- Тест драйв от рыбакина
- Комментарий дня
- Вакансии Пикабу
- Рекомендуемое сообщество
- Пикабу в мессенджерах
- Активные сообщества
- Тенденции
- Переиграл в ГТА
- Вот так нужно снимать тест-драйвы.
- Последний Выпуск программы «Рыбакин Рулит»
- Как стать разработчиком игр: востребованные специальности в геймдеве и где на них учиться
- Нашли убийцу Андрея Рыбакина
- Андрей Рыбакин.
- заголовок
- В Москве застрелили телеведущего-«автохулигана» Андрея Рыбакина.
- За что
- В Москве убит телеведущий Андрей Рыбакин
- Вот и черный юмор про Андрея Рыбакина
- Некуда валить: какому бизнесу в России пришел конец, а кому можно еще побарахтаться
Тест драйв от рыбакина
Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥
Спасибо!
Осталось подтвердить Email — пожалуйста, проверьте почту 😊
Комментарий дня
Полевые учения. Молодой лейтенант вечером сбежал в соседнюю деревню к гарной дивчине.
Девица кладёт грецкий орех на стол: «У меня условие! Если ты своим прибором расшибешь, то я твоя«.
Лейтенант чётким ударом раскалывает орех. Незабываемая ночь любви. И так каждый вечер, пока шли учения.
Прошло 30 лет. Этот же офицер, став генералом, в той же степи с инспекцией. Решил навестить свою даму. Она ему то же условие: грецкий орех!
Генерал: «Без проблем! Адъютант, неси кокос».
Адъютант метнулся, принёс. Генерал кладёт кокос на стол. Хрясь! Кокос пополам.
И снова, как прежде, жаркая ночь любви.
Утром дама: «Ты такой же горячий! Но к чему эти генеральские понты — зачем кокос?! Я же просила только грецкий орех.»
Генерал: «Годы летят, зрение уже не то…»
Вакансии Пикабу
Рекомендуемое сообщество
Пикабу в мессенджерах
Активные сообщества
Тенденции
Переиграл в ГТА
Вот так нужно снимать тест-драйвы.
Последний Выпуск программы «Рыбакин Рулит»
Как стать разработчиком игр: востребованные специальности в геймдеве и где на них учиться
В России больше 65 миллионов геймеров. Как вы думаете, сколько из них решили сами разрабатывать игры? Судя по данным hh.ru — недостаточно, потому что в России больше 2 000 вакансий в сфере разработки игрового ПО. И это не говоря о крупных студиях за границей, которые работают над культовыми проектами. Та же Naughty Dog, которая подарила нам The Last of Us 2, постоянно ищет новых сотрудников. Прежде чем гуглить курсы, для начала давайте разберемся, какие специалисты создают игры и какая роль в команде геймдева подойдет именно вам.
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ИДЕИ
Процесс разработки зависит от концепции и бюджета. Крохотные казуальные игры создаются за несколько месяцев усилиями небольшой группы единомышленников. А над крупными AAA-проектами работают сотни людей. Однако ни инди-проектам, ни крупнобюджетным играм не обойтись без этапа проектирования. Главные роли здесь исполняют гейм-дизайнеры, сценаристы и продюсеры.
Всеобъемлющая профессия гейм-дизайнера подходит людям, которые любят все держать под контролем. Творчество в этой специальности объединено с техническими знаниями: гейм-дизайнер и сеттинг интересный придумывает, и механику прописывает, и экономику игры сводит, и разбирается, как свои задумки отразить в коде. Проще говоря, мастер на все руки.
Гейм-дизайнер создает то, что привлекает геймеров в первую очередь, — ту самую идею, которая лежит в основе каждого проекта, и ту самую механику, на которую залипают игроки по всему миру. Чтобы освоить профессию, нужно знать, как создавать концепции, придумывать геймплей, рассчитывать игровой баланс, продвигать игры и понимать принципы их создания на основных движках.
