Тест драйв лодка казанка

Казанка 5м4 – обзор и тестирование моторной лодки

Казанка 5м4 — это самая популярная «Казанка» из всей модельной серии моторных лодок. Впервые была представлена публике в далеком 1989 году и выпускалась компанией ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова» до 2009 года. Сейчас эту моторную лодку можно купить только б/у. Так что новую Казанку 5м4 не ищите, если только в гараже у кого нибудь, да и то за эти годы краска уже скорее всего пооблупилась и корпус местами прогнил.

Технические характеристики

Длина, (м.) 4,6
Ширина, (м.) 1,65
Высота борта на миделе, (мм.) 780
Килеватость днища на транце, (град.) 8,5
Макс.снаряженная масса, (кг.) 190
Пассажировместимость, (чел.) 5
Грузоподъемность, (кг.) 400
Макс.допустимая мощность лодочного мотора, (л.с.) 60
Макс.допустимая высота волны, (см.) 75
Материал корпуса Дюралюминий Д1АТ
Технология соединения Клепка

По рекомендация производителя лодку можно эксплуатировать в закрытых водоемах при удалении от берега до 5 км и высотой волны до 125 см, в открытых акваториях при удалении до 3 км и высотой волны до 75 см. Температура воды от -5 до +50С. Допускается эксплуатация как в пресной, так и в соленой воде.

1 — корпус; 2 — носовая ручка; 3 — крышка носового багажника; 4 — замок крышки носового багажника; 5 — ветровой стекло; 6 — сигнальная мачта с белым огнём; 7 — бортовые огни (левый, правый); 8 — закрывающаяся ниша для хранения вещей; 9 — тент; 10 — транец; 11 — блоки плавучести; 12 — подушки кресел разложенные для ночлега; 13 — закрывающаяся ниша для хранения вещей; 14 — кресло; 15 — слани; 16 — утка швартовная; 17 — рулевое управление; 18 — пульт дистанционного управления; 19 — весло с уключиной; 20 — крышка багажника; 21 — кормовая ручка; 22 — подушка кресла; 23 — подушка заднего дивана; 24 — подушка спинки дивана; 25 — ручка переднего пассажира.

Комплектация

Существовало четыре комплектации «Казанки 5м4».

Комплектация №1

Комплектация №2

  • Слани — 13 шт.
  • Ветровое стекло — 1 комплект
  • Окантовка остекления — 1 комплект
  • Складные кресла — 2 шт.

Комплектация №3

  • Слани — 13 шт.
  • Весла — 2 шт.
  • Ветровое стекло — 1 комплект
  • Тент складной — 1 комплект
  • Дуги тента — 1 шт.
  • Мягкие подушки кресел — 1 комплект
  • Бортовые огни — 3 шт.

Комплектация №4

Комплектация №3 + дополнительно по заказу покупателя возможность установки:

  • Осушительная помпа,
  • Комплект электрооборудования,
  • АКБ с включателем массы,
  • Современное рулевое дистанционное управление,
  • Спасательное снаряжение,
  • Встроенный топливный бак с аксессуарами,
  • Современный ПЛМ.

Корпус

Отличная мореходность моторной лодки (за что её и полюбили многие рыбаки и охотники в нашей стране) обеспечивается за счет большой килеватости корпуса, которая достигает 8,5 градусов, а также наличием в носовой части лодки скулы с брызгоотбойником.

Основной материал изготовления корпуса — дюралюминий Д1АТ, листы соединяются методом клёпки. Есть запалубленная носовая часть с крышкой, в которой расположился герметичный отсек-багажник. Во время рыбалки его часто используют в качестве дополнительного места. Может и не совсем удобно, зато никому не мешает при забросе.

Сам корпус состоит из поперечного силового набора — девяти шпангоутов, листов обшивки, продольных ребер жёсткости и подкреплявших элементов. Бортовые листы с днищем соединяются скобами, которые в свою очередь выступают в роли брызгоотбойников. Корпус грунтованный, покрывается водостойкой краской. Прочность у него хорошая, можно не бояться вытаскивать лодку на каменистый берег и идти поперек волн на скорости 30-40 км/ч.

Есть и блоки плавучести, которые обеспечивают необходимый запас плавучести и аварийную устойчивость лодке. Расположены они равномерно по всему корпусу. Даже полностью залитая водой Казанка 5м4 остается на плаву.

