Тест-драйв новых Mercedes-Benz Actros и Arocs: они все могут сами
Так получилось, что в 2018 году состоялись дебюты двух новых «Актросов» — отдельно для России и отдельно для остального мира. Пока в немецком Ганновере на выставке IAA 2018 гремит премьера обновленного флагмана грузового ряда Mercedes—Benz, в России представляют модель локального производства совместного предприятия «Даймлер КАМАЗ Рус» — по сути, грузовик текущего поколения 2011 модельного года. Однако, как показал тест-драйв, расстраиваться российским покупателям совершенно не из-за чего: «отечественная» новинка по уровню технологий и оснащения полностью соответствуют современным тенденциям. Но обо всем по порядку.
Одна из главных новостей: новые Actros и Arocs будут доступны у нас во всех возможных модификациях, исполнениях, вариациях кабин и с полным списком дополнительного оборудования. Последний, к слову, в духе мерседесовской традиции представляет собой целую книгу и щеголяет такими опциями, которые не только не были доступны на предыдущем поколении и почти не встречаются у конкурентов, но и являются диковинкой даже на легковых автомобилях. Речь, конечно, об электронных помощниках, которыми новые грузовики Mercedes буквально нашпигованы.
Именно для того, чтобы продемонстрировать все достижения искусственного интеллекта грузовиков, представители компании пригласили журналистов. на гоночный трек Moscow Raceway, а также выписали из главного офиса в Германии команду экспертов, которые наглядно показали, на что способны грузовики Mercedes-Benz без участия водителя.
Собственно, главная фишка — внедрение в Actros системы торможения Аctive Brake Assist четвертого поколения. Работает она на основе данных радаров, считывающих обстановку перед грузовиком: в случае возникновения препятствия или снижения темпа впередиидущего автомобиля система сначала предупреждает об этом водителя сигналами, затем начинает сбрасывать скорость, а в случае бездействия человека за рулем полностью останавливает машину.
Фактически так уже давно работает связка системы экстренного торможения и активного круиз-контроля на любом легковом автомобиле среднего класса и выше. Однако для мира грузовиков — это настоящий прорыв! Mercedes стал первым, кто внедрил весь комплекс систем в свои грузовые модели. Причем Actros умеет распознавать не только крупные препятствия, но даже и внезапно выскочившего перед грузовиком человека, что наглядно продемонстрировали немецкие специалисты, бросившись под колеса фуры.
Само собой, достаточно оперативное внедрение Аctive Brake Assist обусловлено требованиями безопасности. Как ни крути, а засыпающие за рулем дальнобойщики или, например, плохое состояние задней светотехники прицепа, которого просто не видно в ночной мгле, регулярно становится причиной дорожных трагедий, и не только в России.
Грузовик, умеющий предупреждать о такой ситуации и, по сути, кратковременно брать управление на себя, однозначно позволит сократить число ДТП. Правда, противостоять законам физики и явлениям природы Аctive Brake Assist не может: остановиться перед выскочившим за несколько метров от него человеком 40-тонный автопоезд никак не успеет, а заляпанный грязью и снегом радар в переднем бампере деактивирует всю систему. Ну и оснащение Mercedes-Benz Actros подобным интеллектом остается на совести покупателя: система является дополнительной опцией, которую нужно заказывать за немалую доплату.
Внешне тягач Mercedes—Benz текущего поколения, представленный в России, и обновленная европейская модель, показанная в Ганновере, различаются мало: главное новшество — появление видеокамер вместо зеркал. Основные отличия — в кабине, списке оснащения и еще большей автоматизации управления
В кабине — традиционные немецкие удобство и функциональность. А в дорогих комплектациях — еще и элементы роскоши: помимо кожаной отделки и вставок под дерево в качестве опции доступны даже сиденья с массажем! Причем и обычных вариантов кресел Mercedes-Benz предлагает несколько, правда, выбирать их желательно «вживую» под конкретную спину: несмотря на большое количество регулировок, профиль и жесткость у них различаются.
