ГАЗ Тигр самый лучший в мире внедорожник
Многоцелевой автомобиль газ тигр предназначен для использования в труднопроходимых местах. Он имеет несколько модификаций, среди которых бронеавтомобиль, гражданский внедорожник, военный или полицейский автомобиль. На данный момент «Тигр» производится Арзамасским машиностроительным заводом (АМЗ). ГАЗ «Тигр» — самый лучший в мире внедорожник, по мнению военных экспертов.
Небольшой экскурс в историю
История создания многофункционального внедорожника берет начало в 1999 году. Прямым заказчиком выступила промышленная группа из Объединенных Арабских Эмиратов Bin Jabr Group Ltd (BJG). В свою очередь, она стала посредником между производителем, ЗАО «Промышленные компьютерные технологии», и заказчиком, компанией принадлежащей королю Иордании King Abdullah II Design and Development Bureau. Общая сумма инвестиций в проект составила 60 млн. долларов США. Причиной данному заказу послужило недовольство арабских военных сил американским HMMWV. Дело в том, что вездеход США оказался слишком дорогим для ремонта и обслуживания. Поэтому, можно считать, они вполне обоснованно обратились к более дешевому, но не менее качественному производителю.
Помимо собственных инженеров, конструкторское бюро АМЗ подключило к проекту специалистов с завода ГАЗ и нескольких авиационных предприятий. Тех. задание включало следующие требования:
- высокая технологичность для производства и ремонта;
- надежность работы в условиях пустынной местности;
- простота конструкции отдельных узлов автомобиля;
- способность преодолевать водные участки с глубиной до 1, 2 м;
- хороший внешний дизайн модели и удобный вместительный салон.
Кроме того, время создания «Тигра» было сильно ограничено. Конкретные сроки официально озвучены не были, но внедорожник был готов уже в марте 2001 года. Презентация автомобиля прошла в Абу-даби на выставке военной техники IDEX-2001. «Тигр» был принят очень радужно, и, по контракту, ему предстояло пройти шестимесячные испытания. Но в тот самый момент интерес к проекту со стороны BJG исчез по неизвестным причинам.
Единственное, были слухи, что с помощью «Тигра» военные силы ОАЭ хотели выбить снижение цен на HMMWV у американских производителей. Кроме того, предприятие Advanced Industries of Arabia, которым владеет BJG, начало выпуск схожих моделей собственного производства под названием Nimr в 2005 году.
Как следствие, права на автомобиль, а также, все дальнейшие финансовые затраты легли на изготовителя. Это во многом развязало руки конструкторов, так как они смогли отказаться от нужды готовить внедорожник к пустынным условиям. Кроме того, положительно на судьбу «Тигра» повлиял контракт с МВД России, по которому финансирование проекта обеспечивалось внутренними силами государства. В дальнейшем был, также, создан прототип газ 2975 тигр для военных сил РФ. Кстати за бронированный газ 2975 тигр цена на сегодняшний день составляет аж 150000 долларов.
На данный момент АМЗ выпускает 5 модификаций внедорожника. Из них, лишь ГАЗ-233001 имеет гражданское назначение. Помимо этих моделей, в скором времени запуска в серийное производство ожидает новое поколение автомобилей ГАЗ-3121 «Тигр-2». Его прототип впервые был презентован еще в 2006 году. Сейчас серьезных масштабов набирает рекламная компания этого «монстра». Целевое назначение этого внедорожника — только гражданское использование. Разработчики ожидают, что ГАЗ-3121 потеснит с российского рынка американские Hammer H2 и H3.
Габаритно-массовые характеристики
Но давайте вернемся к нашему газ тигр 2330. Он имеет впечатляющие габариты. Длина кузова колеблется от 5100 для гражданского до 5700 для военного внедорожника. Ширина колесной базы составляет 1840 мм, а всего автомобиля 2200 мм. Полная высота 2330 равна 2 м. При этом бронированная модель выше еще на 50 см.
«Тигр» имеет впечатляющий размер дорожного просвета, который равен 400 мм. Это значительно больше, чем у того же Хаммера, и позволяет автомобилю преодолевать на своем пути любые возможные препятствия. Конструкторы заявляют, что максимальный угол езды для данного внедорожника составляет 52°.