Кокпит

Казанка 5м4 получила просторный и эргономичный кокпит. Компоновка автомобильного типа с левым расположением органов управления. Для защиты от брызг есть двухсекционное органическое ветровое стекло. Дистанционное рулевое управление тросовое. В комплект входит всё необходимое для подключения подвесного лодочного мотора типа «Вихрь» или «Нептун».

В кокпите есть два съемных, складных кресла. Они каркасные и сделаны из стальных труб. Спинка и основание сделаны из фанеры. Для удобства предусмотрены мягкие трехсекционные подушки с лямками, которые одеваются на спинку кресла. Изначально такие подушки обшивались плащ палаткой, а в последнее время дермантином.

Для ночлега, кресла снимаются и убираются в багажник. Подушки расстилаются поперёк кокпита и в итоге получается аж три спальных места.

Некоторые комплектации предполагали наличие складного тента и сигнальной мачты. Тент состоит из дуг и полотна. Дуги, соответственно, крепятся к корпусу. Полотном кокпит закрывается полностью. Получается съемная каюта с боковыми стеклами и задним карманом. Сигнальная мачта крепится на кронштейн ветрового стекла.

Читайте также:  Устройство интерфейса человек машина

Мореходные характеристики

Максимальная допустимая мощность ПЛМ для моторной лодки не должна превышать 50 л.с. (для моторов иностранного производства) и 60 л.с. для отечественных моторов. Вто время, когда Казанка 5м4 разрабатывалась, в нашей стране не было моторов мощнее 40 л.с., поэтому транец моторки предусмотрен для установки двух «Вихрей» по 30 л.с. Дистанционное управление на лодке предусмотрено и на работу с двумя движителями. При таком оснащении лодка разгонялась до 55 км/ч. Но на больших скоростях склонна к перевороту, так что избегайте резких маневров, когда идете на полном ходу. И это не смотря на то, что Казанка 5м4 обладает достаточно хорошей остойчивостью. С полной загрузкой лодка выходит на режим глиссирования с мотором в 45 л.с. На скоростях до 30 км/ч лодка идет спокойно, легко преодолевая метровые волны.

Недостатки моторной лодки

Хоть корпус у Казанки 5м4 сделан из листов из алюминиевого сплава, но все соединения, стыки и скобы стальные. Когда лодка новая и крашеная, проблем с этим никаких нет, но со временем краска сходит и вся сталь начинает активно ржаветь. Ежегодно осень, перед постановкой лодки на зимнее хранение, весь корпус нужно тщательно осматривать, убирать появившуюся ржавчину, подкрашивать, в общем проводить техническое обслуживание иначе через 2-3 года вы не узнаете свою «Казанку». Так же очень не рекомендуем выходить на морскую воду если корпус вашей лодки имеет непрокрашенные части или уже где-то поселилась ржавчина. Соленая вода в разы увеличивает скорость коррозии.

Второй ощутимый недостаток — это выносной кронштейн для крепления лодочного мотора. Его конструкция такова, что мотор очень часто заливает водой при среднем волнении, что выводить систему его зажигания из строя.

Тесты на скорость

Результаты тестирования моторной лодки Казанка 5м4 с разными моторами и с разной загрузкой.

Лодочный мотор Загрузка Макс.скорость (км/ч)
Yamaha 40 XWS 1 человек + вещи 50
Yamaha 60 4-х тактный, винт 11 2 человека + вещи 45
Suzuki DF 70 ATL, винт 19 2 человека 74
Honda BF 50 5 человек 48
Yamaha 30 2-х тактный 1 человек 52 (по течению)
Suzuki DF 50, винт 13 2 человека + вещи 55
Yamaha 40 XWS 2 человека + вещи + тент 45
Honda BF 50, винт 15 3 человека + вещи + тент 50 (по течению)
Mercury 60, винт Michigan Ballistic 10-1/8 шаг 15 2 человека + вещи 48

Где купить лодку?

Купить можно только в варианте б/у. Заглядывайте на Авито или на нашу барахолку, возможно найдете подходящий для себя вариант. Еще раз повторимся, в новом исполнении, официально, лодка «Казанка 5м4» не выпускается уже с 2009 года.

Казанка

Лодка Казанка — первая в одноименной серии. А также, единственное мотосудно, выпускаемое в промышленном масштабе до 1965 года. Плоскодонный глиссирующий корпус из дюралюминия имеет массу достоинств. Но обладает рядом недостатков, к которым относится малая степень остойчивости. Рассчитан на один подвесной мотор, мощностью до 15 л. с.