Все эти знания дают на курсе «Профессия гейм-дизайнер с 0 до PRO». На нем за 12 месяцев вы разберетесь во всех ключевых навыках, необходимых гейм-дизайнеру. Обучение проходит онлайн и потребует от вас несколько часов в неделю. Можете совмещать уроки и домашние задания с основной работой или полностью сконцентрироваться на обучении. Кстати, один из преподавателей курса — Николай Дыбовский — руководит студией Ice-Pick Lodge, которая разработала видеоигру «Мор (Утопия)».
Вместе с гейм-дизайнером к работе подключается нарративный дизайнер — он же сценарист. Именно он продумывает сюжет игры, характеры персонажей и пишет диалоги и тексты. Если вас зацепила драматическая развязка Red Dead Redemption или восхитило разветвленное древо сюжета в Detroit: Become Human, знайте — все это достижения сценаристов.
В Skillbox нарративному дизайну обучают восемь месяцев. К концу обучения студенты курса уже знают, как разрабатывать сюжеты, создавать узлы игрового дизайна, рассказывать историю с помощью геймплея, придумывать персонажей и тексты для игр.
Чтобы тайтл стал успешным и принес создателям деньги, проекту нужен продюсер. Он исследует рынок, умеет вести команду к финансовому успеху, разбирается в продуктовой документации и продвижении. Продюсер ведет проект от идеи до релиза и пост-продакшена. Если у вас мозг маркетолога и душа геймера — эта работа будет для вас идеальной.
Информация для тех, кто лучше других умеет считать деньги: начинающие продюсеры игр зарабатывают от 60 000 рублей в месяц. Профессионалы с опытом претендуют на зарплаты до 200 000 рублей в месяц. Обучение профессии займет у вас 12 месяцев по несколько часов в неделю. По окончании курса вы сможете самостоятельно вести проекты и руководить командой, а карьерные консультанты Skillbox подготовят вас к собеседованиям и дадут советы.
Что посмотреть по теме. Сериал «Мистический квест. Пир ворона» открывает двери в мир разработки игр. В комедии несколько сотрудников студии занимаются созданием нового тайтла. Тут и режиссер-эгоцентрик, и жадный продюсер, и нервная ведущая разработчица. С помощью гипертрофированных характеров и комичных ситуаций создатели сериала рассказывают о прелестях и муках работы над играми.
Ни одна гениальная идея не получит своего воплощения без команды технических специалистов. Они создают основу игры — код, на котором все держится и работает. Поэтому на запрос «Разработчик игр» на hh.ru отвечает тысячью вакансий по всей стране. Зарплата зависит от опыта сотрудника, сложности проекта и города.
Основные движки, на которых разрабатывают современные игры, — Unity и Unreal Engine 4. Первый чаще используют в мобильных и бюджетных VR-проектах, а последний больше подходит для сложных и дорогих трехмерных игр для консолей. Бытует мнение, что новичкам следует браться за Unity, а Unreal Engine 4 — оставить профессионалам. На деле же это вопрос предпочтений и достойного обучения.
Чтобы работать на Unity, нужно знать язык программирования C# и сам движок. То есть игру придется именно писать. Разработчики на Unreal Engine 4 создают игру скорее на самом движке с помощью собственного визуального языка Blueprints. Но и здесь придется доделывать что-то руками, поэтому понадобится знать С++.
А вот с точки зрения востребованности разработчики на Unity выигрывают, но в основном только потому, что небольших мобильных проектов куда больше, чем крупных тайтлов. При этом между движками можно свободно кочевать: набраться опыта с мобильными играми на Unity и перейти к AAA-проектам на Unreal Engine 4.
Чтобы учиться на разработчика игр, не нужен базовый уровень программирования и специфические знания. Все, что понадобится в работе, вы можете пройти на онлайн-курсе. Выбирайте, на каком движке хотите работать, и осваивайте профессию с нуля до уровня Middle:
По итогам обучения в вашем портфолио будет несколько готовых проектов и внушительный список компетенций. С таким резюме можно смело искать работу.
