Аэротест щеток стеклоочистителя: четыре типа дворников для Camry и Соляриса
Безопасность — это в первую очередь обзорность. В дождь, согласитесь, куда приятнее ехать по трассе на машине, дворники которой легко смахивают со стекла грязь и воду, не оставляя разводов. Какие щетки лучше чистят лобовое стекло на высокой скорости: обычные каркасные, так называемые зимние (в резиновом чехле), бескаркасные или модные гибридные? Для ответа в финальной части ресурсных испытаний мы вывели Solaris и Camry под нудный осенний дождь на скоростную дорогу полигона и последовательно установили все четыре типа дворников.
Главное достоинство обычной щетки стеклоочистителя — низкая цена. В московском сетевом гипермаркете такой дворник стоит примерно в два раза дешевле, чем близкие по цене зимняя, бескаркасная и гибридная щетки идентичной размерности от того же именитого производителя: 250—300 вместо 500—700 рублей за 60-сантиметровую водительскую щетку для Соляриса.
В случае с гибридом вы переплачиваете за дизайн и аэродинамику. Резинолента (то, что непосредственно чистит стекло) там точно такая же, как у каркасного дворника. Конструктивно гибридная щетка отличается от обычной лишь менее высоким каркасом и развитым аэродинамическим обвесом, скрывающим арматуру и шарниры, что уменьшает завихрения потока воздуха и снижает подъемную силу, отрывающую дворник от лобового стекла. Преимущество теоретически должно проявляться как раз на высоких скоростях! Кстати, зимой корпус гибридной щетки, прикрывающий шарниры каркаса в том числе и от снега, уменьшает вероятность их обездвиживания из-за обмерзания.
Из-за низкого каркаса гибридной щетки количество точек прижима меньше): на 65-сантиметровом дворнике Camry их шесть вместо восьми у обычного каркасного. Поэтому гибриды менее универсальны: они хуже работают на стеклах с большой кривизной
Но кардинально эта проблема решена только у бескаркасного дворника: там обездвиживаться нечему! Бескаркасная щетка станет оставлять широкие неочищенные полосы только в результате образования льда на контактирующей со стеклом резиноленте. И конечно же, у бескаркасника еще лучше обстоят дела с обтекаемостью: он ниже и аэродинамичней щеток других типов (за исключением массивного узла крепления на поводке).
Разница в высоте щеток видна невооруженным глазом: каркасные будут сильнее всего заслонять обзор. Но они же лучше других чистят правый нижний угол на сильно закругленных стеклах. А хуже всех с этой задачей справляются… бескаркасные дворники. Потому что упругие металлические пластины в них сильно изогнуты в середине, а ближе к законцовкам они практически прямые
А вот у зимних дворников резиновый чехол, предохраняющий шарниры от обмерзания, обладает огромной парусностью. Подъемная сила такова, что на 90—100 км/ч появляются дефекты очистки, а на 140 км/ч дворник буквально парит над стеклом, едва его касаясь, — в этом мы убедились в аэродинамической трубе АвтоВАЗа на примере тольяттинской «десятки» в 2007 году.
У зимних щеток особая резинолента. Во-первых, она значительно выше, чтобы уменьшить вероятность обмерзания чистящей кромки. А во-вторых, сама резина используется более мягкая и эластичная при низких температурах
Но то было на ВАЗ-2110 с его выпуклым стеклом. Может, на Солярисе (не говоря про Camry, где стекло еще более плоское) все будет иначе?
Чтобы минимизировать влияние качества резиноленты, три из четырех типов щеток у нас были от одного производителя — бренда Champion компании Federal-Mogul. Не нашли в конце сентября только зимние дворники Champion: их не успели завезти в розничную сеть. Поэтому мы купили не менее качественные чехольчатые щетки Alca, тоже популярные в России.
Именитый Champion делает все четыре типа щеток. Серия Easyvision — это недорогие каркасные, Aerovantage — как бескаркасные, так и гибридные дворники, а Winter — зимние в чехле. Последние еще не завезли в магазины, поэтому мы их заменили аналогичными щетками фирмы Alca
Смахнуть и сколоть: выбираем щётку-смётку
Пушкинский гусар чистил своего скакуна скребницей и при этом все время ворчал. Зато конь, надо полагать, переносил процедуру спокойно. А ведь скребница, если верить словарям, — это железная щетка! Тут даже автомобиль задрожать может.
