Исполняющий обязанности: тест-драйв нового Mitsubishi Pajero Sport
Нет, это не рестайлинг старого Pajero Sport, а новое поколение. Нет, это не большой кроссовер, а нормальный внедорожник с рамой и Super Select. Нет, в России он пока не продается, но очень скоро будет. Да, это автомобиль фактически без конкурентов, один из последних оставшихся в этом классе. Мы успели опробовать его первыми среди российских СМИ.
П ро каждый новый автомобиль можно в каком-то смысле сказать, что он – «знаковый» для марки. Но это затертое определение в случае с Mitsubishi Pajero Sport приходится как никогда в тему.
Если вы еще не в курсе, то Mitsubishi Motors находится в глубоком кризисе. Денег не хватает, выпуск легковых машин свернут, плюс недавно отгремел скандал с фальсификацией расхода топлива. Промежуточный итог кризиса – продажа за 2,2 млрд долларов 34% акций альянсу Renault-Nissan и великому-ужасному Карлосу «Le Cost Killer» Гону, известному благодаря своим жестким мерам по сокращению расходов.
В общем, казавшийся маловероятным выпуск нового поколения «обычного», флагманского Pajero, теперь стал совсем призрачным. Поэтому «младший брат» после ухода нынешнего Pajero IV имеет все шансы стать новым королем прайда Mitsubishi. Или как минимум временным «исполняющим обязанности». Прежний Pajero Sport, который нынче доживает последние месяцы в продаже у российских дилеров, на флагмана не тянул даже с очень большой натяжкой. А новый?
Снаружи
Если плохо выспаться, то спереди Pajero Sport легко перепутать с Outlander – уж очень характерен «икс-фейс», вокруг спорного происхождения которого ходило немало упорных слухов о «вдохновлении» наработками Стива Маттина. Впрочем, не исключено, что создатели фирменных стилей двух марок просто подсоединились к одному космическому каналу вдохновления, тем более что с Lada Xray «Паджерик» точно не спутаешь, и на том спасибо.
Вскоре находишь и отличия от младшей модели: тут и нижняя «губа» массивнее, и противотуманки другие, и «гриль» иной – все какое-то более крупное и злое. Большой внедорожник – нужно соответствовать.
А сзади-то какое буйство стиля! Такое ощущение, что японцы в своей дизайн-студии приютили не только экс-коллег нашего Маттина, но и смелых парней, которые в начале «нулевых» рисовали Ситроены. В три четверти сзади «стекающие» фонари Pajero Sport уж очень напоминают таковые у эксцентричного французского бизнес-седана C6.
Даже не знаю, как это прокомментировать. Кажется чрезмерно вычурным, но почему-то нравится. Собственно, Митсубиси не привыкать ломать привычные шаблоны – вспомните, как в 2005 году всех поразил обтекаемый L200, казавшийся на фоне рубленных конкурентов каким-то инопланетным визитером. Ничего, стерпелось-слюбилось. Скорее всего, и к Pajero Sport привыкнут, а поначалу будут сворачивать головы на улице, бормоча «ой, что это такое поехало».
Кстати, в Mitsubishi настаивают, что в авангардной внешности есть и сугубо практический аэродинамический смысл – у нового «Паджа» коэффициент лобового сопротивления снижен на 15%. Вряд ли это позволит автомобилю стать спорткаром, но лишний литр солярки за каждую поездку на дачу вы оставите при себе – как ни крути, а экономия.
Внутри
Владельцы Pajero Sport прошлого поколения и автожурналисты часто жаловались на будто бы нарочитую бедность интерьера. Он был похож на скорбную хижину обнищавшего самурая или келью какого-нибудь монаха Ордена Джиперов – все было жесткое, неприветливое, скрипучее и скучное до зевоты.
Жаловались? Получите новое издание, дополненное и улучшенное. Взобравшись не без помощи подножки в салон, вы попадете в интерьер нормального современного автомобиля. Наверняка на мое личное впечатление изрядно повлияла нарядная двухцветная отделка, но тут даже уютно. Кресла обтянули наконец-то не шкурой бегемота, а нормальной кожей, и даже эффектно собрали ее в складочки. Прежнего Pajero Sport для калибровки ощущений рядом не стояло, но я готов поручиться, что и в плане качества пластика и подгонки деталей новое поколение сделало шаг вперед.
