Супертест: Rolls-Royce Wraith
ВТ: У британцев крепкие нервы, а названий для всевозможных призраков в словаре Rolls-Royce множество. На сей раз они вспомнили готическое словечко. Среди значений слова “wraith” – дух человека, являющийся незадолго до или вскоре после его смерти, дух мщения. Мщения – но кому? Ведь в автомобильном мире равных себе “Роллс” не видит. И конкурирует только с особняками, яхтами и бриллиантовыми колье. Особенно вот такой купейный Rolls-Royce для драйва, для хозяина за рулем. Чтобы проверить это, мы с моим английским коллегой Фордом одними из первых выкатили Wraith на британские улицы и австрийские серпантины. Том успел чуточку раньше – он и начнет.
ТФ: “Роллс-Ройс-Рэйс”: придется поупражняться с этим ритмичным и труднопроизносимым названием, прежде чем оно начнет гладко скатываться с языка. Это сочетание слов скользкое, как угорь. Не меньше терпения нужно, чтобы понять сам автомобиль. Это не обычный современный Rolls-Royce. Нет, Wraith – нечто совсем не типичное для компании, ведь совсем недавно мощность автомобиля они именовали просто “достаточной”. Wraith же окрестили “самым мощным и технически продвинутым Rolls-Royce в истории”. Значит, быстрый Роллс, Рок-н-Роллс?
И все же словам “быстрый” и “Rolls-Royce” тесновато в рамках одного предложения. Аналогично не укладываются в голове понятия “шустрый георгианский особняк” и “резвый дирижабль”. Rolls-Royce можно назвать каким угодно: величественным, элегантным, внушительным. Но быстрым – только с оговоркой “принимая во внимание гравитационные свойства почти английского роскошного автомобиля весом в 2,5 тонны”.
Но, едва тронувшись с места, Wraith демонстрирует несходство с Ghost, на базе которого он построен. “Рейс” совсем другой. Да, длиннющий капот – почти как у четырехдверного брата. Но кадрировка иная: потолок надвинут ниже, и акустика изменилась от незнакомой конфигурации. В районе задних стоек появились мертвые зоны, в которых можно упрятать целый Тауэр, заднее окно – как смотровая щель и такое покатое, что в нем отражается вся задняя полочка. Но сразу чувствуется, что это более серьезный, сосредоточенный на езде автомобиль – как бы странно это ни звучало применительно к современному RR, на котором ты проехал всего несколько километров.
Не углубляясь, можно сказать просто: это Ghost-купе. Но все не так просто. Если двухдверный Phantom Coupe в ракурсе три четверти просто чуть изящнее стандартного Phantom, то Wraith – уже полноценный фастбек. Двери по-прежнему распахиваются против хода, как в карете. Дверные ручки – массивные полосы под боковыми зеркалами, установленными на дверях. От носа до передней стойки это Ghost, но сзади. все совсем иначе.
Во-первых, средней стойки нет и окна без рамок. То есть дуга крыши, не прерываясь, ниспадает к могучим задним крыльям – сзади колея шире, чтобы дать место подвеске. Складочки на крыше создают ощущение, что задняя стойка парит, а заднее окно и крышка багажника очерчены одной линией. Плоские поверхности (большие, солидные, уверенные элементы дизайна) смягчены в округлостях бамперов или высоких боков. Видно, что автомобиль тяжелый, но весь вес у него внизу.
Автомобиль сознательно сложный, в нем полно незаметных деталей, которые не сразу разглядишь. Если суперкар – обжигающий глоток дешевой текилы (он сразу бросается в глаза), то Wraith – сложный коктейль, который распробуешь, только если посмакуешь. Например, я только через полчаса заметил, что решетка углублена, а Дух экстаза на капоте еще резче наклонился вперед.
Если суперкар – глоток дешевой текилы, то Wraith – сложный коктейль
ВТ: Конечно, тут полно деталей, в которые имеет смысл вдаваться. Но меня больше впечатлила уже традиционная для современного RR дизайнерская смелость. Скажите, много ли фастбеков – вот именно с таким покатым задом – вы знаете среди нынешних машин? Массовый автомобиль простился с этим типажом еще в 60-е как с нерациональным (он менее вместителен, чем нормальный хэтч, и не так пафосен, как купе). Покатые крыши двухместных суперкаров коротки и покаты совсем по-другому. Но огромный “Роллс”, что называется, смог себе позволить – и снова оказался однозначно ни на кого не похож. Браво.