Щетки-сметки — расхожий товар, уделять которому внимание как-то не принято. Купил первую попавшуюся — и бросил в багажник. Удобно ли ею пользоваться? Где она сделана? В лучшем случае оценишь размеры и глянешь на ценник. Не понравится — всегда можно купить другую. Мы же приобрели для сравнения два десятка разных щеток. И быстро поняли: выстраивать их по ранжиру бесполезно. Цены на каждую разнятся чуть ли не вдвое — в зависимости от места продажи, а различия порой сводятся лишь к непроизносимым восточным названиям. Да и кто с журналом в руках бросится выискивать на прилавках какую-то определенную щетку? Поэтому мы изложим лишь общие принципы, согласно которым нужно выбирать «скребницу».
Основу чаще изготавливают из недорогих пластиков, которые боятся всего на свете — ударов, морозов и даже ультрафиолетового излучения. Поэтому предпочтительнее поликарбонатные изделия, которые стойко переносят указанные неприятности. Такие щетки прозрачные, причем цвет рукоятки одинаков по всей толщине.
Теперь о щетине. Какая лучше — мягкая или пожестче? Жесткая лучше смахивает даже плотный снег, причем лакокрасочное покрытие кузова щетка не повредит — оно достаточно прочное. В угоду боязливым клиентам выпускают изделия с распушенной щетиной (с подобием кисточек на концах), — особого проку от этого нет, но сердцу спокойнее.
Untitled-1
Телескопические ручки нужны только для очистки крыши вседорожника или минивэна. В раздвинутом состоянии они теряют жесткость, норовят провернуться или сложиться против вашей воли.
Почти каждая щетка-сметка оснащена скребком. Его основная задача — скалывать со стекла лед, поэтому он должен быть стойким к ударным нагрузкам на морозе. Предугадать поведение скребка нельзя, но помните, что дрянной пластик, который при комнатной температуре вообще не гнется, на холоде быстро сломается. Скребок из поликарбоната служит дольше. Рукоятка должна быть покрыта мягким пористым материалом вроде пенорезины, тогда на морозе можно обойтись без перчаток. И если вы все-таки хотите пользоваться длинной щеткой, убедитесь, что накладку-утеплитель поместили в удобном месте, а не где-нибудь возле щетины. А еще хочется, чтобы у щетки был герметичный чехол, куда ее можно прятать после очередной борьбы со снегом — дабы не разводить сырость в багажнике.
Идеальную щетку мы так и не нашли — пришлось изобрести свою «идеальную щетку». Вдруг кто-то воплотит задумку?
НАШИ СОВЕТЫ
Никогда не используйте для удаления льда:
- компакт-диски — точнее, их половинки. Сломать ровно не получится — будут рваные кромки, а значит, на краске появятся царапины. Коробки от дисков тоже не годятся: пластик тонкий и крошится на морозе — кончится тем, что сломаете коробку и испортите себе настроение;
- банковские карты: для стекол они, конечно, безопасны, но саму карточку вы точно изуродуете. Впрочем, есть шанс создать самый дорогой скребок в истории;
- щетки стеклоочистителя: толку мало, да и щетки жалко;
- металлические скребки
Какие дворники лучше — наш ресурсный тест
Чисто не там, где убирают, а там, где дежурит дворник с ружьем!
Из наблюдений бывалых
Дворники нужны всем и всегда. В них нуждается любая администрация, они присутствуют на всех автомобилях. При этом попытки заменить механические щетки чем-то более современным — ультразвуком или мощным обдувом — так и остаются попытками. Производители время от времени заявляют о каких-то инновациях, меняя каркасные конструкции на бескаркасные или гибридные, но суть остается неизменной: стекло чистят щетки на поводках.
Какие из них лучше? Новые дворники, как правило, справляются с работой вполне сносно, поэтому мы решили провести именно ресурсные испытания, которые обеспечивают износ щеток, эквивалентный износу при среднестатистическом годовом пробеге автомобиля. В испытаниях участвовало пятнадцать команд стеклоочистителей, в каждую из которых мы взяли по три одинаковых дворника (почему по три, расскажем чуть позже). В идеале хотелось, чтобы от разных производителей были представлены конструкции разных типов — каркасные, бескаркасные и гибридные. Но такой гаммой могут похвастать далеко не все. В итоге мы приобрели дворники семи брендов: Valeo (три типа), Bosch (два типа), Denso (три типа), Champion (два типа), Trico (три типа), Fenox (один тип) и Maruenu (один тип). Изделия последних двух брендов взяли, главным образом, из-за полярных цен — разбег почти в двадцать раз!
