Сравнительный тест –
«Битва титанов»
Машины,
участвующие в тесте:
Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol являются, пожалуй, одними из самых непримиримых соперников за лидерство в классе больших внедорожников. Поможет ли недавний рестайлинг Toyota одолеть конкурента?
Nissan Patrol последнего поколения создавался, можно сказать, с одной целью: инженерам и конструкторам была поставлена задача по всем параметрам превзойти Toyota Land Cruiser. В результате Patrol гораздо длиннее и шире соперника, хотя и чуть ниже. Кроме того, он на 160 кг тяжелее, а двигатель мощнее на 96 л.с. Словом, Land Cruiser на фоне Patrol кажется маленьким! Можете себе такое представить? После недавнего рестайлинга Land Cruiser получил облагороженную внешность – новые бамперы и решетку радиатора, повторители сигналов поворота в зеркалах заднего вида, немного больше хрома в отделке кузова, а также светодиоды в передних фарах и задних фонарях. Но в целом внедорожник остался прежним, так что владельцы дорестайлинговых версий не будут чувствовать, что ездят на старом автомобиле.
Еще одно важное изменение у Land Cruiser – новый бензиновый силовой агрегат. На смену старому 4,7-литровому мотору мощностью 288 л.с. пришел чуть менее объемный (4,6 л), зато более современный двигатель, развивающий 309 л.с. Появилась и новая трансмиссия – 6-диапазонный “автомат” вместо старого 5-диапазонного. Обновления позволили сократить время разгона до 100 км/ч с 9,2 до 8,6 с. Максимальная скорость возросла при этом с 200 до 205 км/ч, а средний расход топлива уменьшился с 14,4 до 13,9 л. Турбодизельная версия с 4,5-литровым агрегатом мощностью 235 л.с. осталась без изменений.
Улучшилось и внедорожное оснащение: Land Cruser получил модернизированную систему Crawl Control, позволяющую поддерживать постоянную скорость без участия водителя. Теперь она имеет пять скоростных режимов – от 1 до 7 км/ч. Появились камеры кругового обзора, что удобно не только на бездорожье, но и на парковке. Турбодизельная версия продается по цене от 3 181 000 рублей, а начальная стоимость бензинового варианта составляет 3 325 000 рублей.
Что же касается Nissan Patrol, то он до рестайлинга еще не дожил и имеет точно такую же конструкцию, что и в 2010 г., когда свет увидела модель нынешнего поколения. Двигатель у него только один, зато какой! Атмосферная “восьмерка” объемом 5,6 л выдает 405 л.с., благодаря чему почти 3-тонный “мамонт” набирает первую “сотню” всего за 6,6 с и разгоняется до 210 км/ч. Средний расход топлива составляет 14,5 л, что ненамного больше, чем у соперника. При этом Patrol дешевле Land Cruiser – цены на внедорожник начинаются с 2 995 000 рублей.
Необъятные просторы
Если вы думаете, что Toyota Land Cruiser – огромный автомобиль, значит вы никогда не бывали внутри Nissan Patrol, салон которого кажется бездонной пещерой. Например, дотянуться до противоположной двери, не вставая с водительского места, невозможно. Интерьер обставлен очень богато: много кожи, блестящего “металла” и мягкого пластика. В общем, он практически ничем не отличается от интерьера премуим-внедорожника Infiniti QX56, на базе которого Patrol и построен. Стиль такой же, как и у “младших” моделей Infiniti, только большинство деталей увеличено раза в полтора.
После Patrol салон Land Cruiser кажется почти компактным. Крыша ниже, а дверная панель находится очень близко к плечу. Впрочем, и здесь места вдоволь, особенно по ширине. Центральный подлокотник кажется еще более широким, чем в Patrol, и до противоположной двери также не дотянуться. Качество отделочных материалов заметно проще, хотя и здесь есть и кожа, и мягкая пластмасса, правда, не в таких количествах, как у Nissan. Дизайн брутальный, мужской, в отличие от “утонченного” интерьера Patrol. Здесь органы управления имеют такие размеры, что ими можно пользоваться в толстых перчатках. Одни только мощные внутренние дверные ручки чего стоят!