Что почитать по теме. Чтобы разобраться в движках, языках программирования, фреймворках и библиотеках, почитайте вот эту статью. В ней подробно и понятно расписано, какие технологии и инструменты используют разработчики игр и чем они отличаются.
Вряд ли вы перепутаете Геральта и Хитмана. И с трудом сможете оторваться от любования фантастической природой Ghost of Tsushima. Визуальный стиль игры — одна из определяющих ее особенностей. Ни один игровой проект не обходится без художников. Где-то достаточно специалистов по 2D, но над AAA-играми всегда работают 3D-художники.
Среди рабочих задач 2D-художника в геймдеве может быть как полноценная проработка плоского мира в инди-проекте, так и интерфейс в самом ожидаемом высокобюджетном проекте года. Нередко именно эти специалисты создают концепт-арты и прорабатывают персонажей, которых потом сделают объемными 3D-художники.
Специалисты по 3D в геймдеве отвечают за окружение, моделируют здания, ландшафты и создают персонажей. Все это делают в нескольких программах: Autodesk Maya, ZBrush, Houdini, Foundry Mari, Substance Painter, Photoshop и других. Для представителей этой профессии важно разбираться в разных инструментах, потому что нет универсальной утилиты, в которой можно сделать все и сразу.
В этой же сфере можно выделить 3D-аниматора и создателя спецэффектов. Первый заставляет двигаться людей, животных и технику, создает массовые анимации и эмоции на лицах персонажей. Второй анимирует взрывы, разрушения, погодные условия, движение жидкостей и травы. 3D-художники, аниматоры и создатели спецэффектов не ограничены только геймдевом. Эти специалисты востребованы в кино, рекламе и создании сайтов.
Неважно, умеете ли вы рисовать от руки и знакомы ли с программами для работы с графикой, пройдите курс по интересной вам специальности в Skillbox. Программы построены так, что даже новичок освоит профессию без дополнительных навыков:
Игра — сложный, многоуровневый механизм, который невозможно сразу собрать без ошибок. Чтобы их обнаружить, в студиях обычно есть отдел тестирования и аналитики. Самые крупные ошибки чаще всего исправляют еще на этапе первого бета-тестирования, дорабатывают их на последующем и финальном альфа-тесте. Но иногда бывает так, что игра просто не зашла: пользователи не вовлекаются, быстро покидают ее или жалуются на слишком сложный или однообразный геймплей. На этом этапе проект способны спасти аналитики и дополнительный бюджет.
Этот специалист автоматизирует сбор игровых метрик, систематизирует данные и придумывает, как повысить интерес к проекту, улучшая механику или экономику игры. При этом делает он это, конечно, не вручную. В арсенале игрового аналитика масса инструментов и машинное обучение. Аналитики наравне с гейм-дизайнерами и художниками влияют на эмоции игроков. В их компетенции оценка успешности проекта, сбор и интерпретация данных и те самые изменения, которые способны сделать проект лучше и привлекательнее для геймеров.
Обучиться профессии игрового аналитика реально всего за полтора года. По результатам вы будете знать, как разрабатывать концепцию и экономику игры, использовать SQL и Python для сбора данных, а machine learning — для их анализа.
В сфере игр хватает и других специальностей. Например, эксперты по звуку и композиторы, актеры, которые дарят героям свою внешность, и те, кто занимается озвучкой. Если хотите посвятить себя индустрии игр или мечтаете работать над новой Death Stranding или GTA, но так и не определились с профессией, попробуйте все и сразу. Пройдите бесплатный курс «Введение в игровую индустрию». Он состоит из 17 онлайн-уроков и познакомит вас с полным циклом производства игр, подробно расскажет о специальностях в геймдеве и поможет понять, чем хотите заниматься именно вы.
Пока вводный курс бесплатный, но это ненадолго. А на все остальные курсы в Skillbox, связанные с индустрией игр, действует скидка 50%.
Нашли убийцу Андрея Рыбакина
Андрей Рыбакин.
заголовок
В Москве застрелили телеведущего-«автохулигана» Андрея Рыбакина.