Многие второстепенные элементы управления — от запуска двигателя кнопкой до блока климат-контроля — в той или иной степени перекочевали с легковых моделей компании, что опять же привычно, наглядно и удобно. Для «жизни» в кабине во время стоянок, само собой, тоже все обустроено: масса полочек, карманов, ниш и отсеков, ровный пол и удобный спальник. Верхняя полка опять-таки идет в качестве опции (кстати, как и холодильник), но забираться на нее придется в прыжке: складной лесенки не предусмотрено.
Кабины в зависимости от версий различаются по ширине и высоте. Базовая и самая низкая ClassicSpace идет без надстройки, к тому же это единственный вариант, у которого через пол проходит 320-миллиметровый тоннель. Кабины StreamSpace и BigSpace, откровенно говоря, отличаются не сильно: разница во внутренней высоте, к примеру, всего 2 см. Самая большая и просторная — GigaSpace
Кататься по гоночному треку на фуре, конечно, приятно, но не слишком жизненно — можно оценить разве что комфорт управления. Автоматизированная коробка передач PowerShift 3, идущая штатно на всех Actros и Arocs, нареканий не вызывает: в зависимости от версии и мощности двигателя можно выбрать 8, 12 или 16 передач. Теоретически доступна и «механика» на 9 или 16 передач. Но, как сказали представители компании, выбирают ее в основном для тяжелых модификаций Arocs.
Рядную «шестерку», сменившую V-образные моторы и доступную с четырьмя вариантами рабочего объема (от 7,7 до 15,6 литра), тоже пришлось переделывать. Европейская версия под нормы Евро-6 со впрыском мочевины и системой рециркуляции выхлопных газов слишком требовательна к качеству топлива, а потому российские грузовики упростили до норм Евро-5.
С 420-сильным двигателем в магистральном исполнении на 12,8 литра версия 2042LS тянет отменно, но с поправкой на незагруженный прицеп. Собственно, встроенные радарные системы позволяли машине ехать практически самостоятельно — была активирована система поддержания дистанции Proximity Control Assist, то есть тот самый активный «круиз», который, помимо прочего, может ориентироваться на карты встроенной навигации (при ее наличии) и заранее подстраивать мотор и коробку даже под перепады высот. А еще на новом Actros учат почти не пользоваться стандартными тормозами — ретардер, который управляется подрулевым переключателем, оперативно, мягко и, главное, в широком диапазоне скоростей осаживает машину.
Что же касается маневрирования, то для этого журналистам предложили отдельную площадку, размеченную конусами, где устроили практически скоростные парные танцы на тягачах. Тут главное — хорошее чувство габаритов, которому помогают и огромные зеркала, и отзывчивость управления. Кстати, нарочито острым Mercedes-Benz делать его не стал: такие настройки могут утомить в долгом пути и на плохой дороге.
Грузовики Mercedes—Benz оснащаются и системой телеметрии FleetBoard, то есть дистанционного мониторинга движения и оценки водителя. Абсолютно все параметры рейса — состояние всех значимых узлов машины, время движения в разных режимах, местоположение, пользование отдельными функциями и даже отношение водителя к машине — передаются в режиме онлайн в единую систему, которую видит транспортная компания. На основе этих данных осуществляется полный контроль за каждым автомобилем и каждым водителем, которому система даже ставит оценки по 10-балльной шкале
Отдельная программа была предусмотрена для теста новых грузовиков Arocs, предложенных во внедорожных исполнениях, которые используются в строительной или горнодобывающей области. Из четырех вариантов нам достался самый большой самосвал 4145 с колесной формулой 8х8.
Кабина у него почти такая же, только чуть уже и с более скромной отделкой, но с добавлением внедорожных режимов и функций. Все четыре оси — ведущие, передние две — управляемые.
