Тест драйв линкс снегоход

Своим путем: тест снегоходов Lynx

О том, что некогда независимый производитель снегоходов Lynx теперь принадлежит BRP, финны вспоминать не любят. Да, в рамках единого концерна они вынуждены унифицировать собственные машины с другой техникой. Но при этом каждый раз обязательно подчеркивают, что их продукт оригинален и обладает неповторимым характером.

Само собой, поводов для гордости у финнов хватает. Первый снегоход марки Lynx покинул производственные корпуса компании Velsa Oy в городке Курикка всего через восемь лет после того, как Жозе-Арманд Бомбардье наладил массовый выпуск своих Ski-Doo. А в самом начале восьмидесятых, после переезда в новые корпуса в сердце Лапландии, в городе Рованиеми, на престиж марки стали работать многочисленные победы первой спортивной модели GLS 3300 на снегокроссовых трассах. Причем ранние награды завоеваны еще с предсерийным прототипом…

Не потому ли, поглотив финскую компанию в 1993 году, канадская BRP (тогда Bombardier Inc.) с «сокращением издержек» решила не перебарщивать – и в духе российских политиков той поры дала «Линксу» столько суверенитета, сколько тот способен проглотить? Так что главной целью новообразованного скандинавского филиала стало создание машин под специфику условий стран Балтии и Северной Европы.

Впрочем, про законы экономики канадцы тоже не забыли. Все современные платформы Lynx созданы при участии материнской компании: спортивная RE-X есть не что иное, как модифицированная «скидушная» Rev-XP, а утилитарно-туристическая L-XU в корне имеет хорошо известное шасси Rev-XU. Искать отличия во внешнем виде облицовок не стоит – они-то как раз выполнены в едином корпоративном стиле, с острыми рублеными гранями. Свобода инженерной мысли проявилась в большей мере в конструкции подвесок.

Финская гордость – задняя подвеска PPS (Pauli Piippola Suspension), получившая название в честь известного скандинавского экс-гонщика, а ныне конструктора Паули Пииппола. Линксовцы говорят, что ее основное преимущество не в энергоемкости и надежности, а в обеспечении правильного распределения массы и сцепления гусеницы независимо от нагрузки. Правда, повышенный запас прочности негативно отразился на массе агрегата: даже при всех ухищрениях подвеска PPS финских снегоходов заметно тяжелее аналогов Ski-Doo.

Тем не менее, несмотря на грузность, она была признана удачной и с 2007 года в разных вариациях прописалась на всех моделях Lynx. И, прежде всего, на спортивных и близких к ним снегоходах, включая семейство для глубокого снега BoonDocker. С этого года в линейке «Бундокеров» силовых агрегатов два: компанию уже проверенной двухтактной «двойке» Rotax с непосредственным впрыском объемом 800 см³ составила младшая сестра о 600 «кубах», цель которой – заполнить нишу фрирайдовых машин относительно бюджетной версией.

Последнюю как раз и привезли на презентацию Lynx 2013-го модельного года в Мурманск. Рецепт «дауншифтинга» несложен: в ту же самую «тележку» втыкаем двигатель послабее, амортизаторы подешевле и чуть-чуть зауживаем колею лыж – все, новое блюдо готово. Острота ушла, а вкус лишился ярких оттенков? Вовсе нет: в темпераменте появилась сбалансированность.

Пусть от нажатия на курок газа 600-кубовый мотор не наливается яростью, а «всего лишь» напористо выталкивает вперед, загребая 146-дюймовой гусеницей с увеличенными до 59 мм грунтозацепами. Пусть на пухляке для активного бундокинга все также требуется твердая и уверенная рука. Пусть строптивости все еще хватает с лихвой. Но за счет более узкой колеи и изогнутых шпинделей перекладывать в глубоком снегу «шестисотый» BoonDocker стало несколько проще, чем прошлогодний «восьмисотый».