За что
В Москве убит телеведущий Андрей Рыбакин
Вот и черный юмор про Андрея Рыбакина
Некуда валить: какому бизнесу в России пришел конец, а кому можно еще побарахтаться
Есть в России одна необъяснимая штука: это малый и средний бизнес. С одной стороны, ему снова приходит конец — налоги, пандемия, локдаун. Без всякого сарказма, делать малые и средние деньги в России сейчас стало существенно труднее, чем 5 лет назад. Условия игры изменились — теперь твой небольшой интернет-магазин по продаже одежды тоже может стать объектом интереса налоговой.
Впрочем, главный вопрос в том, какой бизнес может выжить в нынешних условиях, а какой нет, и в чем разница? Кто лишь громко ноет, а кто молча складывает кэш под матрас?
Ковид против предпринимателей — 12:3 в пользу бизнеса
3 факта об этом посте:
1. Если вы думаете, что это текст про коронакризис — вы ошибаетесь. Пост не о ковиде. Этот текст написан в сентябре 2019 года. Тогда на вопрос «какому бизнесу в России пришел конец» еще не отвечали — «всему».
2. В посте — история 15 реальных проектов из сентября 2019-го: лиды, продажи, деньги, планы на будущее. Это стоит прочитать — по крайне мере, вспомните, что называли «кризисом» 9 месяцев назад.
3. Спустя 10 месяцев, летом 2020-го мы спросили у героев этой статьи — что с вашим бизнесом сейчас? Ответы — в конце материала, чтобы сравнить «было» и «стало».
Так сложилось, что я могу сказать за это пару слов — сейчас объясню почему. Меня зовут Илья Исерсон, я владелец контекстного рекламного агентства MOAB — каждый день мы генерируем
2500 заявок для наших клиентов. Огромная часть малого и среднего бизнеса в России завязана на лидген из интернета — в первую очередь из контекста. Именно поэтому я вижу общую картину — и могу говорить о том, кто и в каких отраслях успешно развивается, сколько стоят заявки и какова прибыль. А также о том, в каких сферах шансы на выживание нового бизнеса околонулевые.
Кто вы: лягушка в кипятке или в молоке?
Есть две известных байки про лягушку. В первой ее варят в кастрюле, постепенно нагревая воду, так что лягушка ничего не замечает. И когда конец наступает, сил, чтобы выпрыгнуть, уже нет. Во второй — лягушка попадает в кувшин с молоком, после долгого барахтания молоко превращается в твердое масло, и выпрыгнуть все-таки получается.
По сути, сценарии выживания в МСБ — как раз про этих двух лягушек. Либо вы решаете сиюминутные задачи, бодро шагая в сторону неминуемого конца, либо бьетесь изо всех сил, взбивая масло из молока низкой жирности.
Без примеров, впрочем, все утверждения непоказательны — поэтому я принес пруфлинки. Далее я буду показывать кейсы: сайт клиента, ссылку на соцсети владельца, и комментировать кейс в целом — факап это или история на миллион.
Бизнес в массовой нише: наслаждайся, пока вода не закипела
Пластиковые окна, ремонт квартир, бухгалтерия на аутсорсе, натяжные потолки, шины, диски, бытовая электроника. Одежда, обувь, косметика. Здоровое питание. Строительство домов. Автосервисы. Примеры можно приводить бесконечно, но суть того, что такое «массовая ниша», думаю, понятна.
Как правило, в таких тематиках есть от 3 до 5 игроков, у которых все хорошо, — они давно работают и делят между собой 50-70% рынка. Если это пластиковые окна — то в каждом регионе это локальные игроки, если одежда — то лидером будет условный Wildberries с федеральным охватом. За оставшуюся часть пирога борются десятки компаний, балансирующих около нуля либо работающих в убыток. Их в буквальном смысле десятки и сотни, они постоянно закрываются и открываются.
Общая черта новичков в массовых нишах — низкий порог отсечения по компетенциям. И иллюзия простоты запуска «свечного заводика».
— Пацаны, давайте бизнес замутим.
— Оке, а чё делать-то будем?