ТФ: Да, при всех этих тонкостях Wraith остается большим, даже громадным автомобилем. Визуально и физически массивным. Размер противоречит определенной ему миссии – быть быстрым и шустрым. Но техника тут многообещающая. Жмешь кнопку “Старт”, и V12 ухает, заявляя о себе серьезно, хотя и вполголоса. Это уже знакомый нам 6,6-литровый битурбо V12 (как в BMW 760Li), который развивает 624 л.с. (у Ghost – 563) и 800 Нм. Wraith оказывается самой резвой машиной с двойным “R”: разгон до сотни за 4,6 с, максималка ограничена 250 км/ч. Очень резво для машины весом под две с половиной тонны!
Включаем Drive 8-ступенчатой коробки изящным правым рычажком на рулевой колонке. Сразу ясно, что Wraith – достойный Rolls-Royce. Он великолепен. Но на нем не хочется атаковать виражи – только если хочешь покончить с ним. Пневматическая подвеска обновлена, и машина стала шустрее, но не потеряла знаменитой плавности хода, которой так гордится Rolls-Royce. И да, за рулем кажется, что Wraith поворачивает охотнее, чем его родственники, руль физически толще, и он подробнее информирует о том, что делают 20-дюймовые передние шины. Но это не опасная бритва, которую нужно держать легко и бережно.
ВТ: Том, респект за чувствительность пальцев: жизнь в руле действительно есть, но только если к ней очень прислушиваться. А шум и вибрация жизни за бортом совсем не проникают в уютный кокон салона. Благодаря тщательной изоляции, плавному ходу и большой массе разница в реальной и “ощущаемой” скорости чудовищна. На прямой и ровной дороге катишь 130 км/ч, а кажется, что 60. Но разве этого мы ждем от сверхмощного авто для пилота? А, Том? Давай нажмем наконец на правую педаль!
ТФ: Плавно выжав газ, мы не получим однозначного ответа. Заметно, что автомобиль мощный, но он не буйный и не подначивает “стрельнуть”. Он легко набирает высокую скорость, тебя ровно вдавливает в кресло, как в самолете на взлете. Ты тонешь в мягкой ароматной коже в окружении шероховатого деревянного шпона, идеально симметрично подобранного в елку, как рисунок на крыльях бабочки. Никаких резких движений. Это удивительный Rolls – лучший в увлекательности и внушительности облика, но скорее живой, чем яростный.
Пилотская радость приходит, когда приноровился к машине. По мере того как нарастает уверенность и прибавляется газ, Wraith становится все увлекательнее. 8-ступенчатый автомат ZF превосходен и на малом ходу, но когда разгонишься, запускается технология Sattelite Aided Transmission (SAT), как на Audi A8, которая с помощью GPS выбирает правильную передачу для предстоящего поворота. На связке поворотов она не переключается вверх или вниз в неподходящий момент, а остается на правильной ступени, основываясь на скорости и стиле вождения. Эта умная система позволяет работать с тягой V12, не переключаясь вниз, если надо поднажать.
Облик самый эффектный и внушительный, но Wraith скорее живой, чем яростный
ВТ: Работа SAT очень впечатляет – особенно если учесть, что электроника здесь отслеживает не только повороты, но и рельеф. У автомата ZF вообще нет ручного режима, но на спусках автомобиль будет сам правильно тормозить двигателем, позволяя не раскалять колодки и диски. Rolls-Royce очень последователен в реализации своего девиза: даже в машине для водителя все должно быть effortless – ненапряжно, безмятежно, без усилий. Все, включая управление ею.
ТФ: Двигатель тянет и звучит мощно, как ветер в стропилах старого дома. Приходят чувство ритма и терпение. Wraith не бросишь в поворот, не топнешь на газ или по тормозам. Ты ведешь его как очень мощную классику: рано и сильно тормозишь, осторожно заруливаешь, позволив мягкой по ощущениям подвеске загрузиться, а потом жмешь на газ. Wraith не кренится, но ерзает. Нельзя забывать, что он большой и тяжелый. Но если все делаешь правильно, получаешь огромное удовольствие.