Для экспертизы выбрали самые распространенные типоразмеры: 500–510 мм. Такие дворники устанавливают на автомобили Лада Ларгус, Renault Logan, Renault Duster, Лада Самара, Chevrolet Niva, УАЗ Патриот и другие. На этих машинах передние дворники — одинаковой длины, в то время как на многих автомобилях они разные. Применяя очистители неодинаковой длины, автопроизводители стремятся увеличить площадь очистки ветрового стекла, но к нашим испытаниям это не имеет отношения.
Как испытывали и что проверяли
Методику испытаний мы разработали и опробовали еще несколько лет назад, когда впервые затеяли ресурсные испытаний дворников. Итак, у нас по три щетки каждой модели. Первая — так называемая референсная. Она не участвует в испытаниях, а послужит «печкой» в итоговом сравнении с двумя другими тестируемыми щетками. Вторая отправляется работать на износ. Это основная, самая продолжительная часть ресурсных испытаний. Дворник устанавливают на стенд, представляющий собой раму ветрового стекла (с вклеенным стеклом, естественно!) с приводом стеклоочистителей и омывающей системой. Периодически экспертная группа контролирует ход испытаний, фиксируя дробление (работа рывками) дворников (сверху или снизу, в каком положении поводка, при каком пробеге), а также качество очистки. Половину срока дворник ходит на водительской стороне, половину — на пассажирской. По 125 часов на каждой.
Кроме того, по методике положено гонять щетки и в реальных условиях — на автомобиле под дождем. Погода благоприятствовала: дождливых дней прошедшим летом было столько, что все дворники удалось испытать в равных условиях. Проверка на автомобиле не столь длительная, как на стенде, — всего по полчаса на водительской и пассажирской сторонах. В протокол заносили все замечания по аналогии с лабораторными испытаниями.
Третья щетка из каждого комплекта отправилась в климатическую камеру. Там она подвергалась пыткам при температуре +60 °C и —45 °C. Каждый тест длился 96 часов. Еще 100 часов на щетки воздействовало ультрафиолетовое излучение. Отметим, что у некоторых дворников есть индикатор старения — наклеенный кружок темного цвета, который под воздействием солнечного света в течение определенного времени желтеет. Пожелтел — пора менять по причине старения резины под действием ультрафиолета.
Далее все щетки — потертые на стекле, побывавшие в климатической камере, а также референсные — проходят так называемый сухой этап испытаний. Стекло подопытной машины покрывают специальным загрязнителем на меловой основе, после чего по нему поочередно прогоняют все дворники, каждый — по свежему покрытию. По оставленным дворниками полосам и непрочищенным зонам оценивают качество очистки.
Теперь — об оценках. В испытаниях каждого вида дворник мог получить максимум 10 баллов. Конечно, любая экспертная оценка по определению субъективна, но при этом она вполне обоснованна. Ее часто используют на спортивных состязаниях, где невозможно измерить и сравнить метры или секунды, — от фигурного катания до прыжков в воду. Так и здесь: на всех этапах испытаний за любой «промах» мы вычитали из начальных 10 баллов по полбалла. «Промахи» каждого изделия перечислены в фотогалерее.
Стоит ли снижать оценку за невнятную инструкцию или удобство установки, когда основная цель испытаний — проверить ресурс изделия? Многие скажут: главное, чтобы дворник работал, а уж как его крепить и подходит ли он на мою машину, я и сам разберусь. Поэтому для тех, кто не считает нужным учитывать эти качества при выборе щеток, публикуем соответствующие результаты в таблице отдельным столбцом. И указываем промежуточный балл, оценивающий реальные способности дворника. А итоговый балл учитывает абсолютно все результаты нашей проверки. В обоих случаях мы указываем среднее арифметическое по всем замерам.
Те, кто не согласен с таким подходом, могут провести свой подсчет: мы указали на все недостатки, а оценивать их важность каждый может по-своему. Как обычно, напоминаем: наши выводы относятся к конкретной выборке товаров, а потому не могут использоваться для оценки всей продукции того или иного бренда в целом. В нашей фотогалерее мы расположили испытанные изделия в алфавитном порядке.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОСНОВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ
Простота, самая низкая цена | |
Неважная аэродинамика, низкая надежность шарниров, склонность к обмерзанию |
Распространенная «классическая» конструкция с несколькими коромыслами и большим числом шарниров. Резиновая лента расположена между двумя полосками нержавейки.
Самое низкое аэродинамическое сопротивление. Малая масса. Обмерзают не так сильно, как каркасные | |
Высокая цена |
Резиновая лента в щетках такого типа расположена между широкими полосками пружинистой стали, имеющими прогиб.
Аэродинамика лучше, чем у обычных каркасных | |
Дорогие, cклонны к обмерзанию |
Нечто среднее между каркасниками и бескаркасниками. Верхние коромысла — пластмассовые.