Опять-таки главное впечатление — легкость и комфорт управления, несмотря на габариты. Подвеска по-прежнему зависимая, но с новыми настройками, уберегающими от большинства неровностей. Лавина тяги 450-сильного мотора приходится на 1100 оборотов, то есть почти на холостые, а потому двигаться по пересеченной местности можно почти не используя педаль газа. Понадобилась она, главным образом, только на крутом подъеме, а вот спуск осуществлялся уже в автоматическом режиме с помощью все того же ретардера.
Кстати, проходимость самосвала зависит исключительно от активации межосевых блокировок, которых у грузовика три: передняя, задняя и центральная. Фишка в том, что при полностью распущенных блокировках полноприводный Arocs беспомощен — этот мастодонт не смог забраться даже на небольшой холм, а если заблокировать все оси, кажется, что преград для машины вообще не существует. Такой контраст создан специально — что-то вроде трассового и карьерного режима. Когда самосвал на асфальте, смысла блокировать оси нет, а перед съездом с ровной дороги водитель может оценить внедорожную угрозу и активировать одну, две или все три блокировки.
Каков итог?
Вывод, который просится после теста новых грузовиков Mercedes-Benz: человека за рулем подобной техники уже сложно назвать водителем, это скорее оператор, который на всякий пожарный контролирует работу искусственного интеллекта отдельных систем грузового автомобиля, вовремя нажимая на нужные кнопки. Понятно, что говорить о полноценном автопилоте еще слишком рано, но все те функции, которые уже сегодня машины способны взять на себя, невероятно облегчают жизнь водителя-дальнобойщика. Главный вопрос в том, сколько покупателей в России могут позволить себе подобную технику. Будем надеяться, что плодотворное сотрудничество Daimler AG с КАМАЗом и процесс локализации помогут в решении этой задачи.
Самосвал Mercedes-Benz Actros 4148 AK (8×8/4)
Любители кино, расслабьтесь: речь не о одноименной комедии Леонида Гайдая, а о строительном грузовике, самом востребованном на европейском рынке. Вот теперь вы угадали: конечно же, в поле зрения – Actros Bau. Это он олицетворяет собой вершину инноваций, престижа и комфорта, это его владельцам завидуют прямые и косвенные конкуренты и это он является героем статистической отчетности и восторженных репортажей. Мы уже дважды писали о пробах руля этого носителя хромированной звезды (см. «Король в спецовке»; «Эталон строительной робы?»), но сегодня случай особый: в нашем распоряжении Mercedes-Benz Actros 4148 АК c колесной формулой 8х8/4. И с полной загрузкой ездить ему предстоит не только по пересеченной местности, но и по автобану: как он себя покажет?
Восемь на восемь
Эта схема сегодня – одна из самых редких для грузовиков строительного сектора полной массой более 18 т. По крайней мере, данное утверждение справедливо в отношении семи стран Европы.
Например, во Франции сегмент машин с колесной формулой 8х4 вдвое больше сегмента грузовиков 6х4, а схемы вроде 8х6 или 8х8 – там вообще экзотика. В Италии доминирование 8х4 настолько очевидно, что остальные сектора на его фоне просто меркнут, а 6х6 отсутствует как класс. В Великобритании тоже в большом почете «строители» 8х4, а вот 8х6 и 8х8 фактически никак не представлены. Даже в Нидерландах, где нет дискриминации тяжелых самосвалов и бетоносмесителей, грузовиков 8х4 больше, чем техники остальных приводных формул (кроме 4х2) вместе взятых. Кстати, Нидерланды на первом месте по количеству самосвалов 8х8/4.
В Бельгии число большегрузов с двумя ведущими мостами при четырехосной схеме идентично количеству машин 6х4, и это на фоне скромной доли 6х6 и практически ничтожной прослойки 8х6 и 8х8. В Испании и Германии картина симметричная: там сегменты 8х4, 6х4 и 6х6 равновелики, а вот 8х8 составляют маленькую прослойку. Неудивительно, что Actros 4148 AK (8×8/4) в России пока не сертифицирован.