А сколько тут благ цивилизации! Руль наконец-то можно отрегулировать по вылету, а режимы трансмиссии Super Select переключаются не рычагом, а шайбой. Часть «джиперского» шарма пропала, но признайтесь, так ли это было важно? Заодно механического привода лишился и ручной тормоз – теперь колодки блокируются миниатюрным рычажком.
Пока вы подбираете челюсть с пола, я продолжу перечислять содержимое комплектации «полный фарш» (которая в России, скорее всего, получит название Ultimate): контроль слепых зон при перестроении, несколько камер внешнего обзора, формирующих «360-градусную» картинку на дисплее головного устройства, бесключевой доступ, запуск с кнопки, подогрев заднего дивана…
Экранчик, даром что сенсорный, не радует безупречной графикой, и даже при максимальной яркости с водительского места видно бывает не все. Ну что ж, не будем требовать все и сразу! Тем более что экран умеет прикольно выдвигаться. Я боялся, что за ним увижу прорезь для CD-диска, но нет – там слоты для SD-карт. Отлегло…
Я до последнего надеялся, что на втором ряду Pajero Sport 2016 будет просторней, чем раньше. Но, к сожалению, здесь по-прежнему нависает потолок, а спинка дивана лишь немного выше, чем у садовой скамейки — за «рамную» жесткость кузова приходится платить высоким полом. Из плюсов – много пространства для ног и возможность регулировки угла наклона спинки. Можно ли усесться втроем? Без проблем! Учитывая профиль задних сидений, в этом случае в поворотах будет даже удобней – плечи соседа не дадут сползти в сторону. Если же ехать вдвоем, в качестве «упора» можно использовать выдвижной подлокотник. Поверьте, при активном драйве и езде по бездорожью он очень необходим, равно как и ручки на стойках. Но об этом позднее.
Багажник у нового Паджеро Спорт имеет ровный пол и, по первому впечатлению, просто гигантский. В принципе, так и есть – 700 с лишним литров – это фактически две ванны. На фоне недавно испытанного Ford Edge это не так уж много, но для путешествий точно хватит.
А если не хватит, то можно сложить задний ряд и увеличить багажный объем в 2,5 раза. Не готовы жертвовать пассажирскими местами? Покупайте прицеп, тем более что максимальная разрешенная масса буксируемой «тележки» у Pajero Sport – 3,1 тонны! Mitsubishi гордо приводят цифры для сравнения: Toyota Land Cruiser Prado не потянет больше 2,5 тонн, а Kia Sorento Prime – больше 2 тонн. В общем, на прицеп можно грузить не только пару байков или «квадрик», но и целый багги, и катер, а еще можно прицепить дом на колесах.
В движении
Излишне напоминать, что Pajero Sport делит рамную платформу с новым L200. Но от грузовика отличия все же есть: вместо рессор сзади работает более мягкая и менее «грузоподъемная» пружинная подвеска, которую применили ради повышения плавности хода.
Действительно, на ровной дороге задние пассажиры не чувствуют себя попрыгунчиками – прежний Pajero Sport был менее комфортен.
Пока водитель и передний пассажир без проблем пьют кофе на кочках, сидящие на галерке судорожно пытаются вытереть горячий напиток со штанов и всячески прикрывают голову, чтобы не пробить крышу.
Не надо утрировать? Отвечу фразой из общеизвестной рекламы: «а ты налей и отойди».
Серьезных грязей в нашей программе не было, так что всемогущий Super Select II маялся от бездействия – для преодоления грунтовых дорог хватает режима 2H без блокировок и понижайки. Клятвенно обещаю, что при первой возможности мы протестируем эту машину «по хардкору», забравшись в самый дальний угол самого дальнего леса. 218 мм просвета под нижней точкой кузова и обещанные 700 мм брода так и просят этого.
Пока же довелось испробовать в действии «электронных помощников». Например, ассистент для спуска с крутой горы не только ограничивает скорость, но и предотвращает сносы и заносы, если водитель бестолково вращает рулем. Впрочем, таким нынче никого не удивишь.
