Ощущаем нехватку груза в пикапе Mercedes-Benz X-класса
Российские продажи стартуют во втором квартале 2018 года. Обещают, что Mercedes будет на 10−15% дороже пикапа Volkswagen Amarok в сравнимых версиях. В Германии X 250 d 4matic c «автоматом» стоит от 41 780 евро (около 2,8 млн рублей) ― всего на 800 евро дороже похожего Амарока.
В салоне Мерседеса X-класса работали дизайнеры, а не плотники или каменотёсы. Даже в «голой» версии Pure приятно смотреть на смелые формы передней панели и сдвоенные дефлекторы. Металл везде прикрыт. В дорогих комплектациях добавлены мягкие элементы над приборной панелью и на дверях. Да и без них по воспринимаемому качеству это действительно Mercedes среди пикапов. Угадать в нём немолодой рамник Nissan Navara можно разве что по линии остекления, кнопкам обогрева сидений на боковинах кресел да отсутствию регулировки руля по вылету.
Сиденья топ-версий с сильно развитой боковой поддержкой достойны дорогого седана. Базовые площе, но тоже удобны. Ниссановская кабина переработана полностью, только боковые стёкла неизменны. В высоту она выросла на три сантиметра (этого не чувствуется), а в ширину ― на все семь. На задней лавке минимален запас пространства по коленям, зато тут, скорее всего, поместятся три детских кресла или бустера. Два встанут на Изофиксах, а между ними — ещё добрых полметра. Жаль, мелочи пристроить трудно: спинка не откидывается, под подушкой предусмотрена лишь пара небольших инструментальных отсеков. Бардачок мал.
По размером кузова X-class сопоставим с вместительным одноклассником Isuzu D-Max, причём европоддон встаёт между колёсными арками даже поперёк. Грузоподъёмность автомобиля в европейской спецификации достигает 1100 кг, но для России Х-класс будет омологирован так, чтобы этот показатель не превышал тонну. Тогда въезд в пределы московского Третьего кольца останется открытым. А ещё ― к нам будут поставляться машины только с увеличенными на 20 мм клиренсом и ходом сжатия. На таких я и ездил.
Несмотря на унаследованную от топовых Навар пружинную заднюю подвеску, едет Х-класс скорее по-грузовому. Сравнивать плавность хода с кроссоверами или лёгкими внедорожниками не стоит ― пустой пикап козлит на асфальтовых волнах и сотрясает кузов колебаниями неподрессоренных масс на средних неровностях. Энергоёмкости, впрочем, хватает, особенно на маленьких 17-дюймовых дисках. Радует недостижимая для рессорников согласованность работы передней и задней подвесок. Хотя самый важный вопрос ― как поведёт себя гружёный автомобиль ― остался за рамками теста.
Пустой Mercedes приятен в поворотах. По пикаповским меркам кренов нет. На движения баранкой пятиметровый мастодонт реагирует с неожиданной точностью, почти без задержки. А ещё он отлично держит прямую. И только «длинный» руль в три с половиной оборота, налитый вязковатым фоновым усилием, выдаёт и прародителя, и грузовую сущность машины. Большинство кочек приходят ударчиками на руки водителя. Здесь — гидроусилитель, поэтому и система противодействия уходу из занимаемого ряда лишь тревожно потряхивает рулевую колонку, но не подруливает сама.
Mercedes ― самый тихий пикап на моей памяти! На скоростях за сотню в салоне не слышно дизельного рокота, лишь слегка «дышит» ветер в районе зеркал и подпевают универсальные шины Continental CrossContact LX2. Отлично «развязаны» высокочастотные вибрации ― разве что иногда на низких скоростях проходит дрожь от мелких камешков в асфальте. Дешёвым ниссановским наследством остались только громкое тикание поворотников и писклявый звуковой сигнал.
Все российские Х-классы будут полноприводными, но первое время — только с жёстким подключением передка для тяжелых дорог. Задействовать его можно на скоростях до 80 км/ч, но для активации понижающей передачи придётся остановиться. На сухих грунтах Чили вопросов к проходимости не возникает ― даже задний бампер не мешает на перегибах. Кстати, при заказе от него можно отказаться. Электроника, включая систему помощи при спуске с холма, настроена на мягкую и аккуратную работу газом, однако «автомат» в ручном режиме, увы, сам переключается вверх. И вместо заявленных 222 мм под балкой заднего моста я намерил только 210.
Младшему X 220 d (163 л.с.) положена только «механика». Поэтому тестовые X 250 d 4MATIC с семиступенчатыми «автоматами» будут самыми популярными, хотя динамика 190-сильной версии ― не пушечная. Управлять тягой удобно, «автомат» плавен и предсказуем… Но, чувствую, c тонной в кузове обгоны станут затруднительны. Топ-модель X 350 d с турбодизелем V6 (258 л.с. на европейском рынке), постоянным полным приводом и чуть более жёсткой подвеской придётся ждать до середины 2018 года. И непонятно, сколько она будет стоить.