Контрольный осмотр
В спецификации тестового Actros Bau я насчитал 46 кодов стандартного и 69 кодов дополнительного оборудования. Если учесть, что один код порой включает до 5 элементов, то можете себе представить уровень оснащения данного самосвала.
Первым делом я обратил внимание на угловые дефлекторы. Что-то не припомню таких аэродинамических устройств на прежних версиях Actros Bau. А дело в том, что новый автомобиль рассчитан не только на ползучую работу в карьере, но и на передвижение по дорогам общего пользования. Наверное, отсюда шоссейный рисунок шин. Для асфальтовых дорог он – то, что надо. А вот на песке, боюсь, как бы не пожалеть об отсутствии развитых грунтозацепов. Впрочем, не покупаю же я эту машину в личное пользование и не сезон же мне крутиться на стройплощадке…
Под брюхом элитного «строителя» только слепой не заметит сверкающую белым металлом защиту радиатора, масляного картера двигателя и элементов рулевого управления. Для Actros Bau в версии самосвала это стандартное оснащение, для остальных модификаций – опция. Три миллиметра нержавеющей стали – хороший задел прочности: он и передок утяжеляет не критично, и дорогую матчасть бережет как мать родное дитя.
Защитный противень есть и под топливным баком. Это дополнительное оборудование для всех моделей с 280-литровым резервуаром из алюминия и стальной «бочкой» на 300 или 400 л. Стальной щит крепится так, что его можно без труда очищать от грязи под пузом. А вот набравшийся балласт между ним и топливным баком удалить непросто – слишком маленький просвет: в такое «ущелье» можно пробраться разве что струей моечного аппарата высокого давления.
Резиновые держатели нижней подножки только для дилетанта представляются хлипкими и «неубедительными». На самом деле они и слона выдержат. Но главное – не их грузоподъемность, а способность менять положение без повреждения при встрече с препятствием. Кроме того, «растяжки» не боятся коррозии. В целях экономии и привлекательности для клиентов качающееся «стремя» выполнено взаимозаменяемым со ступеньками Actros предыдущего поколения.
Новое решение оцениваешь без задержки и сразу понимаешь, удачное оно или нет. Вот рифленые накладные ступеньки с объемными дырочками по всей поверхности – решение мудрое. В комбинации с удлиненными поручнями они облегчают вход и выход из машины. Водителю отныне не нужно быть акробатом при выходе на помост перед кузовом, и за это спасибо тем, кто опоясал периметр кабины стальным поручнем. Перемещаться теперь удобнее, быстрее и безопаснее.
На тыльной стенке кабины установлен фонарь-прожектор, судя по виду – довольно мощный. Включаю его, но определить «дальнобойность» не могу – солнечно. Инструктор уговаривает сесть в кабину, уверяя, что фонарь обеспечивает надлежащую видимость в темное время. По крайней мере, груз в кузове разглядеть можно. Хорошо, а то верить таким округленным параметрам, как световое пятно на площади 5х10 м, не хочется.
Защитные решетки передних фар у Actros Bau стальные, окрашенные черной матовой краской. Смотрятся они монолитами, навека неразлучными с фарами. Но это обман зрения: быстросъемные фиксаторы позволяют получить доступ к рассеивателям без отвертки и других инструментов. Они просто откидываются вниз и не мешают мыть стекло водой или протирать влажной тряпкой. Задние фонари тоже закрыты горизонтальной сеткой, которая легко отодвигатеся в сторону.
Что по-настоящему впечатляет – так это вертикально установленная, регулируемая по высоте и направлению выхлопа труба. Стыковочная часть включает концевую и промежуточную секции с двумя стальными хомутами. Они изготовлены из нержавейки и позволяют поднимать макушку трубы до максимально разрешенных 4 м. При необходимости можно выставить практически любой уровень, подогнав его под устанавливаемый кузов.
Из базовых устройств отмечу отключаемую ABS, систему компенсации нагрузки передних осей, многофункциональное рулевое колесо, лампу освещения лестницы кабины, антимоскитную сетку перед радиатором.
