но для современного снегоходного рынка такой подход абсолютно неприемлем.
«Тайга» задумывалась как полноценный конкурент зарубежным снежным машинам и для конца прошлого столетия считалась весьма технически продвинутым аппаратом. Спроектированный по лекалам одной из самых популярных на тот момент утилитарных машин BRP Scandic, отечественный снегоход практически ни в чем не уступал аналогичным «иномаркам».
Ради справедливости надо отметить, что в 2006 году «Тайгу» оборудовали передней рычажной подвеской. И на рынке появилась модификация снегохода «Тайга» под названием «Тайга-Атака», которой даже сделали новый дизайн переднего капота и полноценное сиденье для двоих пассажиров. Безусловно, «Атака» нашла своего клиента, вот только говорить о каком-то глобальном обновлении, увы, не приходилось. В свете последних событий это, скорей всего, был лишь эксперимент, так сказать, проба пера. Ведь к нынешнему зимнему сезону «Русская Механика» подготовила аж два абсолютно новых снегохода: Tiksy 250 («Автомобили» 10/2010) и «Варяг 550». Насчет последнего пока известны только технические характеристики. Как только выпадет снег, наш журнал обязательно проведет тест-драйв этой новинки. А вот эти модели нам уже удалось откатать: TAYGA 550 SЕ и TAYGA 550 PATRUL SWT. Да, господа, именно так – на английском языке и заглавными буквами официально пишутся названия серьезно обновленных обычной «Тайги» и «Тайги-Патруль». Так что же послужило поводом для столь пафосного переименования давно и хорошо всем известных машин?
Во-первых, на снегоходы установили новый двухтактный двухцилиндровый 55-сильный двигатель воздушного охлаждения РМЗ-550 объемом 553 см3. По сравнению с двигателем, который устанавливается на старую «Тайгу» (выпуск ее продолжается под наименованием «Тайга-Классика»), рабочий объем у «новичка» на 50 см3 больше и он мощнее на 5 «лошадок». Прибавка по мощности незаметная. Однако за счет увеличения объема и установленных на впуске лепестковых клапанов мотор стал более эластичным (значительно расширился диапазон его работы) и более чувствительным к нажатию на курок газа. В целом силовая установка функционирует без всяких провалов и нервных дерганий, чего нельзя сказать о старом моторе.
В конструкции шасси никаких принципиальных изменений нет. Тем не менее есть масса других приятных новшеств. Аккумулятор из моторного отсека (ох, и сколько же нареканий было по этому поводу!) переместили в подседельное пространство. Двухместное сиденье существенно подняли по высоте, и теперь пилот не сидит скрючившись за рулем с поджатыми до груди коленями. Посадка с прямой спиной, ноги согнуты практически под прямым углом, при желании их можно даже слегка вытянуть вперед – не снегоход, а снежный чоппер. Не покривлю душой, если скажу, что по эргономике и комфорту управления TAYGA 550 SЕ и TAYGA 550 PATRUL SWT от неказистых, архаичных утилитарных машин поднялись до класса полноценных туристических снегоходов. Конечно, в сравнении с зарубежными аппаратами TAYGA 550 проигрывает по максимальной скорости – 80–90 км/ч по укатанной трассе, явно мало. Зато на глубоком снегу отечественные машины с лихвой дадут фору самым могучим иностранным Super Wide Track. Закопать новые модели «Тайги» практически не реально, особенно TAYGA 550 PATRUL. У данного снегохода рекордная в индустрии ширина гусеницы – 600 мм. Собственно, только этим он и отличается от TAYGA 550 SЕ, у который ширина трака 500 мм.
Обзор нового снегохода TAYGA Patrul 800 SWT
Компания «Русская механика» запустила в производство нового снегохода TAYGA Patrul 800 SWT. Разработчики над созданием снегохода TAYGA Patrul 800 SWT корпели два года. Много времени пришло на подгонку и переделку двигателя китайских производителей ODESV800. Новый двигатель для русского снегохода будет существенно отличаться от своего китайского собрата. Некоторые параметры ODES были сильно изменены, а испытания прошли успешно. Новый рыбинский снегоход готов порадовать своими новыми ходовыми качествами.
У новой модели, созданной на известной платформе TAYGAPatrul. Однако, появились основные отличия. В частности, вес машины сильно увеличился. Прирост составил 30 кг. Теперь снегоход весит около 350 кг, но двухтактный двигатель РМЗ 550 неплохо справляется со своей задачей и лихо тянет снегоход по заснеженным дорогам. Этого удалось добиться за счет улучшенных тягловых свойств, также экономии топлива.
