Полный reload — Stels S800 «Росомаха»
Для испытаний нового снегохода Stels компания «Веломоторс» пригласила нас в мекку фрирайдеров, как лыжно-досочных, так и снегоходных, — поселок Приисковое в Хакасии
Утилитарный SWT/2014 г./370 кг/800 см³/67 л.с./73 Нм/275 000 руб.
По месту и обстоятельствам проведения тест-драйва техники зачастую можно определить степень уверенности производителя в своем детище. Одно дело, когда приглашают покататься «вокруг палочки» по рафинированному и вылизанному полигону, не разрешая прыгать и вообще нагружать технику, и совсем другое — когда тебя приглашают черте-куда и дают полный карт-бланш. Для испытаний нового снегохода Stels компания «Веломоторс» пригласила нас в мекку фрирайдеров, как лыжно-досочных, так и снегоходных, — поселок Приисковое, что в Хакасии.
О месте проведения теста нужно сказать особо. Село Приисковое, или просто При, как его называют фрирайдеры, — место совершенно необычное. Расположенное примерно посередине между Абаканом и Красноярском, почти в полутора сотнях километров от трассы, оно поистине олицетворяет собой край географии. Именно в При заканчивается дорога, и дальше, в любую сторону, на сотни километров нет никакой цивилизации. Здесь нет горно-спасательного отряда, полиции, вменяемых медучреждений. Как и сотни других сел и поселков, построенных во времена индустриализации, он мог бы давным-давно остаться лишь точкой на карте без единого жителя после закрытия золотого прииска, вокруг которого он и был построен, но ему была уготована другая судьба.Поселок расположен в уникальном месте. Длинная, тянущаяся на десятки километров долина, зажатая меж двух хребтов, феноменально богата снегом. В начале ноября, когда мы проводили этот тест, снегом еще нигде и не пахло. Даже в 30 км от При поля и склоны были покрыты лишь жухлой травой и впавшими в анабиоз деревьями. Но в самом поселке и в прилежащих горах снега уже тогда было сильно больше метра. По долине, как по аэродинамической трубе, постоянно дует крепкий южный ветер. И снег здесь идет почти всегда. Даже если на небе ни облачка, его приносит ветер с гор. В начале ноября уже в полный рост идет лыжный, бордовый и горно-снегоходный сезон. И вот в этот снежный ад, где кроме как на горнике со 164-дюймовой гусей и 6-сантиметровым зацепом делать нечего, мы приехали тестировать утилитарник на супервайдтраке? Смелое решение!
Теперь о снегоходе. Я недаром назвал его новым в начале материала. По сути дела, в старой прошлогодней «будке» Stels представил практически полностью обновленную машину. И от модели 2013 года здесь осталась только рама да внешний обвес.
Во-первых, снегоход обзавелся новым двигателем. В прошлом году на «Росомахе» стоял тайваньский двигатель фимы Odes, выдававший «аж» 60 л.с. и 73 Нм. В абсолютных величинах такой мощности утилитарнику действительно за глаза и за уши, о чем мы и писали в прошлогоднем тесте, однако учитывая довольно серьезную массу аппарата, динамики в рекреационном смысле ему здорово не хватало. Сугубый утилитаризм, когда скорость и разгон не важны, главное — допереть сани до точки назначения.Сейчас под капотом снегохода установлен двигатель собственной разработки компании. Тот же, что будут устанавливать на квадроцикл Stels 800 GUEPARD, премьеру которого все так ждут. Этот двигатель, как и предыдущий, спроектирован на базе прошлого поколения движка Rotax японскими инженерами, и в ближайшем будущем производственная линия двигателей полного цикла приедет на завод в Жуковку. Новый двигатель стал заметно бодрее своего предшественника (67 л.с. против 59 прошлогодних). И хоть проблему с перегруженностью передней части машины он не решил, зато заметно улучшилась динамика аппарата и тяговые характеристики. Кстати, снизили и вибронагруженность машины, «повесив» двигатель на четыре сайлентблока новой конструкции.
Теперь «Росомаха» вполне может претендовать и на аппарат развлекательно-катательного плана, а не только на звание пахотной лошади, хоть, конечно, сравнивать с утилитарно-рекреационными аппаратами с Запада его пока рано.