В числе важных опций – усиленная для установки дополнительного оборудования передняя часть рамы, запираемый отсек с малообслуживаемыми аккумуляторми, подготовка для установки радиостанции. Интерес представляют усиленное сцепление, датчик дождя с автоматическим включением света фар, солнцезащитная шторка на окне двери водителя, запираемый 400-литровый топливный бак и др.
Дорожный пакет
Признаться, прежде с этим словосочетанием у меня ассоциировался набор еды в поездах дальнего следования: печенье, сыр, копченая колбаса, йогурт, чай, кофе и т. п. Но у владельцев строительной техники и тех, кто на ней работает, это определение говорит о полезных опциях для миксеров и самосвалов.
В случае с Actros Bau усовершенствованный дорожный пакет включает укороченные брызговики со складными противогрязевыми створками, съемные металлические решетки на задних фонарях, боковые пластмассовые дефлекторы и складной задний противоподкатный брус. Он предусматривает и высокое расположение задних фонарей, что бережет их от повреждений при погрузке, разгрузке и маневрировании на стройплощадке.
Дополнительная защита компонентов позволяет избежать ремонтных издержек и сокращает простой грузовиков. Таким образом, наряду с эстетической функцией она выполняет и роль стража функциональности.
Малогабаритка
Работу на стройке даже за рулем современного самосвала легкой не назовешь. Она требует от водителя постоянной концентрации, напряжения умственных и физических сил. Именно поэтому серийная кабина Actros Bau сделана с максимально возможным уровнем комфорта.
Конечно, сравнивать кабину с малогабаритной квартирой кажется глупо. Но ничего поделать не могу: я сам не один год провел в чрезвычайно стесненных условиях, потому жизненное пространство и его пригодность для жилья и работы лично для меня – не пустой звук.
На полу лежат «долгоиграющие» коврики из маслостойкой резины. Это, конечно, опция, но без нее представить интерьер немецкого «строителя» я при всем желании не могу. На передней панели есть розетка для подключения к магистрали со сжатым воздухом и, естественно, пневмопистолет. Вот это дело! Любую пыль и лишнюю воду можно продувочным способом выгнать на улицу. А стоя рядом с кабиной можно очистить испачканную обувь.
Слева и справа по ходу движения находятся новые противосолнечные козырьки. Они настолько практичны и удобны, что представить нечто более совершенное очень трудно. С водительского кресла я могу регулировать высоту установки, защищая глаза от ослепительных лучей солнца. Козырьки не создают бликов и что особенно важно – не перекрывают обзор в верхней части наружных зеркал заднего вида.
Сравнение с малогабариткой усиливается, когда сидящий справа от меня инструктор раскладывает небольшой столик и кладет на него бумаги. Перед тест-драйвом нужно заполнить водительскую ведомость, расписаться за меры безопасности, и только потом можно приступать к вождению. Складной столик исчез так же быстро, как появился, и мне оставалось только мечтать о том моменте, как я смогу протестировать это «движимое имущество» в обеденный перерыв. Столик меня не разочаровал.
Кузов Meiller
На всех тест-драйвах строительного флагмана Mercedes-Benz мне доводилось иметь дело исключительно с самосвальными кузовами марки Meiller. Бренд достойный, один из лучших, но почему именно он?
Ответ на этот вопрос охотно дал немецкий инструктор. Оказывается, привилегированные клиенты предпочитают иметь дело с проверенными поставщиками и не привыкли метаться от одного бренда к другому. Сказываются и наработки по обслуживанию и ремонту, сервисные контракты с фирменными СТО, опыт эксплуатации и многое другое. Кроме того, новая продукция Meiller отличается не только окраской и цифровым индексом изделия. В конструкции самосвальной платформы для трехсторонней разгрузки внутренними размерами 6000х2300х900 мм внедрено несколько улучшений.