Есть у Pajero Sport и система предотвращения столкновений UMS, еще один билет в современный мир «премиума». Машина «видит» препятствия на 4 метра спереди и сзади. Если водитель ошибочно нажмет газ вместо тормоза или включит заднюю передачу вместо «Драйва», авто зажмет колодки и предупредит его характерным сигналом и «кричащей» пиктограммой на приборной панели.
Очень порадовал упомянутый выше в списке опций круговой обзор. Коллеги, недавно опробовавшие в Италии европейского «брата» L200, Fiat Fullback, жаловались на отсутствие на пикапе передних камер. Здесь они, как вы уже поняли, имеются. Возможность видеть, что находится под бампером – одна из современных «примочек», которая реально пригождается в поездках по бездорожью. Вот, скажем, взбираешься на гору, а видно только капот. Нажал соответствующую клавишу на руле, и на экране мультимедиа появляется картинка с передней и/или боковой камеры со стороны пассажира. Не надо вылезать в грязищу и топать на горку, чтобы посмотреть, нет ли внизу оврага или еще какого-то препятствия!
Турбодизель 2.4 (4N15), как и на L200, страдает явной «сердечной недостаточностью» на самых низких оборотах. И вообще, максимальных 430 ньютон-метров и 181 л. с. вполне хватало пикапу при его скромности, а на большом внедорожнике, который покупают в том числе и ради имиджа, этого уже кажется маловато. На трассе обгонять можно, но в пределах разумной достаточности, без огонька.
В общем и целом, «исполняющий обязанности» удался. Он отошел от воинствующего аскетизма прежнего Pajero Sport, стал более дружелюбным к неопытным водителям… Но для того, чтобы взобраться на скалу и ознаменовать ревом пришествие нового вожака, как в мультфильме «Король Лев», этому автомобилю остро необходима «ревелка» помощнее. А впрочем, еще пока не отправился на покой король действующий.
И к черту экономию горючего: тест-драйв Mitsubishi Pajero Sport 3,0 MIVEC
Как же раньше все было просто и понятно! Есть флагманский Mitsubishi Pajero с его комфортом, и есть Pajero Sport, утилитарный и внедорожно-одаренный. Для флагмана органичен бензиновый V6, мощный и отзывчивый, а утилитарной модели больше подходит тяговитый и экономичный дизель. Но потом дела у компании пошли хуже, пятое поколение Pajero как-то подзадержалось, перспектива его появления стала окончательно туманной, и было объявлено, что новым флагманом будет очередной Pajero Sport. Только вот тянет ли модель на роль флагмана?
Так кто же флагман?
Д ействительно, ситуация получилась парадоксальной. Компании пришлось вернуть на российский рынок Pajero IV, позиционируя его как «легендарный», притом, что «флагманским» остался новый Pajero Sport. Как и полагается флагману, он вышел на рынок с бензиновым V6, но продажи стартовали ни шатко ни валко. Но стоило Mitsubishi Motors представить дизельную версию Pajero Sport, как дела тут же пошли на лад. Действительно, уже во время первых тест-драйвов журналисты могли убедиться, что двигатель с воспламенением от сжатия подходит Pajero Sport гораздо больше, и что именно с дизелем внедорожный потенциал модели раскрывается в полном объеме.
Дальше — больше. Общее оживление на рынке и рост продаж позволили Mitsubishi объявить о возобновлении сборки Pajero Sport на заводе PCMA в Калуге. И угадайте с трех раз, какую версию там будут собирать? Естественно, дизельную. А как же флагманский статус, которому причитается V8, ну или, на худой конец, V6? Пожалуйста, продажи версий с трехлитровым двигателем MIVEC мощностью 209 л.с. никто не отменял. Но если судить по цене, то «флагманской версией флагманской модели» оказывается все-таки дизельная: комплектация 2,4 DI-D Ultimate стоит сегодня 2 849 990 руб., а бензиновый внедорожник с точно таким же оснащением обойдется на 50 000 рублей дешевле. Но, может, оно и к лучшему? Купить флагмана, да еще и денег сэкономить, чем плохо-то?
