Тест-драйв Iran KhodroSamand 1.8i
Очередная партия старушек
Порой у автомобиля начинается вторая жизнь. И имя он получает другое, и прописку. Яркие примеры тому – «Жигули»,когда-то бывшие ФИАТом, или «Опель-Кадет», превратившийся в «Нексию». Не так давно у нас появилась еще одна подобная машина.
Меня, пожалуй, уже трудно удивить чем-либо связанным с автомобилем. Видел я и огромные спойлеры, гибридные моторы, экономящие топливо, хитроумно складывающиеся крыши кабриолетов… Но вот говорящих машин в наших краях до сих пор не встречал. А тут, пожалуйста, вынимаю ключ из замка зажигания, открываю дверь, и вдруг кто-то голосом строгой тетки, объявляющей об отправлении поездов на вокзале, произносит: «Вы забыли выключить фары». На русском языке, заметьте. Откровенно говоря, как-то не по себе стало. Естественно, тут же вырубил свет.
Это, оказывается, бортовой компьютер так надрессирован, чтобы всяким забывчивым водителям внушения делать. Правда, больше ни о чем суровая тетка мне не напоминала. Электронный помощник вообще какой-то странный. Можно в его память занести информацию, через сколько километров, например, вам нужно поменять масло. Он не забудет, но как бы много вы ни проехали, до смены масла на дисплее будет первоначальное расстояние. Еще одна столь же «полезная» функция – счетчик пробега. Оказывается, он просто дублирует штатный одометр – наверное, в расчете на то, что последний может выйти из строя. Впрочем, компьютер можно и не включать, тут без него немало интересного.
Замечательно вспомнить, как в начале девяностых на некоторых машинах было решено управление кондиционером – ползунками. Но вот у «Пежо-405», которого иранцы превратили в «Саманд», двигать их было значительно легче. Да и двери можно было закрыть с первого раза, а не хлопать ими от души, как на «Жигулях». Почему знаю об этом? Сам достаточно долго ездил на «четыреста пятой».
И очень трудно разделить неистребимую любовь некоторых автомобильных фирм с Востока отделывать салоны машин светлыми материалами. Ладно бы, авто было дорогое. «Ходро» далеко не «Лексус» или «Мерседес-Бенц», владельцев которых вряд ли сильно заботит стоимость химчистки.
Однако же будем справедливы – светлые тона торпедо и гобелена сидений нисколько не умаляют неплохого качества сборки. Каких-либо торчащих шурупов и заусенцев я не обнаружил – детали хорошо подогнаны. Мало того, пластик передней панели мягок, и на ходу салон не скрипит. С эргономикой рабочего места водителя тоже все в порядке. Диапазонов регулировок рулевой колонки и кресла мне с моим ростом в метр восемьдесят шесть оказалось достаточно для оптимальной посадки.
Неплохо с местом и на заднем диване. «За собой» я уселся без проблем и уверен – справа спокойно еще такой же поместится. В принципе, можно запихать и третьего. Неплохой, кстати, способ развития у людей чувства локтя и солидарности. Ибо известно: совместно пережитые трудности сближают. Между прочим, у некоторых вполне современных машин сзади бывает и теснее. Огорчает другое – отсутствие складной спинки. Из длинномеров можно будет перевезти лишь лыжи или, скажем, плинтус. Только для них предусмотрен специальный лючок. Но, как говорила подруга детства Остапа Бендера – польская красавица Инга Зайонц, и на старуху бывает проруха.
Искусство маскировки
Впрочем, иранцы изо всех сил стараются доказать, что «Саманд», выражаясь языком молодежи, более продвинутый автомобиль, чем «Пежо-405», и имеет с ним не так уж много общего. В компании «Иран Ходро» повышают крутость транспортного средства с помощью вставок под дерево. Даже удивительно, как французы не додумались до такого подарка тем, кто мечтает о дорогой и престижной машине. Мне же пластмасса, старающаяся изо всех сил быть похожей на ореховое дерево, кажется в «Саманде» не совсем уместной.
