Соответствовать темпераменту: тест новой Maserati Quattroporte
Рационалисты найдут миллион причин, чтобы не купить эту машину. Пусть даже по многим сухим показателям Quattroporte действительно переигрывает конкурентов Porsche Panamera и Jaguar XJ. Дизайн слишком необычный, корни слишком южные, да и привод слишком задний. Впрочем, последнее справедливо только для топовой версии с 530-сильным V8. Но предметом нашей встречи с Quattroporte стал её трёхлитровый 410-сильный двигатель V6 и совершенно новый полный привод, опционально доступный с этим младшим мотором. Впрочем, я вообще впервые вижу Quattroporte последнего поколения, поэтому мне интересны не только её механические внутренности.
Наверное, чтобы купить Maserati, надо просто быть итальянцем. Или устать от всех прочих машин. Правильных, рафинированных, растиражированных. Нужно захотеть не просто автомобиль, а автомобиль, который увлечёт, расшевелит тебя. К чему-то придётся привыкнуть, с чем-то придётся смириться, ну а в остальное, если повезёт, влюбиться. В случае удачного союза с Quattroporte вы станете одним из тех, кто, подходя к парковке, сто раз подумает: «Какая же у меня классная тачка!». Maserati Quattroporte — это просто другой подход к обладанию большим дорогим седаном. Статус и достаток обладателя подчеркнёт любой из конкурентов Quattroporte, но громче прокричит за владельца: «смотрите, что я себе купил!» именно Maserati.
Новое поколение седана можно запросто перепутать со старым. Характерный силуэт, увесистый нос, детали вроде жабр на передних крыльях, — всё на месте. Но это совершенно новая машина, просто надо присмотреться. Тогда замечаешь, что пластика кузова стала намного изящнее, детали сложнее, а общий вид современнее. Итальянские дизайнеры здорово перекроили изначальные лекала: так, что предыдущая машина теперь выглядит будто ранний эскиз нынешней, законченной версии. Внутри Quattroporte — автомобиль ещё более притягательный, чем снаружи. Если кузов огранили тонко и сдержанно, то с интерьером поступили иначе: просто забыли о старом салоне и создали новый абсолютно с нуля.
Раньше, чтобы салон Quattroporte произвёл впечатление, требовалась отделка карбоном и алой кожей, а теперь он смотрится круто в любом исполнении. Потому что спереди от двери до двери простирается монолитная «доска» передней панели, накрытая сверху кожаным козырьком. При этом здесь минимум кнопок — всё, что нужно, найдётся в бортовой системе с 8,4-дюймовым экраном, обрамлённым рамкой из полированного алюминия. Quattroporte не кричит о своих наворотах — вы же не сомневаетесь, что здесь есть подогрев руля, вентиляция сидений или автоматическая шторка на заднем окне? Просто всё это управляется из недр мультимедийного комплекса с отлично отрисованным меню, а в отдельный блок ниже вынесены лишь клавиши климатической установки. Стильное и дорогое пространство ожидает владельца нового Quattroporte, и в сравнении с предыдущим поколением это огромный скачок вперёд.
Впрочем, то же самое можно сказать и о технике. Это совершенно новая машина, где почти всё сделано с нуля: кузов, двигатели, трансмиссия. Время безнаддувных «восьмёрок» (про лучшую из них можно прочитать в материале о суперкупе GranTurismo MC Stradale) для Maserati уже позади: новые V6 и V8 предлагаются только с турбинами. Оба мотора разработаны совместно с командой Ferrari и собираются на заводе в Маранелло. Что же получается, был седан с задним приводом и «честным» атмосферным V8, а стал полноприводный и с V6? Но стоит ли лить лицемерно-ностальгические слёзы? Ответы на все вопросы мне дал тест-драйв красотки Quattropotre — стоило только тронуться с места.