Предыдущий легко-коммерческий совместный проект «каблучка» Citan на базе Renault Kangoo явно кое-чему научил мерседесовцев. По их словам, доля немецкого инжиниринга там не превышала пяти процентов. Отсюда и скромные продажи при балансировании на грани прибыльности. А пикап X-класса «свой» как минимум на треть. При этом он не занимает производственные мощности самого Даймлера, а выпускается на заводах Nissan в Европе и Renault в Южной Америке. Сильно не рискуя и обходя крупнейший рынок США, Mercedes зашёл в новую для себя рыночную нишу, даже не очень зная целевую аудиторию. Мол, будут брать и мастеровые, и семьи с детьми.
Как бы ни манила трёхлучевая звезда, я бы не стал менять семейный кроссовер на Х-класс. Это всё-таки лёгкий грузовичок, а не спортхозяйственник. Лоск в нём заметен только на фоне прямых конкурентов. Неспроста за разработку Х-класса отвечал не пассажирский департамент, а коммерческое подразделение Mercedes-Benz Vans. Не надо забывать о законодательных ограничениях перемещений по Москве и необходимости избегать левых рядов широких трасс. Однако если душа лежит именно к пикапам и финансы позволяют, то Toyota Hilux и Volkswagen Amarok больше не кажутся выбором «по умолчанию».
Замена колеса
Проколоть шину на пикапе ― целое приключение, потому что почти всегда запаска у таких машин крепится снизу, под кузовом. Специально этого приключения я не искал, но сигнал на щитке приборов дал понять, что оно само нашло меня. Обиднее всего то, что ехали в этот момент по автостраде и ни на что подозрительное не наезжали.
Домкрат и балонный ключ достаются из-под заднего сиденья. Там же находится набор удлинителей для вращения домкрата и лебёдки опускания/подъема запасного колеса. Если не знаешь, как со всем этим обращаться, ― без потери 10−15 минут на чтение инструкции не обойтись. Опустив колесо лебёдкой, надо вынуть из него крюк ― и вот тут не испачкаться не получится никак. Отрадно, что сама запаска оказалась полноразмерной, на литом диске ― диск даже защищён от царапин специальной резиновой накладкой.
Сборка, как говорится, осуществляется в обратном порядке. Пугаться лебёдки не нужно ― усилие на ней существенно меньше, чем на домкрате или баллонном ключе. Главное ― чтобы колёса всегда спускали на чистых чилийских дорогах при температуре плюс 15, а не российской зимой, когда всё брюхо залеплено мёрзлой жижей.
Премиальный пикап: тест самой крутой версии по нашим дорогам
Мерседесовцев в скромности не упрекнешь: «первый премиальный пикап» — вот как подается X‑класс на официальном сайте марки. С чего бы вдруг первый-то? А как же совершенно несусветный (в самом лучшем смысле этого слова) Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6 образца 2013 года? Вот уж пикап так пикап — премиальнее некуда!
Mercedes-Benz X 350 d
Длина / ширина / высота / база 5340 / 1920 / 1819 / 3150 мм
Кузов: длина / ширина / высота 1587 / 1560 / 431 мм
Полная масса 3150 кг
Двигатель дизельный, V6, 24 клапана, 2987 см³; 190 кВт/258 л.с. при 3400 об/мин; 550 Н·м при 1400–3200 об/мин
Время разгона 0–100 км/ч 7,9 с
Максимальная скорость 205 км/ч
Топливо / запас топлива ДТ / 73 л
Расход топлива: смешанный цикл 9,0 л / 100 км
Трансмиссия полный привод; A7
Скажите OM…
Уже давно не секрет, что X‑класс состоит в близком родстве с пикапом Nissan Navara третьего поколения (заводской индекс D23). Однако родство не означает тождественности: машины делят одну платформу, имеют общие агрегаты и даже выпускаются на одном заводе в Барселоне, но различия между ними знаменательные.
У «икса» доработанная рама, сильно видоизменена подвеска, оригинальная кабина, а дизайн и цена — абсолютно немецкие.
На базовые версии ставят двигатели от Навары: 2,3‑литровые турбодизельные «четверки» из арсенала Renault-Nissan, которые сочетаются с трансмиссией part-time (но предлагают выбор между механикой и автоматом). А вот топ-версия — это нечто особенное.
Турбодизель V6 у немцев собственный — это 3-литровый OM642: двигатели этого семейства дебютировали на легковушках и внедорожниках Mercedes-Benz в 2005 году. За годы существования мотор оброс различными модификациями, а под капотом X‑класса обжилась версия мощностью 258 сил.