Внешнее сходство иранского автомобиля с его французским прообразом сможет уловить, пожалуй, только большой знаток автомобильной истории. Лишь контуры дверей идентичны. Но вот выглядит ли «Ходро» современнее, большой вопрос. Как ни экспериментировали иранские дизайнеры с макияжем, не скажу, что меры по омоложению как-то заметны. А V томобиль похож и на «Рено-19», и на «Ниссан-Примера» первого поколения – машины 15-летней давности, экстерьер которых даже тогда не вызывал особых восторгов.
Подозреваю, что владельцу «Саманда» придется долго доказывать знакомым новизну своего приобретения. С другой стороны, это несомненный плюс – никакой зависти со стороны соседей и интереса угонщиков. А вот что к плюсам не отнесешь, так это посредственное качество сборки кузова. Пластиковая накладка крышки багажника держится на честном слове, будто приделана пэтэушниками во время производственной практики.
Эх, прокачу!
Те же ребята, похоже, настраивали и гидроусилитель руля. Очень нужно постараться, чтобы сделать «баранку» практически такой же тугой, как и без усилителя. Ничего, получилось: при желании руки качать можно. Правда, непонятно, почему тогда позабыли про зарядку для ног – педаль сцепления совсем легкая. Впрочем, от этого меньше устаешь в пробках.
А вот коробка передач запросто может служить тренажером для развития ловкости и памяти. Воткнуть без ошибки четвертую вместо второй не всегда удается. Приходится запоминать, по какой траектории двигать рычаг, чтобы точно включать передачи. Но опыт – дело наживное, через полчаса упражнений у меня уже все стало ловко получаться. А если вы ездили на «Волге», то и привыкать не нужно – там была такая же «четкая» коробка.
Хочется сказать несколько слов о лошадках. Известно, они могут быть быстрыми и не очень. Вот и машины, чьи эмблемы украшают кони, тоже обладают совершенно разной резвостью. Касательно «Ходро», не скрою, что Адаму Казимировичу, известному любителю «эх, покатать», пересевшему на «иранца» со своей Антилопы гну, скорость показалась бы фантастической. Я же «Саманд» спринтером назвать никак не могу. Его 100-сильный мотор – тоже, кстати, от «Пежо» – настроен явно на низы. Хорошо тянет до 3500 об/мин, а дальше просто затыкается и начинает досаждать излишним гулом. В городе это не так напрягает, а вот на трассе просто бесполезно для обгона переходить на передачу ниже – ощутимого выигрыша в динамике не получаешь.
В этом, кстати, «Ходро» сильно напоминает «Жигули». И точно так же на нем не хочется ехать быстрее 120 км/ч. Кузов пронизывает дрожь, вибрации весьма ощутимы на руле и на рычаге коробки. Впрочем, как я ни старался, быстрее 140 км/ч «Саманд» с двумя пассажирами на борту разогнать не удалось. С тормозами зато полный порядок – замедление адекватно усилию на педали.
Неплохо работает и подвеска. Однако при условии, что асфальт идеально ровный. На волнах машина не раскачивается, но на ямках и ухабах амортизаторы стучат на ходе отбоя. И что-то поскрипывает в районе задних колес, словно страдающие ревматизмом суставы. Неприятно, ведь на «Ходро» можно съехать с асфальта на менее качественную дорогу – клиренс позволяет: 180 мм, больше, чем у некоторых «паркетников».
По управляемости «Саманд» не столь изыскан, как некогда была 405-я. Он неплохо держит дугу, крены кузова в поворотах умеренны, но на команды рулем реагирует с некоторым запаздыванием. Непонятно, на какой угол повернуты колеса – реактивное усилие на «баранке» всегда одинаковое. Ничего, правда, криминального в этом нет, сегодня для многих и более именитых машин отсутствие обратной связи на руле – норма.
Торг вполне уместен
Однако, как известно, все имеет свою цену. Пусть автомобиль конструктивно не молод, пусть не блещет динамикой и управляемостью, зато он доступен. «Саманд» – это как раз такой случай. Машина, формально принадлежащая среднему классу, с кондиционером, электрическими зеркалами и стеклоподъемниками, магнитолой и противотуманными фарами, правда, без подушек безопасности стоит $12 300. Действительно дешево. Причем с литыми дисками, парктроником, ABS и бортовым компьютером «Ходро» прибавит в цене всего $650. Разве не мило? Есть гарантия – 2 года или 60 000 км. И, пожалуй, немаловажно, что автомобиль не нужно ждать месяцами.