Посадка за рулем в обоих автомобилях королевская. Высоко сижу – далеко гляжу. Но водитель Nissan все же располагается чуть выше. Зато сиденья удобнее в Toyota – их профиль гораздо лучше. Кресла Patrol традиционно для автомобилей марки Nissan имеют сильно выпуклую спинку, которая поначалу выталкивает, пока не “присидишься”. Зато геометрия посадки хороша – диапазоны регулировок позволяют с удобством устроиться водителям самой разной комплекции. А вот в Toyota некоторым из нас пришлось придвигаться ближе обычного из-за недостаточной регулировки рулевой колонки в продольном направлении.
На втором ряду кресел преимущество Nissan становится подавляющим. Места для ног как минимум вдвое больше, чем у Toyota. К тому же у Land Cruiser диван расположен низко, из-за чего высокие пассажиры будут сидеть с задранными коленями. Впрочем, все это заметно лишь на фоне Patrol, а так места и в Toyota предостаточно. Оба соперника предлагают наклон спинок, отдельную систему климата для задней части салона и потолочные дефлекторы.
Есть у наших конкурентов и третий ряд сидений. В Nissan человек ростом 180 см усаживается без проблем – с небольшим запасом ему хватает пространства и для коленей, и для ступней, и над головой. А вот в Toyota при отодвинутом до упора диване второго ряда для пассажира такого роста места для ног нет вообще. Единственный выход – двигать вперед передний диван.
Багажное отделение по объему больше тоже у Nissan. Тем более что у Toyota сиденья третьего ряда складываются вбок, из-за чего съедается много полезного пространства. Зато вещи удобнее грузить в Land Cruiser благодаря меньшей погрузочной высоте. Впрочем, здесь есть нюансы. Дело в том, что задняя дверь Toyota двустворчатая – верхняя и нижняя часть открываются отдельно. Нижний откидной “борт” удобен для загрузки, но вот достать лежащую глубоко вещь из-за этого затруднительно.
По дорогам…
Двигатель Land Cruiser заводится с мощным звуком, словно под капотом заработал исполинский пылесос, – впечатляет. У Patrol мотор просыпается более буднично. По динамике разгона Nissan, конечно, превосходит соперника, но, по ощущениям, никак не на 96 л.с. И даже более острая настройка педали акселератора не помогает – лишний вес не скроешь. Да и “автомат” у Patrol, несмотря на лишнюю передачу, работает медленнее тойотовского и к тому же не имеет спортивного режима.
Land Cruiser отличается задемпфированной педалью “газа” при трогании с места, но на скорости реагирует более живо, особенно если перевести коробку-“автомат” в спортивный режим. Хотя и в этом случае спортивной резкости не наблюдается. И тормоза у Toyota “хватают” поэнергичнее, хотя недюжинная масса чувствуется у обоих.
Рулевое управление Land Cruiser острее, чем у соперника (3,1 оборота от упора до упора против 3,6 у Patrol), и обладает лучшей обратной связью. Радиус поворота также меньше у Toyota – на один метр. Добавим сюда лучшую обзорность, особенно в центральное зеркало заднего вида (у Nissan маленькое заднее окно заслоняют три высоких подголовника), и лучшее чувство габаритов.
В результате в тесных городских условиях передвигаться на Land Cruiser гораздо удобнее, чем в Patrol, водитель которого чувствует себя слоном в посудной лавке – по-другому и не скажешь.
На скоростной автомагистрали ощущения от внедорожников меняются. Водитель Patrol наконец может расслабиться и насладиться локомотивной курсовой устойчивостью, которую не могут поколебать даже самые глубокие колеи. Land Cruiser на колейность тоже не реагирует – он просто слегка “плавает” по дороге влево-вправо даже на идеально ровном покрытии. И порывы бокового ветра в Toyota ощущаются заметно сильнее. А на запрещенной правилами скорости становится заметна разница в мощности наших соперников. Там, где Land Cruiser уже напрягается, Patrol продолжает непринужденно набирать скорость.
В расходе топлива, кстати, тоже разница имеется. У обоих стрелки указателя уровня топлива стремительно движутся к нулю, но стрелка Nissan делает это быстрее.