Трансмиссия тоже отличается от более простых модификаций: это настоящий «фирматик», сделанный по той же схеме, что и у нового Гелендвагена. То есть не «парт-тайм» никакой, а постоянный полный привод с распределением крутящего момента в соотношении 40:60 в пользу заднего моста.
Коробка передач 7G-Tronic Plus тоже своя, мерседесовская. И раздатка с понижайкой другая — с передаточным числом 2,9 (вместо 2,7 у четырехцилиндровых машин). В качестве опции доступна блокировка заднего дифференциала, и на нашей машине она как раз есть.
Алле-опции!
Упоминание слова «опции» вынуждает меня завести разговор о цене. Прайс-лист открывается суммой 2 899 000 рублей за версию X 220 d (163 л.с.), но эта машина — скорее для красоты ценообразования: кому нужен Mercedes «на руке»?
X‑класс здорового человека — это как минимум 190‑сильный X 250 d с автоматом за 3 169 000 рублей. Пикап же с мотором V6 только стартует с 3 875 000 рублей, и опциями легко накрутить сверху еще миллион — а то и больше, как это произошло с нашим автомобилем: без малого пять миллионов! Если быть точным — 4 976 146 рублей. И 38 копеек. Да, это полный фарш. Но я даже не хочу фантазировать на тему того, что еще можно купить за такие деньжищи!
Однако если абстрагироваться от цены, то следует признать: Mercedes-Benz X 350 d — это самый логичный и самый правильный из «иксов». Всемогущий мотор бьет копытом, с нескрываемым энтузиазмом выплескивая тягу на все четыре колеса на любом покрытии. Автомат работает безукоризненно, и машина мчит вперед под негромкий, но довольно приятный звук «шестерки».
Я поездил по кроссовой трассе и получил сдержанное удовольствие: с отключенной системой стабилизации выставить машину боком несложно, но стоит немного перебрать с углом — и электроника тут же спохватывается, заставляя мотор сбрасывать обороты. Всё ради безопасности.
И все-таки общение с Икс-боссом оставило меня в неоднозначных чувствах. С одной стороны, это лучший из пикапов — и по ездовому комфорту, и по отделке салона. Дорого? Зато Mercedes! Непосредственных конкурентов у X 350 d, пожалуй, и нет. Ближе всех к нему подобрался Volkswagen Amarok V6, который тоже может похвастать автоматом и постоянным полным приводом, но лишен понижающей передачи — в отличие от топ-версии Х‑класса. А серых «американцев», оснащенных бензиновыми движками V8, сравнивать с официальным «мерсом» как-то не совсем корректно.
Но вот ведь какое дело: даже самый немецкий по начинке «икс» не воспринимается стопроцентным Мерседесом. Среди пикапов — да, это однозначно Mercedes. А вот среди Мерседесов — не совсем, увы.
Грузовичок
Грузоподъемность Х‑класса специально сделали меньше тонны, чтобы он беспрепятственно мог проезжать в центр Москвы. А вот полная масса 3150 кг накладывает определенные ограничения на перемещения за пределами грузового каркаса, который действует в некоторых административных округах столицы и запрещает проезд грузовиков полной массой более 2,5 тонны. Штраф — 5000 рублей, но только если попадешься в лапы инспектора ДПС, поскольку камеры не отслеживают перемещений вне каркаса.
Дребеденьги?
Для нашего рынка 258‑сильную «шестерку» не стали сертифицировать под 249 сил по аналогии с легковыми Мерседесами: с точки зрения налогообложения пикап — это грузовик, применительно к нему ежегодный оброк не столь суров — «всего» 70 рублей за силу против 150 рублей для легковушек. Посему транспортный налог на Mercedes-Benz X 350 d — 18 060 рублей. А будь это внедорожник, ежегодная мзда в пользу государства составила бы 38 700 рублей (и это без повышающего коэффициента за роскошь).
Редакция благодарит главного тренера эндуро-мотошколы DRCenduro Александра Самойлова, а также президента автомотоклуба Галлакс Сергея Кишканова за помощь в организации съемки.
Тест-драйв Mercedes-Benz X-class. Ложка дегтя
Не секрет, что европейская любовь к пикапам пришла из США. Но там эти грузовички — важная составляющая образа жизни и менталитета. Речь идет, конечно, не о Нью-Йорке и других мегаполисах, а о настоящей Америке — «одноэтажной». Пикапы же в Европе — всего лишь модный тренд, не более.
Mercedes-Benz X 350 D 4Matic Цена: от 3 991 000 р. В продаже: c 2018 г.