Quattroporte вполне можно считать музыкальным инструментом. Играть очень просто: левый лепесток под рулём на себя, правую педаль от себя. Каждая тысяча оборотов здесь звучит по-особому. Захлёбываясь хлопками на сбросе, ревя и бася на открытии газа, мотор с выхлопной системой исполняют такую кантату, что мурашки по коже! Однажды услышав её, вы будете ездить по городу только на первой передаче, иначе потеряете часть доступных для исполнения нот, расположенных в верхней части шкалы тахометра. Такой классный звук трёхлитровая «турбошестёрка» выдаёт благодаря выпускной системе со специальными клапанами, открывающимися после 3000 оборотов в минуту или при активации спортивного режима работы агрегатов. Поэтому если ехать спокойно, то Quattroporte не будет тревожить владельца своими вокальными способностями.
А вот порадовать динамикой — это запросто. Что разгонной, что тормозной. Имея в активе 410 сил мощности и 550 Н·м тяги, заднеприводная версия разменивает первую сотню за 5,1 секунды, а опциональный полный привод сокращает время разгона до 4,9 секунды. Если не снимать ногу с правой педали регулируемого педального узла, то Quattroporte разгонится до 285 или 283 км/ч соответственно. За замедление отвечают механизмы Brembo, и перегреть эти тормоза с дисками диаметром 360 мм спереди и 350 сзади удалось только на спуске секции раллийного спецучастка в горах — там, где проводятся настоящие гонки. Педаль чуть смягчилась, запахло жареными колодками, но тормоза продолжали осаживать огромный (5 262 мм) седан снова и снова, позволяя поддерживать достойный настоящего спорткара темп. Впечатляет!
Полный привод Quattroporte весит всего 50 кг и реализован посредством раздаточной коробки с электронноуправляемой многодисковой муфтой, которая подаёт на передние колёса до 50% крутящего момента. За этим процессом можно наблюдать в реальном времени, глядя на анимацию 7-дюймового цветного дисплея на приборке (там же можно «мониторить» давление и температуру масла). Тогда удаётся заметить, что 50% на переднюю ось подаётся только на самом старте, через секунду там остаётся лишь пятая часть тяги, а остальное отправляется на загруженные задние колёса для максимально эффективного ускорения. Автомобиль настроили так, чтобы он по возможности всегда был заднеприводным, и лишь при необходимости оперативно подключал переднюю ось. Но, несмотря на это, руль заднеприводной версии оказался существенно «чище», и водить такую машину приятнее, хоть она и проигрывает в динамических способностях полноприводной.
Чтобы убедиться в последних, нам доверили Quattroporte на заводском испытательном полигоне в местечке Балокко. Справа сидел опытный раллист и тест-пилот Maserati Алекс Фьорио, который не то что не бил по рукам, когда я пытался ехать быстро — заставлял ехать ещё быстрее! Кстати, по-русски, так как преподавал гоночное вождение многим нашим соотечественникам и выучил фразы «больше газа», «тормоз», «хорошо», «шире», «уже» и другие. Когда у тебя только два круга, чтобы понять возможности такой быстрой машины, ох как непросто послушаться даже такого опытного штурмана и «открыться» на дуге, с которой, кажется, уже спрыгнул. Зад очень стабилен под тягой: «газ, газ, газ», — почти кричит инструктор, а задние шины всё держатся. И вместе с тем у Quattroporte почти отсутствует «полноприводная» недостаточная поворачиваемость, в чём заслуга настраивавших трансмиссию инженеров.
Роскошный задний диван, пошитый из дорогущей кожи Poltrona Frau, сижу нога на ногу, наслаждаясь простором огромной четырёхдверки. И вдруг — такие перегрузки! Ведь за руль сел Алекс, первым делом усмиривший страхующую электронику. Итальянец вваливает по-взрослому, но даже в пределе и с отключенной стабилизацией Quattroporte цепко держится за асфальт испытательного трека. C пассажирского места было заметно, что пилот почти не боролся с машиной и не отлавливал сносы-заносы. Второй круг, спуск, защекотало где-то внизу живота, подъём, перегиб. прыжок!