В этом Wraith уникален. Он не головокружительно быстр, но когда вы придете к взаимопониманию, щедрая доза эндорфинов гарантирована. Шутить (поздно тормозить, резко поворачивать, грубить) с ним нельзя: Wraith заартачится, рано сорвет переднюю ось, задергает трекшн-контролем, покажет свою массу и рассердится. Если автомобиль мог бы неодобрительно цокать языком и закатывать глаза, он бы так и сделал.
ВТ: На серпантинах австрийских Альп Wraith сполна продемонстрировал свой уравновешенный характер: даже шинами в крутых шпильках он повизгивает негромко и как-то благовоспитанно-сдержанно. Том хорошо описал главный кайф от пилотажа: он здесь именно в том, чтобы аккуратно, мягко и точно вписать глыбу Wraith в изгибы дороги. Но “аккуратно” не значит “медленно”. Просто служение Духу Экстаза не терпит суеты.
ТФ: Конечно, Wraith оснащен всей современной страхующей электроникой, какая только водится в закромах BMW. Но знакомые технологии поданы через призму роскоши RR. Проекционный дисплей, интернет-доступ в соцсети. На макушке подозрительно похожей на iDrive круглой ручки на центральном туннеле – сенсорная панель в хрустале (управляет большим дисплеем мультимедиа по центру). Музыка, чистый звук которой вышибает стекла. Несмотря на покатую крышу, задние сиденья роскошны и места для четверых полно. И для багажа тоже. Все технические прибамбасы элегантно представлены в обычном сдержанном вкусе RR – как если бы Apple взялся обставить эвардианскую гостиную.
Короче говоря, Wraith очаровывает. Это чуточку хулиганское, лихое, более узкое воплощение сущности RR. Нет, это не спорткар, и не нужно к нему относиться как к спорткару. Какие бы у него ни были характеристики. Считайте его демонстрацией уверенности – как компании, так и самого владельца. Wraith не страшна конкуренция, и уж точно он ни за что не будет оправдываться. С его харизмой и уверенностью он притягивает, как магнит. Как мощная личность, а не просто комбинация металла и кожи.
Итак, Wraith не идеальный автомобиль. Но заставляет задуматься над тем, что же такое идеал.
ТЕКСТ: ВИТАЛИЙ ТИЩЕНКО И ТОМ ФОРД / ФОТО: ЛИ БРИМБЛ И ROLLS-ROYCE
Двухдверный 624-сильный Rolls-Royce Wraith — самый мощный и самый быстрый автомобиль за 109-летнюю историю фирмы
Когда начинают говорить маркетологи, меркнет даже словотворчество Владимира Маяковского. Что его «дрыгоножество» и «верблюдокорабледраконьи эскадры» перед «паттерингом», «продакт-плейсментом» и… Как вам такой термин — «вафтабилити»? Это от английского слова «waft» — «мимолетное ощущение, дуновение». Как уверяют англичане из фирмы Rolls-Royce, waftability — это уникальная особенность всех Роллс-Ройсов, включая двухдверный 624-сильный Rolls-Royce Wraith — самый мощный и самый быстрый автомобиль за 109-летнюю историю фирмы. Кстати, в словарях слова «waftability» вы не найдете.
Помните, как в школе химичка учила, что нельзя нюхать реактивы непосредственно из пробирки? Пары нужно подгонять к носу плавными круговыми движениями руки. Вот это едва уловимое дуновение воздуха и есть waft. Выходит, что каждому Роллс-Ройсу присуща «дуновенность» — способность мягко и практически бесшумно плыть над дорогой, подобно ковру-самолету.
Сейчас проверю, насколько дуновенно едет этот огромный… Неужели хэтчбек?
Таких силуэтов у Роллс-Ройсов не было с послевоенных времен. Но Wraith, «Призрак» — не хэтчбек, у него изолированный багажник с отдельной крышкой. И, спасая свое детище от ономастического позора, англичане достали из закромов изрядно запылившийся термин фастбек (в переводе с английского — «покатая спина») — так принято называть такие машины, как, например, наша Победа ГАЗ М-20. И как Wraith.