Полная масса для модельного ряда 2330 колеблется от 6100 до 7200 кг. При этом грузоподъемность доходит до 1, 5 тонны. Автомобиль имеет два бензобака объемом 68 литра каждый. Что немаловажно при расходе топлива 25 л на 100 км.
Конструктивные особенности корпуса
Корпус автомобиля держится на полностью сварной раме. При этом конструкция напоминает крыло самолета с продольными лонжеронами и поперечными балками. Тигр имеет в конструкции два поперечных рычага с БТР, к которым крепится торсионная подвеска. Сама подвеска внедорожника конструктивно состоит из большого количества металлических шарниров. С их помощью инженерам удалось добиться непревзойденной ударопрочности. Но при этом, недостатком осталась плохая технологичность подвески и она, в некоторой степени, усложняет ремонт машины. Кроме того, шарнирная конструкция негативно сказывается на плавности хода.
В конструкции «Тигра» используется еще одна деталь, классическая для БТР. Это двухтрубные амортизаторы. С ними, в общем-то, та же история, что и с подвеской. Они хорошо выдерживают практически любые нагрузки, но сама езда становится значительно жестче.
Бронированные версии имеют особый материал корпуса. Его изготавливают из бронелистов толщиной 5-7 мм с помощью термообработки. При этом прочность кузова становится настолько прочной, что производитель сумел полностью отказаться от присущей бронетранспортерам рамы.
В общем, по конструкции, отметим, что автомобиль создавался с огромным запасом прочности. Даже гражданская модель способна выдерживать самые сложные боевые испытания, не говоря уже о военной. Правда, это плохо сказалось на общей массе, которая переросла в потребность более мощного двигателя и привела к огромному потреблению топлива.
Техническая комплектация автомобиля
Двигатель и трансмиссия «Тигра» это отдельная история. Газ 2330 тигр гражданская версия комплектуется турбодизельным мотором производства Steyr с мощностью 190 л.с. Другой вариант двигателя для данной модели 6-цилиндровый изготовленный Cummins B205, тяга которого доходит до 205 л.с. Он же входит в комплектацию военной и парадной модели внедорожника.
Трансмиссия 2330 работает в постоянном режиме полного привода. Она построена аналогично коробке передач в ГАЗ-66, где коэффициент блокировки колеблется от 2, 3 до 4. Специально для езды по сильному бездорожью, требующему особо сильной тяги, коробка имеет пониженную передачу. Из трансмиссии БТР в «Тигр» перекочевали колесные редукторы, применяемые в ступицах. Кстати, для парадной модели внедорожника, АМЗ сконструировали автоматическую коробку передач. Правда, она вряд ли заинтересует кого-либо для постоянного использования на этом монстре.
Для еще большей способности преодолевать природные препятствия 2330 получил герметичный тормозной механизм и систему поддержания давления в шинах из бронетранспортеров, производимых заводом-изготовителем.
При комплектации гражданского внедорожника пока что не особо позаботились об удобствах водителя и пассажиров. При том, что на газ 2330 тигр цена колеблется от 100000 до 120000 долларов, стандартная комплектация автомобиля не включает современных приборов обеспечения комфорта при езде. Так, при покупке придется отдельно оплатить установку систем кондиционирования, отопления, автоблокировки. Кроме того, владелец должен будет сам позаботиться и об аудиосистеме и даже об электростеклоподъемниках. Поэтому для гражданских продаж, в последнее время, широко рекламируется газ тигр люкс с расширенной комплектацией и улучшенным салоном.
Конечно, при таких габаритах автомобиля, система управления заслуживает отдельного внимания. Обязательно в стандартной комплектации «Тигра» идет рулевой гидроусилитель, иначе им было бы просто невозможно управлять. Данный усилитель имеет уникальную конструкцию. Взяв за основу обычный рулевой механизм, конструкторы добавили в него специальный распределительный элемент, золотник, который и управляет работой силового цилиндра.
Тормозная система включает барабанные тормоза с пневматическим приводом. Здесь воздух был использован в качестве рабочего вещества для того, чтобы система, во-первых, быстрее реагировала на действия водителя, а во-вторых, была более щадящей для тормозных элементов.