Но почти двухтонный седан по-кошачьи мягко приземлился и невозмутимо продолжил следовать курсу. Зажатая в «спорт» подвеска легко отработала экстремальную нагрузку, а у сидящих внутри не сложилось впечатление, что машине больно. Потому что шасси Quattroporte позволяет мчать не только по автобанам, но и по дорогам достаточно посредственного качества. Асфальт на сельских шоссе итальянской глубинки не сильно лучше наших подмосковных дорожек, но даже на высоких скоростях седан не заставлял сжимать руль покрепче. Поэтому не стоит считать Maserati изнеженной итальянкой, не подходящей для наших дорог, — регулируемая подвеска радует одновременно и собранностью, и комфортом.
Инженерная философия полноприводной версии — безопасность на скользком покрытии и эффективность на сухом, пусть и в ущерб чистоте ощущений. А философия маркетинговая — расширить присутствие марки на мировых рынках. Наша страна является отличным примером территории, где наличие полного привода важно для успеха продаж. Кстати, один из крупнейших рынков для Quattroporte — Китай. Почти половина заказов этой модели идёт оттуда. А вот для младшей Ghibli всё наоборот — более компактные седаны заказывают европейцы. В России автомобиль появится в продаже совсем скоро, в августе, а вслед за ним в сентябре стартуют продажи Ghibli.
Признаюсь, на прошлой Quattroporte я не ездил. Но новая — очень хороша, и ей не мешает ни полный привод, ни «маленький» мотор. Получился очень цельный образ роскошного седана на каждый день, в котором владелец будет с одинаковым удовольствием ездить как сзади, так и за рулём. Потому что на нём действительно можно мчать, как на спорткупе GranTurismo. Но нужно ли? На этот вопрос каждый владелец ответит себе сам, и скорее всего — отрицательно. Но даже если и так, то сложно будет не поддаваться время от времени на звуковые, тактильные, вестибулярные и прочие провокации этой породистой итальянки. Для этого её и сделали такой, так воспитали, заложили такие резервы. Её всё время переполняют эмоции, она умеет наслаждаться собой и дарить радость окружающим. Вот только есть одно условие: придётся соответствовать её темпераменту.
Текст: Дмитрий Ласьков
Фотографии компании Maserati
Maserati Quattroporte. Тест-драйв самого быстрого седана в мире
«В Ниццу? Ездить на Maserati? Ссссуууу…кхм…то есть – хорошей командировки», — последние слова дались моему лучшему другу, который только что жаловался на то, как в Питере холодно и мерзко, с большим трудом. Хорошо понимаю тебя, Леша. Перспектива одним из первых познакомиться с новым поколением Quattroporte, официальная премьера которого состоится в январе 2013 на автосалоне в Детройте, будоражила гораздо больше Лазурного Берега. Я бы с удовольствием поехал и в Сибирь: Maserati – автомобиль-легенда.
Франция встречает дождем. Сквозь капли, бегущие по внешней стороне стеклянной стены отеля, можно различить очертания нового седана. Плевать на плохую погоду, любопытство заставляет выйти на улицу и взглянуть на долгожданный автомобиль. Первое впечатление – как первый блин: комом. Показалось, что Maserati пополнила список компаний, который на своем примере доказали: начинаешь сотрудничать с ателье Pininfarina – не останавливайся, решишь делать новое поколение своими силами – получится хуже (лучший пример – купе Peugeot 306, созданное с участием итальянцев, и купе Peugeot 407 – самостоятельно). Предыдущая Quattroporte – секс в чистом виде, при взгляде на этот автомобиль хотелось заработать, одолжить, в конце концов, украсть те миллионы, которые она стоит. Сделать все что угодно, чтобы иметь возможность каждое утро если не садиться за руль машины, то хотя бы заглядывать в гараж и понимать, что эта красота только твоя. Новинка – автомобиль, безусловно, яркий, современный, шикарный, но из него исчезла большая часть обжигающей итальянской страсти: безрассудства, уникальности, ни с чем не сравнимой вечной, всегда актуальной красоты.