Читайте также:  111 мотор мерседес устройство

Заваливаешь его на бок – и газ, газ, газ! Хотя легкости вальсирования на целине, какую испытываешь верхом на Ski-Doo Renegade Backcountry X, ему все-таки недостает… Зато с подвеской PPS-3700 можно ходом влетать на любые косогоры. На ухабистой более-менее укатанной трассе, где гостеприимные хозяева заблаговременно соорудили «гребенку» с полуметровыми горбами – полный газ. И-и-и…

Ничего! Вместо удара – мягкий толчок и приземление. Никаких утомительных раскачек или жестких пробоев. Следующий прыжок – и то же самое. BoonDocker проглатывает все не поперхнувшись. Каждый раз возвращается на землю не просто мягко – комфортно! И в горах он на голову выше своего канадского кроссоверного собрата. Полуторакилометровый траверс вдоль склона – что игра на детской площадке.

Жаль, на презентацию в Мурманск российские дистрибьюторы не привезли главную ударную силу Lynx на фронте целинных снегоходов – BoonDocker 3900 DS 800R E-TEC, чью подвеску системы PPS-3900-DS инженеры компании создавали с прицелом на горы и фрирайд. Если верить иностранным коллегам, заложенного в ней потенциала вполне хватает, чтобы на равных конкурировать с признанными фаворитами горной категории.

Однако при всей бесспорной привлекательности львиную долю прибыли компании приносят вовсе не «спортсмены», а утилитарники. Один из них – новый Lynx 69 Yeti Army 600 E-TEC. Модернизированный «армеец», пришедший на смену Yeti Pro Army V-800, построен на платформе L-XU, которая вытеснила архаичную Yeti II. Под капотом у него такой же «двухтактник», что и на младшем «Бундокере». Но условия его работы совсем иные: масса – в лучшем случае паспортные «сухие» 311 кг, вариатор – утилитарный, с трансмиссией Syncro и понижающим рядом для буксировки груженого прицепа.

Подвески? Если не считать фирменной задней PPS-6900-A, то изысков никаких. Спереди так вообще стоят простейшие телескопические стойки LTS. Никакой рычажки, никакой разлагающей роскоши! Да она здесь, по сути-то, и не нужна. Воин обязан быть выносливым и неприхотливым. Точка. Преимущества незамысловатых решений осознаешь в первую очередь в лесу, когда, маневрируя между близко стоящими деревьями, перестаешь задумываться о риске зацепить и, следовательно, повредить рычаги. Ведь их нет!

Расплачиваться приходится, к сожалению, управляемостью. Заправить его в крутой поворот – это, как сказать… литерный поезд идет только прямо! Под газом широченная гусеница тащит его мимо виража, невзирая на команды рулем. Упертый «вояка» меняет направление лишь накатом…

Частично эта фамильная черта «супер-вайдтраков» компенсируется поведением в полях, где снега по пояс и выше – при должной сноровке ездока он способен даже рулиться и заваливаться. И, кстати, по сравнению с предшественником, ставить на дугу его немного легче, в том числе и благодаря пересмотренной эргономике: на нем удобно стоять, сидеть и свешиваться.

Но если не гнаться за очередными дозами коктейля, замешанного на адреналине и эндорфине, то и противоречий никаких. Главная задача Lynx 69 Yeti Army – проползти на пузе там, где бронепоезд не промчится. И при возможности дотащить сани с бесценным скарбом в целости и сохранности.

Помимо Yeti Army, в партии трудяг состоят и другие снежики на той же платформе – например, Lynx 69 Ranger Alpine 4-TEC. Еще один «широкогусеничник», но мотор другой – 1200-кубовая четырехтактная «тройка» Rotax. Мощность и крутящий момент у этого большеобъемного сердца значительно выше, чем у «Йети» или «Бундокера»: 130 л.с. и 119 Нм. Но больше и масса – три с половиной центнера. Зато каков характер двигателя! Ровный, напористый. Кажется, запас сил и тяги неиссякаем.