Что купить?
Как достоинство всех испытанных изделий отметим, что после пребывания в климатической камере никаких следов растрескивания или нарушения покрытия образцов, а также налета мы не обнаружили. Соответственно, на итоговую оценку эта проверка не повлияла.
Абсолютным чемпионом по сумме баллов оказался бескаркасный Valeo UM‑650. Последнее место занял Trico NeoForm NF‑500 — тоже бескаркасный. Выходит, что конструкция не дает полной гарантии успеха.
А если посчитать без учета столбца, в котором отражены удобство установки или наличие русскоязычного описания, и оценивать только рабочие характеристики? Тогда в лидеры выходит гибридный Trico Fit HF500. Аутсайдер не поменялся — это вновь Trico NeoForm NF‑500, бескаркасный.
Вот и получается, что и бренд не дает полной гарантии успеха.
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
- Чем хуже работают щетки, тем выше расход омывающей жидкости.
- Время от времени снимайте щетки с автомобиля и мойте их теплой водой с мылом. Тогда шарниры прослужат дольше.
- Старайтесь следить, чтобы поводок щетки держал ее перпендикулярно стеклу.
- При установке дворников не допускайте, чтобы они стукались об уплотнитель стекла.
- Время от времени смазывайте шарниры поводков силиконом.
- Если стекло замерзло, не пытайтесь удалять обледенение, включив дворники. В таком режиме щетки долго не протянут.
- При выборе новых щеток старайтесь не уходить от рекомендованных автопроизводителем штатных размеров. Увеличение длины сверх нормы снижает усилие прижатия, да и щетки могут цеплять друг друга. А короткая щетка сократит сектор обзора.
Теперь посмотрим с учетом соотношения качества и цены. В лидеры выходят простейшие каркасные щетки — Fenox Max Vision и Bosch Eco 50C. Последнее место при таком раскладе было очевидным еще до начала испытаний: отдать за каркасник Maruenu Gyraless ТW‑50 баснословные 2400 рублей мог только истинный исполин духа.
Так какие же щетки приобрести? Наши испытания показали, что ни один из трех типов конструкции не имеет каких-либо преимуществ априори (впрочем, как и бренд). Все стеклоочистители после стендовых испытаний снизили качество очистки. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл чаще менять дворники и не спешить разоряться на активно продвигаемые новинки. Простые каркасные конструкции если в чем-то и проигрывают, то только во внешности. Впрочем, и выглядят они не настолько хуже, насколько дешевле стоят. Единственное, на что стоит обращать внимание, — это применяемость дворника. Будет глупо, если не удастся установить щетку лишь потому, что она не рассчитана под вашу машину.
Какой дворник выбрали бы мы? Пожалуй, это Trico Fit HF500 и Bosch Eco 50C. Первый хорош по совокупности рабочих характеристик: гибридная конструкция лучше других выдержала наш марафон. Каркасник Bosch подкупает не только громким именем, но и отличным соотношением качества и цены.
Выбирайте. Мы открыли перед вами все карты.
Ориентировочная цена за штуку 400 руб.
Конструкция/длина бескаркасная/500 мм
- Нет индикации старения
- Дробление с обеих сторон
- После климатической камеры и воздействия
- УФ-излучения появились небольшие полосы в верхних зонах очистки
Четвертое место в абсолютном зачете. Очень приличные показатели на всех этапах. Понравились.
Ориентировочная цена за штуку 150 руб.
Конструкция/длина каркасная/500 мм
- Нет индикатора старения
- Сильный скрип новых дворников на сухой поверхности
- Дробление нижней части новых дворников
- После климатической камеры и воздействия
- УФ-излучения появились небольшие полосы со стороны пассажира
Третье место в абсолютном зачете. Вице-чемпион состязаний в номинации «Качество/цена». Своих денег однозначно стоят.
Ориентировочная цена за штуку 250 руб.
Конструкция/длина каркасная/510 мм
- Нет русскоязычной информации
- Отсутствует индикация старения
- Установка и демонтаж не соответствуют рисунку
- При снятии возможно повреждение резиноленты
- Слабое дробление с обеих сторон до середины хода
- Сильно пачкаются в начале работы
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения появилась небольшая неочищенная зона с водительской стороны
Эти щетки — образцовые середняки по всем показателям.
Ориентировочная цена за штуку 370 руб.
Конструкция/длина бескаркасная/500 мм
- Нет информации на русском
- Нет индикатора старения
- Требуется изрядное усилие при снятии щетки
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения появилась неравномерность очистки
Щетки отлично проявили себя под дождем. Однако добросовестно очищать испачканное стекло отказались и скатились в конец табели о рангах. Хорошее впечатление оказалось смазанным.