По результатам прошлогодних испытаний и отзывов первых владельцев в снегоходе было выявлено энное количество недостатков, как вполне безобидных, так и весьма серьезных. Надо отдать должное заводчанам, к претензиям они прислушались и серьезно переработали конструкцию. Был изменен материал, из которого отливают расширители лыж. Сами лыжи, производства Comoplast, естественно, без претензий, а вот расширители лопались. Стоит признать, что пока что эта проблема до конца не решена. Во время теста несколько расширителей мы все же расколошматили, хоть и не было на нашем пути жестких ледяных застругов, торосов и прочих жестких препятствий.Помимо множества крупных и мелких изменений в конструкции аппарата, поменялось кое-что и в «комфортном» секторе. Так, например, в базовой комплектации появилась защита днища и силовой бампер, весьма богатый набор инструментов. Дополнительная розетка на 12 в «корме» снегохода и штатная система подогрева масла в картере двигателя на случай совсем уж трескучих морозов. Кстати, снегоход оборудован двумя аккумуляторами — один обычный, второй, так называемый «гелевый», так что даже после ночи при −20 градусах, все снегоходы запустились как после теплого гаража, с пол-оборота.
В общем, заявление о том, что перед нами действительно новый снежик в старой «будке», — вполне соответствует действительности. Кстати, в ближайшее время заводчане обещали представить и «фейслифтинг» — новый дизайн капота и «кое-чего еще». Так, с появлением последнего можно будет смело говорить о том, что появилось полноценное второе поколение снегохода. Неплохо для второго года в производстве.
К сожалению, от всех болячек избавиться пока что не удалось. Большинство из них, что называется, на скорость не влияют, тем не менее, не сказать о них нельзя. Так, уже упомянутые расширители лыж пока еще не дотягивают до желаемого уровня прочности. На нескольких тестовых машинах начали расползаться швы сиденья. Очевидно, что ошиблись в выборе ниток. Никак не решена проблема с креплением жесткого кофра (который, кстати, входит в базовую комплектацию). В размеренном режиме езды проблем не возникает, а вот на разбитой десятками снежиков трассе, когда она покрыта метровыми «волнами» утоптанного снега, пару раз мы «ящик» теряли.
Есть проблемка и с настройкой головной оптики. Фары светят неплохо, но почему-то «в пол» — слишком близко. Винтиками регулировки исправить ситуацию не получается. Чтобы настроить свет, придется колхозить с креплениями самих фар. Даже если напрячь память изо всех сил, кроме слетающих грипсов руля и довольно низкой температуры подогрева ручек руля я ничего вспомнить не смогу.
В общем, то на этом список замеченных «косяков» и заканчивается, что, нужно признать, делает честь производителю, запустившему новый для себя продукт лишь год назад.Но что же знатный пухляк Приискового? Признаться, все дни теста очень хотелось сменить тяжелый утиль на легкий и мощный горник, однако это больше отдыхательное, нежели рабочее. Утиль, тем более супервайдтрак, должен уметь ездить везде, в любых погодных и снеговых условиях. «Росомаха» справляется со своими обязанностями на «хорошо». Не отлично — потому что в рыхлом и глубоком паудере машина с тяжелой мордой и относительно легкой кормой, с не самым высоким снегозацепом на гусенице (20 мм) требует от пилота довольно высокой квалификации. Здесь не получится просто «нажать и поехать». Это отлично подтвердили наши коллеги, не очень искушенные в снегоходных делах. Копать застрявшие снегоходы приходилось много и основательно. Отмечу, что вынимать из снежного плена утиль массой под 400 кг, это совсем не то же самое, что выдернуть 200-килограммовый горник. Чтобы снегоход начал приносить удовольствие, а не муки, нужно с ним основательно подружиться и почувствовать.
Он действительно едет по любому снегу. Метровый пухляк, в который проваливаешься по пояс, спрыгивая с подножки, для него не проблема. Мы это доказали. Разве что нужно очень внимательно выбирать, куда ехать, а куда не стоит, продумывать места остановки и освоиться с курком газа. На тяжелой машине это весьма важный момент: чуть недожал или перегазовал — и машина садится.