С другой стороны, «Саманд» оснащен не лучше, чем старушка «Нексия», несколько короче ее, а стоит на $2000 дороже. И главное – доплатив лишь $1000, можно купить «Фокус». А это уже, говоря откровенно, другое измерение.
Скоро, очень скоро
Крупнейшая в Иране автомобильная фирма «Иран Ходро» была основана в 1962 году. Сначала по лицензии «Мерседес-Бенца» здесь выпускали грузовики и автобусы. Пятью годами позже началось производство модели «Пейкан» – копии английского «Хиллмана-Хантер». Эти машины до сих пор составляют большую часть легкового автопарка Ирана, а пикап «Пейкан» выпускают и поныне. В 1990 году «Иран Ходро» стала сотрудничать с «Пежо», наладив сборку 405-й модели. Через десять лет увидел свет «Саманд», а в 2001 году сошел с конвейера «Пежо-206». В году нынешнем иранцы наладили выпуск этой модели еще и с кузовом седан. Между прочим, 206-е из Тегерана уже совсем скоро появятся в России. Официальные дилеры «Пежо» обещают весьма привлекательные цены.
ЗА
Доступная цена, неплохая эргономика места водителя, достаточно просторный салон, большой дорожный просвет
ПРОТИВ
Посредственные управляемость и динамика, неудовлетворительное качество сборки кузова, непрактичные материалы отделки, низкий имидж марки
Комментарии к фотоматериалам
Фото 4. Кнопка ЗВУКОВОГО СИГНАЛА, как и у многих французских авто, расположена в торце подрулевого переключателя
Фото 5. К ЧИТАЕМОСТИ приборов нет никаких претензий
Фото 7. До кнопок электростеклоподъемников ВЫСОКОМУ ВОДИТЕЛЮ придется тянуться
Фото 8. Спинки передних сидений с электрорегулировкой, а подушку водительского можно ПОДНЯТЬ ИЛИ ОПУСТИТЬ
Фото 9. Объем багажника ВЕСЬМА ПРИЛИЧНЫЙ – 500 литров. Так что петли крышки поклаже не большая помеха
Фото 10. У «Саманда» полноценная «запаска», а в комплектации LX еще и НА ЛИТОМ ДИСКЕ
Фото 11. Воздух к ногам задних пассажиров подводится через ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ дефлекторы
Фото 12. На заднем диване двум пассажирам будет вполне комфортно. А уши подголовников почти НЕ МЕШАЮТ ОБЗОРУ назад
Тест-драйв Iran KhodroSamand 1.8i
Темная лошадка
— Бензиновый двигатель объемом — 1761 см куб.
— Количество цилиндров — 4
— Количество клапанов — 8
— Степень сжатия — 9,3: 1
— Октановое число топлива — 92
— Мощность — 100 л.с./ 6000 об/мин
— Максимальный крутящий момент — 153 Нм/ 3000 об/мин
— Разгон 0 — 100 км/ч — 11,9 с.
— Максимальная скорость — 185 км/ч
в городском цикле — 8,5 л,
по трассе — 6.7 л.
— Ширина с учетом боковых зеркал — 1720 мм
— Высота — 1460 мм
— Колесная база — 2670 мм
— Минимальный дорожный просвет — 194 мм
— Снаряженная масса — 1200 кг
— Объем багажного отделения — 500 л
— Объем топливного бака — 66 л
— Шины — 185/65 R15
Samand: история модели
IRAN KHODRO было основано в г.Тегеран 18 августа 1962 года с зарегистрированным капиталом 100 000 000 иранских риалов (около 11 000 долл. США).Форма собственности – открытое акционерное общество. Цели и задачи – организация и управление заводами по производству различных видов а V томобилей и запасных частей, их продажа на местном рынке и на экспорт.