Если свернуть с российского “автобана” на второстепенную загородную дорожку, изобилующую горбами и провалами, оба наших “мастодонта” начинают раскачиваться. Особенно грешит этим Toyota. Так что если пассажиры страдают от морской болезни, лучше заблаговременно снизить скорость и передвигаться не спеша.
Не вселяют наши соперники уверенности и на извилистой трассе, но здесь есть различия. Так, Land Cruiser благодаря меньшим габаритам и более информативному рулевому управлению кажется проворнее, но сильно кренится. Patrol же, наоборот, обратной связью не блещет и не спешит менять направление движения, зато крены у него гораздо меньше. Спасибо фирменной системе под названием Hydraulic Body Motion Control, перекачивающей жидкость между гидравлическими цилиндрами, установленными на амортизаторах.
По ездовому комфорту предпочтительнее Nissan. На удивление, его огромные 20-дюймовые “катки” гораздо меньше подпрыгивают на неровностях, чем 18-дюймовые колеса соперника, хотя и чуть сильнее реагируют на микропрофиль дорожного покрытия. Кузов Toyota заметно сильнее вздрагивает на выбоинах и трещинах асфальта. И раскачка на волнистой дороге, как мы уже говорили, в Land Cruiser ощущается больше. Но в целом плавность хода у обоих хороша. А уж про “танковую” энергоемкость и говорить нечего. Кроме того, в Toyota громче шум набегающего воздушного потока на высокой скорости, а при низком темпе слышно цоканье шипов и перестук камешков по колесным аркам. Внутри Nissan же царит тишина – не слышно ни шин, ни камней, ни мотора, лишь ветер начинает слабо шипеть, когда скорость приближается к полуторасотенной отметке.
…и без них
Хотя, по статистике, 95% внедорожников никогда в жизни не покидает асфальта, мы не смогли отказать себе в удовольствии “искупаться в грязи”, для чего отправились в песчаный карьер. Рыхлый песок, конечно, не лучшая среда обитания для тяжеленных внедорожников, зато работа полного привода и прочих “внедорожных” систем, как говорится, видна невооруженным глазом.
Если вкратце говорить об оснащении наших соперников, то оба оборудованы понижающей передачей и умеют с помощью электроники адаптироваться к типу покрытия. При этом у Land Cruiser блокируется межосевой дифференциал, а у Patrol – задний межколесный. Кроме того, Toyota умеет на бездорожье размыкать стабилизаторы поперечной устойчивости и оснащена системой поддержания постоянной скорости Crawl Control, а также может разворачиваться на рыхлом покрытии, затормаживая заднее внутреннее по отношению к повороту колесо.
Там, где песок был плотный, проще передвигаться было на Nissan, который к тому же обладает заметно большим дорожным просветом (274 мм против 225 у Toyota). Но чем более рыхлым становился грунт, тем больше способностей открывалось у Land Cruiser, к тому же более короткая колесная база Toyota частично компенсировала недостаток дорожного просвета. Да и лишние полтора центнера Patrol никуда не делись. А как здорово работает тойотовский Crawl Control! Включил систему, выбрал скорость и… убрал ноги с педалей. Автомобиль неотвратимо ползет, “хрустя” тормозами при малейшей попытке пробуксовки и разворачивается буквально на пятачке. Nissan так не умеет. Впрочем, оба внедорожника своими силами выбрались из карьера, хотя за Nissan пару раз поволноваться пришлось.
При движении по грунтовке в лидеры выбился Nissan. Как и на разбитом асфальте, у Toyota проявились большие неподрессоренные массы, заставляющие автомобиль вздрагивать всем кузовом. А на “гребенке” водитель Land Cruiser вдруг ощутил вибрацию на рулевом колесе, в то время как у Patrol подобного не наблюдалось.
Какой из этих двух внедорожников выбрать, вопрос сложный, и вряд ли можно дать на него однозначный ответ. Если по одному показателю кто-то из них выигрывает, второй тут же отвечает “контрударом” по другому параметру. И так почти во всем. Следовательно, каждый сам определит для себя победителя, исходя из личных предпочтений.