— Ну, давайте окна ставить / ремонт делать / машины чинить.
Через полгода бизнес приходит к закономерному концу, разумеется, — но старт был таким простым и приятным, ведь не нужно специальных знаний, чтобы начать продавать запчасти, верно?
Что не так с экономикой в массовых нишах
Чаще всего у «мелочи» не сходится экономика привлечения клиентов — хуже отдел продаж, меньше апсейлов, выше закупочные цены. В пластиковых окнах одна заявка стоит от 1200 до 1800 рублей, в натяжных потолках — от 700 до 1500. Это затраты на рекламу, чтобы получить один контакт с клиентом. Из 3-4 заявок получается один договор: чтобы привлечь одну оплату от клиента, нужно потратить от 3 до 6 тысяч рублей. И если цена закупки высока, то эти затраты просто съедают прибыль.
Это дорого, но это не предел — если вы продаете недвижку в Сити, один (!) контакт с клиентом, тупо одна заявка — обойдется вам в 7-10 тысяч рублей, рентабельная стоимость договора — до полумиллиона.
Вот еще несколько примеров.
Ремонт квартир в МСК — 1500-2000 рублей за заявку, в регионах — 700-900 рублей, если брать миллионники. На этом проекте в Москве получилось 1200 рублей за 3-5 лидов в день, но — после почти трехмесячной оптимизации кампаний.
Автосервисы — от 500 до 1200 рублей за заявку, в зависимости от специализации, из 4-5 заявок — 1 приезд, то есть тачка на подъемнике обойдется в 2-4 тысячи рублей.
Одежда и обувь — это жопа, но, как говорится, «есть нюансы». Если бренд ноунейм или шмотки совсем массмаркет — заказ в интернет-магазине будет стоить 2000+, люди смотрят, но не покупают. В то же время оптом все продается отлично — одежда, текстиль, обувь, бытовая химия, еда, простыни, полотенца, за заказ заплатите от 400 до 800 рублей. Хорошо продаются специализированные бренды — большие размеры, экип для разных видов спорта, главное — чтобы на бренд был хоть какой-то спрос.
В массовом ритейле, там, где большой ассортимент, все очень сильно завязано на МРЦ — минимальную рекомендованную цену — и то, насколько за ней следит производитель. Хороший пример — kitchen-time.ru, 100+ брендов, посуда и кухонная утварь. Там, где производитель внимательно следит за МРЦ и «наказывает» бренды, закрывая отгрузки — есть маржинальность и экономика привлечения заказов «бьется». Где с МРЦ хаос — всегда найдется магазин, который продаст с наценкой 1-2% и завтра умрет. Стоимость продажи в этой нише — 1000 рублей в Google и 2000 рублей в Яндексе, вот тут про это рассказывает владелец. Вывод — обязательно анализируйте бренд не только с точки зрения спроса и «скидки», которую вам дали, но и с точки зрения того, как бренд работает с МРЦ.
Конечно, из кипятка таки можно выпрыгнуть
У нас были кейсы, когда за счет агрессивности на рынке, хорошо просчитанного бюджета или высоких компетенций получалось «подвинуть» крупных игроков.
Пример: kpk-sodeistvie.ru — управлющий Валерий Богинский (VK, FB). Массовая, жесткая, конкурентная ниша — кредитование, однако на локальном рынке в Екатеринбурге — это один из сильнейших игроков. В результате агрессивной контекстной рекламной кампании, цитата: «за полгода мы получили столько же заявок, сколько ранее — за 3 года» (пруфлинк на YouTube). Средняя стоимость заявки — от 400 до 900 рублей.
Классика «дорогих» ниш — недвижка. Пример — souzgel.ru, квартиры в Геленджике, Сочи и других. Там два типа клиентов — это местные, у них денег мало и покупают они плохо; и люди с деньгами из регионов и Москвы — квартира для детей, жен, на лето, ну и спрятать в метры лишний кеш. Цена за лида здесь на удивление разумная — до 800 рублей, и их много — 10-15, иногда до 20 в сутки. Пруф — можно посмотреть видео с владельцем, можно напрямую с ним переговорить в ФБ.