Кстати, а ведь если бы ГАЗ всю свою жизнь не сидел на государственных и военных заказах, а жил в условиях рынка, то сейчас двухдверная Победа в энном своем поколении с каким-нибудь мотором V8 если и не составила бы альтернативу Роллсу, то вполне могла быть включена в президентский автомобильный пул Кортеж. Эх, мечты…
Впрочем, Rolls-Royce тоже не всегда был на коне — в конце прошлого века легендарная марка была в кризисе. И даже после того как под крылом BMW был создан «постперестроечный» Phantom, понадобились годы, чтобы выйти хотя бы на плановый уровень: до вожделенной отметки в тысячу машин фирма добралась лишь в 2007 году. Продажи взлетели в два с половиной раза только с появлением седана Ghost, который почти вдвое дешевле Фантома: в 2010 году было продано уже 3538 автомобилей!
Wraith — это двухдверка на базе «маленького» седана Ghost, который построен на шасси «семерки» BMW. Колесная база укорочена на 183 мм (до 3112 мм), хотя длина сократилась лишь на 131 мм (до 5269 мм), поскольку передний свес стал немного длиннее. Крыша «приплюснута» на 50 мм, ради чего пришлось заузить лобовое стекло. Двери навешены на задних петлях, как на «старшей» модели Rolls-Royce Phantom Coupe. Но снаряженная масса — те же 2360 кг, что и у седана Ghost!
Дело в том, что кузов потребовал серьезного усиления — и не только потому, что у крыши нет средних стоек: Wraith — заготовка для будущей открытой машины, о скором появлении которой англичане говорят без обиняков. Поэтому усилены пол, рамка лобового стекла и многие другие элементы. И все это — тяжелая сталь.
— Алюминий хорош там, где он хорош, — философствует Фил Харнетт, который отвечал за разработку фастбека. — Алюминий заметно хуже стали поглощает шумы и вибрации, и это становится критическим фактором, когда создается машина, в салоне которой на ходу должно быть слышно тиканье часов на панели приборов. Кроме того, алюминий сложнее в штамповке и не всегда позволяет получить требуемые радиусы на наружных панелях кузова.
Капот — единственная кузовная деталь, которая роднит Wraith с донорским седаном Ghost. Любопытно, что только капот и выполнен из алюминия.
Я окунаюсь в белоснежную кожаную мякоть широкого сиденья с «вальяжным» рельефом, жму на кнопку электропривода «суицидной» двери — и пока она бесшумно открывается, шарю глазами по передней панели: как перевести в спортрежим восьмиступенчатый «автомат»? Где кнопка ужесточения пневмоподвески? Можно ли настроить отзывчивость мотора или утяжелить руль?
Нельзя. Ни одной кнопки с литерой «S»!
— Владельцу Роллс-Ройса не пристало терзать себя подобными вопросами, даже если он правит машиной самостоятельно, — наставляют меня англичане. — Мы намеренно освободили водителя от выбора режимов работы силового агрегата и подвески. Все регулируется исключительно педалью газа: при смелом обращении с ней джентльмену гарантирована порция адреналина.
Что же, попробуем. Заодно и узнаю — джентльмен я или не очень.
Пока выбирался из центра Вены, успел привыкнуть к габаритам: самый компактный за многие годы Rolls-Royce на ладонь длиннее и чуть шире «семерки» BMW. В крутых поворотах теперь приходится меньше «наматываться» на руль — рулевое управление стало чуть «короче». Существенного ухудшения плавности хода я не почувствовал, хотя пневмостойки стали на 10% жестче. Лишь там, где булыжник вдоль трамвайных путей уложен неряшливо, было заметно, как непросто пневмоподвеске держать в узде тяжелые 20-дюймовые колеса: где-то на дальних подступах к моему трону пробегали легкие «дуновения вибраций».
Австрийские автобаны — не чета немецким. Полнокровную 12-цилиндровую прыть Роллс-Ройса душат знаки ограничения скорости: что такое 120 км/ч для 624-сильного монстра? Ведь по энерговооруженности Wraith не только превосходит всех своих собратьев, но и даст фору многим дрим-карам. К слову, битурбомотор рабочим объемом 6,6 л форсирован c 570 до 624 «лошадок» исключительно за счет «чип-тюнинга» — разве что конфигурация впускного тракта изменена, да и то ради того, чтобы огрубить голос мотора на высоких оборотах.