Технические характеристики Toyota Land Cruiser 200
Nissan Patrol vs Toyota Land Cruiser 200
Когда Toyota выпустила Land Cruiser 200, в Nissan кое у кого наверняка случился сердечный приступ — крыть-то нечем! Прежний Infiniti QX 56 вообще не годился во внедорожники, а вездеход Patrol Y61 барахтался где-то возле «восьмидесятки» (TLC 80) конца прошлого века по уровню комфорта. Теперь в смятении тойотовцы — независимую подвеску им очень хочется, но потерять обширную клиентуру богатых джиперов, убежденных, что без мостов и рамы внедорожников не бывает, — жаба душит. Стоит ли «Тойоте» торопиться жечь мосты — попробуем выяснить путем сравнительного анализа.
ПЛАЧ ПО ЛЕГЕНДЕ
Джиперы в стаи по любому поводу не сбиваются, наоборот, все больше по лесам шастают, а совместные мероприятия организуют в основном соревновательного свойства, только это, видимо, и спасло представительство Nissan от несанкционированных акций протеста, когда снимали с производства прежний Patrol. Однако на форумах плач стоял всенародный — выбора новых настоящих внедорожников с двумя неразрезными мостами у нас и так почти нет, а тут…
Оставшихся после ухода «истинного Патруля» можно перечесть по пальцам: Land Rover Defender, Jeep Wrangler, UAZ Patriot и Hunter — одной руки хватит. Причем никто из них не соответствует сразу трем качествам, которыми обладал Patrol Y61: комфорт, просторный салон, высокая проходимость. По грязи все лазить горазды, но Defender (особенно за такие деньги) способны оценить лишь аристократы духа, в пятидверный Wrangler влезает на один шакл больше, чем в трехдверный (итого получается два), а Patriot и Hunter настолько богаты национальными особенностями, что люди с деньгами, но без желания собирать отваливающиеся по дороге запчасти в их сторону обычно не смотрят.
По сути, на сегодняшний день в модельном ряду Nissan, доступном у официальных дилеров, не осталось полномостовых внедорожников, и есть всего один автомобиль, пригодный к серьезным экспедициям — пикап Nissan NP 300. Однобазные Navara и Pathfinder не в счет — это чисто пригородные машины. Новый Patrol… В таймырский поселок Караул, как наш автор и популярный телеведущий Андрей Леонтьев, съездить на нем можно, но, учитывая все расходы, проще нанять вертолет, а в болото лучше не соваться ни за какие деньги — «бегемот» тяжел и огромен. Жаль, конечно, но не джиперы рулят в умах ниссановских трейдеров, а разнообразные шейхи да олигархи, и новый Patrol — чистой нефти прогиб под их желания.
ГОВОРИМ «TOYOTA», TLC В УМЕ
Разбуди среди ночи любого гражданина Российской Федерации словом «Тойота» — как пить дать бухнется с кровати на пол и начнет бить поклоны: «Управляй мечтой, управляй мечтой». А какая может быть мечта у нормального человека кроме Land Cruiser? Разве что RAV 4, но это если вы женщина, мужик должен хотеть «Крузак» — многие впитали это с ремнем отца и молоком матери, причем вне зависимости от наличия или отсутствия у предков увлечения бездорожьем. Интересно, что в это верят и сами тойотовцы, поэтому изменить конфигурацию «Главной Мечты» боятся до жути, хотя страсть как хочется, и логике большого комфортного внедорожника это не противоречит. Но у веры нет логики, и, лишившись последнего моста (не вспомнить уже, как давно к нам поставляются Land Cruiser только с независимой передней подвеской), «двухсотый» «Крузак» встанет в один ряд с новым «Патрулем». Парадокс, но в случае с Land Cruiser 200 выходит, что повышение комфорта, управляемости и прочие плюсы полностью независимой подвески в сумме дают понижение статуса автомобиля. Хотя «Тойоте» ли об этом беспокоиться, с ее сплоченными рядами как на подбор крепких, неубиваемых «проходимцев». Prado и HiLux, несмотря на жуткую дороговизну, практически вне конкуренции, и подтянуть из Штатов 4Runner ничего не стоит, а если запустить к нам кондовый TLC 76 — англичане могут досрочно сворачивать продажи Defender.
НАПРЯЖЕННЫЙ ПАРИТЕТ
Современный Nissan Patrol Y62 базируется на платформе столь же нового Infiniti QX 56. Или наоборот — не суть важно, главное, что QX 56 и Patrol, наконец, сроднились, как Land Cruiser 200 и Lexus LX 570. Новый Patrol строился на поражение «двухсотки», а потому длиннее и шире LC 200, у него больше колесная база и даже дорожный просвет.