Еще одна интересная история — игры с LTV. У нас в клиентах был зоомагазин, который доставлял на дом большие пакеты корма для собак. Ребята наладили клиентский сервис, доставку и изучили статистику — какой процент пользователей закажет второй раз, а кто продолжит и будет заказывать год или больше. Это дало возможность свободнее обращаться с бюджетом — пусть первый заказ будет в минус, но со второй доставки окупимся, с третьей — начнем зарабатывать.
Иногда, впрочем, бывают такие кейсы, когда оборот, в том числе рекламный, у компании большой, а маржинальность — в районе пары процентов. И тогда спасают вот такие лайфхаки; условные 70-80 т. р. на халяву с бюджета в 1 миллион — никому не лишние.
Бизнес в узкой нише: шевели лапками, а то сдохнешь
Главная фишка здесь — то, что я называю «ценз компетенций». В узких нишах — низкая конкуренция, высокая маржа, дешевый трафик, не избалованные клиенты и мало предложения. Плата за это — невозможность зайти в бизнес «с улицы». Основатель или владелец должен исходно обладать неким уникальным опытом, умениями, знаниями, которые он по сути и перепродает.
Чаще всего именно такие люди молча зарабатывают кеш, пока другие собираются валить.
Главная проблема узких ниш — дефицит трафика. У нас был кейс с разным оборудованием для ЖКХ: оно маржинальное, дорогое, но там потолок в 8-12 заявок с одного сайта в сутки, если крутить рекламу на РФ. Ну ОК: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. В таких случаях полезно сделать 3-4 клона: сайты с другими контактами, адресами и дизайном; но лить звонки все равно в один колл-центр.
Экономика простая, если откручивать весь пул сайтов по одним и тем же ключам: 1 сайт — 10 уникальных заявок, 2 сайта 16-18 уникальных заявок, 3 сайта одновременно — 23-24 уникальных заявки в сутки.
Вот тут есть подробный гайд о том, как это сделать самому, если вы как раз планировали расширить отдел продаж.
Самое главное тут — понимать несколько простых истин:
1. Каждый новый сайт — это новые лиды, которые не конвертнулись на предыдущем сайте.
2. Яндексу и Гуглу в целом на это наплевать — вы ведь несете бабки в контекст? Ну и не переживайте, просто соблюдайте формальные правила безопасности сети сайтов — это не сложнее, чем пользоваться презервативом.
3. Когда вы запускаете клон, вы УЖЕ знаете, какие ключи дают сделки и лиды (если вы, конечно, умеете в аналитику) — не надо тратить бюджет на тесты и оптимизацию.
А вот теперь детали по кейсам в узких нишах — там, где могу их рассказывать
mountainguide.ru — владелец Сергей Баранов (VK, FB). Классический бизнес в узкой нише: Сергей умеет водить в горы тех, кто там никогда не был — и это отлично продается в контексте. Причем не только внутри страны, но и «на экспорт»: англоязычная версия генерит лиды из контекста в Америке, Германии, Англии — пруфлинк на YouTube. Стоимость лидов — 1200 рублей за штуку.
А вот это история очень поучительного факапа: incubonline.ru. Ниша сравнительно узкая, торговля фермерским оборудованием. Грубо — около 2000 лидов в месяц, в среднем по 300 рублей за контакт — мы вели этот проект с самого рождения. В 2016-17 году — 1-1,5 млн чистой прибыли в месяц. В 2019 году «обеление» расчетов и снижение платежеспособности населения сожрало большую часть маржи, при том что количество заявок увеличилось — вот тут пруфы и большой лонгрид на VC.RU для любителей разобраться в причинах. Вин в маркетинге и фейл в деньгах, много лидов и мало денег в кармане у основателя.
rg.ht — крутой и модный финтех, конкретно — робэдвайзинг. Узкая ниша, требует суперкомпетенции, надо уметь не только в разработку, но и в согласование сотен бумажек со всеми, от ЦБ до налоговой. Прямого спроса на услугу почти нет, поэтому приходится продавать тем, кто еще вчера ничего не знал о робэдвайзинге, но имеет свободные деньги, чтобы экспериментировать с инвестициями. Как ни странно, люди перестали бояться инвестировать удаленно — первые оплаты от рекламного трафика пришли уже через 2 недели после старта кампаний. Больше деталей, увы, под NDA.