То же самое можно сказать о маневрировании. В отличие от легких двухтактных утилей или спортивных моделей, которые послушно меняют траекторию, стоит только чуть свесить корпус с сиденья, «Росомаха» держит прямую, как паровоз на рельсах. Чтобы ехать туда, куда хочется, нужно работать. Лени «хищник» не прощает. Чтобы точно следовать выбранной траектории, нужно прыгать с подножки на подножку. Поехать налево — изволь перепрыгнуть. Направо? Снова нужно перелезать на правую подножку.Хочу заметить, что все вышеописанное относится к ОЧЕНЬ глубокому снегу. В наших средних полосах такого не бывает даже в самые снежные годы. Не встретить такого и в тундре, где снег, как правило, плотный и твердый.
Если же переложить все впечатления на наши среднестатистические условия — снегоход окажется вполне послушным и покладистым. Более того, за счет тяжелой морды и широкой гусеницы, вкупе с новыми подвесками, снежик получился очень комфортным. Там, где на иных аппаратах давно стоишь на подножках, отрабатывая коленями неровности, на «Росомахе» можно спокойно сидеть за высоким стеклом и в ус не дуть. Кстати, стекло, вызывавшее столько вопросов поначалу, еще в том году, показало себя фантастически. Сломать его не удалось, даже когда приходилось переворачивать снегоход «через голову», а проделывать этот трюк приходилось не раз и не два, учитывая сколько раз мы засаживали машины в глубоком снегу.
Прибавим к комфортной посадке мягкое сиденье для пилота и пассажира и тихий четырехтактный двигатель, и получим почти идеальную машину для путешествий. На скорости 20-30 км/ч можно почти не повышая голоса разговаривать не только с собственным пассажиром, но и с людьми на соседнем снегоходе. Для двухтактников, с их ревущими «саксофонами», эта опция недостижима.
Однако главное наблюдение этого теста касается не комфорта и не проходимости. Много лет мы сотрудничаем с «Веломоторс» и тестируем их технику. В первые годы наши тесты заканчивались не «по графику», а по «фактическому наличию живой техники». Как только ломалось все, тест заканчивался. Со временем эта ситуация менялась к лучшему, но пара-тройка поломок происходила всегда.
Нынешний тест проходил в тяжелейших условиях для техники. Две группы журналистов утюжили окрестности При почти неделю, и за это время нам не удалось сломать ничего. Я говорю не о мелких досадных косяках вроде расширителей лыж или порванных обшивок сидений, а о тех поломках, которые требуют ремонта на месте, прямо в сугробе. Все снегоходы уезжали и возвращались на базу своим ходом, без каких-либо вмешательств. Пожалуй, это главное. Потому что, как говорил один из наших инструкторов: «10 минут на снегоходе — это сутки пешком». Иногда поломка снегохода — это смерть. Так что надежность в случае со снегоходами — гораздо более важный параметр, чем комфорт, управляемость или экономичность.
Конечно, по одной неделе теста сложно делать более глобальные выводы, но, опираясь на некоторый опыт общения с самой разнообразной техникой Stels, могу сказать, что такого уровня качества они себе «не позволяли» никогда, что не может не радовать.
Что же, если в прошлом году снегоход Stels выглядел всего лишь «заявкой на кусок пирога» с неопределенным будущим, то сейчас уже можно смело говорить о крепко занятой нише. Единственный прямой конкурент «Росомахи» — рыбинский «Барс 850» — стоит сейчас почти 389 000 рублей, что на 114 тысяч дороже. При сходных характеристиках в полтора раза больший ценник — это почти смертный приговор. И если в прошлом году «Барс» чувствовал себя вполне вольготно (Stels выпустил установочную партию в 2000 шт.), то в этом году обновленный представитель семейства куньих может здорово попортить шкуру рыбинской «кошке». Однако не будем делать поспешных выводов. Цыплят считают по осени, а проданные снегоходы — по весне. Вот и посмотрим. Хочется надеяться, что темпы развития снежного направления «Веломоторс» сохранятся, и вскоре мы увидим и двухтактную машину. Нам ее уже обещали.