Преимущества и недостатки в эксплуатации
Если для военного автомобиля первоочередным стоит вопрос многофункциональности, безотказности и безопасности экипажа, то гражданские машины ориентированы совсем на другие задачи. Для того чтобы модель имела успех и пользовалась спросом конструкторы должны обязательно позаботиться о следующих деталях:
- оборудовать комфортный салон;
- обеспечить плавный ход;
- обеспечить высокий уровень безопасности на дороге;
- добиться хорошего современного внешнего дизайна;
- снизить расход топлива;
- обеспечить приемлемую стоимость обслуживания и ремонта;
- оборудовать автомобиль современными техническими системами;
- спроектировать хорошую систему управления с мощным гидроусилителем, особенно для полноприводных внедорожников;
- при больших габаритах автомобиль должен быть достаточно маневренным для езды по городу.
Давайте проанализируем, чем из вышесказанного может порадовать «Тигр».
С дизайном салона конструкторы явно не заморачивались. Он выполнен в лучших традициях СССР. Здесь и швы от сварки не особо стремились спрятать, и головки заклепок видны. На что грех жаловаться, так это вместительность салона. Ну, еще бы, при таких габаритах. Плюс производителю можно поставить за хорошую шумоизоляцию. Впрочем, если бы таковой не было, внедорожник был бы просто непригодным к использованию, так как шумит при езде он очень сильно. За отдельную стоимость можно обратиться в специализированные автосервисы для изменения обивки салона. Производитель пока таких услуг не предоставляет, хотя есть определенные надежды в этом плане на «Тигр 2».
Многие слишком не задумываются об особенностях вождения такого авто и предпочитают сначала газ 2330 тигр купить, а лишь затем осваивать данный транспорт. Но тут не стоит упускать из внимания огромный клиренс машины, что приводит к очень высокой посадке водителя и непривычному углу обзора дороги. Так навскидку, высота окна «Тигра» где-то на уровне с крышей «Газели». А это удобно далеко не каждому человеку.
Одна из неприятностей, что некоторые элементы, например раздаточный блок, находятся практически в салоне и отделены лишь звукоизолирующей перегородкой. Если с шумом кое-как удалось справиться, то небольшая вибрация все же осталась. Не критично, но в будущих моделях с этим стоило бы что-то сделать.
А вот действительно серьезная проблема — это поведение «Тигра» при попадании на асфальтовую колею. Вроде бы и делали машину русские инженеры, не со слухов знающие о состоянии дорог в стране, а вот эту деталь упустили. В общем, в таких участках автомобиль начинает сильно водить, так что разгоняться через чур не стоит. Или, по крайней мере, следует хорошенько привыкнуть к управлению до того, как решитесь испытать скоростные характеристики.
Ну и последний значимый минус — это стоимость автомобиля. Тут речь идет даже не столько о цене внедорожника в продаже, сколько о стоимости деталей и обслуживания. И это при том, что автомобиль изначально российского производства. Кроме того, потребление топлива просто зашкаливает. В общем, «Тигр» — удовольствие не для каждого.
Ну а теперь перейдем к самой приятной части и обсудим главные преимущества этого монстра. Сразу хочется сказать, что Хаммерам придется еще ни одну модификацию пройти, дабы хоть приблизительно получить, как у газ тигр характеристики. При всех габаритах и массе, ГАЗ с легкостью достигает на шоссе отметки в 100 км/ч. При этом, заводское ограничение в 160 км/ч далеко не предел для него.
Ну а на бездорожье этому внедорожнику просто нет равных. Указанный производителем максимальный угол езды в 52°, поначалу не вызывающий доверия, подтверждается уже при первом испытании. Этот автомобиль просто создан, чтобы преодолевать препятствия на своем пути.
Общие впечатления от автомобиля
Немножко подсуммируем. «Тигр», на данный момент, лучший внедорожник в мире по проходимости в сложной местности. Но он, в то же время, имеет свои недостатки, среди которых неспособность российского производителя создать современный дизайн, способный заинтересовать любителей многотоннажных джипов.
В ближайшее время ожидается появление люксовых модификаций, которые, вероятно, смогут хоть немного перетянуть чашу весов от Хаммера. Будем надеяться, что нашего «Тигра» еще ждет яркое будущее, как в военной сфере, так и на городских дорогах.