Плавсредство предназначено для рыбалки, прогулок с туристической целью, охоты или служебной работы. Лучше всего ведет себя на небольших реках. Зачастую используется для поездок по озерам и водохранилищам в пределах 1500 м от берега, но только при умеренных волнах.

Достоинства

  • Вес
  • Вместимость
  • Легкость транспортировки
  • Невысокая стоимость и неприхотливость в эксплуатации

Недостатки

  • Низкая степень остойчивости на полном ходу
  • Заливание брызгами
  • Жесткий ход
  • Недостатки конструировани

Фото лодки Казанка:

История и цели создания

В послевоенные годы произошел прорыв в индустриализации. Заводы ориентировались уже не только на оборонную промышленность, но и начали выпускать товары для граждан.

Первые моторные глиссеры производились на авиастроительном заводе, так как дюралюминиевый сплав, характеризующийся легкостью, прочностью и устойчивостью к коррозии, обрабатывался и штамповался только на специальном оборудовании. В 1955 году Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова впервые представил миру мотосудно из Д16, выпускаемое массовой серией по всему СССР. Это появление было настолько своевременным, что конкурентов у судна не было еще в течение 10 лет. Серийная модель была хороша пониженной чувствительностью к увеличению нагрузки, ей требовалось немного усилий для вывода в глисс, а в моторах, мощностью более 15 л. с, она не нуждалась.

Видео лодки Казанка:

В процессе ее освоения пользователями, выяснилось, что имеется масса серьезных недоработок.

  1. Самый ощутимый — небольшой коэффициент остойчивости на полном ходу. Как оказалось, в этом случае моторный транспорт имел недостаточную осадку, и при повороте имел свойство переворачиваться. Дополнительным фактором, усиливающим эффект, стал изгиб боковых стенок внутрь. Дошло до того, что в 1970-х поездки на данном плавсредстве были запрещены на большинстве водоемах
  2. В оверкиле, вследствие непродуманного распределения гермоотсеков, судно принимало вертикальное положение и мотор портился
  3. Конструкторы не потрудились сделать брызгоотбойник, поэтому происходило заливание кокпита водой от брызг
  4. Жесткий ход из-за перегрузок глиссирующего плоского днища приводил к ослаблению клепок
Читайте также:  Ремонт гидроусилителя руля грузовых автомобилей

Перечисленные недостатки стали ступенью к новой, усовершенствованной версии и дали начало лодочному модельному ряду, который выпускался до 1978 года. В зависимости от строения и оборудования существует много конструкций казанок промышленного производства, а также доработанных мастерами–любителями. За весь период существования данной мотолодки во всех ее версиях было произведено больше, чем 200 тысяч торговых единиц.

Таблица характеристик

Основные характеристики моторки, в сравнении со следующими ее модификациями, выигрывают в весе, остаются на равных условиях в грузоподъемности и вместимости, но проигрывают в мореходных качествах.

Длина наибольшая, м 4,63
Ширина наибольшая, м 1,24
Высота борта на миделе, м 0,68
Угол килеватости днища на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг 138
Грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4
Материал корпуса Д16
Мореходность (высота волны), м 0,2

Внешний вид и особенности конструкции

Лодка казанка имеет довольно неплохие технические характеристики. Корпус обшит клепаным способом 1–миллиметровыми листами из дюралюминия по бокам и на палубе, дно имеет 1,8 мм. В местах соединения металлических листов проложена тиоколовая лента, которую применяют в авиационной промышленности, выполняющая роль герметика.

Плоское днище, совмещенное с остроскулыми обводами, как правило, приводит к возникновению ощутимых ударов при поездке на волне. Даже если она будет умеренной, водитель вынужден сильно уменьшать скорость, во избежание повреждений конструкции из дюралюминия. Толщины Д16 недостаточно для того, чтобы выдерживать подобное дельфинирование. В остальном, сплав дает такие положительные качества лодке казанка, как: легкий вес, способность сопротивляться ржавчине и увеличенная прочность. Проблема всех плавсредств, изготовленных клепаной конструкцией — клепки ослабляются и могут создать потенциальную возможность разгерметизации. Наблюдались случаи поломки носовых шпангоутов у судов с таким строением.