Благодарим компанию «Веломоторс» за организацию теста
Экипировка TOBE предоставлена компанией «Apex Sport»
Текст: Павел Курлапов
Фото: Роман Романишин
Stels S800 «Росомаха» – ТЕСТ
2014 г. в., 800 см3, 67 л. с., 370 кг, 275 000 руб.
текст: Юрий Солонович
фото: Роман Романишин
на фото: Юрий Солонович
»Разработка и производство снегоходов — дело весьма специфичное. Настолько, что отважиться на такое решились всего четыре основных мировых бренда…
Хотя в числе основных игроков на этом рынке можно с легкостью указывать и нашего родного отечественного производителя — компанию «Русская механика». Снежные машины, рождающиеся в Рыбинске, продолжают бить все рекорды по уровню продаж на территории постсоветского пространства, и, если учитывать в статистических расчетах архаичного старичка «Бурана», то окажется, что конкурентов на российском рынке у «РМ» просто не существует.
Как это было
Несколько лет назад компания «Веломоторс», продающая мотоциклы и мотовездеходы под маркой Stels, решила пойти своим, оригинальным путем, организовав в городе Жуковка полноценное предприятие самого что ни на есть полного производственного цикла вместо традиционной «отверточной» сборки! Первыми шагами во взрослом мире «больших моторов» стал выпуск квадроциклов моделей «Гепард» и «Леопард», разработанных по заказу «Веломоторс» и полностью локализованных для производства на собственных мощностях компании. Но четырехколесной внедорожной техникой дело не ограничилось: в прошлом году в модельном ряду компании появился первый утилитарный снегоход. Прототип машины был показан в 2012 году на ежегодной международной московской выставке «Мотопарк», и в следующем сезоне снегоход пошел «в серию». Первые «Росомахи» оснащались 4-тактным китайским V-твином Odes, который также устанавливался на полноприводный UTV «Доминатор». Снегоход получился весьма спорным с инженерной точки зрения и нестабильным по качеству изготовления. У машин из первых партий отрывало крепления двигателя, заднюю подвеску пробивало практически на каждой кочке, а управлять таким тяжеловесным дредноутом в глубоком снегу было довольно проблематично. Но руководство компании своих попыток разрушить монополию «Русской механики» на снегоходном рынке не оставило! И в 2014 году публике представили обновленную «Росомаху», ставшую по большому счету совершенно новым снегоходом, выпускающимся в старом, ставшем уже привычным кузове.
Новая модель
Сегодня для продолжения массированной экспансии на отечественный рынок внедорожной техники «Веломоторс» старается максимально локализовать производство всех узлов и агрегатов на мощностях завода в г. Жуковка — чтобы уменьшить транспортные и накладные расходы, усилить контроль качества продукции и тем самым снизить цену на свою и так вполне бюджетную технику. Силовая установка обновленной «Росомахи» стала очередной вехой на пути появления в нашей стране своего собственного квадро/снегоходного 4-тактного двигателя. Новый V-образный мотор с рабочим объемом 800 см3 и мощностью 67 л. с. пока производится на Тайване, но собирается по большей части из японских комплектующих! И, по уверениям представителей «Веломоторс», в ближайшем времени двигатель начнут изготавливать на заводе компании.
Максимальный крутящий момент силовой установки в 73 Нм достигается при 5000 об/мин, и при этом двигатель потребляет всего 12 л топлива на 100 км пути. Мотор крепится к раме в четырех точках при помощи специальных сайлентблоков, что позволило навсегда забыть о старых проблемах предыдущей модели. Естественно, у V-твина «Росомахи» последнего поколения новая, более надежная трансмиссия и новый вариатор, а для уверенного запуска при сильных морозах картер силовой установки оборудован специальной 12-вольтовой системой подогрева. Кстати, бояться разрядить аккумулятор таким способом
не стоит: у новой машины их два, так что запас электроэнергии на борту весьма внушителен!