В заключение, предлагаем посмотреть демонстрирующее «Тигра» видео:
Тест-драйв АСН-233-115 «Тигр»: машина «вежливых людей»
За чертой города встречаемся с броневиком. То, что со стороны не кажется слишком большим, вблизи оказывается огромной железной горой. «Сухой» вес машины – 6,4 тонны, при полной загрузке до восьми тонн не хватает каких-то семидесяти килограммов. Пришло время пересесть в «Тигр», но пока – на пассажирское место, потому что встреча с представителями военной автомобильной инспекции для гражданского лица за рулём армейской машины крайне нежелательна. Меня предупреждают: вес бронированной двери «Тигра» – килограммов 60, поэтому после её открытия необходимо убедиться в том, что она зафиксирована предохранителем. Неосторожное движение – и ноги нет. Или руки, что проще, но не лучше.
Под колёсами «Тигра» вьётся лента шоссе. Качество дорожного покрытия – на 4. Суровых русских ям нет, но заплатки, небольшие выбоины присутствуют. «Тигр» их просто не замечает: подвеска на сдвоенных рычагах рассчитана на серьёзное бездорожье, поэтому неровности асфальта, на которые обязательно отреагирует легковой автомобиль, проходят абсолютно незаметно. Мало того: стрелка спидометра легко и непринуждённо добралась до цифры 130. И это не предел, максимальная скорость многотонной бронированной машины составляет 160 км/ч. Как можно управлять этой грудой металла на такой скорости – загадка. Пока отметим главное: 130 км/ч «Тигр» бежит легко, и по дороге на полигон можно пить кофе прямо на ходу. А заодно – поговорить с командиром «вежливых людей», от которого можно узнать, зачем им такой зверь.
Про сюрпризы
Элемент неожиданности – вещь хорошая, когда направлена она на противника. «Тигр» задумывался как автомобиль для быстрой транспортировки личного состава, и в нашей модификации он для этого и предназначен. Есть и другие исполнения, например, командно-штабная машина. С задачей быстрой перевозки, по словам военных, автомобиль справляется отлично. Мало того, что по трассе «Тигр» не уступит в скорости многим современным автомобилям, так и по бездорожью тяжёлая машина прёт на весьма впечатляющей скорости – 80-90 км/ч. Командир рассказывает о том, что «Тигр» обладает неплохими возможностями защиты личного состава, а броневой лист на днище поможет выжить при подрыве на мине.
По колёсам (которые, само собой, имеют систему централизованной подкачки) неприятель может стрелять из чего попало: даже если резина будет уничтожена, «Тигр» способен ехать на дисках без особого вреда для здоровья. Но обычно до этого не доходит: так повредить покрышки бронированного вездехода очень тяжело. Я тем временем обращаю внимание на то, что нас с собеседником разделяет пара метров, но слышно его прекрасно. Не мне судить о безопасности передвижения в этой машине, но то, что комфорт превосходит все ожидания, это факт.
Казалось бы, на кой сдался военным суровым людям этот комфорт? Думается мне, что каждый из них – в первую очередь человек, и то, что конструкторам удалось позаботиться о них наилучшим образом, это несомненный плюс. Да и попробуйте проехать на том же самом КамАЗе по бездорожью под «сотку». Или голову отобьёте, или противоположное место, а скорее – всё сразу. Мы тем временем подъезжаем к полигону, на котором мне предстоит немного поснимать совместную работу спецназа и «Тигра».
Броневик легко выкатывается из кустов на песок, и из него выпрыгивают злые дяденьки с автоматами. По большому счёту, их должно быть не более шести человек – такое количество мест заложено в бронированную «душу» вездехода. Но по факту из броневика может выскочить толпа и побольше. Ещё один сюрприз для противника. И добрались быстро, и число перевозимых бойцов чуть больше ожидаемого. Но и это ещё не всё.