Мотор включает в себя 800 кубов, а мощность заявлена в 60 лошадиных сил. Топливо подается по системе впрыска.
Кое-что, конечно, не подверглось сильным изменениям. Так, например, заднюю, а также переднею подвески оставили в прежнем виде, наподобие Patrul 550 SWT или ее преемницей Patrul 551 SWT. Гусеницы имеет ширину в 60 см.
Зато управление сильно поменялось. На снегоход поставили современный блок управления. Теперь водитель сможет использовать новые функции подогрева руля и запуска снегохода. Новые очертания получил передний капот, разработчики немного приподняли фары и сделали более функциональными воздухозаборные отверстия. Изменили также приборную панель.
Много сил было вложено в Patrul 800 SWT, так как китайские производители не очень-то ценятся на рынке моторов, поэтому была проведена столь серьезная доработка основных механизмов. Создатели рыбинского снегохода дают надежду владельцам и гарантируют надежную и слаженную работу всего механизма.
С ценой пока определится не удалось. Гарантию дают на срок 2-х лет с начала эксплуатации, при этом будет учитываться пробег. 3000 км., по словам разработчиков, для русского снегохода будет оптимальным.
Русское качество, хорошие показатели и отличные результаты по испытаниям говорят о создании современной русской техники, которая будет неплохо соперничать на мировых рынках. Снегоходу TAYGAPatrul не страшны суровые климатические условия наших мест, он бойко проходит любые расстояния. Легкий в управлении, выносливый и неприхотливый в обслуживании рыбинский снегоход сможет уже скоро появиться в продаже. А пока просто ждем.
Дембель на гражданке: длительный тест снегохода «Тайга Патруль 551 SWT»
Мы можем по-разному относиться к увеличению военного бюджета страны, однако факт имеет место. И наряду с новейшими танками «Армата», БТР «Ракушка» и прочими комплектами «Ратник» на вооружение ВС РФ поступают и такие штуки, как снегоходы и квадроциклы. Тема эта довольно свежая, и смещение в сторону индивидуальных транспортных средств – реакция на изменение общей доктрины ведения боевых действий. Сейчас каждый боец – это самостоятельная боевая единица, и чем она мобильнее – тем эффективнее, особенно когда речь идет о дозоре, разведке, специальных операциях.
Пограничникам в северных условиях без снегохода никуда. Старое армейское правило запрещает использовать в войсках на постоянной основе технику зарубежного производства – ведь в случае конфликта канал поставки запчастей будет перекрыт. Поэтому в тендере на поставку снегоходов в ВС участвовали, в частности, ведущие российские производители снегоходов – «Русская Механика» и компания «Веломоторс». Первые выиграли конкурс в войсках, вторые – в МЧС. Так что спасатели у нас гоняют на «Стелсах», а военные – на «Русской механике».
Положительное отличие порядков России от СССР заключается в том, что многое из того, что предназначено для армии, в принципе, можно купить любому гражданскому. БТР без пушки или карабин «Сайга» – лишь слегка доработанный АК. Со снегоходами история та же. Гражданский вариант AC-1, снегоход «Тайга Патруль 551 SWT», на мой взгляд, – одна из наиболее интересных моделей в линейке рыбинского завода. «Русская Механика» предоставила нам этот снегоход на всю зиму, так что будет отличная возможность испытать его в деле пристально и внимательно.
Глобальное потепление дает о себе знать, и уже который год подряд снегоходный сезон в средней полосе России начинается аккурат после Нового года. 2016-й не стал исключением, поэтому представить нашего героя получается только сейчас.
Внезапно рожденный
История появления этой модели весьма интересна. В конце 90-х годов прошлого века руководство «Русской механики» вело переговоры с канадской фирмой BRP о начале совместного производства сноумобилей, однако дефолт 1998 года «спугнул» западных партнеров. «РМ» досталось в «наследство» лишь немного образцов техники BRP. Кто знает, не откажись тогда канадцы от сотрудничества, может быть, сейчас в Рыбинске работал бы дочерний завод BRP, но судьба распорядилась иначе, и русское предприятие продолжило свой путь.
Многие модели «РМ» построены на основе канадских разработок. Не стал исключением и «Тайга Патруль 551 SWT». В его основе – утилитарная платформа XU, на базе которой выпускаются снегоходы BRP. Хотя, конечно, кроме схожей геометрии рамы у «Патруля» с прародителем не осталось ничего общего.