«Фары как у Jaguar. Фонари вроде на Audi похожи. Какие-то лини плавные слишком, и капот странный», — делятся первыми впечатлениями коллеги, также не побоявшиеся промокнуть. Такие сравнения, даже учитывая традиционную придирчивость автомобильных журналистов и при всем уважении к британскому и немецкому брендам, чести Maserati не делают. И никакие другие бы не сделали. Это же справедливо причисленная к элите мирового автопрома модель. Ее с дерзким изобретением Леонардо да Винчи, опережающим свою эпоху, сравнивать нужно, или с росписью потолка Сикстинской капеллы руки Микеланджело Буонарроти. Но, кажется, такого новинка не заслуживает.
«А правда, что новая Quattroporte построена на платформе Chrysler 300C и, соответственно, Mercedes-Benz E-Сlass прошлого поколения?» — вопрос, заданный на пресс-конференции перед тест-драйвом, заставил покраснеть от возмущения представителя Maserati. Несколькими фразами он развенчал миф, который вовсю культивировали в Интернете и который служил объектом массы шуток в адрес еще не представленной официально новинки. Нет, платформа абсолютно новая. Да, есть некоторые пересечения с Chrysler, но их немного. Причем речь идет скорее об электрике, чем о механических деталях.
Новая платформа, кстати, способствовала существенному увеличению габаритов. Машина стала длиннее на 165 мм (5262 мм), шире на 53 мм (1885 мм), выше на 43 мм (1481 мм), колесная база выросла на 106 мм (3171 мм). В полном соответствии с тенденциями мирового автомобилестроения Quattroporte от этих изменений не стала тяжелее. Наоборот, за счет использования алюминия в агрегатах подвески и кузовных панелей, новой коробки и новых моторов модель скинула 100 кг (и весит от 1860 до 1900 кг в зависимости от комплектации).
Наконец-то. Настал тот момент, когда можно залезть в машину. Моя очередь садиться за руль – не первая. Пока можно оценить салон с места переднего пассажира. По сравнению с прошлым поколением внутреннее убранство стало более продуманным. Такие мелочи как ремень безопасности в тон бежевой обшивке сидений (раньше ремни были черные) делают интерьер Quattroporte идеально гармоничным. Из общего ряда роскоши и безупречного стиля выбивается только экран на центральной консоли. Выполненный на манер iPad дисплей не поражает графикой (однозначно не Retina). Это пережить легко, но ужасающе безвкусные серебристые вставки по бокам экрана мозолят глаза постоянно. Представьте себе человека в смокинге и кедах «два мяча» — несоответствие такое же. Убрать нелепый пластик, и минималистический дизайн центральной консоли был бы идеально подходящим для этой Maserati.
Долгожданная остановка, и… нет, пока за руль еще рано. Время проверить задние сиденья. Кажется, с желанием сделать что-то оригинальное и угодить водителю дизайнеры перестарались. Опускать и поднимать заднюю шторку, например, вполне можно одной клавишей, а не двумя разными (эта «фишка» перекочевала в новинку с прошлой модели). Гораздо логичнее было бы сделать ручку над дверью (кстати, очень удобную) из более дорогого материала. Да, и на самой двери поддерживающая ручка с внешней стороны обшита кожей, а с внутренней – выполнена из «туалетного», как метко заметил один из коллег, пластика.