Читайте также:  Какие части двигателя смазываются под давлением

Вы видели когда-нибудь, как летают тяжеленные чугунные утюги? Нет? А как поднимается в воздух транспортный самолет АН-124 «Руслан»? Тоже не приходилось лицезреть? Неважно – забудьте! Когда после короткого разбега сверхмассивный «Альпин» отрывается от земли и где-то с пару секунд пытается поспорить с законом всеобщего тяготения, это выглядит весьма похоже.

Надо сказать, впечатляющее зрелище. От невесомости гадко сосет под ложечкой. А затем – ба-бах! – и окрестные деревеньки подпрыгивают в такт приземлившемуся снегоходу. Сам удар и последующий подброс хоть и чувствуешь, но с водительского места они не кажутся разрушительными – во многом из-за фирменной «тележки» PPS-6900-F с задними спаренными амортизаторами.

А как он на ровной укатанной поверхности дрифтит! Нет, без шуток.Стоит в повороте резче нажать на курок газа – и вот сквозь вираж ты уже протаскиваешь Lynx боком, по-спидвейному. Разве что ногу не выставляешь. Меж тем, о чем это я? Какие такие прыжки? Какая езда в заносе? Ведь и незрячему очевидно: не для лихачеств был создан Ranger Alpine, а для тяжелой работы. Вон как ощетинился стальными бамперами и прочими балками. Чего один уникальный горный тормоз стоит! Да и багажник – на зависть многим. Серьезный настрой.

Из традиционной картины труженика выпадает только передняя подвеска на А-образных рычагах. На первый взгляд, как-то не очень практично – обычно на таких машинах стоят телескопические стойки. Но рычажная подвеска при помощи набора из списка опций позволяет менять размер колеи: с «условно горных» 1075 до «равнинных» 1167 мм. Правда, утилитарный имидж сказывается на способности «альпийца» преодолевать глубокий снег: финская «рысь» проявляет чудеса непотопляемости и плывет по снежной глади строго вертикально, всячески сопротивляясь любым попыткам наклониться. Что в целом тоже свойственно «вайдтракам».

Но единая платформа L-XU со сверхширокой гусеницей и одинаковая ротаксовская «тройка» делают их характеры, за некоторыми нюансами, крайне похожими. До такой степени, что впору называть близнецами.

Итог

Так или иначе, но глобализация и унификация в современном мире стала обыденностью. Настолько, что техника разных марок, собранная, словно из кубиков, на базе одних агрегатов, встречается повсеместно. Но говорить о том, что снегоходы Lynx есть продукт банального бедж-инжиниринга, отличающегося от Ski-Doo одними эмблемами, все-таки нельзя. Финны вложили в них свой дух. Дух Северной Европы.

Тест-драйв Lynx Xtrim Commander Touratech 800R E-TEC ECS Traveller: как Range Rover, только снегоход

Тройной удар

Первый раз мы удивились, когда финны впервые выкатили модель Commander на обозрение благодарной публики. К утилитарной платформе REV-XU они привинтили переднюю подвеску от горных и спортивных моделей. Получился этакий гибрид грузовика и болида Формулы-1.

Буквально через год пришла пора удивляться снова. На Xtrim Commаnder установили самый мощный в линейке двигатель – двухтактный Rotax 800R E-TEC мощностью почти 170 л.с.! Вот это было действительно круто! «Кондовая» утилитарная ходовая, спортивная подвеска и – гоночный мотор. Получился летающий грузовик, способный заткнуть за пояс многие «спорты».

Прошел еще год, и финны снова удивили. Как можно улучшить и без того навороченный сверх всякой меры снегоход? Правильно. Обвесить его тюнингом. Вот здесь и возникает новое в снегоходном мире слово на букву «Т» – «Touratech». Но обо всем по порядку. Сначала более подробно о самом снегоходе.

Читайте также:  Двигатель газ 3307 горит давление масла

Итак, финское подразделение канадской компании BRP выпускает множество разных снегоходов, от кроссовых до туристических, и, естественно, не обходит стороной и новые тенденции в снегоходостроении, например, столь популярные ныне кроссоверы. Lynx Xtrim Commander – один из них.