Кому-то люк на крыше автомобиля нужен для того, чтобы любоваться небом, кому-то – чтобы ветер трепал шевелюру, принося нечеловеческое наслаждение сидящим в салоне гражданским лицам. У «Тигра» тоже есть люк. Но функции он выполняет другие: из него можно высунуться и пострелять из пулемёта Калашникова (ПК), из гранатомёта АГС или из пулемётов калибра 12,7 мм «Утёс» или «Корд». Под каждый вид оружия есть своя станина, а время для замены станины на гнёздах у открытого люка занимает считанные минуты. При этом сложенная крышка люка представляет собой бронеспинку для бойца, орудующего пулемётом или гранатомётом. И хотя я ехал именно на тест-драйв, не посмотреть на работу спецназа никак нельзя. Итак, из кустов выезжает «Тигр»…
На шее у меня висит фотоаппарат, а я стою в предвкушении: буду снимать военный спектакль. Но не тут-то было! После появления на сцене главного героя – вездехода – проходит несколько мгновений, а снимать мне уже некого… Бойцы расположились вокруг «Тигра», их «камуфляжка» сливается с местностью, группы нет, красивой картинки, которая стала бы хорошим кадром, нет, видны только небольшие облачка дыма от выстрелов и слышны звуки, но их не сфотографируешь.
Прерываем «операцию», ставим другую задачу: нужно как-то сбиться в кучу, чтобы кадр был живее и динамичнее. Командир идею понял с полуслова и предложил «поиграть в полицию». А именно – пройти отделению под защитой брони «Тигра». Не знаю, причём тут полиция, но на этот раз всё получилось как надо: мощь, напор, страх и ужас. Конечно, броня не защитит от чего-то слишком серьёзного, но от пуль калибров 5,45 или 7,62 и от осколков спасёт. Офицер интересуется, нет ли необходимости прогнать сценку ещё раз. «Нет, – говорю, – всё получилось. Чего зря людей гонять». «Да этим дядькам только дай побегать да пострелять! Им это в радость», – весело отвечает командир. Смотрю на «дядек», разряжающих в стороне автоматы. Может, конечно, и в радость, но… лучше их лишний раз не трогать. Поэтому командуем занимать свои места и отправляться на следующее место дислокации.
Интересно, мне-то было хорошо – я ехал на переднем пассажирском сиденье. А что всё-таки чувствуют бойцы в салоне «Тигра»?
Что они чувствуют – могут сказать только они, нам, гражданским, скорее всего, таких вещей не понять. Но что не может не радовать спецназовцев, так это неплохая автономность и богатое оснащение их машины. Тут предусмотрено всё: запасы боеприпасов вдоль бортов, аптечки, фиксаторы для оружия, огнетушители, даже термосы. Плафоны освещения заставляют задуматься: у каждого есть свой провод на «массу». Вроде пустяк, но уж если даже о таких мелочах позаботились, то страшно представить, что тут могли придумать ещё. На потолке перед люком – блок управления установкой 902Б «Туча». Снаружи присутствие этой штуки выдают стволы, из которых выстреливаются аэрозольные гранаты, скрывающие автомобиль от противника в оптическом, а в некоторых случаях и в тепловом диапазоне. Вещь просто необходимая, когда «Тигра» надо спрятать.
Честно говоря, это я сейчас умничаю про эту «Тучу», тогда я хоть и знал о её существовании, но как это выглядит внутри, видеть не приходилось. Поэтому пока мне, лицу сугубо гражданскому, объясняют принцип действия 902Б, все уже расселись по местам, включая отделение «вежливых людей», занявших своё место в «Урале». Вроде можно ехать дальше, но подождите: мы приехали покататься на «Тигре», пора уже сесть за руль!
В роли укротителя «Тигра»
Мне выпала большая честь, скажу я по секрету, порулить этой машиной. Так просто за баранку «Тигра» не пускают, но мне несказанно повезло. Сначала повезло, что дали покататься, а потом – что не расстреляли за попытку улететь на этой штуке с дороги. Хотя, может, последнее успел заметить только я, находясь уже за рулём автомобиля.
Несмотря на приличную высоту, забраться в кабину совсем несложно: ручки, подножки – всё там, где им положено быть. Единственная сложность – открыть дверцу, и дело не только в её весе, но и в достаточно тугих ручках. И всё это последствия установки надёжной системы запирания дверей. Зато захлопнув за собой дверь, я почувствовал себя золотым слитком в сейфе швейцарского банка: меня отсюда не вытащить и не выманить.