12-24.info — luxury-тема, оригинальные швейцарские часы за десятки тысяч долларов. Обычно считается, что luxury не продается в контексте, но тут совпало 3 фактора: очень точный подбор ЦА, длительная оптимизация и отличный оффер — проект продает оригинальные часы дешевле официалов, причем такие, которые официалы в Россию не возят.
metalfachtg.com.ru — хороший пример того, как за год или около того с нуля построить бизнес с оборотом 5-6 млн рублей в месяц, имея за пазухой только контекст и сеошку. Вот видео, в котором все рассказывается — а вот ФБ владельца.
Автосервисы: выгоднее узкая специализация
В автотеме выгоднее развивать узкие, нишевые сервисы, нежели обычные «колодки-масла-шинмонтаж-кузовщина».
Несколько важных советов:
• Это НЕ торговля запчастями, там почти нет денег;
• Это специализированная услуга, в который плохо умеют масс-маркет сервисы: ремонт АКПП, ТНВД, пневмы,
• Средний чек — желательно 10-30+ т. р., тогда экономика будет сходиться.
anti-shum.ru — шумоизоляция авто. Студий по шумке сейчас немало, конечно, но в этом бизнесе очень важны репутация и рекомендации — никто в своем уме не даст «левым» людям разбирать до потрохов новый, из салона, бумер. У «Антишума» — 10 филиалов по всей России, бизнес, завязанный на компетенциях и портфолио. Из контекста на таком фундаменте можно построить стабильный поток в 10-15 заявок в сутки — вот VK Дмитрия Амелина, владельца, а вот видео, где он про все рассказывает сам.
kompressorauto.ru — тут мы делаем лид в районе 300 рублей, пруфлинк лежит на YouTube. Конверсия в заказ здесь высокая, потому что новая пневма стоит как крыло от боинга; на пятилетнем туареге новую поставить — проще его продать. А починить / восстановить — быстро и недорого, в итоге бизнес развивается и процветает.
В то же время с сервисом широкого профиля japimotors.ru все было впритык по рентабельности — замена масла и колодок на «японцах» тяжело продается в контексте, услуга массовая, конкуренция высокая, трафик дорогой — а чек низкий. В итоге прибыли — ноль.
Лягушки покрупнее: В2В так легко не вскипятить
В целом B2B за счет большей маржи в среднем по больнице чувствует себя лучше, чем B2C; в рознице часть и без того небольшой маржи сожрали онлайн-кассы.
Впрочем, заранее не угадаешь. Например, так сложилось, что мы много раз работали на коллег по рынку, приводили заявки на SEO из контекста (знаю, грешновато, но что уж тут). И тут очень ярко проявилась разница внутренних бизнес-процессов. Взяли две крупных, уважаемых, известных SEO-студии. В одном случае люди до нас привлекали заявки по 4000-5000(!) рублей за штуку, мы сделали за 2500 руб. — разумеется, это вин, все круто, дайте два.
Во втором случае — даже заявки по 1500 руб. уже не вписывались в экономику. Меньше цикл жизни клиента, другие тарифы → меньше средний чек, слабее отдел продаж. И вот тут уже наш кейс «а вот мы вам заявок по 2500 сделаем», восприняли как «да вы ****** [офигели], это дорого» — хотя услуга одна, и рынок один, и ключи по сути одни и те же. Догадайтесь, за кем останется рынок.
В каких В2В-нишах точно есть жизнь (проверено на собственном опыте)
HORECA — пока сетевые кафе зарабатывают обналом, оборудование для ресторанов и автоматизация общепита чувствуют себя куда лучше, такие как avktop.ru.