Например, задний борт, как и боковые, высотой 1100 мм стал прилегать к кромке кузова плотнее, а значит, риск попасть на штраф из-за просыпанного на асфальт грунта существенно снизился. Что-что, а штрафы в Европе внушительные. Борт стал более износостойким и прежде всего в точках сопряжения с основным «совком», удлиненным на 100 мм: просто так его не потеряешь. Борта толщиной 4 мм получили усиление профилем из стали марки VS 100.
Инженеры добились того, что самосвальный кузов с днищем толщиной 8 мм поднимается на бо́льший угол. Это гарантирует лучшую самоочищаемость поверхности от перевозимых сыпучих грузов. Вместе с тем ссыпной лоток стал шире. А чтобы не было соблазна перегружать автомобиль, высоту бортов понизили на 40 мм. Таким образом, габариты нового кузова стали оптимизированными по всем направлениям.
Не забыли разработчики Meiller и о системе Bordmatic: с 2009 года усилие закрытия увеличено вдвое. Это актуально для плохих погодных условий, в которых нередко работают строительные грузовики. На изделии улучшено скатывание брезента у переднего борта. Вроде мелочь, но уже меньше отвлекает водителя. Специалисты отмечают и облегченное обслуживание кузова при опущенной задней панели. Сам я проверить это не смог, поскольку высыпать слежавшийся щебень было просто некуда.
В моем случае самосвал был оборудован кабиной М с прямой задней стенкой и большим тыльным окном. Смысл в нем, наверное, есть. Но в карьере на этой машине я не работал, а передний борт кузова высотой 1300 мм закрывал весь обзор.
Кузов самосвала установлен специалистами по строительным надстройкам прямо на заводе в Вёрте-на-Рейне. Его место «свадьбы» – гибкая на кручение и жесткая на изгиб рама. Она собрана из продольных и поперечных стальных балок и, по словам инженеров, выдерживает недюжинные нагрузки.
Кстати, при изготовлении рамы кроме сварки используются довольно прочные резьбовые соединения. Это результат анализа опыта эксплуатации в различных странах.
Компенсация нагрузки
Большой проблемой для строительных четырехосников является увеличение нагрузки на переднюю ось при движении по неровной местности. Это снижает ресурс деталей и часто приводит к преждевременному ремонту ходовой части. Но у Actros Bau эта проблема нашла решение. Автомобиль получил функцию компенсации нагрузки на переднюю ось.
До недавних пор каждая неровность или препятствие на пути следования означали уменьшение нагрузки на одну ось с одновременным увеличением нагрузки на остальные. И если для ведущих задних мостов это было не критично, то для второй передней оси представляло проблему. В Actros Bau система компенсации осевой нагрузки исключает такую несправедливость. Правда, происходит это в том случае, если высота неровности не превышает 100 мм. В этом случае нагрузка на обе передних оси распределяется равномерно, что обеспечивает адекватный контакт с поверхностью.
Надежный «ОМ»
Во время теста я смог поочередно сравнить две модификации четырехосных Actros Bau: 3244 (8х4) и 4148 (8х8/4).
На первом я проехал всего несколько десятков километров, и потому речь пойдет в основном о втором, оснащенном 6-цилиндровым V-образным двигателем OM 501 LA рабочим объемом 11,9 л и мощностью 476 л.с. Мотор отвечает экологическим требованиям Euro 5, достигнутым благодаря технологии BlueTec. Представители фирмы утверждают, что в сравнении с технологией рециркуляции отработавших газов EGR, используемой конкурентами, можно достичь экономии топлива до 7 %. И хотя это подтверждено результатами тестов европейских специализированных изданий, я не готов подписаться под таким утверждением. Тем более, что расход топлива с грузом 32 т на маршруте по автобану оказался не маленьким…
В то же время мерседесовский двигатель достоин самых положительных отзывов. Он тяговитый, малошумный, надежный. Судя по рассказам испытателей, не было случая, чтобы во время контрольных пробегов силовой агрегат создавал критичные проблемы. Навесное оборудование подводило, электроника давала сбои, даже «чихание» имело место при заправке некачественным дизтопливом. Но чтобы мотор начал «глючить» ни с того ни с сего – такого в многолетней практике испытателей не было. Даже перевозчики, имевшие дело с OM 501 LA на других моделях флагмана, не ругают двигатель почем зря.