Разница в размерах очевидна, к тому же Patrol выглядит донельзя монументально, но на удобстве это никак не сказывается, в обеих машинах на среднем ряду можно сплясать вприсядку, причем «маленькая» Toyota внутри такая же просторная, как Patrol, разве что кресла второго ряда здесь чуть ниже. Третий ряд везде полноценный, залезать удобно, в багажнике можно просидеть пару сотен километров абсолютно безболезненно, но складываются задние кресла по-разному. В TLC 200 они по старинке прижимаются к бортам, уменьшая площадь грузового отсека, а в Patrol убираются заподлицо с полом багажника. Если бы у «Ниссана» в ровный пол превращался и средний ряд, он бы выиграл соревнование по трансформации салона, но диван, разделенный в соотношении 2:1, встает за передними креслами вертикально, открывая под собой бездонную пропасть, в которую можно скидывать трупы конкурентов.
Но спать в «Патруле» не так удобно, как в TLC 200 — там пол со сложенным вторым рядом получается ровным. К тому же тойотовский диван делится на три части — откинув среднюю, хорошо класть лыжи или шуровать на ходу в багажнике. Да и вообще, если какому-нибудь нефтяному барону взбредет в голову самому везти доски на дачу, это удобнее делать на «Круизере» — багажная дверь там распашная, причем нижняя часть не падает, как раньше, а плавно опускается.
В подлокотниках между передними сиденьями у обоих огромные холодильники. «Патруль» хвастается тем, что в его охлаждаемый бокс свободно входит шесть полулитровых бутылок колы, но и в тойотовский можно запихнуть столько же, правда, впритык. А вот такой удобной штуки, как открывающаяся в двух направлениях крышка — ее можно поднять и со второго ряда, — в холодильнике «двухсотки» не предусмотрено.
Недавно «Крузак» пережил легкую модернизацию и догнал Patrol по таким «фишкам», как вентиляция передних сидений и подогрев руля, к тому же, в отличие от Nissan, у него четырехзонный климат-контроль с полнофункциональным блоком управления для пассажиров среднего ряда. Зато нет адаптивного круиз-контроля и мониторов в подголовниках.
В общем, если меряться крутостью начинки, у соперников всегда найдется чем ответить. Здесь наблюдается некий напряженный паритет, как между СССР и США в период кубинского противостояния, а вот по части дизайна консерватизм TLC 200 кажется уютнее вычурных линий и обильной деревянной отделки «Патруля» — в «Крузаке» сразу чувствуешь себя как дома. Patrol слишком помпезный и просторный с точки зрения водителя из-за выгнутых линий торпедо. Возможно, это ощущение складывается благодаря светло-бежевой отделке, ведь цвет, как известно, влияет на восприятие пространства. Диапазон регулировок водительского кресла хорош у обоих, но в Land Cruiser при своем росте в 183 см я почти упирался взглядом в верхний край лобового стекла, из-за чего поначалу хотелось сесть ниже, чем это позволяют электроприводы. Потом привык и перестал замечать. Обзорность хороша, однако боковые зеркала Land Cruiser информативней, да и вообще, габариты «Тойоты» чувствуются лучше.
НЕСЛАБО!
Nissan Patrol в пух и прах бьет Land Cruiser 200 по объему и мощности бензинового движка. V-образная 5,6-литровая восьмерка о четырехстах пяти лошадях с титаническими 560 ньютон-метрами крутящего момента разгоняет «Патруль» до сотни за 6,6 секунды — почти как спорткар. Восьмицилиндровый V-образник Toyota на литр меньше и почти на сто сил слабее — в нем всего 309 «лошадок», да и тяга по сравнению с «Нисаном» не бог весть какая — 439 Нм при 3400 об/мин. Соответственно, и разгон до сотни длится 8,6 секунды — «двухсотка» сильно отстает по всем динамическим характеристикам, но в данном случае считаться литражом и мощностью можно разве что в целях морального превосходства.