Удобно устроившись в кресле, имеющем пусть не слишком выраженную, но ощутимую боковую поддержку, знакомимся с приборами. И удивляемся ещё раз: тут всё очень просто, да и знакомо любому, кто сидел за рулём обычного грузовика. Особенно КамАЗа: два основных прибора (тахометр и спидометр) здесь точно такие, как на этом татарском чуде. Только стоят наоборот: тахометр на «Тигре» слева, а спидометр – справа. Да и размечен последний до 160 км/ч (у большинства КамАЗов – до 120). Остальные приборы также отнюдь не экзотичные: давление масла, температура охлаждающей жидкости, уровень топлива и амперметр. Датчик уровня топлива может быть переключен на один из двух баков, объём каждого из которых – 68 литров. Из кнопочек, нужных для управления машиной, отметим кнопки подкачки колёс: есть несколько режимов (шоссе, грунт и пр.), каждому из которых соответствует определённое оптимальное давление, которое создаётся одним нажатием. Проще придумать уже нельзя.
На центральной панели видны манометры. Воздух нужен для подкачки шин и для работы пневмогидравлической тормозной системы. При падении давления колодки барабанных тормозов разводятся, поэтому при неисправности пневматики опасности улететь с дороги (как на ЗиЛе-131) нет.
Органы управления автомобилем (уточняю специально – именно автомобилем, так-то тут есть чем ещё можно управлять) тоже знакомы. Здоровый рычаг справа от руля – привод стояночного тормоза, два остальных – рычаг КПП и «раздатки».
Несмотря на «толстый-толстый слой» брони и не слишком большую площадь остекления, обзор неожиданно хороший. Поэтому чуть осмотревшись, запускаем мотор и едем.
Мотор кажется довольно скромным для тяжёлой машины: всего 215 л.с. Но это всё же турбодизель, его объём составляет 4,43 литра, а максимальный крутящий момент – 735 Нм. Специально для иностранной разведки уточним: мотор стоит наш, отечественный, а именно – ЯМЗ-5347-10.
Несмотря на запущенный двигатель, в кабине не шумно. Включаем вторую передачу (первую, как водится, используют только на сильном бездорожье и с большой загрузкой), отпускаем педаль сцепления и трогаемся с места. Ходу рычага КПП позавидуют многие «легковушки», сами переключения – чрезвычайно чёткие (коробка тут «газовская»). Почти сразу включаю третью передачу, и дизель даже не повышает тона. Тихонько бормоча, он легко тянет машину по песчаному карьеру. Впереди – подъём на лесную дорогу. У «Тигра» очень короткие свесы и спереди, и сзади: углы въезда и съезда составляют по 52 градуса, а максимальный угол преодолеваемого объема, который ограничен еще и удельным крутящим моментом, – 30 градусов. Выходим в горку опять на второй передаче и уже тут даём газку. Помните, я говорил о том, что чуть не слетел с дороги? Дело было так.
Машина идёт очень плавно. Ей глубоко плевать, что у неё под колёсами: есть что-то более-менее твёрдое – и ладно. Я окончательно осмелел (скорее, оборзел), дабы управление больше похоже на рулёжку легковой машины, а не грузовика, и ехал в своё удовольствие, постепенно набирая скорость. А скорость «Тигр» набирает легко. И когда у меня на пути неожиданно возникла приличная яма, я рефлекторно попытался увернуться от неё поворотом руля. А не тут-то было: машина весом приблизительно семь тонн не шибко здорово любит такие «лосиные тесты».
При первом повороте я почувствовал, как она готова уйти в занос. Отпустил педаль газа, вернув руль в прямолинейное положение. «Тигр» чуть подумал и послушно вернулся на курс. К очень острому рулю вкупе с немалым весом надо привыкнуть. Как, впрочем, и к тормозам, которые поначалу очень раздражают приличным временем реакции. Но уж если пережмёшь педаль, только держись за руль! В общем, после пары километров привыкаешь. Управлять «Тигром» – одно удовольствие, но с головой дружить надо. Единственное, к чему при желании можно придраться, – это к довольно приличному радиусу разворота. Сказывается длинная база, и с этим ничего не поделаешь. У нас впереди остался последний тест – преодоление брода.