Особо стоит отметить работу мотора в паре с 16-ступенчатой механической КП G230-16. Они работают хорошо, претензий к данному тандему нет. Устройство включения передач Telligent EPS переключает их быстро и просто, а главное – без ошибок и «закусываний».
Просчеты или недочеты?
С первых минут пребывания за рулем Actros Bau машину хочется хвалить и хвалить, но длится это только до первого подъема. Замерев на пригорке в ожидании окна на главной дороге, я был неприятно удивлен, как скоротечно время срабатывания так называемой противооткатной системы. «Мерседесовцы» говорили мне о трех секундах, в течение которых при нажатии на педаль тормоза и снятии с нее ноги в магистрали поддерживается рабочее давление. На деле же помощь автоматики длилась не более секунды. И потому при выезде на главную дорогу с крутого примыкания я допустил небольшое скатывание назад. В строительном карьере это не имело бы никакого значения. Но мы-то не в карьере!
Двигатель раскручивается мягко, послушно, а новая КП не создает никаких толчков. При разгоне стрелка тахометра привычно плавно поднимается вверх и стремительно кланяется вниз, отсчитывая передачу за передачей. Но уже в крейсерском режиме 50 км / ч, разрешенных для населенного пункта, обороты кажутся низкими. Делюсь своими соображениями с инструктором, и он поясняет: все дело в оптимизации трансмиссии. Благодаря новым, так называемым длинным передаточным числам ведущего моста удалось добиться снижения маршевых оборотов. Крутящий момент стал больше, и при сохранении ходовых характеристик расход топлива снизился.
Плавность хода у груженого самосвала отменная. Только при движении не внатяг из-под задней тележки раздается посторонний неприятный металлический звук. Возможно, тестовому автомобилю уже досталось от непрофессионализма сидевших за рулем драйверов. А может, из-за интенсивной эксплуатации с максимальной нагрузкой капитулировала какая-то «железка». Во всяком случае, это «соло» мимо ушей не пропустишь.
В то же время не будем забывать о преимуществах пневмоподвески с электронной системой регулировки уровня Telligent, которой, увы, не был оснащен наш подопечный. Кстати, панель управления пневмоподвеской теперь снабжена новым освещением. Надо полагать, белые светодиоды хорошо видны на черном фоне дисплея в ночное время. Но поскольку тест проходил днем, порадоваться эффективности светодиодных ламп даже на других машинах я не смог.
К новым сферическим зеркалам претензий нет: показывают все, что нужно водителю для безопасных маневров. Об устойчивости пластиковых обтекателей к возникновению царапин судить не берусь, и разве это так важно для того, кто каждый день имеет дело с песком, гравием и щебнем.
Telligent – «интеллигент»
Еще первое поколение Actros приучило нас к мудреному слову Telligent. Оно и сегодня ассоциируется с бортовой электроникой, в частности с системой управления тормозами. На обеих осях самосвала я обнаружил традиционные барабаны. Электронные мозги нужны машине для того, чтобы обеспечивать кратчайшее время срабатывания и равномерный износ накладок. Это гарантирует безопасность на дороге и сокращает число вынужденных обращений в дилерскую мастерскую.
Как оказалось, у Telligent есть и функция подсказчика. Когда на затяжном спуске я переусердствовал с использованием рабочих тормозов, система активировала сигнализацию о чрезмерной нагрузке. Так электроника как бы рекомендовала изменить стиль управления, что я и сделал.
Заруливая на площадку, с которой начинался мой тест-драйв по автобану, я поймал себя на мысли, что готов пересесть на другой грузовик и повторить пройденный маршрут. Да что там повторить – я был готов отправиться и по неизвестному пути. Главное – чтобы надежный напарник Actros Bau был рядом.