Субъективно динамика разгона в обоих случаях более чем достаточна. Правда, Patrol заметнее приседает на заднюю ось, если вдавить тапку в пол, а звук мотора — эх, за этот пугающий рык не жалко отдать минимум 20,6 литра на сотню в городском режиме (в теории), а на самом деле и все 30! «Крузак» чуть экономичнее, но разница в полтора-два литра погоды не сделает. «Автоматы» у обоих с честным ручным режимом, у «Патруля» семиступенчатый, а Круизер» после модернизации получил 6-ступенчатую коробку (раньше на «бензинки» тойотовцы ставили 5-ступенчатую АКПП). Правда семь ступеней в коробке «Ниссана» не отменяют легкой задержки на старте и в режиме «кик-даун», а переключения всего лишь чуть менее заметны. «Автомат» TLC 200 тоже «подтормаживает» на старте, и на резкое нажатие педали акселератора при обгоне отзывается не молниеносно, зато тормоза у «Тойоты» информативней, но оба монстра сильно клюют носом при активном торможении, а «Патруль» еще и ощутимо уводит в сторону на миксте.
Гигантские ходы подвески и запредельная энергоемкость позволяют не думать о качестве покрытия, но несмотря на свою «независимость» Nissan Patrol в целом управляется не лучше Land Cruiser 200 — руль «Патруля» пустой в околонулевой зоне и, как это ни удивительно, порядком вибрирует от мелких неровностей асфальта. «Баранка» Land Cruiser полностью изолирована от любых вибраций, при этом «собранней», обратная связь лучше, а курсовая устойчивость просто феноменальная, зато поперечные крены больше «патрулевских» несмотря на усовершенствованную KDSS — систему кинетической стабилизации подвески. В «Патруле» тоже есть дополнительная стабилизирующая гидравлика под сокращением HBMC, смысл ее работы примерно такой же — «зажимать» стабилизаторы поперечной устойчивости с ростом скорости, но она острее «заточена» под асфальт. На грейдере и сухой грунтовке Patrol ведет себя сдержаннее, обходясь в быстрых поворотах без размашистых, как у «Тойоты», сносов задней оси и глубоких кренов, а его система динамической стабилизации смотрит на ваше «ухарство» сквозь пальцы, пресекая только откровенное хулиганство. Тойотовская ESP почти так же терпима, да и поведение «Крузака» в заносах не таит сюрпризов, так что если не пугают большие крены, зажигать на «Круизере» по своему приятно.
А ПЕСОЧКА-ТО И НЕТ!
В Саудовской Аравии и всяких там Арабских Эмиратах песок — основной источник бездорожных наслаждений, и там Patrol однозначно сделает бензинового Land Cruiser 200, в барханах прежде всего ценится бешеная тяга и мощность. Я помню, каким беспомощным, по сравнению с дизельным, мне показался бензиновый «Крузак» в прикаспийских дюнах. «Двухсотка» на тяжелом топливе с 615 Нм тяги (больше «патрулевских» бензиновых 560 Нм) на повышенной спокойно шла там, где бензиновый «Круизер» уже не мог провернуть колеса без понижайки. В песчаном состязании единственный 5,6-литровый «патрулевский» мотор убивает сразу обоих тойотовских зайцев, но у нас нет песка! Оффроуд средней полосы — это грязь, колея, снег и болото, а на «патрулевском» контроллере бездорожных программ системы полного привода All Mode 4×4 положение «грязь» попросту отсутствует.
Асфальт, песок, снег или камни — хорошо хоть про зиму не забыли. В автоматическом режиме Patrol использует для подключения передних колес многодисковую муфту, на бездорожье можно жестко поделить пополам потоки мощности, перейдя в режим 4Н, а если совсем «припрет», воспользоваться понижайкой. Но ситуацию, когда «Патрулю» действительно может понадобиться демультипликатор, трудно представить — скорее здесь чувствуется переизбыток тяги, чем ее недостаток. Что действительно может пригодиться, так это блокировка заднего межколесного дифференциала, в том случае, если все же удастся вывесить одно из колес. «Крестится» Patrol до хруста бамперов, ходы подвески исполинские, но специально «развесив» Nissan в овраге, я выехал задним ходом совершенно спокойно. В принципе, задок можно было и не блокировать — противобуксовка работает вполне адекватно. Внедорожные программы тоже не удивляют — в положении «песок» компьютер позволяет буксовать сильнее, чем в «снег», а режим «камни» практически не допускает проскальзывания колес. Но не забудем, что любая, даже «лендроверовская» электроника все равно не умнее человека, в сложной ситуации полагаться на «кибернянек» не стоит, а вот помощь на спуске и подъеме — действительно полезная опция и в обеих машинах она работает отлично.