Такие мелочи становятся заметными из-за общей безупречности салона. Сзади (нам досталась версия с двумя раздельными сиденьями) нет ничего лишнего – разве что функциональность откидных столиков остается под вопросом. Но есть все. Приятные на ощупь и очень комфортные сиденья, регулируемые по длине, экраны, свой климат-контроль. Аудиосистема Bowers&Wilkins с топовой мощностью 1,28 кВт (этим, правда, нас не удивишь: у Range Rover нового поколения Meridian 1,7 кВт). Увеличение колесной базы благоприятно сказалось на пространстве для задних пассажиров. Его и раньше было достаточно, а теперь, благодаря прибавке в 105 мм, можно вытянуть ноги, даже если кресло переднего пассажира или водителя сильно отодвинуто назад.
Очередной кофе-стоп. Ну, вот и оно, долгожданное место водителя. Руль – лучше не придумаешь. Он отделан настолько качественной кожей, что проблем с тем, чтобы держать его двумя руками, нет – отпускать не хочется. Сиденья мягкие и комфортные, что не делает слабее мертвую хватку боковых поддержек. 5 минут за рулем, и кусочки паззла общего впечатления от автомобиля складываются в понятную картину. Да он просто повзрослел. Отсюда и звук мотора, который потерял типично итальянский визг и стал глубже (двигатель, кстати, слышно только под нагрузкой, на холостых в салоне тишина), и внешность, сперва вызывающая недоумение, и даже более шикарный и вместительный, чем раньше, салон.
Стал степеннее и взрослее – не значит потерял скорость и молодецкий задор. «Самый быстрый серийный седан в мире» — так на пресс-конференции назвали создатели новое поколение Quattroporte. Конкретно ту модель, что оснащается 3,8-литровым мотором с двумя турбинами мощностью 530 л. с. Максимальная мощность доступна на 6800 об/мин. До 100 км/ч автомобиль разгоняется за 4,7 секунды. Это на 0,3 с быстрее, чем результат самой мощной версии прошлого поколения седана. И, наконец, максимальная скорость Quattroporte – 307 км/ч. За всю историю Maserati инженерам удалось сделать только один более быстрый автомобиль – MC12 с мотором V12. Благодаря новому кузову и мотору итальянцам удалось снизить расход бензина. Хотя когда о топливной экономичности начинают рассуждать создатели таких автомобилей как Maserati, за будущее суперкаров становится страшно.
Обладая идеальной развесовкой (50:50) и задним приводом (варианты с полным тоже будут, но с другими моторами, премьера которых состоится уже после автосалона в Детройте), на мокрой дороге машина дарит массу острых ощущений. Чуть сильнее нажмешь на газ – и задняя ось тут же сваливается в занос. Особенно в спортивном режиме, когда в педали появляется приятная отзывчивость. Внушительный крутящий момент (710 Нм), доступный в промежутке с 2250 до 3500 об/мин, охотно приходит на помощь, когда необходимо совершить резкое ускорение или обгон.
Отдельное спасибо новой 8-ступенчатой АКП ZF AT8- HP70. На прошлом поколении Quattroporte переключения были очень жесткими, резкими, иногда запаздывали. В новом автомобиле эта проблема решена полностью: передачи включаются моментально и практически незаметно. Трансмиссия может работать в четырех режимах: Auto Normal, Auto Sport, Manual Normal, Manual Sport и I.C.E. Последний идеально подходит для движения по мокрой или заледеневшей дороге с плохим сцеплением. В этом режиме передачи переключаются еще более плавно, и кажется, автомобиль использует не всю мощность мотора и крутящий момент (официального подтверждения этой информации нет).
Несмотря на вполне спортивный характер, автомобиль не ставит перед водителем неразрешимых задач. Машина быстрая, но расслабленная. Реакции на руль, на нажатие педали газа – понятные и предсказуемые. За рулем Quattroporte не напрягаешься ни в городе, ни на горном серпантине. Да, безусловно, есть машины с более острым управлением и спортивной составляющей, но у этой Maserati свой стиль. Неповторимый, уникальный, завораживающе притягивающий.