Сейчас, спустя 35 лет, IKCO остается крупнейшим производителем легковых а V томобилей и автобусов в стране. Компания старается полностью удовлетворить спрос на местном рынке, а также выйти и на мировой. При этом огромное внимание уделяется производству запасных частей внутри страны, что в конечном итоге ведет к снижению себестоимости продукции. IRAN KHODRO – крупнейший производитель а V томобилей в Иране, доля рынка которого составляет около 70%. Зарегистрированный капитал IRAN KHODRO по состоянию на 20/03/2003 составлял Rls. 2,404,687,500,000. В 1997, IRAN KHODRO побил рекорд производства за свою 30-летнюю историю произведя 111 111 единиц различных типов легковых а/м и фургонов.
В дальнейшем компания смогла значительно увеличить количество и качество производимой продукции. IRAN KHODRO получила сертификат соответствия ISO 9001 от RWTUV, Германия.
Андрей Белов
Водительский стаж — 12 лет
Личный а V томобиль — Lada Kalina
Автомобиль неоднозначен. Он вызывает много эмоций, как положительных, так и отрицательных. Не буду отнимать много внимания у читателей, а постараюсь все разложить по полкам. Итак, первые хорошие впечатления вызвал высокий клиренс и огромный салон. Находясь на заднем сиденье, ноги можно вытянуть и еще останется место. Длительная поездка в таком салоне не будет утомительной. Удачно подобрана цветовая гамма оформления салона, пластиковые вставки под дерево также в теме, мягкая пластмасса панели, баранки, обивки дверей. А вот сами двери подкачали, вернее механизм открывания, который неприятно скрипит. Неудобно расположенные ручки открывания дверей внутри салона заставляют тянуть назад локоть, который упирается в сиденье. Несколько староват дизайн панели приборов, зато хорошо читаем, в отличие от бортового компьютера и часов. При ясной погоде их показания не видны, и чтобы хотьчто-то разглядеть, необходимо наклонять голову вниз. Порадовали электрические зеркала, электрическая регулировка сидений водителя и пассажира, регулировка сиденья водителя по высоте, регулировка поясничного упора передних сидений. Абсолютно не продумано расположение ящичка между передними сиденьями, хочется его подвинуть вперед, чтоб использовать как подлокотник. Особо хочу отметить кондиционер. Он работает отлично, делая свое дело. Грамотно организованный обдув не даст замерзнуть ногам задних пассажиров. Чувствуется хороший напор воздуха в ноги задних пассажиров при включенном режиме печки. Задние сиденья не откидываются и не раскладываются, но для перевозки лыж предусмотрен открывающийся лючок в спинке заднего сиденья, через который появляется возможность в аварийной ситуации открыть крышку багажника.
Установленная аудиосистема могла быть лучше — различные настройки по частотам и по мощности не дали ожидаемого результата. Это все в статическом состоянии, но стоило только поехать, а V томобиль, как говорится, стал раскрываться. Ходовые качества вызывают исключительно положительные эмоции. При наличии высокого клиренса не задумываешься о преодолении каких-либо препятствий, тем более что большие неровности преодолеваются так же, как и мелкие, — незаметно. При скорости 80 км/ч и наличии четырех человек в салоне «лежачий полицейский» практически остался незамеченным. Автомобиль охотно рулится, но при парковках чувствуется тяжесть. Руль тяжеловат. Очень шумно происходит переключение передач, особенно первой скорости, но по истечении некоторого времени к этому привыкаешь, и положительные эмоции отодвигают эти мелочи далеко на задний план. Массу удовольствия доставил двигатель. Независимо от количества оборотов и заранее нелогично включенной высокой передачи ему не составляет труда работать плавно и мягко, легко разгоняя машину. При плавной работе сцепления он легко тянет с места на холостых оборотах даже загруженную машину с включенным кондиционером. Жалко, что при стоимости а V томобиля в 392 тысячи рублей отсутствуют подушки безопасности.
Марат
Водительский стаж — 5 лет
Личный а V томобиль — ВАЗ 2109
Этот а V томобиль ездит по нашим дорогам уже не первый год. Отзывы о нем яслышал только хорошие, но в любом случае, пока сам не порулишь, невозможно составить свое мнение.