Про реку, ноябрь и брызги
По дороге не перестаю удивляться туману, накрывшему, кажется, весь российский северо-запад. На подъездах к воде он стал только гуще, поэтому, даже подъехав к берегу реки, мы её увидели не сразу. «Тигр» выбрался к броду к самой кромке воды. Галька заскрипела под ботинками одетых в камуфляж людей с автоматами на шеях. Суровые взгляды сверлили туман в поисках противоположного берега. Ничего не видно: куда ехать, где выбираться на той стороне? А ведь как-то убедиться в том, что вездеход не боится воды, надо. Мне же так просто никто не поверит! Тут хотя бы фотография нужна… И командир быстро нашёл выход.
– Так, кого не жалко? – задумчиво пробормотал он про себя. – Иди-ка сюда!
На его зов подбежал боец, которого «не жалко».
– Надевай, – приказал командир, указывая на что-то непонятное. Этим «непонятным» оказался полукомбинезон лёгкого защитного костюма. Под смех добрых товарищей боец облачился в наряд.
– Будешь брод искать, – объяснил офицер. – Посмотришь, где тут сможет проехать «Тигр».
На бумаге вездеход может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. В жизни – ещё больше. Двигатель расположен высоко, навесные агрегаты – ближе к крышке капота, а воздухозаборник выведен к крыше. Теоретически боец по этой речке мог ходить почти бесконечно. Время уже поджимало, и мне стало интересно, что будет дальше.
Разведчик побродил по воде и вернулся назад. В общем-то, о результатах докладывать нечего: мы все видели, что глубже чем по пояс он не уходил, грунт твёрдый, засесть «Тигру» негде. Но как быть с заходом в воду? Кадр-то хрестоматийный, без него хоть не возвращайся. Но командир на то и командир. Освобождённый бойцом костюм офицер передал мне.
– Вот, пожалуйста. Отойдите от берега метров на 20-30, а мы с разбега влетим в воду на «Тигре». Брызг будет много. Должно получиться!
Оно, конечно, должно. Вот только лезть в ноябре в реку особого желания нет. Однако я не привык отказывать группе хорошо вооружённых людей. Сказали лезть – надо лезть.
Стоя в воде, я с трепетом ждал, когда «Тигр» «с разбега влетит в воду». Семь тонн, как-никак. Но всё прошло отлично: автомобиль с берега кинулся в речку, фонтан брызг, море эмоций, кадр есть.
Зачем я это тут рассказываю? Такие моменты как нельзя лучше передают то, насколько хороша эта машина. Многие из нас привыкли к тому, что в тяжёлых дорожных условиях где-то за городом иногда приходится выходить из машины, идти пешком, искать дорогу. Но вот «Тигр» легко проедет там, куда пешком не всегда залезешь. Не зря тут есть блокировка межосевого дифференциала с пониженной передачей в «раздатке», самоблокирующиеся межколёсные дифференциалы и колёсные редукторы.
Плавность хода обеспечивает независимая торсионная подвеска, о которой даже сопровождающие бойцы отзывались только положительно. При этом где бы машина ни шла, внутри всё равно будет хорошо: светло, относительно безопасно. В холод работает «печка», в жару – кондиционер, и не так уж важно, что у вездехода под бронированным днищем: асфальт, грязь, песок, вода. Он проедет почти везде. Кстати, рассчитан он для работы при температурах от -30°С до +50°С. Неплохо, да?
И напоследок…
Военные не слишком озабочены вопросом расхода топлива. И всё же «Тигр» и тут показывает себя с лучшей стороны: контрольный расход топлива заявлен производителем в размере 13,5 литров на сто километров. И по факту выходит действительно немного: 12-16 литров. Запас хода при этом составляет в среднем 600 километров.
Мы ничего не можем сказать об обслуживании этих машин: даже в части этим занимаются специалисты Арзамасского машиностроительного завода, регулярно приезжающие со всем необходимым для проведения ТО. Да и не так уж и важно знать, как в этой машине меняют масло или проводят осмотр ходовой части. Главное, что «Тигры» всегда на ходу. Не так ли?