Храм Чистой Воды
Ну а теперь давайте разбираться… И начнем, как водится, с внешности. Каким должен быть флагман внедорожной линейки? По-моему, прежде всего — солидным и основательным. Ну а Pajero Sport? Мне кажется, что ему больше подходят определения «хищный», «брутальный», «энергичный»… Надутые мускулами колесные арки, резкие грани тянущихся над ними подштамповок, переходящие в «стрелки» задней и передней светотехники, круто, чуть не до крыши вздымающаяся нижняя линия остекления и весь «сложносочиненный» хром на передней части машины, включающий в себя массивные блестящие «жвалы» и получивший у японских дизайнеров название Dynamic Shield «динамический щит». Очень непростую форму имеет и светотехника — и передняя, в виде положенной на бок буквы Л, и задняя, со стекающими до уровня бампера узкими лопастями.
Все вместе смотрится и необычно, и оригинально, но по мне, все же слишком вычурно. Так и представляешь себе, как съездил дизайнер в Хагосияму, поднялся на гору Отова, полюбовался на трехскатные крыши храмового комплекса Киемидзу-дэра, или Храма Чистой Воды, проникся, просветлился да и нарисовал все это великолепие. Можете четыре раза воткнуть в меня ржавый вакидзаси, но чистые, четкие, лаконичные линии Pajero гораздо лучше соответствуют флагманскому статусу.
Загляни за руль, загляни
Ну а внутри? На первый взгляд, все вполне благопристойно. Качественная кожа (или экокожа? Теперь ее делают так, что не отличишь от натуральной) с контрастной отстрочкой, рояльный лак и металл. Сидения с развитой боковой поддержкой, с отличным профилем спинки и длинной подушкой. Естественно, есть электроприводы. Но стоит занять водительское место, как понимаешь — что-то все-таки тут не так…
И первый «не так» — это жесткий пластик передней панели. Утилитарному статусу предыдущего Pajero Sport жесткий пластик вполне соответствовал, а вот для флагмана — это уже «не комильфо». Едем дальше… Снаружи автомобиль кажется достаточно большим и массивным. Но почему место для ног водителя получилось таким узким? Как ни пытался я подобрать оптимальное положение подушки водительского сидения, но все равно левое колено уперлось в жесткий подлокотник двери, а правое — в не менее жесткий край обрамления трансмиссионного тоннеля. Поначалу это обстоятельство не вызывает особых опасений, но через пару часов ты начинаешь испытывать явственные неприятные ощущения.
Человеку, который впервые садится за руль Pajero Sport, я рекомендую до начала движения заглянуть «за руль» и ознакомиться с обозначениями, нанесенными на подрулевые переключатели. Функций на них выведено довольно много, но пользоваться ими придется вслепую, по памяти, потому что все надписи намертво перекрыты широкими спицами и подрулевыми лепестками последовательного переключения передач трансмиссии.
Google и ничего кроме Google
Дальше возникают некоторые вопросы к медиасистеме. Комплектации Instyle и Ultimate оснащаются системой Mitsubishi Connect SDA c возможностью интеграции смартфона через приложения Android Auto и Apple CarPlay. Это, конечно, очень неплохо, и мой китайский телефон вполне шустро прицепился к медиацентру. Но…
Во-первых, для работы через эти приложения нужно подключить телефон и по Bluetooth, и через USB-кабель, а USB — слоты расположены «во глубине сибирских руд», на самом дне бокса-подлокотника. Собственно, сначала я долго их искал… Хуже другое.