Форпик разделен на две части: герметичный блок, заполненный воздухом, и отсек для хранения багажа во второй переборке, с запирающейся на замок дверцей. В отсек плавучести, обеспечивающий непотопляемость водного транспорта, есть доступ благодаря люку, не пропускающему воду. На палубе положены деревянные настилы. Бока укреплены продольными реданами. На линии соединения бортовой и днищевой обшивки нет брызгоотбойника, что доставляет неудобства тем, кто находится в катере. Высоты борта недостаточно для их защиты, и в дальнейших моделях, она увеличится до 80 см.

Транец не самоотливной формы, усилен бакелитовой фанерой, рассчитан на один двигатель. Маломощные ПМ весят поменьше и транцевая плита их держит хорошо. Угол килеватости провоцирует разбрызгивание воды из–под катера, что, в свою очередь, приводит к накоплению ее в подмоторной нише и усложняет управление. В дальнейших линейных экземплярах килеватость повышена до 7°, но затем снижена до 5°.

Схема

Оборудование и комплектация

Самые первые моторные лодки из серии Казанка не были оснащены ветровым стеклом. Их изготавливали и монтировали обладатели плавсредств своими силами, по мере необходимости. Собственноручное остекленение можно выполнить, изготовив рамку нужной формы из нержавеющей трубы. Сгибают ее в трубогибе, засыпав сухой песок в середину, а концы закрыв деревянными затычками. Затем вырезают стекло по размеру и вставляют в окантовку. Последний штрих — монтируем на место при помощи заклепок.

В комплекте с мотосудном шли 2 деревянных весла с уключинами, и одно кормовое, из того же материала. Слани, в количестве 3 штук, покрывали все обитаемое пространство палубы. На случай ремонта прилагалась особая «аптечка»: пластина из Д16, уплотнительная лента и запас заклепок.

Обитаемость

Мотолодка модификации Казанка удобна для спокойных прогулок. Ночлег в ней затрудняется сравнительно маленькой шириной кокпита — 1,24 м. Учитывая, что вместимость глиссера 4 человека, все они не имеют возможности одновременно расположиться в нем для сна.

Места для хранения личных вещей и инструментов предусмотрено недостаточно. Обладателям приходится самостоятельно мастерить шкафчики по бокам бортов для устранения проблемы.

Габариты: ширина, длина — позволяют удобно разместиться на двух передних жестких сиденьях и задней деревянной скамье 4 пассажирам. Рыбалка с катера в спокойную погоду доставит массу удовольствия участвующим, так как остойчивость на стоянке вполне приемлемая.

Перевозка лодки

Параметры лодки Казанка делают ее слишком громоздкой для транспортировки на крыше автомобиля. Поэтому необходимо приобрести или изготовить своими руками специальный лодочный прицеп. При покупке данного приспособления следует следить за тем, чтоб подвеска была с должной степенью аммортизации. В противном случае, в процессе перевозки, возможны поломки транца, дна и даже машины.

Не рекомендуется возить двигатель в верхнем откинутом состоянии, так как создается слишком большая нагрузка на транец. Если нет другого выхода, желательно подложить деревянный брусок под ПМ, подходящий по размеру.

Непотопляемость

Главное отличие лодки Казанка от последующих двух моделей — низкая степень остойчивости. Непотопляемость обеспечивал блок плавучести в форпике с воздушной подушкой. Однако, на полном ходу кормовая часть корпуса заливалась водой и становилась тяжелее. По причине маленькой высоты бортов судно было очень неустойчиво при выполнении маневров или поворотов и уходило в оверкиль.

Исправить ситуацию помогала установка наделок булей или фальшборта. Они представляли собой водонепроницаемые, пустые внутри, детали из АМг 5. Их крепили к обеим сторонам кормы, на таком расстоянии от скулы: 160 мм на транце и 180 мм в носу. Совместный объем двух булей — 52 литра. Более поздние экземпляры были заполнены изнутри пенополистиролом. Дополненная таким образом, мотолодка становилась шире в задней части до 2 метров. Это значительно увеличивало ее непотопляемость.

Ходовые качества

В технических характеристиках заводского паспорта лодки Казанка имеются рекомендации не совершать поездки при волнении 2 балла и выше. Мореходные качества катера недостаточны, поэтому выход разрешен в просторы рек, большие или маленькие озера и водохранилища.