По паспорту от нуля до сотни Wraith разгоняется всего за 4,6 секунды — на три «десятки» быстрее седана Ghost и лишь на две «десятки» медленнее, чем новейший BMW M6 Gran Coupe, который на полтонны легче! Но на деле Wraith — это действительно призрак, привидение. Пейзаж за окном поплыл быстрее — значит, ускоряешься. Лишь звериный рев мотора под полным газом держит в тонусе, не позволяя оторваться от реальности.
А на серпантинах отрываться от нее никак нельзя. Подлетаешь к виражу в полной уверенности, что скорость не выше шестидесяти, бросаешь взгляд на спидометр — а там сотня! Не попаду ведь! Удар по тормозам, поворот руля, визг шин, крен до земли… Тяжко машине, да и мне не в кайф. Связь «по рулю»? Идельная половинная развесовка? Призрачно все…
Но апекс пройден с божьей помощью, причем связь с небесами не только астральная: Wraith — первый в мире автомобиль, автоматическая коробка передач которого управляется со спутников! «Мозги» восьмиступенчатого «автомата» получают сигналы от навигационной системы. Если впереди крутой поворот, коробка не станет переключаться вверх, даже если водитель инстинктивно отпустит педаль газа — поворот можно пройти на одной передаче и эффективнее «открыться» на выходе.
Конечно, эта система уже реализована на BMW X5 (АР №19, 2013). Но баварцы говорили мне, что на «икс-пятом» она пойдет в серию лишь с декабря, а на Райте уже есть живьем.
Мне показалось, что прок от завязки с навигацией есть, хотя далеко не перед каждым поворотом коробка держала передачу. Но больше пользы дает кнопочка Low на рычаге селектора коробки (ага, все же есть «настройки»): при переходе в «пониженный» режим всегда «отрубается» одна передача (если ехал на четвертой, то подоткнется третья), а моменты переключения смещаются в более высокий диапазон оборотов. Только в этом режиме появляется наконец намек на жесткую связь между перемещениями педали газа и получаемым ускорением.
Впрочем, когда серпантины чуть «распутывались» и в поворотах удавалось держать хотя бы 120 км/ч, Wraith удивительным образом преображался — под стоны 20-дюймовых шин и при весьма деликатной помощи системы стабилизации. Когда полностью выбраны уводы покрышек, когда напряжена подвеска, то руль наливается сочной связью (здесь все еще гидроусилитель!) и Призрак идеально пишет траекторию даже под тягой, а если и начинает смещаться наружу, то плавно и всеми четырьмя колесами. Очень похоже на поведение груженой «семерки» BMW.
Bentley Continental GT жестче, спортивнее. Но его, как считают люди из Гудвуда, нельзя рассматривать в качестве конкурента Призрака, потому что Continental GT заметно дешевле.
А я бы рассматривал. Ведь Continental GT — тоже фастбек! А еще потому, что у него есть разные моторные версии, а также полный привод, без которого на нашем рынке будет туго. Правда, главным рынком для Призрака станет не Россия и даже не Китай (где богатые клиенты предпочитают ездить с наемным шофером), а Северная Америка. Счет проданных там машин пойдет на сотни, и это позволит окупить немалые инвестиции, поскольку запуск Призрака в серию потребовал еще и модернизации производства. А в Америке к полному приводу на подобных машинах относятся спокойнее.
Но даже отсутствие полного привода не останавливает тех, кто уважает Rolls-Royce за «дуновенность». Плавно плыть над нашим бытием и над сознанием менее успешных обывателей дорогого стоит. Если точнее — около 15,5млн рублей. Причем до 75% всех Призраков будут с индивидуальной отделкой, а это еще дороже, намного дороже.
Но миллионеров в мире каждый год становится на 8% больше, а людей с годовым доходом свыше 30 млн долларов (именно их видят своими клиентами маркетологи Роллс-Ройса) сейчас на планете более 75 тысяч. Так что спрос на Wraith есть: первые машины уже оплачены и едут к своим владельцам. Само собой, едут дуновенно — плавно и с достоинством.