Однако на этом история не заканчивается. Сперва свет увидела модель «Патруль 550», оборудованная базовым двигателем «Русской Механики», 550-кубовым двухцилиндровым двухтактником воздушного охлаждения, который развивает 55 л.с. Позже на этой же «телеге» был построен аппарат «Барс 850» с четырехтактным V-образным двигателем мощностью 80 л.с. Однако, как и все четырехтактные машины, «Барс» вышел довольно тяжелым, что делает его не очень пригодным для работы в рыхлом пухляке, да и требования к обслуживанию и ремонту 4Т мотора более высокие.
«Патруль 551» же появился почти внезапно, когда один из испытателей завода «воткнул» в ходовую «Патруля» двигатель с жидкостным охлаждением от модели «Атака 551». Вышло неожиданно здорово. Снегоход получился заметно легче, чем четырехтактный «брат», и не особенно тяжелее и технически сложнее, чем «воздушный» двухтактник «Патруль 550», зато заметно мощнее.
Именно эта «случайная» машина и пошла в серию под названием «Тайга Патруль 551 SWT» и в дальнейшем получила спецверсии «Силовые структуры» и «АС-1» для спасателей, полиции и военных. Кстати, Министерство обороны РФ пригласило Kolesa.ru на тест своего AC-1, так что мы обязательно сравним гражданского и военного «близнецов».
Первое знакомство
«Патруль» относится к одному из довольно нераспространенных типов снегоходов – SWT или super wide track. Ширина гусеницы составляет 600 мм. Машин с такой «гусянкой» в мире – по пальцам пересчитать. Длина полотна – 3 937 мм или 155 дюймов. Высота зацепа – стандартные для «утилей» 22 мм. Подвеска гусеницы – склизовая, так что гонять по тундре, как на «Буране», где гусеница катится по роликам, не выйдет. Но зато чем меньше деталей, тем проще и надежнее конструкция. А это плюс. За демпфирование отвечают два газо-масляных амортизатора с регулировкой преднатяга пружины заднего амортизатора. Ход задней подвески составляет 190 мм.
Лыжи, традиционно же для утилитарников, установлены на телескопических стойках, в которых тоже упрятаны газо-масляные амортизаторы. Ход передней подвески составляет 150 мм. Регулировок не предусмотрено, зато толстым трубам стоек не страшны встречи с камнями и пнями под снегом.
Самое интересное – под капотом. Силовой агрегат вполне современный: здесь, например, жидкостное охлаждение, которое и позволило поднять мощность на 15% (с 55 до 65 л.с.) относительно воздушного мотора того же объема. Присутствует раздельная система смазки, избавляющая от необходимости мешать двухтактную смесь в канистре перед каждой заправкой. Есть и электрозапуск. За воспламенение смеси отвечает бесконтактное электронное зажигание, не требующее обслуживания. В общем, все вполне современно, разве что за смесеобразование отвечают два карбюратора Mikuni, а не система впрыска. Однако не буду считать это анахронизмом: западные производители также не спешат устанавливать инжекторы на «полулитровые» двухтактные утилитарники – слишком дорого.
В нашем случае двухкарбюраторная система питания – это заметный прирост мощности во всем диапазоне оборотов при небольшом увеличении расхода топлива и далекая перспектива хлопот по синхронизации карбов. Но это – в необозримом будущем.
Все, кто видит снегоход в первый раз, обязательно говорят «какой здоровый». Да, айсбергоподобный дизайн присутствует. Снегоход похож на груду снега, которую только что сгреб грейдер. Широкое основание и постепенно заостряющаяся кверху глыба капота не оставляют шансов на изящество, а белый колер добавляет «ледовитости» в облик машины. Широченный тоннель, призванный накрыть собой шестисотмиллиметровую гусеницу, позволил разместить на себе сиденье поистине королевского размера. Диван «Патруля» очень широкий и мягкий. В принципе, можно поместиться даже втроем, пусть и без особого комфорта. Двое же взрослых людей в объемной экипировке размещаются на снегоходе вольготно.
Многие модели «Русской механики», начиная с дедушки-«Бурана» и заканчивая более современными моделями, грешат очень низким расположением сиденья и руля. Усаживаешься почти на корточках, а руль расположен в районе живота. Здесь эту проблему решили кардинальным образом – сидишь высоко, да и руль расположен на достаточной высоте, чтобы можно было, не сгибаясь в три погибели, рулить стоя или с колена. Услышали заводчане мольбы многих клиентов!
Словом, посадка, причем как пилота, так и пассажира, более чем комфортная. Долгая дорога не будет в тягость. Разве что заднему седоку не хватает мягких поручней – держаться за голое железо, даже в рукавицах, некомфортно, через пять минут руки замерзают даже в самых толстых варежках. Но, думаю, эту проблему мы решим нехитрым тюнингом.