ОТ «БЕЛАРУСИ» — К «КИРОВЦУ»
Перечислять все оффроуд-системы Toyota Land Cruiser 200 так же долго, как искать, где это хозяйство включается. В отличие от Patrol, в котором все, что относится к бездорожью, собрано на одной двухэтажной шайбе, управление тойотовской электроникой разбросано по всей географии и многоступенчато — запомнить нужные алгоритмы ох как непросто, особенно если вы съезжаете с асфальта раз в полгода и забыли дома инструкцию. Но какое богатство! Кроме постоянного полного привода с межосевым дифференциалом Torsen, раздающим 60% тяги на заднюю ось и 40% на передок «в автомате», межосевой блокировки и пониженной передачи, у «Крузака» есть Crawl Control, чтобы автоматически поддерживать заданную скорость от 1 до 5 км/ч и Multi-Terrain Select с богатым выбором режимов. Их целых пять: крупные камни, камни и грязь, могул, щебень, грязь и песок.
Э-э-э, а где же снег? И что такое «могул»? В принципе — неважно, просто надо запомнить, что чем более «камениста» выбранная программа, тем меньшую степень пробуксовки она допускает. А «могул» — это бугры, ну знаете, есть такая горнолыжная дисциплина, где спортсмены соревнуются в слаломе между маленькими холмиками. Заботясь о поддержании имиджа самого крутого в мире внедорожника, тойотовцы к каждому обновлению «Крузака» что-нибудь да придумают. В этот раз увеличили до пяти позиций количество фиксированных скоростей Crawl Control и постарались научить TLC лавировать как трактор — блокируя внутреннее заднее колесо во время поворота, чтобы машина «крутилась» вокруг него. Мы проверили — на асфальте не работает, на земле по следу видно, как машина «тащит» заблокированное колесо, правда, радиус поворота от этого уменьшается не сильно.
Похоже Off-Road Turn Assist может быть полезен где-нибудь в узких каменных желобах, заваленных щебнем, но горы, как и песок, у нас в средней полосе встречаются не часто — оценить негде. Самый большой секрет в том, что ни в одной из этих мудреных программ Land Cruiser не нуждается! Тяги в наших реалиях ему хватает за глаза и управлять ею очень удобно. Вот пример: на «Крузаке» перед крутым подъемом или чтобы начать движение в песке, можно включить пониженную, в ручном режиме АКПП выбрать любую передачу (обычно хватает третьей или четвертой) и тронуться с места на ней — то же самое можно сделать на понижайке с любой «механикой». Patrol так не умеет — его электроника не дает включить на месте нужную передачу, приходится отвлекаться на это, штурмуя препятствие, да и на ходу вопрос, сработает ли именно в нужный момент, остается открытым.
Дорожный просвет Patrol — 275 мм, у «Крузера» — 225 (меньше, но тоже достаточно), а из-за длинной базы угол рампы «Патруля» хуже. Там, где «Тойота» проходит перелом рельефа спокойно, «Ниссан» слегка цепляет брюхом, но для того, чтобы что-то оторвать, нужно очень сильно постараться — агрегаты выше уровня рамы. «Двухсотка» так же неохотно вывешивает колесо на диагоналке, несмотря на неразрезной задний мост, ходы подвески такие, что и у нее реально повредить пластиковый обвес, не выбрав ход полностью. С учетом габаритов, проходимость наших «бегемотов» настолько избыточная, что использовать все возможности обычному владельцу удастся, только сознательно загнав машину в самое «пекло». Есть лишь одна четкая граница, которую переходить не стоит — на мягких грунтах с такой массой делать нечего. При неумелом обращении, выбрав дорожный просвет и сев на брюхо, придется вызывать не обычный «Беларусь», а минимум «Кировец». Зато любой взорванный асфальт и перепаханный «Уралами» грейдер вам не помеха.