Связь через Android Auto имеет обыкновение иногда «отваливаться», и для повторного подключения нужно выдернуть кабель из слота и снова его включить. Прямо скажу: делать это на ходу, на ощупь и одной рукой очень и очень неудобно. А вообще у вас есть выбор: либо ехать по навигации Google (использовать через Android Auto какое-либо другое приложение, например, привычный вам «Яндекс Навигатор», вы не можете), либо вообще плюнуть на интеграцию и просто использовать телефон в качестве навигатора. А вот собственного навигационного приложения в системе Mitsubishi Connect SDA почему-то нет. Второй момент: хорошо, вы ездите там, где имеется приличное покрытие сотовых сетей, так что вы согласны на онлайн-навигацию и Google Maps. Но куда, собственно, девать телефон? Никакого подходящего места, кроме подстаканников, для него не предусмотрено, хотя архитектура передней панели вполне допускает организацию какой-нибудь полочки над центральной консолью, под лобовым стеклом. Можно, конечно, положить его в плоскую нишу на боку трансмиссионного тоннеля, но там телефон теряет спутники…
Если бы не сеточка
Что у Pajero Sport выше всяких похвал — так это объем багажника. Почти 700 литров — «это вам не сашими кушать»! И входящая в штатное оснащение сеточка для крепления всякой мелкой поклажи оказывается более чем уместной: если бы не она, то любая поездка за продуктами в супермаркет заканчивалась бы тем, что вы с ненормативной лексикой лезли бы на карачках в самую глубину багажного отсека, чтобы собрать улетевшие вперед при торможении пакеты и банки. А еще в багажнике есть гнездо на 12 В, а значит, вы легко можете подключить взятый с собой в дорогу автомобильный холодильник.
А вот пассажиры второго ряда оказались как-то обделены конструкторской заботой. И собственного управления климатом у них нет, но что выглядит еще более странным по нашим гаджетолюбивым временам — нет ни своей розетки, ни зарядных USB-слотов. Так и вижу картину: едет, значит, куда-то многосемейный и хозяйственный владелец Pajero Sport со всеми чадами и домочадцами, а детишки на заднем сидении канючат: «Папа, папа, у нас в айпэдах батарейки сели!» А у папы в один USB слот воткнут смартфон для навигации, в другой подключен телефон супруги, который тоже разрядился от непрерывного общения с подругами. Но есть же еще две 12-вольтовые розетки, одна на консоли, а другая в боксе, скажете вы? Так к одной подключен видеорегистратор, а к другой — термокружка… Вот и ныть детишкам до места назначения.
Отставить панику!
Зато едет Pajero Sport вполне по-флагмански. Восьмиступенчатый автомат обеспечивает весьма точное управление тягой (хотя продавливать педаль газа приходится чуть сильнее, чем я привык, но это действительно вопрос привычки) и работает с весьма малыми задержками. В городе водителя и бензинового, и дизельного Pajero Sport порадует неплохая обзорность, пристойная маневренность (радиус поворота — всего 5,6 метра), а недостаточную обзорность на парковке вполне компенсирует система кругового обзора и парктроники. И опять «но»…
Во-первых, по выезду с парковки парктроники приходится отключать, а затем вновь включать по необходимости. Просто настроены они так, что склонны временами впадать в панику, сигнализируя, например, о препятствии спереди слева, хотя вы стоите на светофоре, и никого перед вами нет. Не менее параноидально настроена и система FCM (система смягчения последствий лобового столкновения). Уж я ее регулировал-регулировал (слева от руля есть кнопка, позволяющая назначить большую, среднюю или малую дистанцию срабатывания), и все равно временами ей начинала мерещиться какая-то опасность при полном ее отсутствии. А вот адаптивный круиз-контроль работал вполне устойчиво, равно как и система мониторинга слепых зон.
Вам, северяне!
Про внедорожные возможности Pajero Sport я уже писал и совершенно не хочу повторяться. Что уж тут говорить, SuperSelect — это здорово, а SuperSelect, дополненный электронными режимами, отвечающими за работу ESP и управление тягой — это еще и удобно. И все же людям, планирующим использовать внедорожный потенциал автомобиля «на полную катушку», я бы рекомендовал обратить свое внимание на дизельную версию. Я уже отмечал во время теста в окрестностях Сочи, что на подъемах, которые дизельный Pajero Sport просто не замечает, коробке бензиновой машины все-таки нужно переключиться на пару передач вниз. Там, где на дизельной машине проезжаешь в режиме 4H или, в крайнем случае, 4HLc, то есть, заблокировав межосевой дифференциал Torsen, на бензиновой машине лучше включить пониженную передачу, иначе даже на небольших подъемах двигатель придется крутить, и колеса начнут срываться в пробуксовку. И так далее…