Автомобиль нельзя назвать ярким, необычным или выделяющимся. Но и некрасивым, устаревшим тоже не назовешь. Дизайн далек от современного, но ведь мода меняется очень быстро, а общие фундаментальные понятия о красоте остаются те же. Это пропорциональность, симметрия, сбалансированность… Именно таким и смотрится Samand. Простым и классическим. Ничего лишнего. Стиль, который никогда не намозолит глаз, который всегда будет радовать взгляд. Тут есть плавные обводы и строгие линии, стремительность и солидность, агрессивность и комфорт. Все что нужно и столько сколько нужно.
Впрочем, есть кое-что, что трудно сразу не заметить. Это дорожный просвет. Согласитесь, для наших условий параметр очень важный. Здесь же он настолько высокий, каким не каждый современный внедорожник похвастается, а в сочетании с крупными колесами придает а V томобилю вседорожный характер. Ведь, наверное, каждый автолюбитель мечтает, чтобы на собственном а V томобиле можно было и в городе ездить, и за городом, и на природу выбраться, не опасаясь завязнуть где-нибудь.
Просторный салон отделан тканью и мягким пластиком. Присутствуют полированные вставки под дерево. Цветовая гамма спокойная и уютная. Потолок очень светлый, почти белый. Смотрится неплохо, но непрактично — долго ли он останется таким белым. Ручки над окнами подпружиненные, маленькие и неудобные, их надо вытягивать и держать. Хотя можно и без них обойтись. Свободного пространства очень много, в сочетании с хорошей шумоизоляцией и плавностью хода это обеспечивает приличный комфорт как пассажирам, сидящим сзади, так и тому, кто находится на переднем сиденье. Двери большие, выходить легко и удобно, но размахивать ими я бы не стал, поскольку при этом слышно скрежетание металла, оно негромкое, но немного пугает. Внутренние ручки открывания дверей расположены очень неудобно.
Водительское сиденье регулируется по высоте, это, по-моему, очень предусмотрительно (я люблю высоко сидеть). Мне понравилось, что оно оборудовано и поясничной поддержкой. И вообще, место водителя очень удобное, и руль также регулируется. Основные приборы читаются хорошо, обзор широкий, ничего не мешает, зеркала заднего вида большие. Автомобиль очень четко управляется, правда, ГУР уж очень тугой, одной рукой тяжело вращать. Может, это можно настроить как-то. А с выключенным двигателем руль вообще очень трудно повернуть. Очень удивил экран бортового компьютера, он расположен низко и с трудом читается с водительского места. Во время движения с ним не поработаешь… А движется а V томобиль легко и уверенно, разгоняется быстро, скорость не чувствуется. Двигатель достаточно мощный и тяговитый, при этом отличается еще мягкостью и плавностью. И в салоне его почти не слышно.
Работа тормозной системы тоже порадовала своей четкостью и упругостью. Педаль в меру тугая и позволяет тормозить очень плавно.
Особенно хочется отметить работу подвески. Она проглатывает мелкие неровности и очень хорошо сглаживает кочки и ямы. Во время всей поездки нас всего один раз слегка подбросило. Оказалось, это был «лежачий полицейский», а ехали мы со скоростью около 80 км/ч.
В общем, а V томобиль сделан очень неплохо, основные параметры, такие, как комфорт, дизайн, ходовые качества, заставляют забыть про мелкие недостатки. Остается только один — это стоимость. Она довольно высока.
Альфред
Водительский стаж — 12 лет
Вот смотрю я на шильдик и понимаю его смысл. Он символизирует «темную лошадку», про которую мало кто что знает. Удивительно, но Иран тоже производит а V томобили. Понятно, конечно, что это не своя разработка, а ремейк Peugeot, но, тем не менее, факт. Французы, как известно, особо не разбирают, кому продавать лицензии но, извините, Иран! Да уж, как бы эта «темная лошадка» не превратилась для некоторых в «троянского коня». Интересно оценить, как этот новоявленный «мустанг» подготовлен для рынка, что он может предложить нашим покупателям.