Снегоход построен, повторюсь, на утилитарной платформе REV-XU. Для справки – на ней же строятся такие сугубо утилитарные модели, как Lynx Yeti Army и их канадские братья Ski-Doo Skandiс. Отличия – в рычажной подвеске лыж вместо привычной для «утилитарников» телескопической и более серьезная задняя подвеска с большими ходами и более навороченными амортизаторами.

В этом же году из кроссовера, то есть машины, совмещающей в себе черты утилитарного снегохода и аппарата для покатушек, сделали настоящего «туриста». Да такого, что ему теперь могут позавидовать даже чистокровные «туристы» вроде Ski-Doo Touring или Lynx Advеnture GT!

Техника

Xtrim Commander Touratech Traveller, как и положено машине такого класса, оборудован тем самым 170-сильным «двухтактником» Rotax 800R E-TEC. Мотор имеет мало общего с тем образом, что себе представляет большинство обывателей при упоминании слова «двухтактник». Двухцилиндровый мотор, естественно, имеет жидкостную систему охлаждения, а за смесеобразование отвечает система прямого впрыска топлива. Причем бензин впрыскивается непосредственно в камеру сгорания, в тот момент, когда поршень уже перекрыл все впускные и выпускные окна в стенках цилиндров. Благодаря этому достигается потрясающая экономичность и высочайшая стабильность работы.

Никаких привычных «тран-тан-тан-тан» с пропусками рабочих тактов нет. Мотор работает ровно и тихо, как иной «четырехтактник». Разумеется, никаких проблем с запуском в любой мороз. Тронул кнопку, и мотор оживает. А уж что он делает на ходу – просто фантастика. Тяжелую машину, даже с пассажиром и багажом, этот движок «выстреливает» как камень из пращи. 170 «лошадей» хватает с избытком в любой ситуации. Тут главное – не перестараться с газом: несмотря на утилитарную гусеницу, тяжелый снегоход зарывается в снег в мгновение ока.

Кстати, о гусенице – как и положено тяжелому кроссоверу, построенному на утилитарной платформе, оснащен он «гусянкой» вполне привычных «утилитарных» габаритов. 154 дюйма (3 923 мм) в длину и 500 мм в ширину. А вот высота «зубов» гусеницы – чуть выше, чем у «утилитарников», и составляет 44 мм. Хотя, на мой взгляд, 800-кубовый двигатель справился бы и с более «зубастой» гусеницей. Да и туристическая направленность машины говорит о том, что ему на роду написано ездить не только по ратраченным дорожкам, но и в нетронутый «пухляк» придется забираться регулярно. А в глубоком снегу высота снегозацепа на гусенице никогда лишней не бывает. Однако оставим фантазии о скрещивании тяжелых кроссоверов с горными гусеницами. Тем более что с BRP-шников станется – глядишь, сделают и такой гибрид через год-два.

Немецкий тюнинг

Но вернемся от фантазий к нашему Туратеку. Несложно догадаться по фото, чем этот аппарат отличается от множества традиционных туристических снегоходов. Никто уже не удивляется мотоциклам, обвешанным алюминиевыми кофрами и прочим тюнингом, помогающим в дальних странствиях. Есть множество фирм, специализирующихся на выпуске туристического тюнинга для мотоциклов и квадроциклов, удивительно, что до недавнего времени эти компании практически полностью обходили своим вниманием снегоходы.

Ситуацию переломили BRP и, пожалуй, ведущая мировая фирма, выпускающая «дальнобойный» тюнинг, – немецкая компания Touratech. Компания давно и плотно сотрудничает со многими производителями мототехники и делает, в частности, «заводской» тюнинг и аксессуары для мотоциклов BMW. Так что опыт у конторы феноменальный. Именно в сотрудничестве с немцами канадская фирма и создала этот действительно «дальнобойный» снегоход.

Оцените статью