Подвески старого снегохода, как я уже писал, не выдерживали совершенно никакой критики. Но обновленной «Росомахе» инженеры путем долгих экспериментов и тестов полностью заменили демпфирующие элементы — и теперь машина комплектуется аналогичными по характеристикам амортизаторами тайваньского или отечественного (от компании «Плаза») производства. Ход передней телескопической пружинной подвески составляет 150 мм, задней — 170 мм. Благодаря собранной статистике отказов и поломок предыдущей генерации модели, в шасси новинки появились новые более надежные направляющие, «склизы» и ролики с подшипниками закрытого типа, которые не ломаются,не «горят» и не плавятся во время жесткой эксплуатации. Также инженеры поколдовали над составом пластика, из которого изготавливаются лыжи снегохода — и теперь ни они, ни их расширители от мороза не лопаются. Гусеница длиной 3937 мм, двигающая вперед увесистое 370-килограммовое тело «Росомахи», произведена компанией НПО «Композит». Ее ширины 600 мм хватает для преодоления любых заснеженных препятствий. Тормоза дисковые с гидравлическим приводом и диаметром тормозного диска 250 мм.
Внешность снегохода пока осталась неизменной. Острый вогнутый капот и массивный передний бампер, оборудованный штатным креплением опциональной лебедки. В новом сезоне, кроме традиционной белой, снегоходы Stels получили еще несколько вариантов окраски защитного пластика: клиент может купить машины черного, синего или ярко-желтого цветов. Кстати, уже в начале нового года, на конвейере появятся снегоходы с капотом нового дизайна, который сделает внешность «Росомахи» более традиционной и узнаваемой.Также в «стоковой» комплектации у аппарата огромный багажный пластиковый кофр, подогрев рукояток и курка, а также огромное ветровое стекло, неплохо защищающее райдера от холодного воздуха.
Горный фрирайд
Испытывать новую машину мне пришлось… в горах! И не просто кататься у подножья небольших и красивых сопок — проверка «Росомахи» на прочность состоялась в небольшом сибирском поселке Приисковый, который по праву носит титул российской Мекки горнолыжного и снегоходного фрирайда. Именно здесь на диких заснеженных склонах и произошло знакомство с новым снегоходом Stels. Начнем с двигателя — новая силовая установка показала себя с самой хорошей стороны. Несмотря на 20-градусный мороз и пронизывающий шквальный ветер, «Росомаха» всегда заводилась с первого раза, без каких-либо капризов. На ходу этот мотор оказался гораздо тяговитее, нежели его китайский предшественник. Правда, передняя часть снегохода всё так же излишне тяжеловата, но для его утилитарно-туристического предназначения это не столь важно.
Появление в подвеске новых амортизаторов заметно улучшило управляемость машины и комфорт райдера во время движения по пересеченной местности. За время пятидневного теста треснул лишь один расширитель лыжи — да и то после того, как снегоход на полном ходу влетел в колючую проволоку, лежавшую под тонким слоем снега на дорогах поселка. На ходу «Росомаха» феноменально монументальна, как и полагается большому и тяжелому «утилю». Но, несмотря на скромный зацеп SWT гусеницы, едет снегоход неплохо — как в глубоком снегу, так и на укатанной поверхности. Правда, управление, на мой вкус, несколько тяжеловато, но не критично. Интересно другое — за время теста ни один из снегоходов не сломался! То есть небольшие несущественные проблемки, вроде выпавшей кнопки остановки двигателя и разошедшегося шва на сиденье одной из машин, были, а вот серьезных поломок обнаружено не было! Снегоходы взбирались на склоны и спускались в глубокие заснеженные распадки, пересекали быстротечные горные реки и шлифовали внезапно растаявшие улицы поселка, засыпанные мелким окатистым камнем.
Надо сказать, что «Росомаха» второй после 4-колесного «Леопарда» порадовала нетипичной раньше для техники Stels надежностью. Каждодневный 9-часовой марафон по высокогорным условиям в течение недели оказался отличной проверкой качества изготовления машины! В общем, можно с уверенностью утверждать, что у рыбинских снегоходов на российском рынке, наконец, появился достойный и, что немаловажно, качественный и при этом сравнительно недорогой конкурент. Например, аналогичная по техническим характеристикам модель «Русской механики» (снегоход «Барс») стоит на 114 000 рублей дороже «Росомахи», а это, согласитесь, весьма внушительная разница! А если в семействе Stels в конце этого года появится обещанная новая 2-тактная модель, то снегоходы этого бренда вполне смогут изменить положение дел на отечественном рынке!/