Не думаю, что в России пикапы станут до такой степени культовыми автомобилями, как в США. Более того, не уверен, что и в Европе удастся привить американскую любовь, но, судя по всему, попытки будут. Только у нас в продаже я насчитал почти десяток пикапов. Этим, видимо, и объясняется столь стремительный бросок на европейский рынок компании из Штутгарта со своим пикапом Mercedes-Benz X-class. Хотя, простите, я несколько неточен в определении, сказав «со своим». Сегодня сделать что-либо в одиночку чрезвычайно затратно. Особенно когда необходимо быстро отреагировать на запросы рынка. Коллективное «творчество» стало нормой. И, признаюсь, ничего предосудительного я в этом не вижу. Что, например, плохого в объединении усилий альянса концернов Daimler и Renault−Nissan? Что плохого в том, что фургон-малыш из Франции Renault Kangoo легким движением мысли и фейслифта превратился в Mercedes Citan? Это нормально! Поэтому смешно упрекать творцов из Штутгарта в использовании в качестве базы для своего Х-класса Nissan Navara пятилетней давности. Тем более что у «Навары» уже есть брат-близнец — соплатформенник Renault Alaskan. Более того, Mercedes-Benz X-class существенно отличается в лучшую сторону от «француза» не только экстерьером, интерьером, комфортом, но и качеством отделочных материалов.
Качество отделки салона на высоком уровне.
К сожалению, регулировка руля — только по наклону.
Задний ряд при внешней привлекательности не очень удобен.
Сидя справа, я убедился в отменной шумозвукоизоляции и поглощении вибраций. Не к чему придраться — немецкое качество, размышлял я, оказавшись на зимнем тесте X-class во Владимирской области. Тем временем дорога перешла с асфальта на проселок, а следом и на совершенно разбитый грунт. «Немца» швыряло из стороны в сторону, бросало вверх-вниз, но он достойно, с упорством танка шел вперед. В салоне, конечно, было невесело — трясло и бросало, но другого на такой трассе и быть не могло. Спустя несколько часов пытки я сам сел за руль. Коллега попросил меня проехать по специальной грунтовой площадке в управляемом заносе. Выставив нужный режим движения, я исполнил его просьбу. Автомобиль хорошо управлялся даже в закритичном заносе, когда задние колеса то и дело норовят обогнать передние. Оставшись за рулем после «показательных выступлений», я вдруг понял, что никак не могу найти правильную посадку. Регулировки руля по вылету нет (только по наклону), вот и получается — ногам удобно, а до руля не дотянуться. Берусь правильно за руль — ноги в коленях буквой «Л» скрючены так, что в живот упираются. Причем, поверьте, живот тут совершенно не виноват! Тогда я реально замучился терзать регулировки. Может, подумал, ростом не вышел — мои 170 см не под этот вездеход? Спросил коллегу (у него рост без малого 190 см), как ему сиделось. И он, используя экспрессивную лексику, объяснил, что тоже никак не мог найти компромисс между руками и ногами.
Стандартно-привычное расположение панелей управления.
Камеры кругового обзора — только в дорогих комплектациях.
Я, как инженер и конструктор, конечно, понимаю, что, взяв за основу уже готовый автомобиль, очень накладно его переделывать. Чтобы сделать регулируемый вылет руля, надо переделать весь блок управления, включая педали, и это еще полбеды. Необходимо заново пройти все испытания, крэш-тесты и сертификацию, а это уже миллионные затраты и уйма времени. Подобные рассуждения инженера-конструктора понятны. Но, согласитесь, покупателю, решившему отдать более четырех миллионов рублей, это как-то фиолетово! Если же забыть про посадку буквой «зю», мне за рулем все понравилось: динамика разгона-торможения, управляемость-устойчивость, двигатель с коробкой, трансмиссия во всех режимах и многое другое.
Диагональное вывешивание для Mercedes X-class не проблема.
В завершение программы решил войти и в роль пассажира, сидящего сзади. Внешне казалось, что второй ряд сидений не должен вызывать проблем. Но увы! Он создан для малышей или братьев наших меньших. При вроде бы удобных креслах под ногами явно не хватает глубины! Колени сильно согнуты, и в такой позе далеко не уедешь. А по ухабам в адрес производителей, полагаю, много интересного будет сказано. Вот такой у компании из Штутгарта первый в ее истории пикап получился.
Его «папа» — пикап Nissan Navara образца 2014 года.
Технические характеристики Mercedes-Benz X 350 D 4Matic
258-сильный дизель отлично показал себя во всех режимах теста.
- Высокая проходимость, хорошая грузоподъемность, отменная звукоизоляция.
- Плохая эргономика водительского сектора (регулировка положения руля, затрудненный доступ к системам управления), неудобные задние сиденья.