Внешний вид, скажем, очень ровный, без выпирающих деталей и откровенных провалов. Твердая четверка, была бы пятерка, если бы он обладал более современным обликом. Качество покраски и подгонка деталей на уровне. Видимо, оборудование на заводе современное, поэтому в этом вопросе изъянов не видно. Еще в автосалоне невольно обращаешь внимание на необыкновенно большой клиренс — аж 18 см. Еще 2 см — и получим практически стандартный показатель для кроссоверов. Что, в Иране тоже дорог нет или это сделано для России? Интересно, как тогда работает подвеска при таком высоком расположении кузова. Менеджер автосалона уверил, что а V томобиль мягкий на ходу, во что верилось с трудом. Проверим! Салон выполнен в теплых коричневатых тонах, причем пластиковые вставки под дерево смотрятся вполне благородно, в отличие даже от некоторых корейских а V томобилей. Пластик мягкий, но он похож на какую-то ткань. Сиденька неудобная, я никак не мог настроить поясничную поддержку, зато есть электрическая регулировка угла наклона спинки. Еще сиденьекак-то подозрительно качается. Ручки изнутри дверей сдвинуты назад, и открывать их неудобно, приходится выгибать кисть. Установленный хитрый прибор оказался бортовым компьютером, в который можно загонять данные о замене масла, фильтров и т.д. Он сам автоматически отсчитывает количество километров пробега, отмеряя оставшееся расстояние до следующей замены. Там есть ещекакие-то функции, но разбираться с ними не было желания, быстрее будет почитать инструкцию.
А не обманул менеджер — мягкий Samand, очень приятный ход. Вот только ГУР работает странно тяжело. Я первым делом подумал, что его вообще нет. Такого быть не может, чтоб не было ГУР. А он есть, е-е-есть, но тяжелый. Запомнился а V томобиль тем, что я сломал солнцезащитные очки. Дело было на заднем сиденье. Солнца особо не было, и я их по привычке поднял на лоб. Скорость была порядка 80 км/час, где-то в районе пос. Аракчино. И тут я мягко подпрыгиваю до потолка, ударяюсь ими в потолок. Очки погнулись, я в недоумении. Оказывается, мы проехали «лежачего полицейского». Вот такая оказалась энергоемкая длинноходная подвеска, никаких последствий. Она обеспечивает не только приятный мягкий ход, но и неплохую управляемость. Тормозная система тоже не вызывает нареканий. Работа педалей упругая и четко позволяет дозировать усилие. А вот КПП слегка подкачала. «Первая» включается с трудом, остальные вроде работают нормально. Я было подумал, что это касается только этого экземпляра, но в автосалоне пояснили, что это одинаково повторяется во всех а V томобилях Samand. Но уверяю вас: этот недостаток перестаешь замечать уже через 5-10 минут езды. Просто скорость включаешь не сразу, а через раз-два, то есть едва заметную паузу. А двигатель хорош. Вроде 100 «лошадей» всего (не считая той, что красуется на радиаторной решетке), а как тянет. Очень эластичная работа, и этим все сказано. Деление на передачи до некоторого момента какое-то условное, что третья, что четвертая, что пятая — все одно, только показания тахометра выдают режим работы двигателя. Нет того ощущения, когда уже буквально всем телом чувствуешь, что уже пора переключаться. На задних местах можно ехать в развалку, места предостаточно. В середине имеется удобный подлокотник, за которым притаился лючок в багажное отделение. По поводу скрипов и шумов в самом начале что-то блюмкало в передней двери, но после «полицейского» звуки пропали. Шумоизоляция, кстати, тоже неплохая. Сидя на заднем сиденье, шум не превышает допустимого, многие одноклассники ведут себя намного хуже. Кнопки стеклоподъемников расположены не на своих местах, ими пользоваться тоже, как и ручками, неудобно. Хорошо, что при наличии кондиционера окна особо открывать не придется. Подводя итог, можно сказать, что а V томобиль не лишен недостатков, которые трудно скрыть (а у кого их нет), но они с лихвой окупаются ходовыми характеристиками а V томобиля. Это именно тот случай, когда, чтоб понять а V томобиль, на нем нужно поездить.