Производство интерактивных киосков — zorgtech.ru — узкоспециализированный B2B. Как ни странно — из контекста могут приходить и госы, и музеи, и университеты.
Аренда спецтехники — на этом рынке именно в Москве спрос однозначно превышает предложение. Масштабное строительство — ЦКАД, метро, дороги, недвижка — выгребает с рынка всю доступную технику. Сейчас здесь делаем 50-70 заявок в день, в следующем сезоне планируем делать около 100 в сутки.
Производство пищевого оборудования — besteq.ru. Трафика сравнительно немного, и он дорогой, но маржинальность позволяет выкупать его по максимуму. Отзыв говорит сам за себя: «. средняя цена клика до настройки рекламной кампании была в среднем 51 рубль, сейчас 23 рубля! . мы получаем фактически в 2,5 раза больше посетителей, а количество качественных лидов — выросло почти в 2 раза!», тут можно убедиться в его достоверности.
А эти жабы даже в кастрюлю не поместятся — но трудности есть и у них
Про крупный бизнес рассказывать не так интересно — мы работали с MOEX, «Актионом», ЭТП «Газпромбанка», «Синергией» и многими другими — только банков уже 4 бренда в портфолио. Как правило, там обратная проблема — KPI по стоимости лида ты можешь выполнить почти всегда, а вот по количеству — далеко не факт, поэтому приходится придумывать таргетинги, которые не пришли в голову конкурентам.
В таких сферах как РКО и B2B-кредитование мы используем лайфхак: в качестве ключевых слов отлично работали названия B2B-биллингов всех банков России, запросы вида «опт мяса», «опт рыбы» и другие, которые таргетировали не потребность в услуге, а принадлежность к самой профессии предпринимателя — таких запросов набралось около 400-500 тысяч; и да — они приносят заявки на РКО и B2B-кредитование, сильно дешевле чем в среднем по рынку.
Недавно мы делали проект большого кредитного маркетплейса; кто работает в этой теме, может поговорить с Дмитрием Глущенко. Несколько сот тысяч ключевых слов, 3-4 спеца на фуллтайме в течение 3-4 месяцев — и можно получать сотни заявок на 40-80% дешевле ключевых конкурентов.
ОК, хочу так же — что делать?
Мы помогаем выбраться из кипятка или сбить масло побыстрее — но есть свои условия. Мы работаем и с новичками, и с теми, кто рынке по 20 лет, — но все они сначала получают от нас прогноз — сколько будут стоить лиды, какой бюджет, какие ключи — и только потом принимают решение.
Нам нужны только те, кому мы реально можем помочь. Не можем — не берем деньги.
Чтобы оценивать, кому помочь реально, а кому нет, мы в MOAB уже 4 года накапливаем статистику о том, сколько стоят заявки в разных сферах, и совершенствуем внутренний отдел прогнозирования. На данный момент статистика накоплена по 4000 сайтов и 340 нишам, если учитывать узкие проекты.
Итак, каков наш план:
• С вами связываются наши аналитики и задают вопросы о бизнесе и его экономике — вы отвечаете.
• Затем мы берем паузу на 5-6 дней. За это время мы бесплатно собираем семантическое ядро для вашего проекта и с точностью 15-20% прогнозируем трафик, бюджет и стоимость заявок.
• Присылаем вам эту информацию. Если цифры вам подходят — начинаем работать.
• Если цифры «не бьются» — никто никому ничего не должен. Ядро остается вам.
Думаю, вы знаете эту классическую рекламу — «Бог создал разных людей, больших и маленьких, но полковник Кольт создал револьвер 45 калибра и уравнял шансы». Не думаю, что сможем помочь с револьвером — не та страна; но уравнять шансы — вполне в наших силах.
Я не буду обещать счастья и полный матрас кеша; это было бы неправдой. Но лиды я обещать могу — и заранее скажу, сколько стоит одна платежеспособная заявка. Если вы умеете превращать заявки в деньги — набьете полный матрас кеша; если же нет — может и вправду, пора валить?