А КАК ЖЕ МОСТ?
Честно говоря, расставшись с последним мостом, Toyota Land Cruiser 200 не понесет никаких потерь, кроме моральных. Что толку в архаичной, пусть и на 100% надежной механической части, когда любой внедорожник сейчас напичкан электроникой по самую крышу. Есть мост, нет его — если в тайге или на зимнике откажет компьютер, это будет уже не важно. Фатального для TLC 200 улучшения повадок «независимого» Nissan Patrol не видно. Новый Patrol скорее догнал, чем перегнал «двухсотку». То же касается и комфорта, а вот отсутствие дизеля явно не в пользу «Патруля» — даже олигархи нынче любят экономить, и дизельный «Крузак» у нас расходится много лучше бензинового. Так что «убийцей двухсотого» Patrol не стал. TLC 200 в минимальной комплектации дороже самого упакованного «Патруля», но Land Cruiser все равно покупают больше, а раз так, то зачем что-то менять.
ГОРОД
Toyota LC 200 **** Nissan Patrol ****
Как-то мой коллега Георгий Белов отъезжал на «Патруле» от магазина в тесном переулке. Развернулись и стоим, ждем своей очереди на проезд. И все вокруг, и чья очередь, и подъезжающие, останавливаются и ждут, когда же барин изволит ехать. Так Гера устроил тихую пробку — люди не сигналят, ругаться не выходят — ждут. Пришлось все же, чтобы помех движению не создавать и «понятий» не нарушать, лезть без очереди. А еще говорят, большие внедорожники в городе неудобны. «Патруль», кстати, чуть удобнее «Круизера» — у него можно вывести на монитор «вид сверху», объединяющий изображение с четырех камер — незаменимая опция на парковке.
ТРАССА
Toyota LC 200 ***** Nissan Patrol ******
Оба монстра предоставляют неограниченные возможности для быстрых маневров, но у «Патруля» они совсем-совсем безлимитные — разгоняется он быстрее, чем Mini Cooper S, правда, учитывая габариты и крены, вызывает больше эмоций. Курсовая устойчивость отличная у обоих, тормоза тоже хороши, но вот руль у «Патруля» пустоват в околонулевой зоне и транслирует дрожь от мелких неровностей. «Тойота» собранней, но не такая быстрая, а крены больше «патрулевских».
ГРЕЙДЕР
Toyota LC 200 ****** Nissan Patrol ******
Разбитые дороги — вот их родная стихия. Пробить подвеску с такими ходами и энергоемкостью можно только специально, плавность хода сродни круизному лайнеру. «Патруль», наконец, обретает внятную обратную связь на руле в поворотах с большими углами и без проблем рулится в заносе. «Круизер» в поворотах сносит сильнее, крены больше, но поведение такое же прогнозируемое, а системы стабилизации в обеих машинах позволяют «безопасно хулиганить».
БЕЗДОРОЖЬЕ
Toyota LC 200 ****** Nissan Patrol ****
«Патруль» проигрывает «Круизеру» не из-за независимой подвески — она, наоборот, его спасает огромными ходами, а по габаритам, длине колесной базы и функционалу внедорожной электроники. Несмотря на меньший клиренс, «Крузак» чувствует себя уверенней еще и потому, что бороться с бездорожьем вручную, не прибегая к «кибернянькам», на нем проще.
КОМФОРТ
Toyota LC 200 ****** Nissan Patrol *****
В «Патруле» есть такие приятные опции, как адаптивный круиз-контроль, открывающийся спереди и сзади охлаждаемый бокс в подлокотнике, мониторы в подголовниках. Зато в «Круизере» климат-контроль четырехзонный, с отдельным пультом для второго ряда, и сиденья там с подогревом. В принципе «баш на баш», но «Крузак» чуть мягче и чуть тише.
РЕЗЮМЕ
Toyota LC 200 ****** Nissan Patrol *****
Совершив такой резкий рывок, Nissan Patrol обогнал Toyota LC 200, наверное, лишь в динамике, а по комфорту и управляемости вышел на его уровень, но не более. Теперь у наших олигархов есть и выбор, и возможность немного сэкономить — самый дорогой Patrol почти на сто тысяч дешевле самого дешевого Land Cruiser 200.