Ориентировочная цена за штуку 500 руб.
Конструкция/длина бескаркасная/500 мм
- Нет индикации старения
- Затруднен монтаж
- Для доступа к адаптеру нужна отвертка
- Дробление по высыхающему стеклу с обеих сторон
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения появляются небольшие полосы в области верхней кромки щетки
Французский бескаркасник ничем не запомнился. Чистит средне, монтаж не из легких.
Ориентировочная цена за штуку 590 руб.
Конструкция/длина гибридная/500 мм
- Нет информации о применяемости
- Нет сведений о месте установки
- Отсутствуют русскоязычные сведения
- Отсутствует индикация старения
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения — небольшая полоса в области верхней части щетки с пассажирской стороны
Прекрасное поведение под дождем. Вице-чемпион по практическим результатам. Жаль, никто не удосужился поработать над текстом на упаковке.
Ориентировочная цена за штуку 300 руб.
Конструкция/длина каркасная/500 мм
- Нет индикации старения
- Дробление новых дворников с обеих сторон
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения — небольшая полоса со стороны пассажира
Вице-чемпион в абсолютном зачете. Пятое место по соотношению качества и цены. Итог: хорошо!
Ориентировочная цена за штуку 140 руб.
Конструкция/длина каркасная/500 мм
- Не предусмотрена индикация старения
- Дробление в нижней части с обеих сторон
Чемпион в номинации «Качество/цена». Пятое место в абсолютном зачете. Очень хорошо!
Ориентировочная цена за штуку 2400 руб.
Конструкция/длина каркасная/500 мм
- Нет русскоязычного текста
- Нет сведений о моделях машин
- Нет данных об установке
- Нет индикации старения
- Дробление с обеих сторон
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения на стекле с водительской стороны появились небольшие полосы
У каркасного изделия оглушительная цена при довольно заурядных рабочих показателях.
Ориентировочная цена за штуку 500 руб.
Конструкция/длина гибридная/500 мм
- Нет русскоязычной информации
- Нет сведений о моделях машин
- Нет информации о местах установки
- Нет индикатора старения
- Для доступа к адаптеру нужен инструмент
- Дробление с обеих сторон
- Неплотное прилегание
Чемпион по техническим характеристикам: отличное поведение под дождем и лучшие результаты в статических замерах. Была бы цена пониже — цены б не было (простите за каламбур).
Ориентировочная цена за штуку 450 руб.
Конструкция/длина бескаркасная/500 мм
- Отсутствует русскоязычная информация
- Нет сведений о моделях машин
- Нет данных о местах установки
- Нет индикатора старения
- Для доступа к адаптеру нужен инструмент
Упаковка — пример неуважения к потребителю. Явный провал на стенде. Единственный дворник, фактически развалившийся на куски на 159-м часу стендовых испытаний.
Ориентировочная цена за штуку 190 руб.
Конструкция/длина каркасная/500 мм
- Нет информации на русском
- Нет индикатора старения
- Нет информации о моделях машин
- Нет данных о местах установки
- Дробление в нижней части по мокрому стеклу с обеих сторон
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения на первом взмахе появились небольшие неочищенные зоны
Бронзовый призер в номинации «Качество/цена». Низкая цена — пожалуй, главное достоинство.
Ориентировочная цена за штуку 450 руб.
Конструкция/длина гибридная/500 мм
- Отсутствует индикатор старения
- При дожде — сильное дробление в нижней части по высыхающему стеклу с обеих сторон
- На сухом стекле — неплотное прилегание новых дворников
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения — неравномерность очистки
Дворники не блеснули ни в чем. И даже соотношение качества и цены оказалось неважным.
Ориентировочная цена за штуку 260 руб.
Конструкция/длина каркасная/510 мм
- Нет информации на русском языке
- Неплотное прилегание с обеих сторон
- Дробление с обеих сторон
- После климатической камеры и воздействия УФ-излучения появилась полоса по линии верхней кромки щетки
Шестое место в абсолютном зачете. По соотношению качества и цены — четвертые. Неплохо.
Ориентировочная цена за штуку 700 руб.
Конструкция/длина бескаркасная/500 мм
- Слабое дробление в нижней части с обеих сторон
- Скрип в начале работы, в ходе испытаний пропал
Абсолютный лидер по числу набранных баллов на всех этапах испытаний.
Обладатель упаковки с образцовым текстом. Вице-чемпион по итогам замеров в статике. Единственное изделие с индикатором старения. В целом — очень хорошо.