Эксплуатация моторок допускается при удалении от береговой линии, не заходя далее 1500 м. При 10–15 км/ч мотобот хорошо управляем, имеет легкий выход в глисс без дополнительного оборудования. Максимальная скорость плавсредства с «Москвой» — 25 км/ч.

Модернизировать мотосудно с целью увеличения его скорости можно по–разному. Первый вариант — установка подводных крыльев. С ними глиссер разгоняется вдвое быстрее при полной загрузке. Исследования показали, что данные улучшения помогают свободно идти по волнам, высотой до 30 см. Крылья вырезают из металлической трубы: делают из ее кусков полосы, придают им необходимую форму, сваривают и крепят болтами к корме, иногда к носу. В 60-е годы крыльевые устройства изготавливали с откидным механизмом и разделяли их на плоские, V–образные и трапециевидные. Днище при глиссировании с крыльями идет над поверхностью воды, лишь малая часть корпуса мотосудна остается в воде, соответственно, расход топлива становится меньше.

Таблица скоростей

Для данной мотолодки подходят моторы «Вихрь–20», «Москва–10», «Ветерок–8М», «Меркурий–10», «Нептун 23», «Парсун 9,8 (5,8)», «Honda BF 20» и другие. 20–сильный Вихрь разгоняется до 40, а с Хондой до 39 км/ч.

Загрузка, чел. ПМ «Москва», л. с. Скорость, км/ч
С полной загрузкой 10 12
максимальная

Под мотором

Моторные лодки из линейного ряда Казанка предназначены только для средней мощности ПМ, л. с. 10 или 15. Для двигателей немного посильнее необходимо основательно усилить подмоторную нишу. Предел для тонкой обшивки дна 25 км/ч, иначе крепление клепок ослабнет или они вообще сотрутся со временем.

Под веслами

Мотобот оснащен родными веслами из дерева с уключинами. На бортах предусмотрены отверстия под них. Кормовое весло изначально входило в комплект, дополняя его. Сегодня можно купить изделия из пластмасса, дерева, дюралюминия, а также комбинированные.Весла необходимы для того, чтоб тихо подойти к берегу, для бесшумного перемещения во время рыбалки, расчистки воды от засоров и на случай непредвиденной поломки двигателя.

На волне

Как указывалось выше, при волнении глиссер ведет себя неустойчиво, угрожая перевернуться. Исправить положение помогают були и подводные крылья, восстанавливая недостатки конструкции.

На мотобот могут устанавливаться 2 паруса, совершенно меняя его гидродинамику. Площадь их вкупе не должна быть более 7 м2. Для этого нужно добавить руль, киль, грот и латы для поддержки задней шкаторины. Мачта ставится непосредственно за переборкой отсека в форпике. моторка даже может идти под определенным углом к ветру.

Купить лодку “Казанка ”, успевшую стать народным “бестселлером”, можно на Авито или любом другом сайте. Стоимость товара зависит от его состояния и изношенности. Продажа б/у суден начинается от 10 тысяч рублей и доходит до 120. При наличии ПМ сумма возрастет на 17—20 т. р. и больше. Самые дешевые представители серии, конечно, продаются без стекол, оборудования и др.

Отзывы

Отзывы владельцев чрезвычайно контрастны: от резкого негатива до восторженного позитива. На форумах есть множество пострадавших от плохой остойчивости на воде, чьи мотоботы утонули в процессе поездки. Но если использовать их исключительно по назначению и соответственно тех. характеристикам, то глиссер справляется со своими обязанностями.

Тюнинг

О тюнинге первой вариации можно написать несколько томов книг. Исходя из конструктивных недостатков, хозяева изгалялись, как могли. Доработки в виде наделки булей, подводных крыльев, монтирования ветрозащитной системы и фальшборта были только разогревом. Умельцы додумались до оснащения глиссера парусами. Переделка своими руками подмоторного отсека, кокпита и панели управления для максимального удобства выполняется почти каждым капитаном, об этом подробно расписано на специализированных сайтах.

Заключение

Катер является неплохим вариантом для прогулок, если использовать его не в качестве скоростного глиссера, а для служебных обязанностей, ловли рыбы или дневных походов. Мотолодка была премьерой в промышленном масштабе, первой в своей серии и новичком в дюралюминиевом судопроизводстве, полюбившимся на долгие годы своему потребителю.

Читайте также:  Сузуки гранд витара расход масла по паспорту
Оцените статью